ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный педагогический университет»
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Учебно-методический комплекс курса
Для специальности 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология»,
Пермь
пгпу
2008
УДК 1
ББК Ю 1
Р е ц е н з е н т :
канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства
Пермского государственного педагогического университета О.В. Прозументик
Автор-составитель:
канд. пед. наук доцент. М.В. Грибанова
|
Основы педагогического мастерства: учеб.-метод. комплекс курса. Для специальности 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» / авт.-сост.М.В. Грибанова ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 70 с.
|
Учебно-методический комплекс по курсу «Основы педагогического мастерства» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает пояснительную записку, учебно-тематический план курса, программу курса, планы практических и семинарских занятий, темы рефератов и эссе, экзаменационные вопросы по курсу, глоссарий, учебно-методическое обеспечение курса, включающее список литературы, информационный электронный ресурс и методические указания студентам и преподавателям.
Адресовано студентам дневного отделения, обучающимся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология».
УДК 1
ББК Ю 1
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета
© Грибанова М.В., составление, 2008
© ГОУ ВПО «Пермский государственный
Педагогический университет», 2008
СОДЕРЖАНИЕ
.. Рабочая программа дисциплины ……………………………………………………………….5
по их выполнению…………………………………………………………………………10
8.2. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплины………………………………………………………………………………..11
8.4. Методические рекомендации для преподавателя………………………………….12 II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций…………………………………………………14 Приложение 1………………………………………………………………………………………………………..15 Приложение 2………………………………………………………………………………………………………..17 Приложение 3………………………………………………………………………………………………………..20 Приложение 4………………………………………………………………………………………………………..21 Приложение 5………………………………………………………………………………………………………..22
|
I. Рабочая программа дисциплины
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Приоритетное место в подготовке преподавателя среднего специального образовательного заведения занимает изучение и анализ специфики педагогической культуры и построения педагогического общения, опосредующие возможность проявить будущему специалисту профессиональную компетентность, педагогическую эрудицию, сконструировать базис (индивидуальную модель) построения системы взаимоотношений с дошкольниками и\или учащимися педагогического училища (колледжа).
Цель курса: освоение научно-теоретических основ, практических умений и методик самообразования, саморегуляции и самоосуществления в формате специфики педагогического мастерства.
Задачи курса:
- Осуществить теоретический анализ структуры «педагогического мастерства» и «педагогической культуры», их значение и место в педагогической деятельности, педагогическом процессе, общении, рефлексии и пр. Выявить специфику формирования профессиональной компетентности преподавателя средне специального образовательного учреждения, факторы и условия становления педагогического мастерства.
- Содействовать развитию аналитических, креативных, способностей студентов в практико-ориентированных аспектах педагогического мастерства: педагогическое общение (убеждение, внушение и пр.), индивидуальный стиль преподавания, разрешение конфликтов, формирование авторитета и пр.
- Обогатить практику психолого-педагогического анализа организации и управления педагогической деятельностью (педагогическим процессом): планирование, моделирование, проектирование, технологии ведения современного занятия и пр. с целью выделения аспекта педагогического мастерства преподавателя.
- Сформировать интерес и базис потребности в постоянном самосовершенствовании и обогащении палитры умений, опосредующих формирование и рост педагогического мастерства.
2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Требования к уровню освоения дисциплины соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО. В данном разделе определяются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть студент в соответствии с требованиями ГОС ВПО по выбранной специальности в результате изучения дисциплины. Дается характеристика дисциплины, определяются ее место и роль в системе получаемых знаний, межпредметные связи с другими учебными дисциплинами.
В результате изучения дисциплины специалист должен:
Иметь представление:
- о роли и значении педагогического мастерства в формате получаемой специальности
- об актуальности процесса становления педагогического мастерства в практике педагогической деятельности
- о приоритетных аспектах педагогической деятельности, требующих уровня мастерства: общение, моделирование, проектирование, профессиональная культура педагога и т.п.
Знать:
- структуру и характеристику компонентов, артикулирующих педагогическое мастерство преподавателя
- содержание профессиональной компетентности педагога
- факторы, детерминирующие повышение и обогащение профессиональной компетентности и мастерства педагога
- сущность и условия формирования: педагогической культуры, индивидуального стиля педагогического общения, педагогических техник
- компоненты и психолого-педагогические условия развития педагогических способностей
Уметь:
- проводить психолого-педагогический анализ любого аспекта педагогической деятельности в формате требований к педагогическому мастерству
- проводить отбор, классификацию и систематизацию методик психолого-педагогического исследования: субъектов п.п. (самоисследование, исследование индивидуальных, личностных особенностей учащихся и многое др.)
- проводить операционализацию фибрениций ключевых понятий предмета изучения, смоделировать понятие
- проектировать разные аспекты педагогического процесса и педагогической деятельности
- решать педагогические задачи
- исследовать техники и технологии осуществления педагогического общения, разрешения конфликта, формирования авторитета, разработки узких авторизированных проектов педагогических систем, в процессе прохождения практики преподавания
Приобрести навыки:
- моделирование понятий в области предмета изучения и проектирования урока, занятия с учащимися и детьми
- самоанализ (рефлексии)
Владеть, иметь опыт:
- псисхолго-педагогического анализа проявленный П.М. в практике преподавания в пед. училище
- организации и руководстве педагогическим роцессом в формате производственной преподавательской практики
- рефлексии и самоанализ, результат педагогической деятельности
- Актуализация знаний студентов об особенностях феномена педагогического мастерства, позволит понять сущность, специфику значений, роль формы проявления, факторы становления и повышения уровня педагогического мастерства в разных аспектах преподавательской деятельности
Курс «Основы педагогического мастерства», включает лекции, практические занятия и самостоятельную деятельность студентов по освоению содержания дисциплины. Лекционный курс направлен на изучение, анализ и выделение сущности основных составляющих элементов предмета изучения и соответствующих им понятий: пед. мастерство, пед. культура, пед. деятельность, пед. процесс и пед. мастерство. Стили педагогического общения и др.
В процессе практических занятий студенты обогащают практику проведения психолого-педагогического анализа в формате предмета изучения, учатся деятельности моделирования и проектирования вариативных аспектов органики педагогического процесса.
Приобретают опыт самодиагностики и рефлексии.
Выполнение самостоятельной работы направлено на активизацию логического, креативного и профессионального мышления студентов; обогащение полученной на занятиях информации современными фактами и аспектами в области профессионального мастерства.
3. Объем дисциплины
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы *
Вид учебной работы |
Количество часов по формам обучения |
|||
Очная |
Очно/заочная |
Заочная
|
||
Номера семестров |
9 |
|
|
|
Аудиторные занятия: |
40 |
|
|
|
лекции |
20 |
|
|
|
практические и семинарские занятия
тия |
20 |
|
|
|
лабораторные работы (лабораторный практикум) |
— |
|
|
|
самостоятельная работа |
40 |
|
|
|
Всего часов на дисциплину |
80 |
|
|
|
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, № семестров) |
— |
|
|
|
Курсовая работа (№ семестра) |
— |
|
|
|
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) – № семестров |
Экзамен–9 |
|
|
Форма обучения очная
Вид учебной работы |
Количество часов по специальностям |
030900 Дошкольная педагогика и психология
|
|
Номера семестров |
9 |
Аудиторные занятия: |
40 |
лекции |
20 |
практические и семинарские занятия |
20 |
лабораторные работы (лабораторный практикум)
кум) |
— |
самостоятельная работа |
40 |
Всего часов на дисциплину |
80 |
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, № семестров) |
— |
Курсовая работа (№ семестра) |
— |
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) – № семестров |
Экзамен – 9 |
Форма обучения____________________
Вид учебной работы |
Количество часов |
|||
всего по уч. плану |
в том числе по семестрам |
|||
1 |
2 |
3 |
||
Аудиторные занятия: |
120 |
40 |
40 |
40 |
лекции |
54 |
18 |
18 |
18 |
практические и семинарские занятия |
54 |
18 |
18 |
18 |
лабораторные работы (лабораторный практ.) кум) |
12 |
4 |
4 |
4 |
самостоятельная работа |
180 |
60 |
60 |
60 |
Всего часов на дисциплину |
300 |
100 |
100 |
100 |
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля) |
|
Контр. раб. №1,2,3 |
Курс. раб. |
|
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) |
зачет |
зачет |
экзамен |
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
В формате дисциплины «Основы педагогического мастерства»
(Для специальности 03.09.00 – Дошкольная педагогика
И психология)
Названия разделов и тем |
Всего часов по учебному плану часов |
Виды учебных занятий |
|||
Аудиторные занятия, в том числе |
самостоя-тельная работа |
||||
лекции |
практ. занятия, семинары |
лабор. работы |
|||
Раздел 1. Предмет и объект изучения дисциплины «Основы педагогического мастерства» |
|||||
|
3 |
1 |
2 |
|
2 |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
4 |
2 |
2 |
|
4 |
Раздел 2. Педагогическая деятельность преподавателя педагогического колледжа, училища. |
|||||
|
2 |
1 |
1 |
|
4 |
|
4 |
2 |
2 |
|
|
Раздел 3. Педагогическая культура как характеристика профессиональной деятельности преподавателя |
|||||
|
3 |
3 |
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
2 |
|
2 |
2 |
|
|
|
Раздел 4. Педагогическая рефлексия |
|||||
|
4 |
2 |
2 |
|
4 |
|
2 |
1 |
1 |
|
2 |
Раздел 5. Педагогические технологии как составная часть педагогического мастерства |
|||||
|
1 |
1 |
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
4 |
13. Технология педагогического общения.
|
4 |
1 |
3 |
|
4 |
Раздел 6. Личностный и профессиональный рост педагога |
|||||
|
1 |
1 |
|
|
|
7. Технологии моделирования и проектирования как референты педагогического мастерства преподавателя |
|||||
|
2 |
|
2 |
|
4 |
|
4 |
|
4 |
|
6 |
ИТОГ |
40 |
20 |
20 |
|
40 |
4. Содержание курса
Раздел 1. Предмет и объект изучения дисциплины «Основы педагогического мастерства.
Тема 1. Предмет и объект изучения дисциплины «Основы педагогического мастерства».
Педагогическое мастерство — как элемент мастерства профессионального, свойство личности. Объективные и субъективные факторы становления педагогического мастерства. Формирование мастерства – задача субъекта любой деятельности. Отличие мастера от специалиста, обусловленность педагогического мастерства наличием у педагога ПРИЗВАНИЯ и ЛЮБВИ К ДЕТЯМ. Педагог – мастер, как специалист высокой культуры, знающий свой предмет, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания. Объект изучения — педагогическая деятельность, предмет – педагогическое мастерство, как фактор (условие) успеха педагогической деятельности.
Тема 2. Актуальность предмета изучения (научно концептуальные основы).
Психолого-педагогический анализ специфики педагогического мастерства, составляющих его элементов и их психологических оснований. Структура педагогической деятельности в формате общепсихологической концепции деятельности. Взаимосвязь преподавательской и театральной педагогики в становлении педагогического мастерства. Личность субъекта педагогической деятельности, требования и приоритетные характеристики. Значение социально-психологического аспекта педагогической деятельности (педагогического общения) в эффективности организации и управления педагогическим процессом. Место рефлексии и саморазвития педагога в педагогическом мастерстве.
Тема 3. Анализ и толкование ключевых понятий дисциплины (категориальный аппарат)..
Педагогическое мастерство. Педагогическая культура. Компоненты: культура педагогического мышления, общения, поведения, внешнего облика, духовно-нравственное совершенство. Функции культуры: познавательная, информативная, коммуникативная. Методологическая культура педагога Профессиональная культура. Педагогические способности. Толкование понятий «компетентность и компетенция» (по материалам современных научных исследований).
Понятие профессиональная педагогическая компетентность, опосредующий характер связей компетентности с педагогическим мастерством. Профессиональная компетентность педагога. Компетентность общекультурная. Социально-психологическая компетентность.
Раздел 2. Педагогическая деятельность преподавателя педагогического колледжа, училища.
Тема 4. Педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое мастерство (анализ понятий, схема, иллюстрации).
Анализ понятия деятельность (предметность, направленность, активность).
Структура деятельности. Педагогическая деятельность: специфика, субъекты, функции, компоненты, объекты. Педагогический процесс, его компоненты: субъекты и объекты, содержание, организационно-управленческий комплекс, педагогическая диагностика, критерии эффективности, организация взаимодействия с общественной средой. Принципы осуществления педагогического процесса (организация и руководство), значение педагогического мастерства в реализации принципов. Взаимосвязь и взаимообусловленность педагогической деятельности, педагогического процесса и мастерства. Место и роль профессиональной компетентности в осуществлении преподавательской деятельности.
Тема 5. Педагогическая деятельность преподавателя педагогического колледжа в формате компетентностного подхода
Компетентности преподавателя ССУЗ, опосредованы спецификой целей подготовки специалистов среднего звена. Педагогическая деятельность преподавателя требует ряда специальных компетентностей: мотивация учебной деятельности ученика, раскрытие личностного смысла учебного курса, целеполагание учебной деятельности и др.
Компетентность: в предмете преподавания (предметная компетентность), в принятии решений, в разработке программ деятельности и поведения.
Компетентность в организации учебной деятельности, условий оптимального её осуществления; компетентность в донесении до ученика учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности); компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности др..
3. Педагогическая культура как характеристика профессиональной деятельности преподавателя
Тема 6. Педагогическая культура как часть общечеловеческой культуры.
Методологический анализ понятий культура, культура личности, духовная культура и духовный труд, педагогическая культура (методологическая, методическая, общечеловеческая).
Тема 7. Основы педагогической культуры, компоненты, уровни.
Педагогическая позиция преподавателя (технология самоопределения), культура педагогического мышления, педагогические качества личности педагога и профессиональная компетентность. Индивидуальный стиль, компетентность, направленность личности как критерии определения уровня педагогической культуры.
Тема 8. Пед мастерство в структуре пед культуры.
Развитие профессиональных способностей – приоритетный путь формирования основ педагогического мастерства. Культура педагогического общения, педагогический такт, коммуникативные и интеллектуальные способности, внимание, наблюдательность, воображение, творчество, авторитет.
4. Педагогическая рефлексия.
Тема 9. . Педагогическая рефлексия. Этический и эстетический аспекты педагогической деятельности.
Методологический анализ понятий: рефлексия элементарная, научная, философская, социально-психологическая, педагогическая. Рефлексия в формате педагогической деятельности. Методические приёмы освоения рефлексивной деятельности педагога.
Методологические основы и сущностные характеристики педагогической этики. 109-122
Тема 10. Становление личности и профессиональная компетентность педагога (как субъекта педагогической деятельности).
Имидж педагога.
Понятие личностного роста и содержательные характеристики профессионального роста педагога. Структура и содержание профессиональной компетентности преподавателя педагогического училища, колледжа. Базовые составляющие имиджа педагога: обаяние, самопрезентация, самоопределение. Социальная перцепция как основание требований к имиджу педагога. Классификация имиджа: функциональный, сопоставительный, контекстуальный. Функции индивидуального имиджа педагога. Имидж и педагогическая «Я-концепция». 92-105
5. Педагогические технологии как составная часть педагогического мастерства
Тема 11. Педагогическая технология как наука.
Понятие, предмет, специфика, сущностные характеристики, принципы, операции и слагаемые. Педагогическое мастерство, педагогическая технология, педагогическая техника – их связь, различия и сходство.
12. Педагогическая техника как инструмент взаимодействия учителя и учащихся.
Технологии: аргументации и речевого воздействия; разрешения конфликтных ситуаций; педагогического требования и оценки.
Тема 13. Технология педагогического общения.
Психология стиля педагогического общения (функции, структура, обусловленность).
Стиль общения как фактор успеха педагогической деятельности и условие становление педагога – мастера.
6. личностный и профессиональный рост педагога.
Тема 14 Пути и методы самообразования и самовоспитания преподавателя.
Понятие личностного роста преподавателя. Профессиональный рост педагога. Культура само — воспитания, образования, совершенствования, определения, осуществления и др.
7. Технологии моделирования и проектирования как референты педагогического мастерства преподавателя.
Тема 15. Моделирование и виды моделей в образовательном процессе.
Сущностные характеристики и виды моделей: концептуальная, концептуально-технологическая, технологическая, содержательная, функциональная. Технологическая модель как средство обогащения педагогического мастерства. Использование проектной деятельности в педагогической практике.
Тема 16. Технология организации и проведения современного учебного занятия
Концептуальные основы современного урока. Развивающее взаимодействие педагога и ученика. Педагогическое действие. Характеристика и технология открытого режиссёрского действия. Алгоритм педагогического действия.
- Темы практических и/или семинарских занятий
Раздел 1.
Предмет и объект изучения дисциплины «Основы педагогического мастерства»
Темы 1.3.
Предмет и объект изучения дисциплины «Основы педагогического мастерства»
Анализ и толкование ключевых понятий дисциплины (категориальный аппарат)
Задачи:
- Совершать умения выделять сущностные характеристики ключевых понятий предмета изучения.
- Обогащать практику умений толковать и аргументировать высказывания по предмету изучения.
- Конкретизировать и обобщить ясные знания по предмету изучения, разработать содержательную модель.
Формы отчетности: блок схемы по теме, конспекты лекций и первоисточников. Анализ, толкование, аргументированные высказывания.
Задание:
- Самостоятельно обогатить знания по темам, структурировать исходную и дополнительную информацию.
- Разработать блок-схему (содержательную модель) по теме: Предмет и объект изучения дисциплины «Основы педагогического мастерства», системно-структурную модель ключевых понятий.
- Анализировать и толковать ключевые понятия, аргументировать структуру и содержательные аспекты блок-схемы.
Литература:
- МореваН.А. Основы педагогического мастерства /Н.А. Морева / М.: Просвещение, 2006. – С.143-170.
- Андриади И.П. Основы педагогического мастерства /И.П. Андриади / М.:АКАДЕМа, 1999.– С.3-28.
- Материалы лекций.
Раздел 2. Педагогическая деятельность преподавателя педагогического колледжа, училища
Темы 4.5.
Педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое мастерство (анализ понятий, схема, иллюстрации).
Педагогическая деятельность преподавателя педагогического колледжа в формате компетентностного подхода
Задачи:
- Совершенствовать умения проводить сравнительный анализ, обобщать и завершать аналитическую деятельность содержательной моделью (блок-схемы).
- Конкретизировать и структуризировать знания по теме.
Задание:
- Разработать системно-структурную модель отношений дифиниций: пед. деятельность, пед. процесс, пед. мастерство.
- Провести психологический анализ урока в педагогическом колледже.
Формы отчетности: блок-схема по теме 4.,конспекты лекций и первоисточников, аргументированные высказывания, письменный анализ урока в педагогическом колледже (вид урока и преподаватель на выбор студента)
Литература:
- Основы педагогического мастерства / под ред. И.А.Зязюна. –М.: Просвещение, 1989. –С.210-253.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии /Г.Ю. Ксензова / М.,2000. – С.167-169,177-204.
- Волков Б.С. Методы исследований в психологии. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова / М.,2002. – С.176-187.
Раздел 3. Педагогическая культура как характеристика профессиональной деятельности преподавателя
Тема: 7.
Основы педагогической культуры, компоненты, уровни.
Задачи:
- Совершенствовать умения выделять существенные признаки ключевых понятий темы (обобщать), структурировать дефиниции по уровням методологического анализа.
- Конкретизировать ясные знания по теме, разработать блок-схему (содержательную модель) по теме изучения.
- Упражнять в изучении, толковать, аргументировать суждения и высказывания (в рамках «защиты» блоков модели).
Формы отчетности: блок-схемы по теме изучения, толкование понятий и аргументирование высказываний (примеров иллюстраций к теме)
Задание:
- Самостоятельно проработать рекомендованные первоисточники и конспекты лекций по теме.
- Разработать и «защитить» содержательную модель по теме.
- Подготовить и раскрыть примеры аргументирующие проявления педагогической культуры преподавателя (в формате отработанных дефениций).
Литература:
- Андриади И.П. Основы педагогического мастерства /И.П. Андриади / М.:АКАДЕМа, 1999.– С.9.
- МореваН.А. Основы педагогического мастерства /Н.А. Морева / М.: Просвещение, 2006. – С.58-92.
- Философия. // Энцеклопедический словарь / под ред.А.А. Ивина / М.:ГАРДАРИКИ, 2004.– С.411-413
Раздел 4 Педагогическая рефлексия
Темы: 9.10.
Педагогическая рефлексия. Этический и эстетический аспекты педагогической деятельности.
Становление личности и профессиональная компетентность педагога (как субъекта педагогической деятельности).
Имидж педагога.
Задачи:
- Обогатить и конкретизировать знания о видах рефлексивной деятельности человека
- Упражнять в умении проводить педагогическую рефлексию.
- Развивать способность к критическому самоанализу, самооценке.
Формы отчетности: Анализ и толкование функций: рефлексия элементарная, научная, философская, педагогическая. Письменный самоотчет о преподавательской практике, рефлексируемого характера.
Задание:
- Проработать материалы лекций, первоисточников и разработать блок-схему по теме. Педагогическая рефлексия.
- Провести самоанализ и самооценку пройденной преподавательской практики. Представить самоотчет в письменном виде.
Литература:
- МореваН.А. Основы педагогического мастерства /Н.А. Морева / М.: Просвещение, 2006. – С.105-120.
- Волков Б.С. Методы исследований в психологии. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова / М.,2002. – С.194.
- Словарь практической психологии – Минск: Харвест, 2001. –С.568, Москва: Аст, 2001.
Раздел 5. Педагогические технологии как составная часть педагогического мастерства
Тема 13.
Технология педагогического общения
Задачи:
- Конкретизировать и структурировать ясные знания специфики и назначения педагогических технологий, педагогической техники, педагогического общения.
- Углубить знания о потенциальных возможностях индивидуального стиля общения преподавателя с учебной аудиторией.
- Упражнять в умении анализировать и определять индивидуальный стиль педагогического общения преподавателя (колледжа, училища, ВУЗа)
Формы отчетности: Блок-схема по теме изучения, толкование и аргументация высказываний по ключевым понятиям темы, письменный анализ и заключение по индивидуальному стилю педагогического общения (конкретного преподавателя).
Задания:
- Провести анализ темы по рекомендованным первоисточникам и лекционным материалам.
- Разработать содержательную модель (блок-схему) по теме (предмету) изучения.
- Определить стиль педагогического общения конкретного преподавателя (на усмотрение студента).
Литература:
- Исмагинова А.Г. Психология стиля педагогического общения. /А.Г.Исмагинова / Пермь, 2003. – С.191-208.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. /В.Г. Крысько / Минск: ХАРВЕСТ, 1999. – С.198-199.
- МореваН.А. Основы педагогического мастерства /Н.А. Морева / М.: Просвещение, 2006. – С.204-215.
Раздел 7. Технологии моделирования и проектирования как референты педагогического мастерства преподавателя
Темы: 15.16.
Моделирование и виды моделей в образовательном процессе.
Технология организации и проведения современного учебного занятия.
Задачи:
- Обобщить знания и представления о значении, видах моделирования, используемых в образовательных процессах ОУ
- Упражнять в умении использовать разновидности моделей в проектах организации педагогического процесса (в формате педагогической практики)
- Совершенствовать умения в пректировании педагогического процесса и конкретного учебного занятия.
Формы отчетности: Технологические и содержательные модели (темы образовательных областей на усмотрение студентов).
Толкование логики построения моделей, специфику целей, задач и предполагаемых результатов.
Задания:
- Разработать технологическую и содержательную модели ( в формате выбранной образовательной области).
- Определить последовательность учебных занятий, программное содержание, логику (модель) организации занятий, с учетом специфики задач и форм.
- Выделить, растолковать приоритетные средства оптимизации учебных занятий (в формате выполняемого занятия).
Литература:
- Конспекты лекций по теме
- Грибанова М.В. Использование проектирования и моделирования в организации педагогического процесса ДОУ / М.В. Грибанова, Е.В. Савельева // Сборник: Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика.– Пермь, 2005, 25-26мая.
- Грибанова М.В. Практика моделирования как фактор повышения профессиональной культуры педагога./ М.В. Грибанова, А.Б. Шевченко /.
7. Тематика курсовых/контрольных
работ/рефератов и методические указания
по их выполнению
НЕТ
В данном разделе приводятся тематика курсовых/контрольных работ/рефератов, раскрывается цель и задачи исследования, требования к их содержанию, объему и оформлению, даются рекомендации по их выполнению, если они предусмотрены.
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
8.1. Список литературы
Приводится учебно-методическая, учебная и научная литература для дисциплины в целом. Список учебной литературы к изучению курса состоит из двух частей: основной и дополнительной.
В список основной литературы (не более 3 наименований) следует включать базовые издания: учебники, учебные пособия и тексты лекций, имеющиеся в библиотеке ПГУ в достаточном для обеспечения учебного процесса количестве экземпляров, в соответствии с нормативами минимальной обеспеченности 0,5 экземпляра на одного студента очной формы обучения и степени «устареваемости». Приоритет отдается изданиям, имеющим гриф МОиН РФ или УМО по соответствующей специальности, которые изданы и имеются в продаже.
В список дополнительной литературы (не более 10 наименований) включается прочая учебная, справочная и научная литература для углубленного изучения курса, имеющаяся в библиотеке ПГУ.
В список литературы не следует включать материалы, не опубликованные в широкой печати, а также труднодоступные и устаревшие издания.
Основной:
- Андриади И.П. Основы педагогического мастерства./ И.П. Андриади / М.:АКАДЕМА, 1999
- Основы педагогического мастерства / под ред. Зазюна.
- МореваН.А. Основы педагогического мастерства /Н.А. Морева / М.: Просвещение, 2006.
Дополнительный:
- Исмагинова А.Г. Психология стиля педагогического общения. /А.Г.Исмагинова / Пермь, 2003.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое общество России./ Н.Е. Щуркова. –М.,2001.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии./ В.Ю. Питюков/ – М.,2001.
Список литературы может также включать дополнительно рекомендуемую литературу для углубленного изучения и самостоятельного поиска в городских библиотеках, а также для приобретения в личную библиотеку:
— справочно-информационные издания (словари, справочники, энциклопедии, библиографические сборники и т.д.);
— официальная (сборники нормативно-правовых документов, законодательных актов и кодексов);
- первоисточники (исторические документы и тексты, литература на иностранных языках);
- научная и научно-популярная литература (монографии, статьи, диссертации, научно -реферативные журналы, сборники научных трудов, ежегодники и т.д.);
— периодические издания (профессиональные газеты и журналы); и т.д.
Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–84 (старый) или ГОСТ 7.1–2003 (новый) «Библиографическое описание документа». Перечень литературы составляется в алфавитном порядке фамилий первых авторов, со сквозной нумерацией. Указываются также: название, вид учебной литературы, наименование издательства, год издания.
Список литературы должен обновляться ежегодно с учетом приобретенной и изданной в ПГУ новой литературы – в виде дополнений и изменений, внесенных в рабочую программу дисциплины в виде вкладыша.
Материально-техническое и/или информационное обеспечение
дисциплин
Указывается перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины, и способы их применения:
- компьютерное и мультимедийное оборудование;
- приборы и оборудование учебного назначения;
- пакет прикладных обучающих программ;
- видео- , аудиовизуальные средства обучения;
- электронная библиотека курса;
- ссылки на интернет-ресурсы и др.
8.3. Методические указания студентам
Содержание практических заданий по дисциплине «Основы педагогического мастерства», которые необходимо выполнить в период педагогической практики.
Содержание заданий:
- Провести самоанализ результатов педагогической практики и оформить письменный отчет рефлексивного характера (достоинства и недостатки моей практической деятельности).
Примерная формулировка умозаключений:
- «Я ощущаю глубокое удовлетворение оттого, что……или «что я…….».
- «Моя работа способствует (способствовала) самосовершенствованию в направлении…….и развитию………».
- «У меня хороший контакт с учащимися благодаря тому, что…..».
- «Мне удалось вызвать интерес учащихся к себе тем, что….».
- «Меня устраивают условия практики так как……».
- «У меня будет (была) возможность заниматься исследовательской практикой благодаря тому, что…..».
- «Я справлюсь (справилась) с обязанностями практиканта, так как (благодаря тому, что….)»,
- «У меня будут (были) хорошие отношения с субъектами педагогической практики (общий руководитель, предметный руководитель, учащиеся, администрация и т.п.) благодаря тому что я…….».
- Создайте (придумайте) ряд (последовательность шагов) занятий по обучению учащихся работе над рефератом (сообщением, докладом и т.п.).
- Сформулируйте какой-либо вопрос (проблему) и смоделируйте его (её) логическое осмысление и ответ (решение).
Выделение главного слова (предмета) в вопросе или формулировке проблемы. Определение характера смысловой (семантической) взаимосвязи, между словами в формулировке вопроса (причинно-следственная, конкретизирующая, вспомогательно-уточняющая, гипотетическая и т.п.).
Осмысление, выделение сущности каждого слова вопроса (проблемы).
Определение конструкта (модели, логики, последовательности) ответа, аргументации путей решения проблемы.
- Определите примерный ряд, последовательность занятий, уроков по теме «Ознакомление с искусством» (или любой другой теме).
Быть способным аргументировать логику последовательности.
- Придумайте форму, содержание приёмов инициирования рефлексии учащихся (или детей) после проведения занятия, урока или лекции (тема и программное содержание занятия — на Ваш выбор).
- Провести психолого-педагогический анализ просмотренного занятия или урока (модели анализа из кн. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Методы исследования в психологии», Педагогическое общество России, М.,2002. с 176- 188.
- Выявить индивидуальный стиль педагогического общения преподавателя (на выбор), используя модель анализа стиля педагогического общения Кан-Калика и Ковалёва.
Разнообразие видов занятий, форм организации работы – критерий оценки ваших способностей к педагогической деятельности в контексте предложенных заданий.
Требования к готовности (допуск) студентов пятого курса к сдаче экзамена по дисциплине «Основы педагогического мастерства».
Готовность к сдаче экзамен по дисциплине предполагает:
1. наличие у каждого студента письменно оформленных материалов (конспектов лекций) по предмету изучения. В том числе: блок – схем в количестве шести по содержанию ключевых тем предмета изучения: «Предмет и объект предмета изучения в формате дисциплины «Основы педагогического мастерства»; «Педагогическая деятельность, педагогический процесс и педагогическое мастерство»; «Культура», «Педагогическая культура» (методологический анализ понятий); «Педагогическая рефлексия»; «Педагогическое общение».
2. осознаннй готовности презентовать и защищать авторские блок-схемы
Методические указания студентам должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса (или его раздела/части), практических и/или семинарских занятий, лабораторных работ (практикумов) и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по использованию информационных технологий и т.д. Методические указания должны мотивировать студента к самостоятельной работе и не подменять учебную литературу.
Указывается перечень учебно-методических изданий, рекомендуемых студентам для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы, а также методические материалы на бумажных и/или электронных носителях, выпущенные кафедрой своими силами и предоставляемые студентам во время занятий:
- рабочие тетради студентов;
- наглядные пособия;
- глоссарий (словарь терминов по тематике дисциплины);
- тезисы лекций,
- раздаточный материал и др.
Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме не менее 50–70% общего количества часов, должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.
Задания для самостоятельной работы составляются по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.
Задания по самостоятельной работе могут быть оформлены в виде таблицы с указанием конкретного вида самостоятельной работы:
— конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
— проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;
— работа с нормативными документами и законодательной базой;
— поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;
- выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий, курсовых работ (проектов);
- решение задач, упражнений;
- написание рефератов (эссе);
- работа с тестами и вопросами для самопроверки;
- выполнение переводов на иностранные языки/с иностранных языков;
- моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций ситуации;
- обработка статистических данных, нормативных материалов;
- анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа
и т.д.
Разделы и темы для самостоятельного изучения |
Виды и содержание самостоятельной работы |
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студента.
Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен).
При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.
8.4. Методические рекомендации для преподавателя
1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.
2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.
3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.
- Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.
- Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:
- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- логичность, четкость и ясность в изложении материала;
- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;
- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;
- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.
Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.
6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами. При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала:
- формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;
- определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;
- выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
- подбор литературы для преподавателя и студентов;
- при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя:
- составление плана семинара из 3–4 вопросов;
- предоставление студентам 4–5 дней для подготовки к семинару;
- предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);
- создание набора наглядных пособий.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:
- полнота и конкретность ответа;
- последовательность и логика изложения;
- связь теоретических положений с практикой;
- обоснованность и доказательность излагаемых положений;
- наличие качественных и количественных показателей;
- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;
- уровень культуры речи;
- использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
- качество подготовки;
- степень усвоения знаний;
- активность;
- положительные стороны в работе студентов;
- ценные и конструктивные предложения;
- недостатки в работе студентов;
- задачи и пути устранения недостатков.
После проведения первого семинарского курса начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.
7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15–20-й минутах, второй – на 30–35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.
8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.
II. Материалы, устанавливающие содержание
и порядок проведения
промежуточных и итоговых аттестаций
В данном разделе указываются содержание и требования к текущему контролю, промежуточной аттестации. Порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации должен осуществляться в строгом соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в Пермском государственном педагогическом университете. Поэтому следует привести основные выдержки из Положения, соотнесенные с требованиями преподавателя, предъявляемыми при изучении дисциплины. Требования к итоговой аттестации, если они предусмотрены по дисциплине, определяются требованиями к итоговой аттестации, установленными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки или специальности.
Приводится примерный перечень вопросов к зачетам и экзаменам по всему изучаемому курсу.
Методическое издание
ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методический комплекс курса
Для специальностей 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология»,
050715.65 – «Логопед», 050717.65 – «Специальная дошкольная
педагогика и психология»
Автор-составитель :
Краузе Александра Анатольевна
Редактор О.В. Вязова
Компьютерный набор выполнен А.А. Краузе
Свидетельство о государственной аккредитации вуза
№ 1426 от 23.04.2004 г.
Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001.
Подписано в печать 12.02.2008 г. Формат 60х90 1/16
Бумага ВХИ. Печать на ризографе
Усл. печ. л. 4,4. Уч.-изд. л. 5,3
Тираж 100 экз.
Редакционно-издательский отдел
Пермского государственного педагогического университета
614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
тел. (342) 238-63-12
Отпечатано на ризографе в
Пермском государственном педагогическом университете
614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11
4