Психолого-педагогический

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

практикум

Учебно-методический комплекс курса

Для специальности 50 703.65 — «Дошкольная педагогика и психология»

Пермь

пгпу

2008

Рецензент:

канд. пед. наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии

Пермского государственного педагогического университета Л.В. Коломийченко

Автор-составитель:

ассистент кафедры дошкольной педагогики и психологии Ю.Г. Чудинова

Психолого-педагогический практикум: учеб.-метод. комплекс курса. Для специальности 50 703.65 — «Дошкольная педагогика и психология» / авт.-сост. Ю.Г. Чудинова; Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2008. — 30 с.

В учебно-методический комплекс по дисциплине психолого-педагогический практикум составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает пояснительную записку, учебно-тематический план курса, программу курса, планы практических и семинарских занятий, темы рефератов и эссе, учебно-методическое обеспечение курса, включающее список литературы, информационный электронный ресурс и методические указания студентам.

Адресовано студентам дневного отделения, обучающимся по специальности «Дошкольная педагогика и психология».

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Чудинова Ю.Г. составление, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

Педагогический университет", 2008

Содержание

I. Рабочая программа дисциплины «Теория и методика

экологического образования детей" …

1. Цели и задачи дисциплины …

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины …

3. Объем дисциплины …

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы …

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы …

4. Содержание курса …

5. Темы и содержание семинарских занятий …

6. Примерная тематика рефератов …

7 Учебно-методическое обеспечение …

7.1. Литература …

7.2 Материально-техническое и информационное

обеспечение дисциплины …

8.3. Методические указания студентам …

Материалы, устанавливающие содержание и порядок

проведения промежуточных и итоговых испытаний …

I. Рабочая программа дисциплины «Теория и методика экологического образования детей»

1. Цели и задачи дисциплины

Психолого-педагогический практикум в рамках курса «Общая педагогика» является дисциплиной блока общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Дошкольная педагогика и психология». По своей сути он является одним из вводных предметов в системе ву­зовских педагогических курсов. От того, насколько качественно будут ре­шены образовательные, развивающие и воспитательные задачи данного этапа обучения, во многом зависит успешность реализации задач профес­сионально-педагогической подготовки в целом.

Спецификой предлагаемой учебной программы является ее ориенти­рованность на организацию активной учебно-познавательной и практической деятельности, в результате которой студенты разработают индивидуализированные модели собственного профессионального облика и про­граммы личностного профессионального становления.

Практикум требует установления широкого спектра междисциплинарных связей не только с общей педагогикой, но и с психологией, историей, культурой речи и т. д.

Цель практикума: актуализация и систематизация психолого — педагогических знаний, умений и навыков студентов по дисциплине «Общая педагогика», выработка определенного спектра профессионально — личностных качеств, формирование первоначального профессионального опыта.

Задачи практикума:

  • формировать комплексное представление о педагогической деятельности, педагогической профессии, воспитательно-образовательном процессе, особенностях его построения;
  • развивать педагогическое, критическое мышление, содействовать становлению педагогического сознания, профессиональной «Я — концепции», потребности в организации самовоспитания и самообразования;
  • содействовать становлению профессионально-педагогических мотивов и установок, воспитывать профессиональный интерес;
  • развивать умения проектировать, конструировать, моделировать, прогнозировать и т. д. в рамках педагогической деятельности;
  • содействовать накоплению профессионального опыта, овладению педагогическими технологиями;
  • способствовать развитию профессионального потенциала личности.

Успешное прохождение и освоение всего содержания практикума может способствовать овладению и накоплению первоначального профессионального опыта у студентов, создаст базу для успешного овладению другими дисциплинами общепрофессиональной подготовки, а также успешное прохождение практики.

Содержание курса включает в себя решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм профессиональной педагогической деятельности и моделирование образовательных ситуаций.

Содержание курса в полной мере соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Дошкольная педагогика и психология»:

Выписка из ГОС ВПО по специальности 50 703 (30 900) «Дошкольная педагогика и психология»:

Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности и моделирования образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические технологии и методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта. Развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала личности.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен овладеть:

Представлениями о:

  • сущности, особенностях и значении педагогической профессии, профессиональной педагогической деятельности, педагогической этики, педагогической компетентности;
  • взаимосвязях педагогических наук;
  • технологиях построения воспитательно-образовательного процесса;
  • нормативно-правовых основах существования и организации образования в РФ.

Знать:

  • основные педагогические категории;
  • теоретические основы воспитательного и обучающего процессов;
  • ведущие педагогические закономерности и принципы;
  • основные средства, методы и формы организации педагогического процесса;
  • функции и возможности социальных институтов воспитания личности.

Уметь:

  • применять основные педагогические умения: прогнозирования, анализа, проектирования, конструирования, исследовательской деятельности, педагогического моделирования и т. д.;
  • применять на практике ведущие теоретические положения педагогической науки;
  • планировать и осуществлять педагогическое общение;
  • проектировать индивидуализированные программы собственного профессионального становления;
  • самостоятельно планировать, организовывать и осуществлять учебно-познавательную деятельность;
  • моделировать и осуществлять образовательный процесс.

Приобрести навыки:

  • учебно-познавательные;
  • решения типовых задач педагогической деятельности;
  • самоанализа и самооценки учебно-познавательной, проектировочной, практической деятельности.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения: очная

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

очная

В том числе по семестрам

1

2

Аудиторные занятия

Лекции

Практические и семинарские занятия

24

24

Лабораторные работы (практикум)

-

-

-

Самостоятельная работа

24

24

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

48

Текущий контроль

Курсовая работа

-

Виды итогового контроля

Зачет — 2 семестр

Зачет

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения — очная

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия,

в том числе

Самостоятельная работа

лекция

Практ. занятия

семинары

Лабораторные

работы

Раздел 1. " Введение в педагогическую профессию"

Педагогическая профессия, ее роль в современном обществе.

2

2

Педагогическая деятельность и педагогическое общение.

3

2

1

Учитель как субъект педагогической деятельности

2

2

Подготовка и профессиональное становление педагога

2

2

Раздел 2. «Педагогика как наука»

Педагогика в системе современного человекознания

4

4

Методологические основы педагогики.

6

4

2

Раздел 3.Образование как фактор развития личности и общества.

Образование как социальный институт

2

2

Образование как педагогический процесс

4

4

Система образования в России

1

1

Раздел 4. Теория и методика обучения

Дидактика как наука

2

2

Обучение как педагогический процесс

2

2

Организация процесса обучения

2

2

Современные модели организации обучения

3

3

Виды обучения

2

2

Раздел 5. Теория и методика воспитания

Воспитание как социальный институт

2

2

Методологические основы процесса воспитания

2

2

Воспитание как педагогический процесс

2

2

Воспитательная система

2

2

Самовоспитание личности

1

1

Педагогика межнационального общения

2

2

4. Содержание курса

Раздел 1. «Введение в педагогическую профессию»

Тема 1. Педагогическая профессия, ее роль в современном обществе

Особенности взаимодействия педагога и ребенка. Возможности реализации педагогической профессии и ее основных социальных функций: воспроизводство, охрана и обогащение общечеловеческой культуры, духовной силы общества, образование и воспитание личности. Реализация Российского законодательства в области образования. Многообразие педагогических профессий. Перспективы развития педагогической профессии в условиях модернизации интеграции образования и развития общества.

Тема 2. Педагогическая деятельность

и педагогическое общение

Особенности осуществления профессиональной педагогической деятельности. Реализация гуманистической направленности педагогической деятельности как наиболее существенная ее характеристика.

Осуществление функции педагогической деятельности: развивающая, конструктивно-организационная, диагностическая, координирующая, коммуникативная, материнская, исследовательская. Комплексирование педагогических умений и функций педагога.

Особенности установления субъект — субъектных отношений как условие реализации принципа гуманизации и демократизации педагогического процесса.

Тема 3. Учитель как субъект педагогической деятельности

Возможности проявления гуманистической направленности личности педагога и профессионально значимые качества личности педагога.

Особенности и пути формирования проявления общей и профессиональной культуры педагога.

Проявление профессиональной компетентности педагога. Развитие педагогических способностей: гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, рефлексивные. Условия развития педагогических способностей.

Возможности соблюдения педагогической этики: педагогическая справедливость, профессиональный педагогический такт, педагогические честь и совесть.

Тема 4. Подготовка и профессиональное

становление педагога

Профессиональная ориентация на педагогическую профессию, мотивы ее выбора. Возможности формирования теоретической и практической подготовки педагога в профессионально-педагогических учебных заведениях. Профессиональное самообразование и самовоспитание. Возможности применения способов самообразования и самовоспитания педагога.

Раздел 2. «Педагогика как наука»

Тема 5. Педагогика в системе современного человекознания

Освоение категориального аппарата педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие.

Система педагогических понятий: философские, общенаучные, педагогические (общие и специфические), заимствованные из других наук. Специфика языка педагогики.

Обоснование взаимосвязей педагогики с науками, входящими в систему педагогических наук, и другими науками (содержание и формы связи).

Тема 6. Методологические основы педагогики

Различные подходы к развитию личности. Осуществление личностного подхода как реализация частно-научного уровня методологии педагогики.

Раздел 3. Образование как фактор развития личности и общества

Тема 7. Образование как социальный институт

Проявление тенденций развития современного образования как социального института: интеграция педагогического знания и пелагической практики в мировое образовательное пространство, гуманизация, интеллектуализация, компьютеризация, гуманитаризация, демократизация, непрерывность, стандартизация и др. Условия реализации современных концепций образования.

Тема 8. Образование как педагогический процесс

Особенности осуществления образования как педагогического процесса, методы, средства, условия.

Тема 9. Система образования в России

Реализация нормативно-концептуальной базы образования.

Проявление тенденций развития системы образования в РФ: инновационность, непрерывность, вариативность, модернизация. Развитие российского образования в условиях реализации принципа интеграции в мировое образовательное пространство (Болонский процесс и пути реализации его решений в российском образовании)

Инновационные процессы в образовании России и за рубежом.

Раздел 4. Теория и методика обучения

Тема 10. Дидактика как наука

Перспективы развития дидактики как науки, учет современных условий развития системы образования.

Тема 11. Обучение как педагогический процесс

Характеристика современных дидактических концепций и систем (Тубельский А.Н., Амонашвили Ш. А., Занков Л. В, Давыдова В.В. и т. д.).

Тема 12. Организация процесса обучения

Возможности конструирование дидактического процесса, образовательное целеполагание;

Специфика обучения как педагогического процесса, особенности реализации средств, методов и форм организации обучения.

Характеристика современных требований к уроку как форме организации обучения.

Применение ТСО в учебном процессе.

Тема 13: Современные модели организации обучения

Разработка технологической карты. Технология образовательного целеполагания. Обучение учеников целеполаганию.

Осуществление диагностики и контроля результатов обучения. Особенности оценивания и накопления статистических данных как составные образовательной диагностики.

Тема 14: Виды обучения

Характеристика моделей обучения: традиционная, поисковая, игровая, видеообучение и др.

Реализация инновационных процессов в обучении.

Раздел 5. Теория и методика воспитания

Тема 15. Воспитание как социальный институт

Анализ компонентов базовой культуры личности, возможности ее проявления и формирования.

Тема 16. Методологические основы процесса воспитания

Анализ современных методологических подходов к пониманию сущности воспитания.

Реализация системного, комплексного и функционального подходы в разработке теории и практики воспитания.

Тема 17. Воспитание как педагогический процесс

Специфика реализации воспитания как педагогического процесса. Возможности применения воспитательных технологий. Особенности использования методов воспитания.

Реализация закономерности и принципы воспитания.

Тема 18. Воспитательная система

Проектирование воспитательной системы (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, В.А. Краевского и др.).

Планирование воспитательной работы как метод проектирования.

Тема 19. Самовоспитание личности

Характеристика особенностей, условий и методов самовоспитания.

Тема 20. Формирование культуры межнационального

общения, патриотизма и толерантности

Обоснование основных понятий «национальное самосознание», «национальная культура» «культура межнационального общения».

Диагностика уровня сформированности культуры межнационального общения.

5. Темы и содержание семинарских занятий

Раздел 1. Введение в педагогическую профессию

Тема: Профессиорамма общепедагогическая

Задачи изучения курса:

  1. Раскрыть сущность, значение, структуру и содержание общепедагогической профессиограммы.
  2. Учиться применять теоретический материал при решении педагогических задач
  3. Развивать профессионально — рефлексивные способности

Форма организации занятия: собеседование по вопросам темы.

Форма отчета: модель «Профессиограмма педагогическая».

Вопросы и задания для собеседования:

  1. Что понимается под профессиограммой, профессиограммой общепедагогической?
  2. С какой целью разрабатывается профессиограмма?
  3. На основе, каких психолого-педагогических идей Л.Ф. Спирин разработал общепедагогическую профессиограмму?
  4. Раскройте структуру профессиограммы. Чем обусловлена эта структура? Как взаимосвязаны структурные элементы профессиограммы?
  5. Раскройте содержание каждой части профессиограммы. Приведите примеры проявления педагогом тех или иных умений, личностных свойств из опыта вашего школьного или вузовского обучения.
  6. Определите значение профессиограммы в профессионально-личностном становлении и совершенствовании педагога.
  7. На основе знаний, приобретенных на занятии, напишите сочинение о педагоге-мастере, у которого Вам довелось учиться в школе. Постарайтесь отразить в содержании сочинения разные требования к педагогу, отраженные в профессиограмме.

Библиографический список:

  1. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М., 1887.

Тема: Педагогическая этика

Задачи изучения темы:

  1. Учиться анализировать первоисточник, определять и наполнять содержанием категории педагогической этики.

  2. Способствовать становлению профессионального самосознания, педагогической рефлек­сии путем решения и моделирования проблемно-педагогических задач.

Форма организации занятия: собеседование по вопросам темы, решение педагогических ситуаций

Форма отчета: конспект первоисточника, письменное решение педагогических задач.

Вопросы для собеседования:

  1. Категории педагогической этики: педагогическая справедливость, профессио­нальная честь, профессиональный долг, совесть.
  2. Содержание педагогической этики.
  3. Обоснуйте личностное отношение к понятию «любовь к детям», выделенное автором в самостоятельную категорию.

Практическая часть:

Дайте письменный анализ представленных проблемно-педагогических ситуаций с позиции педагогической этики. Смоделируйте пути их решения.

Ситуация № 1.

Утро. Воспитательница что-то пишет за столом. Она так занята работой, что не видит вошедшего улыбающегося Колю. Он сегодня пришел первым.

  • Здравствуйте, Екатерина Ивановна, — громко говорит Коля.

Воспитательница не отвечает.

  • Здравствуйте, Екатерина Ивановна, — повторяет мальчик и снова не получает ответа. Он идет к игрушкам и начинает строить железную дорогу…

Воспитательница кончила писать и только теперь заметила играющего мальчика.

  • Ты, почему не поздоровался, — строго спросила Екатерина Ивановна, сердито залапывая тетрадь.
  • Я поздоровался, — сказал Коля.
  • Нет, не поздоровался, — чеканила Екатерина Ивановна. — Кому верить: тебе или мне? Бу­дешь сидеть на стуле, лгунишка.

Коля сел на стул. На ковре осталась недостроенная железная дорога.

Ситуация № 2.

Старшая и подготовительная групп вышли на прогулку. Погода чудесная — весна, солнышко. Воспитательницы уселись на скамейку и, подставив лица пригревающим лучам, тихо разговаривали.

Вдруг к одной из них подошел мальчик Андрюша.

  • Александра Михайловна, — сказал он, — Хотите, я вам подарю эту веточку, потому что я вас очень люблю.
  • Выбрось вон свою палку и иди играй, а нам дай спокойно поговорить.

И видя, что Андрюша еще стоит с протянутой веточкой, Александра Михайловна резко добавила: «Иди — иди себе».

Ссутулившись, спотыкаясь, мальчик неловко пошел прочь.

Ситуация № 3.

Малыш впервые пришел в детский сад. Все в нем говорило о торжественности этого слу­чая: новый, впервые надетый костюм с пышным бантом на груди, сверкающие ботинки и сияющее радостное лицо.

  • Вы уже раздели его? — сухо сказала высокая в темном платье воспитательница, выходя из дверей группы в раздевалку, — он что, сам не умеет? Это плохо! А бумагу туалетную при­несли? Альбом, карандаш, краски?

Мама поспешно стала вынимать из сумки требуемые вещи, выкладывая их на столик.

  • Бумаги мало, — разочарованно сказала воспитательница, — и карандаши надо очинить, нельзя же мне все делать самой.

Она мельком взглянула на мальчика.

  • Мальчик опять! С девочками куда легче работать. — И обратилась уже к мальчику:
  • Как, девочек будешь обижать? А мальчиков?

Малыш вдруг заплакал. Громко, навзрыд.

  • Мама! Не хочу в детский сад! Возьми меня домой! Мамочка!

Литература:

Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально — дидактический комплекс. М., 1997.

Тема: Функции педагогической деятельности и педагогические умения

Задачи изучения темы:

  1. Раскрыть сущность, виды, содержание педагогических функций и умений.
  2. Учиться анализировать педагогическую литературу, обобщать учебный материал.
  3. Учиться педагогической рефлексии.

Форма организации занятия:

Форма отчетности: письменные ответы на вопросы, карта — схема «Педагогические уме­ния».

Вопросы для собеседования:

  1. Понятие «функция педагогической деятельности».

  2. Содержательная характеристика функций педагогической деятельности.
  3. Понятие «умение», «педагогические умения». Связь педагогического умения и педагоги­ческой функции.
  4. Классификация педагогических умений.
  5. Содержательная характеристика педагогических умений.
  6. Условия овладения учителем системой педагогических умений.

Карта-схема:

Группы умений

Какие умения входят в группу

Содержательная харак­теристика умений

Какой функции данная группа умений соответ­ствует

Литература:

  1. Введение в педагогическую деятельность./ Под ред. Роботова А.С. и др. — М., 2000, с. 66 — 74.
  2. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. М., 1999, с. 119 — 133.
  3. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1997, с. 43 — 53.

Раздел 2. Педагогика как наука Тема: Категориальный аппарат педагогической науки.

Задачи изучения темы:

  1. Раскрыть дефиниции основных педагогических понятий.
  2. Учиться анализировать, сравнивать определения понятий, выделять их сходство и отли­чия.
  3. Учиться работать со словарями и справочной литературой.

Форма организации занятия: викторина

Форма отчетности: словарь понятий, таблица.

Понятие, источник

Определение по­нятия

Анализ дефиниции понятия

Воспитание

Индивидуальность

Личность

Образование

Обучение

Педагогический процесс

Педагогическая система

Развитие

Социализация

Методические рекомендации: Студентам необходимо проработать список литературы, вы­делить определения обозначенных понятий, отметить источник, проанализировать дефи­ниции понятий, вписать в таблицу.

Литература:

  1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000.
  2. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. М., 1997, с. 77 — 87, 123 — 138, 157, 186, 226 — 239.
  3. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого м., 2003. разд. 1., С. 27−36.
  4. Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1988, с. 28, 30, 91, 328, 339.
  5. Подласый И.П. Педагогика. Учебное пособие. М., 2003, Книга 1. С. 24−32.
  6. Философский энциклопедический словарь. М., 1989, с. 212, 313, 537.

Тема: Система педагогических наук

Задачи изучения темы:

  1. Раскрыть содержание понятий «система», система педагогических наук".
  2. Раскрыть внутрисистемные и внесистемные связи педагогики как науки.
  3. Учиться анализировать педагогические явления и устанавливать различные связи между ними.

Форма отчетности: карта-схема «Система педагогических наук», «Человек как предмет изучения различными науками», письменный ответ на вопрос «Связь педагогики с други­ми науками».

Вопросы для собеседования: конференция

  1. Раскройте содержание понятий «система», «система педагогических наук».
  2. Укажите, в чем состоит роль процессов дифференциации интеграции научного знания в становлении и современном развитии системы педагогических наук.
  3. Укажите, какие науки составляют сегодня систему педагогических наук, как связаны между собой педагогические науки?
  4. Укажите, в чем состоит связь педагогики с другими науками о человеке: философией, психологией, физиологией, анатомией, гигиеной, медициной, социологией, этнологией, историей и т. д.
  5. Укажите и раскройте содержание основных форм связи педагогики с другими науками о человеке.
  6. Раскройте содержание понятия «инфраструктура педагогической науки», условия, обеспечивающие ее функционирование.

Карта-схема «Взаимосвязь педагогики с другими науками»

Наука, изучающая человека

Специфика подхода к изучению человека

Связь с педагогикой

1

Философия

2

Психология

3

Социология

4

И т.д.

Методические рекомендации:

Каждый студент готовит мини — доклад по одному из вопросов темы и продумывает план выступления на занятии.

На основании изучения теоретического материала студент систематизирует знания и представляет их в виде модели «Система педагогических наук»

При ответе на 4, 5 вопросы студент заполняет карту схему «Взаимосвязь педагогики с другими науками»

Практическое задание.

  1. Познакомьтесь с материалами книги Журавлева В.И. «Педагогика в системе наук о че­ловеке» (М., 1990, С 34−36).

    Раскройте, в чем состоит необходимость связи педагогики с другими науками о человеке. На примере любой педагогической проблемы докажите важ­ность и необходимость ее решения путем взаимосвязи, взаимопроникновения смежных наук о человеке.

  2. Познакомьтесь со статьей Вульфова Б. Художественная литература как педагогика (журнал «Мир образования» 1997., № 5., С 25−26.).

    Продумайте ответы на вопросы: на во­просы: Почему автор дал такое название совей статье? Насколько оно правомерно? Можно ли художественную литературу рассматривать в определенном смысле как одну из составляющих педагогики? Почему? Какая роль принадлежит художественной литературе в постижении педагогической действительности? Приведите примеры литературных про­изведений, прочитанных Вами ранее, которые могли бы содействовать осознанию студен­том педагогической действительности.

Литература

  1. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
  2. Кузьмина С.Л. Философия и педагогика: методологические аспекты истории взаимосвя­зи.// Педагогика, 2001., № 5.
  3. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого М., 2003. С, 22−27.
  4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Предисловие. / Собр. соч., т.5. с 7−39.

Тема: Личность как объект и субъект воспитания, факторы и условия ее развития

Задачи изучения темы:

  1. Раскрыть сущность философского, педагогического и психологического подходов к по­ниманию личности.
  2. Раскрыть роль образования, обучения и воспитания в развитии личности.
  3. Учиться систематизировать учебный материал в форме схем — таблиц.

Форма проведения занятия: семинар — практикум

Форма отчетности: схемы — таблицы, письменное выполнение практических заданий.

Схемы — таблицы:

1. «Основные понятия педагогической теории формирования личности, философского и психологического подходов к пониманию личности».

Понятия

Педагогиче­ская трактовка

Психологиче­ская трактовка

Философская трактовка

Сравнитель­ный анализ

Человек

Индивид

Индивидуальность

Личность

Развитие

формирование

2. «Современные теории личности».

Теории личности

Понятие личности

Источник развития личности

Наиболее значимый период раз­вития лич­ности

Доминирующий процесс в разви­тии личности (сознательное или бессознательное)

Степень свободы личности

Психодинамическая теория (психоанализ)

Психоаналитическая теория

Индивидуальная тео­рия

Поведенческая теория

Социальное направле­ние

Гуманистическая тео­рия (мотивационное направление)

Когнитивная теория

Примечание: в ходе обсуждения содержания данной схемы — таблицы необходимо устано­вить связь между подходом к пониманию сущности и развития личности и организацией процесса воспитания в соответствии с данным подходом.

3. «Факторы и условия развития личности»

Факторы и условия развития личности

Характеристика влияния факторов

и усло­вий на развитие личности

Наследственность

Среда

Воспитание (в широком значении)

Деятельность

Общение

коллектив

4. «Возрастные особенности развития личности».

Возрастной период (до­школьный и младший школьный возраст)

Анатомо-физиологические закономерности развития

Психологические и соци­альные закономерности развития личности

Практическое задание.

1. Познакомьтесь со статьей Терехина А. «Педагогика и мир детства» 9 журнал «Вопросы методологии», 1992., № 3−4., С 83−87. Выскажите свои суждения по поводу размыш­лений автора статьи о педагогике как науки, ориентированной на изучение и сохранение детства. Как позиция автора согласуется с разрабатываемой сегодня исследователями «пе­дагогикой ненасилия»? Согласны ли вы с утверждением, что «Педагог помогает ребенку настолько, насколько ребенок сам того хочет и готов осваивать „начала“ разных миров»? Как вы считаете, не разрушается ли при таком подходе сам педагогический процесс? Ка­кие изменения, по вашему мнению, должна претерпеть система подготовки педагогиче­ских кадров в современных условиях?

2. Познакомьтесь со статьей Батуева А.С., Соколова Л.В. «о соотношении биологического и социального в природе человека» (журнал «Вопросы психологии»., 1994., № 1., С. 85−86).

Продумайте ответы на вопросы: согласны ли вы с основными идеями авторов статьи? Почему? Как, по вашему мнению, должен строиться педагогический процесс с учетом биосоциальной природы ребенка?

3. Познакомьтесь со статьей «Педагогический манифест «От ученика к личности» (газета «Первое сентября»., 1996., № 83., С 1.).

Подготовьтесь к обсуждению вопросов: О каком воспитании говорят авторы педагогического манифеста? Отвечает ли предлагаемой авто­рами идее существующая модель воспитания в обществе?

4. Проанализируйте свой опыт обучения в школе с точки зрения тех условий, которые соз­давались (не создавались) педагогами для развития личности, индивидуальности учеников.

Литература

  1. Батаршев А.В. Современные теории личности. Краткий очерк. М., 2003.
  2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь М., 2000.
  3. Краткий философский словарь. / Под ред. Алексеева А.П., М., 1998.
  4. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П. и др. м., 1996.
  5. Подласый Педагогика. Учебное пособие. М., 2003. Книга 1. С. 71−127.
  6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. Учебное посо­бие. М., 2000. Глава 2.
  7. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, иллюстрациях, дефинициях. Учебное пособие. М., 1999 тема 3−8.

Примечание: студент может использовать и другие словари, и справочную литературу по педагогике, психологии и философии.

Раздел 3. Образование как фактор развития личности и общества Тема: Современные образовательные технологии

Задачи изучения темы:

  1. Раскрыть сущность и содержательные характеристики современных образовательных технологий.

  2. Сформировать умение работы с литературой
  3. Развивать умения вести диалог, обосновывать свою точку зрения, доказывать позицию.

Форма проведения занятия: дисскусионный клуб

Форма отчетности: блок схема «Характеристика образовательной технологии».

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «технология», «образовательная технология», значение личностно — ориентированных технологий в современном образовании
  2. Характеристика современных образовательных технологий:

— технология модульного обучения

— технология проектной деятельности

— технология взаимного обучения.

Примечание: студенты делятся на 3 подгруппы, каждая рассматривает 1 технологию по следующему плану:

  1. авторы, основные понятия

  2. цели
  3. сущность, содержание
  4. принципы
  5. результаты

Предположительный ход занятия:

  • ответ на 1 вопрос
  • творческая презентация каждой подгруппы 1 (выброной) технологии (в презентации должны быть раскрыты все пункты плана характеристики технологии)
  • заявление 1- ой подгруппы 5 аргументов в защиту технологии (почему она актуальна и должна занять важное место в современной системе образования)
  • контраргументы противников (отражение «слабых» мест технологии)
  • ответы на контраргументы
  • заявление 2 — ой подгруппы 5 аргументов в защиту технологии (почему она актуальна и должна занять важное место в современной системе образования)
  • контраргументы противников (отражение «слабых» мест технологии)
  • ответы на контраргументы
  • заявление 3-ой подгруппы 5 аргументов в защиту технологии (почему она актуальна и должна занять важное место в современной системе образования)
  • контраргументы противников (отражение «слабых» мест технологии)
  • ответы на контраргументы
  • обобщения, выводы.

Литература:

Общая:

  1. Коджаспирова Г. М. Педагогика. М., 2004
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998
  4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. — Сб. Питер, 2000.
  5. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. — М., 2000
  6. www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm

Технология модульного обучения

• Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1999.-192с.

• Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. — М., 2000.

• Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. — М.: Народное образование, 2004.

• Сенновский И.Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса. — Завуч, № 1, 1998, с. 37−41.

• Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе, М., Новая школа, 2001.

;

www.refcity.ru/content/22 189.html

Технология проектной деятельности

  • Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. — М.: Народное образование, 2004
  • Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995
  • Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.

www.library.ru/help/guest.php?Search=TopicID%3D490

Технология взаимного обучения

  • Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.
  • Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. — Сб. Питер, 2000.
  • Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 1991.
  • Г. А. Цукерман Кто учит, учиться (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей)/ Вестник № 3 / 1997
  • Гузеев В.В. Планирование рузультатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001. — 240 с. С. 194—207
  • Полат Е.С. Метод проектов. М., 2001

Раздел 4. Теория и методика обучения Тема: Особенности организации процесса обучения

Задачи изучения темы:

  1. Обозначить особенности реализации методов и средств в процессе обучения, организации форм обучения.
  2. Развивать умение анализировать, выделять средства и методы, используемые в процессе обучения.
  3. Развивать педагогическое мышление.

Форма проведение занятия: видеозал, просмотр видеозаписей

Форма отчетности: анализы просмотренных фрагментов

Задания для занятия:

  1. Раскрыть понятия «средства обучения», «методы обучения» и «формы организации обучения».
  2. Актуализировать знания о классификациях средств, методов и форм организации обучения.
  3. Провести анализ видеофрагментов по предложенной схеме:

Схема анализа фрагмента:

— определите форму организации обучения

— выделите методы, используемые педагогом (оцените их эффективность)

— выделите средства, применяемые педагогом (оцените их эффективность)

— сформулируйте выводы и предложения по совершенствованию.

Примечание: анализ видеофрагментов организуется непосредственно на занятии совместно с преподавателем.

Литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. — СПб: Питер, 2000.- 304 с.
  2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб для студентов высш. учеб. завед.: в 2 кн. — М., 2004. -532 с.
  3. Педагогика: уч. пос. для студ. учеб. завед./ В.А. Сластенин. И.Ф. Исаев, А.М. Ищенко, Е.Н. Шиянов./ под ред В.А. Сластенина — М.: Школа-пресс., 2004. — 576 с.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. — М: Гардарики ., 2000 — 519 с
  5. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов- С. Пб: Питер., 2001 -544 с.

Раздел 5. Теория и методика воспитания Тема: Методы воспитания

Задачи изучения темы:

  1. Раскрыть понятие метода воспитания, классификация и содержание отдельных методов воспитания
  2. Развивать способность применения теоретических знаний в практической деятельности
  3. Развивать умения анализа практических ситуаций, проектирования и моделирования использования отдельных методов воспитания
  4. Развивать умение работать в команде

Форма проведения занятия: кейс — метод, разбор практических ситуаций, блок-схема «Методы воспитания»

Форма отчетности: письменный разбор ситуации

Задания к занятию:

  1. Понятие метод воспитания.
  2. Характеристика использования отдельного метода в воспитательном процессе: название, для решения каких задач используется, какова структура, в чем состоит деятельность педагога и ученика, при каких условиях будет эффективен, в чем сложности использования данного метода.
  3. Составление блок — схемы «Методы воспитания»
  4. Разбор практических ситуаций:

— выделение фактов, определение причин состояния

— формулирование гипотезы

— разработка плана разрешения, программы воздействия

Примечание: решение практических ситуаций организуется непосредственно на занятии с помощью преподавателя.

Литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. — СПб: Питер, 2000.- 304 с.
  2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб для студентов высш. учеб. завед.: в 2 кн. — М., 2004. -532 с.
  3. Педагогика: уч. пос. для студ. учеб. завед./ В.А. Сластенин. И.Ф. Исаев, А.М. Ищенко, Е.Н. Шиянов./ под ред В.А. Сластенина — М.: Школа-пресс., 2004. — 576 с.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. — М: Гардарики ., 2000 — 519 с
  5. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов- С. Пб: Питер., 2001 -544 с.

6. Примерная тематика рефератов

  1. Проблемы минимизации профессионально-педагогических ошибок в деятельности педагога.
  2. Проблемы профессиональной педагогической дезадаптации учителя.
  3. Затруднения молодых учителей и способы их преодоления.
  4. Реализация компетентностного подхода в системе образования.
  5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и воспитанника.
  6. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
  7. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога.
  8. Этика поведения и общения учителя в процессе педагогической деятельности.
  9. Конфликты в работе учителя, воспитателя: теория, методика и практика разрешения.
  10. Система непрерывного профессионально-педагогического образования.
  11. Практическая реализация современных тенденций развития образования в РФ.
  12. Самовоспитание, самообразование и саморазвитие личности педагога.
  13. Проблемы формирования толерантности, культуры межнационального общения.

7 Учебно-методическое обеспечение

7.1. Литература

Основная

  1. Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум. М., 2004
  2. Быков А.К. Психолого-педагогический практикум. М., 2006
  3. Педагогика: уч. пос. для студ. учеб. завед./ В.А. Сластенин. И.Ф. Исаев, А.М. Ищенко, Е.Н. Шиянов./ под ред В.А. Сластенина — М.: Школа-пресс., 2004. — 576 с.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. — М: Гардарики ., 2000 — 519 с

Дополнительная:

  1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития — Казань: ЦИТ., 2000 — 608 с.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. — СПб: Питер, 2000.- 304 с.
  3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…, Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем — М: Новая школа., 1996- 160 с.
  4. Краевский В.В. Общие основы педагогики учебник для студ высш пед учеб завед. — М.: Академия, 2003.-256 с
  5. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова — М: Айрис-Пресс., 2006.256 с.
  6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб для студ высш и сред учеб завед. — М: Акакдемия., 1999 — 512 с
  7. Педагогика :учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. Пидкасистого П.И. — М.: педагогическое общество России., 2003. — 608 с.
  8. Психолого — педагогический пратикум /под ред Сластена В.А., М., 2007
  9. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб для студентов высш. учеб. завед.: в 2 кн. — М., 2004. -532 с.
  10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов уч завед -М: Школа-Пресс., 1997 — 512 с.
  11. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций: Учеьб пос для студ, преподават, аспирантов — М: Соврешнетсов., 1998 — 386 с.
  12. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов- С. Пб: Питер., 2001 -544 с.

Дополнительно-рекомендуемая

  1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М. 1996.
  2. Батаршев А.В. Современные теории личности: Краткий очерк — М: ТЦ Сфера, 2003. — 96с.
  3. Быков А.К., Серикова Н.А. Государственная политика в области воспитания детей: сущность, содержание, основные тенденции развитии. -М., 2005
  4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995.
  5. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб пос для студ высш учеб завед. — С. Пб: Речь., 2004 -272 с.
  6. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения6 учеб для студ высш учеб завед — М: Владос-Пресс., 2003−384с.
  7. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие — М: Владос, 1999 — 200 с
  8. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для ст-в вузов. — М., 2001.
  9. Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опытов: сб. статей / Ред. коллектив Г. А. Бордовская и др. — СПб., 1997. Ч.2.
  10. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных поисках по спецкурсу для высш. пед. учеб заведений, институтов усоверш. учителей, повышен квалиф. работников образования — М: Арена., 1984. — 222.
  11. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник- М: Гардарики., 2004 — 528с.
  12. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): учебное пособие — М: Март., 2003. — 368с.
  13. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. учебное пособие- М: Педагогическое общество России., 2002 — 480 с.
  14. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: учеб пособие для студ. пед. учеб заведен. — М: Педагогическое общество России., 1999 — 288 с.
  15. Морозова О.П. Педагогический практикум: учебные задания, задачи и вопросы: учеб пособие для студ. Высш. пед. учеб завед. — М: Академия, 2000 — 320 с.
  16. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие — М: педагогическое общество России., 2001 — 320 с.
  17. Оконь В. Введение в общую дидактику: пер. с польского Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина — М: Высшая школа., 1990 — 382 с.
  18. Орлов В.И. Методические основы обучения: учебное пособие — М., 2000. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб пособие для студ. высш учеб. завед. — М: Владос -Пресс., 2004. — 384 с.
  19. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб пос для студ высш пед учеб заведен, под ред. В.А. Сластенина — М: Академия ., 2002. — 368с.
  20. Шамова Т.И., Шибанова Г. Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. — М.: ЦГЛ., 2003−200с.
  21. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: учеб пос. для студ. пед. вузов — М: Академия., 1999 — 288с.
  22. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2005 — 366 с.

7.2 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

  1. Компьютерное и мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций лекционного содержания курс

  2. Видео-средства для просмотра фрагментов образовательного процесса в образовательном учреждении.
  3. Интернет-сайты:

— Сайт института детства — //lib.herzen.spb.ru/iop/2.doc

— Сайт института психологии Ран

— Каталог образовательных Интернет ресурсов- www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op.

— Министерство образования Российской Федерации — www.edu.ru/db/portal/spe/os_zip/32 000_2005.html

— Глоссарий —

8.3. Методические указания студентам

При прохождении психолого-педагогического практикума следует обратить особое внимание на анализ и усвоение ведущих педагогических категорий, закономерностей, принципов, способов организации педагогического процесса.

Занятия по психолого — педагогическому практикуму проводятся с использованием технологий проблемного обучения, технологии студенческого портфолио, с элементами диспута, дискуссии, тренинговых заданий. Они предполагают достаточный уровень ориентации студента в теоретическом материале, полученного в ходе лекций, семинаров и самостоятельной познавательной деятельности студентов.

Самостоятельная работа студентов, предусмотрена учебным планом в объеме не менее 50−70% общего количества часов и является обязательной формой работы. Ее цель — обеспечение более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и ориентации студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа студентов по психолого — педагогическому практикуму предполагает закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий; формирование навыков рефлексивной деятельности студентов; объективное оценивание собственных учебных достижений; формирование умений студентов мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; подготовка студентов к предстоящим занятиям, зачёту, конференциям, формирование культуры умственного труда, умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Задания для самостоятельной работы студентов дополняют материал аудиторных занятий и предполагают реферирование, составление эссе, проведение самодиагностик, выполнение творческих (проектных) работ и т. д.

Выполнение заданий к самостоятельной работе должно носить систематический характер и осуществляться параллельно изучаемому разделу или теме предмета.

В завершении изучения курса (перед промежуточной аттестацией) предусмотрена контрольная работа по результатам самостоятельной работы.

Все материалы самостоятельной работы необходимо оформлять в отдельную папку, что является составной частью портфолио студента по психолого — педагогическому практикуму.

Самостоятельная работа:

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Раздел 1. «Введение в педагогическую профессию»

Тема Педагогическая деятельность и педагогическое общение

Напишите эссе на тему: «Когда Я — личность спорит я «Я — педагогом? «

Раздел 1. «Введение в педагогическую профессию»

Тема

«Подготовка и профессионально становление педагога»

1. Проведите самодиагностику личностных качеств, проанализируйте результаты.

2. Составьте план самовоспитания и самообразования:

Направление

Задачи

Формы и методы реализации (питии реализации)

Срок выполнения

Результат

Литература:

  1. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будщего учителя. М., 1989
  2. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994
  3. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую дея­тельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

Раздел 2. «Педагогика как наука

Тема «Методологические основы педагогики»

Раздел 3. «Образование как фактор развития личности и общества»

Тема «Нормативно концептуальная база образования»

1. Ответьте письменно на вопросы:

1. Какие документы составляют нормативно — концептуальную базу образования?

  1. В чем вы видите значение каждого документа для практики образования?
  2. Какова структура каждого документа? Дать краткую характеристику каждой структур­ной части.
  3. Чем обусловлена разработка данного документа? В чем проявляется взаимосвязь содержа­ния документов?

2 Заполните таблицу:

Название документа, авторы, цель разра­ботки.

Структура, краткая характеристика компонентов до­кумента.

Значение документа для практики обра­зования.

Преемственность докумен­тов (приоритетные направ­ления образования, концеп­туальные основы, цели и задачи современного обра­зования).

Литература:

Закон РФ «Об образовании», любая редакция.

Национальная доктрина образования в РФ. Проект. М., 1999.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2000.

Программа развития системы образования города Перми до 2005 года. Пермь, 2000.

Раздел 3. «Образование как фактор развития личности и общества»

Тема «Система образования в России»

1. Напишите доклад на тему «Перспективы развития системы развития образования в РФ в современности»

Методические рекомендации: доклад — это изложение основного содержание темы. Объем доклада 3 — 4 стр печатного текста, 14 шрифтом, с 1,5 интервалом. Содержание доклада составляется на основе Интернет — ресурсов

Раздел 4.

«Теория и методика обучения»

Тема «Дидактика как наука»

  1. Составьте аннотации на статью Хуторского А.В. «Кому и для чего нужна дидактика? и статью Занкова Л.В. «Дидактика и жизнь: о путях развития дидактики как науки»
  2. Письменно ответьте на вопросы:

— В чем видят авторы перспективы развития дидактики как науки?

— что схожего в позициях авторов?

— в чем вы видите различия позиций авторов?

Методические рекомендации: аннотация — это краткое изложение сущности содержания. (3 — 4 предложения)

Раздел 4.

«Теория и методика обучения»

Тема «Современные модели организации обучения»

1. Составьте план — ответы на вопросы:

— Понятие «педагогическая диагностика».

— Значение, функции педагогической диагностики.

— Требования к отбору и проведению педагогической диагностики.

— Процедура диагностики педагогического процесса.

— Диагностические умения и навыки педагога.

Литература:

Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспекти­вы.// Педагогика. 1993, № 2.

Максимов В.Г. Программа подготовки учителя-воспитателя к профессионально-диагно­стической деятельности. М., 1993.

Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2003.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.

2. Пропишите список требований к современному уроку.

Раздел 4.

«Теория и методика обучения»

Тема «Виды обучения»

1. Подготовке статью на тему «Компьютер в образовательном процессе — польза или вред?»

Методические рекомендации: в статье основывается на современных исследованиях отразить и обосновать свою точку зрения на проблему, предложить пути выхода из сложившийся ситуации и т. д. Объем работы: 6 -7 печатных страниц.

Раздел 5. «Теория и методика воспитания»

Тема «Воспитание как социальный институт»

1. Дайте краткую характеристику компонентам базовой культуры личности:

— интеллектуальная

— личностная

— культура межполового общения

— нравственная

— гражданская и т. д.

2. Отметьте формы воспитания и пути формирования базовых компетенций

Компонент

Путь развития: формы и методы

Литература:

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие. М., 2000.,

Коджаспирова Г. М. Педагогика. М., 2004

Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. М., 2002

Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. М., 1998.

Раздел 5. «Теория и методика воспитания»

Тема: «Методологические основы процесса воспитания»

1. Составить картотеку статей периодики, раскрывающих современные подхода к организации воспитания, методологические основы воспитания.

Методические рекомендации:

Студент прорабатывает периодические издания (газету «Учитель», журнал «Вестник образования» и т. д.) за последние 5 лет и составляет картотеку статей. На отдельных карточках необходимо отразить название, автора, выходные данные и аннотацию на статью)

Раздел 5. «Теория и методика воспитания»

Тема «Воспитательная система школы»

1. Составьте проект действия воспитательной системы школы: отразите цель, содержание, план действий и предполагаемый результат.

Раздел 5. «Теория и методика воспитания»

Тема «Самовоспитание личности»

1. Ознакомьтесь с правилами самовоспитания и ответьте на вопросы:

Великий русский педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следую­щие правила самовоспитания:

1) Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.

2) Прямота в словах и поступках.

3) Обдуманность действия.

4) Решительность с правом ответственности за поступок.

5) Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6) Делать то, что хочется, а не то, что случится.

7) Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.

8) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

9) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Вопросы и задания

1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему?

2. Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем?

3.Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспита­ния они в большей мере соответствуют?

Раздел 6. Педагогика межнационального общения

1 Составьте анкету на выявление степени сформированности культуры межнационального общения

2. проведите ее со студентами гуманитарных и технических специальности

3. Сравните данные, сделайте выводы

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых испытаний

Текущий контроль проводится в течение всех занятий в процессе усвоения каждой изучаемой темы и предполагает проведение контрольных и проверочных работ, устного опроса. Текущий контроль осуществляется с целью своевременного выявления недостатков в подготовке студентов и принятия необходимых мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины, организации познавательной и практической деятельности студентов, проведения индивидуальных консультаций.

Текущий контроль осуществляется по качественным и количественным показателям. К последним можно отнести посещение занятий студентами. Журнал учета посещаемости и успеваемости является документом, в котором записываются все проведенные занятий, выставляются оценки знаний студентов, делаются отметки о посещаемости занятий. Эти данные также учитываются и при проведение итогового контроля по предмету.

Итоговый контроль по психолого — педагогическому практикуму — это проведение зачета.

Для зачета каждый студент готовит портфолио, состоящее из всех форм отчетности по занятиям практикума и формы выполнения всех видов самостоятельной работы.

На основании оценки качества предоставленных материалов выставляется зачет или незачет.

Критериями оценки качества является:

— правильность выполнения

— соблюдения предложенных требований к материалам

— содержательная наполненность заданий

— эстетичность оформления

— сдача материалов в срок и в полном объеме.

Преподаватель имеет право поставить зачёт без опроса тем студентам, которые показали высокую успеваемость в текущем семестре по дисциплине и активно участвовали во всех видах деятельности на занятиях.

Методическое издание психолого-педагогический практикум

Учебно-методический комплекс курса

Для специальностей 50 703.65 — «Дошкольная педагогика и психология»

Автор-составитель:

Чудинова Юлия Германовна

36

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector