Методология физкультурно-оздоровительных технологий

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт социальных технологий

Кафедра теоретических и медико-биологических основ физической культуры

УТВЕРЖДЕНО

на заседании учебно-методической комиссии

института социальных технологий

«___»_____________20__г.

Протокол №____

Председатель УМК ______________________

Фамилия И.О., подпись

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Методология физкультурно-оздоровительных технологий

Направление подготовки

034300 – Физическая культура

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

заочная

Заочное обучение

Блок дисциплин – Б.3 В.5.

Семестр – 5

Всего учебных занятий – 72 часов, 2 зач. ед.

В том числе:

аудиторные – 6 часов, из них:

лекции – 4 часа,

практические занятия – 2 часа,

самостоятельная работа – 62 часа.

КСР – 4 часа.

Форма текущего контроля: контрольные работы — 1

Итоговый контроль – зачет (5 семестр)

Сыктывкар 2013

Цель дисциплины, соотнесенная с ООП ВПО: сформировать систему научно-практических знаний, умений и навыков в области физкультурно-оздоровительных технологий, необходимых для профессиональной деятельности будущих бакалавров.

Задачи:

  • ознакомить студентов с основными видами физкультурно-оздоровительных технологий, различными системами физических упражнений, применяемыми с оздоровительной и профилактической целями;
  • научить будущих бакалавров использовать полученные знания в своей практической деятельности при разработке оздоровительных программ.

Реализация данных цели и задач позволит выпускнику подготовиться к таким видам профессиональной деятельности как научно-исследовательская, педагогическая, организационно-управленческая, практическая в соответствии с ООП ВПО.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Дисциплина относится к циклу Б.3.ДВ 2. (Профессиональный цикл, дисциплины по выбору), 5 семестр изучения.

Программный материал курса «Методология физкультурно-оздоровительных технологий» тесно связан с дисциплинами цикла ЕН и ПД (анатомией, физиологией, гигиеной, спортивной медициной, ЛФК и массаж) и должен опираться на знания и навыки по указанным базовым курсам. Знание принципов, методов и средств различных видов физкультурно-оздоровительной деятельности является принципиально важным условием эффективной деятельности будущего бакалавра по физической культуре при реализации на практике лечебно-восстановительных, профилактических, оздоровительных и корригирующих мероприятий.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины «Методология физкультурно-оздоровительных технологий» бакалавр физической культуры должен знать:

  • виды, методы и средства физкультурно-оздоровительной деятельности, применяемые при реализации на практике оздоровительных и корригирующих мероприятий;
  • основные принципы применения физкультурно-оздоровительных технологий и особенности их применения для различных возрастных категорий;

уметь:

  • определять задания, режимы двигательной деятельности для различных возрастных категорий и составлять индивидуальную программу занятий с учетом функционального состояния;
  • дозировать физические нагрузки, определять и оценивать эффективность средств и методов физкультурно-оздоровительной деятельности;

иметь навыки:

  • практического применения различных видов физкультурно-оздоровительной деятельности для различных возрастных категорий в зависимости от функционального состояния занимающихся.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными (ПК — 18, ПК — 19, ПК-25) компетенциями:

(ПК-18)

способен формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия

(ПК-19)

умеет реализовывать программы оздоровительной тренировки для различных контингентов занимающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, вопросы питания и регуляции психического состояния, учитывая морфофункциональные, психологические и возрастные особенности занимающихся с установкой на восстановление

(ПК-25)

способен выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

Календарно-тематический план Заочное отделение

Наименование разделов, тем (краткое содержание)

Количество часов по учебному плану

Формы текущего контроля

по теме, разделу

Формир.-е компетенции

Макс. нагрузка студ.-в (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

В том числе

Лекции

Практическая работа

1. Введение. Общие представления о ФОТ

2. Учет возрастно-половых особенностей при занятиях и разработке ФОД

3. Разновидности ФОТ (аэробика, стретчинг и пр.)

4. Использование средств

восстановления в ФОД

2

1

1

2

10

40

12

ИТ

ИТ

ИТ,

Т, Тб, Д, К

Тб, Д, В, КР

ПК-18,

ПК-19,

ПК-25

КСР

Зачет

Итого часов

4

2

62

Итого зач.ед

Примечание: Д — доклад, ИТ — итоговый тест, Т – таблица, Тб – текст беседы, К – конспект, КР — контрольная работа.

Самостоятельная работа

Задание 1: Составить таблицу «Современные физкультурно-оздоровительные технологии» по следующей форме:

Название системы

Авторы

Цели и задачи системы

Средства и методы

Снаряды, оборудование, инвентарь

Особенности системы и общая оценка

1

2

3

4

5

6

Аэробика

Шейпинг

Фитнес

Задание 2. Составить таблицу «Традиционные оздоровительные технологии» по следующей форме:

Название системы

Цели и задачи системы

Средства и методы

Снаряды, оборудование, инвентарь

Особенности системы и общая оценка

1

2

3

4

5

Цигун

Йога

Тай-чи

Задание 3. Составить таблицу «Авторские физкультурно-оздоровительные технологии» по следующей форме:

Название системы

Авторы

Цели и задачи системы

Средства и методы

Снаряды, оборудование, инвентарь

Особенности системы и общая оценка

1

2

3

4

5

6

Калланетик

Пилатес

Задание 4. Составить таблицу «Нетрадиционные оздоровительные виды физкультурно-оздоровительной деятельности» по следующей форме:

Название вида ФОД

Цели и задачи системы

Средства и методы

Снаряды, оборудование, инвентарь

Особенности системы и общая оценка

1

2

3

4

5

Хореотерапия

Игротерапия

СПА-терапия

АРТ-терапия

Иппотерапия

Музыкотерапия

Сказка-терапия

Су-Джок-терапия

Вертебрология

Талассотерапия

Гелиотерапия

Песочная терапия

Цветотерапия

Фитотерапия

Задание 5. Составить таблицу «Характеристика видов оздоровительной аэробики» по следующей форме:

Основные виды аэробики

Характерные особенности

Техника выполнения основных (базовых) шагов (движений)

не менее 5-ти

1

2

3

Задание 6. Составить таблицу «Характеристика традиционных оздоровительных систем» по следующей форме:

Название системы

Характерные особенности

Техника выполнения основных (базовых) движений

не менее 3-х

1

2

3

Задание 7. Составить таблицу «Характеристика авторских оздоровительных систем» по следующей форме:

Название системы

Характерные особенности

Техника выполнения основных (базовых) движений

не менее 3-х

1

2

3

Задание 8.Подготовить текст беседы (задание выполняется в текстовом редакторе Word, на листах формата А4, с оформлением по требованиям к курсовым и контрольным работам, объем – не более 3 страниц) для школьников по следующим темам (по выбору): «Хореотерапия», «Игротерапия», «СПА-терапия», «АРТ-терапия», «Цветотерапия», «Иппотерапия», «Аэроионотерапия», «Музыкотерапия», «Фитотерапия», «Сказка-терапия», «Су-Джок-терапия», «Вертебрология», «Талассотерапия», «Гелиотерапия», «Песочная терапия» и выступить с докладом(доклад должен сопровождаться презентацией, содержащей, преимущественно, иллюстративный материал).

Задание 9.Подготовить текст беседы (задание выполняется в текстовом редакторе Word, на листах формата А4, с оформлением по требованиям к курсовым и контрольным работам, объем – не более 3 страниц) для школьников по следующим темам (по выбору): «Аутогенная и психорегулирующая тренировки», «Внушенный сон-отдых», «Самовнушение», «Электропроцедуры», «Световые облучения», «Гидропроцедуры», «Ультразвуковые процедуры», «Сауна и баня», «Фармакологические средства восстановления» и др. и выступить с докладом(доклад должен сопровождаться презентацией, содержащей, преимущественно, иллюстративный материал).

Задание 10. Подготовить вопросы викторины для школьников на тему (по выбору): «Виды оздоровительной аэробики», «Базовые шаги оздоровительной аэробики», «Традиционные виды оздоровительных технологий», «Авторские виды оздоровительных технологий», «Нетрадиционные виды оздоровительных технологий», «Средства восстановления в физкультурно-оздоровительной деятельности» в виде презентации (все вопросы должны точно соответствовать выбранной тематике, количество вопросов в викторине – 5, количество предложенных вариантов ответов – 4).

Примерный перечень контрольных работ

  1. Виды средств восстановления в оздоровительной тренировке (педагогические, психологические и медико-биологические).
  2. Педагогические средства восстановления в оздоровительной тренировке. Подбор, вариативность и особенности сочетания методов и средств, разнообразие нагрузок.
  3. Аутогенная и психорегулирующая тренировки как средства психологического восстановления в оздоровительной тренировке.
  4. Внушенный сон-отдых и самовнушение как средства психологического восстановления в оздоровительной тренировке.
  5. Теплолечение как средство медико-биологического восстановления в оздоровительной тренировке. Виды и механизм влияния на организм человека.
  6. Светолечение как средство медико-биологического восстановления в оздоровительной тренировке. Виды и механизм действия на организм человека.
  7. Грязелечение как средство медико-биологического восстановления в оздоровительной тренировке. Способы применения грязевых аппликаций и механизм действия на организм человека.
  8. Электролечение как средство медико-биологического восстановления в оздоровительной тренировке. Виды и механизм действия на организм человека.
  9. Механотерапия как средство медико-биологического восстановления в оздоровительной тренировке. Виды подъемно-транспортных устройств и механизм действия на организм человека.
  10. Водолечение как средство медико-биологического восстановления в оздоровительной тренировке. Классификация и механизм действия на организм человека.
  11. Аэроионотерапия (с положительно и отрицательно заряженными частицами) как средство медико-биологического восстановления в оздоровительной тренировке. Виды и механизм действия на организм человека.
  12. Ароматерапия. Цель и механизм действия ее применения.
  13. Цветотерапия. Цель и механизм действия ее применения.
  14. Фитотерапия. Цель и механизм действия ее применения.
  15. Массаж как средство медико-биологического восстановления в оздоровительной тренировке. Виды и механизм влияния на организм человека.
  16. Баня и сауна как средство медико-биологического восстановления в оздоровительной тренировке. Виды и механизм влияния на организм человека.
  17. Особенности питания в оздоровительной тренировке. Возрастные особенности рациона питания.
  18. Фармакологические средства, применяемые в оздоровительной тренировке с восстановительной целью. Виды и механизм действия на организм человека.

Балльно-рейтинговая система

Если в семестре в качестве промежуточного и итогового контроля предусмотрена сдача зачёта, то по результатам работы в семестре студент может получить оценку:

— «Зачтено» – 55 баллов и выше (при условии выполнения всех мероприятий учебного плана);

— «Не зачтено» – менее 55 баллов.

В случае пропуска студентом заочной формы обучения аудиторных занятий и контрольных мероприятий, предусмотренных графиком учебного процесса по уважительной причине, студенту предоставляется возможность ликвидировать задолженность в часы индивидуальных консультаций преподавателя. Уважительность пропуска студентом учебных занятий подтверждается деканатом. По согласованию с преподавателем студент имеет право на выполнение альтернативных видов учебной работы (например, заполнение таблиц, написание конспекта урока/занятия или реферата по пропущенным темам учебной дисциплины).

В случае невыполнения большинства элементов модульного контроля и самостоятельной работы студента по неуважительной причине, студент не допускается к промежуточной или итоговой аттестации по учебной дисциплине.

Набранная студентом очной формы обучения семестровая, студентом заочной формы обучения — двухсеместровая сумма баллов по учебной дисциплине переводится в систему «зачтено / незачтено».

Заочное отделение

Посещение лекции

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Итоговое тестирование

5 баллов

от 0 до 2 баллов по каждому заданию

от 3 до 5 баллов

от 0 до 65 баллов

от 0 до 10 балов

от 0 до 20 баллов

от 3 до 5 баллов

от 0 до 65 баллов

Примечание: система контроля знаний, умений и навыков студентов заочной формы обучения для итогового контроля.

При оценивании самостоятельной работы студентов «0» баллов выставляется в случае не выполнения задания, «1» балл — если задание выполнено, но имеются неточности или единичные ошибки, «2» балла – если задание выполнено, материал изложен обстоятельно и полно.

При оценивании контрольной работы студентов «3» балла выставляется в случае, когда материал изложен не достаточно полно и допущены неточности в определении понятий, при формулировке основных положений, с нарушением требований к оформлению контрольных работ; «4» балла — если материал изложен достаточно полно, но допущены отдельные погрешности при изложении материала и незначительные отклонения от требований к оформлению контрольных работ, «5» баллов – если материал изложен обстоятельно и полно, с соблюдением требований к оформлению контрольных работ.

Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Понятие о физкультурно-оздоровительных технологиях, физкультурно-оздоровительной деятельности и ее видах.
  2. Понятие о физкультурно-оздоровительных системах.
  3. Возрастные особенности оздоровительных занятий с детьми.
  4. Возрастные особенности оздоровительных занятий со взрослыми.
  5. Возрастные особенности оздоровительных занятий с людьми пожилого возраста.
  6. Характеристика оздоровительной аэробики.
  7. Краткая характеристика видов оздоровительной аэробики.
  8. Структура занятия оздоровительной аэробикой.
  9. Базовые движения в оздоровительной танцевальной аэробике и особенности проведения занятия.
  10. Базовые движения в оздоровительной степ-аэробике и особенности проведения занятия.
  11. Базовые движения в оздоровительной силовой аэробике и особенности проведения занятия.
  12. Базовые движения в оздоровительной аэробике с элементами боевых искусств и особенности проведения занятия.
  13. Базовые движения в оздоровительной аэробике в воде и особенности проведения занятия.
  14. Базовые движения в оздоровительной аэробике с фитбольными мячами и особенности проведения занятия.
  15. Характеристика стретчинга и базовые движения.
  16. Особенности питания в оздоровительной тренировке.
  17. Структура занятий аэробики (разминка, основная и заключительная части).
  18. Направленность нагрузки (силовая, скоростная, скоростно-силовая, на общую выносливость, развитие гибкости, на повышение координации движения).
  19. Разновидности аэробики (танцевальная аэробика, степ-аэробика, фитбол-аэробика,

боевые искусства в аэробике, памп-аэробика, тераэробика, сайкл-аэробика, слайд-аэробика, аква-аэробика и др.).

  1. Задачи стретчинга. Стретчинг до и после нагрузки.
  2. Два основных вида движений в стретчинге (внутренние и внешние).
  3. Шесть правил растяжки (разминка перед растяжкой, осторожность, удержание конечного положения 30 с., дыхание, избегание рывков, симметричность растягивания).
  4. Этапность выполнения упражнений в аэробике (адаптация к нагрузкам, тренировка систем при более активной работе, повышение физической работоспособности).
  5. Понятие о цигун. Структура занятий и направленность нагрузки.
  6. Понятие о тай-чи. Структура занятий и направленность нагрузки.
  7. Понятие о йоге. Структура занятий и направленность нагрузки.
  8. Понятие о калланетик и пилатес. Задачи калланетик и пилатес.
  9. Структура занятий калланетик и направленность нагрузки.
  10. Структура занятий пилатес и направленность нагрузки.
  11. Понятие о хореотерапии. Особенности организации и проведения занятий.
  12. Понятие об игротерапии. Особенности организации и проведения занятий.
  13. Понятие о СПА-терапии.Особенности организации и проведения занятий.
  14. Понятие об АРТ-терапии. Особенности организации и проведения занятий.
  15. Понятие о цветотерапии. Особенности организации и проведения занятий.
  16. Понятие о музыкотерапии. Особенности организации и проведения занятий.
  17. Понятие о сказка-терапии. Особенности организации и проведения занятий.
  18. Понятие о Су-Джок-терапии. Особенности организации и проведения занятий.
  19. Понятие о вертебрологии. Особенности организации и проведения занятий.
  20. Понятие о талассотерапии. Особенности организации и проведения занятий.
  21. Понятие о гелиотерапии. Особенности организации и проведения занятий.
  22. Понятие о песочной терапии. Особенности организации и проведения занятий.
  23. Показания к применению нетрадиционных видов оздоровительной деятельности. Медицинские противопоказания к применению нетрадиционных форм ФОТ.
  24. Понятие восстановление. Классификация средств восстановления. Три группы средств восстановления (педагогические, медико-биологические, психологические).
  25. Планирование восстановительных процедур с учетом направленности нагрузок. Три уровня применения восстановительных средств (этапный, текущий, оперативный).
  26. Педагогические средства восстановления (подбор, вариативность и особенности сочетания методов и средств, разнообразие нагрузок).
  27. Психологические методы (аутогенная и психорегулирующая тренировки, внушенный сон-отдых, самовнушение и т.д.).
  28. Медико-биологические средства (электропроцедуры, световые облучения, гидропроцедуры, ультразвуковые процедуры, массаж, сауна, питание, фармакологические средства и т.д.).
  29. Виды средств восстановления: средства глобального, избирательного и общетонизирующего воздействия.
  30. Формы использования восстановительных средств (последовательная или параллельная).
  31. Понятие теплолечения, виды теплолечения, основные показания и противопоказания к теплолечению.
  32. Механизм влияния теплолечения на организм человека.
  33. Светолечение. Виды и механизм действия на организм человека.
  34. Грязелечение. Способы применения грязевых аппликаций, показания и противопоказания к применению грязелечения.
  35. Методики применения сапропеля, показания и противопоказания к его применению.
  36. Парафинотерапия. Цель и механизм его действия на организм человека.
  37. Электролечение: виды, показания и противопоказания к его применению.
  38. Механотерапия. Виды подъемно-транспортных устройств для лиц с ограниченными возможностями.
  39. Водолечение. Классификация и механизм действия на организм человека.
  40. Разновидности ванн и общие требования к применению ванн.
  41. Лечебные ванны. Показания и противопоказания к их применению.
  42. Воздушные ванны. Основные требования к их применению.
  43. Аэроионотерапия с отрицательно заряженными частицами. Механизм действия.
  44. Аэроионотерапия с положительно заряженными частицами. Механизм действия.
  45. Аромотерапия. Цель и механизм его действия на организм человека.
  46. Фитотерапия. Цель и механизм его действия на организм человека.
  47. Массаж. Цель и механизм его действия на организм человека.

Список рекомендуемой литературы а) базовая литература

  1. Андерсон С. Йога для начинающих [Текст] / С. Андерсон, Р. Совик; [пер. с англ. С. Н. Ловягина]. – М.: РИПОЛ классик, 2010. – 272 с.
  2. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов высших учебных заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева; под ред. С.Н. Попова – 3-е изд., стер. – М., «Изд. центр «Академия», 2006 – 416 с.
  3. Мураками К. Пилатес 9 программ для всех уровней подготовки [Текст] / К. Мураками. – М. : Эксмо, 2010. – 232 с.
  4. Погосян М.М. Лечебный массаж: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М.: Советский спорт, 2004. — 568 с.

Б) основная литература

  1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учебное пособие [Текст] / под ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестаков. – 2006. 304 с.
  2. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие [Текст] / .М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: Гардарики, 2007. 218 с.
  3. Гришина Ю. И. Каждому свою программу. Более 300 упражнений для здоровья и фигуры [Текст] / Ю.И. Гришина. – СПб. : ООО «Синтез Бук». 2008. 336 с.
  4. Ким Н. К. Фитнес: учебник [Текст] / Н. К. Ким, М. Б. Дьяконов. – М. : Советский спорт, 2006. – 454 с.
  5. Колесникова С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы [Текст] / С.В. Колесникова. – Ростов Н/Д.: «Феникс», 2005. 157 с.
  6. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий [Текст] / Е.С. Крючек. – М.: «Терра-Спорт», «Олимпия-Пресс», 2001. 64 с.
  7. Медведева О. А. Фитнес-аэробика в системе обучения и воспитания студентов. Очерки: Учебное пособие [Текст] / О.А. Медведева. – М.: «ИНСАН», 2007. – 160 с.
  8. Медведева О. А. Аэробика для студентов / О.А. Медведева, Г.А. Зайцева. – М: «ИНСАН», 2009. 144 с.
  9. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика. Теория и методика [Текст] / Ю.В. Менхин, А.В. Менхин. – Ростов Н/Дону: «Феникс», 2002. -384 с.
  10. Мякинченко Е.Б. Аэробика. Теория и методика проведения занятий [Текст] / Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова. – М.: «СпортАкадемПресс», 2002. 304 с.

В) дополнительная литература

  1. Бирюков А.А. Фитнес тестирование [Текст] / А.А. Бирюков, А.А. Бавтуто. – М.: АСТ, 2006. 224 с.
  2. Вайдер Д. Строительство тела по системе Джо Вайдера: Учебно-методическое пособие. Пер. с англ [Текст] / Д. Вайдер. – М. : Физкультура и спорт, 1992.
  3. Горцев Г. Аэробика. Фитнес. Шейпинг [Текст] / Г. Горцев – М.: «Вече», 2001. 320 с.
  4. Дан О. Лифтинг-гимнастика для бедер и ягодиц [Текст] / О. Дан. – СПб. : Питер, 2009. – 160 с.
  5. Карелин А.О. Правильное питание при занятиях спортом и физкультурой [Текст] / А.О. Карелин. – М.-СПб.: ДИЛЯ, 2003. 246 с.
  6. Липень А. А. Простая йога. Лучшие асаны [Текст] / А.А. Липень. – СПб. : Питер, 2010. – 176 с.
  7. Робинсон, Л. И. Пилатес – управление телом [Текст] / Л. Робинсом, Х. Фишер, Ж. Нокс, Г. Томсон; пер. с англ. П. А. Самсонов. – Минск: «Попурри», 2009. – 272 с.
  8. Смолевский В.М. Нетрадиционные виды гимнастики [Текст] / В.М. Смолевский, Б.К. Ивлиев. – М.: Просвещение, 1992. 132 с.

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРИТЕТ»

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Контрольная работа по дисциплине «Методология физкультурно-оздоровительных технологий»

ЭЛЕКТРОЛЕЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКЕ. ВИДЫ И МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Исполнитель:

Студент группы 9___

Иванов Иван Иванович

Научный руководитель:

к.б.н., доцент М.Л. Берговина

Сыктывкар 2013

11