форма профессионально психологического профиля педагога.
1. Социально-психологическая направленность
Тип педагогической центрации: конформная, эгоцентрическая, гуманистическая, авторитарная, на интересах родителей, методическая.
2.Профессиональная компетентность
2.1.Педагогическая компетентность.
2.2.Психологическая компетентность.
2.3. Социально-коммуникативная компетентность: социально-коммуникативная адаптивность, стремление к согласию, нетерпимость к неопределенности, избегание неудач, фрустрационная толерантность.
3.Педагогически значимые качества
3.1 .Логическое мышление.
3.2.Творческий потенциал.
3.3. Эмпатия: сопереживание, действенная эмпатия.
3.4.Субъективный контроль: интернальность, экстернальность.
3.5. Социальный интеллект.
4.Педагогически нежелательные качества:
Авторитарность, демонстративность, педантичность.
Рассмотрим особенности социально-психологической направленности педагогов.
Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество. Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.
Педагогические способности – определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли педагога высоких результатов в обучении и воспитании студентов.
Как известно, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру тех или иных специальных способностей, одни будут ведущими, другие – вспомогательными. В педагогических способностях ведущую роль играют коммуникативные свойства личности, и в первую очередь персептивные, т.е. относящиеся к сфере восприятия (из них важнейшее – наблюдательность).
Они позволяют педагогу адекватно воспринимать психологию ученика, его психическое состояние в конкретном случае, правильно оценивать состояние коллектива учебной группы вообще и в данной педагогической ситуации в частности.
Медико-социально-педагогический патронаж
... детей, чье развитие обусловлено действием множеств неблагоприятных факторов. Медико-социально-педагогический патронаж предполагает взаимодействие своей деятельности с различными научно-методическими ... ограничения жизнедеятельности (инвалидности); - нормализация внутрисемейных отношений; качественный рост компетентности педагогов, психологов, родителей, а также других специалистов, решающих вопросы ...
Составной частью коммуникативных свойств личности педагога можно считать готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию им. Необходимое условие этого – любовь к детям.
И наконец, третьим компонентом коммуникативных свойств личности педагога можно считать высокоразвитую потребность в социальном взаимодействии, которая проявляется в стремлении к передаче знаний, к общению с учащимися, в желании разумно организовать жизнь и деятельность студенческого коллектива. Успешная реализация потребности в социальном взаимодействии зависит от наличия у педагога педагогического такта.
Педагогические способности не только условие эффективной педагогической деятельности, но и во многом результат успешной работы педагога. Педагогические способности проявляются, формируются и развиваются в общей структуре психологических свойств, отношений и действий педагога.
Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.
ПРОФЕССИОГРАММА ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — идеальная абстрактная модель личности учителя, в комплексе обобщающая (интегрирующая) ее самые существенные качества, необходимые для осуществления профессиональной деятельности, то есть для решения образовательно-воспитательных задач в любой педагогической системе (в любом образовательном учреждении).
Профессиограмма (пример)
Педагог профессионального обучения (Экономические дисциплины)
Содержание труда: Обучает студентов экономике и др. экономическим дисциплинам
Должен знать: Общетеоретические дисциплины, педагогику, методику преподавания экономики, практическую экономику.
Профессиональноважные качества:
Аккуратность, наблюдательность, способность быстро принимать решения, умение слушать, целеустремленность, коммуникативность, терпение, выдержка, эмоциональное уравновешенность
Описание профессии
Глядя на завтрашний день, преподаватель экономики, должн обучить, адаптировать будущее поколение к сегодняшней экономической ситуации и возможности ее изменения.
Формирование трудовых навыков. Трудовые навыки, используемые человеком в своей деятельности, достаточно многогранны
Трудовые навыки, используемые человеком в своей деятельности, достаточно многогранны. В зависимости от того, какие стороны, компоненты действия автоматизируются, говорят о различных видах навыков. В частности, выделяютсянавыки умственные (счета, чтения показаний приборов и т. д.); сенсорные (определения расстояний на глаз, контроля за работой двигателя на слух и т. п.); сенсомоторные. Среди сенсомоторных трудовых навыков целесообразно выделить два основных вида: двигательные навыки, связанные с тем, что для достижения цели действия учащийся должен затрачивать в сравнительно больших количествах собственную мышечную энергию (опиливание, рубка металла, кладка кирпича и т. д.); сенсорно-двигательные навыки — навыки управления разнообразными установками, агрегатами, машинами. Для профессионального обучения формирование сенсомоторных (двигательных и сенсорно-двигательных) навыков имеет наибольшее значение, поскольку в первую очередь именно они составляют оперативную основу подготовки рабочих массовых профессий. В основе овладения любыми новыми действиями лежат усвоенные учащимися знания.
Формирование мыслительной деятельности детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ
... и методику ее развития с помощью дидактических игр.............................. Заключение Проблема формирования мыслительной деятельности дошкольников – важная психолого-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает проблемы ... требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, затрудняя и ...
Подробно рассматривает процесс формирования двигательных навыков К. К. Платонов. Автор выделяет шесть этапов формирования навыка:
1. Начало осмысления. Этот этап характеризуется отчетливым пониманием цели, но смутным представлением о способах ее достижения, грубыми ошибками при попытках выполнения действия.
2. Сознательное, но неумелое выполнение. У учащихся наблюдается отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но само выполнение еще
неточно и неустойчиво, со множеством лишних движений.
3. Автоматизация навыка. На этом этапе происходит все более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании, устраняются лишние движения, появляются возможности положительного переноса навыка,
4. Высокоавтоматизированный навык. Этап характеризуется точным, экономным, устойчивым выполнением действий.
5. Необязательный. Наблюдается временное ухудшение выполнения действий, возрождение старыхошибок. Этот этап может проявляться при формировании сложных навыков.
6. Вторичная автоматизация навыка. На этом этапе происходит восстановление особенностей четвертого этапа, но с характерным проявлением индивидуального почерка в выполнении действий1.
Основными факторами, определяющими успешность овладения трудовыми навыками, являются:
1)формирование у учащихся достаточно полного первоначального образа действия и его уточнение в процессе выполнения упражнений; — В повышении эффективности формирования образа действия и приемов самоконтроля значительную роль играет постоянное совершенствование вводного и текущего инструктажа, включающего объяснение и показ приемов работы. На вводном этапе формирования у учащихся трудовых навыков наряду с такими основными методами, как объяснение мастера и показ действий, большую помощь могут оказать технические средства обучения как самостоятельные источники информации, используемые для формирования у учащихся знаний о действиях и правильных приемах их выполнения.
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий
... навыков, умений происходит путем поэтапного перехода "материальной" (внешней) деятельности во внутренний умственный план. П. Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий: 1. формирование мотивационной основы действия ... запоминания. - принцип ведущей роли теоретических знаний; Учитель ведет учащихся к раскрытию существенных связей и закономерностей, к формулированию выводов. ...
2)формирование всех необходимых приемов самоконтроля, в том числе, что наиболее сложно, приемов текущего самоконтроля -саморегуляции; — Видеозапись является также важным средством самоконтроля, поскольку позволяет записывать и показывать учащимся их собственные действия.
3) формирование рациональной внутренней психофизиологической структуры действий.
Важное место в производственном обучении отводится тренажерам, которые позволяют повысить эффективность формирования у учащихся навыков управления технологическими процессами. Применение тренажеров обладает следующими преимуществами:
-помогает развивать у учащихся приемы само
контроля;
-дает возможность приблизить учащихся к производственной обстановке;
— позволяет задавать учащимся и повторять нужные режимы работы в любой момент, что в производственных условиях зачастую невозможно;
— нередко делает обучение экономически более выгодным.
По конструкции и назначению применяемые тренажеры можно подразделить на три группы:
1)тренажеры, моделирующие устройство и функции технических объектов.
2)тренажеры, предназначенные для формирования умений учащихся, связанных с определенной интеллектуальной деятельностью.
3)тренировочные устройства, предназначенные для облегчения формирования какого-либо одного трудового навыка.
Формирование умений
Впсихологии труда умение рассматривается как сложное структурное образование, включающее чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающее достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания.
В целом в процессе формирования умений условно можно выделить следующие этапы:
1. Первоначальное умение — осознание цели действия и поиск способов еговыполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. Действия выполняются методом «проб и ошибок».
2. Частично умелая деятельность — овладение умениями выполнять отдельные приемы.
3. Умелая деятельность — творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели,но и мотивов выбора способов и средств ее достижения;
4. Мастерство — овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения
цели — целеполагания, творческое использованиеразличных умений в соединении с высокой профессиональной активностью, развитым чувством коллективизма и умением работать в производственном коллектив.
Под операционными умениямимы будем понимать умения успешно выполнять технологические и другие трудовые операции: опиливания, резания, обтачивания поверхностей на токарном станке.
Под тактическими умениямиподразумеваются умения осуществлять полный технологический процесс, успешно использовать совокупность наличных средств труда.
Под стратегическими умениямимы будем понимать умения ориентироваться во всей системе производства, производственных и общественных отношений.
программа развития мелкой моторики детей старшего дошкольного ...
... «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности». Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития мелкой моторики детей ... новым режимом дня в школе. Общеизвестно, что многие дети хотят стать учащимися начальных классов, однако не все одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых ...
Методы обучения:
Метод конструктивного обученияаналогичен техническому конструированию. Перед обучаемыми ставится проблема, техническая задача по устранению неисправности в устройстве. После нахождения неисправности нужно найти технически правильное решение по ее ликвидации. Педагог оказывает учащимся посильную помощь.Имитационное планирование предстоящей практической деятельности, представляющее собой разновидность ролевой игры, стимулирует индивидуальную активность обучаемых и вместе с тем развивает способность к групповой работе. При этом у учащихся формируется понимание зависимости технологии от многих факторов.
Экспериментальное учение по ситуативному методуориентировано на применение теории на практике. Учащимся предлагается производственная ситуация, в которой заложена ошибка, своеобразная ловушка. Требуется ее обнаружить и после группового обсуждения устранить