Пояснительная записка 33

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего образования

Тульский государственный университет

Кафедра психологии

Клементьева М.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к лабораторным работам

по дисциплине

«Психология памяти, внимания, воображения»

(для студентов 3 курса дневного отделения

направления 37.03.01 — «Психология»)

Т у л а 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………………… 3 стр.

Тематика, основное содержание

лабораторных занятий,

литература для подготовки к занятиям …………………………… .. 4 стр.

Требования к отчету …………………………………………………… 9 стр.

Приложение 1. Метод Г.Мюллера и Ф.Шумана

(определение типа памяти) …………………………………………… 10 стр.

Приложение 2. Вопросы для интервьюирования …………………… 10 стр.

Приложение 3. Методики исследования

непроизвольного и произвольного запоминания

(П.И. Зинченко) ………………………………………………………. 11 стр.

Приложение 4. Метод двойной стимуляции

(исследование условий продуктивности

опосредствованного запоминания) …………………………………. 12 стр.

Приложение 5. Определение объема запоминания

(метод удержанных членов ряда и

метод удачных ответов ……………………………………………… 13 стр.

14 стр., 6876 слов

Основные факты и закономерности психологии памяти

... каждый из них. Это процессы памяти: запоминание, забывание и сохранение и воспроизведение опыта. К процессам памяти относят запоминание, хранение и забывание и воспроизведение. Запоминание. Процесс запоминания - это активный процесс, при ... забыванию событий, вызывающих душевную боль. В связи с этим под забыванием в психологии называется все то, что происходит, когда материал, который был когда-то ...

Приложение 6. Исследование свойств внимания …………………. 14 стр.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса дневного отделения направления 030300 и позволяет совместно с преподавателем освоить практический материал дисциплины «Психология памяти, внимания и воображения». Данная дисциплина является частью курса «Общая психология» — базовой профессионально специализированной дисциплины для студентов III курса направления 030300  «Психология».

Учебно-методическое пособие содержит тематику, основное содержание лабораторных занятий по дисциплине, практический материал и списки рекомендуемой литературы, а также требования к уровню освоения материала.

Изучение данного раздела является необходимой частью профессиональной подготовки психолога, поскольку знание и понимание психологии, познавательных процессов в целом, а также механизмов, закономерностей и феноменов внимания, памяти и воображения позволит студентам анализировать конкретные ситуации, проводить самостоятельные исследования, подготовиться к освоению навыков оказания психологической помощи, овладеть рядом практических профессиональных приемов, применяемых в конкретной работе.

Данный курс продолжает и дополняет освоение теоретического аппарата и практических навыков других специальных дисциплин: «Социальная психология», «Клиническая психология», «Психодиагностика», «Основы психологического консультирования», «Педагогическая психология» и т.д., а также углубляют и конкретизируют знания, полученные в курсе «Общая психология» (разделы, касающиеся сознания и личности) и др.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.

«ЭКСПРЕСС-ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ЗАПОМИНАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ»

Аудиторная работа:Исследование качественных изменений материала в процессе сохранения его в памяти методом Ф.Бартлетта

Цель: выявление особенностей реконструкции, которым подвергается материал в памяти в процессе сохранения; освоение метода последовательного припоминания Ф. Братлетта.

Описание задания

Студенты заслушиваеют текст легенды, затем записывают пеесказ.

Сравнивая оригинал и пересказ, делаюя вывод относительно того, что забывается, каким образом они выпадают из отчетов, как изменяется отчет, каковы особенности «путешествия» объектов в отчетах, какие объекты теряют свою определенность, возможно ли на основании последнего описания восстановить оригинал, в чем сходство.

6 стр., 2523 слов

Психология памяти, внимания, сознания

... и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент. Память – запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности. Виды: по ... длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания. Таблицы Шульте используются для исследования для исследования распределения внимания. На ...

Самостоятельная работа

На одном испуемом взрослого возраста. Испытуемого просят воспроизводить материал(текст легенды) через определенные промежутки времени (сразу после предъявления, через 1 день, черезнеделю).

При этом изучаются изменения в содержаниях памяти, связанные современем.

Текст зачитывается испытуемому 1 раз, после этого его сразу просят воспроизвести текст. Далее, предварительно не предупреждая испытуемого о том, что его будут спрашивать о тексте еще раз, Вы просите его воспроизвести материал:

а) на следующий день после заучивания

б) через неделю после заучивания

Пересказы испытуемого должны быть приведены максимально точно. С этой целью рекомендуется использовать диктофон.

Обратите внимание на то, как изменяется сюжет, действующие лица, детали описания. Какие элементы исчезают прежде всего? Какие остаются неизменными? Попытайтесь выявить, к какой схеме, к какому привычному представлению сводятся воспоминания.

Сравните результат своего исследования с результатами Ф.Бартлетта: сходны ли изменения, происходящие с текстом?В чем?

Перечень отчетной документации:отчет по заданиям.

Максимальная оценка – 2 балла

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2-3.

«ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ»

Аудиторная работа: 1) знакомство с методиками и методами изучения памяти:

— методика В.П.Зинченко по исследованию непроизвольного и произвольного запоминания (Приложение 3)

— методика двойной стимуляции Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева (Приложение 4)

— классические методы удержанных членов ряда удачных ответов, используемых для изучения опосредованного и непосредственного запоминания (Приложение 5 и 6)

2) знакомство с процедурой проведения эксперимента; самообследование.

Подготовительная работа к занятию: подбор методик и проведение микроисследования по одной из тем с 3-мя испытуемыми.

Подготовить полный анализ материалов с представлением протоколов обследования с подробным описанием процедуры, обработки и анализа данных.

Аудиторная работа: обсуждение результатов. В соответствии с выбранными темами студенты объединяются в микрогррупы, где анализируют данные, полученные каждым студентов и оформляют общий групповой отчет в форме таблиц, графиков и комментарий к ним.

Темы:

  1. Исследование объема непосредственного и опосредствованного запоминания
  2. Исследование условий увеличения продуктивности опосредствованного запоминания
  3. Исследование произвольного запоминания и условий его продуктивности
  4. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности

Схема аналитического отчета

1. Тема исследования

2. Цель эксперимента

3. Характеристика группы испытуемых

4. Методы и методики исследования (подробное описание или ссылки на источники, приводимые в библиографическом списке)

5. Краткий теоретический анализ проблемы исследования: определение понятий, описание феноменологии и закономерностей исследуемого явлений с указанием авторов и их работ (1-2 стр.)

6. Описание результатов исследования: обработка данных и их анализ

6.1. Для темы «Исследование продуктивности (объема) непосредственного и опосредствованного запоминания»:

а)по каждому опыту подсчитать частоту правильных и ошибочных воспроизведений и занести данные в сводную таблицу:

Номер опыта

Количество воспроизведений

правильных

неправильных

1

2

б) определить коэффициент увеличения эффективности запоминания при переходе к использованию специальных средств запоминания по формуле:

Vo — Vн

К

Vo

= Х 100%,

где К – коэффициент увеличения эффективности запоминания, Vo – число удержанных членов ряда при опосредованном запоминании, Vн – число удержанных членов ряда при непосредственном запоминании

в)сравнить результаты обоих опытов между собой, привлекая не только количественные показатели, но и материалы словесных отчетов испытуемых и наблюдений экспериментатора.

7. Сравнить результаты аналогичных опытов, проведенных в классических исследованиях

Перечень отчетной документации:отчет.

Максимальная оценка задания – 6 баллов

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.

«АНОМАЛИИ ПАМЯТИ»

Подготовительная работа к занятию: каждый студент подбирает одну ситуацию (из жизни, художественной литературы, фильмов, исторические факты и т.п.), где ярко проявляется один из видов аномалий памяти: амнезии, парамнезии, явления феноменальной памяти, контаминация и конфабуляция и др. Примеры дополняются комментариями студента и анализом механизмов, причин, факторов, условий развития указанного феномена.

Аудиторная работа. Знакомство с ситуациями (видео), а также с ситуациями, подобранными студентами. Обсуждение и интерпретация механизмов и причин явлений. Анализ взаимосвязи между нарушениями памяти и дефектами интеллекта и личности.

Перечень отчетной документации:отчет.

Максимальная оценка задания – 3 балла (1 балла – за подбор примера; 2 балла – за интерпретацию)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.

«ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ»

Подготовительная работа к занятию: 1) каждый студент самостоятельно знакомиться с мнемотехниками и упражнениями по улучшению памяти; 2) в диадах студенты готовят материал для проведения одного из упражнений.

Аудиторная работа:апробация в группе упражнений.

Перечень отчетной документации:отчет.

Максимальная оценка задания – 2 балла

Список литературы для практического занятия

1) Атватер И. Я вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М., 1984

2) Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.

3) Беркли-Ален М. Забытое умение слушать. СПб.: Питер, 1997

4) Грановская Р.М. Элементы практической психологии. М., 1988.

5) Елисеев О.В. Практикум по психологии личности. СПб., Питер, 2001

6) Зинченко П.И. Практикум по психологии памяти // Вопросы психологии. – 1963.- № 1

7) Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1994

8) Клацки Р. Память человека: Структуры и процессы. — М.: Мир, 1979.

9) Кони А.Ф. Память и внимание. // Хрестоматии по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2005, С. 672 – 716.

10) Лапп Д. Улучшаем память — в любом возрасте. М.: Мир, 1993.

11) Лезер Ф. Тренировка памяти. М.: Мир, 1979.

12) Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. // Хрестоматии по психологии памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2002, С. 149 – 165.

13) Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1976.

14) Норман Д. Память и научение. М., 1985.

15) Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1995

16) Челпанов Г.И. Что такое мнемоника? // Хрестоматии по психологии памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. –М.: ЧеРо, 2002, С. 658 – 678.

17) Цзен Н.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6-7.

«ИССЛЕДОВАНИЕ внимательности»

Аудиторная работа: 1) знакомство с методиками исследования свойств произвольного внимания: объем, интенсивность, устойчивость, избирательность, распределяемость, переключаемость (Приложение 7).

Выполнение САмообследования.

Подготовительная работа к занятию: каждый студент самостоятельно проводит комплекс методик на диагностику внимательности (с 1 испытуемым юношеского возраста).

Делается эмпирическая оценка внимательности (В) по формуле: В=У+И+Р+П+0,5(О+Ин), где У, И, Р, П, О и Ин — оценки за выполнение тестов на устойчивость, избирательность, распределяемость, переключаемость, объем и интенсивность внимания соответственно, выраженные в одинаковых единицах, например в баллах.

Сравнивается проявление отдельных свойств внимания во взаимосвязи друг с другом и делается вывод об индивидуальном своеобразии внимательности человека.

Аудиторная работа: групповое обсуждение проделанной работы. Создание корреляционной матрицы; выявление взаимосвязей между свойствами.

Перечень отчетной документации:отчет.

Максимальная оценка задания – 5 баллов.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8.

«ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ»

Подготовительная работа к занятию: самостоятельное знакомство с методиками и упражнениями развития внимания и внимательности. Работая в диадах, студенты выбирают в качестве предмета изучения один из видов внимания (сенсорное, двигательное, эмоциональное, интеллектуальное, вынужденное, невольное, привычное, волевое, выжидательное, послепроизвольное, предвнимание, фокальное, периферическое, селективное, распределенное) и подбирают серию заданий для тренинга (см. список литературы для практического занятия № 5).

Аудиторная работа: апробация в группе упражнений на развитие внимания. В ходе тренинга на доске выстраивается схема факторов привлечения внимания в соответствии с его видом.

Перечень отчетной документации:отчет.

Максимальная оценка задания – 2 балла.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9.

«Тренинг развития воображения»

Подготовительная работа к занятию:знакомство с технологиями, методиками и упражнениями развития воображения и подготовка материала для проведения одного из выбранных упражнений.

Аудиторная работа:апробация в группе упражнений на развитие воображения.

Перечень отчетной документации:отчет.

Максимальная оценка задания – 2 балла.

Список литературы для практического занятия № 9

1) Альтшуллер Г.С. ТРИЗ — значит победа. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85-В // Правила игры без правил. Петрозаводск, 1989.

2) Дернер Д. Логика неудачи. Стратегическое мышление в сложных ситуациях. М., 1997.

3) Дьяченко О.М. Пороцкая Е.Л. Роль слова в развитии воображения дошкольника. – В кн: Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. /Под ред. Л.А.Вергера.-М:Интор,1996. С.78-97.

4) Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. //Вопросы психологии. 1993. – 1993. — №2.

5) Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста / под ред. О.М. Дьяченко, А.и. Булычевой. – М., 1996.

6) Рибо Т. Творческое воображение. Спб., 1901. – 318 с.

7) Родари Дж. Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй: пер. с итал. – М.:Прогресс, 1990. – 192 с.

8) Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988, 288 с.

9) Страунинг А., Страунинг М. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари, Ростов-на-Дону, 1992.

10) Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. – М.: Просвещение, 1992.- 256с.

Требования к оформлению отчета по лабораторной работе

  1. Отчет пишется на стандартных листах бумаги А4. Все листы заполняются только с одной стороны и нумеруются.
  2. Каждый отчет начинается с титульного листа, который служит обложкой работы. Сверху на нем указывается принадлежность студента к учебному заведению, факультету, специализации или кафедре. В середине листа указывается название учебного задания (например: «Проектирование возрастно-психологических исследований: Применение методов индуктивной статистики для проверки статистических гипотез в возрастно-психологических исследованиях «).

    Ниже и справа указывается фамилия и инициалы студента, номер академической группы, фамилия и инициалы преподавателя. Внизу титульного листа отмечают год выполнения работы. Эта страница служит также для отметок преподавателя о выполнении учебного задания и замечаний по поводу подготовленного студентом отчета.

  3. Структура отчета о выполнении учебного задания:

Теоретическое введение (1-2 стр.).

В данном разделе отчета

дается общая характеристика изучаемого метода, его характерных особенностей, даются определения необходимых терминов.

Формулировка цели и конкретных задач работы в соответствии с общей проблемой, рассмотренной в теоретическом введении (не более 0.5 листа).

Задание. В этот раздел входят следующие пункты: 1) дата и

время проведения; 2) описание использованной аппаратуры и программного обеспечения, методов и методик; 3) формулировка задания

Ход выполнения – подробное описание процедуры.

При использовании методов статистического анализа необходимо:

— привести соответствующие формулы или алгоритм работе на компьютере;

— формулировки статистических гипотез (Н0 и Н1).

Результаты. В этой части необходимо описать полученные данные и

привести основные результаты. Данные должны быть представлены в таблицах и /или рисунках.

Выводы должны соответствовать целям и задачам работы. Если работа выполнялась в рамках какой-либо модели, то следует сделать четкое заключение о соответствии полученных результатов ее предположениям. Выводы должны быть короткими и конкретными.

Литературные ссылки оформляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми ГОСТом к научным статьям.

  1. Каждая таблица должна быть пронумерована и иметь соответствующее название, где нужно четко выразить основное содержание данной таблицы.
  2. Рисунки, иллюстрирующие основное содержание работы, должны быть пронумерованы. В том случае, если по рисунку производится вычисление каких-либо результатов, то следует обратить внимание на выбор подходящего масштаба. Если рисунок делается с помощью компьютерной программы, то стоит позаботиться о введении координатной сетки. На графиках должны быть указаны все параметры, необходимые для однозначного понимания графика. Подрисуночные подписи и обозначения на графиках должны давать полную информацию.
  3. Рисунки и таблицы рекомендуется выполнять на отдельных листах.

Приложение 1

Метод г.Мюллера и ф.Шумана

(определение типа памяти)

Испытуемому на слух предъявляются ряды бессмысленных слогов. Его задача состоит в запоминании и письменном воспроизведении стимулов сразу после окончания их предъявления.

Длинна ряда – 7 слогов. Скорость предъявления – один слог в секунду. Всего предъявляется 20 рядов. В ходе опыта экспериментатор ведет наблюдение за поведением испытуемого.

Обработка результатов.

  1. Определить частоту правильного воспроизведения гласных звуков.
  2. Определить частоту правильного воспроизведения согласных звуков
  3. Определить частоту перепутывания согласных, близких по звучанию, но разных по начертаниям.

Анализ результатов.

На основании сопоставления результатов воспроизведения звуков, а также наблюдений за поведением испытуемого делается вывод о преобладающей модальности памяти. Склонность к воспроизведению гласных указывает на преобладание слуховой памяти, а согласных – зрительной (т.е. согласные преимущественно выделяются местом и начертанием).

Кроме того, испытуемый с преобладанием зрительной памяти не допускает ошибок при воспроизведении согласных, близких по звучанию, но разных по начертанию. Субъект с преобладанием зрительной памяти легко сможет произнести слово в обратном порядке написания.

Преобладание моторной памяти можно установить по наблюдением за процессом заучивания – шевеление губами, равномерное покачивание и т.п.

Приложение 2

Рекомендации по организации и проведению биографического интервью

В широком смысле диалог между двумялюдьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется беседой. Целенаправленный опрос «лицом к лицу» называютинтервью. Интервью определяется как «псевдобеседа»: интервьюер все время должен помнить, что он – исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле (Дружинин В. Н.)

Целью биографического интервью является получение текста«истории жизни» для реконструкции биографического значения жизненных событий в момент их протекания и хронологической последовательности жизненных событий, а также реконструкции актуальных значений жизненных событий и реконструкции временного порядка жизненной истории в момент ее рассказа.

В общем виде сбор информации осуществляется исследователем в соответствии с логической схемой, которая отражает основные моменты изучаемых биографий. Составляется примерный перечень вопросов, в соответствии с которыми проводится сбор информации. Исследователь может расширить или дополнить данный перечень, изменить формулировки некоторых вопросов в соответствии с целью и задачами проводимого им биографического исследования.

Биографическоеинтервью охватывает несколько тематических блоков, охватывающих разные стороны или периоды жизни человека (например, детство, юность, учеба, работа и т.д.).

По каждому блоку существует перечень обязательных вопросов или аспектов, по которым должна быть получена информация (см. Приложение 2 в «Методических указаний к лабораторным работам по дисциплине «Психология памяти, внимания, воображения»»).

Остальные вопросы могут задаваться для уточнения. Проведение биографического интервью требует использования аудиотехники (предпочтительнее, диктофона).

Биографическоеинтервью состоит изчетырехэтапов.

Первый этап: начало интервью. Исследователь кратко формулирует просьбу или общий вопрос («биографическийимпульс»), цель которого – стимулировать респондента к биографическому повествованию.Начальный вопрос должен создать тематическую и временную рамки основного повествования: интервьюируемого просят рассказать полную историю своей жизни, либо определенного ее периода, связанного с какими-либо важными личными или историческими событиями. Единственное ограничивающее  условие — просьба или вопрос не должны затрагивать приватных или неприятных для  респондента  тем.Например, «Я хотел(а)бы попросить Вас рассказать историю Вашей жизни. Лучше всего, если Вы начнете с момента Вашего рождения, с того времени, когда Вы были ребенком, и расскажете затем обо всем, что с Вами происходило вплоть до настоящего времени. Вы можете говорить даже о деталях, так как меня интересует все, что важно для Вас самого».

Второй этап: основной рассказ. Содержание этого этапа требует от интервьюера соблюдения следующих правил. Во-первых, после начальной просьбы о повествовании слушать рассказчика, не задавая более никаких вопросов и подбадривать его, используя междометия и другие паралингвистические и невербальные средства коммуникации. Например, стимулируяпродолжения повествования  кивками  головы и обычными для заинтересованного слушателя репликами: «Хм-хм», «Что было дальше?» и т.д.Таким образом, интервьюер должен владеть навыками активного слушания и проявлять неподдельный интерес к рассказу. Пассивная роль интервьюера позволяет рассказчику в наибольшей степени сконцентрироваться на своем жизненном опыте.Поскольку время интервью всегда ограничено, респондент может следовать имплицитному правилу «сгущения» и останавливаться только на тех моментах своей жизни, которые считает важными, селектируя информацию.

Во-вторых, стимулировать рассказчика продолжать повествование только в том случае, если он надолго замолкает или вместо того, чтобы рассказывать о событиях жизни, увлекается аргументированием либо высказыванием общих суждений. Для этого можно предложить продолжить рассказ о том, как события развивались дальше. В случае, если респондент заканчивает повествование, говоря: «Вот это, пожалуй, все…», или другим подобным способом дает понять, что он закончил, интервьюер  должен попытаться задать новый вопрос или сформулировать новую просьбу. Последние не должны ставить респондента перед необходимостью аргументации и оценки описанных событий. Их цель — стимулировать рассказ о периодах жизни, которые либо были недостаточно освещены,  либо вообще остались не затронутыми.

Кроме этого на этомэтапе интервьюеру следует внимательно следить за ходом повествования и запоминать: последовательность событий, имена вводимых персонажей, временные, фактические и логические несоответствия, пропуски и обрывы в повествовании — с тем, чтобы использовать эти моменты втретьейфазе интервью.

Третий этап: «фазабиографическихрасспросов».После окончания рассказа задать вопросы о неясных моментах, опущенных или недостаточно полно описанных периодах жизни. Респонденту задаются вопросы о событиях, упомянутых им ранее в своем повествовании. Речь не идет об оценках и аргументации. Интервьюер касается прерванных линий рассказа, малопонятных для него мест и предлагает интервьюируемому дополнить или прояснить их.Вопросы могут быть двух типов: «нарративные» хронологически организованы, ориентированы на нюансы рассказанной истории и побуждать к новым рассказам о жизни, а «внешние» (инициируемые интервьюером) направлены на выяснение тем, интересующих интервьюера и не упоминавшихся рассказчиком, а также причин поступков или событий. Эти вопросы могут быть заданы только в том случае, если исследователь хочет получить дополнительную информацию. Основной смысл правил состоит в том, чтобы дать возможность рассказчику воспроизвести события своей жизни именно так, как они были им пережиты.

Четвертый этап: заключительная часть. Респондент получает слово как «теоретик», развивая аргументацию, давая оценки и объяснения по поводу событий своей жизни. Таким «теоретическим» резюме интервью завершается.

В процессе интервью исследователь делает записи в хронологическом порядке повествования. Одновременно используется аудиозапись. Заметки нужны для формулирования вопросов на втором и третьем этапах интервью, после того, как рассказчик даст понять, что он закончил свое повествование.

По окончании интервью исследователь пишет отчет, в котором отражает фактическую информацию о рассказчике, способ установления контакта с ним, время, место и обстановка интервью, характеризует сам процесс интервью и имевшие место трудности, особенности поведения респондента, его реакция на интервью, отмечает существенные замечания по поводу полученной информации (отметки о недостающей информации, противоречиях в рассказе, первичные гипотезы и т.д.).

Ценным также является описание первого впечатления о респонденте  и высказывание каких-либо гипотез по поводу разрабатываемой темы исследования.

Поскольку все интервью обязательно записываются на аудиопленку, этапы сбора и обработки данных опосредуются процедурой транскрибирования записей. Точное транскрибирование достижимо только при многократном прослушивании аудиоматериала и чтении записи.

Затемисследователь приступает к обработке и интерпретации полученного материала.

Рекомендуемые вопросы для интервьюирования:

1. Назовите не менее 3-х наиболее значимых для Вас события, которые сделали Вас и Вашу жизнь именно тем, что есть.

2. Опишите как можно более подробно все свои воспоминания, касающиеся каждого из событий (сцены, образы, ощущения, переживания, запахи, звуки, вещи, действия, участники и т.п.)

3. Что происходило до момента свершения описываемого события?

4. Опишите то, что случилось после этого, и чувства, которые в это время возникали.

5. Сколько Вам было лет?

6. Как изменилось Ваше отношение к себе/своей жизни после свершения события?

7. Почему, на Ваш взгляд, это событие произошло именно в Вашей жизни и с Вами?

8. Если бы Вы попытались выразить смысл этого события для Вас в одной фразе, что это была бы за фраза?

9. Что Вы чувствуете сейчас, вспоминая это событие? Как Вы сейчас относитесь к свершившемуся?

10. Если бы у Вас была возможность вернуться в прошлое и прожить жизнь с момента этого события еще раз, то что бы Вы изменили?

11. Как часто вы вспоминаете это событие? В какие моменты жизни?

Приложение 3

Методика п.И. Зинченко

(исследование непроизвольного запоминания)

Проводятся два групповых опыта: классификация изображений предметов и составление числового ряда.

Опыт I. Классификация изображений предметов. Экспериментальный материал – 15 карточек, на каждой из которых изображен предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. На каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.

Ход эксперимента. Перед началом опыта карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги. В опыте принимает участие одна подгруппа испытуемых. Им дается следующая инструкция: «С вами будет проведен опыт, в котором проверяется умение классифицировать предметы по их общим признакам. Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать все картинки по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале каждой группы ее название. Тот, кто завершит работу до окончания опыта, должен дополнить выделенные группы предметами, относящимися к тем же классам». После окончания опыта его участникам предлагают по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображенные на карточках, а затем числа.

Опыт II. Составление числового ряда. Экспериментальный материал тот же, что и в I опыте; участвует вторая подгруппа испытуемых.

Ход эксперимента.Карточки располагаются на щите так, чтобы числа на них не образовывали натурального ряда. Испытуемым предлагают нарисовать у себя в тетрадях сетку в 15 клеток (три ряда по пять).

Их задача – расположить все числа, имеющиеся на карточках, строго по порядку номеров, так, чтобы наименьшее было помещено в левую клетку верхнего ряда, а наибольшее – в правую клетку нижнего ряда. Далее следует воспроизведение сначала числа, а затем названия предмета.

Обработка данных и анализ результатов:

а) определить среднее число правильно воспроизведенных предметов и чисел в обоих опытах для группы испытуемых и оформить таблицу:

Задача

Среднее число правильных воспроизведений

предметов

чисел

Классификация предметов

Сравнение числового ряда

б) проанализировать данные и сделать вывод об условиях продуктивности непроизвольного запоминания;

в) установить обстоятельства, которые способствовали запоминанию в отдельных случаях предметов и чисел в ситуациях, когда они выступали фоновыми раздражителями.

(исследование произвольного запоминания)

Проводятся два опыта (индивидуальных) с двумя испытуемыми, не участвовавшими в аналогичном исследовании или исследовании непроизвольного запоминания по методике П.И.Зинченко.

Экспериментальный материал – 15 карточек, на каждой из которых изображен предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки.

Опыт I. Произвольное запоминание изображений предметов без их классификации. Испытуемый получает задание запомнить предметы, изображенные на карточках, при их последовательном применении. О том, что эти предметы можно классифицировать, ему не сообщают. Карточки предъявляются по одной со скоростью 1-1,5 с, причем в таком порядке, чтобы затруднить их классификацию. После окончания предъявления карточек испытуемому предлагается письменно воспроизвести названия предметов, изображенных на них.

Опыт II. Произвольное запоминание изображений предметов с применением классификации. Карточки раскладываются на столе так, чтобы они не образовывали определенных групп по смыслу. Испытуемый должен запомнить 15 предметов, изображенных на карточках. С целью лучшего запоминания ему предлагают классифицировать их, раскладывая по группам. Далее ему предлагают припомнить предметы по группам и письменно воспроизвести их названия.

Обработка данных и анализ результатов:

а) определить среднее число правильно воспроизведенных предметов в обоих опытах;

б) сравнить объем воспроизведения названий предметов в обоих опытах и сделать вывод об условиях продуктивности произвольного запоминания.

Приложение 4

Метод двойной стимуляции

(исследование условий продуктивности опосредствованного запоминания)

Эксперимент проводится индивидуально.

Материалом в 1 и 2 опытах служат ряды из 15 слов и 15 картинок; для 3 опыта используются ряды из 15 слов и 30 картинок. Во всех трех опытах необходимо запомнить, а затем воспроизвести 15 слов, используя для запоминания картинки. Их показывают одновременно с произнесением каждого слова. Интервал между словами – 5 с. В 1 опыте используются картинки, близки по смыслу к словам; во втором – далекие от них. В 3 опыте испытуемый сам подбирает к каждому слову определенную картинку из 30 лежащих перед ним. После каждого предъявления картинка убирается.

В 1 и 2 опытах картинки показываются 1 с.

В каждом опыте через 10 с после предъявления всех слов экспериментатор показывает картинки в другом порядке и просит воспроизвести то слово, которое соответствует данному изображению. В 1 и 2 опытах регистрируется латентный период сенсоречевой реакции испытуемого. В протоколе фиксируются его ответы и словесный отчет о тех связях, которые он устанавливал между словами и картинками.

Образец протокола.

Испытуемый: Экспериментатор: Дата: Время опыта:

№ слов

Слова

№№ слов при повторном предъявлении

Результаты воспроизведения

Латентный период реакции, с

Прим.

1.

…………

15

Словесный отчет испытуемого:

Наблюдения экспериментатора:

Обработка данных и анализ результатов:

а) по каждому опыту подсчитать частоту правильно и ошибочно воспроизведенных слов;

б) определить среднее значение латентного периода реакции испытуемого в 1 и 2 опытах;

в) составить сводную таблицу результатов воспроизведения во всех трех опытах:

№ опыта

Количество воспроизведений

Латентный период реакции, с

правильных

неправильных

1

2

3

г) сопоставить экспериментальные данные по результатам воспроизведения во всех трех опытах (простые связи – 1 опыт, сложные связи – 2 опыт, установление свободных связей – 3 опыт).

Приложение 5

Определение объема запоминания Метод удержанных членов ряда

(определение объема непосредственного запоминания)

Эксперимент проводится индивидуально.

Экспериментальным материалом служит ряд из 15 не связанных между собой слов (из 4-6 букв).

Экспериментатор читает испытуемому все 15 слов с паузами между словами в 2 с. После окончания чтения ряда, через 5 с, он должен воспроизвести вслух слова в любом порядке. По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о том, каким путем он запоминал слова. Ответы и словесный отчет фиксируются в протоколе.

Образец протокола.

Испытуемый: Экспериментатор: Дата: Время опыта:

Предъявленный ряд

Результаты воспроизведения

Прим.

1.

……………

15.

Словесный отчет испытуемого:

Наблюдения экспериментатора:

Обработка данных и анализ результатов:подсчитать частоту правильных и ошибочных воспроизведений и занести данные в сводную таблицу.

Метод удачных ответов

(определение объема опосредствованного запоминания)

Эксперимент проводится индивидуально.

Экспериментальным материалом служит ряд из 15 пар слов (из 4-6 букв).

Каждая пара должна быть связана между собой любым видом ассоциации (например, зима – снег, дерево – стол, нога – сапог и т.п.).

Первые слова пар – слова-опоры, вторые – слова-объекты, которые испытуемый должен запомнить. Экспериментатор читает слова в трохаическом размере, т.е. с ударением на первом слоге. Интервал между парами – 2 с. После окончания предъявления ряда, через 5 с, экспериментатор читает только слова-опоры (порядок их предъявления изменяется), а испытуемый должен назвать слова-объекты, соответствующие словам-опорам. Ответы, ошибочные воспроизведения и словесный отчет о том, как испытуемый связал между собой слова-опоры и слова-объекты, фиксируется в протоколе экспериментатором.

Обработка данных и анализ результатов:подсчитать частоту правильных и ошибочных воспроизведений и занести данные в сводную таблицу.

Приложение 6

Методики исследования свойств внимания Исследование концентрации и устойчивости внимания с помощью корректурной пробы (кольца Ландольта)

Цель исследования: определить уровень концентрации и устойчивости внимания.

Материал и оборудование:тестовый бланк, карандаш и секундомер.

Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.

Процедура исследования. Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения задания. Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент испытуемый должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда. После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде испытуемый должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных испытуемым за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Инструкция испытуемому: «Вам будет дан тест с напечатанными в нем построчно символами. Отыщите и зачеркните те кольца, где разрыв находится внизу кольца. Старайтесь не пропустить ни одного кольца и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда «Начали!»

Обработка и анализ результатов.

Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности:

K = S* (S/n), где

S – число строк, проработанных испытуемым, n – количество пропусков или ошибок

Показатель темпа выполнения (А):

A=S/t, где

S – число строк, проработанных испытуемым, t – время выполнения

Определение устойчивости внимания (S):

S=0,5N – 2,8n/60, где

N – количество колец, просмотренных испытуемым за минуту, n – количество пропусков или ошибок за это же время

В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S, относящихся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

Исследование избирательности внимания (тест Мюнстерберга)

Цель исследования:определить уровень избирательности внимания.

Материал и оборудование:тестовый бланк, карандаш и секундомер.

Процедура исследования. Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения задания.

Инструкция испытуемому: «Вам будет дан тест с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача — просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте. Время выполнения задания — 2 мин. Если все понятно и нет вопросов, тогда «Начали!»

Тестовый бланк выглядит следующим образом:

Испытуемый:

Экспериментатор:

Тест

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

После опыта испытуемый дает отчет о том, как он выполнял предложенное ему задание.

Обработка и анализ результатов. Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.

Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.

Время (в с.)

Балл

Уровень избирательности внимания

250 и более

0

I низкий

240-249

1

I низкий

230-239

2

I низкий

220-229

3

I низкий

210-119

4

I низкий

200-209

5

I низкий

190-199

6

I низкий

180-189

7

II средний

170-179

8

II средний

160-169

9

II средний

150-159

10

II средний

140-149

11

II средний

130-139

12

II средний

120-129

13

II средний

110-119

14

III высокий

100-109

15

III высокий

90-99

16

III высокий

80-89

17

III высокий

70-79

18

III высокий

60-69

19

III высокий

Менее 60

20

IV очень высокий

Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др. В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого. Очень высокий уровень избирательности внимания – это свидетельство феноменальной психической активности человека.

Исследование концентрации внимания (тест Пьерона-Рузера)

Материал и оборудование:бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура исследования. Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому:«Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу «Начали» расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите».

Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид:

Испытуемый: ____________ Дата _______

Экспериментатор: _________ Время _______

Тест

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!» Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Обработка и анализ результатов. Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Число обработанных фигур

Ранг

Уровень концентрации внимания

100

1

очень высокий

91-99

2

высокий

80-90 65-79

3 4

средний низкий

64 и меньше

5

очень низкий

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата. Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.

Исследование переключения внимания (таблица Шульте)

Оборудование:секундомер и модифицированная цифровая таблица Шульте. На таблице в 49 квадратах размещены числа черного и красного цвета в случайной комбинации, исключающей возможность запоминания. Размеры ячеек квадратов с цифрами – 5х5 см, а расположены они рядами 7 – по горизонтали и 7 – по вертикали. Линии, делящие рабочее поле на ячейки, черные, тонкие.

Процедура исследования. В тестировании участвуют три человека: экспериментатор, испытуемый и наблюдатель-протоколист. Исследование содержит три серии, которые следуют друг за другом. В первой серии испытуемому предлагают назвать и указать черные цифры в возрастающем порядке, во второй – красные цифры в убывающем порядке и в третьей он должен называть и указывать то черные, то красные цифры попеременно, причем черные, как и в первой серии, должны быть названы в возрастающем порядке, а красные – в убывающем.

Таблица черно-красных цифр выглядит следующим образом:

15

17

13

6

7

3

1

4

2

8

22

20

14

20

19

18

24

4

18

10

16

6

23

9

13

25

5

7

2

21

21

16

10

14

22

11

3

9

23

1

19

11

17

5

12

15

8

12

24

Испытуемого усаживают удобно за столом и дают небольшую указку. Задача экспериментатора – перед каждой серией исследования инструктировать испытуемого, подавать команду «Начали!» для поиска и называния, следить по секундомеру за временем, потраченным испытуемым на выполнение серии.

Наблюдатель-протоколист помогает экспериментатору определить ошибки, допущенные испытуемым в ходе выполнения задания, ведет протокол исследования.

Испытуемый: ________ Дата: _________

Экспериментатор: ____ Время: _________

1-я серия

2-я серия

1-я + 2-я серии

3-я серия

время

ошибки

время

ошибки

время

ошибки

время

ошибки

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица предъявляется испытуемому в каждой серии только после инструкции по сигналу «Начали!», для того чтобы испытуемый заранее не искал месторасположение соответствующих цифр.

Инструкция испытуемому в первой серии:«Возьмите указку. Вам будет предъявлена таблица с красными и черными цифрами. Как можно быстрее и без ошибок найдите и укажите все черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25. Цвет называть не надо, только само число. Если все понятно, тогда приготовьтесь. Начали!»

Инструкция испытуемому во второй серии:«На этой же таблице найдите и укажите все красные цифры в убывающем порядке от 24 до 1. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Цвет цифры называть не надо, называйте только само число. Приготовьтесь! Начали!»

Перед началом каждой серии делают перерыв в 3-4 минуты для отдыха испытуемого.

Инструкция испытуемому в третьей серии:«На таблице черно-красных цифр как можно быстрее и без ошибок находите, называйте и указывайте то красные, то черные цифры попеременно. Черные должны при этом последовательно возрастать, а красные – убывать. Начинайте с 1-черной и 24-красной цифр. Цвет цифры называть не надо, только само число. Если все понятно и нет вопросов, тогда приготовьтесь. Начали!»

Если испытуемый в процессе выполнения заданий любой из серий ошибается, то он сам должен найти ошибку, в редких самых затруднительных случаях допускается подсказка наблюдателя-протоколиста. Секундомер при этом не выключается.

После проведения всего исследования испытуемый дает самоотчет. По самоотчету определите стратегию поиска цифр и особенности выполнения заданий.

Обработка результатов. В ходе обработки результатов необходимо:

  1. Составить график времени, затраченного испытуемым на выполнение трех серий исследования.
  2. Установить время переключаемости внимания. Время переключения внимания подсчитывается как разность времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых. Показатель времени переключения «Т» подсчитывают по формуле:

Т = Т3 – (T1+T2), где

T1 – время, потраченное испытуемым на выполнение первой серии; Т2 – время, потраченное на выполнение второй серии; Т3 – время, потраченное на выполнение третьей серии.

Анализ результатов.

Уровень развития у испытуемого переключаемости внимания определяется с помощью таблицы.

Время переключения Т (в с.)

Ранг

Уровень переключения внимания

менее 60 сек

1

высокий

60-90

2

высокий

91-100

3

средний

101-120

4

средний

121-150

5

средний

151-180

6

средний

181-200

7

средний

201-250

8

низкий

251 и больше

9

низкий

Поскольку скорость выполнения заданий первой и второй серий существенно влияет на итоговый показатель переключения внимания, то если испытуемый выполнял задания в первой или второй сериях менее, чем за 33 с, итоговый показатель следует увеличить подняв ранг на единицу или двойку. Если в первой или второй сериях испытуемый на поиск цифр затрачивал более 60 с, то ранговый знак увеличивается на 1 или 2, то есть уровень переключения определяется как более низкий. В том случае, если время переключения оказывается меньше или равно «0», опыт необходимо повторить. Это означает, что испытуемый не принял инструкции в первой или второй сериях.

Анализируя результаты, важно проследить специфику поиска испытуемым чисел, особенности выхода из затруднений, когда число по каким-либо причинам сразу найти не удается. Одни люди испытывают затруднения, когда искомое число находится рядом с только что найденным, а другие – когда оно отстоит от него далеко. На основании анализа количественных показателей, графика времени выполнения трех серий, числа допущенных ошибок, словесного отчета испытуемого, наблюдений экспериментатора и протоколиста можно описать характер переключения внимания, учитывая особенности концентрации, и предложить рекомендации по его развитию.

Исследование объема и распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)

Материал и оборудование:бланк теста, карандаш и секундомер.

Процедура исследования. Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы и состоит из двух серий, следующих одна за другой с перерывом в 5 минут. Продолжительность каждой серии 5 минут. В первой серии опытаиспытуемый, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, две буквы (С и К).

Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, психолог по истечении минуты говорит слово «черта».Испытуемыйдолжен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения психологом слова «черта», и продолжать работу дальше. Во второй серии опытаиспытуемыйвыполняет ту же работу на новых бланках, зачеркивая и обводя другие элементы.

Бланк с геометрическими фигурами теста Бурдона имеет следующий вид:

Испытуемый: ____________ Дата _______

Экспериментатор: _________ Время _______

Тест

с х а в с х е в и х н а и с х н в х в к с н а и с е х в х е н а и с н в н х и в с н а в с а в с н а е к е а х в к е с в с н а и с а и с н а н х и с х в х е к в х и в х е и с н е и н а и е н к х и к х х е к в к х а к н с к а и с в е к в х н а и с н х е к х и с н а к с к в к х в и с н а и к а е х к и с н а и к х е х е и с н а х к е к х в и с н а и с н а и с в н к в а и с н а х е к е х с н а к с в е е в е а и с н а к х к е к в н и с н к х в е х с н а и с к е с и к н а е с н к х к в и а и с н а е х к в е н в х к е а и с н к а и к в н е в н к в х а в е и к а х в е и в н а х и е н а и к в и е а к е и в а к с с в е и к с н а в н к е с н к с в х и е с в х к н в в с к в е в к н и е с а в и е х е в х е и в к а и с н а с н а и с х а к в н н а к с х а и е н а с н а и с е в х к х с н е и с н а и с н к в к х в е к е в к в н а и с н а и с н а в с н а х к а с е с н а и с е с х к в а и с н а с а в к х с н е и с в и к в е н а и е н е к х а в и х н в и х к х е х н в и с н в с е а х н к е х в и в н а е и с н в и а е в а е н х в х в и с н а е и е к а и к е и с н е с а е и х в к е в е и с н а е а и с н к в е х и к х н к е е а к а е к х е в с к х е к х н а и с н к в е в е с н а и с е к х е к и с н е и с н в и е х к в х е и в н а к и с х а и е в к е в к и е х е в х в к с и с н а и а и е н а к с х к и в х н и к и с н а и в е с н а с н а и к в е х к в к е с в к с н х и а с н а к с х к х в х е а е с к и с н а и е х к е х к е и х н в х а к е и с н а и к х в с х н в и е к с н а и с а к в с н х а е с х а и с н а е н к и с х к е х в х в с к н е к х е к н а и в к в к в х е х и с н а и х к х е н а и е н и к в к в е е х в к в и е х а и е х е с в с н е и е с в н е в и с н а е а х н х к и с н а и е и н е в и с н а и в е в х с и с в а и е в х е и х с к е и к е в х в а е с н а с н к и с х е а е х к в е х е а и с н а с в а и с х в е к а х с н к и с е к а е к с н а и и е х с е к с н а и с н в е к х а в е н а х и а х х в е и в е а и к в а в и х н а х к с в х е х и в х в н с и е а х с н а н а е с н в к с н х а е в и к а и к н к н а в с н с и а е с в к х е к с н а к с х в х с в с н х к с в е х к а с н а и с н а и с н х а в к е в х к и е и с н а и н х а с н е х к с х е в к х е х е в х е н в и х н к в х е к н а и с н х а и в е н а и х н х к в х е в к е в х а и с н а х к в н в а и е н с х в к х е а и с н а в х с в к к и с н к е к н с в и а с в а е х с х в а и с н а е к х е к а и в н а а е н к а и с х а и с н х и с в к в с е к х в е к и с н а и с н а и с и с к и к в к к н в х с к в н а и е н и с н а и х а в к н в е х в а е в х е в н а и с х а и а н а к х к в к е в е к в н х и с к а и с н в н а и с н х с х в к и с н а и е х е к х н а и с в е х в е и с н

Обработка и анализ результатов. В каждой серии нужно определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию, то есть подсчитать количество просмотренных букв и количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. На основании полученных количественных данных можно построить графики динамики продуктивности работы по минутам для каждой серии. Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количеством просмотренных элементов позволяет судить об уровне распределения внимания уребеенка. Кроме того, позволяет сделать заключение о характере динамикиего работы в каждой серии опыта, определить, наблюдалось ли упражнение или утомлениеиспытуемогопри выполнении задания.

Кол-во просмотреных строк

Кол-во пропусков

Кол-во ошибок

 

 

 

Исследование объема внимания

Испытуемому на короткое время (1 сек.) предъявляют­ся по одной каждая из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек. Каждая карточка показыва­ется два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2-5 точками дается 10 секунд, 6-7 точками — 15 секунд, 8-9 точками — 20 секунд.

 

Обработка результатов

Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого.

Существуют следующие нормативы:

I — 3 точки на двух карточках,

II — 4 точки на двух карточках,

III — 6 точек на двух карточках,

IV — 9 точек на двух карточках,

V — 10 точек на двух карточках,

VI — 11 точек на двух карточках,

VII — 13 точек на двух карточках,

VIII — 15 точек на двух карточках,

X — 16 точек на двух карточках.

Норма — ранговые места с IV- VII. Ранговые места I – III свидетельствуют о малом объеме внимания, а VIII и выше — о большом.

19