МП История психологии

МГТА

психологический факультет

кафедра психологии

Методическое пособие по дисциплине

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

для организации самостоятельной работе студента очной формы обучения

1.Автор и составитель пособия кандидат психологических наук, Анна Викторовна Литвинова

2.Общий объем самостоятельной работы студента по дисциплине —

116 часов

Москва 2012

3. ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Методические рекомендации по дисциплине «История психологии» призваны помочь студенту правильно организовать самостоятельную работу по изучению всех тем, которые предусмотрены программой. На самостоятельное изучение дисциплины в соответствии с тематическим планом отводится 116 часов.

Самостоятельная работа студента – это постоянно действующая система работы с учебниками, научной литературой, поиски ответов на поставленные вопросы и выполнение заданий. Организуя самостоятельную работу, студент изучает научную литературу, опираясь на программу и информацию, полученную на лекциях. Для продвижения в усвоении материала, студенту необходимо сопоставлять информацию из разных источников, дополняя и уточняя полученные знания. Только в этом случае изучаемый материал может быть усвоен, поскольку студент не только может его понять и запомнить, но и научиться применять полученные знания для анализа проблем становления и развития психологической науки.

В методическом пособии приводятся вопросы и задания для самостоятельной работы по каждой теме дисциплины. Эти вопросы необходимо использовать для самопроверки, продумывать ответы на них после ознакомления с рекомендованной научной литературой. Одной из форм контроля самостоятельной работы студентов является написание реферата. Требования к написанию и оформлению реферата приведены в пособии.

Тема 1. Введение в историю психологии. Представления о психике в философии и религии Древнего Востока

10 стр., 4612 слов

Методические указания к самостоятельной работе для студентов специальности «Социальная работа» дневной формы обучения

... ФЕМИНОЛОГИЯ Методические указания к самостоятельной работе для студентов специальности «Социальная работа» дневной формы обучения Одобрено ... такие дисциплина как «Социология», «История», «Психология», «Культурология», «Социальная антропология». Фактически содержание этих дисциплин, ... политики государства. - уметь ориентироваться в вопросах гендерной теории, оперировать важнейшими гендерными понятиями ...

Предмет и задачи истории психологии; функции истории психологии в современной психологической науке. История психологии в ситуации цивилизационного слома.

Причины формирования представлений о душе. Природа мифологических представлений. Зависимость филогенетического изменения человеческой психики и возникновения психологии. Принципы организации представлений в сознании (партиципация и причинность).

Понятие формы мышления. Черты коллективных представлений. Подходы к изучению первобытного мышления в английской антропологической (Тейлор, Фрезер) и французской социологических школах (Леви-Брюль,Дюркгейм).

Понятия: гилозоизм, аниматизм, анимизм.

Представления о психике в философии и религии Древнего Востока: представления о душе в Брахманизме, Джайнизме, Буддизме и Индуизме: общие черты и различия.

Количество часов самостоятельной работы студента – 9.

В данной теме основным является вопрос о понимании истории психологии как процесса изменения предмета, методов, основных проблем психологического познания и психологических понятий. На основе обязательной литературы проанализируйте предмет и задачи истории

2

психологии; функции и этапы развития психологии. Сравните и обоснуйте принципиальное различие во взглядах на предмет и этапы А.Н. Ждан, Т.Д. Марцинковской и В.К. Шабельникова. Обратите внимание на причины формирования представлений о душе в истории психологии, определяющие своеобразие представлений о душе в религии и философии в доантичный период.

Изучите и обоснуйте подходы к пониманию первобытного мышления в английской антропологической (Тейлор, Фрезер) и французской социологических школах (Леви-Брюль,Дюркгейм).

Самостоятельно проанализируйте представления о психике в философии и религии Древнего Востока: представления о душе в Брахманизме, Джайнизме, Буддизме и Индуизме, выявите общие черты и различия.

6 стр., 2832 слов

История и предыстория психологической науки, Основная психологическая проблематика, Развитие психологии в рамках философии.

... . Развитие материалистических представлений тесно связано с успехами в естествознании. Наивысшей формы они достигают в психологии, базирующейся на философии диалектического и исторического ... как новое название для науки о душе. ............................................ Материалистические и идеалистические направления изучения психики в истории психологии. Общей и основной закономерностью развития ...

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 1.

1.Теоретические и методологические основы истории психологии.

2.Предмет и задачи Истории психологии.

3.Периодизация истории психологии.

4.Принципы историко-психологическогоанализа.

5.Методы и источники Истории психологии.

6.Функции истории психологии.

7.Люди в глубокой древности интересовались такой стороной жизни, которая в настоящее время известна как жизнь психическая, но объясняли ее крайне наивно. Так, в первобытном обществе существовало представление о наличии души не только у человека, но и у животных, растений, предметов. Однако эта душа понималась как существующая независимо от «тела» (анимизм, анимистические взгляды на психику; душа и тело существуют параллельно и независимо друг от друга).

Аргументируйте, почему были возможны эти взгляды, на каких наблюдениях они основывались?

Раскройте, почему они до сих пор живы, например, в виде элементов

некоторых современных религиозных верований?

8.Изложите основные положения (не более 1-йстраницы) подходов к пониманию первобытного мышления в английской антропологической и французской социологических школах.

9.Дайте краткую характеристику (1-2страницы) представлениям о душе в Брахманизме, Джайнизме, проанализируйте их изменения в Буддизме и Индуизме.

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития Клинико-психологические характеристики задержки психического развития

В детском возрасте замедленный темп психического развития встречается значительно чаще, чем психическое недоразвитие. Обычно задержки психического развития (ЗПР) диагностируются у детей к окончанию дошкольного возраста или при поступлении в школу. ЗПР проявляется: а) в снижении общего запаса знаний; б) в ограниченности представлений; в) в малой интеллектуальной целенаправленности. В отечественной ...

Литература:

Обязательная: 1, 3, 4, 5 Дополнительная: 27, 28, 72

Тема 2. Развитие психологических теорий в период античности и

средневековья

Представления о душе в античной философии: Материалистическое и идеалистическое понимание души в античности. Идея единства природы души и внешнего мира в милетской школе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и у

3

Гераклита. Мистические школы орфиков и пифагорейцев. Девальвация образа мирового субъекта в концепциях софистов (Протагор, Горгий).

Античный материализм Левкиппа и Демокрита.

Душа как формирующая сила (Сократ, Платон).

Проблема общих понятий у Платона как основание идеализма в философии и психологии. Основные идеи учения Аристотеля о душе как деятельности тела. Уровни организации души по Демокриту, Платону и Аристотелю. Понимание души в концепциях эллинизма (Эпикур, стоики, Гален, Филон, Плотин).

Проблема души в средневековой философии и теологии (Аврелий Августин, Эриугена, Пьер Абеляр).

Психологические концепции арабских ученых (Ибн аль-Хайсам,Ибн Сина, Ибн Рушд).

Психологические концепции позднего средневековья (Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Оккама, Майстер Экхард, Николай Кузанский).

Количество часов самостоятельной работы студента – 11.

Основной проблемой данной темы является развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философских учений о сознании. Главная задача данной темы состоит в понимании становления предмета психологии и метода исследования психики в философский период.

Проанализируйте представления о душе в античной философии, обратите внимание на материалистическое и идеалистическое понимание души в античности, а также понимание души как деятельности тела.

Изучая проблемы души в средневековой философии и теологии проследите их динамику на каждом этапе (апологетики, исторически предшествующим Средневековью (II—IVвв.), патристики(IV-VIIIвв.) и схоластики(XI-XIVвв.)).Рассматривая психологические концепции арабских ученых, приведите примеры экспериментальных исследований.

20 стр., 9834 слов

Психология профессионального развития проблема профориентации и выбора профессии, проблема проф

Курсовая работа на тему «Психология профессионального развития: проблема профориентации и выбора профессии, проблема профотбора, обучения и адаптации» Студентки:. 3 курс, очное отделение Специальность «Психология» Руководитель:. Москва 2009 Оглавление Введение. 3 1. История становления профориентации. 6 1.1 Зарубежная история становления. 6 1.2 Отечественная история становления. 9 2. ...

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.

1.Преодолев анимизм, представители натурфилософии VII-Vвв. до н.э. (Фалес, Анаксимен и Гераклит), создали учение — гилозоизм, которое раскрывает, что душа есть у всей материи (душа неотъемлемая часть материи — «одушевленная материя»).

Атомистов (философыматериалистыV-Iвв. до н.э. Демокрит, Эпикур и Лукреций) не устраивал гилозоизм натурфилософов. Развивая идеи натурфилософов, они представили толкование души как органа, «оживотворяющего тело». Орган этот руководит духом (иначе, разумом).

Дух и душа — органы тела и образуются из мелких шаровидных, наиболее подвижных атомов. Раскройте, в чем заключается прогрессивное развитие психологических воззрений в учении атомистов.

2.Приведите аргументы, почему на смену взглядам атомистов пришел идеализм (Платон, 428-348гг. до н.э.).

Обоснуйте, что приход идеализма был предопределен предыдущим этапом развития психологических представлений.

3.Что нового внес Аристотель в объяснение соотношения души и тела?

4

Можно ли сказать, что Аристотель преодолел дуализм Платона?

4.Как вы оцениваете начало дифференциации знаний «внутри психического» (Гален, II в. до н.э.) с точки зрения перспектив развития психологических взглядов в идеалистическом или материалистическом направлениях?

5.Обоснуйте связь идеалистической трактовки сознания (Плотин, Августин, III-Vвв. н.э.) с рождением интроспекции как метода психологии.

6 стр., 2805 слов

Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России

© Информационное общество, 1999, вып. 3, с. 47 - 51. Емельянов Геннадий Васильевич - кандидат физико-математических наук, сотрудник Аппарата Совета Безопасности Российской Федерации Лепский Владимир Евгеньевич - начальник отдела Института психологии РАН Стрельцов Анатолий Александрович - профессор, доктор технических наук сотрудник Аппарата Совета Безопасности Российской Федерации Введение В ...

6.По вашему мнению, имеются ли в современной психологии проявления интроспективного метода в изучении психических явлений? Если наблюдаются, то приведите пример, а если нет, то как и чем подтвердите его полное отсутствие как метода необъективного?

7.Кратко (1-2страницы) раскройте психологические предпосылки изменения представлений о душе в период перехода от античности к христианству.

Литература:

Обязательная: 1, 3, 4, 5 Дополнительная: 2, 30, 38, 39, 72

Тема 3. Психологические теории эпоху Возрождения и Нового времени

Развитие психологии в эпоху Возрождения (Майстер Экхард, Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Хуан Луис Вивес, Хуан Уарте, Мартин Лютер, Жан Кальвин).

Развитие эмпиризма в психологии: Эмпирическое познание души и учение об идолах Ф. Бэкона. Томас Гоббс как продолжатель эмпирической науки. Дж. Локк как основоположник английской эмпирической психологии.

Развитие психологии в рационализме Р. Декарта. Метод универсального сомнения Р. Декарта и его роль в определении сознания. История психофизиологической проблемы. Психофизическое взаимодействие по Р. Декарту. Материалистический монизм Б. Спинозы. Психофизический параллелизм Г.В. Лейбница. Дуализм и параллелизм в решении психофизиологической проблемы. Решение психофизиологической проблемы как «антиномии-проблемы».Джон Локк — родоначальник эмпирической психологии.

Количество часов самостоятельной работы студента – 11.

Основной в данной теме является проблема развития психологических знаний в рамках философских учений о сознании. Главная задача данной темы

– проанализировать предпосылки зарождения нового предмета психологической науки как науки о сознании, который окончательно был сформулирован в Новое время.

2 стр., 801 слов

Психология развития.Что такое психический процесс.Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства

Содержание 1. Основные термины 1.1. Что такое психический процесс…………………………………3 1.2. Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства……………………..3 2. Какие психологические условия должны быть созданы в детском саду для того чтобы подготовить ребенка к школе……………….…..5 3. Какие психологические условия должны быть созданы в ДОУ для реализации в ФГОС ДО ...

Обратите внимание, что в эпоху Возрождения новым аспектом психолого-философскихработ выступило исследование проблемы способностей, определите их основные направления.

5

Проанализируйте, в чем заключается революционный характер открытия Р. Декартом (1596-1650)рефлекторной природы психики. Выявите, какие положения его теории подверглись критике со стороны материалистов Гоббса(1588-1679)и Спинозы(1632-1677).Обоснуйте, как на ваш взгляд, можно оценить распространение Гоббсом и Спинозой законов механики на объяснение душевных явлений: как прогресс или как тормоз в развитии научных взглядов на психику. Дайте краткую характеристику основных идей Лейбница(1646-1716).Выявите и обоснуйте, что нового он внес в научную психологию, и что ему удалось лучше, чем материалистам.

Проанализируйте, что такое эмпирическая психология, и в чем состоят основные идеи Локка, положившие начало ее развитию. Раскройте, чем объясняется противоречие локковского понятия о рефлексии с его же взглядами на происхождение всех знаний из опыта и как оно повлияло на дальнейшее развитие психологии.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 3.

1.Дайте краткую (не более 1-йстраницы) характеристику психологической проблематике в эпоху Возрождения и Нового времени, с чем это было связано?

2.Одним из центральных вопросов психологии Нового времени стало переосмысление предмета психологии, в чем оно заключалось? Какие новые тенденции развития психологической науки были заложены в этот период?

3.В чем историческое значение учения Декарта для последующего развития психологии?

4.Что необходимо познавать в человеке и что должен делать человек по Б. Спинозе?

5.Обоснуйте, почему Джона Локка (1632-1704)принято считать родоначальником эмпирической психологии, в чем проявлялся его дуализм?

Литература:

Обязательная: 1, 3, 4, 5

Дополнительная: 6, 16, 13, 14, 18, 22, 24, 32, 33, 42, 73, 79

Тема 4. Развитие психологии в XVIII в.

Психологические проблемы в теориях французских просветителей (Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Ш. Бонне, К. Гельвеций, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П.Ж. Кабанис).

Исследование проблем в немецкой психологии (В. Вольф, И. Кант).

Зарождение и развитие ассоциативной психологии: Д. Беркли, понятие о внутреннем опыте. Д.Юм – рождение идеалистического ассоцианизма. Д. Гартли – основатель ассоциативной психологии. Основные черты английского ассоцианизма (атомизм, сенсуализм и механицизм).

Количество часов самостоятельной работы студента – 9.

Ключевым в данной теме является вопрос о переосмыслении предмета психологии. Проанализируйте постановку этой проблемы мыслителями XVIII

6

вв. Обратите внимание на то, что в XVIII в. была доказана необходимость построения объективной науки и несмотря на доминирование механицизма, появились первые концепции, связывающие психику с культурной и географической средой.

Проанализируйте психологические проблемы в теориях французских просветителей, обоснуйте как идеи Локка о процессе познания и роли ощущений в развитии содержания сознания и идея Декарта о рефлексе как движущей силе поведения развивались во французской психологии.

При изучении проблем в немецкой психологии, обратите внимание на доминирующие в ней идеи рационализма и утверждение активного характера всех познавательных процессов, связанного с врожденной активностью души.

Зарождение и развитие ассоциативной психологии, положившей начало выделения психологии в самостоятельную науку, независимую от философии и имеющую собственный предмет и понятийный аппарат. Проанализируйте основные черты английского ассоцианизма (атомизм, сенсуализм и механицизм).

Обратите внимание на признание закона ассоциации главным законом психологии и появление ассоцианизма как господствующего психологического направления.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 4

1.Раскройте факторы, способствовавшие развитию сенсуалистической психологии в XVIII в.

2.Обоснуйте специфику психологической проблематики в английской, французской и немецкой психологии.

3.Дайте краткую характеристику (1-2страницы) психологической проблематики английской, французской и немецкой психологии.

4.Развитие психологических взглядов после Локка пошло по идеалистическому и материалистическому направлениям, хотя представители обоих направлений опирались на идеи Локка. Покажите на взглядах материалистов Гартли (1705-1757),Дидро(171З-1784)и идеалистов во главе с Дж. Беркли(1685-1753),что их идеи являются логическим продолжением идей Локка, а также аргументируйте, почему произошло такое раздвоение учения Локка.

5.С чем связано появление первой психологической школы?

6.В чем заключается материалистическое (Гартли и др.) и идеалистическое (Беркли и др.) толкования закона ассоциации?

7.Современная психология о роли закона ассоциации в развитии психической жизни.

Литература:

Обязательная: 1, 3, 5

Дополнительная: 6, 16, 13, 14, 18, 22, 24, 32, 33, 42, 73, 79

Тема 5. Развитие психологии в XIX в.

Развитие естествознания и неудовлетворенность механистическим объяснением в психологии. Начало кризиса ассоцианизма в ХIХ в. («ментальная механика» Джеймса Милля и «ментальная химия» Джона Ст.

7

Милля).

Концепция «проб и ошибок» (А. Бэн).

Эволюционная психология (Г. Спенсер, Ч. Дарвин).

Теория статики и динамики представлений (И.-Ф.Гербарт).

Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. Исследования физиологии нервной системы и органов чувств (Ч. Белл,И. Мюллер, Э.Г. Вебер, Г. Гельмгольц, Ф. Галь и др. ) и развитие психофизики (Э. Вебер, Г.Т. Фехнер) как источники формирования экспериментальной психологии.

Экспериментальная психология В. Вундта. Развитие объективной экспериментальной психологии. Исследования памяти Г. Эббингаузом.

Количество часов самостоятельной работы студента – 9.

Основной проблемой темы выступает выделение психологии в самостоятельную науку. Задача изучения темы состоит в освоении логики развития учеными XIX в. представлений о важности пересмотра критериев, методологических принципов научного познания и на их основе, поиски предмета психологии и нового метода.

Рассмотрите влияние позитивизма и эволюционной теории на трансформацию психологии в объективную науку и поиски объективного метода: выявите специфику концепций в каждом направлении, определите их роль в дальнейшем становлении психологии.

Обратите внимание, что открытие в физиологии (Ч. Белл и Ф. Мажанди) различий между чувствительными и двигательными нервами, дополнило представления о несходстве психики (рефлекса) с механическим движением (Прохазка, Галлер).

Рефлекс из философского понятия превратился в экспериментально подтвержденный материальный, биологический факт: раздражение чувствительного нерва — нервный импульс в нервный центр (спинной мозг) — от него по двигательному нерву к мышце — таков путь рефлекса, имеющий форму дуги (рефлекторная дуга).

Проанализируйте основные положения экспериментальной психологии В. Вундта, приведите примеры экспериментальных исследований, проведенных в открытой им первой психологической лаборатории.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 5.

1.Кратко (1-2страницы) назовите предмет психологии, содержание психики и метод исследования в классических теориях ассоцианизма.

2.Обоснуйте данными физиологии ставшие общепринятыми в 1-йполовине XIX в. представления психологов о свойственных организму двух разрядах движений — произвольных (сознательных) и непроизвольных (бессознательных, рефлекторных).

3.Почему, на ваш взгляд, Вундт считал, что невозможно экспериментально исследовать мышления и другие высшие познавательные процессы?

Литература:

Обязательная: 1, 3, 5

Дополнительная: 10, 17, 19, 27, 34, 36, 41, 46, 67, 74

8

Тема 6. Становление психологических школ на рубеже XIX — XX веков

Содержание сознания и проблемы его экспериментального изучения в психологических школах: структурализм (Э. Титченер); Вюрцбургская школа (Ю.Кюльпе, Н. Ах, К. Бюлер, О. Зельц); функционализм (Европа — Ф. Брентано, К. Штумпф; США — В. Джемс, Д.Дьюи, Р. Вудворс); французская (Т. Рибо, П. Жане, Э. Дюркгейем, Л. Леви-Брюль,Г. Тард); описательная психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер).

Количество часов самостоятельной работы студента – 9.

Основной в данной теме является проблема развития психологии в период до открытого кризиса. Задача изучения темы заключается в выявлении предпосылок возникновения и специфики развития ряда психологических школ, раскрывших необходимость создания новой методологии изучения психики. Проанализируйте содержание сознания и проблемы его экспериментального изучения в психологических школах: структурализм; Вюрцбургская школа; европейский и американский функционализм; французская и описательная психология.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 6.

1.Главные разногласия представителей психологических школ были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения, кратко (1-2страницы) раскройте их специфику.

2.Обоснуйте, почему Рибо считается основателем экспериментальной психологии во Франции?

3.Достоинства и недостатки психологических подходов в структурализме и функционализме.

4.Достоинства и недостатки описательной и объяснительной психологии.

5.Обоснуйте, каким образом был усовершенствован метод интроспекции в структурализме и чем различались методы исследования в структурализме, Вюрцбургской и французской психологической школе

6.Почему Рубинштейн назвал описательную психологию вершинной?

Литература:

Обязательная: 1, 3, 5

Дополнительная: 10, 17, 19, 27, 34, 36, 41, 46, 67, 74

Тема 7. Кризис в психологии. Становление и развитие в XX веке бихевиоризма и необихевиоризма

Факторы, повлиявшие на содержание и динамику методологического

кризиса в психологии. Изменение взглядов на предмет психологии в бихевиоризме (Э. Торндайк, Дж. Уотсон).

Окружающая среда и научение как основа формирования поведения.

Становление необихевиоризма (У. Хантер, К. Лешли, К Халл), «Когнитивный необихевиоризм» Э. Толмена. «Оперантный бихевиоризм» Б.

9

Скиннера. Теория социального научения (Д.Г Мид, Д. Доллард, Н. Миллер, Д.Б. Роттер, А. Бандура)

Количество часов самостоятельной работы студента – 11.

Основной проблемой являются общие тенденции и причины методологического кризиса психологии и своеобразие развития зарубежной психологии. Основная задача данной темы состоит в изучении содержания и динамики протекания психологического кризиса и знакомство со спецификой предмета психологии в бихевиоризме как «объективном направлении».

Проанализируйте факторы, повлиявшие на содержание и динамику методологического кризиса в психологии. Изучая взгляды на предмет психологии в бихевиоризме, приведите примеры экспериментальных исследований, определите их достоинства и недостатки.

Рассматривая становление теорий необихевиоризма, определите, как исследователи преодолевали несостоятельность бихевиоризма

Вопросы для самостоятельной работы по теме 7.

1.В чем суть и причины кризиса в психологии? Преодолен ли он к началу XXI

в.?

2.Дайте краткую характеристику бихевиоризму и необихевиоризму:

что нового внесло каждое научное направление в психологию;

почему бихевиористы исключили сознание из предмета психологии;

чем были вызваны исследования в данных направлениях;

какую роль в развитии научных знаний о психике сыграли исследования бихевиористов и необихевиористов (гипотезы, выводы, открытия);

в чем заключается современное значение этих выводов для психологии;

в чем исследовательская сила и методологическая слабость бихевиоризма?

Литература:

Обязательная: 1,2, 3, 5

Дополнительная: 7, 8, 25, 26, 34, 37,45, 48, 65

Тема 8. Становление и развитие в XX веке гештальтпсихологии и генетической психологии

Проблемы предмета психологии в Берлинской (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер) и Лейпцигской (Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, A. Зандер и др.) школах: теории и эксперименты. Динамическая теория личности К. Левина. Разработка проблемы мотивации в научной школе К. Левина (Б.В. Зейгарник, Т. Дембо, А. Карстен и др.).

Генетическая психология как преодоление противоречий гештальтпсихологии и бихевиоризма. Теория развития детского мышления Ж. Пиаже: понятие схемы, механизмы и этапы. Особенности детского мышления: эгоцентризм, синкретизм, трансдукция, артификализм, анимизм, нечувствительность к противоречиям. Критика положений Пиаже в работах Штерна и Л.С. Выготского. Трактовка Д.С. Брунером феноменов Пиаже.

10

МП История психологии — Стр 2

Количество часов самостоятельной работы студента – 9.

Основной проблемой является специфика предмета психологии и экспериментальных исследований в гештальтпсихологии и генетической психологии Основная задача изучения темы заключается в усвоении представлений о предмете и методах исследования в гештальтпсихологии как «целостной психологии» и генетической психологии, преодолевающей противоречия гештальтпсихологии и бихевиоризма.

Проанализируйте понимание предмета психологии в Берлинской и Лейпцигской школах, выявите основные положения теории и приведите примеры экспериментов. Рассмотрите основные положения, принципы и понятия «теории психологического поля» К. Левина. Особое внимание обратите на разработанные К. Левиным и его учениками серии экспериментов, внимательно изучите методику проведения и полученные результаты.

Познакомьтесь с проблемами психического развития, которые исследовал Ж. Пиаже. Для углубленного понимания вклада Ж.Пиаже в исследование проблемы психического развития уточните содержание основных понятий, «феноменов Пиаже» и метода клинической беседы. Приведите примеры экспериментов. Обоснуйте особенности детского мышления: эгоцентризм, синкретизм, трансдукция, артификализм, анимизм, нечувствительность к противоречиям. Проанализируйте критику положений Пиаже в работах Штерна и Л.С. Выготского. Раскройте трактовку Д.С. Брунером феноменов Пиаже.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 8

1.Дайте краткую характеристику трем школам гештальтпсихологии:

что нового внесла каждая школа в психологию;

чем были вызваны исследования в данном направлении;

какую роль в пополнении научных знаний о психике сыграли исследования (гипотезы, выводы, открытия) каждой школы;

каково современное значение этих выводов для психологии;

2.Проведите сравнительный анализ подхода к проблеме мышления в бихевиоризме и гештальтпсихологии

3.Аргументируйте, почему генетическая психология преодолевает противоречия гештальтпсихологии и бихевиоризма.

Литература:

Обязательная: 1,2, 3, 5

Дополнительная: 7, 8, 25, 26, 34, 37,45, 48, 65

Тема 9. Становление и развитие психоанализа в XX веке

Проблема бессознательного в «дофрейдистскую» эпоху. Развитие концепций бессознательного. «Негативное» и «позитивное» определения бессознательного. Роль З. Фрейда в разработке проблемы бессознательного. Методы исследования бессознательного.

Развитие идей классического психоанализа в аналитической психологии К. Юнга, индивидуальной психологии А. Адлера. «Коллективное бессознательное» и «архетипы» в творчестве К.Г. Юнга. Компенсация как

11

механизм развития бессознательных чувств неполноценности и стремления к превосходству, его виды по Адлеру.

Развитие психоанализа в первой половине XX века в работах К. Хорни, В Райх, О. Ранк, Х.С. Салливан. Теории неофрейдизма второй половине XX века (Э. Фромм, А.Фрейд, М. Клейн, Д. Боулби, Э.Эриксон).

Количество часов самостоятельной работы студента – 9.

Ключевой является проблема становления и развития глубинной психологии. Главная задача данной темы состоит в усвоении основных положений и методов классического психоанализа и их пересмотр в теориях неофрейдистов и клинической практике.

Познакомьтесь с этапами творческого пути З. Фрейда в разработке проблемы бессознательного. Сопоставьте, как изменялась трактовка бессознательного на разных этапах становления психоанализа. Обоснуйте, как происходило развитие идей классического психоанализа в аналитической психологии К. Юнга, индивидуальной психологии А. Адлера. Определите и обоснуйте причины разногласий Фрейда с его последователями, которые противоречили их теоретическим, практическим и клиническим выводам.

Выявите, какие недостатки психоанализа пытались исправить К. Хорни, В Райх, О. Ранк, Х.С. Салливан. Осмыслите роль теорий неофрейдизма Э. Фромма, А.Фрейд, М. Клейн, Д. Боулби, Э.Эриксона в развитии психоаналитического направления.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 9

1.Дайте краткие характеристики основным концепциям психоанализа и неофрейдизма:

что нового внесли авторы каждой концепции в психологию;

чем были вызваны исследования в психоанализе и неофрейдизме;

какую роль в развитии научных знаний о психике сыграли исследования (гипотезы, выводы, открытия) школы;

каково их современное значение для психологии;

2.Какова специфика предмета и метода в психоаналитическом направлении?

3.В чем заключается развитие психоаналитический идей в теориях Юнга и Адлера?

4.Каковы основные проблемы развития психоаналитической теории и практики неофрейдистами?

5.В чем состоит специфика понимания К. Хорни психологической защиты?

6.Кто из психоаналитиков занимался этнопсихологическими проблемами?

Литература:

Обязательная: 1,2, 3, 5

Дополнительная: 1, 51-61,68-71,75-78,84, 85

12

Тема 10. Становление и развитие гуманистической и когнитивной психологии в XX веке

Естественнонаучная и гуманистическая стратегии исследования в психологии. Предпосылки и сущность гуманистической психологии. Г. Олпорт об уникальности личности. Теория самоактуализации А. Маслоу. Индирективная психотерапия К. Роджерса. Логотерапия В. Франкла.

Трансперсональная психология: гуманистические корни, предмет и методы проживания измененных состояний сознания (С. Гроф).

Когнитивная психология: предмет, принципы и методы (Д. Миллер, У. Найссер, Г. Келли).

Проблемы и перспективы развития современной зарубежной психологии.

Количество часов самостоятельной работы студента – 9.

Основная проблема темы — логика развития современной зарубежной психологии. Необходимо обратить внимание на место психологической науки в разных областях жизнедеятельности человека.

Обоснуйте предпосылки, философские основы и сущность гуманистической психологии как третьего пути в психологии. Для более глубокого понимания данного направления сопоставьте научные основания представлений Г. Олпорта об уникальности личности, теории самоактуализации А. Маслоу, индирективной психотерапии К. Роджерса и логотерапии В. Франкла, а также основные психологические проблемы и методы.

Обоснуйте, какие идеи Пиаже и Брунера нашли отражение в трудах представителей когнитивного направления. Изучите предмет, принципы и методы когнитивная психология, сравните теоретические и исследовательские позиции Д. Миллера, У. Найссера и Г. Келли. Отметьте, кто основатель Центра когнитивной психологии, уточните какие исследования в нем проводились.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 10

1.Дайте краткую характеристику основным концепциям гуманистической и когнитивной психологии:

что нового внесла каждая концепция в психологию;

чем были вызваны изыскания в данном направлении;

какую роль в прогрессе научных знаний о психике сыграли исследования (гипотезы, выводы, открытия) авторов;

каково современное значение этих выводов для психологии;

2.Естественнонаучная и гуманистическая стратегии исследования в психологии: противоборство или интеграция?

3.Какова специфика подходов к проблеме бессознательного в гуманистической, трансперсональной и когнитивной психологии?

4.Каковы тенденции развития современной зарубежной психологии?

Литература:

Обязательная: 1,2, 3, 5

Дополнительная: 4, 5, 8, 9, 11, 12, 34, 44, 50, 65, 80, 81, 82

13

Тема 11. Зарождение и становление отечественной психологии (конец XIX в. – первая половина XX в.)

Этапы развития российской науки. Основное отличие развития психологической проблематики в России XIX века. Дискуссии о специфике психологического и естественнонаучного подходов к изучению психологических явлений (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.Д. Юркевич, М.А. Антонович) на основе естественных наук, философии и лингвистики. Формирование эмпирического направления. М.М. Троицкий как основатель Московского психологического общества. Развитие психологии в рамках философии (в том числе религиозной) и естествознания. Психологические проблемы развития языка и мышления в трудах А.А. Потебни.

Понимание предмета и методов психологии, психической деятельности, произвольного поведения по И.М. Сеченову. «Рефлексологический» (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн) и «реактологический» (К.Н. Корнилов) период развития психологии. Психология «социального бытия» Г. Шпета. Проблема взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психики: биогенетическое (П.П. Блонский) и социогенетическое (А.Б. Залкинд) направления.

Проблема социокультурной обусловленности психики человека. Методологическое значение работ Л.С. Выготского. Предпосылки возникновения деятельностного подхода в психологии. Сущность деятельностного подхода в теориях С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Проблема интериоризации. Теория установки в психологической школе Д.Н. Узнадзе.

Количество часов самостоятельной работы студента – 11.

Основная проблема темы — логика зарождения и своеобразия развития психологических школ и направлений в России. Необходимо обратить внимание на основные проблемы, стоявшие перед психологами на каждом этапе развития российской и советской психологии.

Проанализируйте социокультурные предпосылки становления научной психологии в период 40-60-80-е годы XIX в. Обоснуйте одну из важнейших особенностей отечественной психологии, заключающуюся в том, что, ее развитие направляется не кафедрой, как на Западе, а литературой. Сопоставьте позиции в дискуссии о специфике психологического (К.Д. Кавелин) и естественнонаучного (И.М. Сеченов) подходов к изучению психологических явлений. Найдите аргументы, объясняющие, почему общество приняло программу И.М. Сеченова, которая стала основанием построения научной психологии. Обозначьте особенности психологических подходов в трудах М.М. Троицкого, М.И. Владиславлева, А.А. Потебни и др., которые заложили основные пути развития российской психологии.

Обоснуйте, как социальная ситуация, сложившаяся на рубеже веков привела к изменениям по отношению к науке и переосмыслению ее методологии. Изучите идеи В. Соловьева и его последователей (Л.М. Лопатин, С.Л. Франк), которые привели к возникновению принципиально нового

14

подхода, ориентированного на духовную философию. Обратите внимание на программу построения психологии Н.Я. Грота, как одного из инициаторов создания в России экспериментальной психологии и дореволюционную научную деятельность его ученика — Г.И Челпанова. Проанализируйте вклад А.Ф. Лазурского (основоположника дифференциальной психологии) в разработку новых методов исследования психического развития и развитие этих идей его учеником М.Я. Басовым.

Определите задачи, стоящие в период зарождения советской психологии, в 20-30-х годы XX века. Рассмотрите понимание предмета и методов психологии, психической деятельности, произвольного поведения по И.М. Сеченову. «Рефлексологический» (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн) и «реактологический» (К.Н. Корнилов) период развития психологии. Психология «социального бытия» Г. Шпета. Уточните понимание как решалась проблема взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психики: биогенетическое (П.П. Блонский) и социогенетическое (А.Б. Залкинд) направления; проблема социокультурной обусловленности психики человека. Определите методологическое значение работ Л.С. Выготского. Выявите предпосылки возникновения и сущность деятельностного подхода в теориях С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Познакомьтесь о основными положениями и понятиями теории установки в психологической школе Д.Н. Узнадзе.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 11

1.Обоснуйте своеобразие социальной ситуации, определившей формирование психологии в России.

2.Исследования, каких ученых обеспечили становлений экспериментальной психологии в России?

3.Раскройте различия во взглядах представителей биогенетического и социогенетического направлений на роль наследственности и среды.

4.Каковы разногласия по проблеме происхождения мышления и речи между Л.С. Выготским и П.П. Блонским?

5.В чем заключается преобразование идей Гегеля и Маркса в работах Л.С. Выготского?

Литература:

Обязательная: 1, 3, 5

Дополнительная: 3, 8, 21, 23, 29, 30, 31, 34, 62, 64, 65, 66

Тема 12. Современная отечественная психология: тенденции развития (вторая половина XX в.- начало XXI в.)

А.Н. Леонтьев: Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Соотношение значений и смыслов в социогенезе сознания. А.Р. Лурия как основатель нейропсихологии. Развитие Б.Г. Ананьевым идей В.М. Бехтерева. Проблемы психологии запоминания в исследованиях А.А. Смирнова. Школа дифференциальной психологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын).

Развитие идей Л.С. Выготского о генезисе ВПФ и роли знака в становлении психики ребенка (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер).

15

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Объект и предмет психологии в работах П.Я. Гальперина. Психология формирования мыслительной деятельности учащихся В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

Проблемы, перспективы развития современной отечественной психологии.

Количество часов самостоятельной работы студента – 9.

Основная проблема темы – основные направления исследований в современной отечественной психологии. Проанализируйте творческий путь и вклад А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна в разработку деятельностного подхода; Б.Г. Ананьева в разработку проблемы индивидуальности.

Рассмотрите проблемы психологии запоминания в исследованиях А.А. Смирнова. Обоснуйте, какие положения И.П. Павлова развивались в школе дифференциальной психологии Б.М. Тепловым и его последователями. Изучите теоретические и прикладные аспекты развития идей Л.С. Выготского о генезисе ВПФ и роли знака в становлении психики ребенка в трудах А.В. Запорожца, и Л.А. Венгера.

Обоснуйте основные положения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Выявите и объясните специфику объекта и предмета психологии в работах П.Я. Гальперина. Укажите, что нового внесено В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным в психологию формирования мыслительной деятельности учащихся.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 12

1.Дайте краткие характеристики основным направлениям исследования отечественных психологов:

что нового внесла каждая психологическая школа в психологию;

чем были вызваны изыскания в данном направлении;

какую роль в прогрессе научных знаний о психике сыграли исследования (гипотезы, выводы, открытия) школы;

каково современное значение этих выводов для психологии;

2.Как развивались идеи Л.С. Выготского в трудах «харьковской группы» психологов?

3.В чем заключается специфика становления психологии в России?

4.Как решаются проблемы управляемого формирования психических действий и процессов?

5.Какие тенденции наметились в развитии отечественной психологии?

Литература:

Обязательная: 1, 3, 5

Дополнительная: 4, 5, 8, 9, 11, 12, 20, 34, 44, 50, 65, 80, 81, 82

4. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.История психологии в ситуации цивилизационного слома.

2.Человек и мироощущении Востока (индуизм, даосизм. буддизм, конфуцианство).

16

3.Представления о душе в Античной философии (Фалес, Гераклит. Демокрит, Сократ).

4.Космическая природа души в теории Платона. Проблема понятий.

5.Функциональная природа души в теории Аристотеля.

6.Представления о душе и раннем христианстве (Плотин. Августин).

7.Психология человека в Исламе.

8.Возрождение философии и психологии в трудах Ф. Аквинского.

9.Проблема психофизического параллелизма (Декарт. Спиноза, Гоббс).

10.Эмпирическая психология и психология ассоцианизма XVII—XYIIIв. (Дж. Локк. Д. Юм, Д. Гартли).

11.Формирование психологии как экспериментальной науки (В. Вундт. Г. Гельмгольц. Т. Эббингауз).

12.Функциональная психология ХIХ в. (Ф. Брентано).

13.Исследование мышления в Вюрцбургской школе. 14.Гештальтпсихология и бихевиоризм.

15.Теория поля К.Левина.

16.Генетическая теория Ж.Пиаже.

17.З.Фрейд о роли бессознательного в развитии психических процессов. 18.Фрейдизм и неофрейдизм о механизмах формирования психики. 19.Культурно-историческаятеория Л.С. Выготского.

20.Развитие идей Л.С. Выготского в психологии XX в.

21.Развитие представлений о деятельности в психологии (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

22.Теория и метод поэтапно-планомерногоформирования умственных действий П.Я. Гальперина.

23.Про6лема формирования теоретических понятий по В.В. Давыдову.

Структура реферата.

Титульный лист

1.После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

2.После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2страницы.

3.Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на источники. В том случае если цитируется или используетсячья-либонеординарная мысль, идея, вывод, приводитсякакой-либоцифрой материал, таблица – обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

4.Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели,

17

сформулированные во введении.

5.Приложение может включать графики, таблицы и др.

6.Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

7.Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

8.Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования, работу с источниками и литературой, составление плана реферата;

9.Изложение результатов изучения в виде связного текста;

10.Составление устного сообщение по теме реферата.

Требования к оформлению реферата.

Объемы реферата составляет 20-25печатных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 3 см слева и 1,5 см справа, рекомендуется шрифт — 14, интервал — 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием вплане-оглавлении.

5. ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1.Специфика предмета истории психологии.

2.Условия, причины и периодизация психологических знаний.

3.Методы, источники и функции истории психологии.

4.Причины формирования представлений о душе. Природа мифологических представлений.

5.Подходы к изучению первобытного мышления в английской антропологической (Тейлор, Фрезер) и французской социологических школах (Леви-Брюль,Дюркгейм).

6.Представления о душе в Брахманизме, Джайнизме.

7.Представления о душе в Буддизме и Индуизме: общие черты и различия.

8.Представления о душе в античной философии: Материалистическое и идеалистическое понимание души в античности.

9.Идея единства природы души и внешнего мира в милетской школе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и у Гераклита.

10.Мистические школы орфиков и пифагорейцев.

11.Девальвация образа мирового субъекта в концепциях софистов (Протагор, Горгий).

12.Античный материализм Левкиппа и Демокрита. 13.Душа как формирующая сила (Сократ, Платон).

14.Проблема общих понятий у Платона как основание идеализма в философии и психологии.

15.Основные идеи учения Аристотеля о душе как деятельности тела. 16.Уровни организации души по Демокриту, Платону и Аристотелю.

18

17.Понимание души в концепциях эллинизма (Эпикур, стоики, Гален, Филон, Плотин).

18.Проблема души в средневековой философии и теологии (Аврелий Августин, Эриугена, Пьер Абеляр).

19.Психологические концепции арабских ученых (Ибн аль-Хайсам,Ибн Сина, Ибн Рушд).

20.Психологические концепции позднего средневековья (Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Оккама).

21.Развитие психологии в эпоху Возрождения , Майстер Экхард, Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Хуан Луис Вивес, Хуан Уарте, Мартин Лютер, Жан Кальвин).

22. Развитие эмпиризма в психологии (Ф. Бэкон, Томас Гоббс, Дж. Локк).

23.Развитие психологии в рационализме Р. Декарта.

24.Решение психофизиологической проблемы (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц).

25.Материалистический монизм Б. Спинозы.

26.Психофизический параллелизм Г.В. Лейбница.

27.Психологические проблемы в теориях французских просветителей.

28.Исследование проблем в немецкой психологии.

29.Зарождение и развитие ассоциативной психологии (Д. Беркли, Д.Юм, Д. Гартли).

30.«ментальная механика» Джеймса Милля и «ментальная химия» Джона Ст. Милля).

31.Концепция «проб и ошибок» А. Бэна. 32.Эволюционная психология (Г. Спенсер, Ч. Дарвин).

33.Теория статики и динамики представлений И.-Ф.Гербарта.

34.Естественнонаучные предпосылки выделения

психологии в

самостоятельную науку.

 

35.Экспериментальная психология В. Вундта.

36.Развитие объективной экспериментальной психологии. Исследования памяти Г. Эббингаузом.

37.Содержание сознания и проблемы его экспериментального изучения в структурализме и Вюрцбургской школе.

38.Содержание сознания и проблемы его экспериментального изучения в психологических школах функционализма (Европа и США).

39.Содержание сознания и проблемы его экспериментального изучения во французской школе (Т. Рибо, П. Жане, Э. Дюркгейем, Л. Леви-Брюль,Г. Тард).

40.Описательная психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер).

41.Факторы, повлиявшие на содержание и динамику методологического кризиса в психологии.

42.Изменение взглядов на предмет психологии в бихевиоризме (Э. Торндайк, Дж. Уотсон).

19

43.Становление необихевиоризма (У. Хантер, К. Лешли, К Халл), «Когнитивный необихевиоризм» Э. Толмена. «Оперантный бихевиоризм» Б. Скиннера.

44.Теория социального научения (Д.Г Мид, Д. Доллард, Н. Миллер, Д.Б. Роттер, А. Бандура)

45.Проблемы предмета психологии в Берлинской (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер) и Лейпцигской (Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, A. Зандер и др.) школах: теории и эксперименты.

46.Динамическая теория личности К. Левина. Разработка проблемы мотивации в научной школе К. Левина (Б.В. Зейгарник, Т. Дембо, А. Карстен и др.).

47.Генетическая психология как преодоление противоречий гештальтпсихологии и бихевиоризма.

48.Теория развития детского мышления Ж. Пиаже: понятие схемы, механизмы и этапы.

49.Критика положений Пиаже в работах Штерна и Л.С. Выготского. Трактовка Д.С. Брунером феноменов Пиаже.

50.Проблема бессознательного в «дофрейдистскую» эпоху. Развитие концепций бессознательного. «Негативное» и «позитивное» определения бессознательного.

51.Роль З. Фрейда в разработке проблемы бессознательного. Методы исследования бессознательного.

52.Развитие идей классического психоанализа в аналитической психологии К. Юнга.

53.«Коллективное бессознательное» и «архетипы» в творчестве К.Г. Юнга. 54.индивидуальной психологии А. Адлера.

55.Развитие психоанализа в первой половине XX века в работах К. Хорни, В Райх, О. Ранк, Х.С. Салливан.

56.Теории неофрейдизма второй половине XX века (Э. Фромм, А.Фрейд, М. Клейн, Д. Боулби, Э.Эриксон).

57.Этапы развития российской науки. Основное отличие развития психологической проблематики в России XIX века.

58.Дискуссии о специфике психологического и естественнонаучного подходов к изучению психологических явлений (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.Д. Юркевич, М.А. Антонович) на основе естественных наук, философии и лингвистики. Формирование эмпирического направления.

59.«Рефлексологический» (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн) и «реактологический» (К.Н. Корнилов) период развития психологии.

60.Психология «социального бытия» Г. Шпета.

61.Проблема взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психики: биогенетическое (П.П. Блонский) и социогенетическое (А.Б. Залкинд) направления.

20

МП История психологии — Стр 3

62.Проблема социокультурной обусловленности психики человека. Методологическое значение работ Л.С. Выготского.

63.Предпосылки возникновения деятельностного подхода в психологии. Сущность деятельностного подхода в теориях С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Проблема интериоризации.

64.Теория установки в психологической школе Д.Н. Узнадзе.

65.А.Н. Леонтьев: Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Соотношение значений и смыслов в социогенезе сознания.

66.Развитие Б.Г. Ананьевым идей В.М. Бехтерева.

67.Проблемы психологии запоминания в исследованиях А.А. Смирнова. 68.Школа дифференциальной психологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын).

69.Развитие идей Л.С. Выготского о генезисе ВПФ и роли знака в

становлении психики ребенка (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер).

70.Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Объект и предмет психологии в работах П.Я. Гальперина.

71.Психология формирования мыслительной деятельности учащихся В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

72.Естественнонаучная и гуманистическая стратегии исследования в психологии.

73.Предпосылки и сущность гуманистической психологии (Г. Оллпорт, К. Роджерс, В. Франкл).

74.Трансперсональная психология: гуманистические корни, предмет и методы проживания измененных состояний сознания (С. Гроф).

75.Проблемы, перспективы развития современной психологии.

6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

6.1. Основная литература

1.Ждан А.Н. История психологии: От античности до наших дней. — М,

2007. (**)

2.История психологии XX век. Ред. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. — М,

2005 (**)

3.Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебник. — М., 2007. (*) (**)

4.Шабельников В.К. Психология души. — М., 2003. (*) (**)

5.Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины 20 века. — М., 1997. (**)

6.2. Дополнительная литература

1.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 2007. (**)

2.Аристотель. Сочинения в четырех томах. М., «Мысль», 1976 – 1983. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000352/

3.Бердяев Н.А. Бунт и покорность в психологии масс//Интеллигенция. Власть. Народ. – М., 1993.

4.Братусь Б. С. Деятельность и вершинные уровни опосредствования // Психологический журнал. 1999. № 4. С. 102-105.

21

5.Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. М., 2006. (**)

6.Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1978.

7.Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987 (**) // http://www.koob.ru/vertgeimer_m/produktivnoe_mishlenie

8.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-тит. — М., 1983. ii/

9.Выдающиеся психологи Москвы. Ред. Рубцов В.В., 2007. (**)

10.Гербарт И.Ф. Психология. – М., 2007.

11.Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М., 2005. (**) 12.Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 2005. (**)

13.Гартли Д. Английские материалы XVII-XVIIIвв., под редакцией Б. В. Мещерского. М.: Наука, 1967. Т 2. С.195-375

14.Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. – М., 1991.

15.Грот Н.Я. О душе, в связи с современными учениями о силе. 1886. (**) 16.Декарт Р. Сочинения: В 2 т. – Калининград, 2005.

17.Джемс В. Научные основы психологии. – Спб, 1902 http://www.yugzone.ru /x/v-dzhems-nauchnye-osnovy-psikhologii/

18.Дидро Д. Сочинения: В 2 т. – 1991.

19.Дильтей В. Описательная психология. – М., 1996.

20.Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Роль нравственной элиты в российском обществе: постановка проблемы и возможности исследования. –Психол.Журнал. Том 31, №1, 2010. С.5-19.

21.Зеньковский В.В. История русской философии//

22.Кант И. Сочинения: В 4 т. – 1993. 23.Карсавин Л.П. Малые сочинения. – М., 1994 г. 24.Ламетри Ж. Сочинения. – М., 1983.

25.Левин К. Возобновление прерванных действий // http://www.psychology-online.net/articles/doc-848.html

26.Левин К. Динамическая психология: избранные труды. – М., 2001. 27.Леви-БрюльЛ. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.,

1994.

28.Леви-СтросК. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль. – М., 2008. 29.Леонтьев А.А. Жизненный и творческий путь А.Н. Леонтьева, 2005 (*)

(**)

30.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 2005. (**) 31.Леонтьев А. Н. К психологии образа // Вестник МГУ. Сер. 14.

Психология. 1986. № 3. С. 72-76.32.Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. – М., 1982. 33.Локк Д. Сочинения: В 3 т. – М., 1988.

34.Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2007 (*) (**)

35.Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. — М.,

1988. (**)

36.Милль Д.С. Огюст Конт и позитивизм. – М., 2007. (**)

22

37.Пиаже Ж. Психология интеллекта. – М., 2003. (**) 38.Платон. Диалоги. – СПб., 2007.

39.Платон. Пир. – М., 1992. (**)

40.Потебня А.А. Слово и миф. – М., 1989. (**)

41.Спенсер Г., Циген Т. Ассоциативная психология. М., АСТ, 1998. (**) 42.Спиноза Б. Сочинения. – М., 2006. (**)

43.Рассел Б. Человеческое познание. – М., 2003. (**)

44.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.,

1998. (**)

45.Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 2005.

(*) (**)

46.Тард Г. Социальная логика. – М., 1996. (**)

47.Улановский А.М. Идеи феноменологической психологии в контексте современных теорий и представлений. — Вопросы психол. №2, 2010. – С. 20-31.(**)

48.Уотсон Д.Психология как наука о поведении // Торндайк Э.Л. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1998. (**)

49.Франк С.А. Предмет знания. Душа человека. – М., 2000. (**) 50.Франкл В. Воля к смыслу. — М., 2000. (**)

51.Фрейд А. Детский психоанализ. — СПб., 2003. (**) 52.Фрейд З. Введение в психоанализ. – СПб., 2006. (**)

53.Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». – М., 2009. 54.Фрейд З. О добывании огня. – М., 2009.

55.Фромм Э. Искусство любить. – М., 2009. (**)

56.Фромм Э. Иметь или быть? Забытый язык. – М., 2009. (**) 57.Фромм Э. Душа человека. – М., 2009. (**)

58.Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Сборник. – М., 2004. (**)

59.Хорни К. Наши внутренние конфликты. – М., 2003. (**) 60.Хорни К. Психология женщины. – М., 2006. (**)

61.Хроника — хрестоматия. Зигмунд Фрейд. Сост. Луков Вал. А. – М.,

2001 (*) (**)

62.Челпанов Г.И. Мозг и душа. — М., 1994. (**)

63.Чуприкова Н.И. Интроспекция и явления сознания в системе естественнонаучной психологии. — Вопросы психол. №2, 2010. – С. 3- 20. (**)

64.Шпет Г.Г. Избранные психолого-педагогическиетруды. – М., 2006.

(**)

65.Шабельников В.К. Функциональная психология — М., 2004 (*) (**) 66.Щедрина Т.Г. «Я пишу как эхо другого…» Очерки интеллектуальной

биографии Густава Шпета. – М., 2004 (**)

67.Эббингауз Г., Бэн А. Ассоциативная психология. — АСТ-ЛТД,1998.

(**)

68.Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1: Зигмунд Фрейд: Жизнь. Работа. Наследие. Ред. Боровиков А.М. – М., 1998 (**)

23

69.Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2: Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. Ред. Боровиков А.М. – М., 2001 (**)

70.Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3: Последователи Фрейда. Ред. Боровиков А.М.. – М., 2003 (**)

71.Энциклопедия глубинной психологии. Т. 4: Индивидуальная психология. Аналитическая психология. Ред. Боровиков А.М. – М.,

2004 (**)

72.Энциклопедия истории психологии. Т.1. Развитие психологических знаний с древнейших времен до конца античности. — М., 2001 (**)

73.Энциклопедия истории психологии. Т.2 Развитие психологических знаний в эпоху Средних веков и в начале Нового времени. Ч.2. – М.,

2004 (**)

74.Энциклопедия истории психологии. Т.3: 19 век: Завершение философского периода развития психологии и начало ее существования как экспериментальной науки. Кн.1. – М., 2005 (**)

75.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 2006. (**)

76.Юнг К. Тэвистокские лекции: Аналитическая психология: Ее теория и практика. – М., 2009.

77.Юнг К. Проблемы души нашего времени. – М., 2007. (**) 78.Юнг К. Душа и миф: Шесть архетипов. – М., 2005. 79.Юм Д. Сочинения. – М., 1996.

80.Bartlett, Culture and Cognition. Ed. Saito A., 2000. (**)

81.Berry J.W., Poortinga Y.Н., Segall М.Н., Dasen P.R. Cross-culturalpsychology: Research and applications. — Cambridge etc., 1992.

82.The Cambridge Companion to Vygotsky. Ed. Daniels H., 2007. (**) 83.Historical Dimensions of Psychological Discourse. Ed. Graumann C.F.,

2006. (**)

84.Rowland S. Jung as a Writer, 2005. (**)

85.Shamdasani S. Jung and the Making of Modern Psychology: The Dream of a Science, 2003. (**)

(*) – гриф (**) – имеется в библиотеке

24