МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической
деятельности
____________________Г. А. Папуткова
«______» _________________20____г.
Направление подготовки: 051000.62 Профессиональное обучение по отраслям
Профиль подготовки: Экономика и управление
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Н. Новгород
2013
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 051000 Профессиональное обучение по отраслям, утвержденного «22» декабря 2012г., номер государственной регистрации 781.
- Учебного плана по направлению 051000.62 Профессиональное обучение по отраслям, профилю подготовки экономика и управление, утвержденного «08» июня 2010г.
Рабочая программа по дисциплине «Практическое (производственное) обучение» принята на заседании кафедры «экономики организации», протокол
№ ______ от «_______» ______________ 2012г.
Разработчик: к.соц. н., доцент / О.А. Немова
СОГЛАСОВАНО
Зав. кафедрой «Экономики организации»
_________________/ В.П.Кузнецов/
«____»_______________2013г.
СОГЛАСОВАНО
Зав. выпускающей кафедрой
«Экономики организации»
________________/В.П.Кузнецов/
«___» ___________2013г.
СОГЛАСОВАНО
Директор библиотеки
_________________/_______________/
«____»_______________2013г.
-
Цели и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины «Практическое (производственное) обучение является изучение теории и практики этики и психологии деловых отношений для обеспечения овладения студентами знаний и навыков в области деловой коммуникации, необходимых для успешной профессионально-педагогической деятельности.
Система внутрифирменного обучения как инновационный ресурс организации
... рыночной экономики требуют постоянной эволюции в компетенции работников, в том числе потенциальной, которую необходимо развивать. В США и в странах Западной Европы профессиональное обучение взрослых ... с последующей рефлексией группового процесса. Деловые и ролевые игры, анализ проблем организации. 3. Развитие межличностной и внутрифирменной коммуникации, формирование навыков преодоления конфликтов. ...
По результатам освоения дисциплины бакалавр способен решать следующие профессиональные задачи:
— организация процесса обучения рабочих с применением эффективных методик организации и профессиональной подготовки;
— участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой);
— освоение основных закономерностей общения и способов управления группой;
— управление работой команды исполнителей для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
— понимание сути профессиональной этики педагога, экономиста и менеджера;
— овладение техникой, приемами и правилами составления документации адекватных коммуникационной задаче;
— планирование и проведение различных видов и типов занятий по теоретическому и практическому (производственному обучению).
2. Место дисциплины в структуре ооп впо
Цикл, к которому относится дисциплина: профессиональный.
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:
— гуманитарного блока (история, философия, социология, общая психология, культурология, маркетинг, менеджмент и т.д.).
— математического и естественнонаучного (общенаучного) цикла (возрастная физиология и психофизиология);
Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: возрастная физиология и психофизиология.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:
ОК-2 – осознанием ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии), проявляет понимание их смыслов и значений, высказывает свое отношение к каждой ключевой ценности профессии, демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся);
ОК-5 – способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности;
ОК-6 – готовностью к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений;
ОК-8 – готовностью к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию;
ОК-10 – владением способами формирования идеологии, освоения и приумножения культуры у обучающихся ОУ НПО и СПО, оказанием помощи в мировоззренческом самоопределении и становлении личности будущего рабочего (специалиста;
В результате освоения данной дисциплины студент должен:
Знать:
— специфику психологического и этического компонента гуманитарного знании, его структуру и социальную роль, которое оно играет в обществе, а также место, которое содержание предмета психологии и этики деловых отношений занимает в системе научного знания;
— основные теории взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами.
Уметь:
— анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению эффективности;
— добросовестно исполнять профессиональные обязанности и соблюдать основные принципы и правила профессиональной этики педагога;
— владеть культурой мышления, способностью к анализу и различных синтезу информационных потоков, постановке целей и выбору путей её достижения.
Владеть навыками:
— способностью анализировать значимые социально-экономические, политические и духовно-нравственные процессы, происходящие в современном российском социуме;
— владеть навыками профессионально-педагогической и деловой коммуникации.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Всего зач.ед. |
Всего часов |
Семестр 2, 3, 4 |
Общая трудоемкость дисциплины |
11 |
396 |
396 |
Аудиторные занятия |
228 |
228 |
|
Лекции |
57 |
57 |
|
Практические занятия |
171 |
171 |
|
Самостоятельная работа |
168 |
168 |
|
Вид итогового контроля |
Зачет, зачет, экзамен |
5. Содержание дисциплины
5.1. Тематический план
Раздел дисциплины |
Количество часов |
Итого по разделам дисциплины |
||
Лекции |
Практи-ческие занятия |
Самостоя-тельная работа |
||
|
18 |
56 |
56 |
130 |
1.1. Предмет, основные задачи понятия и задачи психологии и этики делового общения |
1 |
3 |
3 |
7 |
1.2. Этика и социальная ответственность организации |
1 |
3 |
3 |
7 |
1.3. Управление этическим уровнем организации |
1 |
3 |
3 |
7 |
1.4. Деловая этика в российском бизнесе |
1 |
3 |
3 |
7 |
1.5. Профессиональная этика педагога. |
1 |
3 |
3 |
7 |
1.6. Проблемы этики и психологии общения в истории философской и психологической мысли |
1 |
3 |
3 |
7 |
1.7. Русские мыслители о духовно-нравственных аспектах хозяйственной деятельности. |
1 |
3 |
3 |
7 |
1.8. Психическая структура личности и практика делового общения |
1 |
3 |
3 |
7 |
1.9. Детерминация поведения личности в деловом общении. |
1 |
3 |
3 |
7 |
1.10. Деловое общение и психодиагностика. |
0 |
2 |
3 |
5 |
1.11. Деловое общение в рабочей группе |
1 |
3 |
3 |
7 |
1.12. Стиль и социально-психологические проблемы руководства. |
1 |
3 |
3 |
7 |
1.13. Основные этические принципы и нормы деловых отношений. |
1 |
3 |
3 |
7 |
1.14. Деловая этика в российском бизнесе. |
1 |
3 |
3 |
7 |
1.15. Этика деятельности организации в условиях рыночной экономики. |
1 |
3 |
3 |
7 |
1.16. Этика деятельности руководителя |
1 |
3 |
3 |
7 |
1.17. Правила конструктивной критики и принципы восприятия критики. |
0 |
4 |
3 |
7 |
1.18. Стиль и социально-психологические проблемы руководства |
1 |
3 |
3 |
7 |
1.19. Конфликты и пути их разрешения |
1 |
1 |
1 |
3 |
1.20. Стрессы |
1 |
1 |
1 |
3 |
Раздел 2. Общение как инструмент психологии и этики деловых отношений |
20 |
58 |
56 |
134 |
2.1. Деловое общение как область социальной практики |
2 |
6 |
6 |
14 |
2.2. Детерминация поведения личности в деловом общении |
2 |
6 |
6 |
14 |
2.3. Этика делового общения |
2 |
6 |
6 |
14 |
2.4. Основные виды делового общения. Психология общения |
2 |
6 |
6 |
14 |
2.5. Деловые беседы, переговоры, совещания и презентации |
2 |
6 |
6 |
14 |
2.6. |
2 |
6 |
6 |
14 |
2.7. Неформальное общение в деловых отношениях и его особенности |
2 |
6 |
6 |
14 |
2.8. Трудности и дефекты общение в деловых отношениях. Эффективное общение |
2 |
6 |
6 |
13 |
2.9. Проблемы делового общения и их преодоление |
2 |
6 |
6 |
14 |
2.10. Манипуляции в деловом общении |
2 |
4 |
2 |
8 |
Раздел 3. Этика и этикет деловых отношений. Профессиональная этика педагога |
19 |
57 |
56 |
132 |
3.1. Бытовой и деловой этикет: сходства и отличия |
1 |
8 |
5 |
14 |
3.2. Приветствие, представление и закрепление знакомства |
1 |
8 |
5 |
14 |
3.3. Визитная карточка в деловом общении |
1 |
8 |
5 |
14 |
3.4. Имидж делового человека. Представительское общение |
2 |
7 |
5 |
14 |
3.5. Нормы делового этикета на презентациях, выставках, ярмарках |
2 |
7 |
5 |
14 |
3.6. Презентации и нормы делового этикета |
2 |
7 |
5 |
14 |
3.7. Этико-психологические аспекты организации встреч, симпозиумов, совещаний |
2 |
1 |
5 |
8 |
3.8. Деловые приёмы, встречи, церемониалы |
2 |
1 |
5 |
8 |
3.9. Этикет делового телефонного разговора |
2 |
1 |
5 |
8 |
3.10. Этикет деловой письменной речи (нитекет) |
2 |
1 |
5 |
8 |
3.11. Психология делового общения с аудиторией |
1 |
4 |
3 |
8 |
3.12. Психология и этика межнационального делового общения и гендерные аспекты деловых отношений |
1 |
4 |
3 |
8 |
|
57 |
171 |
168 |
396 |
5.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Теоретические основы психологии и этики делового общения
Тема 1.1. Предмет, основные задачи понятия и задачи психологии и этики делового общения. Основные принципы и понятия дисциплины «Психология и этика делового общения». Этика деловых отношений как область научного знания.
Тема 1.2. Этика и социальная ответственность организации. Социальная ответственность бизнеса. Кодексы корпоративной этики современных компаний.
Тема 1.3. Управление этическим уровнем организации. Этический кодекс. Разработка «карт этики». Этапы внедрения этических кодексов. Основные подходы к созданию этических кодексов.
Тема 1.4. Деловая этика в российском бизнесе. Актуальность освоения этики российскими предпринимателями и менеджерами. Проблемы деловой этики в современном российском предпринимательстве и менеджменте. Роль эффективного делового общения в современном бизнесе.
Тема 1.5. Профессиональная этика педагога. Основные ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности. Этический кодекс педагога. Тема 1.6. Проблемы этики и психологии общения в истории философской и психологической мысли. Мыслители древности и Нового времени о людях как о субъектах общения. Психологическое направление в социологии. Психология народов. Психология масс. Психология межличностного общения.
Тема 1.7. Русские мыслители о духовно-нравственных аспектах хозяйственной деятельности. П. Лавров, Н. Михайловский. Анализ мотивов деятельности людей.Е. Де-Роберти, Н. Кареев. Психология межличностного общения. Г. Плеханов, В. Ленин о психологическом складе социальных групп. Коллективная рефлексология В. Бехтерева. А. Ухтомский о доминанте психической деятельности человека. Д. Узнадзе об установках психической деятельности людей. Деятельностный подход в психологии. С. Рубинштейн. Культурологическая теория развития психики. Л. Выготский. Развитие психологии личности и межличностных отношений в трудах других российских ученых.
Тема 1.8. Психическая структура личности и практика делового общения. Структура психики по Фрейду. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Юнга. Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности.
Тема 1.9. Детерминация поведения личности в деловом общении. Факторы детерминации поведения личности.Макро- и микросреда личности.Динамика человеческого поведения.Ролевое поведение в деловом общении.
Тема 1.10. Деловое общение и психодиагностика. Психодиагностика и тесты. Классификация тестов. Социально-психологические исследования: виды, классификация, содержание, специфические особенности. Организация социологического исследования. Составление программы социально-психологического исследования.
Тема 1.11. Деловое общение в рабочей группе. Рабочая группа: социально-психологические особенности. Профессиональная зрелость рабочей группы.Типы взаимоотношений в системе руководитель — подчиненный. Морально-психологический климат коллектива.Классификация психотипов личностей. Проблема лидерства.Роль руководителя в становлении коллектива
Тема 1.12. Стиль и социально-психологические проблемы руководства. Стили руководства. Роль руководителя в становлении коллектива. Стиль и социально-психологические проблемы руководства. Классическая типология Курта Левина. Выбор оптимального стиля руководства: ситуационный подход. Многомерные модели стилей руководства. Психологические проблемы стилей руководства
Тема 1.13. Основные этические принципы и нормы деловых отношений. Этические принципы современного делового мира (свобода, пунктуальность, конфиденциальность, доброжелательность, внимание к окружающим, внешний облик, грамотность).
Механизмы поддержания деловой этики и контроля за соблюдением этических норм.
Тема 1.14. Деловая этика в российском бизнесе. Актуальность освоения этики российскими предпринимателями и менеджерами. Проблемы деловой этики в современном российском предпринимательстве и менеджменте
Тема 1.15. Этика деятельности организации в условиях рыночной экономики. Этика и социальная ответственность организаций. Этические нормы в деятельности организаций. Повышение этического уровня организации.
Тема 1.16. Этика деятельности руководителя. Этические нормы организации и этика руководителя. Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе. Нормы этичного поведения руководителя. Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем. Этика решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций.
Тема 1.17. Правила конструктивной критики и принципы восприятия критики. Конфликты и пути их разрешения. Функции критики как обязательной составляющей служебной деятельности. Этические требования к критике. Этические рекомендации: а) для критикующего, б) для критикуемого. Зависимость результативности критики от степени её этичности. Конфликты: структура, виды, стадии разрешения. Предпосылки возникновения конфликтов в процессе деловых отношений. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере. Правила поведения в конфликтной ситуации. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта. Варианты способы эффективного разрешения конфликтной ситуации. Понятие и природа стресса. Причины и источники стресса. Профилактика стрессов в деловом общении. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.
Тема 1.18. Стиль и социально-психологические проблемы руководства. Стиль руководства. Классическая типология Курта Левина.Выбор оптимального стиля руководства: ситуационный подход. Многомерные модели стилей руководства. Психологические проблемы руководства
Тема 1.19. Конфликты и пути их разрешения. Функции критики как обязательной составляющей служебной деятельности. Этические требования к критике. Этические рекомендации: а) для критикующего, б) для критикуемого. Зависимость результативности критики от степени её этичности. Конфликты: структура, виды, стадии разрешения. Предпосылки возникновения конфликтов в процессе деловых отношений. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере. Правила поведения в конфликтной ситуации. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта. Варианты способы эффективного разрешения конфликтной ситуации.
Тема 1.20. Стрессы. Обретение стрессоустойчивости в деловом общении. Понятие и природа стресса. Причины и источники стресса. Профилактика стрессов в деловом общении. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения
Раздел 2. Общение как инструмент психологии и этики деловых отношений
Тема 2.1. Психологические аспекты и этические принципы общения. Общие понятия о деловом общении. Деловое общение в работе менеджера. Основные точки зрения по проблемам взаимосвязи деятельности и общения, сложившиеся в отечественной и зарубежной науках. Общение в сфере психологических наук. Основные функции и формы общения. Виды общения, понятие делового общения. Этические нормы и принципы делового общения.
Тема 2.2. Психология личности в деловом общении. Структура личности, понятие архетипов. Основные характеристики личности. Психологические типы и поведение личности. Особенности национально-психологических типов личностей в деловом общении
Тема 2.3. Взаимодействие, коммуникации, техническое обеспечение делового общения. Взаимодействие и воздействие в процессе делового общения. Коммуникации в деловом общении. Техническое обеспечение информационного взаимодействия.
Тема 2.4.Вербальные коммуникации. Деловая риторика и основы публичного выступления. Организация публичного выступления. Деловая беседа. Деловое совещание. Спор в ходе делового общения.
Тема 2.5. Деловые переговоры. Понятие и организация деловых переговоров. Методы и тактика ведения деловых переговоров. Аргументация в процессе деловых переговоров. Вопросы и ответы в деловых переговорах. Слушание в ходе деловых переговоров. Организация делового разговора по телефону.
Тема 2.6. Документационное обеспечение делового общения. Документирование управленческой деятельности. Деловая и коммерческая переписка
Тема 2.7. Невербальные коммуникации. Основы невербального общения. Основные формы невербального общения. Взгляд и жесты в кинесическом невербальном общении. Контролирование процесса делового общения на основе невербальных средств
Тема 2.8. Особенности делового общения в трудовом коллективе. Понятие трудового коллектива и его основные признаки. Роль малой группы в функционировании трудового коллектива. Специфика деловых отношений в рабочих группах. Рабочая группа, эффективность ее функционирования. Психологическая структура, роли и отношения в трудовом коллективе.
Тема 2.9. Конфликт в деловом общении. Понятие конфликта, функции конфликтов и их классификация. Предпосылки и причины возникновения конфликтов в деловом общении. Развитие конфликта и поведение участников. Пути разрешения конфликтных ситуаций. Управление конфликтами и предотвращение конфликтных ситуаций. Ведение переговоров в конфликтной ситуации. Юмор как средство регулирования поведения работников.
Тема 2.10. Манипуляции в деловом общении. Технологии выявления способов и приемов манипулятивного воздействия. Организационно-процедурные манипуляции. Психологические манипуляции. Организационно-процедурные манипуляции. Правила управления манипуляциями
Раздел 3. Этика и этикет деловых отношений.
Тема 3.1. Бытовой и деловой этикет: сходства и отличия. История возникновения и развития этикета. Этапы становления этикета в России. Роль делового этикета в современном мире. Теоретическая и нормативная этика. Формирование профессиональной этики. Принципы этики деловых отношений. Общая характеристика норм деловых отношений. Профессиональная этика педагога
Тема 3.2. Приветствие, представление и закрепление знакомства. Правила приветствия в деловой сфере. Представление и титулование; виды титулов. Знаки внимания в современной деловой практике; их функции и дифференциация. Назначение подарков в современной деловой практике; их рациональное использование. Правила делового этикета, действующие при получении и вручении подарков. Подарок или взятка: основные отличия.
Тема 3.3. Визитная карточка в деловом общении. Виды визитных карточек. Приёмы вручения и опыт использования визитных карточек для поддержания деловых связей. Требования к оформлению визитных карточек.
Тема 3.4. Имидж делового человека. Представительское общение. Общая характеристика стиля: консерватизм, умеренность, аккуратность и пр. Требования к деловой одежде (ткань, цвет, фасон) и обуви, а также к причёске, аксессуарам и т.д. Особенности женской деловой одежды. Основные требования к личным качествам, манерам и внешнему облику личности представителя. Способы формирования заинтересованности потенциальных партнеров. Роль вербальной, наглядной, цифровой и графической информации в представительском общении.
Тема 3.5. Нормы делового этикета на презентациях, выставках, ярмарках. Цели и задачи презентации, её виды. Содержание презентации, методы её проведения. Требования делового этикета для фирмы, организующей презентацию, и для приглашённых. Рекомендации выступающему на презентации. Роль и место выставок и ярмарок в развитии деловых отношений.
Тема 3.6. Презентации и нормы делового этикета. Цели и задачи презентации, её виды. Содержание презентации, методы её проведения. Требования делового этикета для фирмы, организующей презентацию, и для приглашённых. Рекомендации выступающему на презентации.
Тема 3.7. Этико-психологические аспекты организации встреч, симпозиумов, совещаний. Психологические нормы деловой встречи гостя. Обеспечение доставки в автомобиле, расчет маршрута движения, порядок встречи официальными представителями принимающей стороны. Условия обеспечения психологического комфорта при организации деловых совещаний, симпозиумов, конференций; этические аспекты формального и неформального общения на деловых встречах.
Тема 3.8. Деловые приёмы, встречи, церемониалы. Роль деловых приёмов в развитии и обеспечении эффективности деловых отношений. Цель и назначение деловых приёмов.
Тема 3.9. Этикет делового телефонного разговора. Практические рекомендации и нормы делового этикета в отношении телефонного разговора. Что можно и нужно и что нельзя говорить по телефону. Методы достижения результативности телефонного делового разговора в рамках этикета. Недочеты телефонного разговора, отрицательно влияющие на имидж организации
Тема 3.10. Этикет деловой письменной речи (нитекет).
Деловой этикет в письменной речи. Особенности официально-делового стиля. Приветствия в письменной речи и личные обращения. Правила хорошего слога. Формулирование просьбы, запроса, напоминания, требования; выражение благодарности, сожаления, сочувствия, приглашения, поздравления, сообщение негативной информации с учетом бизнес-этикета.
Тема 3.11. Психология делового общения с аудиторией. Аудиторное деловое общение, его организация. Подготовка к аудиторному общению. Аудиторное общение как процесс. Роль устной речи и других коммуникативных средств в аудиторном общении.
Тема 3.12. Психология и этика межнационального делового общения и гендерные аспекты деловых отношений. Психологическое и этикетное взаимодействие представителей разных этно-национальных культур в деловом общении. Российские и зарубежные особенности делового этикета. Религиозная компонента в деловом межнациональном общении: её проявления в разных социокультурных ситуациях. Разнообразие национальных стилей ведения переговоров и поведения делегаций на них.
5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями
Наименование компетенций |
№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций |
||
1 |
2 |
3 |
|
ОК-2 |
+ |
+ |
+ |
ОК-5 |
+ |
+ |
+ |
ОК-6 |
+ |
+ |
+ |
ОК-8 |
+ |
+ |
+ |
ОК-10 |
+ |
+ |
+ |
6. Образовательные технологии
— Лекционно-семинарская- зачетная система(дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке студента в соответствии с графиком учебного плана);
— Проблемное обучение(создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности);
— Технология использования в обучении игровых методов: ролевых игр, деловых и других видов обучающих игр (развитие кругозора, познавательной и творческой деятельности, формирование лидерских навыков и способов коллективной работы);
— Технология развития критического мышления через чтение и письмо (позволяет вырабатывать у студентов критическое отношение к учебному тексту, а также различным информационным потокам).
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Основная литература:
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415с.
- Сидоров П.И., Путин, М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение: Учебник для вузов / Под ред.проф. П.И. Сидорова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 384с.
- Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник М.: Инфра-М, 20012. — 367 с.
- Ковальчук А.С. Основы делового общения Учебное пособие для студентов вузов / А. С. Ковальчук. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.- 300с.
7.2. Дополнительная литература:
1. Аминов И.И. Психология делового общения: учеб. пособие. 4е изд. – М., 2007–303с.
2. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений: Уч. пособие / Р.Н. Ботавина. — М.: Финансы и статистика, 2008.
3. Свадьбина, Т.В.Этика менеджера / Т.В. Свадьбина. — Н. Новгород: НГПУ, 2008.
4. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2007.
5. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Управление персоналом: теория и практика. Этика деловых отношений: учебно-практическое пособие / под ред. А.Я. Кибанова.- М.:Проспект, 2012. -88 с.
7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. http://azps.ru/articles/org/indexdo.html – А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов. – (16.10.2010).
2. – «Деловое общение». – (16.10.2010).
3. http://www.aup.ru/books/m161/ – Скаженик, Е. Н. Деловое общение : учебное пособие / Е. Н. Скаженик. – Таганрог : ТРТУ, 2006. – (16.10.2010).
4. http://www.bibliotekar.ru/biznes-29/36.htm – Электронная библиотека. «Менеджмент. Деловое общение. Правила ведения бесед и совещаний». – (16.10.2010).
5. – Методическое пособие на тему «Деловое общение». – (16.10.2010).
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории с мобильными партами и стульями.
Оборудование учебного кабинета: доска, мел, раздаточный материал.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.
9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формируемые компетенции и используемые оценочные средства
Наименование компетенции |
Показатель оценки сформированности компетенции |
№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций |
||
1 |
2 |
3 |
||
ОК-2 |
осознанием ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии), проявляет понимание их смыслов и значений, высказывает свое отношение к каждой ключевой ценности профессии, демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся) |
|||
Знает: основные ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности Умеет: высказать свое отношение к каждой ключевой ценности профессии Владеет: знаниями основных ценностей профессии |
Контр. вопросы |
Творческое задание |
Анализ и решение профессиональной ситуации |
|
ОК-5 |
способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности |
|||
Знает: генезис развития этических взглядов зарубежных и отечественных мыслителей на хозяйственную деятельность человека Умеет: сопоставлять взгляды мыслителей по вопросам этики Владеет: разными способами освоения и передачи культурного опыта |
Колоквиум |
Контр. вопросы |
«Деловая игра» |
|
ОК-6 |
готовностью к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений |
|||
Знает: методики диагностики и самодиагностики социально-психологических состояний как отдельно взятого человека, так и коллектива в целом Умеет: грамотно осуществлять межличностные коммуникации Владеет: навыками освоения культурного богатства |
Тест |
Тест |
Семинар |
|
ОК-8 |
готовностью к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию |
|||
Знает: правила этики делового общения, виды деловых коммуникаций Умеет: обеспечивать благоприятный психологический климат в коллективе Владеет: методами и приемами диагностирования психологического климата в коллективе |
Семинар |
Тест |
Тест |
|
ОК-10 |
владением способами формирования идеологии, освоения и приумножения культуры у обучающихся ОУ НПО и СПО, оказанием помощи в мировоззренческом самоопределении и становлении личности будущего рабочего (специалиста |
|||
Знает: способы формирования мировоззренческих установок у обучающихся НПО и СПО Умеет: оказывать помощь в мировоззренческом самоопределении и становлении личности будущего рабочего Владеет: инновационными навыками организации занятий |
Контр. вопросы |
«Деловая игра» |
Колоквиум |
Контрольные вопросы к зачету №1
- Психология и этика деловых отношений как наука.
- Сущность моральной регуляции поведения людей.
- Эволюция этических подходов к хозяйственной деятельности
- Русские мыслители о духовно-нравственных аспектах хозяйственной деятельности.
- Определение понятия этики деловых отношений.
- Межличностные отношения в группе.
- Универсальные этические принципы для современных деловых отношений
- Факторы определяющие отношения субъектов деловых отношений к этическим нормам.
- Механизм действия закономерности неопределенности отклика по модели Портера — Лоулера.
- Сущность и практическое проявление неадекватности отображения человека и неадекватности самооценки.
- Причины возникновения закономерности искажения смысла информации.
- Практические рекомендации, направленные на снижение негативных последствий действия закономерности искажения смысла информации.
- Сущность понятий психологической безопасности и психологической самозащиты.
- Основные причины усиления внимания к этической стороне деловых отношений в современном обществе.
- Этические проблемы на макроуровне и микроуровне деловых отношений.
- Социальная ответственность организации.
- Механизм влияния этики на социальную ответственность организации.
- Преимущества и недостатки политики социальной ответственности организации.
- Сущность важнейших принципов социальной ответственности организации.
- Причины, приводящие к неэтичным действиям организации.
- Необходимые меры для повышения уровня этичности в деятельности организаций.
- Этические нормы в деятельности организации.
- Назовите основные разделы правил этики организации.
- Проявление аморальности работодателя в трудовых отношениях
- Виды морали действующие в организациях нашей страны в период становления рыночных отношений.
- Меры повышения этического уровня организации и сотрудников организациями.
- Этический кодекс организаций: цель разработки и содержание.
- Авторитет руководителя: факторы, оказывающие влияние на авторитет руководителя
- Перечислите отличительные черты авторитарного руководимая от руководителя-демократа.
- Правила, которых должен придерживаться руководитель при общении с людьми
- Коллектив, личность, индивидуальность.
- Сущность экономической и социальной функций производственного коллектива.
- Содержание этапов процесса формирования и коллектива.
- Морально-психологический климат коллектива.
- Охарактеризуйте сущность методики оценки психологической атмосферы и межличностных отношений в коллективе Ф. Фидлера.
- Основные способы регулирования межличностных отношений в коллективе.
- Назовите общие функции управления, осуществляемые руководителем в своей деятельности.
- Инструментарий этики деловых отношений современного эффективного руководителя.
- Назовите характерные черты «трудного» руководителя и основные причины их проявления.
- Взаимосвязь этических правил взаимоотношений с «трудным» руководителем и правил критики ее восприятия.
- Раскройте организационные вопросы управления, помогающие нормализации отношений с руководителем.
- Техника личной работы при взаимодействии с «трудным» руководителем.
- Сущность понятия «конфликт». Конфликты: структура, виды, стадии разрешения.
- Предпосылки возникновения конфликтов в процессе деловых отношений.
- Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
- Конфликты в личностно-эмоциональной сфере.
- Правила поведения в конфликтной ситуации.
- Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта.
- Варианты способы эффективного разрешения конфликтной ситуации.
- Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации и методы их преодоления.
- Раскройте роль норм общественного поведения в решении спорных вопросов, конфликтных ситуации.
- Правила конструктивной критики и принципы восприятия критики.
- Функции критики как обязательной составляющей служебной деятельности.
- Этические требования к критике.
- Этические рекомендации: а) для критикующего, б) для критикуемого.
- Зависимость результативности критики от степени её этичности.
- Стрессы. Обретение стрессоустойчивости в деловом общении
- Понятие и природа стресса. Причины и источники стресса
- Профилактика стрессов в деловом общении.
- Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.
Контрольные вопросы к зачету №2
- Основные понятия и категории делового общения.
- Перечислите социальные функции делового общения.
- Основные принципы делового общения
- Методы воздействия на людей в процессе делового общения.
- Суть понятия «этика делового общения».
- Объяснить что такое благоприятный психологический климат в коллективе.
- Каковы условия формирующие благоприятный психологический климат в коллективе.
- Как предотвратить конфликт в деловом общении.
- Какие факторы следует учитывать в конфликтных ситуациях.
- Какие методы используются для изучения имиджа коллектива
- Что необходимо учитывать в работе над вербальным имиджем
- Какое значение имеет знание вербальных сигналов в деловом общении
- Какие вы знаете основные приемы риторики
- Как используются методы убеждения и внушения в публичных выступлениях.
- В чем проявляется культура организации делового общения
- Что такое имидж.
- Каковы основные составляющие имиджа человека.
- Как вы понимаете эффективность работы над имиджем человека.
- Какие вы можете назвать критерии имиджиирования.
- Каковы основные средства повышения эффективности в построении обязательного образа.
- Какое значение имеет самосовершенствование в формировании имиджа менеджера.
- Как проявляется этикет в деловом общении
- Что такое документ
- Перечислите основные виды служебной документации
- Каковы общие правила оформления документов.
- Какие реквизиты делового письма используются в оформлении служебной корреспонденции.
Контрольные вопросы к экзамену
- Бытовой и деловой этикет: сходства и отличия
- История возникновения и развития этикета.
- Этапы становления этикета в России.
- Роль делового этикета в современном мире.
- Теоретическая и нормативная этика.
- Формирование профессиональной этики.
- Принципы этики деловых отношений.
- Общая характеристика норм деловых отношений.
- Профессиональная этика педагога.
- Приветствие, представление и закрепление знакомства.
- Правила приветствия в деловой сфере.
- Представление и титулование; виды титулов.
- Знаки внимания в современной деловой практике; их функции и дифференциация.
- Назначение подарков в современной деловой практике; их рациональное использование.
- Правила делового этикета, действующие при получении и вручении подарков.
- Подарок или взятка: основные отличия.
- Визитная карточка в деловом общении.
- Виды визитных карточек.
- Приёмы вручения и опыт использования визитных карточек для поддержания деловых связей.
- Требования к оформлению визитных карточек.
- Имидж делового человека.
- Представительское общение: общая характеристика стиля: консерватизм, умеренность, аккуратность и пр.
- Требования к деловой одежде (ткань, цвет, фасон) и обуви, а также к причёске, аксессуарам и т.д.
- Ошибки и промахи во внешнем виде делового мужчины, которых следует избегать.
- Особенности женской деловой одежды.
- Требования к цвету, фасону, фактуре материала женской деловой одежды и обуви.
- Основные требования к личным качествам, манерам и внешнему облику личности представителя.
- Роль вербальной, наглядной, цифровой и графической информации в представительском общении.
- Требования неукоснительного выполнения обязательств, предупредительности в отношениях с партнерами.
- Психологические особенности представительских отношений в формах международно-политического и межнационального общения.
- Нормы делового этикета на презентациях, выставках, ярмарках.
- Цели и задачи презентации, её виды.
- Содержание презентации, методы её проведения.
- Требования делового этикета для фирмы, организующей презентацию, и для приглашённых.
- Рекомендации выступающему на презентации.
- Роль и место выставок и ярмарок в развитии деловых отношений.
- Задачи выставок и ярмарок. Формы и виды деловых отношений, складывающихся на выставке (ярмарке).
- Морально-психологический фон ярмарочных, выставочных и презентационных мероприятий.
- Этико-психологические аспекты организации встреч, симпозиумов, совещаний.
- Психологические нормы деловой встречи гостя.
- Ведение деловой беседы и её этапы: начало, информирование присутствующих и обоснование выдвигаемых положений, завершение.
- Подготовка и проведение делового совещания; функции и роль ведущего: организация и ведение дискуссий; этапы принятия решений.
- Рассмотрение пожеланий другой стороны; завершение делового совещания и составление его протокола, коммюнике и т.п.
- Деловые приёмы, встречи, церемониалы.
- Роль деловых приёмов в развитии и обеспечении эффективности деловых отношений. Цель и назначение деловых приёмов.
- Организация подготовки, оформления встречи: стандарты и особенности.
- Протокольная структура переговоров.
- Виды приемов. Деловой завтрак. Коктейль. Фуршет. Торжественный обед. Приглашение на прием. Основные ошибки.
- Этикет делового телефонного разговора.
- Недочеты телефонного разговора, отрицательно влияющие на имидж организации.
- Этикет деловой письменной речи.
- Деловой этикет в общении по электронной почте (нетикет).
- Психология делового общения с аудиторией.
- Психология и этика межнационального делового общения
- Российские и зарубежные особенности делового этикета.
- Религиозная компонента в деловом межнациональном общении: её проявления в разных социокультурных ситуациях.
- Разнообразие национальных стилей ведения переговоров и поведения делегаций на них.
- Гендерные аспекты деловых отношений.
- Мужской и женский стили повседневных деловых отношений: их плюсы и минусы в межгендерных конфликтах и позициях в офисах.
- Феномен «служебного романа», его влияние на деловое общение в коллективе.
16