Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Национальный исследовательский университет

Основная образовательная программа

030300 «Психология»

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Психология средств массовой коммуникации»

Колосова В.В.

Психология средств массовой коммуникации (СМК)

Электронное учебно-методическое пособие

Рекомендовано методической комиссией факультета социальных наук для студентов ННГУ, обучающихся по направлению 030300 «Психология»

Нижний Новгород

2013

К-61

Колосова В.В. «Психология средств массовой коммуникации (СМК)»: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И.  Лобачевского, 2013. – 35 с.

Рецензент: кандидат психологических наук, доцент Н.В. Фомина

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология средств массовой коммуникации (СМК)» разработано в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта по направлению подготовки 030300 «Психология» (квалификация «бакалавр»).

Пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения факультета социальных наук ННГУ, обучающихся по специальности «Психология».

Учебно-методическое пособие включает тематический план дисциплины, планы семинарских занятий и практических заданий для самостоятельной работы, тематику эссе, список литературы. Приложения пособия содержат исследовательские процедуры для изучения и анализа проблем массовой коммуникации.

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии факультета социальных наук ННГУ, кандидат социологических наук, доцент И.Э. Петрова

УДК 316.6 (075)

ББК 88.5 (я73)

© Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2013

©Колосова В.В.

УДК 316.6 (075)

ББК 88.5 (я73)

К-61

1.

Цель, задачи, формируемые компетенции дисциплины «Психология средств массовой коммуникации» …………………………………

4

Место дисциплины в структуре профессионального обучения студентов-психологов

2.

Структура и содержание дисциплины …………………………………

6

Тематический план учебной дисциплины……………………………..

Тема 1: Коммуникация в современном глобальном обществе …….

Тема 2: Теоретические основы СМК. Методы исследования массовой коммуникации ………………………………………………..

Тема 3: Специфика психологического воздействия в СМК …………

Тема 4: Особенности информирования в СМК ………………………

Тема 5: Психологические основы влияния СМК на личность ……….

Тема 6: Образ социального мира и СМК ..……………….……………

Тема 7: Интернет как социокультурный феномен, социальный институт и фактор социализации ……………………..………………..

Тема 8: Имидж как социокультурный феномен и СМК ………………

Тема 9: Роль СМК в управлении массовым сознанием и поведением …………………………………………………………………………….

7

8

9

10

12

13

14

15

16

3.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………….

18

Приложение 1…………………………………………………………….

25

Приложение 2 ……………………………………………………………

Приложение 3 ……………………………………………………………

Приложение 4 ……………………………………………………………

Приложение 5 ……………………………………………………………

Приложение 6 ……………………………………………………………

Приложение 7 ……………………………………………………………

Приложение 8……………………………………………………………

Цель, задачи,

Формируемые компетенции

Дисциплины

«ПСихология Средств массовой коммуникации»

Цель курса «Психология средств массовой коммуникации» – дать комплексные знания об особенностях массовой коммуникации и специфике её функционирования в современном обществе.

В соответствии с ФГОС ВПО задачами дисциплины являются:

— формирование общекультурных и профессиональных компетенций;

— формирование научных представлений о закономерностях, механизмах и методах воздействия СМК на личность, группы и общество;

— анализ взаимосвязи психологии средств массовой коммуникации как научной дисциплины с актуальными проблемами современной реальности;

— систематизация и анализ основных тенденций современных исследований в области психологии СМК;

— ознакомление с типологией средств массовой коммуникации и развитие навыков практического применения теоретических знаний в оценке и распознавании специфики психологического воздействия СМК в различных сферах современного общества;

— формирование навыков анализа конкретных феноменов массового сознания и поведения, опираясь на знание основных социально-психологических закономерностей функционирования больших социальных групп.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные теоретические подходы, механизмы воздействия и методы исследования МК, функции СМК и критерии эффективности МК;
  • Психологический тезаурус (понятийный аппарат);
  • Уметь применять полученные знания для анализа информационно-коммуникативного пространства с точки зрения психологических закономерностей;
  • Иметь навыки (приобрести опыт) осуществления социально-психологической экспертизы эффектов влияния СМК на личность и группу.

Место дисциплины в структуре профессионального обучения студентов-психологов

Учебная дисциплина «Психология средств массовой коммуникации» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Изучение данной дисциплины базируется на освоении содержания следующих дисциплин:

  • Социальная психология;
  • Психология личности;
  • Психология общения;
  • Психодиагностика;
  • Социология.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Знанием социально-психологических механизмов и специфики межличностного общения;

Умением анализировать коммуникативный процесс с точки зрения социально-психологических закономерностей, механизмов и эффектов.

Освоение дисциплины «Психология средств массовой коммуникации» необходимо для дальнейшего изучения следующих дисциплин программы бакалавриата, специалитета и магистратуры:

  • Политическая психология;
  • Политология;
  • Психология формирования имиджа;
  • Социальная психология личности;
  • Психология рекламы.

  1. Структура и содержание дисциплины Тематический план учебной дисциплины

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов

Формы текущего/промежуточного контроля успеваемости

Аудиторные

Часы

Самостоя-

тельная

Работа

Лекции

Семинары

Практ. занятия

Раздел 1.

СМК как сфера применения психологических

знаний.

4

1-4

6

6

12

В ходе работы на семинарских

Занятиях

(групповая дискуссия)

Отчет

о лабораторной

работе и мини-проектах

Раздел 2.

Актуальные проблемы социальной реальности и

психология СМК.

4

5-10

12

12

24

В ходе работы на семинарских

Занятиях

(групповая дискуссия)

Отчет

о лабораторной

работе и мини-проектах

Итоговый контроль

Экзамен

Содержание дисциплины

Раздел 1. СМК как сфера применения психологических знаний

Тема 1. Коммуникация в современном глобальном обществе

Массовая коммуникация и межличностное общение. Сходство и различие.

Понятие СМК. Структура и типы СМК. СМК в структуре общения. Эволюция коммуникационных технологий. Социальные, психологические и социально-психологические функции СМК.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

1) Составьте таблицу «Массовая коммуникация и межличностное общение: сходство и различие».

2) Подготовьте мини-проект (презентацию) по теме (на выбор) «Структура и типы СМК» или «Эволюция коммуникационных технологий».

3) Проанализируйте социальные, психологические и социально-психологические функции СМК.

Семинар

1) Обсуждение специфики СМК.

2) Презентация выбранных проектов с последующей дискуссией.

3) Обсуждение социальных, психологических и социально-психологическихфункций СМК.

Основная литература

Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005. Глава 7.3.

Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998. Глава 3.

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.,2010. Глава 1, 2.

Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, (любой год издания).

Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб: Питер, 2001. Главы 3 и 4.

Дополнительная литература

Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.- СПб.- Киев: Вильямс, 2004. Глава 1.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб: Прайм-Еврознак-М: Олма-Пресс, 2003 (2002).

Глава 12.

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб: Питер, 2000.

Чалдини Р. Психология влияния. СПб: Питер, 2000.

Тема 2. Теоретические основы СМК

Методы исследования массовой коммуникации

Необихевиоризм, когнитивизм, социальный конструкционизм как теоретические направления исследований СМК. Актуальность исследований эффективности МК в условиях информационного общества. Критерии эффективности СМК. Качественные и количественные методы исследования МК (наблюдение, опрос, интервью, фокус-группа, контент-анализ, тестирование, эксперимент).

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

  1. Проанализируйте особенности теоретических направлений исследования СМК.
  2. Подготовьте аргументы для выступления по теме «Актуальность исследования эффективности СМК в современном мире». Обоснуйте свой ответ.
  3. В чём достоинства и каковы ограничения качественных и количественных методов исследования МК.
  4. Заполните анкету в приложении 1.

Семинар

1) Обсуждение специфики теоретических подходов к исследованию СМИ в форме групповой дискуссии;

2) Доклад по теме домашнего задания.

3) Анализ результатов анкетирования.

Основная литература

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. Указ издание. Главы 3, 4, 5.

Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы. М., 2001.

Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб: Нева-М: Олма-Пресс, 2002. – 558 с. – Глава 3.

Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, (любое издание).

Дополнительная литература:

Брайант Д., Томпсон С. Указ. соч. Глава 2, 3.

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб: Питер, 2000.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб: Прайм-Еврознак-М: Олма- Пресс, 2003 (2002).

Модуль 2.1.

Тема 3. Специфика психологического воздействия в СМК

Понятие психологического воздействия. Средства коммуникативного воздействия. Субъект коммуникативного воздействия: социально-демографические и индивидуально-личностные характеристики коммуникатора. Коммуникативная компетентность субъекта воздействия. Эмпирические исследования восприятия коммуникатора в СМИ. Манипулятивное воздействие в СМИ. Психологические особенности рекламы и PR– воздействия. Индустрия сенсации и скандала.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

1) Что понимается в научной литературе под термином «психологическое воздействие»?

2) Проведите эмпирическое исследование и проанализируйте его результаты (Приложение 5).

3) На основе изучения предложенной литературы подготовьте примеры использования социально-психологических механизмов воздействия в различных типах СМК.

Семинар

1) Обсуждение вариантов использования социально-психологических механизмов воздействия в СМИ.

2) Представление и обсуждение домашних заданий, подготовленных по проблеме «Психологические механизмы воздействия».

Основная литература

Аронсон Э. Указ. соч. Глава 3.

Богомолова Н.Н. Указ. соч. Глава 7.

Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – С. 74 – 75, 205.

Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб: Питер, 2003. – Глава 3.

Ольшанский Д.В. Указ. соч. Глава 3, 5.

Дополнительная литература

Брайант Д., Томпсон С. Указ. Соч. Глава 17.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., Речь, 1997.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. СПб: Питер, 2005.

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Указ. соч. Глава 5.

Чалдини Р. Психология влияния. СПб: Питер, 2000.

Харрис Р. Указ.соч. Глава 4.

Раздел 2. Актуальные проблемы социальной реальности и

психология СМК

Тема 4. Особенности информирования в СМК

Полифункциональное телевидение и социально значимые процессы. Новости: виды, содержание, структура. Вербальные и невербальные особенности сообщений. Параметры эффективности новостей. Эрос и танатос — как базовые стратегии жанров СМИ.

Социальные проблемы изображения насилия на экране. Культурная глобализация и появление нового телевизионного жанра (реалти-шоу).

Сервисный характер постиндустриального общества и актуализация индустрии развлечений в качестве глобальной формы массовой культуры. Политические аспекты новой повседневности — возможности тотальной информатизации как тотального контроля.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

  1. На основании выполнения задания приложений 6 и 7, подготовьте мини-проект (презентацию) по теме «Позитивное и негативное эмоциональное воздействие в СМИ».
  2. Составьте словарь признаков (с их пояснением) для экспертной оценки эффективности новостных программ.
  3. В чём социальная ценность и каковы риски тотальной информатизации общества? Обоснуйте свою позицию.

Семинар

  1. Презентация домашних заданий: студенты анализируют используемые в СМК приемы эмоционального воздействия.
  2. Обсуждение в мини-группах признаков эффективности новостных программ.
  3. Групповая дискуссия по проблемам тотальной информатизации и тотального контроля в современном обществе.

Основная литература

Аронсон Э. Указ. соч. Глава 6.

Зимбардо Ф., Ляйппе М.. Указ.соч.

Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – С. 34, 404.

Лебедев-Любимов А. Указ.соч. Глава 7.

Майерс Д. Указ. соч. Глава 12.

Дополнительная литература

Брайант Д., Томпсон С. Указ. Соч. Глава 14.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1990.

Харрис Р. Указ. соч. Глава 7. Модуль 7.5.

Тема 5. Психологические основы влияния СМК на личность

Понятие социального поведения и его регуляторов. Влияние СМК на изменение аттитюдов. Ценностные ориентации личности и массово-коммуникационные ориентации. Степень совпадения личностных им социальных ценностей. Влияние СМК на формирование социальных стереотипов. Влияние СМК на духовно-нравственное развитие личности. Дети и СМК: проблема диалога.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

  1. Поясните психологический смысл влияния СМК на изменение аттитюдов.
  2. Выполните задания 3 и 5 приложений. Проанализируйте полученные результаты.
  3. Подготовьтесь к групповой дискуссии по проблеме «Дети и СМК: проблема диалога». Приведите примеры, отражающие вашу точку зрения.

Семинар

1) Обсуждение результатов выполнения практических заданий (приложение 3, 5).

2) Групповая дискуссия по проблеме «Дети и СМК: проблема диалога».

Основная литература

Андреева Г.М. Указ. Соч. Глава 6.

Аронсон Э. Указ. соч. Глава 7.

Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Указ. соч. Главы 7, 12, 13.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с. – Глава 7.

Богомолова Н.Н. Указ. соч. Глава 10.3.

Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Указ. соч. С. 381.

Майерс Д. Указ. соч. Главы 4, 6.

Дополнительная литература

Брайант Д., Томпсон С. Указ. Соч. Глава 11.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2000.

Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонного мышления, восприятия и поведения. СПб: Еврознак — М: Олма-Пресс, 2003.

Харрис Р. Указ. Соч. Модули 2.4; 2.6; глава 5.

Чалдини Р. Указ. Соч.

Тема 6. Образ социального мира и СМК

Психология социального познания. Реальный и сконструированный мир. Социальная категоризация. Психологические проблемы человека в современном мире: слом социальных стереотипов, изменение шкалы ценностей, кризис социальной идентичности личности. Место СМИ в трансляции социального опыта в условиях глобальных трансформаций.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

  1. Раскройте содержание понятий: «психология социального познания», «реальный и сконструированный мир», «социальная категоризация».
  2. Подумайте, в чём особенности подачи в телевизионных передачах российских СМИ, образов социальных групп (молодёжи, пожилых людей, представителей этнических групп и др.).

    Обратите внимание на процессы стереотипизации и кризиса социальной идентичности.

  3. Выполните задание приложения 4, самостоятельно сделайте выбор объектов оценки, исходя из выполнения задания 2.

Семинар

Обсуждение результатов исследования образов восприятия представителей социальных групп, с обоснованием полученных данных.

Основная литература

Андреева Г.М. Указ. Соч. Глава 4.

Аронсон Э. Указ. соч. Глава 4.

Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Указ. соч. Глава 3.

Майерс Д. Указ. Соч. Глава 11.

Дополнительная литература

Брайант Д., Томпсон С. Указ. Соч. Глава 19.

Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонного мышления, восприятия и поведения. СПб: Еврознак — М: Олма-Пресс, 2003.

Харрис Р. Указ. Соч. Глава 7.

Тема 7. Интернет как социокультурный феномен, социальный институт и фактор социализации

Теоретические основы изучения Интернета как института социализации. Социокультурный подход к исследованиям Интернет-коммуникации. Социальные нормы коммуникации и социальной идентичности. Информационное сетевое взаимодействие. Глобальное информационное общество и проблемы информационной безопасности. Феномен Интернет-зависимости.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

1) Охарактеризуйте теоретические основы изучения Интернета как института социализации.

2) Подготовьтесь к обсуждению проблемы «Интернет – коммуникации и психологическая безопасность».

3) Подготовьте мини-презентацию по теме: «Личность и современная информационная среда: актуальные проблемы взаимодействия».

Семинар

1) Групповая дискуссия по заявленной теме.

2) Презентация домашних заданий по выбранным аспектам Интернет – коммуникации.

Основная литература

Андреева Г.М. Указ. Соч. Глава 9.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Указ. соч. Глава 14.

Дополнительная литература

Брайант Д., Томпсон С. Указ. Соч. Глава 15.

Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонного мышления, восприятия и поведения. СПб: Еврознак — М: Олма-Пресс, 2003.

Харрис Р. Указ. Соч. Модуль 12.4 – 12.6.

Тема 8. Имидж как социокультурный феномен и СМК

Имидж в системе СМК. Имидж средств массовой коммуникации. Особенности создания имиджа телеведущего. Возможности использования Интернета для построения имиджа организации. Формирование позитивного образа страны, региона, корпоративного и персонального имиджа средствами массовой коммуникации.

Количественные и качественные подходы к имиджевым исследованиям. Информационные кампании в СМИ.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

1) Подберите критерии для оценки имиджа средств массовой коммуникации. Обоснуйте свой выбор.

2) Предложите компоненты формирования позитивного имиджа России в СМК. Приведите примеры трансляции позитивного имиджа других стран мира.

3) Проведите мини-исследование «Имидж телеведущего», используя задание приложение 2 и 4.

Семинар

  1. Обсуждение полученных данных в мини-исследовании.
  2. Групповая дискуссия: «Позитивный имидж России средство управления или укрепления?»

Основная литература

Андреева Г.М. Указ. Соч. Глава 9.

Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Указ. соч. С. 153.

Лебедев-Любимов А. Указ. соч. Главы 5, 6.

Дополнительная литература

Замятин Д. Замятина Н. Имиджевые ресурсы территории: идентификация, оценка, разработка и подготовка к продвижению имиджа. // Гуманитарная география, Вып. 4 — – М., 2008. – С. 227-249

Как делать имидж политика // под ред. Егоровой-Гантман Е.В. и Минтусова И.Е.

Тема 9. Роль СМК в управлении массовым сознанием и поведением

Аудитория МК. Социально-психологические исследования аудитории. Механизмы массовой психологии: заражение, внушение, подражание. Формирование представлений о политических событиях, причинах социальных проблем, представлений об угрозе и конкуренции посредством СМК. Массовые социально-психологические явления и СМК: психология моды и стиля жизни. Источники и условия возникновения слухов. Особенности циркуляции слухов. Противодействие слухам.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

  1. На основании предложенной литературы самостоятельно проанализируйте роль СМК в управлении массовым сознанием и поведением.
  2. Докажите или опровергните утверждение: «Слухи являются фактором формирования общественного мнения». Подберите конкретные примеры для обоснования вашей позиции.

Семинар

1) Обсуждение феноменологии слухов.

2) Представление результатов самостоятельного анализа литературы о роли СМК в управлении массовым сознанием и поведением.

Основная литература

Андреева Г.М. Указ. Соч. Глава 8.

Богомолова Н.Н. Указ. соч. Глава 8.1.

Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Указ. соч. С. 120, 226.

Ольшанский Д.В. Указ. соч. Главы 1.4, 3.2., 3.3.

Дополнительная литература

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

Брайант Д., Томпсон С. Указ. Соч. Глава 18.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2000.

Гидденс Э. Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия // Диалог. 2001. – N 7. – С. 11 – 12.

Назаретян А.П. Психология стихийного поведения. М.: PerSe, 2001 (2005).

С.60 — 100 или Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. М., 2003 (2004).

Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонного мышления, восприятия и поведения. СПб: Еврознак — М: Олма-Пресс, 2003.

Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб, 2002.

Харрис Р. Указ. Соч.

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2005 (любое издание).

    – 303 с.

  2. Аронсон Э. Общественное животное. М: Аспект-Пресс, 1998. – 517 с.
  3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб: Нева-М: Олма-Пресс, 2002. – 558 с.
  4. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология». Москва: Аспект Пресс, 2010 (2008).

    – 191 с.

  5. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 464 с.
  6. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2013. – 800 с.

Дополнительная литература

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально- психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М., 2004. 364 с. (Глава 14).
  3. Андреев, А.А. Теледебаты: момент истины или манипулирование общественным мнением? / А. А. Андреев // ВМУ. – 2002. – № 5. – С. 98. – (Серия 10. Журналистика).
  4. Артемьева О.А. Количественные и качественные методы психологического исследования массовой коммуникации : учебное пособие. Иркутск: Иркутский гос. ун-т, 2007
  5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998, т.19, №1. С.89-100.

  1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.
  2. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.-СПб.-Киев: Вильямс, 2004. 432 с.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2000.
  4. Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 446 примеров, 200 учебных задач и 21 практическое приложение, СПб, 8-е дополненное издание, «ТРИЗ-ШАНС» и «Бизнес-пресса», 2007 г., 406 с.
  5. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете // Психологический журнал. 1999, т.20, №1. С.126-132
  6. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции //www.flogiston.ru
  7. Гидденс Э. [Giddens A.] Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия // Диалог. 2001. N 7. С. 11–12.
  8. Гулевич О.А. Психология коммуникации: учеб. пособие. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008.
  9. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., Речь, 2003.
  10. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете // www.flogiston.ru
  11. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. СПб: Смысл; Питер, 2005.
  12. Замятин Д. Замятина Н. Имиджевые ресурсы территории: идентификация, оценка, разработка и подготовка к продвижению имиджа. // Гуманитарная география, Вып. 4 — – М., 2008. – С. 227-249
  13. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб: Питер (любое издание).
  14. Как делать имидж политика, под ред. д.п.н. Егоровой-Гантман Е.В. и Минтусова И.Е.
  15. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб: Питер, 2003.

  1. Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. Москва: Смысл, 2008.
  2. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. — М.: «СМЫСЛ», 1992. — 17 с.
  3. Марцинковская Т. Д. Искусство в современном мире — новые формы и новые старые механизмы воздействия // Культурно-историческая психология. 2007. № 2.
  4. Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: Психология, 2000.
  5. Назаретян А.П. Психология стихийного поведения. М: 2001 (2005)
  6. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. М., 2003 (2004).
  7. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонного мышления, восприятия и поведения. СПб: Еврознак М: Олма-Пресс, 2003.
  8. Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб: Питер, 2002.
  9. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб: Питер, 2001.
  10. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
  11. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации
  12. Пронина Е. Е. Психологическая экспертиза рекламы. Теория и методика психологического анализа рекламы. – М., 2000.
  13. Проблемы медиапсихологии. – М.: РИП-Холдинг, 2002.
  14. Проблемы медиапсихологии – 2. – М.: РИП-Холдинг, 2003.
  15. Психология массовой коммуникации: учебник для студентов высших учебных заведений и слушателей курсов системы дополнительного образования / под ред. А. А. Бодалева, А. А.Деркача, Л. Г. Лаптева. Москва: Гардарики, 2008
  16. Пуховский Н. Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. – М., 1999.
  17. Соломин И. Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. Методическое руководство. — СПб: ИМАТОН, 2001, 112 c.
  18. Тхостов А. Ш., Сурнов К. Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации // Психологический журнал. 2005. № 6.
  19. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. 4-е изд. – М.: Издательский дом международного университета в Москве, 2009.
  20. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб: Прайм-Еврознак-М: Олма-Пресс, 2003 (2002).
  21. Ценев В. Восприятие рекламы в условиях информационных перегрузок // Вестник практической психологии образования. 2007. №2. – C. 120-128.
  22. Чалдини Р. Психология влияния. СПб: Питер, 2000.
  23. Шариков А.В., Баранова Э.А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций // Вопросы психологии. 1999. – №3 (20).

    – С. 28 – 27.

  24. Шматова У.В. Информационно-психологическое обеспечение деятельности по охране общественного порядка на массовых мероприятиях [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 6(20).

    URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

в) Интернет-ресурсы

Журнал «Вопросы психологии»

http://www.voppsy.ru/rubr/0102.htm

Институт практической психологии «Иматон»

http://imaton.ru/

Институт психологии Российской Академии Наук

http://ipras.ru/

Интернет-библиотека СМИ

http://www.public.ru

Лаборатория «Гуманитарные технологии»

http://ht.ru/cms/

Доступны электронные версии:

1) Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.-СПб.-Киев: Вильямс, 2004. 432 с.

2) Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб: Прайм-Еврознак-М: Олма-Пресс, 2003 (2002).

Тематика заданий текущего контроля / Тематика эссе

  1. Влияние средств массовой коммуникации на современное общество / общественное мнение.
  2. Массовая коммуникация в современном мире.
  3. Влияние массовой коммуникации на личность.
  4. Способы психологического воздействия в средствах массовой коммуникации.
  5. Технологии массовых манипуляций: PR и политическая манипуляция (политическая реклама).
  6. Феномен Интернет-зависимости и его анализ.
  7. Феномен «информационная революция».
  8. Роль образовательных и информационных телепередач в формировании общественного мнения.
  9. Проблемы современной межкультурной коммуникации в СМИ.
  10. Слухи как фактор формирования массового сознания.
  11. Проблемы информационной социализации.
  12. Идентичность пользователя в Интернете.
  13. Социальное конструирование реальности в СМК.
  14. Психологические аспекты новых информационных технологий.
  15. СМК и права ребёнка: психологический анализ.
  16. Межкультурная коммуникация: психологический аспект.
  17. Убеждающая коммуникация в СМК.
  18. Психология телевизионной коммуникации.
  19. Особенности трансляции образов трудовых мигрантов в СМИ.
  20. Проблема демонстрации агрессии в средствах массовой коммуникации.
  21. Гендерные стереотипы в СМИ.
  22. Влияние СМК на духовно-нравственное развитие молодёжи.
  23. Новая медиасреда подростков.
  24. Нравственные последствия от информации о социальных проблемах в СМИ (бездомность, беспризорность, нищета и т.п.).
  25. Этические аспекты влияния СМК на массовое сознание.
  26. Трансформация представлений об опасности под воздействием СМК.
  27. Влияние информационной среды на развитие личности детей и подростков.
  28. Социально-психологические проблемы изображения насилия в СМК.
  29. Особенности создания имиджа телеведущего.
  30. Информационные войны в системе массовой коммуникации.
  31. Дискуссионные передачи (ток-шоу) и их роль в российском обществе.
  32. Особенности имиджа России в СМК.
  33. Имидж российских политиков в СМК: феномен популярности политических лидеров.
  34. Образ бизнесмена в российских СМК.
  35. Исследование динамики эмоционального отношения россиян к рекламе.

Тема эссе для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

Требования к содержанию и объему эссе

Эссе – вид письменной работы, выражающий индивидуальное рассуждение и мнение автора по конкретному вопросу. Другими словами, эссе – это ваше размышление по поводу прочитанного, услышанного или просмотренного.

Для передачи личностного восприятия мира следует приводить примеры, подбирать аналогии, использовать ассоциации.

В процессе написания эссе важно продемонстрировать умение, осмысливая конкретную проблему, сформулировать определенную собственную позицию относительно неё. Кроме того, важно умение самостоятельно проводить поиск литературы по определенной тематике, что позволит рассмотреть затронутую проблему с разных сторон. Хотя особенность эссе – его краткость (объем эссе может колебаться от 1 до 10 страниц), эссе обладает внутренним единством, его композиция подчинена определённой логике.

Структура эссе. Эссе не имеет жестко заданной структуры, т.к. структура зависит от специфики конкретной темы. Однако в общем виде его структура может быть следующей:

• Титульный лист – обязательный элемент эссе.

• Введение. Во введении кратко излагается суть проблемы, обосновывается ее выбор, актуальность и значимость. Здесь также формулируется цель данной работы, формулируется вопрос, ответ на который автор намерен изложить в ходе написания эссе.

• Основная часть. Данный раздел занимает основной объем эссе. Здесь последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть может быть представлена в виде цельного текста или она может быть разделена на несколько частей, в соответствии с параметрами анализа.

• Заключение. В заключении излагаются выводы, обобщается авторская позиция по исследуемой проблематике. Данный элемент является обязательной частью эссе любой формы.

• Список литературы – завершающий элемент структуры эссе.

Технические требования по оформлению эссе

  1. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал – одинарный. Изменение шрифта и его форматирование допускается только для акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, заголовках.
  2. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТом.
  3. Ссылки в тексте на использованную литературу обязательны.
  4. Титульный лист оформляется по стандарту.
  5. Страницы письменной работы должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.

Приложение 1.

Тест неоконченных предложений[4]

Ниже представлены неоконченные предложения. Прочтите, пожалуйста, каждое из них и закончите его, записывая первую мысль, которая придет Вам в голову.

Работайте в максимально возможном для Вас темпе.

1. Передачи подобного типа я смотрю, чтобы…

2. Для меня наиболее удобное время для их просмотра — это…

3. Из ведущих этих передач мне запомнился…

4. Он (а) мне запомнился тем, что…

5. Его (её) манера поведения напоминает мне…

6. Обычный недостаток в манере поведения ведущего — это…

7. Себя он (а) видит как…

8. Нас он (а) видит как…

9. В интересной передаче ведущий всегда…

10. Я бы чаще смотрел (а) подобные передачи, если бы…

11. Данная передача стала бы более интересной, если бы…

Приложение 2.

Тест «20 ответов» [1,6]

Просим вас дать 20 или как можно больше различных ответов на один вопрос: «Данный диктор /ведущий / персонаж — кто он?» Каждый из ответов вы можете обозначить словом или фразой. Отвечайте так, как отвечали бы самому себе, и записывайте ответы в том порядке, как они вам приходят на ум, не задумываясь об их порядке. Отвечайте быстро, время ответов ограничено 8 минутами.

                                        Приложение 3. Методика «ценностные ориентации» (м. Рокич) [22] стимульный материал

                                        Список А (терминальные ценности)

                                        активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

                                        жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

                                        здоровье (физическое и психическое)

                                        интересная работа

                                        красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

                                        любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

                                        материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

                                        наличие хороших и верных друзей

                                        общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

                                        познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

                                        продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

                                        развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

                                        развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

                                        свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

                                        счастливая семейная жизнь

                                        счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

                                        творчество (возможность творческой деятельности)

                                        уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

                                        Список Б (инструментальные ценности)

                                        аккуратность (чистоплотность),умение додержать в порядке вещи, порядок в делах

                                        воспитанность (хорошие манеры)

                                        высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

                                        жизнерадостность (чувство юмора)

                                        исполнительность (дисциплинированность)

                                        независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

                                        непримиримость к недостаткам в себе и других

                                        образованность (широта знаний, высокая общая культура)

                                        ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

                                        рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

                                        самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

                                        смелость в отстаивании своего мнения, взглядов

                                        твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

                                        терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

                                        широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

                                        честность (правдивость, искренность)

                                        эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

                                        чуткость (заботливость)

                                        Приложение 4. Методика семантического дифференциала — бланк ответов [36]

                                        Инструкция

                                        Пожалуйста, оцените предложенные Вам понятия по 7- балльным шкалам. Полюса этих шкал представлены противоположными по смыслу прилагательными, например, «печальное — радостное». Левому полюсу соответствует оценка «1», а правому – «7». Цифру, соответствующую Вашей оценке, нужно зачеркнуть. Чем ближе Ваша оценка к левому прилагательному, тем меньше должно зачёркнутое число и наоборот. Две цифры зачёркивать нельзя. Начинайте с понятия под номером 1. Оценивая его, последовательно переходите от одной шкалы к другой, не пропуская ни одной строчки. Когда Вы оцените по всем шкалам первое понятие, переходите ко второму и т.д. Вам может показаться, что некоторые прилагательные совершенно не подходят к понятию. Тем не менее, оцените и его тоже, как покажется наиболее правильным. Этот тест предназначен для исследования Ваших представлений, поэтому в нём не может быть правильных или неправильных ответов. Отвечайте так, как сочтёте нужным.

                                        Печальное

                                        1234567

                                        Радостное

                                        Глубокое

                                        1234567

                                        Мелкое

                                        Холодное

                                        1234567

                                        Горячее

                                        Приятное

                                        1234567

                                        Противное

                                        Тяжёлое

                                        1234567

                                        Лёгкое

                                        Медленное

                                        1234567

                                        Быстрое

                                        Горькое

                                        1234567

                                        Сладкое

                                        Сильное

                                        1234567

                                        Слабое

                                        Спокойное

                                        1234567

                                        Бурное

                                        Хорошее

                                        1234567

                                        Плохое

                                        Маленькое

                                        1234567

                                        Большое

                                        Активное

                                        1234567

                                        Пассивное

                                        Грязное

                                        1234567

                                        Чистое

                                        Мягкое

                                        1234567

                                        Твёрдое

                                        Бодрое

                                        1234567

                                        Вялое

                                        Красивое

                                        1234567

                                        Уродливое

                                        Нежное

                                        1234567

                                        Суровое

                                        Острое

                                        1234567

                                        Тупое

                                        Печальное

                                        1234567

                                        Радостное

                                        Глубокое

                                        1234567

                                        Мелкое

                                        Холодное

                                        1234567

                                        Горячее

                                        Приятное

                                        1234567

                                        Противное

                                        Тяжёлое

                                        1234567

                                        Лёгкое

                                        Медленное

                                        1234567

                                        Быстрое

                                        Горькое

                                        1234567

                                        Сладкое

                                        Сильное

                                        1234567

                                        Слабое

                                        Спокойное

                                        1234567

                                        Бурное

                                        Хорошее

                                        1234567

                                        Плохое

                                        Маленькое

                                        1234567

                                        Большое

                                        Активное

                                        1234567

                                        Пассивное

                                        Грязное

                                        1234567

                                        Чистое

                                        Мягкое

                                        1234567

                                        Твёрдое

                                        Бодрое

                                        1234567

                                        Вялое

                                        Красивое

                                        1234567

                                        Уродливое

                                        Нежное

                                        1234567

                                        Суровое

                                        Острое

                                        1234567

                                        Тупое

                                        Печальное

                                        1234567

                                        Радостное

                                        Глубокое

                                        1234567

                                        Мелкое

                                        Холодное

                                        1234567

                                        Горячее

                                        Приятное

                                        1234567

                                        Противное

                                        Тяжёлое

                                        1234567

                                        Лёгкое

                                        Медленное

                                        1234567

                                        Быстрое

                                        Горькое

                                        1234567

                                        Сладкое

                                        Сильное

                                        1234567

                                        Слабое

                                        Спокойное

                                        1234567

                                        Бурное

                                        Хорошее

                                        1234567

                                        Плохое

                                        Маленькое

                                        1234567

                                        Большое

                                        Активное

                                        1234567

                                        Пассивное

                                        Грязное

                                        1234567

                                        Чистое

                                        Мягкое

                                        1234567

                                        Твёрдое

                                        Бодрое

                                        1234567

                                        Вялое

                                        Красивое

                                        1234567

                                        Уродливое

                                        Нежное

                                        1234567

                                        Суровое

                                        Острое

                                        1234567

                                        Тупое

                                        Печальное

                                        1234567

                                        Радостное

                                        Глубокое

                                        1234567

                                        Мелкое

                                        Холодное

                                        1234567

                                        Горячее

                                        Приятное

                                        1234567

                                        Противное

                                        Тяжёлое

                                        1234567

                                        Лёгкое

                                        Медленное

                                        1234567

                                        Быстрое

                                        Горькое

                                        1234567

                                        Сладкое

                                        Сильное

                                        1234567

                                        Слабое

                                        Спокойное

                                        1234567

                                        Бурное

                                        Хорошее

                                        1234567

                                        Плохое

                                        Маленькое

                                        1234567

                                        Большое

                                        Активное

                                        1234567

                                        Пассивное

                                        Грязное

                                        1234567

                                        Чистое

                                        Мягкое

                                        1234567

                                        Твёрдое

                                        Бодрое

                                        1234567

                                        Вялое

                                        Красивое

                                        1234567

                                        Уродливое

                                        Нежное

                                        1234567

                                        Суровое

                                        Острое

                                        1234567

                                        Тупое

                                        Приложение 5. Убеждающая сила рекламы [29]

                                        Рекламный ролик

                                        Рекламируемый товар

                                        Основное лицо (лица), рекламирующее

                                        товар

                                        Типы убеждающих обращений

                                                15)

                                                Приложение 6. Примеры телевизионного насилия [29]

                                                Количество актов насилия, в которых

                                                Детские передачи

                                                Передачи для взрослых

                                                Мультфильмы

                                                Художественные фильмы, детские передачи

                                                1. Жертва явно испытывает боль;
                                                1. Негативный исход;
                                                1. Насилие остаётся безнаказанным;
                                                1. Позитивный исход;
                                                1. Акты насилия совершает

                                                «плохой парень»

                                                1. Акты насилия совершает

                                                «хороший парень»

                                                Общее количество

                                                актов насилия

                                                Приложение 7. Хорошие и плохие новости [29]

                                                Инструкция. Существует много способов оценки распространенности просоциального или альтруистического поведения в обществе, в том числе непосредственное наблюдение и интервью. В обществе, которое так сильно зависит от средств массовой информации, одним из весьма эффективных способов изучения распространенности просоциального поведения и ее сравнения с распространенностью антисоциального поведения является изучение освещения этого поведения в программах новостей. Проанализируйте содержание ваших любимых телевизионных выпусков новостей в течение одной недели и запишите число сообщений о просоциальных и антисоциальных событиях, а также число нейтральных событий.

                                                Включайте в графу просоциальных событий добрые поступки, оказание помощи, награды, благотворительные пожертвования и рассказы об успехах. К категории антисоциальных новостей относите сообщения о войнах, убийствах, изнасилованиях, актах вандализма и словесных нападках. Нейтральные новости будут включать в себя биржевые отчеты, прогнозы погоды, спортивные результаты, сообщения о новых законах или ценах на продукты питания и тому подобную информацию. Подробно описывайте эти пункты, особенно те из них, которые Подробно описывайте эти пункты, особенно те из них, которые нельзя однозначно отнести к какой-либо категории, чтобы их можно было потом обсудить на занятиях.

                                                Бланк наблюдения

                                                Канал _________________

                                                Местные или федеральные новости____________

                                                День недели

                                                Нейтральные

                                                Просоциальные

                                                Антисоциальные

                                                1. Сколько вы насчитали просоциальных событий? Антисоциальных? Нейтральных?

                                                2. Какие выводы можно сделать из ваших результатов?

                                                3. Отражает ли частота сообщений о просоциальных событиях в программах новостей их истинную частоту в реальной жизни?

                                                Приложение 8

                                                Анкета

                                                Массово-коммуникативные ориентации [43]

                                                1. Из СМК Вы отдаёте предпочтение…

                                                Газетам

                                                Журналам

                                                Телевидению

                                                Радио

                                                Интернету

                                                Другое

                                                1. Какие типы газет Вам нравятся больше всего?

                                                _________________________________________

                                                1. Напишите названия Ваших любимых газет: ________________________________________
                                                2. Какие типы журналов Вам нравятся больше всего?

                                                __________________________________________

                                                1. Напишите названия ваших любимых журналов:

                                                _____________________________________________

                                                1. Какие типы телепрограмм Вам нравятся больше всего?

                                                ______________________________________________

                                                1. Напишите названия предпочитаемых вами телеканалов:

                                                _________________________________________________

                                                1. Напишите названия предпочитаемых вами телепередач:

                                                _______________________________________________

                                                1. Какие типы радиопередач Вам нравятся больше всего?

                                                ________________________________________________

                                                1. Напишите названия предпочитаемых вами радиостанций:

                                                ____________________________________________________

                                                1. Напишите названия предпочитаемых вами радиопередач:

                                                _________________________________________________________

                                                1. Ваши любимые вебсайты (те, к которым обращаетесь чаще всего) – это…

                                                _________________________________________________________

                                                Валентина Викторовна Колосова

                                                «Психология средств массовой коммуникации (смк)»

                                                Электронное учебно-методическое пособие

                                                35