ПCИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, очная форма обучения

 

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы: ____________________ / Мальцева О.А./

«______»___________2011 г.

 

Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии (________________) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

 

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 28 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Кухтерина Г.В./

«______»___________ 2011 г.

 

Рассмотрено на заседании УМК ИПиП (____________)

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Арефьева А.В./

«______»_____________2011 г.

 

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2011г.

 

 

ПCИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, очная форма обучения

 

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы: ____________________ / Мальцева О.А./

«______»___________2011 г.

 

Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии (________________) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

 

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 28 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Кухтерина Г.В./

«______»___________ 2011 г.

 

Рассмотрено на заседании УМК ИПиП (____________)

12 стр., 5797 слов

ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ

... Какими же были довундтовские представления об эксперименте? Исторически первой возникла клиническая психология – особое направление эмпирических исследований, в котором аномальное состояние психики, вызванное ... те же результаты профессиональных престидижитаторов, и т.д. [41]. Итак, “опытная психология” началась с клинических исследований патологии и “исключительности”: сюда относились болезнь ...

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Арефьева А.В./

«______»_____________2011 г.

 

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

 

Мальцева Ольга Анатольевна

ПCИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, очная форма обучения

Тюменский государственный университет

 

Мальцева О.А. Психология подросткового возраста.Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, очная форма обучения. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 28 стр.

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психология подросткового возраста [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

 

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Кухтерина Г.В., к.психол.н, доцент

 

 

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Мальцева О.А., 2011.


 

 

Мальцева О.А. Психология подросткового возраста. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, очной формы обучения. Тюмень, 2011, 28 стр.

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психология подросткового возраста [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

 

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Кухтерина Г.В., к.психол.н, доцент

 

 

 

 

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Мальцева О.А., 2011.

Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины – формирование умений и навыков у будущих педагогов-психологов в области психолого-педагогического сопровождения подростков, их родителей и педагогов.

4 стр., 1963 слов

Темы для самостоятельного изучения. Название дисциплины, МДК ...

... Планирование работы педагога дополнительного образования 19. Методика подготовки и проведения занятия 20. Общепедагогические подходы к ... -педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности ... nbsp; Тема 12. Специфика работы с детьми разного возраста План Введение 1.Современные ценностные ориентиры детей и молодежи ...

Задачи дисциплины:

1) овладеть системой основных понятий и категорий психологии подросткового возраста;

2) получить сведения об истории возникновения данного направления в возрастной психологии, этапах его становления, новых направлениях и тенденциях развития;

3) овладеть методами оптимизации взаимодействия подростка с референтным окружением: родителями, сверстниками;

5) рассмотреть особенности работы педагога-психолога с подростком.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Настоящий курс входит в базовый профильный цикл (Б3), модуль 2 «Психология и педагогика развития детей» ООП программы бакалавриата по направлению подготовки

Настоящий курс входит в базовый профильный цикл (Б3), модуль 2 «Психология и педагогика развития детей» ООП программы бакалавриата по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования».

Освоения данной дисциплины базируется на знаниях и умениях, усвоенных студентами по дисциплинам профессионального цикла: Общая и экспериментальная психология (с практикумом), Введение в психолого-педагогическую деятельность, Психология развития, Возрастная психофизиология, Возрастная психологическая диагностика детей и подростков. Студенты должны иметь представления: о психологии познавательных процессов; о психологии общения и деятельности; о закономерностях возрастных изменений в поведении лю­дей и возможностях объяснить эти изменения.

Знания, умения и навыки, приобретенные студентами в результате изучения курса «Психология подросткового возраста» необходимы для освоения следующих дисциплин: Возрастно-психологическое консультирование (с практикумом); Психология семьи; Педагогическая конфликтология, Психология кризисов развития человека; Акцентуация детей и подростков; Психологическое сопровождение личностного развития школьника; Социализация подростка и риски асоциального поведения.

Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

В результате освоения данной дисциплины ООП бакалавриата студент должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

· владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

· способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

· владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознаёт сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7).

профессиональными компетенциями (ПК):

-Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

· способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОПК-8).

 

— В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

· способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

· способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

 

· способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

· способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8);

· способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения учащихся (ПКПП-11).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: психические особенности подростка; особенности работы педагога-психолога с подростком.

Уметь: осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития подростка.

Владеть: системой основных понятий и категорий психологии подросткового возраста; методами диагностики развития, общения, деятельности подростка; методами оптимизации взаимодействия подростка с референтным окружением: родителями, сверстниками.

 

Структура и трудоемкость дисциплины. Дисциплина «Психология подросткового возраста» изучается на 3 курсе в течение 5 семестра

Дисциплина «Психология подросткового возраста» изучается на 3 курсе в течение 5 семестра. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 144 часа. Данный курс рассчитан на 64 аудиторных часа, из них 32 лекционных, 32 практических и 80 часов для самостоятельной работы студентов.

Таблица 1

Тематический план

Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час Итого часов по теме Из них в интерактивной форме Итого количество баллов
Лекции Практические, семинарские занятия, час Самостоятельная работа, час
  Модуль 1              
1.1 Подросток в современном обществе 1-2 0-8
1.2. Подростковый возраст в свете различных концепций 3-6 0-22
  Всего   0-30
  Модуль 2              
2.1. Содержание кризиса идентичности 7-9 0-15
2.2. Становление сексуальной идентичности 10-12 0-15
  Всего   0-30
  Модуль 3              
3.1. Подросток в семье и школе 13-15 0-20
3.2. Общество, культура и субкультура подростков   16-18 0-20
  Всего   0-40
  Итого (часов, баллов):   0-100
  из них в интерактивной форме        

Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы Устный опрос Письменные работы Технические формы контроля Итого количество баллов
собеседование ответ на семинаре контрольная работа тест реферат комплексные ситуационные задания
Модуль 1
1.1.   0-2     0-6   0 — 8
1.2.   0 -2       0-20 0 — 22
Всего   0 — 4     0 -6 0-20 0 — 30
Модуль 2
2.1.         0-5 0-10 0 — 15
2.2.           0-15 0 -15
Всего         0-5 0 — 25 0 — 30
Модуль 3
3.1.       0-4   0-16 0 — 20
3.2. 0-4 0-2   0-10   0-4 0 — 20
Всего 0-4 0 — 2   0-14   0 — 20 0 — 40

 

Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов Кол-во баллов
обязательные дополнительные
Модуль 1 Работа с литературой, источниками        
1.1 Подросток в современном обществе Написать эссе по повести Селинджера « Над пропастью во ржи».   Подготовить отзыв на работу Ди Снайдера» Курс выживания для подростков».   1-2 0-8
1.2 Подростковый возраст в свете различных концепций Разработать учебный тест по разделу одного из предложенных источников Разработать в малых группах содержание и организацию систематической помощи педагога-психолога, и других взрослых, подростку в вопросах отношений с характером.   3-6 0-22
  Всего по модулю 1: 0-30
Модуль 2 Работа с литературой, источниками        
2.1. Содержание кризиса идентичности Познакомиться с содержанием программы «Как сказать «нет» и не потерять друзей: «манипулирование» глазами школьного психолога обосновать ее актуальность.   Проанализировать по заданной схеме содержание разделов из энциклопедий для подростков, статьи из молодежных журналов, посвященных подростковым проблемам. Подготовить сообщения по следующим темам, связанными с актуальными для подростка психологическими задачами:   7-9 0-15
2.2. Становление сексуальной идентичности Изучить программу психологического сопровождения становления полового самосознания и поведения подростков Выполнить упражнений («Я ощущаю себя», «Я слушаю голос тела» и «Мне нравится мое тело») на умения отличать то, что можно изменить и усовершенст­вовать в своем теле от того, что требует принятия; размышлять о своем теле и чувствах, связанных с ним, о значении тела для личности, рефлексия полученного опыта.   10-12 0-15
  Всего по модулю 2: 0-30
Модуль 3 Работа с литературой, источниками        
3.1 Подросток в семье и школе Разработать интерактивное собрание для родителей подростков на тему «Особенности подросткового периода в развитии ребенка».   Анализ содержания тренингов повышения родительской компетенции во взаимодействии с подростками. 13-15 0-20
3.2 Общество, культура и субкультура подростков   Проанализировать Нидерландскую модель В. Слота, Х. Спанярда социальной помощи детям и подросткам, ориентированная на социальную компетенцию. Дайте обоснование социальных компетенций подростков, с точки зрения теории развития.     16-18 0-20
  Всего по модулю 3: 0-40
  ИТОГО: 0-100
                     

 

Таблица 4.

 

Практическое занятие 7-8. Актуальные психологические задачами для подростка

1.Сообщения студентов по актуальным для подростков психологическим задачами.

2.В малых группах обсудить подготовленные рецензии на разделы из энциклопедий для подростков, статьи из молодежных журналов, посвященных подростковым проблемам; обобщить результаты, оценить экологичность и психологическую корректность содержания рецензируемых материалов.

Практическое занятие 9-10. Осознание подростком социального давления и манипуляции, методы сопротивления им

1. Обсуждение содержания программы «Как сказать «нет» и не потерять друзей: «манипулирование» глазами школьного психолога

2. Знакомство с техниками конструктивного сопротивления давлению группы сверстников, обучение методом сопротивления социальному давлению и манипуляциям (техники «спасибо, нет», навыки отказа);

3. Работа по осознаванию вербальных и невербальных способов манипуляции.

Практическое занятие 11-12.Психологическое сопровождение, поддержка и формирование навыков достойного поведения в отношениях полов.

1.Разработка в малых группах содержания программы ответственного поведения в сексуальной сфере, защита ее.

2.Обсуждение представленных программ .

Практическое занятие 13-14. Просмотр и обсуждение фильма «Сто дней после детства»

Практическое занятие 15-16. Зачетный тест по проблемам подросткового возраста

 

Учебно — методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Самостоятельная работа

1.Написать эссе по повести Селинджера « Над пропастью во ржи».

2.Разработать в малых группах содержание и организацию систематической помощи педагога-психолога, и других взрослых, подростку в вопросах отношений с характером.

3.Выполнить упражнений («Я ощущаю себя», «Я слушаю голос тела» и «Мне нравится мое тело») на умения отличать то, что можно изменить и усовершенст­вовать в своем теле от того, что требует принятия; размышлять о своем теле и чувствах, связанных с ним, о значении тела для личности, рефлексия полученного опыта.

4.Разработать интерактивное собрание для родителей подростков на тему «Особенности подросткового периода в развитии ребенка».

5.Подготовить отзыв на работу Ди Снайдера» Курс выживания для подростков».

6.Познакомиться с содержанием программы «Как сказать «нет» и не потерять друзей: «манипулирование» глазами школьного психолога (Подросток на перекрестке эпох. М., Генезис, 1997г. ); обосновать ее актуальность.

7.Разработать учебный тест по разделу одного из предложенных источников: Кле М. Психология подростка,Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века, Кон И.С. Психология старшеклассника. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис, Роберт Т. Байярд, Джин Байярд. Ваш беспокойный подросток, Винникотт Д.В. Разговор с родителями, Сапогова Е.Е. Психология развития человека, Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, Хрестоматия по возрастной психологии.

8.Проанализировать по заданной схеме содержание разделов из энциклопедий для подростков, статьи из молодежных журналов, посвященных подростковым проблемам.

9.Изучить программу психологического сопровождения становления полового самосознания и поведения подростков. Как отзывается содержание этой программы?

10.Проанализировать Нидерландскую модель В. Слота, Х. Спанярда социальной помощи детям и подросткам, ориентированная на социальную компетенцию. Дайте обоснование социальных компетенций подростков, с точки зрения теории развития.

11.Подготовить сообщения по следующим темам, связанными с актуальными для подростка психологическими задачами: развитие ответственного поведения; осознание и принятие физических изменения в своем теле; забота подростка себе и обеспечение своей безопасности; умение настаивать на своем и совершать свой собственный выбор (настоящая свобода выбора — не произвол, она предполагает ответственность за собственные поступки, владение собой и обстоятельствами); стимулирование и поддержку обращения к своим собственным чувствам и желаниям; формирование адекватной самооценки; активное создание собственного пространства, получение удовольствия от возможности конструирования собственного пространства; личностная и социальная адаптация; знание о провоцирующем поведении и поведении жертвы; умение амортизировать и купировать собственную и чужую агрессию; осознание наряду с ценностью коллективизма ценности индивидуализма; знакомство с неотъемлемыми правами личности; умение анализировать собственные поступки.

Контрольные вопросы для самопроверки

По темам курса

1.Какая деятельность является ведущей в подростковом возрасте?

2.Дайте характеристику подросткового кризиса.

3.Назовите основные поведенческие реакции подростков.

4.Каковы особенности личностного развития подростка?

5.В чем выражается сущность понятия «чувство взрослости»?

6.В чем проявляются самосознание, самоконтроль, самоуправление в подростковом возрасте?

7.Назовите четыре статуса идентичности.

8.Особенности психологического консультирования подростков и их родителей.

Тестовые задания для самопроверки по дисциплине перед итоговым экзаменом

1.К психологу — консультанту первичное обращение, как правило, поступает от…

1. самого подростка

2. родителей

3. социального педагога

2.По Эриксону — сумма внутреннего опыта, приобретённого на предшествующих стадиях развития это…

1. воспитание

2. самовоспитание

3. эгоидентичность

3. Правило субъективности предполагает, что проблему решают…

1. только консультант

2. сам подросток

3. сам подросток, но с помощью консультанта

4. Основным итогом подросткового возраста считается…

1. достижение нового уровня интеллектуального развития

2. новый уровень самосознания

3. новый уровень социальной зрелости

5. Основное внимание консультанта при работе с подростками и их родителями направлено на:

1. интеллектуальное развитие

2. сексуальное развитие

3. социальное развитие

4. развитие произвольности

6. Процесс, при котором подросток постоянно отделяется от родителей, становясь самостоятельным, называется…

1. автономия

2. самоидентичность

3. отрочество

4. амбивалентность

5. индивидуализация

7. Согласно Эриксону, в подростковом возрасте формируется идентичность личности или…

1. диффузия идентичности

2. сексуальная идентичность

3. цинизм

4. ответственность

8. Сильная сплочённость семьи может препятствовать развитию процесса индивидуализации подростка…

1. да

2. нет

3. однозначного ответа не существует

4. в зависимости от контекста

9.Этапы отделения подростка от семьи написаны в правильном порядке в следующем варианте ответа:

1. идентификация — когнитивная реализация отделения — конфликт между потребностью в зависимости и стремлении к автономии — аффективные реакции на отделение

2. аффективные реакции на отделение — конфликт между потребностью в зависимости и стремлении к автономии — когнитивная реализация отделения — идентификация

3. конфликт между потребностью в зависимости и стремление к автономии — когнитивная реализация отделения — аффективные реакции на отделение — идентификация

4. когнитивная реализация отделения — аффективные реакции на отделение — идентификация — конфликт между потребностью в зависимости и стремление к автономии

10. Индивидуальное консультирование подростка осуществляется в соответствии со схемой…

1. установление контакта — реориентация — запрос подростка — диагностическая беседа — интерпретация

2. диагностическая беседа — интерпретация — реориентация — запрос подростка — установление контакта

3. реориентация — запрос подростка — установление контакта — интерпретация — диагностическая беседа

4. установление контакта — запрос подростка — диагностическая беседа — интерпретация — реориентация

11. Активность подростка в процессе консультирования детерминируется правилом…

1. объективности

2. приветливости

3. субъективности

4. толерантности

12. Подросток является субъектом своего целостного жизненного пути

1. в большей степени, чем младший школьник

2. в меньшей степени, чем младший школьник

3. в равной степени с младшим школьником

13. Трудности подростка, как и трудности отношений подростка и родителей есть…

1. результат актуальных подростковых реакций

2. закономерное отдалённое следствие проблем давно минувших возрастов его жизни

3. обязательные признаки взросления и сепарации

14. Для психологического консультирования подростковый возраст …

1. самый лёгкий

2. одним из самых сложных

3. мало чем, но сложности отличаются от других возрастов

15. Дисгармоничности отношений между родителями и детьми способствуют:

1. загруженность родителей своими собственными делами и проблемами

2. счастливые супружеские отношения

3. выраженные различия их темпераментов или характерологического склада

4. проработанные родителями собственные проблемы.