Приемы воспитания патриотизма у детей с нарушениями слуха

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы партиотического воспитания школьников 6

1.1. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы 6

1.2. Возрастные особенности младших школьников 13

1.3.Особенности психического развития глухого ребенка. Общие закономерности 15

Глава 2. Методические приемы воспитания патриотизма у детей с нарушениями слуха 27

2.1. Тематические направления по развитию патриотического воспитания 27

2.2. Особенности патриотически-воспитательной работы с младшими школьниками с нарушениями слуха 35

Заключение 38

Список литературы 40

Введение

С начала реформ в системе образования в 90-х годах 20 века (как и реформирования всей страны) была ориентация на деидеологизацию школы. Делалось это под лозунгом гуманизации и демократизации образования. Вследствие этого резко снизилось внимание к процессам воспитания. Стала проявляться гиперболизация идеи индивидуально-личностного подхода в обучении, удовлетворение запросов и интересов личности в противовес воспитанию в ней коллективистских качеств, в том числе и патриотических чувств.

Характерной чертой духовной жизни современной России является отсутствие идейного единства у большинства населения страны. Многообразие идей внешне является выражением демократии, а по существу — отражением глубокого внутреннего кризиса, препятствующего российскому обществу выбраться из состояния углубляющегося духовного кризиса.

В этой ситуации обосновано обращение передовых и здравомыслящих людей, истинных граждан своей страны, к патриотической идее, не раз спасавшей Россию в труднейшие времена. Именно эта идея всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.

Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения — залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления. Уроки эстетического цикла всегда были и есть важными в целостном педагогическом процессе. Формирование патриотических чувств во многом зависит от развития эмоциональной сферы учащихся.

3 стр., 1016 слов

ВОПРОС ╣ 13 Учет особенностей темперамента в воспитания и обучении ...

... занимаются индивидуальными видами деятельности. Важная положительная особенность слабого типа, его повышенная чувствительность, что помогает школьнику в условиях правильного воспитания быстро ориентироваться и приспосабливаться к жизни ... возбуждения здесь преобладает над торможением. Такой учащийся не всегда сдерживает свои чувства, часто выражает их в мимике, жестах, речи. Для него характерны резкие ...

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить <…> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» .

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач школьного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Тема курсовой работы: «Патриотическое воспитание младших школьников с нарушениями слуха.

Цель: Выявить педагогические условия патриотического воспитания младших школьников с нарушениями слуха.

Объект: Патриотическое воспитание младших школьников.

Субъект: Патриотическое воспитание младших школьников с нарушениями слуха.

Задачи:

1) Изучить особенности патриотического воспитания и его особенности в работе с младшими школьниками;

26 стр., 12620 слов

Исследование образной памяти младших школьников с нарушением слуха

... памяти младших школьников с нарушением слуха. Объект: развитие образной памяти у младших школьников. Предмет: исследование образной памяти младших школьников с нарушением слуха. Гипотеза ... внести весомый вклад в содержание обучения и воспитания слабослышащих и глухих детей, в разработку основ ... в психологии и педагогике, проблема развития образной памяти у детей с нарушенным слухом является одной из ...

2) Охарактеризовать средства воспитания, способствующие патриотическому воспитанию младших школьников с нарушениями слуха;

Метод исследования: системно-методический анализ научной литературы

Глава 1. Теоретические основы партиотического воспитания школьников

1.1. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.

Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Ди-пазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно-унизительного.

Спекулятивные воззрения на почве патриотизма представляют собой формы так называемого лжепатриотизма. Все они рассматривается как преднамеренные извращения истинного смысла и значения патриотической идеи…

***********************************************

Список литературы

1. Актуальные проблемы воспитания и образования. Сборник научных статей. Выпуск 5 Самара: Издательство «Самарский университет», 2005. — 112 с.

2. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение; вопросы теории и практики: Монография Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2006. 216 с.

3. Алехин И.А., Герасимов В.Н., Лысаков Н.Д., Марченков В.И., Сливин Т.С. Педагогика Учебное пособие. ВВА им. Ю. А. Гагарина, Монино, 2008, 169 с.

4. Антонова С.Г., Вахрушева А.А. (ред.) Современная учебная книга: подготовка и издание Сборник статей. М.: МГУП. 2004. – 224

5. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход Издательство: Питер. Серия: Детскому психологу. 2008. 320с.

6. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. институтов. — М.: Просвещение, 2004. — 295 с.

7. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология Ростов н/Д: «Феникс», 2007. — 416 с.

8. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика : Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2007. — 512 с

9. Богданова Т.Г. Сурдопсихология.М.,2002.

10. Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С. Коррекционная педагогика М.,2007.

11. Головчиц Л.А. Программа Воспитание и обучение слабослышащих школьников со сложными (комплексными) нарушениями развития. — М.: Гном и Д, 2006. — 127 с.

12. Кулакова Е.В. Методики воспитания и обучения детей с нарушением слуха .М.,2007.

13. Назарова Н.М. Специальная педагогика. М.,2006.

14. Сысоева М.Е. Юзефавичус Т.А. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник для вузов. М.2008.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... подход к обучению в гуманистической педагогике позволяет говорить об определяющей роли воспитания в педагогическом процессе. Процесс воспитания включает в себя и ... воспитание осуществляется при специально организованном взаимодействии субъектов, направленном на реализацию педагогических целей, — воспитательном или педагогическом процессе. Цель воспитательного процесса — ориентация школьников ...