Опыт использования принципа гуманизации обучения вшколе

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Практическая педагогика»

Тема: «Опыт использования принципа гуманизации обучения вшколе»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы реализации принципа гуманизации

1.1 Принцип гуманизации в психолого-педагогической литературе

1.2 Реализация принципа гуманизации педагогов-новаторов

1.3 Глоссарий

Глава 2. Опыт реализации принципа гуманизации в начальной школе

2.1 Опыт реализации принципа гуманизма в педагогической практике Амонашвили Ш.А.

2.2 Методические рекомендации по использованию принципа гуманизации обучения в начальной школе

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность использования принципа гуманизации обучения в школах — глобальная проблема современной действительности. На нашей планете происходит научно-техническая революция, невиданные достижения наук, внедрение новых технологий, изобретение инновационной техники, в различные области деятельности создали предпосылки технократизации, дегуманизации жизни, бездуховности, поглощение человека машиной, преобразование его в некий побочный продукт или составную часть модели производственных взаимоотношений. Этот процесс преимущественно губительно отражается на подрастающем поколении. Противодействовать ему могут и должны усилия, нацеленные на гуманизацию всевозможных аспектов жизни и, в первую очередь, образования.

Важность решения такой сложившейся ситуации в нашей стране вызвана также тем, что устоявшаяся ранее государственная система образования приняла стандартизированный, однообразный и имперсональный характер. преобразование этих негативных черт системы образования возможно только посредством ее гуманизации, т.е. придание учебно-воспитательному процессу сосредоточенности на удовлетворение потребностей личности, формирование благоприятной среды для ее самореализации.

Над проблемой гуманизации в образовательной системе,занимающей существенное место в многогранном процессе нынешнего общества, работалиначиная с глубокой древности (Конфуций, Аристотель, Эпикур, Лукреций, Перикл, Сократ, Цицерон и др.).

12 стр., 5777 слов

Гуманизация высшего образования

... -технического мышления - одна из задач гуманизации технического образования. Для гуманизации мышления студенчества предлагались различные формы: включение ... социальное, техническое и гуманитарное, личностное и общественное. Принцип выбора должен быть воплощен в жизнь в ... программ "сквозной мировоззренческой подготовки". Как представляется, этот опыт в целом оказался малоэффективным. Это произошло по ...

Зарубежный опыт внедрения и освещения принципов гуманизации, заложен в ученияхвыдающихся деятелей (Я.Я. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Я. Корчак, Д. Локк, Д Монтень, Ф. Рабле, А. Дистервег и др.).Данная проблема не обошла и отечественных педагогов, в ее изобилующем теоретическом наследии присутствует целый ряд идей и направлений (В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кобалевский, А.С. Макаренко, В.В. Зеньковский, В.И. Вернадский, Ш.А. Амонашвили, К.Н. Венцель, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов и др.).

Однако нынешняя образовательная практика указывает, что монолог учителя в процессе обучения все женесетглавенствующее значение (Е.В. Бондаревская, Л.С. Шайдурова, Е.Б. Быстрай, В.А. Сластенин, А.В. Сиволапов, Л.А. Подымова, и др.).

Действительно, традиционное обучение в некоторой степени сгладило функцию воздействия на личность, поскольку влеклоиспользовать обезличенную учебную технологию, связанную с передачей информации, тренингом. Возникновение личностно-гуманистических технологий в обучении выполняется, когда совместная деятельность учителя и ученика переходит на стадию эмпатийности, что обеспечивается должным содержанием и методами обучения. В связи с этим выработана тема «Опыт использования принципа гуманизации обучения в начальной школе».

Цель исследования — изучение опыта использования принципа гуманизации обучения в начальной школе.

Объект исследования -образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования — реализация принципа гуманизации в образовательном процессе.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по использованию принципа гуманизации в обучении.

2. Изучить опыт Ш.А. Амонашвили.

3. Разработать методические рекомендации по использованию принципа гуманизации в начальной школе.

Методы исследования:

1. Изучение передового педагогического опыта использования принципа гуманизации обучения в образовании.

2. Анализ литературы по использованию принципа гуманизации в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования — настоящая работа может использоваться учителями начальных классов.

Глава 1. Теоретические основы реализации принципа гуманизации

1.1 Принцип гуманизации в психолого-педагогической литературе

Интерес к человеку, как к личности, уважению его достоинств, любви к людям, зародился еще в Древние времена.Великий китайский мудрец Конфуций считал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, и поэтому оценивал людей, прежде всего с моральной точки зрения. Гуманность — это любовь к людям: «Быть в состоянии смотреть на других как на самого себя — вот что можно назвать искусством гуманизма»; «Чего не желаешь себе, не делай и другим», — утверждал он. Это качество в понимании Конфуция, сумма всех добродетелей: «Победить себя и возвратиться к «нормам поведения» — значит стать гуманным человеком».

Аристотель вел термин «Этика», образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями.В целом душа, по Аристотелю, имеет следующие добродетели: справедливость, благородство и великодушие.

5 стр., 2407 слов

Физическое обучение и воспитание

... с повышением физических нагрузок, чередованием соответствующих отрезков отдыха и работы. Принципы обучения и воспитания, используемые в физической культуре Для успешного осуществления учебно-тренировочного процесса ... эффект дают повторные занятия в третьей фазе. Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования физиологов позволили рекомендовать 2—3 тренировочных занятия в неделю с ...

Сократ направлял внимание философов на важное значение человеческой личности, он осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры. Утверждал, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми.

Цицерон[27]в свое время стремился подчеркнуть, что понятие «человечность» — важнейший результат культуры.Творческое наследие Цицерона стало бесконечным источником вдохновения для представителей гуманизма эпохи Возрождения (Петрарки, Эразма Роттердамского, Боккаччо),французских просветителей (Дидро, Вольтера,Руссо, Монтескье) и многих других.

Ян АмосКоменский — чешский педагог-гуманист, основоположник научной педагогики. В «Великой дидактике» заложил новые подходы к образованию, основанные на идее всемогущества просвещения и его способности преобразовать мир. В этомтрактате он[11]обосновал принципы, цели и общее назначение образования: Принцип социальной полезности образования — идея школы как «мастерской людей», конвейерная технология классно-урочной системы;Принцип социального равенства и справедливости в образовательной политике — говоря о том, что доступ к грамоте и наукам должны иметь все — без различия пола, национальности, сословия, достатка;Новая иерархия, целей образования — приоритет разума постоянно подкрепляется наставлениями педагогам: побуждать детей к собственным размышлениям, поискам;Принцип универсальности знаний — идея передачи всей полноты человеческого знания новым поколениям вне зависимости от авторитетных текстов. Это делалось осознанно для того, чтобы «знания всех обо всем» были одинаковыми для высокой цели всеобщего улучшения человечества; Ориентация на человеческий род, а не на благо отдельного государства цель воспитания — сделать человека, во-первых, знающим все вещи (научное образование), обучить его владению всеми вещами и прежде всего самим собой (нравственное воспитание), и имеющим здоровье (физическое воспитание).

В произведении «Пампедия»,Коменский высказывал о том, что учитель должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Жан-Жак Руссо, наиболее значимый представитель гуманизма эпохи Возрождения, считал главнейшей и первоочередной педагогической задачей «сформировать сердце, суждение и ум, и именно в том порядке, в каком назвал их». Главным естественным правом человека Руссо считал право на свободу, выступал против авторитарного воспитания. В романе «Эмиль, илиО воспитании» Руссо [20] подверг критике существовавшую практику организованного воспитания, показал кастовость, ограниченность, неестественность воспитания и обучения в сословных школах, говорил об антигуманности воспитания в аристократической среде, где ребенок обычно находился под присмотром гувернера или в пансионате, будучи оторван от родителей.

Иоганн Генрих Песталоцци — швейцарский педагог-гуманист обращал особое внимание на развитие природных сил детей. Особо хотелось бы выделить произведение «Лебединая песня», как вершину педагогической мысли Песталоцци, написанное в 80-ти летнем возрасте. В нем он раскрывает истинное развитие, которое «…по самой своей сути вызывает стремление к совершенству, стремление к совершенствованию человеческих сил» [19, с. 269]. В нем же И.Г. Песталоцци определяет задачу элементарного образования — «…оказать ходу природы в развитии и формировании наших задатков и сил такое содействие, какое способны оказать ему разумная любовь, развитой ум и хорошо развитые технические склонности»[19, с. 275].

9 стр., 4268 слов

Семья и семейное воспитание ребенка как педагогическая проблема

... звеньях системы народного образования, начиная с дошкольного учреждения. Цель исследования: охарактеризовать педагогическую сущность семьи, роли семейного воспитания в развитии личности. Объект исследования: семейное воспитание ребенка. Предмет исследования: педагогическая сущность семьи ...

Януш Корчак — выдающийся польский педагог, говорил, разъясняя сущность своей педагогики доброты «Нет детей — есть люди» [13].В своих книгах он пишет о том, что все дети разные и достижения будут разными, разные характеры и темпераменты. В произведении «Как любить ребенка»есть слова, которые заставляют родителей посмотреть на мир глазами детей, почувствовать их переживания и как следствия понять их.

Мария Монтессори — педагог-гуманист, доктор медицины, психолог создала уникальную обучающую систему, благодаря которой дети с любыми возможностями без особого труда осваивали знания и навыки такого уровня, что превосходили в развитии сверстников из рядовых детских учреждений.В книге «Дом ребенка», Монтессори [16] разъясняет «Воспитатель должен быть проникнут чувством глубокого благоговения к жизни; наблюдая ребенка с гуманным интересом, он должен уважать развитие в нем этой жизни. … Существует лишь одно реальное биологическое проявление: живущий индивид … Под воспитанием следует разуметь активное содействие, так называемое нормальному выявлению жизни в ребенке». Утверждала, что каждый ребёнок развивается по своему личному, природному, абсолютно индивидуальному «плану творения» и его развитие зависит от среды, в которой находится. «Основным стержнем научной педагогии должна быть такая свобода школьников, которая давала бы возможность развитию непосредственных индивидуальных проявлений ребенка». Монтессори старалась доказать, что свобода ставит человечество на единственно прочный путь к порядку и закону и что необходимость в школьной дисциплине возникла на недоверии к той свободе, которая так необходима для детей.М. Монтессори находилачересчур эгоистической и ограниченной идею воспитания и развития ребенка во имя самого ребенка: «Воспитание для достижения человечеством мировой гармонии — вот истинное предназначение воспитания».

Михаил Васильевич Ломоносов— первый русский учёный — естествоиспытатель мирового значения, проникал во многие области знаний и умений. Его широкое восприятие мира и добросердечность дали колоссальный толчок духовному развитию России. В то время, бытовало мнение о том, что русские к наукам не способны, М.В.Ломоносов отрицал эту мысль. Он полагал, что наукой следует овладевать всем членам российского общества. Поэтому он требовал отмены сословных ограничений в образовании, расширения сети учебных заведений, широкого общего образования юношества. В таких документах, как «Проект регламента Академической гимназии» и «Проект регламента московских гимназий», он выступил сторонником классно-урочной системы. Это была, в принципе, новая идея в отечественной педагогике, которую Ломоносов сам воплотил на практике. Он считал, что в рамках урока можно более полно использовать воспитательную функцию обучения. Ломоносов акцентировал внимание на практике, постановке опытов, практической значимости знаний, написал «Грамматику русского языка», первую в истории России.

10 стр., 4853 слов

Актуальные проблемы воспитания и обучения мальчиков в начальной школе

... 1. Актуальные проблемы воспитания и обучения мальчиков в начальной школе В беседах с родителями младших школьников, как правило, вопросы дифференцированного воспитания детей разного пола специально ... время и социокультурные процессы ждут от женщин-педагогов построения нового уровня профессионализма с учетом гендерного подхода. Педагогам предстоит переосмыслить свою профессиональную деятельность с ...

Василий Александрович Сухомлинский — украинский советский педагог.В его дидактической концепции особым образом выступает внутренняяцелостность процессов воспитания и обучения детей. Приводя ребенка в мир знаний, развивая его творческую мысль, вселяя уверенность в свои жизненные силы, педагог доставляет детям истинную радость бытия, познания, существования.В своей главной книге, изданной на более 30 языках мира «Сердце отдаю детям», великий педагог[23, с. 158] пишет -«Творчество детей — это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами, единственными и обязательными для всех»; «Важная задача школы — воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мыслия».

Антон Семенович Макаренко — известный педагог и писатель, автор уникальной педагогической системы коллективного воспитания. Прозы«Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях» отражают принципы гуманизма и взаимодействие творческого коллектива детей и взрослых. Основной сферой его деятельности была практика построения условий выращивания, становления и развития человеческого в человеке.

Лев Николаевич Толстой- великий писатель и мыслитель, педагог.На формирование философско-педагогических воззренийписателя огромное влияние оказал Ж.-Ж. Руссо. В его трудах четко проявляется гуманность — основание всего его творчества. Открытая им школа для крестьянских детей «Ясная поляна», реализовывала стремление создать систему образования «не для народа, а из народа», и отражение основных положений его авторской педагогической системы, основанной на идеях свободного воспитания, реализуемом посредством творческой активности детей. В своего рода вестнике по проблемам народного образования, журнале «Ясная поляна», Л.Н. Толстой печатал работы — результаты своего педагогического эксперимента: «О народном образовании», «О свободном возникновении и развитии школ в народе», «Проект общего плана устройства народных училищ».Мэтр признавал метод исключительно «натуральной» наглядности, т.е. не картина с нарисованной рыбой, а живая рыба, не таблицы и рисунки, а опыт и непосредственное ознакомление с изучаемыми предметами и явлениями в естественной обстановке, экскурсии. «Лучшая метода, — отмечал Л.Н. Толстой, — есть отсутствие всякой методы, но знание и употребление всех метод и изобретение новых по мере встречающихся трудностей».

Константин Дмитриевич Ушинский-педагог, основоположник научной педагогики в России. Основой воспитания считал чувство настоящего товарищества. Под впечатлением от идей, полученных от изучения педагогических книг Егора Осиповича Гугеля, последователя Песталоцци, педагог написал свою лучшую педагогическую статью «О пользе педагогической литературы». В статье он утверждал, что начавшиеся в России реорганизация системы народного просвещения, не может понести успех без пробуждения в обществе интереса к воспитанию, без развития педагогической науки и творческой вовлеченности педагогов. Впоследствии он регулярно начал печататься в журналах: «Журнал для Воспитания», «Современник», «Библиотека для чтения», где развивал свои взгляды на систему образования и воспитания в России. В своей статье «Сочинение Пирогова» он на указалнеобходимость развития гуманности в человеке, человека в человеке. Социальную основу развития «человека в человеке» он видел в реализации условий, которые необходимы для самоусовершенствования человека как личности, которую в результате воспитания можно бы подготовить к настоящей жизни. Характерной чертой гуманизма К.Д. Ушинского является тесная связь с идеей народности, которую он развил в фундаментальную систему. Эти идеи ярко выражены в статьях «О народности в общественном воспитании», «О необходимости сделать русские школы русскими», «Общий взгляд на возникновение наших школ» и др. Итоговым произведением деятельности педагога-гуманиста стал капитальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Воспитание и обучение детей, по его убеждению, должны строиться на основе учета их возрастных, индивидуальных, психических и физиологических особенностей. Следуя принципу развивающего обучения, К.Д. Ушинский разработал цельную дидактическую систему, раскрыл особенности психических механизмов памяти, внимания, интереса, воображения, воли, эмоций, мышления.

6 стр., 2803 слов

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания ...

... в поведении детей и подростков. 6. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие личности: общая теория.Основные направления развития личности: биологическое, ... содержание учебно-познавательной деятельности. Организация познавательной деятельности процессе обучения и воспитания, в учебной и внеклассной воспитательной работе. Особенности нравственной ...

Так же Ш.А. Амонашвили, В.И.Вернадский, И. Я. Якиманская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, З.И. Васильева, В.И. Водзинский,В.И. Ильин, А.А. Кирсанова, Р.С. Семеновоа, Г.И. Щукина и другие внесли колоссальный вклад в гуманизацию образовательной системы.

А в энциклопедическом словаре [6]дается такое определение принципу гуманизации. Принцип гуманизации — это идея приоритета человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными и др. Принцип гуманизации образования реализуется через соблюдение следующих правил педагогической деятельности: педагогический процесс и воспитательные отношения в нем строить на полном признании гражданских прав воспитанника; постоянно осуществлять гуманистическое просвещение учащихся и достаточное их гуманитарное образование; обеспечивать привлекательность и эстетичность педагогического процесса и комфортность воспитательных отношений его участников. Принцип гуманизации образования обеспечивает определенную социальную защиту учащихся в учебном заведении.

Таким образом принцип гуманизации в образовании рассматривается с 500 г. до н.э. до сегодняшнего момента времени.

1.2 Реализация принципа гуманизации педагогов-новаторов

В конце 70 — начале 80-х гг. в системе образования начал появляться особый отряд учителей — педагоги-новаторы, педагоги — практики. Их девизом был — «Творчество учителя — творчество ученика». Признаками истинных учителей, педагогов были: способность стопроцентного вовлечения учеников в процесс обучения, полная заинтересованность своим предметом, любовь и уважение личности ученика с самых первых дней пребывания в школе. Родилось новое направление в педагогике — педагогика сотрудничества. Такая педагогика строится на том, что определение ребенка исходит от его отношения к моральным ценностям и качествам, к труду, к людям, а не по его знаниям. В 1979 г. издательство «Педагогика» впервые начало печатать серию книг «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В первых книгах этой серии был опубликован педагогический опыт таких педагогов, как, Ш.А. Амонашвили,В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин, С.И. Лысенкова.

5 стр., 2366 слов

Инновационные методы обучения в работе педагога

... к определению данного понятия: 1.Способ деятельности педагога и учащихся; 2.Система действий педагога и учащихся; .Совокупность приемов работы. Обучение, как взаимодействие педагога и учащихся обусловлено его целью - обеспечить усвоение ... еще один эффективный метод активного обучения - это деловые и ролевые игры [1, 13]. Игра - это форма деятельности людей, которая воссоздает различные практические ...

Разработчиком научного направления гуманной педагогики, известного в мире, как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе», является Шалва Александрович Амонашвили — российский педагог и психолог. Он видит педагогику сориентированную на личность ученика, полное неприятие авторитаризма и категоричности.

Один из представителей педагогов — новаторов, Виктор Федорович Шаталов[24] говорит так: «Рецепт успеха ученика прост: нужно веритьвребенкаи при малейшей возможности давать ему высказаться,чтобы над ним не висел страх оценки,страх отчуждения и осуждения.А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять».Он разработал уникальную систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Этот подход охватывает одновременно всех учеников и заключается в формировании атмосферы увлеченной и творческой работы, побуждающей к коллективной работе. Считает,что ключевыми методическими инструментами педагога являются -осознание внутреннего мира ребенка, его волнений, сомнений, слабостей. Выделяет 5 основных методических элементов, которые называет «опорными сигналами» для изучения теории:

1. Контроль усвоения знаний.

2. Спортивная работа с детьми.

3. Методика решения задач различной сложности.

4. Многократное повторение.

5. Ни одному элементу нельзя отдавать предпочтения, они действуют только вместе, как система.

В.Ф. Шаталов являетсяприверженцем освобождения учеников от недостойного страха перед двойкой. Полагает, что если вселить в ребенка оптимизм, он получит возможность почувствовать свой успех у учебе. Педагог обучает так: объясняет материал предельно четко, логично, применяя наглядные блок-схемы, показывающие логические связи изучаемого материала, при ответе ученики опираются на блок-схему, на дом даются первоначально задачи, аналогичные тем, что давались на уроке. Результатом является то, что даже «слабые», но стремящиеся учиться дети достигают успеха. Далее с усвоением материала ученики могут сами творчески выбирать задания из предложенных вариантов, дети могут сами находить творческие решения, во время проверки исправляются ошибки, однако оценки не ставятся. Знания проверяются после изучения темы всеми учениками.

7 принципов системы В.Ф. Шаталова:

1. Обучение на высоком уровне сложности.

2. Бесконфликтность.

3. Быстрое движение вперед.

4. Открытые перспективы.

5. Сверхмногократное повторение.

6. Ведущая роль теоретических знаний.

7. Гласность.

В настоящее время уже за 5 дней педагог-новатор дает годовой курс алгебры или геометрии, тригонометрии или физики. Уроки записываются на видео и могут быть подвергнуты любой экспертизе от лингвистов до министров.Система В.Ф. Шаталова показывает возможность окончить среднее образование в 9-ом классе, без какого-либо искусственного отбора учащихся, при 30-ти учебных часах недельной загруженностиучеников и двух выходных днях, включая уроки физического воспитания каждый день. Такиеблестящие результаты следуютвследствие его известным «опорным сигналам», которые позволяют надежно овладеть большим объемом информации, особой методике повторения и оценивания знаний, своеобразной системе решения задач и продуктивнойпроверке учебного процесса. Многолетняя проверка данного способа обучения благополучно прошла как в школах, так и в вузах, военных училищах и академиях.

11 стр., 5469 слов

52. Социально и профессионально обусловленные требования к личности ...

... личности педагога. Личностные качества учителя, определяющие эффективность его профессиональной деятельности. Какие функциональные обязанности выполнял педагог? Педагог (от греч. paidagogos — воспитатель) – это лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению ... и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, с организацией коллектива для достижения конечной цели. ...

В ходе своей деятельности педагоги-новаторы пытались осилитьзамкнутость школьного классного мира и несвязанность обучения с жизнью. Евгении Николаевич Ильин — учитель литературы, автор оригинальной концепции преподавания изящной словесности, предлагал сделать уроки литературы уроками человековедения. По Ильину, литература не просто учебный предмет, а «постижение жизни». Анализ произведения сопровождается «трудом души». В списке программных произведений содержится перечень основополагающихморальных и этических проблем, не задумавшись над которыминемыслимо воспитать Человека. Урок-проблема характеризуется постановкой актуального, злободневного, личностно-значимого вопроса, на который ученик и учитель совместно ищут ответ.

Главной целью преподавания литературы, педагог-новатор видит в ее воспитательной функции, а только затем — в познавательной. Отказавшись от традиционных методов обучения, он всевозможными приемами подталкивает учащихся к интенсивному поиску «своей истины», своих личных взглядов и оценок, рассматриваемыхтем. Непрерывно используются способы, направленные на эмоциональное влияние литературных и поэтических произведений на ребенка. Особое внимание на уроке уделяется репликам, вопросам учащихся, выраженных в поиске, споре, сомнениях, возражениях, желаниях иметь свою точку зрения. Появляется любопытство, у ученика появляется тяга к предмету. И учитель не только учит, но и сам учится у воспитанников. Е. Н. Ильин обращает особое внимание на педагогическую технику. Важнейшим педагогическими орудием труда вучебном процессе считает артистизм, экспрессию и эмоциональное воздействие на ученика.

«Урок литературы — это искусство, и учитель — художник своего урока: он и сценарист, и режиссер, и исполнитель, и взыскательный критик, и литературовед. Если этого нет, утверждает Е.Н. Ильин[8], то учитель имеет дело с пресловутой «галереей образов», «фигур, персонажей, куда неожиданно попадает и словесник-академист как один из «типичных представителей» неживой, незримой литературы». А так же особое значение уделяется общению учителя с учащимися. Педагог-новатор считает, что в учебно-воспитательной работе необходимо выстроить новый тип отношений учителя с учеником, в основе которого будут лежать: доброжелательность, разумная простота, взаимное общение и интерес.

При обсуждение прочитанного зарождается жизненная позиция, а субъективное отношение к литературным героям разъясняет мировоззренческие нравственно-этические принципы. Активное участие в обсуждении всех учеников классагарантирует реализацию учителем «Закона трех О».

Е.Н. Ильин сформулировал «Закон трех О» так:

1. Очаровать книгой.

2. Окрылить героем

3. Обворожить писателем.

Уроки Е.Н. Ильина — это «художественный анализ художественного произведения».

Новаторская методика Михаила Петровича Щетинина — педагога-новатора, профессора, заслуженного учителя Российской Федерации,строится на создании комплексной образовательной территории, которая включает в педагогическую деятельность многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности. Центром педагогического процесса является духовно-нравственное развитие. Главной задачей -становление гармоничной независимой личности, владеющей всеми необходимыми знаниями, навыками, умениями и активной социальной позицией.

18 стр., 8859 слов

Влияние семьи на формирование личности ребенка 2

... семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста 1.1 Формирование и развитие личности ребенка «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с ... той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» ...

Для воплощении этого замысла был основан новый тип учебного заведения: школа-комплекс на селе, получившая название«Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков».В стенах лицея объединены несколько видов программ, последовательно раскрывающих творческий потенциал учащихся: образовательная, художественная, музыкальная, хореографическая, спортивная и трудовая, и которые осваиваются вшести разнотипных школах: общеобразовательной, художественной, спортивной, хореографической, музыкальной и учебно-производственном комбинате.«Предметные» уроки чередуются с «образными» (музыка, живопись) и «двигательными» (хореография, спорт, труд).Домашние задания задаются редко, так как полученные знания согласуются свнешкольными ивнеурочными занятиями. При этом методы проверки знаний остаются традиционными.

Успевающие ученики становятся помощниками педагога и помогают в проведении занятий. Отличительной чертой новой модели образования является взаимное обучение и коллективная творческая деятельность.Индивидуальный подход к ученику позволяет отказаться от классно-урочной системы в пользу разновозрастных групп, где каждый обучается в своем индивидуальном темпе, без принуждения и отметок. Одобряется самовольноевыполнение научных исследованийучениками, которые в свою очередь раскрывают междисциплинарные связи и формируют целостное восприятие мира.

Софью Николаевну Лысенкову, педагога-новатора, народного учителяРСФСР, будучи молодым учителем, заинтересовал вопрос успеваемости детей в начальной школе. Почему одни отстают по программе, а другие преуспевают? Именно проблема «слабых учеников»и многолетний опыт привели её к созданию новой методики преподавания. Совершенствование системы обучения в младших классах, заключалось в комментировании действий ученика. Смысл такой методической системы состоит в том, что по предложению учителя, один из учеников вслух проговаривает все свои учебные операции, даже при решении простого примера: 1+3=4, и в это же время учащиеся в своих тетрадях делают то же. В с виду простом действии, идет формирование этапа перехода при формировании умственных действий: ребенок чувствует себя значимым, он «ведёт»,каждый вовлеченв трудовой процесс и понимает смысл проделываемых действий. Таким образом сохраняется высокий темп урока, у учеников развивается речь и логическое мышление. К четверному классу комментирование перерастает в доказательное управление.

Еще одна методическая система присуща для С.Н. Лысенковой — использование идеи опережающего обучения, вызванная изучением работ Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Внедрение опережающего обучения в начальные классы имеет три этапа:

1. Предварительная подготовка учащихся: введение первых порций будущихзнаний;

2. Уточнение новых понятий и их применение;

3. Открытие новых перспектив, развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

В последствии опережающего обучения каждому ученику по силам усваивать сложную тему. Тем самым экономя время, так как новый материал школьниками воспринимается быстрее.

В практике педагог-новатор пользуется и алгоритмами. Широкое использование опорных схем, иных пособий, наборов дидактических знаков, таблиц, карточек — ежедневные средства для работы преподавателя. Применение схем помогает детям постижению мыслительных приемов. Пустой тратой времени учитель считает и дополнительные занятия с учащимися. Разработанная ею система продемонстрировала нормальную успеваемость всех без исключения школьников.

Общение с учащимися С.Н. Лысенкова[14] строит на человечности и гуманности, в ответ дети даруют ей свое доверие и любовь.

Список приведённых авторов нельзя считать исчерпывающим, есть и немало других достойных последователей гуманного подхода к образованию детей. Всех их объединяет любовь и преданность к ученикам и собственному делу. Вклад педагогов-новаторов в область дидактики велик. Их опыт проверен оправдал себя в массовой школе, появилось огромное количество последователей. Он способствует проведению реформы школы на новом этапе развития общества. Идеи, которые предлагают педагоги-новаторы, дают практическую пользу в процессе обучения.

1.3 Глоссарий

Гуманизация воспитания и обучения — реализация принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником, постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Играет роль социальной защиты ребенка и детства.

Гуманизация образования — распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.

Гуманизм -принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование защиты достоинства личности и ее прав на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. В настоящее время становится одним из основных принципов педагогики

Гуманист — деятель или сторонник гуманизма; гуманный человек.

Гуманистическая направленность личности — нравственное качество личности, определяющее ее поведение согласно идеям гуманизма — признания самоценности человека, его прав на личностное развитие и благополучную жизнь. Данное качество проявляется как комплекс черт характера, например, таких: доброта, понимание, уважение, стремление помочь, терпимость к индивидуальным и типологическим особенностям людей и др. Личность с таким нравственным качеством может получать профессию системы «человек — человек», т.е. связанную с воспитанием, лечением, просвещением человека и организацией человеческих сообществ. У таких людей сильно развивается интуиция, они склонны к индивидуальному подходу к людям, способны находить нестандартные методы и приемы работы, общения с ними и решения конфликтов, проявляют милосердие. Данное качество нередко отождествляется с гуманностью как разовым, ситуативным проявлением человеком своей гуманистической направленности.

Гуманистическая педагогика — педагогика, развивающаяся на идеях гуманизма. В центре внимания такой педагогики — уникальная целостная личность учащегося, стремящегося к максимальной самоактуализации, самореализации. Сторонниками гуманистической педагогики видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности; они отвергают обезличенный характер обучения; разрабатывают образовательные технологии по развитию интересов и способностей личности; требуют принимать ребенка таким, каков он есть; пересматривают модель помощи слабому со стороны сильного, ставя в центр понятие «развивающейся помощи». В основе гуманистической педагогики лежат принципы: гармонизации отношений личности и общества в целях эффективного взаимообусловленного развития; проектирования прогрессивных изменений в ребенке; синтеза гуманистических и директивных методов в воспитании; учета и предвидения влияния социума на развитие личности. Гуманистическая педагогика возникла в середине XX в, с 90-х годов этого же века стала государственной политикой России в сфере образования. Православная церковь указывает на недостатки этой педагогики, игнорирующей божественное происхождение человека, преувеличивающей его роль в мироздании, «воспитывающей» человека эгоистом на сомнительных «общечеловеческих ценностях». Однако массовой школой идеи гуманистической педагогики поддерживаются и внедряются в практику.

Гуманность — человечность, уважение к людям и их переживаниям, система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), обусловленная нравственными нормами и ценностями, которая представлена в сознании переживаниями сострадания, человеколюбия. Она из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения.

Гуманный — человечный, человеколюбивый, отличающийся гуманностью.

Жизненная позиция личности — наиболее важные идеи, выражающие отношение личности к различным жизненным реалиям, которыми добровольно руководствуется человек в своей жизнедеятельности. Эти ведущие по жизни идеи выражаются в самых различных формах: убеждении, принципах, ценностных ориентациях, установках. Жизненная позиция личности характеризует ее направленность и определяет мотивы деятельности.

Личность (др.рус. — лик, лицо) — устойчивое духовно-психологическое образование, посредством которого человек становится членом общества, представителем своего народа и нации производителем духовных и материальных ценностей. Показателями сформированности личности в человеке являются: духовность, нравственность, развитость самосознания и творческость. Именно эти качества обеспечивают человеку свободу и субъективность как внутреннее состояние. Личность есть воплощение образа Божия в человеке, механизм и форма боговоплощения. И потому она не может быть отрицательной, а лишь положительной, направленной на добро. Человек может быть инстинктивным, личность же всегда целенаправленна, человек может поступить плохо, но личность в нем — это носитель образа Божия, т.е. совести, долга, чести, достоинства. Личность «приобретается» упорным трудом души и тела. Только через личность человек может быть духовным существом и выполнять свою миссию на Земле.

Новатор — это обновитель, человек, вносящий что-то новое, прогрессивное в существующие системы, процессы.

Новаторство — это деятельность новаторов, течение, определяющее созидательную деятельность педагогов. Новации являются одной из сторон развития культуры, наравне с сохранением традиций.

Образование — получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение. Совокупность знаний, полученных в результате обучения.

Образовательная технология — это система поэтапно-последовательных действий педагога и учащегося (учащихся), построенная в единстве всех компонентов педагогического процесса и условий его осуществления и обладающая следующими общими свойствами: наличием ведущей идеи (или теории) и соответствующей ей цели обучения и воспитания; устойчивым высоким результатом; воспроизводимостью процесса; возможностью быть предварительно спроектируемой, контролируемостью результатов (как поэтапно, так и в целом по результату).

Образовательные технологии развивающего характера легко отличимы от тоталитарной технологии традиционного обучения. В 30-е годы А.С. Макаренко была разработана технология формирования детского коллектива; в конце ХХ-го столетия широко стали известны отечественные технологии развивающего обучения по Занкову, по Давыдову, технология полного усвоения Шаталова, технология «погружения» и другие.

Педагог (гр. — дитя, вести) — человек, профессионально подготовленный и осуществляющий в образовательном учреждении педагогические функции. Педагог — это и технолог, и методист, и психолог, и учитель, способный спроектировать и реализовать педагогический процесс обучения и воспитания детей или взрослых. Педагог — это и учитель, и воспитатель, и преподаватель, и тренер, и репетитор, и куратор, и руководитель клуба или кружка и т.д. Педагогу, в его любых ролях, свойственно умение воздействовать на людей, на их духовную, душевную и интеллектуальную жизнь. Педагог призывает, с одной стороны, осуществить все, что должен исполнить человек (в том числе и в профессиональной деятельности), с другой — назидает, напоминает о чистом, нравственном, возвышенном в человеке. Педагог увлекает за собой ум и душу ученика, подводит его к различению добра и зла и сознательному выбору добра.

Принцип — основное, исходное положение какой-н. теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. Убеждение, взгляд на вещи. Основная особенность в устройстве чего-нибудь.

Принцип гуманизации — это идея приоритета человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными и др. Принцип гуманизации образования реализуется через соблюдение следующих правил педагогической деятельности: педагогический процесс и воспитательные отношения в нем строить на полном признании гражданских прав воспитанника; постоянно осуществлять гуманистическое просвещение учащихся и достаточное их гуманитарное образование; обеспечивать привлекательность и эстетичность педагогического процесса и комфортность воспитательных отношений его участников. Принцип гуманизации образования обеспечивает определенную социальную защиту учащихся в учебном заведении.

Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки.

Этика (лат. — нрав, обычай) — ветвь философского знания, исследующего природу морали и нравственности, законы их исторического развития и роли в общественной жизни. Этика рассматривает нормы человеческой жизнедеятельности с позиций добра и зла. В основе морали могут лежать разные идеи: религиозная нравственная санкция, эвдемонизм как эгоистическое стремление к счастью, классовые интересы и др. Существует христианская этика, основанная на нравственных идеалах Библии, на признании Нагорной проповеди и трех святых добродетелей — веры, надежды и любви, идеях греха и искупления. Существует также и профессиональная этика, в частности, педагогическая. Этика играет огромную роль в жизни человека. Это своего рода система защиты от полного своеволия и нормативные нормы бесконфликтного взаимодействия.

Глава 2. Опыт реализации принципа гуманизации в начальной школе

2.1 Опыт реализации принципа гуманизма в педагогической практике Амонашвили Ш.А.

гуманизация обучение педагог психолог

Педагог и психолог, специалист в области гуманно-личностной психологии и педагогики в начальной школе Шалва Александрович Амонашвили начал свой педагогический эксперимент по исследованию развивающего обучения ещё в 60-е годы прошлого века в Грузии — в Тбилиси, в лаборатории экспериментальной дидактики. Были поставлены задачи — изгнать авторитаризм, крик, наказания, взгляд на детей сверху вниз, ущемление их чувства собственного достоинства. Школьники откликнулись большим доверием, спешили поспорить и поговорить. Далее в 60 — 70-х годах педагог возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, который обрел известность по всему миру под названием ««Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первым проектом Амонашвили была «Школа радости» в Тбилиси. В ней в 1961 году он первым в СССР начал эксперимент по работе с детьми-шестилетками.

Этот опыт был рожден в обычных условиях школы №1 г.Тбилиси, без специального подбора детей. Более чем 100 учителей экспериментальных классов, осуществляли методические установки, принципы организации жизни детей в школе, предложенные им лабораторией экспериментальной дидактики НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили МП Грузинской ССР, под руководством Ш.А. Амонашвили.

Цель эксперимента была одна — вырастить просто хороших людей, достойных граждан страны, прежде всего, как творческих личностей, гуманистов и патриотов, и Ш.А. Амонашвили считает, что она была достигнута.

Задачи же отличались от традиционных взглядов в системе образования:

ь взраститьвысшие качества человека, главные из которыхБлагородство и Великодушие;

ь воспитать в личности духовность и нравственность;

ь помочь ученику освоению знаний, расширяющих его сознание и влекущих к творчеству и созиданию блага;

ь научить выражать, беречь и утверждать в жизни свою свободную волю;

ь раскрыть индивидуальность ученика и, одновременно, обеспечить самореализацию учителя;

ь взрастить ответственность за свои мысли и слова;

ь привить любовь к Родине, почитанию и бережному отношению к многовековой культуре своего народа и человечества.

Педагоги смогли доказать жизнеспособность рекомендуемой системы работы с младшими школьниками. Годы совместной работы обогатили ее ценными методическими приемами, формами, предложениями.

В качестве эксперимента к стандартной системе обучения был добавлен подготовительный класс, введена пятидневка и уроки по 35 минут. В выходные дни: игры, походы на природу, в музеи, театры, зоопарк, цирк или кино. При изучении родной речи, чтении, письме, при каждом любом случае учитель применял для примеров слова: доброта, человек, честь, совесть, сострадание, родина, мама, папа, герой и пр. — являющиеся фундаментом для развития гуманной личности.Отмена отметок, полагая что дети в них не нуждаются, потому что оценка мешает им пристраститься к знаниям, жить в школе радостно и весело.Так же при без отметочном обучении у детей формируютсяспособности к оценке и самооценке.

Ш.А. Амонашвили[2]видит смысл гуманистического воспитания в том, чтобы добровольно расположить ребенка к нашим воспитательным намерениям в связи с его же преобразованием, сделать его нашим союзником и соратником в своем же воспитании; помочь ему полюбить знания, пристраститься к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Для достижения этой цели он стремился, чтобы дети воспринимали обучение как игру. Игра — источник жизни.

В его трудовой практике ежедневно возникали ситуации, благодаря переживаниям которых, дети получали качества рассудительного, доброго и отзывчивого человека. Вовлеченные в происшествие дети, испытывали ни с чем не сравнимые переживания, эмоции, шла внутренняя работа и в детских сердцах. Что являлось средством для постижения великой наукипод названием Жизнь.

На одном из уроков произошел такой забавный случай. Шалва Александрович замечает, что ученик уснул. Дети, подтверждают, указывая на него пальцем, смеются. Учитель подал знак не шуметь, и на цыпочках подошел к спящему ребенку. Вместо того, чтобы разбудить и объяснить, что нельзя спать на уроке, он шепотом обратился к детям: «Дети, надо беречь сон человека, потому что в это время он набирает силы! Давайте заниматься тихо, чтобы не разбудить Вову!». Урок был продолжен, но в пониженном тоне. Как же отреагировали дети? Они вдруг стали такими заботливыми и нежными, и после каждого своего ответа, поглядывали на спящего: не разбудили ли его? На перемене они вышли в коридор на цыпочках, с укором глядели на всякого, кто с шумом отодвигал стул и начитал громко разговаривать.

Еще один случай из жизни школьников. Из коридора доносится плач. Что произошло? Две девочки вцепились в друг друга. Произошло вот что: они обменялись друг с другом брошью и яблоком. Яблоко, после обмена было съедено и нечем было обмениваться обратно. Хозяйка броши требовала ее обратно, но взамен дать было уже нечего. Ученицы плачут, не унимаются. Как же поступил учитель? Он мог просто отобрать брошь у девочки после уроков, и вернуть маме владелицы, но мэтр поступил по-другому. Сел за парту, закрыл руками лицо и начал говорить детям — медленно и спокойно [2, с. 78]:

«-Представьте, что я Элла (та, что принесла яблоко).

Как бы я поступил на ее месте? Я бы подумал так: «Не надо было обменивать яблоко на брошку. Лучше было бы поделиться яблоком с Русико. Но раз так получилось, не заберу же я эту брошку себе, ведь она принадлежит маме Русико! Конечно, я верну Русико брошку и скажу, чтобы она отдала ее своей маме и больше такие вещи в школу не приносила…» А теперь представьте, что я — Русико. Когда Элла вернула бы мне мамину брошку, я сказал бы ей: «Большое спасибо, Элла! Извини, что так получилось. Брошку я отдам маме!».

Учитель верит, что обе девочки очень добрые и вежливые и в то, что пока он отрывал лицо, они так и поступят, и еще обменяются улыбками. Детям понравилось его решение. Они советуют девочкам быстро помириться, улыбнуться и пожать друг другу руки. Открыв глаза, педагог увидел радостные улыбки детей.

А вот еще случай. Из школьного коридора в классе слышится грохот. Кто — то разбил горшок с цветком. Один мальчик стоит испуганный, виноватый и оправдывается: «Я не хотел… Он меня толкнул, и я наткнулся на цветок!» Другой, опровергает причастность. Стоят они перед разбитым горшком, земля разбросана, а цветок валяется на полу. Ситуация серьезная. Учитель мог бы произнести укоризненные слова, после которых дети набросились бы на друг друга. Или выпустить хоть одну свою насмешливую улыбку, дети вслед уничтожили бы его своими насмешками. Но этого делать нельзя. Педагог, нагибаясь к цветку, говорит: «Разве важно, кто так сделал? Важно спасти наш кактус!». Дети, начинают собирать черепки и землю. Далее он просит принести наше ведерко, чтобы можно было до завтра подержать в нем цветок. Кактус помещается в ведерко. Учитель обращает внимание на то, как вытекает сок из сломанной ветки: «Эта белая липкая жидкость и есть его «кровь». Кто-то из детей добавляет, что кактус — лечебное растение! А другой заинтересован, не болит ли у него переломанная ветка? Тогда учитель спрашивает ребят, что они думают сказал бы цветок, если умел говорить? Дети начинают рассуждать: о том, жалко ли ребятам его; почему были не осторожны и сбросили его с подоконника; кактус — доброе растение и нечего плохого не подумает о ребятах; еще бы он попросил о том, чтобы его посадили в новый горшочек и ухаживали так, чтобы он скоропоправился. Виновник вызвался принести горшочек с землей для цветов. В это время прозвенел звонок на урок. Пол был прибран. Кактус в ведерке. Завтра будет пересадка.

Следующее происшествие. Утро. Звонок еще не прозвенел. Учитель пишет на доске упражнения. Ребята подбегают и сообщают о том, что товарищ, сдержанный мальчик, плачет. И если он плачет, значит случилось что-то серьезное. Его постригли, а одноклассник его обзывает. Учитель мог бы подозвать виновника к себе, строго сказать во всеуслышание, что он плохо поступает и потребовать извиниться. Или сказать девочкам, чтобы они пристыдили, осудили за такое недружелюбное поведение обижающего. А может подозвать обиженного к себе, посмотреть, как его постригли, похвалить, сказать, что он стал красивее выглядеть, как настоящий мужчина и что тоже любил в детстве так стричься! При этом не напоминая, что его кто-то обзывал. Это третий вариант.

Какой же из них выбрать? Если осудить того ученика, что обзывал, то этим можно унизить мальчика в глазах его товарищей по классу. А вдруг он вовсе не хотел обидеть? Конечно, обзывать нельзя, но детям трудно научиться управлять своими эмоциями, научиться быть тактичными, внимательными друг к другу. Если поручить девочкам осудить и пристыдить, то они так «пристыдят», что потом уже он будет жаловаться на девочек. Появляется новая задача с двумя неизвестными, решить которую сложнее. Важно восстановить ущемленное самолюбие постриженного, и поэтому необходимо чтобы дети поддержали. А чтобы не был осужден и второй участник конфликта, и чтобы предотвратить ситуацию в будущем, учитель должен поговорить с ним с глазу на глаз.

Продолжая записывать на доске упражнения, учитель шепчет стоящим возле него малышам с просьбой поддержать его. Сам просит плачущего мальчика принести большую линейку. Он вытирая слезы, несет ее. Обидчик стоит поодаль, зная, что дети все рассказали учителя и наблюдает за дальнейшими действиями.

— Ты что, постригся? — радостно спрашивает педагог. — Покажи, как тебя постригли!

Мальчик не спеша снимает шапку.

— Повернись! Наверное, хороший парикмахер попался! Хорошо постриг! В детстве я тоже любил стричь волосы вот-так, очень коротко, но тогда стригли не так хорошо, как сейчас. Надо мной ребята смеялись, какими только словами ни дразнили. Но я не обращал на это внимания. А через две-три недели у меня уже были кудри на голове… Знаешь, так ты мне больше нравишься, выглядишь, как настоящий мужчина! Не так ли, ребята?

Девочки и мальчики поддержали воспитателя, даже те, кто только что вошли в класс и ничего не знали о происшедшем. Начали тоже высказать одобрения о его новом облике. А учитель в этот же момент, предложил ребятам посмотреть на задания, что готовит на доске, специально переводя внимание от разговоров по поводу стрижки.

Эти истории демонстрируют, как умело можно использовать принципы гуманизации в процессе обучения для комплексного развития растущего человека.

Ш.А. Амонашвили в своей практике использовал несколько принципов:

Принцип продолжения жизни ребенка на уроке заключается в том, что ребенок не может оставить свою жизнь, свои впечатления, переживания где-то далеко за порогом школы и приходить чистым, стерилизованным стремлением учится. Он считал, что не стоит забирать из рук ребенка, принесенные ими в школу игрушки, последствия изъятия которого могут вызвать огорчение и тревогу за его судьбу. Пусть каждый приходит в школу со своей полной жизнью, а он лишь попросит их поделиться с ним, со своим учителем, тем, что волнует каждого из них. В просьбе поиграть в них, учителю еще не отказал никто. Обсуждение событий, волнующих детей, пусть то болезнь бабушки или появления сестренки, обсуждаются совместно прямо на уроке. Например, по обоюдному желанию, школьники решили нарисовать открытки для больного дедушки одного из учащихся. Уроки являются источниками сознательной жизни детей, здесь берут начало воспитание отзывчивости, чуткости, сорадости, сочувствия, сопереживания, они становятся смыслом их жизни;

Принцип установления деловых отношений с детьми— в подачи заданий, принимая серьезные и озабоченный вид доказывать детям противоположное. «Рассеянность», «забывчивость», «ошибки» рождают в них стремление поправить с поспорить с учителем. Ребятам даетсявозможность чувствовать себя равноправными соратниками, чувствовать, что они нужны, что без них педагогу, тоже трудно. Суть в том, что деловые отношения между воспитателем и детьми не должны терять для них своей правдивости, лишать их чувства свободного выбора, чувства исключительности своего участия в деятельности на уроке. Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию.

Деловые отношения устанавливаются и другим путем: ставятся в известность, какие нас ждут дела на уроке, и предоставляется возможность высказать свое мнение. В конце урока у детей спрашивается понравился ли урок, почему, если нет, что они могли бы посоветовать, какие задания подготовить для следующего урока. И обязательно, как принято по завершении деловой встречи, учитель произносит благодарность за помощь в проведении урока;

Принцип проведения урока в соответствующем темпе — педагогическая мелодия, каждый урок должен иметь свой темп и экспрессию, подобно музыкальному произведению. Ни один композитор, не создал музыкальное сочинение, пренебрегая указать его в начале.

Ш.А. Амонашвили старается максимально учитывать особенности психологии детей в процессе обучения в школе, прежде всего потому, что главным постулатом его учительской философии является «долг учителя помочь каждому ребенку выполнить его жизненную миссию».

2.2 Методические рекомендации по использованию принципа гуманизации обучения в начальной школе

Гуманной педагогики в рекомендациях по внедрению подчеркивает и ищет ответы на вопросы: о развитии веры, о воспитании Сердца, о понимании смысла жизни, о развитии умения самопознания, о воспитании героев, о горизонтах наук в содержании образования, о создании образовательных курсов на основе принципов гуманной педагогики. Обособленными являются вопросы: как облагораживать знания, как нам учить их «языком сердца», в каких формах красоты преподносить их детям, в каких духовно-нравственных диалогах сеять их в душах детей.Характер межличностного взаимодействия по типу субъект-субъектных отношений является обязательным условием гуманизации обучения.В свою очередь, мотивирующая постановка целей, выбор содержания обучения, педагогической технологии позволяет индивидуализировать обучение, учесть личностные особенности каждого.

Исходя из вышесказанного сформулируем методы, используемые на основе принципов гуманизации обучения в начальной школе:

ь взаимодействие по принципу субъект-субъектных отношений;

ь учитывать личностные особенности каждого ученика;

ь «дорисовывание» — указание на качество в ребенке, которое по мнению учителя нуждается в его внимании;

ь принять ребенка таким, какой он есть;

ь обрести доверие учеников;

ь развивать терпение учителю;

ь предоставить ребенку свободный выбор;

ь руководствоваться мудростью в решении педагогических задач;

ь коллективное чтение сказок с обсуждением;

ь использование игровых форм при однообразных действиях;

ь безустанно изучать труды классиков педагогики учителю.

Шалва Александрович [2], предлагает некоторые рекомендации, руководствуясь которыми можно получить достойный результат.При составлении правил он руководствовался классическим педагогическим наследием, опытом лучших учителей, а также своими педагогическими убеждениями.

Десять «заповедей» воспитателя [2, с. 152]:

1. В гуманистическом обществе воспитание может быть только гуманистическим. Главный принцип такого воспитания — расположить ребенка к воспитательному процессу, сделать его нашим добровольным помощником в своем же воспитании.

2. Общение — суть жизни людей. Главный метод гуманистического воспитания — доставлять ребенку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха.

3. Обычная повседневная жизнь и характер взаимоотношений взрослых — это среда, в которой формируется личность человека будущего. Потому очень важно, чтобы наша повседневная жизнь, наше общение друг с другом как можно больше соответствовали тому идеалу, который мы стремимся вселить в ребенка.

4. Вера человека в людей, вера человека в собственные жизненные позиции — это первооснова для полнокровного общения между людьми и возвышения личности. Поэтому мы обязаны развивать и беречь в ребенке веру в нас, в своих воспитателей, веру в своих товарищей, веру в людей, веру в самого себя.

5. Социалистическое общество — это общество равных и заботящихся друг о друге людей. Наш воспитательный процесс должен быть пронизан уважением к личности каждого ребенка, должен формировать у детей чувство заботы о товарищах, близких, о людях вообще.

6. Человек может проявлять и развивать в себе все свои способности и дарования и быть счастливым только в таком обществе, где он чувствует себя нужным и своим и где его искусственно не возвышают и не унижают. Таким ребенок должен себя чувствовать в обществе, в котором он живет.

7. Ребенок — импульсивное существо, ему будет трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понять ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души.

8. Воспитание — скрытый и длительный процесс, и потому мы должны проявлять проницательность, последовательность и терпение во всех конкретных случаях решения воспитательных задач.

9. Нами, воспитателями, должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания. Все это должно сочетаться с требовательностью к самому себе и к ребенку, с чувством ответственности перед подрастающим поколением, с заботой о будущем Родины.

10. Мы должны решительно отказаться от противоречащих гуманистическому воспитанию и подавляющих личность ребенка авторитарности и императивности и таких форм их проявления, как крик, брань, ущемление самолюбия, насмешка, грубость, угроза, принуждение.

В основной цикл начальных классов рекомендуется ввести, если еще не введены, такие уроки, как: уроки общения, постижения красоты, планирования и деятельности, смелости и выносливости, уроки о природе, о мире наук, уроки игры в шахматы, а также уроки иностранной речи и компьютерной грамотности.

Уроки познавательного чтения, так как чтение нужно человеку не для того, чтобы быстро читать в слух или про себя, а для того, чтобы познавать. Это глобальное умение, которое дает человеку возможность проявлять выборочный интерес к печатной информации, с меньшей затратой сил извлекать из нее нужные знания.

Уроки письменно-речевой деятельности на основе программы и методики, которая направляется на познание ребенком самого себя, на его взаимоотношения с близкими, на совершенствование характера. В маленьких рассказах дети размышляют о разных, волнующих их проблемах, философствуют, мечтают; письменная речь становиться светильником души, одной из форм духовной жизни.

Уроки математического воображения. Главным в этом курсе становится: осмысление таких реалий, как беспредельность и вечность, мироздание и космос, порядок и гармония, многообразие и целесообразность. Также должны присутствовать компоненты воображения: сравнение, анализ, обобщение.

Урок Родного языка, в котором ребенок ставится в положение исследователя родного зыка, он открывает для себя обобщенные правила пунктуации, задачи правильного произношения.

Ш.А. Амонашвили[1] считает, что «школа стала названием учебного заведения, вооружающего подрастающее поколение знаниями и умениями». Но, вместе с тем, «школа есть скалистые, трудные, требующие силы воли ступеньки лестницы восхождения, возвышения души», а также, трактуется, как дом радости (греч.), что «не отрицает сложности восхождения по скале, ибо истинную радость можно пережить только в процессе преодоления трудностей».

По материалам исследования работ Ш.А. Амонашвили собраны рекомендации, представленные в виде памятки учителю, мысли великого педагога, отражающего всю суть гуманности:

ь Если я стремлюсь проявить свою действительную любовь к детям, то я обязан делать это в наилучших формах;

ь Суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их. Не надо требовать от детей того, чего мы не смогли внушить им с помощью нашей педагогики;

ь Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом;

ь Вопрос, задаваемый педагогом детям, — это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характера отношений педагога к учащимся; можно познать самого педагога, ибо допрос — почерк его педагогического мастерства;

ь Воспитанию нет начала и конца его тоже не видно, а перемен в этом процессе не существует;

ь Педагогичными можно считать игры, которые возвышают детей — всех вместе и каждого в отдельности — до уровня их престижа. Игры же, которые могут хоть в малейшей степени унизить достоинство детей, непедагогичны, проводить их на уроках — аморально;

ь Необходимо включить процесс выработки у детей навыка чтения в более широкую, содержательную, эмоциональную, интересную познавательную деятельность, формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательных задач;

ь Чем целенаправленнее будет обновляться методика обучения, способствующая выявлению и развитию глубинных потенций детей, тем она станет гуманнее, оптимистичнее и радостнее;

ь Нельзя хозяйничать на уроке, нарушать ход мыслей детей, занятых решением учебно-познавательной задачи. Нужно беречь право каждого ребенка работать спокойно;

ь Смысловое содержание языковых упражнений следует подбирать не только с той позиции, чтобы ребенок усваивал сегодня тот или иной способ речевой деятельности, но и с той, чтобы оно в ближайшем или отдаленном будущем стало одной из основ рождения в нем личности;

ь Если я хочу усовершенствовать свою методику воспитания на началах гуманности, то не должен забывать, что сам был когда-то учеником, и должен добиваться того, чтобы моих сегодняшних воспитанников не мучали те же переживания, что мучали меня когда-то;

ь Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики;

ь Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам;

ь Способствовать взрослению ребенка в соответствии с его развивающимися силами — значит делать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным. И наоборот: замедлять это движение к взрослению путем предоставления ребенку полной свободы с той мнимой логикой, что нельзя отнимать у него детство, значит лишать его истинного чувства переживания радости детства;

ь Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм;

ь Настоящий современный педагог — это не тот, кто подталкивает своих питомцев к тому, к чему сам уже не имеет надежды быть причастным, а тот, кто «прибыл» из будущего, чтобы воодушевить их и повести за собой в это будущее, научить их утверждать идеалы будущего;

ь Эмоциональный настрой уроков, познавательные стремления детей на этих уроках усиливаются или ослабевают в зависимости от того, как организована жизнь детей в течение всего школьного дня;

ь Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни.

ь Личность рождается в борьбе с самой собою, в процессе самопознания и самоопределения, и воспитание и обучение должны быть нацелены на то, чтобы направить ребенка на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелегкой борьбе.

Отдельно хотелось бы выделить объективный закон, сформулированный Шалвой Александровичем [2, с. 58], проявляющийся в педагогическом процессе. «Закон взаимности» гласит: «Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом».

Так же его опыт показал, что есть вопросы, на которые стоит ответить категоричным «Нет»:

1. Можно ли заставлять детей немедленно выполнять приказы и распоряжения педагога? — Нет!

2. Можно ли давать детям обязательные домашние задания? — Нет!

3. Можно ли ставить детям отметки? — Нет!

4. Можно ли говорить в классе, кто из детей учится лучше других? — Нет!

5. Можно ли строго требовать от детей, чтобы они сидели на уроках не шелохнувшись? — Нет!

6. Нужно ли отнимать у ребенка игрушку, которую он принес в школу? — Нет!

7. Можно ли оставлять детей на второй год? — Нет!

8. Нужно ли требовать от детей, чтобы они ходили в школу в ученической форме, с ранцами? — Нет!

9. Можно ли принимать в перый класс детей, которым до 6 лет не хватает 2 — 3 и более месяцев? — Нет!

И вопросы, на которые можно ответить утвердительно:

1. Можно ли применять в первом классе опыт воспитательной работы детского сада со старшими дошкольниками? — Да!

2. Нужно ли поощрять детей, чтобы они опережали педагога в прохождении учебного материала? — Да!

3. Может ли педагог преднамеренно допускать ошибки, чтобы дети находили и исправляли их? — Да!

4. Требуется ли от педагога артистизм в работе с детьми? — Да!

5. Допустимо ли давать детям разнообразные задания для свободного выбора? — Да!

6. Нужно ли усилить самостоятельную работу детей? — Да!

7. Нужно ли, чтобы дети оценивали урок? — Да!

8. Нужно ли давать родителям характеристики детей и готовить им пакеты с образцами работ детей? — Да!

9. Нужно ли проводить открытые уроки для родителей? — Да!

Эти «Да» и «Нет» которые могут возникнуть при работе с детьми, педагог выводит из самой главной, по его убеждению, единственно верной педагогической позиции, на которой будет стоять и впредь.

Заключение

В процессе написания курсовой работы, я выяснила что образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви. И для того, чтобы придерживаться основным принципам гуманизации обучения в школе учителю нужно научиться любить и проявлять любовь к ученикам, понимать их и восполняться оптимизмом к детям, используя как основу очеловечивание среды вокруг ребёнка, уважение личности его, терпение в процессе становления ученика.

Для реализации поставленной цели помогут заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ученику.Стимулировать активность и самодеятельность детей, используя и обращая внимание на опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.Принимать во внимание то, что любой ученик такой, каков он есть.

Личностные качествами учителя должны быть: доброта, откровенность и искренность, преданность.Педагог должен любить родину, ценить и бережно хранить духовные ценности, многовековую культуру своего народа, народов нашей Родины и человечества. Облагораживать свой характер, утончать свои отношения с детьми и окружающими. Взращивать в себе творящее терпение. Совершенствовать искусство любить детей, любить ближнего, радоваться всему возвышенному и прекрасному. Руководствоваться в решении педагогических задач мудростью. Тянуться к чтению трудов классиков педагогики.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Истина школы / Ш.А. Амонашвили -М.: Педагогика, 1986. -176 с.

2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Ш.А Амонашвили. -2е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 208 с.

3. Амонашвили Ш.А. Как живете дети? / Ш.А. Амонашвили. -2е изд. -М.: Просвещение, 1991. -175 с.

4. Амонашвили Ш.А Улыбка моя где ты? Мысли в учительской: Уроки Ш.А. Амонашвили / Ш.А. Амонашвили. -М. Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2003. -32 с.

5. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди / Л.М. Баткин. -М.: РГГУ, 1995. -448 с.

6. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. — М.: Аспект-Пресс 2003. -937 с.

7. Ильин Е.Н. Искусство общения: Из опыта работы учителя литературы 516-й школы Ленинграда / Е.Н. Ильин. -М.: Педагогика, 1982. — 122с.

8. Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя — словесник. Кн. для учителя / Е.Н. Ильин. -М.:Просвещение, 1988. — 224с.

9. Коджаспирова Г.М. Педагогика:учебник / Г.М. Коджаспирова. — М. : КНОРУС, 2010. — 744 с.

10. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.:ИКЦ «МарТ», 2005. — 448 с.

11. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т-1. — М.: Педагогика, 1982. — 656 с.

12. Корчак Я. Как любить ребенка / Пер. с польск. К.Э. Сенкевич. -М.:Политиздат, 1990. -493 с.

13. Корчак Я. Избранные педагогические произведения / пер. с пол. К.Э. Сенкевич. -М.: Педагогика,1979. -474 с.

14. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться: из опыта работы учителя начальных классов школы №587 Москвы / С.Н. Лысенкова. — М.: Педагогика, 1985. -175 с.

15. Лысенкова С.Н. Я читаю. Я считаю. Я учу: Как учить маленьких / С.Н. Лысенкова. -М.: Школа-Пресс, 1997. — 96с.

16. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики / М. Монтессори. — М.: Задруга, 1993. — 339 c.

17. Нерсесянц В.С. Сократ / В.С. Нерсесянц. — М.: Изд. группа «ИНФРА-М» : Норма, 1996. — 305 с.

18. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 2000. — 940 с.

19. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2 / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. — М.: Педагогика, 1981. — 416 с.

20. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 2 / Под ред. Г.Н. Джибладзе; Сост. А.Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1981. — 336 с.

21. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин [и др.]. — 3-е изд. — М.: Школа — Пресс, 2000. — 512 с.

22. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания).

Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика 1990. — 288 с.

23. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. -Минск: Народная асвета, 1982. -288 с.

24. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза/ В.Ф. Шаталов.- Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. — 383 с.

25. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается / В.Ф. Шаталов. -М.: Педагогика, 1989. -334 с.

26. Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога / М.П. Щетинин. Педагогика. 1986. -176 с.

27. Цицерон. Философские трактаты./ Пер.М.И. Рижского. Серия «Памятники философской мысли». — М.: Наука, 1985. — 384 стр.

Размещено на