Психология личности педагога профессионального обучения. Психологические особенности личности педагога профессиональной школы.

форма профессионально психологического профиля педагога.

1. Социально-психологическая направленность

Тип педагогической центрации: конформная, эгоцентрическая, гуманистическая, авторитарная, на интересах родителей, методическая.

2.Профессиональная компетентность

2.1.Педагогическая компетентность.

2.2.Психологическая компетентность.

2.3. Социально-коммуникативная компетентность: социально-коммуникативная адаптивность, стремление к согласию, нетерпимость к неопределенности, избегание неудач, фрустрационная толерантность.

3.Педагогически значимые качества

3.1 .Логическое мышление.

3.2.Творческий потенциал.

3.3. Эмпатия: сопереживание, действенная эмпатия.

3.4.Субъективный контроль: интернальность, экстернальность.

3.5. Социальный интеллект.

4.Педагогически нежелательные качества:

Авторитарность, демонстративность, педантичность.

Рассмотрим особенности социально-психологической направленности педагогов.

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество. Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Педагогические способности – определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли педагога высоких результатов в обучении и воспитании студентов.

Как известно, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру тех или иных специальных способностей, одни будут ведущими, другие – вспомогательными. В педагогических способностях ведущую роль играют коммуникативные свойства личности, и в первую очередь персептивные, т.е. относящиеся к сфере восприятия (из них важнейшее – наблюдательность).

Они позволяют педагогу адекватно воспринимать психологию ученика, его психическое состояние в конкретном случае, правильно оценивать состояние коллектива учебной группы вообще и в данной педагогической ситуации в частности.

15 стр., 7228 слов

Медико-социально-педагогический патронаж

... детей, чье развитие обусловлено действием множеств неблагоприятных факторов. Медико-социально-педагогический патронаж предполагает взаимодействие своей деятельности с различными научно-методическими ... ограничения жизнедеятельности (инвалидности); - нормализация внутрисемейных отношений; качественный рост компетентности педагогов, психологов, родителей, а также других специалистов, решающих вопросы ...

Составной частью коммуникативных свойств личности педагога можно считать готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию им. Необходимое условие этого – любовь к детям.

И наконец, третьим компонентом коммуникативных свойств личности педагога можно считать высокоразвитую потребность в социальном взаимодействии, которая проявляется в стремлении к передаче знаний, к общению с учащимися, в желании разумно организовать жизнь и деятельность студенческого коллектива. Успешная реализация потребности в социальном взаимодействии зависит от наличия у педагога педагогического такта.

Педагогические способности не только условие эффективной педагогической деятельности, но и во многом результат успешной работы педагога. Педагогические способности проявляются, формируются и развиваются в общей структуре психологических свойств, отношений и действий педагога.

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.

ПРОФЕССИОГРАММА ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — идеальная абстрактная модель личности учителя, в комплексе обобщающая (интегрирующая) ее самые существенные качества, необходимые для осуществления профессиональной деятельности, то есть для решения образовательно-воспитательных задач в любой педагогической системе (в любом образовательном учреждении).

Профессиограмма (пример)

Педагог профессионального обучения (Экономические дисциплины)

Содержание труда: Обучает студентов экономике и др. экономическим дисциплинам

Должен знать: Общетеоретические дисциплины, педагогику, методику преподавания экономики, практическую экономику.

Профессиональноважные качества:

Аккуратность, наблюдательность, способность быстро принимать решения, умение слушать, целеустремленность, коммуникативность, терпение, выдержка, эмоциональное уравновешенность

Описание профессии

Глядя на завтрашний день, преподаватель экономики, должн обучить, адаптировать будущее поколение к сегодняшней экономической ситуации и возможности ее изменения.

Формирование трудовых навыков. Трудовые навыки, используемые человеком в своей деятельности, достаточно многогранны

Трудовые навыки, используемые человеком в своей деятельности, достаточно многогранны. В за­висимости от того, какие стороны, компоненты дей­ствия автоматизируются, говорят о различных видах навыков. В частности, выделяютсянавыки умствен­ные (счета, чтения показаний приборов и т. д.); сен­сорные (определения расстояний на глаз, контроля за работой двигателя на слух и т. п.); сенсомоторные. Среди сенсомоторных трудовых навыков целесооб­разно выделить два основных вида: двигательные на­выки, связанные с тем, что для достижения цели дей­ствия учащийся должен затрачивать в сравнительно больших количествах собственную мышечную энер­гию (опиливание, рубка металла, кладка кирпича и т. д.); сенсорно-двигательные навыки — навыки управ­ления разнообразными установками, агрегатами, ма­шинами. Для профессионального обучения формирование сенсомоторных (двигательных и сенсорно-двигатель­ных) навыков имеет наибольшее значение, поскольку в первую очередь именно они составляют оператив­ную основу подготовки рабочих массовых профессий. В основе овладения любыми новыми действиями лежат усвоенные учащимися знания.

10 стр., 4821 слов

Формирование мыслительной деятельности детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ

... и методику ее развития с помощью дидактических игр.............................. Заключение Проблема формирования мыслительной деятельности дошкольников – важная психолого-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает проблемы ... требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, затрудняя и ...

Подробно рассматривает процесс формирования двигательных навыков К. К. Платонов. Автор выделяет шесть этапов формирования навыка:

1. Начало осмысления. Этот этап характеризуется отчетливым пониманием цели, но смутным пред­ставлением о способах ее достижения, грубыми ошибками при попытках выполнения действия.

2. Сознательное, но неумелое выполнение. У уча­щихся наблюдается отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но само выполнение еще
неточно и неустойчиво, со множеством лишних дви­жений.

3. Автоматизация навыка. На этом этапе происхо­дит все более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании, устраняются лишние движения, появляются возможности положительного переноса навыка,

4. Высокоавтоматизированный навык. Этап харак­теризуется точным, экономным, устойчивым выпол­нением действий.

5. Необязательный. Наблюдается временное ухуд­шение выполнения действий, возрождение старыхошибок. Этот этап может проявляться при формиро­вании сложных навыков.

6. Вторичная автоматизация навыка. На этом эта­пе происходит восстановление особенностей четвер­того этапа, но с характерным проявлением индиви­дуального почерка в выполнении действий1.

Основными факторами, определяющими успеш­ность овладения трудовыми навыками, являются:

1)формирование у учащихся достаточно полного перво­начального образа действия и его уточнение в процес­се выполнения упражнений; — В повышении эффективности формирования об­раза действия и приемов самоконтроля значитель­ную роль играет постоянное совершенствование вводного и текущего инструктажа, включающего объяснение и показ приемов работы. На ввод­ном этапе формирования у учащихся трудовых навы­ков наряду с такими основными методами, как объ­яснение мастера и показ действий, большую помощь могут оказать технические средства обучения как са­мостоятельные источники информации, используе­мые для формирования у учащихся знаний о действи­ях и правильных приемах их выполнения.

4 стр., 1673 слов

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий

... навыков, умений происходит путем поэтапного перехода "материальной" (внешней) деятельности во внутренний умственный план. П. Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий: 1. формирование мотивационной основы действия ... запоминания. - принцип ведущей роли теоретических знаний; Учитель ведет учащихся к раскрытию существенных связей и закономерностей, к формулированию выводов. ...

2)формирование всех не­обходимых приемов самоконтроля, в том числе, что наиболее сложно, приемов текущего самоконтроля -саморегуляции; — Видеозапись является также важным средством самоконтроля, поскольку позволяет записывать и показывать учащимся их собственные действия.

3) формирование рациональной внут­ренней психофизиологической структуры действий.

Важное место в производственном обучении отводится тре­нажерам, которые позволяют повысить эффектив­ность формирования у учащихся навыков управле­ния технологическими процессами. Применение тренажеров обладает следующими преимуществами:

-помогает развивать у учащихся приемы само­
контроля;

-дает возможность приблизить учащихся к про­изводственной обстановке;

— позволяет задавать учащимся и повторять нуж­ные режимы работы в любой момент, что в производ­ственных условиях зачастую невозможно;

— нередко делает обучение экономически более выгодным.

По конструкции и назначению применяемые тре­нажеры можно подразделить на три группы:

1)тренажеры, моделирующие устройство и функ­ции технических объектов.

2)тренажеры, предназначенные для формирова­ния умений учащихся, связанных с определенной интеллектуальной деятельностью.

3)тренировочные устройства, предназначенные для облегчения формирования какого-либо одного трудового навыка.

Формирование умений

Впсихологии труда умение рассматривается как сложное структурное образование, включающее чув­ственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающее достижение поставленной цели деятельности в изме­няющихся условиях ее протекания.

В целом в процессе формирования умений услов­но можно выделить следующие этапы:

1. Первоначальное умение — осознание цели дейст­вия и поиск способов еговыполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. Действия выполня­ются методом «проб и ошибок».

2. Частично умелая деятельность — овладение уме­ниями выполнять отдельные приемы.

3. Умелая деятельность — творческое использова­ние знаний и навыков с осознанием не только цели,но и мотивов выбора способов и средств ее достиже­ния;

4. Мастерство — овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое разви­тие способности самостоятельного определения
цели — целеполагания, творческое использованиеразличных умений в соединении с высокой профес­сиональной активностью, развитым чувством кол­лективизма и умением работать в производственном коллектив.

Под операционными умениямимы будем понимать умения успешно выполнять технологические и дру­гие трудовые операции: опиливания, резания, обта­чивания поверхностей на токарном станке.

Под тактическими умениямиподразумеваются умения осуществлять полный технологический процесс, успешно использовать совокупность наличных средств труда.

Под стратегическими умениямимы будем пони­мать умения ориентироваться во всей системе произ­водства, производственных и общественных отноше­ний.

4 стр., 1721 слов

программа развития мелкой моторики детей старшего дошкольного ...

... «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности». Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития мелкой моторики детей ... новым режимом дня в школе. Общеизвестно, что многие дети хотят стать учащимися начальных классов, однако не все одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых ...

Методы обучения:

Метод конструктивного обученияаналогичен тех­ническому конструированию. Перед обучаемыми ставится проблема, техническая задача по устране­нию неисправности в устройстве. После нахождения неисправности нужно найти технически правильное решение по ее ликвидации. Педагог оказывает уча­щимся посильную помощь.Имитационное планирование предстоящей практи­ческой деятельности, представляющее собой разно­видность ролевой игры, стимулирует индивидуаль­ную активность обучаемых и вместе с тем развивает способность к групповой работе. При этом у учащих­ся формируется понимание зависимости технологии от многих факторов.

Экспериментальное учение по ситуативному мето­дуориентировано на применение теории на практи­ке. Учащимся предлагается производственная ситуа­ция, в которой заложена ошибка, своеобразная ло­вушка. Требуется ее обнаружить и после группового обсуждения устранить