4
ГБОУ ВПО НижГМА Минздрава России
Кафедра общей и клинической фармакологии
«Утверждаю»
Зав. кафедрой, профессор
______________Кузин В.Б.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИИ
по теме «Антипсихотические средства (нейролептики).
Анксиолитики (транквилизаторы).
Седативные средства»
(Учебно-методическое пособие для преподавателей)
Разработано: доцентом кафедры общей и клинической фармакологии Ловцовой Л.В.
Обсуждено и утверждено
на заседании кафедры,
протокол № «13»
от «10» апреля 2013 г.
2013
- ТЕМА: Антипсихотические средства (нейролептики).
Анксиолитики (транквилизаторы).
Седативные средства
- КОНТИНГЕНТ УЧАЩИХСЯ: студенты 3-го курса фармацевтического факультета
- ВИД ЛЕКЦИИ: лекция-визуализация
- ЦЕЛИ:
- Учебная —сформировать у студентов системные знания по лекарственным средствам, угнетающим ЦНС.
- Развивающая — сформировать у студентов способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5).
- Воспитательная – сформировать у студентов способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).
- СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ (разбираемые вопросы):
1. История открытия антипсихотических средств. Классификация антипсихотических средств. Механизм действия. Фармакологические эффекты.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов 3
... 4. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. 5. Методика подбора средств ППФП. 6. Организация, форы и средства ППФП студентов в вузе. 7. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической ... профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед и установок ...
2. Транквилизаторы. Классификация. Механизм действия и фармакологические эффекты. Показания к применению. Побочные эффекты. Противопоказания к назначению транквилизаторов.
3. Седативные средства. Классификация. Механизм действия. Показания к назначению. Хроническое отравление бромидами.
- СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
История открытия психотропных препаратов.
Первый нейролептик группы фенотиазина — хлорпромазин был синтезирован в 1952 году – было установлено, что препарат потенцирует эффекты наркозных средств, понижает температуру тела, способствует наступлению сна, не вызывает потери сознания. Препарат произвёл революцию в области фармакологии. Вскоре «революция в психиатрии» охватила всю Европу. В 1959 году появился галоперидол, 1966 г. – сульпирид, 1968 г. – клозапин, в 1990 г. в клиническую практику введены современные нейролептики. В 1955 году появились транквилизаторы бензодиазепинового ряда — хлозепид; 2005 г. появился транквилизатор нового поколения имидазолинового ряда – афобазол.
Антипсихотические средства (нейролептики) делятся по химической структуре на следующие группы:
- производные фенотиазина (хлорпромазин, левомепромазин и др.);
- производные тиоксантена (хлорпротиксен, зуклопентиксол);
- производные бутирофенона (дроперидол, галоперидол и др.);
- производные замещенного бензамида (сульпирид, тиаприд и др.);
- производные 1,4-бензодиазепина (клозапин, оланзапин и др.);
- производные пиримидина (рисперидон и др.).
Нейролептики делятся на типичные и атипичные. Отличаются по фармакологическим особенностям и побочным эффектам.
Механизм действия.
Нейролептики блокируют Д-рецепторы дофамина и α-адренорецепторы, некоторые препараты этой группы являются антагонистами м-холинорецепторов, Н1-рецепторов гистамина и рецепторов серотонина 5НТ2, активируют рецепторы 5НТ1.
Нейролептики обладают следующими фармакологическими эффектами:
- Антипсихотичекий: в первый момент – недифферинцированный, равномерно устраняют страх, агрессию, растерянность, манию. Затем в течение нескольких дней или недель развивается избирательное антипсихотическое действие, направленное на симптомы-мишени психоза.
- Психоседативное действие: купируют психомоторное (галлюцинаторно-бредовое, маниакальное) возбуждение.
- Влияние на вегетативные функции: гипотермическое действие, противорвотное действие, ортостатическая гипотензия, изменение секреции гормонов, блокада М-холинорецепторов, при однократном приёме нейролептики снижают тонус скелетной мускулатуры и двигательную активность.
Транквилизаторы.
Лекция 29 психотропные средства. Нейролептики
... кольца создают активные ней-ролептики. 4. Производные 1,4-бензодиазепина 5. Производные замещенного бензамида МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ Нейролептики блокируют D-рецепторыдофамина и-адреноре- ... (непроизвольное повторение однообразных, бесцельных, лишенных выразительности движений). Нейролептики с активирующим эффектом оказывают антидепрессивное влияние, улучшают познавательную деятельность, ликвидируют ...
Одна из самых используемых групп ЛП.
Классификация транквилизаторов:
- препараты бензодиазепинового ряда (диазепам, феназепам);
- агонисты серотониновых рецепторов (буспирон);
- вещества разного типа действия (амизил, афабазол).
Препараты бензодиазепинового ряда классифицируют по продолжительности действия.
Механизм действия анксиолитиков и вытекающие фармакологические эффекты:
- Анксиолитическое (уменьшают волнение, беспокойство, снижают страх, тревогу, тоску).
- Психоседативное действие (снижают внимание, скорость психических и двигательных реакций, вызывают вялость, сонливость, потенцируют эффекты наркозных, снотворных, противосудорожных средств, этилового спирта, анальгетиков, нейролептиков.
- Снотворное действие.
- Миорелаксирующее действие (центральные миорелаксанты).
- Противосудорожное действие.
- Активирующее действие (улучшают психические функции, устраняя сковывающее влияние страха, тревоги, неуверенности в себе)
Показания к применению: при лечении бессонницы, спастичности скелетных мышц, купирования эпилептического статуса и судорог другого происхождения, абстинентного синдрома, премедикации, потенцированного наркоза, атаралгезии.
Побочные эффекты транквилизаторов: утомляемость, сонливость, головокружение, головная боль, нарушение координации движений, внимания, антероградная амнезия, расстройство аккомодации, повышение внутриглазного давления, обструктивное апноэ во сне, снижение аппетита, тошнота, диарея, желтуха, половые дисфункции.
Противопоказания к назначению транквилизаторов: миастения, глаукома, дыхательная недостаточность, нарушение дыхания во сне, при беременности, грудном вскармливании, детском возрасте.
Седативные средства.
Классификация седативных средств:
- бромиды калия и натрия;
- растительные седативные средства.
Механизм действия бромидов был установлен И.П.Павловым. Бромиды ускоряют угасание условных рефлексов, основанных на процессах возбуждения, облегчают выработку тормозящих условных рефлексов, улучшают дифференцировку возбуждающих и тормозящих раздражителей. Бромиды усиливают торможение в коре больших полушарий. Анионы брома вытесняют анионы хлора из межклеточной жидкости головного мозга. При насыщении крови примерно на 60% от общего содержания хлоридов наступает глубокое угнетение дыхательного центра. Бромиды кумулируют в организме, небольшая часть дозы бромидов выделяется из организма слезными, потовыми, бронхиальными, слюнными железами.
Фармакология и применение ноотропных средств
... схожими эффектами. Классификация ноотропов Существует две основные классификации ноотропных средств: По механизму действия: 1. Ноотропные препараты с доминирующим мнестическим эффектом. 1.1. Пирролидоновые ... хорошей его переносимости возможно использовать комбинацию из двух ноотропных средств с разными механизмами действия. При назначении препарата предпочтение отдается средним дозировкам, при этом ...
Показания: назначают при невротических состояниях, истерии, бессоннице с нарушением засыпания, артериальной гипертензии.
Симптомы хронического отравления бромидами – сонливость, ослабление памяти, зрительные галлюцинации, бред, дрожание рук, языка и др.
Бромиды отменяют, элиминацию ускоряют, употребляя 3-4 л жидкости с 5,0-10,0 поваренной соли.
- ЛИТЕРАТУРА
Основная
- Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник / Д.А. Харкевич. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005, 2008 (736 с., 752 с. соответственно).
- Аляутдин Р.Н. Фармакология: Учебник (для студентов медицинских вузов, обучающихся по специальности «Фармация»).
– 3-е изд., испр. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 592 с.
Дополнительная
- Абрамова Г.Д. Фармакология в вопросах и ответах / Г.Д. Абрамова. — 2004. — 302 с.
- Вебер В.Р. Клиническая фармакология: учебное пособие / В.Р. Вебер. — СПб.: Человек, 2004. — 446 с.
- Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: Учебное пособие / А.И. Венгеровский. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИФ «Физико-математическая литература», 2006. — 704 с.
- Машковский М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. — М.: Новая волна, 2005. — 1206 с.
- Михайлов И.Б. Клиническая фармакология / И.Б. Михайлов. — СПб.: Фолиант, 2000. — 528 с.
- Нил М.Дж. Наглядная фармакология / М.Дж. Нил. — М.: ГеотарМ, 1999. — 104 с.
- Федеральное руководство по использованию лекарственных средств(формулярная система) / Под редакцией А.Г. Чучалина, Ю.Б. Белоусова, В.В. Яснецова. — Выпуск VII. — М.: Эхо, 2006. — 996 с.