Практическое занятие № 1 Тема: Теория текста в аспекте риторики и прагматики

Вопросы и задания:

  1. Что изучает прагматика? Как эта область лингвистики связана с классической и современной риторикой и теорией текста?
  2. Что такое речевое событие? Каковые его важнейшие элементы? Из чего складывается речевое поведение человека?
  3. Как вы понимаете термин «дискурс»? Каково его происхождение?
  4. Дайте определение речевой ситуации. Каковы её главные составляющие? Приведите собственный пример речевой ситуации, назовите её элементы.
  5. Какое определение риторики можно предложить, используя понятия «речевая ситуация» и «дискурс»?
  6. Опишите кратко (дома) речевые ситуации и разыграйте в аудитории следующие речевые события (заранее выберите себе партнера): а) шеф – подчиненный; просьба; б) родители – отпрыск; сообщение неприятного известия. Описание речевых ситуаций составьте по следующей схеме: 1) участники, их черты, свойства и состояние, определяющие то, что и как будет происходить в речевом событии; 2) отношения между ними; 3) речевые цели «инициатора» речевого события (того участника, кто начинает беседу и старается провести её в своих интересах); 4) обстановка – ключевые детали (подумайте, почему именно они важны для данной речевой ситуации); время действия (в том случае, если оно имеет значение, и если имеет – объясните почему).

Литература:

  1. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. – М., 2002.
  2. Степанов Ю.С. В поисках прагматики// Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. – М., 1981. –

Т. 40. – № 4.

  1. Основы теории текста: Учебное пособие/ Ю.Н. Земская, И.Ю. Качесова и др.; Под общ. ред. А.А. Чувакина. – Барнаул, 2003.
  2. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003.
  3. Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1985.
  4. Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1986.
  5. Протасова Е.Ю. Функциональная прагматика: вариант психолингвистики или общая теория языкознания?// Вопросы языкознания. –1999. – № 1.
  6. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. – М., 1998.
  7. Лекции.

Практическое занятие № 2 –3 Тема: Теория речевых актов

Вопросы и задания:

12 стр., 5509 слов

Дискурс и текст. Речевая деятельность как одно из понятий функциональной ...

... в области информатики, автоматического перевода, а также результатам исследований в лингвистике текста, теории речевых актов, анализе дискурса, психолингвистике и т.п. 70 - 80-е гг. ознаменовались ... связаны с говорящим субъектом, адресатом, их взаимодействием в коммуникации и ситуацией общения. Те же вопросы в равной мере являлись предметом исследования в рамках психолингвистики. Психолингвистика ...

  1. Что такое речевой поступок (речевой акт)? Приведите собственные примеры речевого акта.
  2. Строение речевого акта по Т. ван Дейку: 1) речевой акт, или акт говорящего; 2) аудитивный акт, или акт слушающего; 3) коммуникативная ситуация, включающая характеристики говорящего и слушающего, их взаимоотношения, сопровождающие события и т.д.
  3. Что является основной единицей коммуникации в теории речевых актов?
  4. Какова структура речевого акта?
  5. Что понимается под иллокутивными актами? Приведите примеры.
  6. В чем различие между перлокутивными и пропозициональными речевыми актами? Приведите примеры каждого типа речевого акта.
  7. Как соотносятся между собой типы речевых актов и речевые цели говорящего?
  8. Представьте типологию речевых актов в соответствии с риторическими задачами: речевое намерение (цель) – речевое действие (тип речевого акта) – дискурс (тип речи) ?
  9. Какие разновидности речевых поступков могут быть выделены в реальном живом общении? Приведите примеры.
  10. Ознакомьтесь с 12 параметрами для классификации речевых актов, выделенных Дж.Серлем, объясните каждый из них:1) цель говорящего в данном акте; 2) направление приспособления между словом и миром; 3) выражаемые психические состояния (вера, убеждение, желание, потребность, удовольствие и т.д.) ; 4) сила, энергичность иллокутивной цели; 5) статус и положение коммуникантов; 6) способ, которым высказывание соотнесено с говорящим и слушающим; 7) связи с остальной частью дискурса и контекста; 8) пропозициональное содержание высказывания по отношению к иллокутивной силе; 9) акты, которые всегда являются речевыми, и акты, которые могут осуществляться как речевыми, так и неречевыми средствами; 10) акты, требующие или нет для своего осуществления внеязыковых установлений; 11) акты, образуемые перформативным глаголом, и акты, без такого глагола; 12) различия в стиле осуществления речевых актов.

  1. Проанализируйте классы речевых актов Дж. Серля и Н.И. Формановской; отметьте, в чем их сходство и отличие; какая из классификаций является наиболее совершенной и почему?

5 классов речевых актов по Дж. Серлю: 1) репрезентативы – сообщения, утверждения о некотором положении дел; 2) директивы – попытки говорящего побудить слушающего к совершению чего-либо; 3) комиссивы –обещания, обязательства; 4) экспрессивы – выражения психического состояния говорящего, этикетное поведение по отношению к слушающему; 5) декларативы –декларации, объявления, назначения, изменяющие положение дел в мире и успешные в том случае, если говорящий наделен социальным правом такие декларации осуществлять.

7 стр., 3183 слов

Особенности и специфика речевых актов

... же языковая структура высказывания не совпадает с коммуникативной интенцией говорящего, то совершается косвенный речевой акт. Прибегая к использованию косвенных речевых актов, говорящий исходит из того, что адресат обладает некоторой суммой ...

7 классов речевых актов по Н.И. Формановской: 1) репрезентативы – сообщения; 2) комиссивы – обязательства; 3) директивы – побуждения; 4) рогативы – вопросы; 5) декларативы – объявления (декларации); 6) экспрессивы – выражения эмоций; 7) выражения речевого этикета – контактивы.

Литература:

1. Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1986. –Вып. 17: Теория речевых актов.

2. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. – М., 1998. – Разд.: Речевой акт, коммуникативный акт; Перформативное высказывание.

3. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. – М., 1985.

4. Забавников Б.Н. К проблеме структурирования речевого акта/ речевого действия// Вопросы языкознания. – 1984. – № 6.

5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка/ Под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003) (статья: Речевой акт).

6. Труфанова И.В. О разграничении понятий: речевой акт, речевой жанр, речевая стратегия, речевая тактика// Филологические науки.– 2003. – № 3.

7. Лекции.

Практическое занятие № 4 Тема: Прямое и косвенное сообщение (метасообщение)

Вопросы и задания:

  1. Что значит «понять собеседника»? Ответьте, пользуясь терминами современной риторики (речевое намерение, интерпретация и др.).
  2. Что такое метасообщение? Приведите примеры.
  3. Назовите основные риторические формы метасообщений, приведите примеры.
  4. Информация (по Г.П. Грайсу), передаваемая в речевом акте, делится на две части: логическое содержание высказывания и «импликатура», последняя имеет две разновидности – конвенциональные и неконвенциональные (см. лекции).

    Поясните на примерах.

  5. Приведите примеры, доказывающие, что средства непрямого информирования (метасообщения) различаются в разных национальных речевых культурах.
  6. Объясните, в чем причина нарушений понимания между мужчинами и женщинами?
  7. Какую роль играют косвенные сообщения, например, ирония, намек и др., в современной речевой культуре? Подберите тексты из СМИ. Например: «Вот и наступила долгожданная демократия… [пауза]… Демократы отобрали у коммунистов все их привилегии…[пауза]…И…правильно…взяли их себе» (М.Задорнов).Здесь приведена цепочка обманутых ожиданий: после каждого предложения-высказывания слушатель ждет иного развития речевой ситуации.

Литература:

1. Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1985 – Вып. 16: Лингвистическая прагматика. (Статьи: Вежбицка А. Речевые акты; Грайс Г.П. Логика и речевое общение и др.)

8 стр., 3546 слов

Речевое поведение радиоведущих

... факторы, влияющие на речевую деятельность ведущих приморской радиостанции ) Рассмотреть выбор речевого поведения радиоведущих во взаимодействии с участниками диалогов. 1. Адресат в теории речевых актов Существует несколько ... акта точного определения. Он лишь привел характерные примеры таких актов, как вопрос, ответ, информирование, уверение, предупреждение, назначение, критика и т.п., отметив, что ...

2. Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1986 – Вып. 17: Теория речевых актов. (Статьи: Ален Дж. Ф., Перро Р. Выявление коммуникативного намерения, содержащегося в высказывании; Дэвидсон Д. Истина и значение; Серль Дж.Р. Косвенные речевые акты и др.).

3. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. – М., 1998. – Разд.: Речевой акт, коммуникативный акт; Косвенный речевой акт и др.

4. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. – М., 1985.

5. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 2000.

6. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. – М., 2002.

7. Национально-культурная специфика речевого поведения. – М., 1977.

8. Беляева Е.И. Модальность в различных типах речевых актах// Филологические науки. –1987.–№ 3.

9. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1978.

10. Леонтьев А.А. Национально-культурная специфика речевого поведения. – М., 1977.

11. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.

12. Труфанова И.В. Косвенные побуждения и категория вежливости// Речевое общение: Специализированный вестник/ Красноярск.гос.ун-т; Под общ. Ред. А.П. Сковородникова. – Вып. 5-6 (13-14).

–Красноярск, 2004. –С. 150-155.

12. Лекции.

Практическое занятие № 5 Тема: Законы современной общей риторики

Вопросы и задания:

  1. Как вы понимаете выражение: «Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика»?
  2. Почему первый закон риторики назван законом гармонизирующего диалога? В каком отношении к нему находятся остальные три закона? Раскройте риторический смысл терминов «гармонизирующий» и «диалог».
  3. Какие принципы речевого поведения должен соблюдать говорящий, чтобы «возбудить в слушателе его собственное внутреннее слово»?
  4. Как составить портрет вашего будущего слушателя (адресата)? Расскажите на примере вашей (или какой-либо другой) группы.
  5. Почему второй закон риторики называется законом продвижения и ориентации адресата? Как его выполнять?
  6. В чем суть третьего закона риторики? С помощью чего он реализуется? Приведите конкретные примеры.
  7. Назовите и сформулируйте четвертый закон риторики. Возможно ли его проявление в неприятных или трагических ситуациях?
  8. Как четыре закона риторики отражают общий риторический принцип гармонии речевого события? Каков «вклад» каждого из законов в создание этой гармонии?
  9. По одному из четырех законов общей риторики подготовьте небольшое выступление с подзаголовком: «На то он и закон, чтобы его нарушать». В выступлении (3-5 мин.) опишите смысл одного из законов и приведите ваши размышления (и доказательства, если вы с законом не согласны) или наблюдения по поводу того, как данный риторический закон в реальной жизни нарушается и к чему это приводит.

Литература:

4 стр., 1650 слов

Групповые формы поведения и процессы коммуникации у животных:

... связи между предметами, форма поведения, рефлекторная, инстинктивная, навык, игровое поведение, интеллект). Вопрос 2. Групповые формы поведения и процессы коммуникации у животных: Групповые формы поведения у животных проявляются в ... звуку и отвечает на него своеобразным квохтаньем. Такое голосовое поведение цыпленка и курицы внешне похоже на речевое общение. Однако на самом деле этот процесс имеет ...

1. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.

2. Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. – Пермь, 1992.

3. Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М., 1999.

4. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. – М., 1998.

5. Лекции.

Практическое занятие № 6 Тема: Принцип коммуникативного сотрудничества. Стратегии речевого поведения

Вопросы и задания:

1. Какие правила речевого поведения, сформулированные ещё Аристотелем, а затем Х. Грайсом, Р. Лакофф, нужно выполнять, чтобы соблюдать принцип коммуникативного сотрудничества? Почему?

2. Как связаны правила речевого поведения с тремя коммуникативными стратегиями? Назовите составляющие коммуникативной стратегии и тактики (См. 2, 7, 8).

3. Перечислите, от чего зависит, какую коммуникативную стратегию и какой индивидуальный речевой стиль приобретет человек?

4. Как помогут знания о различных коммуникативных стратегиях для того, чтобы избежать ошибок при общении представителей различных национальных культур? А для более верной оценки любого собеседника и лучшего его понимания?

5. Опишите речевую манеру, свойственную знаменитому музыканту М. Ростроповичу. Определите ведущую стратегию его речевого поведения. Можно ли говорить о национальных параметрах его коммуникативного поведения? Отвечая на вопрос, опирайтесь на личные наблюдения.

Ростропович создал вокруг себя мир абсолютной свободы, какой-то невероятной лучезарности и любви. Его жена Галина Вишневская сказала как-то, что легко отыскивает мужа в толпе по звуку поцелуев. От мала до велика он со всеми на «ты», для всех он Слава, и, когда Алиев сказал, что правительство Азербайджана награждает его орденом Славы, Ростропович радостно засмеялся: его орден. А их у него, кстати, 27 штук. В конце мая добавится ещё один – российский.

6. Какие коммуникативные стратегии используют герои в приведенных ниже отрывках из произведений А.П. Чехова? Докажите.

Это была натура рыхлая, ленивая до полного равнодушия к себе и плывшая по течению неизвестно куда и зачем. Куда его вели, туда он и шел. Вели его в какой-нибудь притон – он шел, ставили перед ним вино – пил, не ставили – не пил; бранили при нем жен – и он бранил свою, уверяя, что она испортила ему жизнь, а когда хвалили, то он тоже хвалил и искренно говорил: «Я её, бедную, очень люблю». (А.П. Чехов. Рассказ неизвестного человека)

Рассудина, здороваясь, рванула его за руку и, не снимая пальто и шляпы, вошла в кабинет и села.

Я к вам на одну минуту, – сказала она. – О пустяках мне разговаривать некогда. Извольте сесть и слушать. Рады вы меня видеть или не рады, для меня решительно все равно, так как милостивое внимание ко мне господ мужчин я не ставлю ни в грош. Если же я пришла к вам, то потому, что была сегодня уже в пяти местах и везде получила отказ, между тем дело неотложное. (А.П. Чехов. Три года.)

5 стр., 2291 слов

Тема 1.3. Речевое поведение российского таможенника

... сравнительных подходов к определению понятия «речевое поведение (лингвоэтология)». 3*. Составьте свой психологический портрет, куда должны войти особенности ваших качеств в процессе общения. 4. Определите свои ведущие потребности и ... знаете? 4. В чем заключается сущность и функции деловой беседы? 5. Какие этапы проведения деловой беседы вы можете выделить? 6. Как подготовиться к деловой беседе? ...

7. Подберите собственные примеры использования различных коммуникативных стратегий – воспользуйтесь текстами художественных, публицистических произведений или собственными наблюдениями живого речевого общения.

Литература:

1. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.

2. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. – М., 2002.

3. Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1985 – Вып. 16: Лингвистическая прагматика. (Гордон Д., Лакофф Дж. Постулаты речевого общения).

4. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. – М., 1993

5. Труфанова И.В. О разграничении понятий: речевой акт, речевой жанр, речевая стратегия, речевая тактика// Филологические науки. – 2003. – № 3.

6. Основы теории коммуникации: Учебник/ Под ред. М.А. Василика. – М., 2006.

7. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов/ Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М., 1997 (Глава 3.3.).

8. Лекции.

Практическое занятие № 7 Тема: Языковая личность в дискурсе

Вопросы и задания:

  1. Дайте определение понятию «языковая (речевая) личность», перечислите разнообразные характеристики указанного понятия.
  2. Какие три типа языковых личностей выделяет К.Ф. Седов, что положено в основу классификации? Приведите имена известных политиков, культурных деятелей, журналистов и др., относящихся к определенному типу языковых личностей.
  3. Определите типы и подтипы языковых личностей в следующих диалогах:

1. – Далековато мы живем// Думаю/ со временем будем выбираться ближе к центру//

С такой зарплатой/ как у тебя/ я думаю/ вы не скоро переедете…

2. – Ты представляешь/ он (сын) неделю уже болеет/ а диагноз поставить не могут//

Да ты что! И как же вы?// Чем вы его лечите?

Да вот сбиваем температуру// И все//

Слушай/ может у него грипп? Тогда аспирин/ ни в коем случае//

Да это я знаю// Мы уж и так/ народными средствами//

Может помощь какая нужна?// У меня знакомая/ отличный врач детский/ как раз инфекционист// Давай я с ней проконсультируюсь…

3.– Не знаю/ что мне с К. (мужем) делать// целыми днями лежит/ и видак смотрит//

Дура ты была/ когда за него замуж выходила// Я считаю/ гони ты его в шею// Чем такого/лучше никакого…

4.– Я хочу посоветоваться с тобой/ насчет обмена// Ты знаешь нашу ситуацию//

Да// Я советую вам не обмен искать…

Иль уж нам не стоит?

Тут/ нужно учитывать/ несколько факторов/ и то/ где квартира на…

А то/ придут рекетиры/ возьмут сына в заложники…

Да ты будешь слушать/ или нет!?

11 стр., 5453 слов

Общение как коммуникация. Этапы общения. Типология и модели общения

... все эти термины весьма условны. Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Идентификация(от лат. identifico — отождествление, уподобление) выражает ... роль импульса, за которым ситуация будет развиваться по законам "заражения ". В качестве следующего примера можно привести "боление " на стадионах во время спортивных состязаний. ...

5.– Как у тебя дела?

Нормально// Замоталась только// В лицее нагрузка увеличилась//

Ты всегда была мужественной личностью//

При чем здесь мужество?// Мне там интересно работать//

Бедненькая/ ты прям похудела//

По-моему/ ты меня не слышишь// Я говорю/ работа интересная/ просто её много…

6.– Ну как/ ты там Витька? (муж собеседницы)//

Да дурью мается/ как всегда//

И когда они у нас поумнеют// Может/ к пенсии?

  1. Дайте определения понятиям «речевой жанр», «стратегии внутрижанрового речевого поведения», «внутрижанровые тактики».
  2. Проиллюстрируйте следующие тактики речевого жанра «ссора» небольшими фрагментами дискурса: возмущение, насмешка, колкость, упрек, обвинение, оскорбление (инвектива), угроза.
  3. Проанализируйте языковую личность журналиста на примере республиканских текстов СМИ.

Литература:

1.Лебедева Н.Б. Речевая личность: параметры типологизации// Вопросы лингвоперсонологии: Межвуз. сб-к науч. тр. Ч. 1./Алтайский гос. технич. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул,2007. – С. 110-114. (См. в паке для практических)

2. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. – М., 1993

3. Труфанова И.В. О разграничении понятий: речевой акт, речевой жанр, речевая стратегия, речевая тактика// Филологические науки. – 2003. – № 3.

4. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. – М., 2002.

5. Основы теории текста: Учебное пособие/ Ю.Н. Земская, И.Ю. Качесова и др.; Под общ. Ред. А.А. Чувакина. – Барнаул, 2003.

6.Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социологический аспекты/ Под ред. О.Б. Сиротининой. – Саратов, 1999.

7. Лекции.

Практическое занятие № 8 Тема: Коммуникативный конфликт. Принцип гармонии дискурса

Вопросы и задания:

  1. Что такое «коммуникативный конфликт»? Ответьте, пользуясь терминами современной риторики (коммуникативная цель, коммуникативная роль, коммуникативное поведение, коммуникативная неудача, коммуникативная компетенция и др.).
  2. Как соотносятся понятия «кооперация» и «конфликт» в коммуникации?
  3. Назовите причины появления коммуникативных конфликтов, приведите примеры.
  4. Что понимается под коммуникативным кодексом, каковы его главные принципы?
  5. Приведите иллюстрации стратегий «позитивной вежливости» и «негативной вежливости».
  6. Приведите примеры нарушений коммуникативного кодекса из СМИ, ответ обоснуйте, опираясь на теоретический материал.
  7. Каковы результаты гармонии и дисгармонии дискурса для журналиста и его собеседника (-ов)?
  8. В речевом взаимодействии выбор речевой стратеги зависит от того, к какому типу языковой личности принадлежит адресат и адресант, приведите примеры.
  9. Понаблюдайте и сформулируйте (письменно), как ведет себя человек, которому в известной вам социальной группе принадлежит роль лидера (можно описать речевое поведение лидера в семье, в компании друзей, в группе).

    7 стр., 3471 слов

    Этапы и принципы психологического консультирования

    ... особых знаний и навыков, особенно знаний этапов и принципов реализации психологического консультирования. Цель работы является исследование этапов и принципов реализации психологического консультирования. Для достижения ... семье; · страдают от недостатка уверенности в себе; · испытывают затруднения в общении со сверстниками; · сомневаются в своих способностях; · боятся будущего, тревожатся по ...

    В работе используйте характеристики дискурса при стратегии отстранения.

Литература:

1. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. – М., 1987.

2. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. – М., 2002.

3. Основы теории текста: Учебное пособие/ Ю.Н. Земская, И.Ю. Качесова и др.; Под общ. Ред. А.А. Чувакина. – Барнаул, 2003.

4. Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социологический аспекты/ Под ред. О.Б. Сиротининой. – Саратов, 1999.

5. Основы теории коммуникации: Учебник/ Под ред. М.А. Василика. – М., 2006.

6. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.

7. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Под ред. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева.–М.,1999.

8. Муравьева Н.В. Язык конфликта (см. в папке для практических).

9. Приложение к практическому занятию № 8.

10. Лекции.

Приложение к практическому занятию № 8.

Гармонизация общения начинается с удачного установления контакта между партнёрами по общению. Для установления контакта существуют различные методики, одна из которых предлагается И.Н.Кузнецовым.

Эта методика предполагает последовательное прохождение пяти этапов: снятие психологических барьеров; нахождение совпадающих интересов; определение принципов общения; выявление качеств, опасных для общения; адаптация к партнёру и установление контакта.

Первый этап. Трудностью 1-го этапа (этапа снятия психологических барьеров) является настороженность и напряженность собеседников, а положительными факторами являются: частота согласий по темам беседы; их взаимность и совпадение; чередование согласий с той и другой стороны.

Признаки 1-го этапа: паузы после вопросов становятся короче; начинают преобладать собственные сообщения собеседника, его объяснения и дополнения к уже сказанному; уменьшается количество односложных ответов и реактивных вопросов (вопрос на вопрос).

Результаты 1-го этапа: напряжённость начальных отношений сменяется расслабленностью; сверхконтроль (как результат ожидания воздействий) сменяется наблюдением за развитием отношений.

Второй этап (поиск совпадающих интересов) начинается с выявления «точек соприкосновения», исходных элементов для установления контакта с партнёром: совпадений тем, мнений, оценок, переживаний.

4 стр., 1859 слов

Невербальные средства общения в профессиональной деятельности ...

... и переговоров. При этом нетрудно увидеть, что вся деятельность государственного служащего предполагает общение в качестве важнейшего элемента достижения успеха. Также очевидно, что навыки и опыт невербального ...

Признаки 2-го этапа: нахождение одной темы, приемлемой для обеих сторон; периодический возврат к одной теме; появление общего фонда слов и выражений; сокращение фраз и выражений в зоне общего интереса (в силу понятности по началу фразы); поток сообщений приобретает характер внезапно возникших воспоминаний.

Результаты 2-го этапа: установление взаимопонимания вызывает желание продолжать общение; образуются предпосылки для расширения области возможного взаимодействия.

Третий этап (определение принципов общения) заключается в проявлении качеств, информирующих собеседника об индивидуальных принципах общения.

Положительными факторами на этом этапе являются: предложение наиболее общих принципов, приемлемых для всех; проявление качеств, которые совпадают с ожидаемым от человека; быстрая и положительная реакция на предложенное.

К отрицательным факторам относятся: изображение тех качеств, исполнение которых не может быть гарантировано; демонстрация авторитарных качеств; попытки анализа предлагаемых качеств; высказывание сомнений в отношении принципов, изложенных партнёром.

Признаки 3-го этапа: первые упоминания о принципах, которыми человек руководствуется в отношениях с людьми и в общении; подчёркивание собственных качеств и свойств; появление повторяющихся штампов поведения; оповещение о типичных привычках и предпочтениях.

Результатом 3-го этапа становится некоторое общее представление о качествах, которые предлагаются партнёрами для общения, достижением этого этапа должно стать первое «ощущение взаимопонимания».

Четвёртый этап (выявление качеств, опасных для общения) заключается в поиске качеств, которые не выявились на предыдущих этапах, но присущи человеку, а также в определении силы этих качеств относительно всех остальных, степени вероятности их проявления и круга обстоятельств, где они могут проявиться.

Положительные факторы 4-го этапа: освобождение внимания от установленных качеств партнёра; отсутствие тенденции к осуждению с вашей стороны отрицательных качеств и эмоций собеседника при их обнаружении; понимание значения вашего частичного самораскрытия для сохранения прочных отношений; готовность к тому, что некоторые ваши отрицательные качества также будут раскрыты.

Отрицательные факторы: ваше поведение может быть расценено как выведывание качеств; маневрирование (уклончивые ответы на прямые вопросы).

Признаки 4-го этапа: первое выражение партнёром сомнений в устойчивости и достоверности в ваших глазах определённых им ранее своих качеств; явные расспросы; стремление собеседника изменить ваше мнение о его личностных особенностях; попытки «опережающих возражений»; попытки навязать спор.

Результаты 4-го этапа: обнаружение новых качеств партнёра; выяснение привычек, которые являются помехами в общении.

Пятый этап. К началу 5-го этапа уже выявлены главные достоинства и недостатки собеседника, созданы предпосылки для построения доверительных отношений. В ходе 5-го этапа (адаптации к партнёру и установления контакта) наиболее важным становится поддержание процесса взаимодействия на оптимальном уровне.

Признаки 5-го этапа: стремление подчеркнуть общность целей, единство направления; стремление оповещать о предполагаемых действиях, ставить вопросы на обсуждение; совпадение позиций по ранее спорным вопросам.

Результаты 5-го этапа: понимание не только качеств партнёра, но и мотивов и причин его действий; комфортность общения; уверенность в правильности совместных решений. (Кузнецов И.Н. Риторика. Минск: Амалфея, 2000, С. 196-212).

Для гармонизации общения, важно, чтобы собеседники отдавали себе отчёт в каждом из своих речевых поступков. Если речевые действия собеседников сознательны и преднамеренны, то они могут быть рассмотрены с позиций коммуникативного кодекса. «Коммуникативный кодекс представляет собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев» (Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: Рипол классик, 2002, С. 112).

Базовыми категориями, формирующими этот кодекс, являются коммуникативная цель и коммуникативное намерение. Цель определяется речевой стратегией, намерения — тактикой. Базовые категории играют роль регуляторов речевого общения, приводящих в действие критерии и принципы корректного речевого поведения.

Важнейшими критериями являются:критерий истинности, который определяется как верность действительности; и критерий искренности, который определяется как верность себе.

Главными принципами коммуникативного кодекса являются:принцип кооперации Г.Грайса; принцип вежливости Дж.Лича. Принцип кооперации. Сам Грайс описывает принцип кооперации следующим образом: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога». Принцип кооперации входят 4 максимы: максима полноты информации; максима качества информации; максима релевантности; максима манеры.

Максима полноты информации связана с дозировкой информации, необходимой для акта общения. Постулаты к этой максиме таковы: твоё высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется; твоё высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется. Разумеется, в реальном речевом общении информации не бывает ровно столько, сколько необходимо. Часто люди могут ответить на вопрос или неполно, или с упоминанием некоторых дополнительных сведений, которых вопрос не предполагал. Суть постулатов состоит в том, чтобы говорящий стремился сообщить именно необходимое собеседнику количество информации.

Максима качества информации конкретизируется следующими постулатами: Не говори того, что ты считаешь ложным. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований. Максима релевантности предполагает фактически только один постулат: Не отклоняйся от темы. Понятно, что реальный процесс общения вовсе не строится вокруг одной темы: в реальном речевом акте часты переходы от одной темы к другой, выходы за пределы в данный момент обсуждаемой темы, помехи извне. Тем не менее, как стратегическая задача неотклонение от темы имеет первостепенную важность именно для сохранения контакта. Психологам хорошо известно, что внимание аудитории рассеивается, если она не в состоянии связать произносимое в данный момент высказывание с объявленной лектором темой.

Максима манеры предполагает оценку способа передачи информации и связана не с тем, что говорится, а с тем, как говорится. Общий постулат этой максимы — выражайся ясно, а частные постулаты таковы: избегай непонятных выражений; избегай неоднозначности; будь краток; будь организован. Ущерб ясности может возникать вследствие неприемлемых по уровню сложности или плохих формулировок и нарушения баланса известного и неизвестного.

Принцип вежливости. Если принцип кооперации характеризует порядок совместного оперирования информацией в структуре коммуникативного акта, то принцип вежливости — это принцип взаиморасположения говорящих опять же в структуре речевого акта. Соблюдение принципа вежливости создаёт среду позитивного взаимодействия, обеспечивает благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий.Дж.Лич, формулируя принцип вежливости, предусмотрел следующие максимы.

Максима такта предполагает соблюдение границ личной сферы собеседника. В составе каждого речевого акта есть область общих речевых действий и область частных интересов.

Максима такта рекомендует говорящему соблюдать осторожность в отношении речевой стратегии и области частных интересов собеседника.

Максима великодушия – максима необременения собеседника, предохраняет собеседников от доминирования в ходе речевого акта.

Максима одобрения — это максима позитивности в оценке других. Несовпадения с собеседником в направлении оценки мира очень сильно влияет на возможность реализации собственной коммуникативной стратегии.

Максима скромности есть максима неприятия похвал в собственный адрес. Реалистическая самооценка — одно из условий успешности развёртывания речевого акта.

Максима согласия — это максима неоппозиционности. Вместо углубления противоречия, возникшего в ходе общения, эта максима рекомендует поиск согласия, для того чтобы акт общения получил продуктивное завершение.

Максима симпатии рекомендует благожелательность, она является условием действия других максим, она также предохраняет речевые акты от конфликта.

Принцип равной безопасности. Культура речи предполагает также принцип равной безопасности, суть которого в непричинении психологического ущерба партнеру по общению.

Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие. Суть этого принципа в том, что силы участников общения не должны тратиться на защиту эгоистических интересов. Следует направлять силы на поиск оптимального решения проблемы, не забывать о предмете обсуждения под действием эмоций.

Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, заключается в непричинении ущерба сказанному собеседником путём намеренного искажения смысла. Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, чтобы таким путём добиться преимуществ в разговоре. Эта тактика не поможет достичь хороших результатов в общении, так как вызовет новые разногласия и разрушит контакт.

Основные факторы, способствующие гармонизации общения: признание не на словах, а на деле наличия многообразия точек зрения; предоставление возможности высказать собственное мнение; предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции; понимание необходимости конструктивного диалога; определение общей платформы для дальнейшего сотрудничества; умение слушать собеседника.

Практическое занятие № 9 Тема: Коммуникативное направление в изучении текста. Прагматические основы интерпретации высказывания

Вопросы и задания:

  1. Подготовьте сообщение на тему: «Становление и развитие теории текста в лингвистике».
  2. Что представляет собой теория текста как наука: объект и предмет теории текста, основные направления изучения текста в теории текста (см.1, 4).
  3. Основываясь на различных трактовках термина «текст», предложите своё определение с точки зрения коммуникативного подхода к тексту.
  4. Охарактеризуйте систему говорящий – текст – слушающийв риторике, семиотике, лингвистике текста.
  5. Как соотносятся понятия интерпретация и высказывание? Какая интерпретация называется прагматической?
  6. Что положено в основу концепции «гипотетической интерпретации», назовите принципы и объясните их сущность?
  7. Что значит «понять высказывание»? Что включает в себя прагматическая интерпретация дискурса?
  8. В чем различие между информационным и сопровождающим аспектами высказывания? Объясните на примерах.

Литература:

1. Основы теории текста: Учебное пособие/ Ю.Н. Земская, И.Ю. Качесова и др.; Под общ. Ред. А.А. Чувакина. – Барнаул, 2003.

2. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. – Ростов-на-Дону, 1993.

3. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках: опыт философского анализа// Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. – М., 1997.

4. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003.

5. Николаева Т.М. Теория текста// Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

6. Демьянков В.З. Прагматические основы интерпретации высказывания// Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка, 1981, Т. 40, № 4.

7. Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистика текста. Вып. XIII.– М., 1978.

8. Лекции.

Практическое занятие № 10 Тема: Коммуникативно-прагматическая организация текста: фигура говорящего и слушающего в структуре текста

Вопросы и задания:

1. Дайте определение понятию «текст», что такое конструктивный принцип организации текста?

2. Подберите небольшой текст из СМИ, опираясь на него, расскажите об основных признаках текста (гетерогенность, связность, членимость, целостность и др.).

3. В чём заключается суть механизма взаимоотношений текста и адресата, текста и адресанта? (См. 1) Приведите примеры.

4. Что такое границы текста (коммуникативные и пространственные, внешние и внутренние), какую роль они играют в реализации прагматической структуры текста?

5. Что такое пресуппозиция как единица прагматического уровня текста, на чем она основывается, приведите 3-5 примеров из текстов СМИ.

6. Подберите текст из СМИ, письменно (!) проанализируйте его с точки зрения выделения основных признаков, границ текста, пресуппозиции, взаимоотношений текста и адресата (адресанта).

Литература:

1. Основы теории текста: Учебное пособие/ Ю.Н. Земская, И.Ю. Качесова и др.; Под общ. Ред. А.А. Чувакина. – Барнаул, 2003.

2. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. – Ростов-на-Дону, 1993.

3. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003.

4. Николаева Т.М. Теория текста// Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

5. Демьянков В.З. Прагматические основы интерпретации высказывания// Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка, 1981, Т. 40, № 4.

6. Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистика текста. Вып. XIII.– М., 1978.

7. Стилистический энциклопедический словарь русского языка/ Под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003.

8. Лекции.

Практическое занятие № 11– 12 Тема: Коммуникативно-прагматические, риторические и этические категории в общении

Вопросы и задания:

1. Дайте определения следующим понятиям: коммуникативно-прагматические, риторические и этические категории, их разновидности.

2. Изучите перечень основных компонентов структуры коммуникативно-прагматической, риторической и этической нормы, внесите необходимые дополнения (зависимость от типа речевой культуры, сферы общения, принципа кооперации, принципа вежливости и др.):

1. Уместность/неуместность или возможность/невозможность речевого акта в данной ситуации общения.

2. Коммуникативная цель (осознанная или неосознанная) и её выражение (прямое или косвенное, эксплицитное или имплицитное).

3. Ориентация на адресата (выбор темы, использование средств привлечения внимания, поддерживания речевого контакта, отбор языковых, эмоционально-экспрессивных, функционально-стилистических средств с учетом симметричности/несимметричности социальных ролей коммуникантов, близости/неблизости, официальности/неофициальности отношений и т.д.).

4. Выбор речевой стратегии и тактик в соответствии с коммуникативной целью.

5. Жанровое оформление речи.

6. Соотношение фатического и информативного, субъектно-модального и предметно-содержательного планов.

7. Тональность общения.

8. Соотношение вербальных и невербальных средств общения.

9. Этичность общения.

2. Прочитайте текст, ответьте на вопросы после текста.

Дверь распахнулась, мы разбились на ручейки и втекли в классы. Но сидеть никто не мог. Все ходило в нас ходуном. Наконец Анна Николаевна чуть успокоила нас. Правда, спокойствие было необычным: кто стоял, кто сидел верхом на парте, кто устроился прямо на полу, возле печки.

– Ну вот, – сказала негромко Анна Николаевна, словно повторяла вопрос. Она любила задавать вопросы дважды: один раз громче, второй – тихо. – Ну вот, – произнесла снова, – война кончилась. Вы застали её детьми. И хотя вы не знали самого страшного, все-таки вы видели эту войну.

Она подняла голову и опять посмотрела куда-то поверх нас, будто там, за школьной стеной и дальше, за самой прочной стеной времени, просвечивала наша дальнейшая жизнь, наше будущее.

– Знаете, – проговорила учительница, немного помедлив, точно решилась сказать нам что-то очень важное и взрослое. – Пройдет время, много-много времени, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны. – Она помолчала. – Ни дочки ваши, ни сыновья, ни внуки, конечно же, не будут знать войну. На всей земле останетесь только вы, кто помнит её. И может случится так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Так вот, не давайте им забыть! Понимаете? Вы-то не забудете. Вот и другим не давайте!

Теперь уже молчали мы. Тихо было в нашем классе. Только из коридора да из-за стенок слышались возбужденные голоса. (А.А. Лиханов)

1) Определите жанр речи и охарактеризуйте коммуникативно-прагматическое, риторическое и этическое поведение оратора (учителя) в описанной ситуации.

2) Какими средствами Анна Николаевна добивается внимания к себе и своей речи в классе, который переживает долгожданную весть о конце войны?

3) Что можно сказать о личностных качествах Анны Николаевны, исходя из содержания и формы её речи?

4) Как отразились в речи скромность и доброжелательность оратора?

5) Было ли обращение лично к слушателям (ученикам)? В чем оно проявилось? Почувствовали ли ученики, что Анна Николаевна заинтересована их проблемами? Какие приемы диалогизма применялись в речи?

6) Все ли барьеры удалось преодолеть говорщему?

7) Попробуйте воспроизвести речь учительницы, выбрав подходящие эмоциональные окраски, интонационные конструкции, темп, громкость.

3. Выработайте единые для вашей аудитории критерии оценки ораторской речи.

4. Составьте и произнесите ораторскую речь (3-5 мин.) на любую выбранную вами тему. Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте приемы привлечения внимания аудитории. Продумайте композицию речи. Учтите, что ваша аудитория – слушатели группы. После произнесения речи, аудитория оценивает выступающего по выработанным ею критериям.

Примерные темы для выступления:

События в нашей стране

События за рубежом

Новости науки и техники

Новости культурной жизни города

Новинки литературы

Удивительный характер

Самые трудные (счастливые) минуты в моей жизни

Случай, который помог мне узнать себя (своего друга)

А счастье, что оно…?

Как бороться с плохим настроением

Как стать интересным собеседником

Семья или карьера?

Моя совесть и я

Милосердные люди ещё нужны.

Образованный человек – полезный человек.

Что представляет для меня свобода.

Терпимость – редкое достоинство.

Как чувствовать себя счастливым.

Как провести с пользой досуг.

Ты сердишься – значит ты неправ!

Займитесь спортом!

Посетите выставку!

Литература:

1. Основы теории текста: Учебное пособие/ Ю.Н. Земская, И.Ю. Качесова и др.; Под общ. Ред. А.А. Чувакина. – Барнаул, 2003.

2. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003.

3. Основы теории коммуникации: Учебник/ Под ред. М.А. Василика. – М., 2006.

4. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.

5.Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. – М., 1987.

6. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. – М., 2002.

7. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 1996.

8. Стилистический энциклопедический словарь русского языка/ Под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003.

9. Приложение к практическому занятию № 11-12.

10. Лекции.