Организация патриотического воспитания младших школьников

Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Автономное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж

МДК «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя»

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Курсовая работа

на тему:

Организация патриотического воспитания младших школьников

Исполнитель: Кох Алёна

Руководитель: Мотошина Е.А.

Ханты-Мансийск 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Теоретические основы организации патриотического воспитания младших школьников

.1 Особенности в воспитании младших школьников

.2 Патриотизм и патриотическое воспитание, как часть процесса воспитания младших школьников

.3 Характеристика форм, методов, средств патриотического воспитания младших школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Это обусловлено потребностью российского общества в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих его объединению. Патриотическое воспитание сегодня — задача государства, общества и образовательных учреждений.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации сказано, что система образования призвана обеспечить «воспитание патриотов России, …уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов» [18].

Ценностно-смысловые установки сегодня являются одним из личностных результатов образования уже в начальной школе. Они отражают личностные качества школьников и их индивидуально-личностные позиции [24]. Именно в младшем школьном возрасте осуществляется активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение к окружающему миру. Таким образом, младший школьный возраст является благоприятным для формирования основ патриотизма, а в юношеском возрасте молодые люди смогут выстраивать для себя определённую систему нравственных ценностей, взглядов на жизнь.

6 стр., 2887 слов

Роль экскурсии в формировании практических умений у школьников младших классов

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств Факультет мировой культуры Кафедра музеологии и культурного наследия Реферат Тема: "Роль экскурсии в формировании практических умений у школьников младших классов" 2013 Содержание Введение 1. Психологический портрет группы 2. Исследования формирования практических умений и развитие памяти у младших школьников 3. Понятие ...

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, ориентированный на гражданско-патриотическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования: формы патриотического воспитания младших школьников.

Цель исследования: выявление направлений и форм гражданско-патриотического воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Задачи исследования:

.изучить научные основы патриотического воспитания младших школьников;

. определить направления патриотического воспитания;

. описать систему работы патриотического воспитания в начальных классах;

. охарактеризовать различные формы патриотического воспитания младших школьников.

Методы исследования:

анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

обобщение и систематизация теоретического материала.

Теоретическая значимость определяется полученными научными результатами исследования, которые могут дополнить теорию и методику патриотического воспитания младших школьников.

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

В основе настоящей работы лежат педагогические взгляды таких авторов как

Глава 1. Теоретические основы организации патриотического воспитания младших школьников

12 стр., 5624 слов

Роль семьи в воспитании школьников младших классов 3

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ) Гуманитарно-художественный факультет Кафедра психологии и педагогики Дисциплина: Введение в психолого-педагогическую деятельность Роль семьи в воспитании школьников младших классов Выполнила: ...

.1 Особенности в воспитании младших школьников

В настоящее время вопрос о воспитании подрастающего поколения ученые педагоги, психологи, социологи связывают с созданием системы ценностей в обществе. Именно общество задает критерии выбора, внедряет единую систему ценностей. Личность же четко должна усвоить, что есть самое ценное в жизни, к чему надо стремиться, в конечном счете, и каким способом этого достичь. Ценности целиком и полностью зависят от обстоятельств и объективных условий. Эффективными они становятся только тогда, когда полностью осмысливаются и сознательно используются людьми.

Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желания и умение учиться, уверенность в своих силах.

Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей (ребенок — взрослый — задача).

Учитель — это взрослый, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества; носитель социальных образов. Постепенно на протяжении младшего школьного возраста ребенок открывает и осваивает ситуацию всеобщего равенства перед законами наук — математики, орфографии, орфоэпии. [13]

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

15 стр., 7455 слов

Волевые процессы личности человека

... невозможно. Воля возникает как результат жизненной практики, воспитания и самовоспитания личности. Воспитывать ее у ребенка нужно с раннего ... сменяют энергичность и настойчивость. Глава № 2 Волевые процессы личности человека 2.1 Воля как фактор самовоспитания ВОЛЯ – ... упражнения для воспитания воли Физические упражнения могут быть весьма эффективны, если их использовать специально для развития ...

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления — подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы, пытались по-новому раскрыть понятие «процесс воспитания», но не сразу преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П.П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо — человек, животное, растение. А.П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении. [4]

Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П.П. Блонский и А. П. Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в их концепциях выступал преимущественно как объект воспитания.

В.А. Сухомлинский писал: «воспитание — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления — и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.

13 стр., 6474 слов

Развитие познавательных мотивов у детей дошкольного возраста в процессе учебной деятельности

... которых составляет органическую часть той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности, в специально созданных взрослыми подвижных, дидактических играх заключены разнообразные ... происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ...

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.

Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса — формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

Воспитание — процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу. Уместно будет вспомнить об одном примечательном случае из жизни Блонского. Когда ему исполнилось пятьдесят лет, представители прессы обратились к нему с просьбой дать интервью. Один из них спросил ученого, какие проблемы его больше всего волнуют в педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его не перестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание. Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса — дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие. [7]

Прежде всего, следует отметить, что понятие «воспитание» употребляется в самых различных значениях: подготовка подрастающих поколение к жизни, организованная воспитательная деятельность и т.п. Ясно, что в разных случаях понятие «воспитание» будет иметь различный смысл. Это различие особенно четко выступает, когда говорят: воспитывает социальная среда, бытовое окружение и воспитывает школа. Когда говорят, что «воспитывает среда» или «воспитывает бытовое окружение», то имеют в виду не специально организованную воспитательную деятельность, а то повседневное влияние, которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и формирование личности.

4 стр., 1734 слов

Влияние семейного воспитания на формирование самооценки у младших школьников

Оглавление Введение 2 Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния семейного воспитания на самооценку ребенка 5 1.1. Понятие самооценки 5 1.2. Особенности самооценки у младших школьников 12 1.3. Семья как фактор формирования адекватной самооценки у детей 17 1.4. Основные психологические модели детско-родительских отношений 20 1.4.1. Психоаналитическая модель детско-родительских отношений 22 ...

Иное значение имеет выражение «воспитывает школа». Оно четко указывает на специально организованную и сознательно осуществляемую воспитательную деятельность. Еще К.Д. Ушинский [13] писал, что в отличие от влияний среды и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педагогический процесс. Это отнюдь не означает, что школьное воспитание отгораживается от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот, эти влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на их положительные моменты и нейтрализуя отрицательные. Суть дела, однако, состоит в том, что воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную педагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийными влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего развития.

Рассмотрим сущность воспитания, как специально организуемую и сознательно осуществляемую педагогическую деятельность:

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств. В других же работах слово «воздействие» как неблагозвучное и якобы ассоциирующееся со словом «понуждение» опускается, и воспитание трактуется как руководство или управление развитием личности.

8 стр., 3564 слов

Воспитание чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ

Курсовая работа Воспитание чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ Содержание Введение Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания чувства ритма дошкольников 1.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста 1.2 Особенности работы по воспитанию чувства метроритма у детей дошкольного возраста 1.3 Методические аспекты педагогической работы по ритмическому ...

Однако, как первое, так и второе определения отражают только внешнюю сторону воспитательного процесса, только деятельность воспитателя, педагога. Между тем, само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию ли же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние. Но как раз об этом в приведенных определениях сущности воспитания умалчивается. Не проясняется в нем и вопрос о том, каким само по себе должно быть это педагогическое воздействие, какой характер оно должно иметь, что зачастую позволяет сводить его к различным формам внешнего понуждения. Различным проработкам и морализированию. [13]

На эти недостатки в раскрытии сущности воспитания указывала еще Н.К. Крупская и относила их к влиянию старой, авторитарной педагогики. «Старая педагогика, — писала она, — утверждала, что все дело в воздействии воспитателя на воспитуемого… Старая педагогика называла это воздействие педагогическим процессом и говорила о рационализации этого педагогического процесса. Предполагалось, что в этом воздействии — гвоздь воспитания». Подобный подход к педагогической работе она считала не только неверным, но и противоречащим глубинной сущности воспитания тельное приобщение младших школьников к нравственным общечеловеческим ценностям.

1.2 Патриотизм и патриотическое воспитание, как часть процесса воспитания младших школьников

ФГО НОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования: предметным, метапредметным и личностным [25]. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование социально ориентированного, целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, религий, культур и природы.

Таким образом, проблема формирования чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста сегодня особенно актуальна.

Патриотизм является основой всех гражданских личностных качеств. Суть понятия «патриотизм» (от греческого patris — родина) заключается в любви к Родине, земле, где родился и вырос, гордости за исторические подвиги своего народа. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, подразумевающим чувства общечеловеческой солидарности с народами разных стран.

Любовь к Родине — сложный комплекс чувств, включающий в себя как чувства гордости и уважения, долга, так и национальное самосознание, гуманизм, толерантность и сформированность основ гражданской идентичности. Чувство долга подразумевает свободное принятие человеком общественных и личных обязанностей, следование социально необходимым требованиям. О чувстве долга можно говорить только в том случае, если социальные требования совпадают с внутренними желаниями человека. Гуманизм — понимание человека как высшей ценности, признание прав, свободы, чести и достоинства других людей. Национальное самосознание — осознание человеком своей принадлежности к определенной нации. Гражданская идентичность же — это осознание личностью своей принадлежности к гражданам определенного государства.

Любовь к Родине подразумевает гордость за свою страну и народ, за культурные и социальные достижения; уважение исторического прошлого и культурных особенностей страны, людей, которые в ней живут, родной природы. Это чувство основывается на представлениях о многонациональном обществе России, о её природных особенностях, на знании и уважении основных исторических событий и культурных традиций страны, знании государственной символики, на экологическом сознании (отношении к природе) [3], [9].

Чувство любви к Родине, в свою очередь, является одной из составляющих такого нравственного чувства, как патриотизм.

Патриотизм относится к нравственным чувствам, формирование которых является частью содержания нравственно-этического воспитания. Патриотическое воспитание имеет огромное значение в духовном и социальном развитии личности учащихся. Ведь именно в процессе формирования патриотических чувств и укрепляется любовь к своей Родине, появляется чувство ответственности за её честь и независимость, за сохранение материальных и духовных общественных ценностей.

Педагогический энциклопедический словарь определяет патриотизм, как «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели» [1].

Большой энциклопедический словарь трактует патриотизм как «любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» [15].

Педагогический словарь под патриотизмом подразумевает «социально- политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о её интересах и готовность к её защите от врагов» [19].

Патриотизм определяется как социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм также предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, стремление защищать интересы Родины и своего народа, а кроме того — сохранять культурные и исторические особенности.

В свою очередь, под Родиной подразумевается: «страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит» [23] или «место, страна, где человек родился» [21]. У ребёнка представление о Родине начинается с семьи, ближнего окружения. Таким образом, под Родиной младший школьник может понимать семью, место, где он родился, город, страну, в которой он живёт.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит формирование патриотизма как личностного качества.

На современном этапе развития нашего общества патриотическое воспитание осуществляется через решение следующих задач:

утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;

создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского долга;

привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации — Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие искажению и фальсификации истории Отечества;

формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами [17].

Важнейшей составной частью нравственного воспитания является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии человека. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается благородство и достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма и культуры межнациональных отношений в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние.

Российский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие духовные ценности и идеалы и делает человека членом социального сообщества. «Любить свою родину, — отмечал он, — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере своих сил споспешествовать этому»:

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».[13]

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

В философии сущность патриотизма истолковывается как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».

Педагогическая трактовка этого качества не сводится только к нравственным чувствам. Она включает в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности характеризуют патриотизм как нравственное качество. С этой точки зрения патриотизм определяется в педагогике как такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.

Для патриотического воспитания должно происходить взаимодействие ребёнка со взрослым — общение и совместная деятельность, которые будут направлены на приобщение к национальной и региональной культуре, к природе родного края; на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, моральных норм и принципов, которые становятся внутренними мотивами поведения.

Патриотизм далеко не означает ненависть и неуважение к другим народам. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей, педагогов — взрослых, которые находятся рядом с ним. Каждый ребёнок должен знать: исторически сложилось так, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, и к ним нужно относиться уважительно.

Под патриотическим воспитанием в начальной школе понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение родной культуры, великих свершений народа.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с отношений к своей семье, к самым близким людям — к матери и отцу, бабушке и дедушке, братьям и сёстрам; ко всему, что связывает его с родным домом и ближайшим окружением; с того, что ребёнок видит и слышит, что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления могут быть пока не осознаны ребёнком глубоко, но они всё равно играют огромную роль в становлении личности патриота.

Сущность патриотического воспитания в начальной школе заключается в том, что патриотизм не навязывается «вслепую», просто потому, что так надо — любить Родину, в том, что дети узнают, какая она — наша Родина, что они могут для неё сделать, за что могут ценить, уважать и любить её.

Особенностью патриотического воспитания в начальной школе является то, что у младших школьников формируются лишь основы патриотизма. Исходя из требований ФГОС НОО [25] к личностным результатам образования и опираясь на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно сделать вывод, что результаты патриотического воспитания должны отражать:

) формирование основ гражданской идентичности; осознание учащимися понятия «Родина»;

) уважение к культурному и историческому прошлому России;

) ценностное отношение к старшему поколению;

) уважительное отношение к природе;

) знание и уважение государственной символики Российской Федерации;

) уважительное отношение к истории и культуре других народов [17], [24].

Следовательно, говоря о патриотизме, необходимо сказать о таком компоненте, как его основы — знания: представление о понятии «Родина», знание государственной символики и некоторых культурных традиций России, представление о природных особенностях страны, сведения о народах, населяющих территорию России, о некоторых особенностях их культуры.

На наш взгляд, именно эти знания будут способствовать формированию у младших школьников основ патриотизма.

патриотический нравственный воспитание школьник

1.3 Характеристика форм, методов, средств патриотического воспитания младших школьников

Знания будут способствовать формированию нравственных понятий и чувств младшего школьника в том случае, если созданы особые условия для их получения, использованы определённые формы и методы воспитания. Задача учителя — отобрать из массы впечатлений, которые ребёнок может получить, те, которые будут ему наиболее доступны, и преподать их в подходящей форме.

По количеству участвующих в деятельности выделяют следующие формы патриотического воспитания в начальной школе:

индивидуальные;

групповые;

массовые.

Рассмотрим индивидуальные формы патриотического воспитания в начальной школе: индивидуальные формы подразумевают индивидуальную деятельность ребёнка, и, конечно же, учет индивидуальных особенностей учащихся. Организация патриотического воспитания в индивидуальной форме способствует укреплению усвоенных ребёнком нравственных ценностей как черт личности. Он осмысливает нормы и правила, в результате чего они постепенно становятся его собственными взглядами и убеждениями. В дальнейшем поведение ребёнка, в результате этого, глубоко осмыслено и не имеет ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями.

Кроме того, индивидуальные формы включают в себя тесное взаимодействие с семьями учащихся. Именно семья играет решающую роль на том или ином возрастном этапе. Поэтому педагог должен вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей [8].

Значимой формой патриотического воспитания (которая может быть как индивидуальной, так и групповой) является игра. Игры младших школьников направлены на подражание поведению взрослых. С одной стороны, в игре проявляется биологическая сущность ребенка, а с другой — готовность к социальной адаптации. В игре тренируются нормы поведения из взрослой жизни, вырабатываются ценности ребёнка. По словам Д.Б. Эльконина, в игре ребенок переходит в развитый мир высших форм человеческой деятельности, правил человеческих взаимоотношений, и игра становится источником морали [7]. Именно поэтому в начальной школе игры не только не запрещаются, но и активно используются как в воспитании, так и в обучении.

Рассмотрим групповые формы патриотического воспитания младших школьников: групповые формы воспитания подразумевают деятельность учащихся в группах от 5-7 до 25-ти человек [12].

К групповым формам патриотического воспитания можно отнести встречи с ветеранами войны и труда, беседы, викторины, коллективные творческие дела, выставки, экскурсии, туристические походы по изучению исторического прошлого родного края.

Интересной групповой формой работы является работа музея или музейной комнаты в школе. Одно из условий успешной организации и деятельности школьного музея — преемственность в работе его актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся различных возрастных групп. Ученики сообща, совместно участвуют в выполнении различных заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подготовке и проведению экскурсий. В проведении занятий могут принимать участие учителя истории, сотрудники городского музея. На занятиях заслушиваются сообщения учеников о выполнении поисковых заданий, проводится обмен мнениями. Организация таких занятий позволят ученикам приобрести краеведческие знания о своей малой Родине [2].

Рассмотрим краеведческую работу. как групповую форму патриотического воспитания.

Многие методисты считают, что в основе патриотического воспитания учащихся лежит познание и осознание ими своей «малой» Родины. В начальной школе процесс изучения «малой» Родины, её природы, культуры и быта называют краеведческой работой.

В толковом словаре Ушакова краеведение определяется как «изучение какого-нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, экономики, быта и т.п., производимое преимущественно местными силами» [24].

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников в исследовательской работе. Формы краеведческой работы — урочная, факультативная и внеурочная.

На уроках с элементами краеведения материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть на любом этапе урока. Краеведческий материал может излагаться как учителем, так и учащимися, которые делают сообщения.

Главной особенностью факультативных занятий является углубленное теоретическое изучение материала. В основе лежат добровольность и глубокий интерес учащихся, их самостоятельная деятельность. Факультативные курсы по краеведению удачно сочетают в себе разные формы и методы урочной и внеурочной работы в целом.

Внеурочная краеведческая работа — экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры. Действенным средством активизации самостоятельной деятельности учеников является их участие в выпуске краеведческих стенгазет, журналов, составление викторин, обсуждение прочитанных книг, изготовление фотомонтажей [12].

Рассмотрим массовые формы патриотического воспитания младших школьников: массовые формы воспитания подразумевают работу с большим количеством учащихся. К массовым формам патриотического воспитания относят классные часы, кружки и секции, клубы и лагеря, вахты памяти, поисковую деятельность, встречи с ветеранами, фестивали и праздники, слеты и сборы, игры [12]. Считается, что при увеличении числа воспитанников качество воспитания снижается, поскольку уменьшается индивидуальное воздействие на учащегося. Однако организация воспитания в таких формах способствует формированию у детей осознания личной ответственности за общее дела, развитию навыков общения с людьми, умения слушать другого человека, уважения другого мнения, что играет немаловажную роль в патриотическом воспитании.

Процесс патриотического воспитания можно назвать двусторонним. С одной стороны осуществляется целенаправленное воздействие со стороны учителя, с другой — организованная деятельность учащихся, которая непременно должна иметь поставленную ими цель. Воспитание осуществляется с помощью разнообразных методов. Под методами воспитания в педагогике подразумеваются пути достижения поставленной цели воспитания, воздействия учителей на учащихся, на организацию их деятельности. Применение метода способствует большему успеху в воспитании в том случае, если он соотносится с ведущим видом деятельности детей. Также педагоги считают, что воспитательное воздействие усиливается при различных сочетаниях методов.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система. Она помогает выделить в методах общие и специфические черты, тем самым способствуя осознанному выбору их педагогом, наиболее эффективному применению. Существует множество классификаций методов воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

Н.И. Болдырев и Н.К. Гончаров делят методы воспитания по направленности на следующие группы:

) Методы убеждений

) Методы упражнений (приучений)

) Методы поощрения

) Метод наказания

Рассмотрим эти методы подробнее.

Рассмотрим методы рассуждения:

Рассказ — изложение событий и фактов, имеющих яркое эмоциональное воздействие на сознание и чувства детей. При использовании этого метода необходимо вызвать положительную ответную реакцию, избегая, в то же время, нравоучений.

Беседа — диалог между учителем и учениками, опирающийся на чувственный опыт детей и их знания. Усилить активизацию восприятия можно при помощи наглядности.

Пример — выбор образца для подражания на основе симпатий, привязанностей, склонностей.

Внушение — некритичное предложение учащимся некоторых желаний, идей, установок. Эффект внушений зависит от авторитета педагога.

Требования — непосредственное побуждение ребенка к поступку или действию. Требования должны опережать развитие личности ученика, а также переходить в требования ребенка к самому себе.

По форме выделяют два вида требований:

прямые (приказ, указание, предписание);

косвенные (просьба, совет, намек).

Также требования разделяют по эмоционально-психологической направленности:

а) требование с положительным отношением к ребенку (просьба, одобрение, выражение доверия);

в) требование с нейтральным отношением (совет, намек, требование в игровом оформлении).

Рассмотрим методы упражнений (приучений).

Упражнение — многократное повторение поступков с осознанием цели и результатов. Учителю необходимо показать различные пути решения задач, разъяснить сущность и значение воспитываемого качества.

Приучение — организация регулярного выполнения учащимися действий, которые становятся привычными формами поведения. Данный метод состоит из показа и закрепления с повтором.

Учитель может организовать упражнение и приучение в форме проблемных ситуаций в игровой деятельности. Учащиеся меняются ролями, лучше вникают в суть происходящего, кроме того повышается их мотивация. В результате у детей вырабатывается самооценка, самоанализ, приемы сознательной дисциплины.

Рассмотрим создание воспитывающих ситуаций. Заданная ситуация может быть инсценирована, после чего учащиеся свободно выбирают любой вариант ее разрешения.

Контроль — наблюдение за деятельностью ребенка для того, чтобы побудить его соблюдать правила. Средства контроля: повседневное наблюдение, индивидуальные беседы.

Переключение — отвлечение внимания учащегося для того, чтобы отвлечь его от вредной деятельности.

Рассмотрим методы поощрения: поощрение — выражение положительной оценки поступка учащегося, вызывающее у него удовлетворение своей деятельностью.

Соревнование — данный метод повышает мотивацию и активность учащихся. Им заранее предложены различные способы достижения цели и критерии оценивания результатов.

Рассмотрим методы наказания:

Наказание — выражение отрицательной оценки поступка учащегося. Видами наказания являются порицание, замечания, неодобрение, выговор, осуждение. Внушение и прямое требование как методы воспитания в наше время считаются нецелесообразными. Некоторые педагоги считают их противоречащими принципу гуманизма и индивидуализации обучения [16].

Чаще всего в воспитании используется классификация методов, составленная Г.И. Щукиной. Педагог выделяет следующие группы методов воспитания:

) Методы формирования сознания (рассказ, разъяснение, беседа, анализ ситуаций, пример);

) Методы организации деятельности и формирования поведения (поручение, упражнение, приучение);

) Методы стимулирования деятельности и поведения (требование, соревнование, поощрение, наказание);

Некоторые из данных методов были определены выше, поэтому рассмотрим особенности их применения.

Разъяснение считается одним из наиболее доступных методов нравственно-этического воспитания. Необходимо выяснить, что знают дети о правилах отношений с другими детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятия «доброта», «честность», «справедливость». С помощью данного метода учащимся разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в обществе.

Рассказ является одним из основных методов нравственно-этического воспитания и предполагает накопление у учащихся запаса представлений и понятий о тех нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом данный метод основан на переживаниях школьников, через них учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Реализовать методы рассказа и разъяснения возможно при изучении художественных произведений.

На формирование основ патриотизма у учащихся огромное влияние оказывает такой метод воспитания, как создание и анализ ситуаций.

В педагогической практике используются следующие виды воспитывающих ситуаций:

проблемная — формирование представлений о способах решения проблемы;

конструктивная — проектирование поведения в заданных условиях;

прогностическая — развитие умений предвиденья последствий поступка (своего или чужого);

оценочная — формирование и развитие навыков оценки;

аналитическая — анализ верных и ошибочных действий участников;

репродуктивная — словесная или практическая демонстрация уже имеющегося опыта поведения.

В процессе проигрывания различных ситуаций активизируется воображение ребенка. Это имеет большое значение для положительных изменений в нем самом благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам [9].

На наш взгляд наиболее эффективным методом патриотического воспитания на уроках литературного чтения является беседа. Она помогают учащимся разобраться в сложных понятиях, сформировать у них твердую нравственную позицию, осознать свой личный опыт поведения.

В процессе беседы необходимо, чтобы ученики активно участвовали в обсуждении и сами формулировали выводы. Данный метод построен на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни, примеров из художественной литературы.

Особенность беседы заключается в том, что учащиеся сами вырабатывают правильные оценки и суждения о понятиях и поступках. Также в них можно включить инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений. В процессе начального обучения до минимума сокращаются информационно-репродуктивные методы. Их используют их лишь в тех случаях, когда у учащихся отсутствует база для организации конструктивной мыслительной деятельности, или в силу сложности материала.

Роль бесед высоко оценил А.С. Макаренко. «Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед, производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе» [10]. Беседа, по мнению Л.Р. Болотиной, требует от учителя большой душевной близости к ученикам. В ходе беседы он должен проявлять уважение к внутреннему миру ребенка. Итогом беседы является вывод по обсуждаемому вопросу [2], [12].

Пример подразумевает целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников с помощью организации образцов поведения. Считается одним из наиболее эффективных методов воспитания.

Несомненно, разнообразные методы патриотического воспитания должны использоваться на протяжении всего обучения детей в начальной школе. Их выбор осуществляется в зависимости от особенностей учащихся и изучаемых предметов.

Таким образом, процесс патриотического воспитания имеет свои специфические особенности. Они заключаются не только в подборе наиболее эффективных форм и методов, но и в том, что в начальной школе формируются только основы патриотизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Патриотическое воспитание сегодня является одной из актуальных задач школы. Младший школьный возраст является сензитивным для патриотического воспитания, поскольку в этом возрасте дети активно получают и накапливают знания о жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о различных способах поведения. Также в это время взрослый является для них авторитетом и примером, что способствует успешной воспитательной работе. Именно поэтому на данный момент такое нравственное чувство как патриотизм является одним из личностных результатов начального образования.

Под патриотизмом подразумевается любовь к своей Родине, преданность ей, забота о благе своего Отечества, знание и сохранение его культурных особенностей. В свою очередь под Родиной младший школьник может понимать семью, место, где он родился, город, страну, в которой он живёт.

Особенностью патриотического воспитания в начальной школе является то, что у младших школьников формируются только основы патриотизма, которые опираются на полученные ими знания о своей стране и «малой» Родине. Исходя из требований ФГОС НОО [25] к личностным результатам образования и опираясь на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно сделать вывод, что результаты патриотического воспитания должны отражать:

) формирование основ гражданской идентичности; осознание учащимися понятия «Родина»;

) уважение к культурному и историческому прошлому России;

) ценностное отношение к старшему поколению;

) уважительное отношение к природе;

) знание и уважение государственной символики Российской Федерации;

) уважительное отношение к истории и культуре других народов [17], [24].

Для наилучшего воспитательного эффекта учителю необходимо организовать работу учеников в подходящей форме. Наиболее эффективными методами патриотического воспитания на уроке считаются такие методы как беседа, рассказ, создание и анализ ситуаций. Они позволяют сформировать у учащихся представление об особенностях нашей страны и культуре народов, населяющих её, выработать правильные оценки и суждения о понятиях и поступках.

Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС, патриотическое воспитание младших школьников — одна из основных задач начальной школы. По своим психологическим характеристикам период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для воспитания патриотизма, так как дети в этом возрасте отвечают доверием взрослому, им присуща эмоциональная отзывчивость, подражательность, искренность чувств. Патриотическим воспитанием детей младшего школьного возраста называется целенаправленный, специально организованный процесс по воспитанию патриотических чувств, обогащению ребенка знаниями о Родине, развитию потребности в деятельности на общую пользу, формированию умений и навыков нравственного поведения. Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности младших школьников. Это предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности, через которые формируется чувство любви к Родине, интереса к ее истории, стремление к заботе о ней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бим-Бад Б.М., Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая российская энциклопедия, 2012. — 528 с.

2.Болотина Л.Р. Педагогика: учебное пособие для педагогических институтов / Л.Р. Болотина. — М: Просвещение, 1978. — 128 с.

.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб.: Питер, 2000. — 304 с.

.Вагурина С.Д. Педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса: часть II. Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений / С.Д. Вагурина, Н.М. Савина, С.В. Строка. — Белгород: БелРИПКППС — 2005. — 86 с.

.Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. — М.: Наука, 1977. — 332 с.

.Еремина К.К. Формирование нравственных ценностей при изучении творчества В.А. Осеевой // Начальная школа. — 2013. — №2.

.Ермолаева М.В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, 2-е издание / М.В. Ермолаева. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2003 — 376 с.

.Кукушин В.С. Теория и методика воспитания / В.С. Кукушин. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 508 с.

.Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / В.А. Лазарева. — М.: Изд-во педагогического университета «Первое сентября», 2005. — 176 с.

.Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания / А.С. Макаренко. — М.: Просвещение,1976. — 183 с.

.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учебн. заведений: В 2 кн. Книга 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 — 574 с.

.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений: В 2 кн. Книга 2. Процесс воспитания / И.П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 — 256 с.

.Ушинский К.Д. Собрание сочинений: т. 2 / К.Д. Ушинский. — М: 1985. — 656 с.

.Шварова Е.Л., Смирнова О.А. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств на уроках литературного чтения // Начальная школа. — 2013. — №11

.Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]

.Использование методов убеждения в учебном процессе. [Электронный ресурс]

.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Электронный ресурс]

.Национальная доктрина образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]

.Педагогический словарь. [Электронный ресурс]

.Современный толковый словарь русского языка Ефремовой. [Электронный ресурс]

.Технология проблемного диалога — Школа 2100. [Электронный ресурс]

.Толковый словарь Даля. [Электронный ресурс]

.Толковый словарь Ушакова. [Электронный ресурс]

.Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]

.Фольклор. Максим Горький о фольклоре. [Электронный ресурс]