МГТА
психологический факультет
кафедра психологии
Методическое пособие по дисциплине
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
для организации самостоятельной работе студента очной формы обучения
1.Автор и составитель пособия – кандидат психологических наук, Анна Викторовна Литвинова
2.Общий объем самостоятельной работы студента по дисциплине —
116 часов
Москва 2012
3. ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Методические рекомендации по дисциплине «История психологии» призваны помочь студенту правильно организовать самостоятельную работу по изучению всех тем, которые предусмотрены программой. На самостоятельное изучение дисциплины в соответствии с тематическим планом отводится 116 часов.
Самостоятельная работа студента – это постоянно действующая система работы с учебниками, научной литературой, поиски ответов на поставленные вопросы и выполнение заданий. Организуя самостоятельную работу, студент изучает научную литературу, опираясь на программу и информацию, полученную на лекциях. Для продвижения в усвоении материала, студенту необходимо сопоставлять информацию из разных источников, дополняя и уточняя полученные знания. Только в этом случае изучаемый материал может быть усвоен, поскольку студент не только может его понять и запомнить, но и научиться применять полученные знания для анализа проблем становления и развития психологической науки.
В методическом пособии приводятся вопросы и задания для самостоятельной работы по каждой теме дисциплины. Эти вопросы необходимо использовать для самопроверки, продумывать ответы на них после ознакомления с рекомендованной научной литературой. Одной из форм контроля самостоятельной работы студентов является написание реферата. Требования к написанию и оформлению реферата приведены в пособии.
Тема 1. Введение в историю психологии. Представления о психике в философии и религии Древнего Востока
Основы нейропсихологии Методические указания к семинарским занятиям ...
... деятельности 1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины «Основы нейропсихологии» студенты должны: знать: работы отечественных и зарубежных нейропсихологов и неврологов ... в современной нейропсихологии показать роль нейропсихологии в обеспечении связи между психологией, нейрофизиологией и неврологией дать представление о связи определенных нарушений психики ...
Предмет и задачи истории психологии; функции истории психологии в современной психологической науке. История психологии в ситуации цивилизационного слома.
Причины формирования представлений о душе. Природа мифологических представлений. Зависимость филогенетического изменения человеческой психики и возникновения психологии. Принципы организации представлений в сознании (партиципация и причинность).
Понятие формы мышления. Черты коллективных представлений. Подходы к изучению первобытного мышления в английской антропологической (Тейлор, Фрезер) и французской социологических школах
Понятия: гилозоизм, аниматизм, анимизм.
Представления о психике в философии и религии Древнего Востока: представления о душе в Брахманизме, Джайнизме, Буддизме и Индуизме: общие черты и различия.
Количество часов самостоятельной работы студента – 9.
В данной теме основным является вопрос о понимании истории психологии как процесса изменения предмета, методов, основных проблем психологического познания и психологических понятий. На основе обязательной литературы проанализируйте предмет и задачи истории
2
психологии; функции и этапы развития психологии. Сравните и обоснуйте принципиальное различие во взглядах на предмет и этапы А.Н. Ждан, Т.Д. Марцинковской и В.К. Шабельникова. Обратите внимание на причины формирования представлений о душе в истории психологии, определяющие своеобразие представлений о душе в религии и философии в доантичный период.
Изучите и обоснуйте подходы к пониманию первобытного мышления в английской антропологической (Тейлор, Фрезер) и французской социологических школах
Самостоятельно проанализируйте представления о психике в философии и религии Древнего Востока: представления о душе в Брахманизме, Джайнизме, Буддизме и Индуизме, выявите общие черты и различия.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 1.
1.Теоретические и методологические основы истории психологии.
2.Предмет и задачи Истории психологии.
3.Периодизация истории психологии.
4.Принципы
5.Методы и источники Истории психологии.
6.Функции истории психологии.
7.Люди в глубокой древности интересовались такой стороной жизни, которая в настоящее время известна как жизнь психическая, но объясняли ее крайне наивно. Так, в первобытном обществе существовало представление о наличии души не только у человека, но и у животных, растений, предметов. Однако эта душа понималась как существующая независимо от «тела» (анимизм, анимистические взгляды на психику; душа и тело существуют параллельно и независимо друг от друга).
Феноменологический подход в психологии: история и перспективы ...
... проблемы психологической науки, ее предмета и методологии. Предмет исследования: феноменологическая философия и методология психологии Гуссерля как один из парадигмально-методологических подходов в изучении психического. ... на общезначимость результатов своего исследования. На основе анализа существующих работ по истории психологии можно сделать вывод о том, что психологическая наука до сих пор ...
Аргументируйте, почему были возможны эти взгляды, на каких наблюдениях они основывались?
Раскройте, почему они до сих пор живы, например, в виде элементов
некоторых современных религиозных верований?
8.Изложите основные положения (не более
9.Дайте краткую характеристику
Литература:
Обязательная: 1, 3, 4, 5 Дополнительная: 27, 28, 72
Тема 2. Развитие психологических теорий в период античности и
средневековья
Представления о душе в античной философии: Материалистическое и идеалистическое понимание души в античности. Идея единства природы души и внешнего мира в милетской школе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и у
3
Гераклита. Мистические школы орфиков и пифагорейцев. Девальвация образа мирового субъекта в концепциях софистов (Протагор, Горгий).
Античный материализм Левкиппа и Демокрита.
Душа как формирующая сила (Сократ, Платон).
Проблема общих понятий у Платона как основание идеализма в философии и психологии. Основные идеи учения Аристотеля о душе как деятельности тела. Уровни организации души по Демокриту, Платону и Аристотелю. Понимание души в концепциях эллинизма (Эпикур, стоики, Гален, Филон, Плотин).
Проблема души в средневековой философии и теологии (Аврелий Августин, Эриугена, Пьер Абеляр).
Психологические концепции арабских ученых (Ибн
Психологические концепции позднего средневековья (Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Оккама, Майстер Экхард, Николай Кузанский).
Количество часов самостоятельной работы студента – 11.
Основной проблемой данной темы является развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философских учений о сознании. Главная задача данной темы состоит в понимании становления предмета психологии и метода исследования психики в философский период.
Проанализируйте представления о душе в античной философии, обратите внимание на материалистическое и идеалистическое понимание души в античности, а также понимание души как деятельности тела.
Изучая проблемы души в средневековой философии и теологии проследите их динамику на каждом этапе (апологетики, исторически предшествующим Средневековью
Психология профессионального развития проблема профориентации ...
... делался на профотбор. Вопросам профессионального отбора много внимания уделял директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг. Его можно назвать родоначальником ... перевооружение промышленности ведущих капиталистических государств, развитие принципиально новой техники в начале XX в., в том числе военной, актуализировали проблему “человек—техника”. Все острее ...
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.
1.Преодолев анимизм, представители натурфилософии
Атомистов (философыматериалисты
Дух и душа — органы тела и образуются из мелких шаровидных, наиболее подвижных атомов. Раскройте, в чем заключается прогрессивное развитие психологических воззрений в учении атомистов.
2.Приведите аргументы, почему на смену взглядам атомистов пришел идеализм (Платон,
Обоснуйте, что приход идеализма был предопределен предыдущим этапом развития психологических представлений.
3.Что нового внес Аристотель в объяснение соотношения души и тела?
4
Можно ли сказать, что Аристотель преодолел дуализм Платона?
4.Как вы оцениваете начало дифференциации знаний «внутри психического» (Гален, II в. до н.э.) с точки зрения перспектив развития психологических взглядов в идеалистическом или материалистическом направлениях?
5.Обоснуйте связь идеалистической трактовки сознания (Плотин, Августин,
6.По вашему мнению, имеются ли в современной психологии проявления интроспективного метода в изучении психических явлений? Если наблюдаются, то приведите пример, а если нет, то как и чем подтвердите его полное отсутствие как метода необъективного?
7.Кратко
Литература:
Обязательная: 1, 3, 4, 5 Дополнительная: 2, 30, 38, 39, 72
Тема 3. Психологические теории эпоху Возрождения и Нового времени
Развитие психологии в эпоху Возрождения (Майстер Экхард, Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Хуан Луис Вивес, Хуан Уарте, Мартин Лютер, Жан Кальвин).
Развитие эмпиризма в психологии: Эмпирическое познание души и учение об идолах Ф. Бэкона. Томас Гоббс как продолжатель эмпирической науки. Дж. Локк как основоположник английской эмпирической психологии.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... развития. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием. 2. Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии ... Социальная психология личности исследует закономерности и причины поведения личности в контексте реальной группы, проблемы лидерства, эмоциональных ...
Развитие психологии в рационализме Р. Декарта. Метод универсального сомнения Р. Декарта и его роль в определении сознания. История психофизиологической проблемы. Психофизическое взаимодействие по Р. Декарту. Материалистический монизм Б. Спинозы. Психофизический параллелизм Г.В. Лейбница. Дуализм и параллелизм в решении психофизиологической проблемы. Решение психофизиологической проблемы как
Количество часов самостоятельной работы студента – 11.
Основной в данной теме является проблема развития психологических знаний в рамках философских учений о сознании. Главная задача данной темы
– проанализировать предпосылки зарождения нового предмета психологической науки как науки о сознании, который окончательно был сформулирован в Новое время.
Обратите внимание, что в эпоху Возрождения новым аспектом
5
Проанализируйте, в чем заключается революционный характер открытия Р. Декартом
Проанализируйте, что такое эмпирическая психология, и в чем состоят основные идеи Локка, положившие начало ее развитию. Раскройте, чем объясняется противоречие локковского понятия о рефлексии с его же взглядами на происхождение всех знаний из опыта и как оно повлияло на дальнейшее развитие психологии.
Вопросы для самостоятельной работы по теме 3.
1.Дайте краткую (не более
2.Одним из центральных вопросов психологии Нового времени стало переосмысление предмета психологии, в чем оно заключалось? Какие новые тенденции развития психологической науки были заложены в этот период?
Раздел I. Психология развития Тема 1: Предмет и задачи возрастной психологии
... вообще будет отказано в том, чтобы считаться предметом психологии развития. 5. Развитие как качественное, структурное изменение. Данное определение развития связано с пониманием объекта как системы. ... это возникло?», т.е. каковы причины и условия, приведшие к данному уровню развития. Объяснительные модели психологии развития ориентированы, прежде всего, на анализ онтогенеза свойств личности и ее ...
3.В чем историческое значение учения Декарта для последующего развития психологии?
4.Что необходимо познавать в человеке и что должен делать человек по Б. Спинозе?
5.Обоснуйте, почему Джона Локка
Литература:
Обязательная: 1, 3, 4, 5
Дополнительная: 6, 16, 13, 14, 18, 22, 24, 32, 33, 42, 73, 79
Тема 4. Развитие психологии в XVIII в.
Психологические проблемы в теориях французских просветителей (Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Ш. Бонне, К. Гельвеций, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П.Ж. Кабанис).
Исследование проблем в немецкой психологии (В. Вольф, И. Кант).
Зарождение и развитие ассоциативной психологии: Д. Беркли, понятие о внутреннем опыте. Д.Юм – рождение идеалистического ассоцианизма. Д. Гартли – основатель ассоциативной психологии. Основные черты английского ассоцианизма (атомизм, сенсуализм и механицизм).
Количество часов самостоятельной работы студента – 9.
Ключевым в данной теме является вопрос о переосмыслении предмета психологии. Проанализируйте постановку этой проблемы мыслителями XVIII
6
вв. Обратите внимание на то, что в XVIII в. была доказана необходимость построения объективной науки и несмотря на доминирование механицизма, появились первые концепции, связывающие психику с культурной и географической средой.
Проанализируйте психологические проблемы в теориях французских просветителей, обоснуйте как идеи Локка о процессе познания и роли ощущений в развитии содержания сознания и идея Декарта о рефлексе как движущей силе поведения развивались во французской психологии.
При изучении проблем в немецкой психологии, обратите внимание на доминирующие в ней идеи рационализма и утверждение активного характера всех познавательных процессов, связанного с врожденной активностью души.
Зарождение и развитие ассоциативной психологии, положившей начало выделения психологии в самостоятельную науку, независимую от философии и имеющую собственный предмет и понятийный аппарат. Проанализируйте основные черты английского ассоцианизма (атомизм, сенсуализм и механицизм).
Обратите внимание на признание закона ассоциации главным законом психологии и появление ассоцианизма как господствующего психологического направления.
Вопросы для самостоятельной работы по теме 4
1.Раскройте факторы, способствовавшие развитию сенсуалистической психологии в XVIII в.
2.Обоснуйте специфику психологической проблематики в английской, французской и немецкой психологии.
Этика и психология коммерческой работы и их роль в эффективности ...
... строить свой бизнес. Таким образом, цель курсовой заключается в изучении этики и психологии коммерческой работы и их роль в эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия. Задачами курсовой ... Столетие назад торговый бизнес рассматривали как деятельность, не требующую глубокого изучения, исследования. Сейчас такая трактовка торгового бизнеса примитивна и абсурдна. Сфера знаний в ...
3.Дайте краткую характеристику
4.Развитие психологических взглядов после Локка пошло по идеалистическому и материалистическому направлениям, хотя представители обоих направлений опирались на идеи Локка. Покажите на взглядах материалистов Гартли
5.С чем связано появление первой психологической школы?
6.В чем заключается материалистическое (Гартли и др.) и идеалистическое (Беркли и др.) толкования закона ассоциации?
7.Современная психология о роли закона ассоциации в развитии психической жизни.
Литература:
Обязательная: 1, 3, 5
Дополнительная: 6, 16, 13, 14, 18, 22, 24, 32, 33, 42, 73, 79
Тема 5. Развитие психологии в XIX в.
Развитие естествознания и неудовлетворенность механистическим объяснением в психологии. Начало кризиса ассоцианизма в ХIХ в. («ментальная механика» Джеймса Милля и «ментальная химия» Джона Ст.
7
Милля).
Концепция «проб и ошибок» (А. Бэн).
Эволюционная психология (Г. Спенсер, Ч. Дарвин).
Теория статики и динамики представлений
Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. Исследования физиологии нервной системы и органов чувств (Ч. Белл,И. Мюллер, Э.Г. Вебер, Г. Гельмгольц, Ф. Галь и др. ) и развитие психофизики (Э. Вебер, Г.Т. Фехнер) как источники формирования экспериментальной психологии.
Экспериментальная психология В. Вундта. Развитие объективной экспериментальной психологии. Исследования памяти Г. Эббингаузом.
Количество часов самостоятельной работы студента – 9.
Основной проблемой темы выступает выделение психологии в самостоятельную науку. Задача изучения темы состоит в освоении логики развития учеными XIX в. представлений о важности пересмотра критериев, методологических принципов научного познания и на их основе, поиски предмета психологии и нового метода.
Рассмотрите влияние позитивизма и эволюционной теории на трансформацию психологии в объективную науку и поиски объективного метода: выявите специфику концепций в каждом направлении, определите их роль в дальнейшем становлении психологии.
Обратите внимание, что открытие в физиологии (Ч. Белл и Ф. Мажанди) различий между чувствительными и двигательными нервами, дополнило представления о несходстве психики (рефлекса) с механическим движением (Прохазка, Галлер).
Экспериментальные исследования в работах Леонардо да Винчи
... методологии научной работы обнаруживают то принципиально новое, что он вносит в науку. Единственно правильным путём научного исследования он ... что все страсти Леонардо превратил в одну страсть к исследованию. Однако этому противостоят не только пробивающиеся изредка на ... делла Грацие, Милан, являлась одной из самых значительных работ художника. Его экспериментальная техника живописи маслом по сухой ...
Рефлекс из философского понятия превратился в экспериментально подтвержденный материальный, биологический факт: раздражение чувствительного нерва — нервный импульс в нервный центр (спинной мозг) — от него по двигательному нерву к мышце — таков путь рефлекса, имеющий форму дуги (рефлекторная дуга).
Проанализируйте основные положения экспериментальной психологии В. Вундта, приведите примеры экспериментальных исследований, проведенных в открытой им первой психологической лаборатории.
Вопросы для самостоятельной работы по теме 5.
1.Кратко
2.Обоснуйте данными физиологии ставшие общепринятыми в
3.Почему, на ваш взгляд, Вундт считал, что невозможно экспериментально исследовать мышления и другие высшие познавательные процессы?
Литература:
Обязательная: 1, 3, 5
Дополнительная: 10, 17, 19, 27, 34, 36, 41, 46, 67, 74
8
Тема 6. Становление психологических школ на рубеже XIX — XX веков
Содержание сознания и проблемы его экспериментального изучения в психологических школах: структурализм (Э. Титченер); Вюрцбургская школа (Ю.Кюльпе, Н. Ах, К. Бюлер, О. Зельц); функционализм (Европа — Ф. Брентано, К. Штумпф; США — В. Джемс, Д.Дьюи, Р. Вудворс); французская (Т. Рибо, П. Жане, Э. Дюркгейем, Л.
Количество часов самостоятельной работы студента – 9.
Основной в данной теме является проблема развития психологии в период до открытого кризиса. Задача изучения темы заключается в выявлении предпосылок возникновения и специфики развития ряда психологических школ, раскрывших необходимость создания новой методологии изучения психики. Проанализируйте содержание сознания и проблемы его экспериментального изучения в психологических школах: структурализм; Вюрцбургская школа; европейский и американский функционализм; французская и описательная психология.
Вопросы для самостоятельной работы по теме 6.
1.Главные разногласия представителей психологических школ были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения, кратко
2.Обоснуйте, почему Рибо считается основателем экспериментальной психологии во Франции?
Исследование проблем студенческого коллектива с помощью семи ...
... рассмотреть действие методов и углубиться в данном вопросе, выбрана следующая тема: исследование проблем студенческого творческого коллектива. Цели данной курсовой работы: ) расширить теоретические знания ... прогнозировать успешность их групповой работы. Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) ...
3.Достоинства и недостатки психологических подходов в структурализме и функционализме.
4.Достоинства и недостатки описательной и объяснительной психологии.
5.Обоснуйте, каким образом был усовершенствован метод интроспекции в структурализме и чем различались методы исследования в структурализме, Вюрцбургской и французской психологической школе
6.Почему Рубинштейн назвал описательную психологию вершинной?
Литература:
Обязательная: 1, 3, 5
Дополнительная: 10, 17, 19, 27, 34, 36, 41, 46, 67, 74
Тема 7. Кризис в психологии. Становление и развитие в XX веке бихевиоризма и необихевиоризма
Факторы, повлиявшие на содержание и динамику методологического
кризиса в психологии. Изменение взглядов на предмет психологии в бихевиоризме (Э. Торндайк, Дж. Уотсон).
Окружающая среда и научение как основа формирования поведения.
Становление необихевиоризма (У. Хантер, К. Лешли, К Халл), «Когнитивный необихевиоризм» Э. Толмена. «Оперантный бихевиоризм» Б.
9
Скиннера. Теория социального научения (Д.Г Мид, Д. Доллард, Н. Миллер, Д.Б. Роттер, А. Бандура)
Количество часов самостоятельной работы студента – 11.
Основной проблемой являются общие тенденции и причины методологического кризиса психологии и своеобразие развития зарубежной психологии. Основная задача данной темы состоит в изучении содержания и динамики протекания психологического кризиса и знакомство со спецификой предмета психологии в бихевиоризме как «объективном направлении».
Проанализируйте факторы, повлиявшие на содержание и динамику методологического кризиса в психологии. Изучая взгляды на предмет психологии в бихевиоризме, приведите примеры экспериментальных исследований, определите их достоинства и недостатки.
Рассматривая становление теорий необихевиоризма, определите, как исследователи преодолевали несостоятельность бихевиоризма
Вопросы для самостоятельной работы по теме 7.
1.В чем суть и причины кризиса в психологии? Преодолен ли он к началу XXI
в.?
2.Дайте краткую характеристику бихевиоризму и необихевиоризму:
что нового внесло каждое научное направление в психологию;
почему бихевиористы исключили сознание из предмета психологии;
чем были вызваны исследования в данных направлениях;
какую роль в развитии научных знаний о психике сыграли исследования бихевиористов и необихевиористов (гипотезы, выводы, открытия);
в чем заключается современное значение этих выводов для психологии;
в чем исследовательская сила и методологическая слабость бихевиоризма?
Литература:
Обязательная: 1,2, 3, 5
Дополнительная: 7, 8, 25, 26, 34, 37,45, 48, 65
Тема 8. Становление и развитие в XX веке гештальтпсихологии и генетической психологии
Проблемы предмета психологии в Берлинской (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер) и Лейпцигской (Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, A. Зандер и др.) школах: теории и эксперименты. Динамическая теория личности К. Левина. Разработка проблемы мотивации в научной школе К. Левина (Б.В. Зейгарник, Т. Дембо, А. Карстен и др.).
Генетическая психология как преодоление противоречий гештальтпсихологии и бихевиоризма. Теория развития детского мышления Ж. Пиаже: понятие схемы, механизмы и этапы. Особенности детского мышления: эгоцентризм, синкретизм, трансдукция, артификализм, анимизм, нечувствительность к противоречиям. Критика положений Пиаже в работах Штерна и Л.С. Выготского. Трактовка Д.С. Брунером феноменов Пиаже.
10
МП История психологии — Стр 2
Количество часов самостоятельной работы студента – 9.
Основной проблемой является специфика предмета психологии и экспериментальных исследований в гештальтпсихологии и генетической психологии Основная задача изучения темы заключается в усвоении представлений о предмете и методах исследования в гештальтпсихологии как «целостной психологии» и генетической психологии, преодолевающей противоречия гештальтпсихологии и бихевиоризма.
Проанализируйте понимание предмета психологии в Берлинской и Лейпцигской школах, выявите основные положения теории и приведите примеры экспериментов. Рассмотрите основные положения, принципы и понятия «теории психологического поля» К. Левина. Особое внимание обратите на разработанные К. Левиным и его учениками серии экспериментов, внимательно изучите методику проведения и полученные результаты.
Познакомьтесь с проблемами психического развития, которые исследовал Ж. Пиаже. Для углубленного понимания вклада Ж.Пиаже в исследование проблемы психического развития уточните содержание основных понятий, «феноменов Пиаже» и метода клинической беседы. Приведите примеры экспериментов. Обоснуйте особенности детского мышления: эгоцентризм, синкретизм, трансдукция, артификализм, анимизм, нечувствительность к противоречиям. Проанализируйте критику положений Пиаже в работах Штерна и Л.С. Выготского. Раскройте трактовку Д.С. Брунером феноменов Пиаже.
Вопросы для самостоятельной работы по теме 8
1.Дайте краткую характеристику трем школам гештальтпсихологии:
что нового внесла каждая школа в психологию;
чем были вызваны исследования в данном направлении;
какую роль в пополнении научных знаний о психике сыграли исследования (гипотезы, выводы, открытия) каждой школы;
каково современное значение этих выводов для психологии;
2.Проведите сравнительный анализ подхода к проблеме мышления в бихевиоризме и гештальтпсихологии
3.Аргументируйте, почему генетическая психология преодолевает противоречия гештальтпсихологии и бихевиоризма.
Литература:
Обязательная: 1,2, 3, 5
Дополнительная: 7, 8, 25, 26, 34, 37,45, 48, 65
Тема 9. Становление и развитие психоанализа в XX веке
Проблема бессознательного в «дофрейдистскую» эпоху. Развитие концепций бессознательного. «Негативное» и «позитивное» определения бессознательного. Роль З. Фрейда в разработке проблемы бессознательного. Методы исследования бессознательного.
Развитие идей классического психоанализа в аналитической психологии К. Юнга, индивидуальной психологии А. Адлера. «Коллективное бессознательное» и «архетипы» в творчестве К.Г. Юнга. Компенсация как
11
механизм развития бессознательных чувств неполноценности и стремления к превосходству, его виды по Адлеру.
Развитие психоанализа в первой половине XX века в работах К. Хорни, В Райх, О. Ранк, Х.С. Салливан. Теории неофрейдизма второй половине XX века (Э. Фромм, А.Фрейд, М. Клейн, Д. Боулби, Э.Эриксон).
Количество часов самостоятельной работы студента – 9.
Ключевой является проблема становления и развития глубинной психологии. Главная задача данной темы состоит в усвоении основных положений и методов классического психоанализа и их пересмотр в теориях неофрейдистов и клинической практике.
Познакомьтесь с этапами творческого пути З. Фрейда в разработке проблемы бессознательного. Сопоставьте, как изменялась трактовка бессознательного на разных этапах становления психоанализа. Обоснуйте, как происходило развитие идей классического психоанализа в аналитической психологии К. Юнга, индивидуальной психологии А. Адлера. Определите и обоснуйте причины разногласий Фрейда с его последователями, которые противоречили их теоретическим, практическим и клиническим выводам.
Выявите, какие недостатки психоанализа пытались исправить К. Хорни, В Райх, О. Ранк, Х.С. Салливан. Осмыслите роль теорий неофрейдизма Э. Фромма, А.Фрейд, М. Клейн, Д. Боулби, Э.Эриксона в развитии психоаналитического направления.
Вопросы для самостоятельной работы по теме 9
1.Дайте краткие характеристики основным концепциям психоанализа и неофрейдизма:
что нового внесли авторы каждой концепции в психологию;
чем были вызваны исследования в психоанализе и неофрейдизме;
какую роль в развитии научных знаний о психике сыграли исследования (гипотезы, выводы, открытия) школы;
каково их современное значение для психологии;
2.Какова специфика предмета и метода в психоаналитическом направлении?
3.В чем заключается развитие психоаналитический идей в теориях Юнга и Адлера?
4.Каковы основные проблемы развития психоаналитической теории и практики неофрейдистами?
5.В чем состоит специфика понимания К. Хорни психологической защиты?
6.Кто из психоаналитиков занимался этнопсихологическими проблемами?
Литература:
Обязательная: 1,2, 3, 5
Дополнительная: 1,
12
Тема 10. Становление и развитие гуманистической и когнитивной психологии в XX веке
Естественнонаучная и гуманистическая стратегии исследования в психологии. Предпосылки и сущность гуманистической психологии. Г. Олпорт об уникальности личности. Теория самоактуализации А. Маслоу. Индирективная психотерапия К. Роджерса. Логотерапия В. Франкла.
Трансперсональная психология: гуманистические корни, предмет и методы проживания измененных состояний сознания (С. Гроф).
Когнитивная психология: предмет, принципы и методы (Д. Миллер, У. Найссер, Г. Келли).
Проблемы и перспективы развития современной зарубежной психологии.
Количество часов самостоятельной работы студента – 9.
Основная проблема темы — логика развития современной зарубежной психологии. Необходимо обратить внимание на место психологической науки в разных областях жизнедеятельности человека.
Обоснуйте предпосылки, философские основы и сущность гуманистической психологии как третьего пути в психологии. Для более глубокого понимания данного направления сопоставьте научные основания представлений Г. Олпорта об уникальности личности, теории самоактуализации А. Маслоу, индирективной психотерапии К. Роджерса и логотерапии В. Франкла, а также основные психологические проблемы и методы.
Обоснуйте, какие идеи Пиаже и Брунера нашли отражение в трудах представителей когнитивного направления. Изучите предмет, принципы и методы когнитивная психология, сравните теоретические и исследовательские позиции Д. Миллера, У. Найссера и Г. Келли. Отметьте, кто основатель Центра когнитивной психологии, уточните какие исследования в нем проводились.
Вопросы для самостоятельной работы по теме 10
1.Дайте краткую характеристику основным концепциям гуманистической и когнитивной психологии:
что нового внесла каждая концепция в психологию;
чем были вызваны изыскания в данном направлении;
какую роль в прогрессе научных знаний о психике сыграли исследования (гипотезы, выводы, открытия) авторов;
каково современное значение этих выводов для психологии;
2.Естественнонаучная и гуманистическая стратегии исследования в психологии: противоборство или интеграция?
3.Какова специфика подходов к проблеме бессознательного в гуманистической, трансперсональной и когнитивной психологии?
4.Каковы тенденции развития современной зарубежной психологии?
Литература:
Обязательная: 1,2, 3, 5
Дополнительная: 4, 5, 8, 9, 11, 12, 34, 44, 50, 65, 80, 81, 82
13
Тема 11. Зарождение и становление отечественной психологии (конец XIX в. – первая половина XX в.)
Этапы развития российской науки. Основное отличие развития психологической проблематики в России XIX века. Дискуссии о специфике психологического и естественнонаучного подходов к изучению психологических явлений (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.Д. Юркевич, М.А. Антонович) на основе естественных наук, философии и лингвистики. Формирование эмпирического направления. М.М. Троицкий как основатель Московского психологического общества. Развитие психологии в рамках философии (в том числе религиозной) и естествознания. Психологические проблемы развития языка и мышления в трудах А.А. Потебни.
Понимание предмета и методов психологии, психической деятельности, произвольного поведения по И.М. Сеченову. «Рефлексологический» (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн) и «реактологический» (К.Н. Корнилов) период развития психологии. Психология «социального бытия» Г. Шпета. Проблема взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психики: биогенетическое (П.П. Блонский) и социогенетическое (А.Б. Залкинд) направления.
Проблема социокультурной обусловленности психики человека. Методологическое значение работ Л.С. Выготского. Предпосылки возникновения деятельностного подхода в психологии. Сущность деятельностного подхода в теориях С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Проблема интериоризации. Теория установки в психологической школе Д.Н. Узнадзе.
Количество часов самостоятельной работы студента – 11.
Основная проблема темы — логика зарождения и своеобразия развития психологических школ и направлений в России. Необходимо обратить внимание на основные проблемы, стоявшие перед психологами на каждом этапе развития российской и советской психологии.
Проанализируйте социокультурные предпосылки становления научной психологии в период
Обоснуйте, как социальная ситуация, сложившаяся на рубеже веков привела к изменениям по отношению к науке и переосмыслению ее методологии. Изучите идеи В. Соловьева и его последователей (Л.М. Лопатин, С.Л. Франк), которые привели к возникновению принципиально нового
14
подхода, ориентированного на духовную философию. Обратите внимание на программу построения психологии Н.Я. Грота, как одного из инициаторов создания в России экспериментальной психологии и дореволюционную научную деятельность его ученика — Г.И Челпанова. Проанализируйте вклад А.Ф. Лазурского (основоположника дифференциальной психологии) в разработку новых методов исследования психического развития и развитие этих идей его учеником М.Я. Басовым.
Определите задачи, стоящие в период зарождения советской психологии, в
Вопросы для самостоятельной работы по теме 11
1.Обоснуйте своеобразие социальной ситуации, определившей формирование психологии в России.
2.Исследования, каких ученых обеспечили становлений экспериментальной психологии в России?
3.Раскройте различия во взглядах представителей биогенетического и социогенетического направлений на роль наследственности и среды.
4.Каковы разногласия по проблеме происхождения мышления и речи между Л.С. Выготским и П.П. Блонским?
5.В чем заключается преобразование идей Гегеля и Маркса в работах Л.С. Выготского?
Литература:
Обязательная: 1, 3, 5
Дополнительная: 3, 8, 21, 23, 29, 30, 31, 34, 62, 64, 65, 66
Тема 12. Современная отечественная психология: тенденции развития (вторая половина XX в.- начало XXI в.)
А.Н. Леонтьев: Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Соотношение значений и смыслов в социогенезе сознания. А.Р. Лурия как основатель нейропсихологии. Развитие Б.Г. Ананьевым идей В.М. Бехтерева. Проблемы психологии запоминания в исследованиях А.А. Смирнова. Школа дифференциальной психологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын).
Развитие идей Л.С. Выготского о генезисе ВПФ и роли знака в становлении психики ребенка (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер).
15
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Объект и предмет психологии в работах П.Я. Гальперина. Психология формирования мыслительной деятельности учащихся В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.
Проблемы, перспективы развития современной отечественной психологии.
Количество часов самостоятельной работы студента – 9.
Основная проблема темы – основные направления исследований в современной отечественной психологии. Проанализируйте творческий путь и вклад А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна в разработку деятельностного подхода; Б.Г. Ананьева в разработку проблемы индивидуальности.
Рассмотрите проблемы психологии запоминания в исследованиях А.А. Смирнова. Обоснуйте, какие положения И.П. Павлова развивались в школе дифференциальной психологии Б.М. Тепловым и его последователями. Изучите теоретические и прикладные аспекты развития идей Л.С. Выготского о генезисе ВПФ и роли знака в становлении психики ребенка в трудах А.В. Запорожца, и Л.А. Венгера.
Обоснуйте основные положения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Выявите и объясните специфику объекта и предмета психологии в работах П.Я. Гальперина. Укажите, что нового внесено В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным в психологию формирования мыслительной деятельности учащихся.
Вопросы для самостоятельной работы по теме 12
1.Дайте краткие характеристики основным направлениям исследования отечественных психологов:
что нового внесла каждая психологическая школа в психологию;
чем были вызваны изыскания в данном направлении;
какую роль в прогрессе научных знаний о психике сыграли исследования (гипотезы, выводы, открытия) школы;
каково современное значение этих выводов для психологии;
2.Как развивались идеи Л.С. Выготского в трудах «харьковской группы» психологов?
3.В чем заключается специфика становления психологии в России?
4.Как решаются проблемы управляемого формирования психических действий и процессов?
5.Какие тенденции наметились в развитии отечественной психологии?
Литература:
Обязательная: 1, 3, 5
Дополнительная: 4, 5, 8, 9, 11, 12, 20, 34, 44, 50, 65, 80, 81, 82
4. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1.История психологии в ситуации цивилизационного слома.
2.Человек и мироощущении Востока (индуизм, даосизм. буддизм, конфуцианство).
16
3.Представления о душе в Античной философии (Фалес, Гераклит. Демокрит, Сократ).
4.Космическая природа души в теории Платона. Проблема понятий.
5.Функциональная природа души в теории Аристотеля.
6.Представления о душе и раннем христианстве (Плотин. Августин).
7.Психология человека в Исламе.
8.Возрождение философии и психологии в трудах Ф. Аквинского.
9.Проблема психофизического параллелизма (Декарт. Спиноза, Гоббс).
10.Эмпирическая психология и психология ассоцианизма
11.Формирование психологии как экспериментальной науки (В. Вундт. Г. Гельмгольц. Т. Эббингауз).
12.Функциональная психология ХIХ в. (Ф. Брентано).
13.Исследование мышления в Вюрцбургской школе. 14.Гештальтпсихология и бихевиоризм.
15.Теория поля К.Левина.
16.Генетическая теория Ж.Пиаже.
17.З.Фрейд о роли бессознательного в развитии психических процессов. 18.Фрейдизм и неофрейдизм о механизмах формирования психики.
20.Развитие идей Л.С. Выготского в психологии XX в.
21.Развитие представлений о деятельности в психологии (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
22.Теория и метод
23.Про6лема формирования теоретических понятий по В.В. Давыдову.
Структура реферата.
Титульный лист
1.После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
2.После оглавления следует введение. Объем введения составляет
3.Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из
4.Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели,
17
сформулированные во введении.
5.Приложение может включать графики, таблицы и др.
6.Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.
7.Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:
8.Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования, работу с источниками и литературой, составление плана реферата;
9.Изложение результатов изучения в виде связного текста;
10.Составление устного сообщение по теме реферата.
Требования к оформлению реферата.
Объемы реферата составляет
5. ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1.Специфика предмета истории психологии.
2.Условия, причины и периодизация психологических знаний.
3.Методы, источники и функции истории психологии.
4.Причины формирования представлений о душе. Природа мифологических представлений.
5.Подходы к изучению первобытного мышления в английской антропологической (Тейлор, Фрезер) и французской социологических школах
6.Представления о душе в Брахманизме, Джайнизме.
7.Представления о душе в Буддизме и Индуизме: общие черты и различия.
8.Представления о душе в античной философии: Материалистическое и идеалистическое понимание души в античности.
9.Идея единства природы души и внешнего мира в милетской школе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и у Гераклита.
10.Мистические школы орфиков и пифагорейцев.
11.Девальвация образа мирового субъекта в концепциях софистов (Протагор, Горгий).
12.Античный материализм Левкиппа и Демокрита. 13.Душа как формирующая сила (Сократ, Платон).
14.Проблема общих понятий у Платона как основание идеализма в философии и психологии.
15.Основные идеи учения Аристотеля о душе как деятельности тела. 16.Уровни организации души по Демокриту, Платону и Аристотелю.
18
17.Понимание души в концепциях эллинизма (Эпикур, стоики, Гален, Филон, Плотин).
18.Проблема души в средневековой философии и теологии (Аврелий Августин, Эриугена, Пьер Абеляр).
19.Психологические концепции арабских ученых (Ибн
20.Психологические концепции позднего средневековья (Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Оккама).
21.Развитие психологии в эпоху Возрождения , Майстер Экхард, Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Хуан Луис Вивес, Хуан Уарте, Мартин Лютер, Жан Кальвин).
22. Развитие эмпиризма в психологии (Ф. Бэкон, Томас Гоббс, Дж. Локк).
23.Развитие психологии в рационализме Р. Декарта.
24.Решение психофизиологической проблемы (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц).
25.Материалистический монизм Б. Спинозы.
26.Психофизический параллелизм Г.В. Лейбница.
27.Психологические проблемы в теориях французских просветителей.
28.Исследование проблем в немецкой психологии.
29.Зарождение и развитие ассоциативной психологии (Д. Беркли, Д.Юм, Д. Гартли).
30.«ментальная механика» Джеймса Милля и «ментальная химия» Джона Ст. Милля).
31.Концепция «проб и ошибок» А. Бэна. 32.Эволюционная психология (Г. Спенсер, Ч. Дарвин).
33.Теория статики и динамики представлений
34.Естественнонаучные предпосылки выделения |
психологии в |
самостоятельную науку. |
|
35.Экспериментальная психология В. Вундта.
36.Развитие объективной экспериментальной психологии. Исследования памяти Г. Эббингаузом.
37.Содержание сознания и проблемы его экспериментального изучения в структурализме и Вюрцбургской школе.
38.Содержание сознания и проблемы его экспериментального изучения в психологических школах функционализма (Европа и США).
39.Содержание сознания и проблемы его экспериментального изучения во французской школе (Т. Рибо, П. Жане, Э. Дюркгейем, Л.
40.Описательная психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер).
41.Факторы, повлиявшие на содержание и динамику методологического кризиса в психологии.
42.Изменение взглядов на предмет психологии в бихевиоризме (Э. Торндайк, Дж. Уотсон).
19
43.Становление необихевиоризма (У. Хантер, К. Лешли, К Халл), «Когнитивный необихевиоризм» Э. Толмена. «Оперантный бихевиоризм» Б. Скиннера.
44.Теория социального научения (Д.Г Мид, Д. Доллард, Н. Миллер, Д.Б. Роттер, А. Бандура)
45.Проблемы предмета психологии в Берлинской (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер) и Лейпцигской (Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, A. Зандер и др.) школах: теории и эксперименты.
46.Динамическая теория личности К. Левина. Разработка проблемы мотивации в научной школе К. Левина (Б.В. Зейгарник, Т. Дембо, А. Карстен и др.).
47.Генетическая психология как преодоление противоречий гештальтпсихологии и бихевиоризма.
48.Теория развития детского мышления Ж. Пиаже: понятие схемы, механизмы и этапы.
49.Критика положений Пиаже в работах Штерна и Л.С. Выготского. Трактовка Д.С. Брунером феноменов Пиаже.
50.Проблема бессознательного в «дофрейдистскую» эпоху. Развитие концепций бессознательного. «Негативное» и «позитивное» определения бессознательного.
51.Роль З. Фрейда в разработке проблемы бессознательного. Методы исследования бессознательного.
52.Развитие идей классического психоанализа в аналитической психологии К. Юнга.
53.«Коллективное бессознательное» и «архетипы» в творчестве К.Г. Юнга. 54.индивидуальной психологии А. Адлера.
55.Развитие психоанализа в первой половине XX века в работах К. Хорни, В Райх, О. Ранк, Х.С. Салливан.
56.Теории неофрейдизма второй половине XX века (Э. Фромм, А.Фрейд, М. Клейн, Д. Боулби, Э.Эриксон).
57.Этапы развития российской науки. Основное отличие развития психологической проблематики в России XIX века.
58.Дискуссии о специфике психологического и естественнонаучного подходов к изучению психологических явлений (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.Д. Юркевич, М.А. Антонович) на основе естественных наук, философии и лингвистики. Формирование эмпирического направления.
59.«Рефлексологический» (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн) и «реактологический» (К.Н. Корнилов) период развития психологии.
60.Психология «социального бытия» Г. Шпета.
61.Проблема взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психики: биогенетическое (П.П. Блонский) и социогенетическое (А.Б. Залкинд) направления.
20
МП История психологии — Стр 3
62.Проблема социокультурной обусловленности психики человека. Методологическое значение работ Л.С. Выготского.
63.Предпосылки возникновения деятельностного подхода в психологии. Сущность деятельностного подхода в теориях С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Проблема интериоризации.
64.Теория установки в психологической школе Д.Н. Узнадзе.
65.А.Н. Леонтьев: Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Соотношение значений и смыслов в социогенезе сознания.
66.Развитие Б.Г. Ананьевым идей В.М. Бехтерева.
67.Проблемы психологии запоминания в исследованиях А.А. Смирнова. 68.Школа дифференциальной психологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын).
69.Развитие идей Л.С. Выготского о генезисе ВПФ и роли знака в
становлении психики ребенка (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер).
70.Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Объект и предмет психологии в работах П.Я. Гальперина.
71.Психология формирования мыслительной деятельности учащихся В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.
72.Естественнонаучная и гуманистическая стратегии исследования в психологии.
73.Предпосылки и сущность гуманистической психологии (Г. Оллпорт, К. Роджерс, В. Франкл).
74.Трансперсональная психология: гуманистические корни, предмет и методы проживания измененных состояний сознания (С. Гроф).
75.Проблемы, перспективы развития современной психологии.
6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
6.1. Основная литература
1.Ждан А.Н. История психологии: От античности до наших дней. — М,
2007. (**)
2.История психологии XX век. Ред. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. — М,
2005 (**)
3.Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебник. — М., 2007. (*) (**)
4.Шабельников В.К. Психология души. — М., 2003. (*) (**)
5.Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины 20 века. — М., 1997. (**)
6.2. Дополнительная литература
1.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 2007. (**)
2.Аристотель. Сочинения в четырех томах. М., «Мысль», 1976 – 1983. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000352/
3.Бердяев Н.А. Бунт и покорность в психологии масс//Интеллигенция. Власть. Народ. – М., 1993.
4.Братусь Б. С. Деятельность и вершинные уровни опосредствования // Психологический журнал. 1999. № 4. С.
21
5.Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. М., 2006. (**)
6.Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1978.
7.Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987 (**) // http://www.koob.ru/vertgeimer_m/produktivnoe_mishlenie
8.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В
9.Выдающиеся психологи Москвы. Ред. Рубцов В.В., 2007. (**)
10.Гербарт И.Ф. Психология. – М., 2007.
11.Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М., 2005. (**) 12.Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 2005. (**)
13.Гартли Д. Английские материалы
14.Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. – М., 1991.
15.Грот Н.Я. О душе, в связи с современными учениями о силе. 1886. (**) 16.Декарт Р. Сочинения: В 2 т. – Калининград, 2005.
17.Джемс В. Научные основы психологии. – Спб, 1902
18.Дидро Д. Сочинения: В 2 т. – 1991.
19.Дильтей В. Описательная психология. – М., 1996.
20.Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Роль нравственной элиты в российском обществе: постановка проблемы и возможности исследования.
21.Зеньковский В.В. История русской философии//
22.Кант И. Сочинения: В 4 т. – 1993. 23.Карсавин Л.П. Малые сочинения. – М., 1994 г. 24.Ламетри Ж. Сочинения. – М., 1983.
25.Левин К. Возобновление прерванных действий //
26.Левин К. Динамическая психология: избранные труды. – М., 2001.
1994.
(**)
30.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 2005. (**) 31.Леонтьев А. Н. К психологии образа // Вестник МГУ. Сер. 14.
Психология. 1986. № 3. С.
34.Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2007 (*) (**)
35.Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. — М.,
1988. (**)
36.Милль Д.С. Огюст Конт и позитивизм. – М., 2007. (**)
22
37.Пиаже Ж. Психология интеллекта. – М., 2003. (**) 38.Платон. Диалоги. – СПб., 2007.
39.Платон. Пир. – М., 1992. (**)
40.Потебня А.А. Слово и миф. – М., 1989. (**)
41.Спенсер Г., Циген Т. Ассоциативная психология. М., АСТ, 1998. (**) 42.Спиноза Б. Сочинения. – М., 2006. (**)
43.Рассел Б. Человеческое познание. – М., 2003. (**)
44.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.,
1998. (**)
45.Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 2005.
(*) (**)
46.Тард Г. Социальная логика. – М., 1996. (**)
47.Улановский А.М. Идеи феноменологической психологии в контексте современных теорий и представлений. — Вопросы психол. №2, 2010. – С.
48.Уотсон Д.Психология как наука о поведении // Торндайк Э.Л. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1998. (**)
49.Франк С.А. Предмет знания. Душа человека. – М., 2000. (**) 50.Франкл В. Воля к смыслу. — М., 2000. (**)
51.Фрейд А. Детский психоанализ. — СПб., 2003. (**) 52.Фрейд З. Введение в психоанализ. – СПб., 2006. (**)
53.Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». – М., 2009. 54.Фрейд З. О добывании огня. – М., 2009.
55.Фромм Э. Искусство любить. – М., 2009. (**)
56.Фромм Э. Иметь или быть? Забытый язык. – М., 2009. (**) 57.Фромм Э. Душа человека. – М., 2009. (**)
58.Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Сборник. – М., 2004. (**)
59.Хорни К. Наши внутренние конфликты. – М., 2003. (**) 60.Хорни К. Психология женщины. – М., 2006. (**)
61.Хроника — хрестоматия. Зигмунд Фрейд. Сост. Луков Вал. А. – М.,
2001 (*) (**)
62.Челпанов Г.И. Мозг и душа. — М., 1994. (**)
63.Чуприкова Н.И. Интроспекция и явления сознания в системе естественнонаучной психологии. — Вопросы психол. №2, 2010. – С. 3- 20. (**)
64.Шпет Г.Г. Избранные
(**)
65.Шабельников В.К. Функциональная психология — М., 2004 (*) (**) 66.Щедрина Т.Г. «Я пишу как эхо другого…» Очерки интеллектуальной
биографии Густава Шпета. – М., 2004 (**)
67.Эббингауз Г., Бэн А. Ассоциативная психология. —
(**)
68.Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1: Зигмунд Фрейд: Жизнь. Работа. Наследие. Ред. Боровиков А.М. – М., 1998 (**)
23
69.Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2: Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. Ред. Боровиков А.М. – М., 2001 (**)
70.Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3: Последователи Фрейда. Ред. Боровиков А.М.. – М., 2003 (**)
71.Энциклопедия глубинной психологии. Т. 4: Индивидуальная психология. Аналитическая психология. Ред. Боровиков А.М. – М.,
2004 (**)
72.Энциклопедия истории психологии. Т.1. Развитие психологических знаний с древнейших времен до конца античности. — М., 2001 (**)
73.Энциклопедия истории психологии. Т.2 Развитие психологических знаний в эпоху Средних веков и в начале Нового времени. Ч.2. – М.,
2004 (**)
74.Энциклопедия истории психологии. Т.3: 19 век: Завершение философского периода развития психологии и начало ее существования как экспериментальной науки. Кн.1. – М., 2005 (**)
75.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 2006. (**)
76.Юнг К. Тэвистокские лекции: Аналитическая психология: Ее теория и практика. – М., 2009.
77.Юнг К. Проблемы души нашего времени. – М., 2007. (**) 78.Юнг К. Душа и миф: Шесть архетипов. – М., 2005. 79.Юм Д. Сочинения. – М., 1996.
80.Bartlett, Culture and Cognition. Ed. Saito A., 2000. (**)
81.Berry J.W., Poortinga Y.Н., Segall М.Н., Dasen P.R.
82.The Cambridge Companion to Vygotsky. Ed. Daniels H., 2007. (**) 83.Historical Dimensions of Psychological Discourse. Ed. Graumann C.F.,
2006. (**)
84.Rowland S. Jung as a Writer, 2005. (**)
85.Shamdasani S. Jung and the Making of Modern Psychology: The Dream of a Science, 2003. (**)
(*) – гриф (**) – имеется в библиотеке
24