52. Психодинамические особенности личности (темперамент), их проявление в образовательном процессе, понятие об индивидуальном стиле учебной и профессиональн

Психодинамические особенности личности (темперамент), их проявление в образовательном процессе, понятие об индивидуальном стиле учебной и профессиональной деятельности

№ 10 Индивидуально-типологические особенности личности как основание индивидуального и дифференциального подхода в образовании (темперамент, характер, способности и направленность личности).

Понимание индивидуальных психологических различий учащихся (субъектов педагогического процесса), проявляющихся в особенностях их познавательных возможностей (способностей), динамических особенностях психики (темпераменте), в типичной для данной личности способах поведения (характере) как одно из главных условий организации образовательного процесса и реализации образовательных целей и задач.

Способности как качества или свойства человека, делающими его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Общественно-историческая сущность формирования и развития способностей.

Соотношение способностей со знаниями, умениями, навыками. Проблема наличия природных предпосылок способностей.

Способности и задатки. Количественная и качественная характеристика способностей. Место способностей в структуре индивидуальности.

Понятия одаренности и таланта. Базальные компоненты способностей.

Связь способностей с типом ВНД человека. Особая роль ведущих деятельностей и сензитивных периодов.

Психолого-педагогические решения создания условий для реализации возможностей, способностей, для развития творческих способностей субъектов образования.

Темперамент, или формально-динамические особенности психики человека, как составляющая поведения человека, которая проявляется в активности взаимодействия человека с окружающим миром — предметным и социальным, и эмоциональности отношения к его процессу и результатам.

Роль И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина в разработке проблемы физиологических основ темперамента.

Тип ВНД, свойства нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность, динамичность, лабильность, инертность, активированность и тип темперамента.

Критерии для отнесения того или иного свойства к темпераменту (не зависит от содержания психологической деятельности, характеризует меру энергичного в отношении, деятельности, универсально в проявлениях, устойчиво, высоко коррелирует со свойствами нервной системы и других биологических подсистем).

2 стр., 675 слов

Личность. Возрастные психологические особенности медсестры

... морально-этических и других личных качеств формирует личность медсестры, обладающей своими особенностями, отличными от других. Тем не менее ... что бы медсестра данного типа обладала высокими интеллектуальными способностями, что позволило ей мыслить более гибко и вести ... при совершенно безукоризненных навыков медсестра не замечает больного человека, которому проводит все необходимые процедуры. Из – за ...

Тип темперамента и индивидуальный стиль деятельности.

Неправомерность оценочного подхода. Особые психолого-педагогические задачи и возможные решения ориентации на свойства темперамента как особого резерва в образовательном процессе.

Характер. Общее представление о характере («печать» — «оценка» — греч).

Как совокупности устойчивых индивидуальных свойств человека, которые складываются и проявляются в деятельности и общении и обусловливают типичные способы поведения.

Характер как общий строй человека, как проявление содержательного аспекта его психики. Природные предпосылки характера. Связь характера с мотивами поступков, целями и задачами действий. Характер как единство отношения и способа действия.

Структура характера: единство черт, выражающих отношение человека: а) к другим людям, б) к вещам, продуктам деятельности, в) к самому себе, г) к труду, трудовой деятельности.

Роль деятельности в формировании характера. Отбор и закрепление социально и психологически ценных мотивов поведения, их обобщение, перевод в привычки, в устойчивые и фиксированные способы поведения как особая психолого-педагогическая задача.

Типы характера:

А) созданные на основе работы со взрослыми (типологии К.Г.Юнга, Э. Кречмера, П.Б.Ганнушкина, К. Леонгарда);

Б) типология характера, созданная на основе работы с подростками. Понятие «акцентуации характера»: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилетоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, смешанный.

1 стр., 441 слов

Особенности деятельности (изменился ли характер деятельности под влиянием ситуации)

... крепко, сны яркие добрые.   Особенности деятельности (изменился ли характер деятельности под влиянием ситуации) учебная мотивация не сформирована, ... , зрительная в норме.   Интеллект (определение характера умственной деятельности и интеллектуального коэффициента) снижен.   Эмоции и ... с трудом вступает в контакт с новыми взрослыми людьми и сверстниками, частые вспышки ярости и гнева. ...

Соотношение понятий «характер» и «личность», «характер» и «темперамент».

Направленность личности как интегративный внутренний фактор мотивации поведения и деятельности человека.

Общая характеристика мотивационной сферы личности. Побудительные (установки, влечения желания и притягательные мечты, интересы, идеалы, убеждения) мотивы.

Развитие мотивационной сферы личности как выстраивание иерархических отношений между различными побуждениями человека. Доминирующие мотивы и мотивы подчиненные. Мотивы подчиненные как мотивы — стимулы и как мотивы, антиномичные доминирующим мотивам. Процесс иерархизации мотивов как сложный драматический процесс, образующий почву для внутренней конфликтности личности.

Особая смыслообразующая функция мотивов. Личностный смысл деятельности как отражение в сознании субъекта отношения мотивов деятельности к цели действия.

Смыслообразующие мотивы как главная причина побуждения деятельности, основа постановки цели, выбора средств и способов ее достижения.

Индивидуальный и дифференцированный подход в образовании, ориентированный на использовании индивидуальных типологических свойств личности как особого потенциала образовательного процесса. Особая психолого-педагогическая задача — развитие личностной направленности.

52.Психодинамические особенности личности (темперамент), их проявление в образовательном процессе, понятие об индивидуальном стиле учебной и профессиональной деятельности.

Под темпераментом профессор Мерлин понимает индивидуально своеобразные свойства личности, определяющие динамику психологической деятельности человека, которые одинаково проявляется в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, цели, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимосвязи.

Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей.

6 стр., 2615 слов

Бодрствование — нейрофизиологический процесс человека

... •блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности Психические процессы человека, в частности различные виды его сознательной деятельности, всегда протекают при участии всех трех блоков ... состояний разного типа. Психические процессы человека являются сложными функциональными системами, к ним относят: нервную систему, эндокринную. Между нервной и эндокринной системами имеет место ...

И.П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условнорефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало возможность И.П. Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и сто в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов — возбуждения и торможения.

Выделенные И.П. Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые, по его мнению, образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. И.П. Павлов выделил 4 основных типа нервной системы, основываясь на силе нервных процессов, различая сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, при этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда основанием деления является подвижность нервных процессов.

Выделенные И.П. Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента

  1. Сензитивность — чувствительность к возбуждению.
  2. Реактивность — непроизвольность реакции на внешние и внутренние раздражители.
  3. Активность — способность к взаимодействию с окружающим миром.
  4. Пластичность — это способность легко и быстро приспосабливаться к внешним и внутренним воздействиям.
  5. Ригидность — это качества, противоположное пластичности, холодность, энергичность.
  6. Экстроверсия — это направленность вне, повышенная активность, открытость.

7. Интроверсия — это обращение в себя, замкнутость, способность к самоанализу.

8 стр., 3931 слов

Учет психологических особенностей темперамента осужденных в процессе исправления и ресоциализац

... темперамента осужденных в процессе исправления и ресоциализации Библиографический  список Темперамент. Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамику ее психической деятельности. Темперамент определяет различия в поведении людей ... : сила возбуждения и торможения, их подвижность (способность быстро сменять друг друга) и уравновешенность. На основе учения ...

В соответствии с перечисленными свойствами, в психологии дается описание типов темперамента, а именно: сангвиников, меланхоликов, флегматиков и холериков.

  1. Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник)

Данный тип личности характеризуется пониженной сензитивностью, высокой реактивностью, активностью и уравновешенностью. А также пластичностью и экстравертностью. Ему присуща повышенная эмоциональность и возбудимость. Темп реакций ускоренный. Также следует сказать, что этот тип личности характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность которых значительна. Безусловная рефлекторная деятельность регулируется функционально-сильной корой. С детского возраста люди с данным типом личности имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.

У людей, обладающих данным типом личности хорошо уравновешенное поведение, речь громкая, живая и ровная. Им свойственны поверхностные и кратковременные отношения.

Настроение в основном устойчивое, такие люди обычно жизнерадостны. Они легко адаптируются к новым условиям, быстро привыкают к новым людям. Их характеризует миролюбивое отношение к людям и общительность.

Критику выдерживают спокойно, но в то же время присутствует некоторая переоценка своих возможностей. Однако это не мешает им. К новому такие люди относятся практически безразлично, им наиболее интересны уже привычные вещи и явления. Люди данного типа обычно энергичны, они стремятся к быстрому достижению своих целей. Работать предпочитают в коллективе, свойственный им практицизм не позволяет тратить время попусту. Они немного подвержены внушаемости, вследствие чего в характере присутствует мнительность. Эти люди довольно азартны. Играть могут запоем, при этом нередко теряют контроль над собой и проигрывают огромные суммы. Вместе с тем — это хорошие друзья и надежные товарищи.

22 стр., 10721 слов

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности 3

... и меланхоликов либо различные комбинации этих типов темперамента. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к ... взгляд лежит в основе так называемого педагогического фатализма, когда роль учителя или воспитателя сводится лишь к созданию таких условий для ребенка ...

  1. Сильный, уравновешенный, малоподвижный, инертный (меланхолик).

Данный тип личности обладает повышенной сензитивностью, невысокой реактивностью и активностью. Ему присущи регидность, интровертность и повышенная возбудимость. Присутствует депрессивный характер эмоций и замедленный темп реакций. Условные реакции образуются медленно. Они неустойчивы. Это легко тормозной тип. Характерна слабость внутреннего возбуждения при сильно выраженном тормозном. Такие люди трудно привыкают к новым условиям. Они не переносят сильных и продолжительных раздражителей, легко утомляются.

Люди с таки типом личности характеризуются очень неуравновешенным поведением. Речь тихая, с придыханием. Им присущи глубокие и длительные переживания. Настроение в основном неустойчивое, с преобладанием пессимизма.

Не отличается хорошим терпением, в новых условиях быстро теряется. В основном необщителен, друзей имеет немного. К критике относится болезненно, хотя и присутствует переоценка своих возможностей.

  1. Сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением (холерик)

Ему присущи пониженная сензитивность, высокая реактивность и активность, с преобладанием реактивности. Также данный тип личности характеризует ригидность, экстравертность и повышенная эмоциональная возбудимость. Это полярный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, которая не всегда контролируется корой. Условные рефлексы быстро образуются и быстро угасают. Таки люди отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью и аффектами. Речь обычно быстрая с отдельными выкриками.

Холериков характеризует неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания. Речь громкая, резкая. Неравномерная.

9 стр., 4389 слов

Темперамент и свойства личности

... и по деятельности. Гиппократ описал четыре типа темперамента: сангвистический, халерический, меланхолический. А также дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы ... ее миром. Пятая грань Я - это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка - общее «+» или «-» отношение к себе ...

Настроение неустойчивое, с преобладанием бодрого. Терпение слабое. В новых условиях адаптируются хорошо. В поведении преобладает агрессивность. К критике относятся плохо, страстно увлекаются новой деятельностью. Поэтому к новому относятся с интересом. К цели стремится с полной отдачей, хотя и переоценивает свои особенности. Внушаемость умеренная, мнительность присутствует.

  1. Слабый, неуравновешенный, с преобладанием торможения над возбуждением (флегматик)

Данный тип личности характеризуется пониженной сензитивностью, низкой реактивностью, высокой активностью. Также присутствуют интровертность и замедленный темп реакций. Это также полярный тип личности. Условные рефлексы образуются медленно, угасшие рефлексы медленно восстанавливаются. Характерен выраженный контроль коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, но она замедленна. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.

Поведение флегматиков отличается уравновешенностью, большим терпением. Настроение преобладает устойчивое. К новому адаптируется медленно и относится безразлично. К критике относятся безразлично, но оценка своих возможностей реальная. Внушаемость слабая, мнительность практически отсутствует.

Может присутствовать огромная целеустремленность. Если становятся лидерами в группе, то устанавливают правила поведения, выгодные ему. Действуют в основном авторитарными методами управления. При внешней удовлетворительной адаптации жизнь флегматиков может быть переполнена конфликтами и нарушениями. Очень осторожны со всем незнакомым. Вместе с тем это хорошие и верные друзья.

Таким образом, рассмотрев вышеперечисленные типы темперамента, можно сказать, что тип темперамента у человека — врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психичес­ких состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоцио­генными факторами, педагогическими воздействиями. от тем­перамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).

Существует тесная связь темперамента с экстраверсией и интроверсией.

Экстраверсия в сочетании с повышенным невротизмом обус­ловливает проявление темперамента холерика;"интроверсия + невротизм" определяет темперамент меланхолика; противопо­ложность невротизма — эмоциональная устойчивость, уравно­вешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как санг­винический темперамент, в сочетании с интроверсией как флег­матический.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей.

Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомится с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом.

У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другом, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности развития лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.

Также существуют различия и при обучении людей с разным типом темперамента.

Нередко в школьной практике к разряду способных детей относят тех, кто активен на уроке, эмоционален, часто поднимает руку, всегда на виду — это сангвиники и холерики.

А флегматики и меланхолики менее активны, менее эмоциональны, их относят к разряду менее способных, но это не так.

Рассмотрим сам учебный процесс.

1. В обучении важна скорость выполнения действия. Сангвиники и холерики делают все быстро, за урок они успевают больше решить, нарисовать, написать и обычно все заранее успевают выполнить.

Зато флегматики и меланхолики в силу замедленности нервных процессов часть работы переносят на дом.

2. В обучении, особенно в гуманитарных предметах, важна способность к сопереживанию. Сангвиники и холерики легко входят в образ, часто эмоциональны и оценки ставятся им на балл выше.

Меланхолики способны переживать, но в силу робости не могут выразить, стесняются своих чувств.

Самыми неэмоциональными являются флегматики, и им на балл оценка ставится ниже.

3. В обучении важна дисциплина. Более дисциплинированы флегматики и меланхолики. Они все делают аккуратно, без исправлений.

А сангвиники и холерики неаккуратные, все делают наспех, зачеркивают, допускают ошибки по невнимательности, и в данном случае получают оценку на 1, 2 балла ниже.

4. В обучении нередко требуется нервная психологическая напряженность. На зачетах, экзаменах, контрольных работах. Эти ситуации легко выдерживают флегматики, холерики и сангвиники, они будут выручать учителя. Больше всего переживают меланхолики. Они уже до мероприятия растратили свою нервную энергию. Они очень сильно и долго готовятся, но выступают в основном неважно.

5. Реакция на неудовлетворительную оценку у детей, принадлежавших к различным типам темперамента тоже разная.

Сангвиник будет оправдываться, просить, чтобы не ставили оценку, клянется, обещает, что будет учиться. Но стоит ему выйти за дверь, как он все забывает.

Холерик ведет себя агрессивно, он будет доказывать, что ему неправильно поставили оценку. Но через урок он может доказать, что выучил материал.

Флегматик будет равнодушным.

Меланхолики очень тяжело переживают получение оценки, так как они всегда готовятся и учат, но, в силу робости теряются, не всегда отвечают хорошо. Дома он будет плакать, у него наступит состояние депрессии.

Итак, тип высшей нервной деятельности влияет на общую работоспособность человека и результат деятельности. Но в то же время изучение отличников с первого по одиннадцатый класс показало, что среди них есть люди разных темпераментов и даже много меланхоликов. Дело в том, что у каждого человека вырабатывается свой, индивидуальный стиль деятельности, то есть ребенок адаптируется и выбирает свою форму поведения.

Нет лучших или худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.

А.К. Маркова выделяет следующие наиболее характерные четыре стиля деятельности учителя в зависимости от темперамента:

1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, а менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен. 2. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлективностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся. 3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность.

4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.

6.2. Психодинамические особенности личности (темперамент), их проявление в. Образовательном процессе, понятие об индивидуальном стиле учебной и профессиональной деятельности

наиболее важный способ индивидуализации — помочь ученику сформировать индивидуальный стиль учебной деятельности. И в психологическом плане для решения поставленной нами проблемы необходимо выяснить, какие из психодинамических свойств людей наиболее «влиятельны» при формировании индивидуального стиля деятельности. Здесь нам хотелось бы заострить внимание именно на сочетании «наиболее «влиятельны».

Во-первых, набор много-многозначных связей какого-либо психодинамического свойства со стилевыми свойствами личности не одинаков у всех психодинамических свойств. Как видно из схемы на стр… одни свойства темперамента в большей мере оказывают влияние на стиль деятельности нежели другие. Во-вторых, невозможно учитывать все свойства темперамента в процессе обучения, что объясняется как неэкономичностью временных и трудовых затрат, так и неразработанностью, точнее неадаптированностью, методик по выявлению всех этих свойств с учетом возрастного критерия (доступности).

С учетом этого мы решили использовать в нашей экспериментальной работе показатели двух свойств темперамента, наиболее ярко проявляющихся и наиболее легко выявляемых. Диалогическая речь является видом совместной деятельности, а именно речевой деятельностью. В процессе ее осуществления происходит вербальное взаимодействие двух операторов. Как в любом другом виде деятельности партнеры в процессе организации диалогической речи характеризуются рядом свойств. И нас больше всего интересуют такие свойства как уверенность в общении, коммуникативные свойства, организаторские свойства, эмоционально-волевые свойства, а также болтливость-молчаливость и покладистость-враждебность (см. схему).

Как видно на схеме наиболее широким спектром много-многозначных связей с указанными выше свойствами (т.е. наиболее «влиятельными») являются такие психодинамические свойства, как, прежде всего, экстраверсия-интроверсия, эмоциональная стабильность, эмоциональная возбудимость и пластичность-ригидность. Мы же, как было уже сказано, будем пользоваться показателями проявлений двух из выше перечисленных психодинамических свойств, наиболее «влиятельных», — экстраверсия-интроверсия и эмоциональная стабильность-эмоциональная лабильность (невротизм).

Основным вопросом проблемы, обозначенной в названии данного параграфа, является вопрос о влиянии психодинамических свойств на эффективность, успешность деятельности. Прежде бытовало мнение, что свойства темперамента оказывают влияние преимущественно на динамику деятельности и способов достижения результатов. [29;167] Свойства темперамента имеют формально-динамический характер. Они являются формальными потому, что «не связаны с каким-либо специфическим социально значимым содержанием ситуации». [14; 89] В этой ситуации содержательные аспекты личности (мотивы, цели и т. д.) в значительной степени подчиняют себе формально-динамические свойства. Иными словами конечные результатом деятельности оказываются независимыми от свойств темперамента. Одной из возможных причин для такого утверждения заключается, по-видимому,

психодинамические свойства 1 — экстраверсия — интроверсия 2 — психодинамическая тревожность 3 — реактивность 4 — импульсивность 5 — энергичность 6 — эмоциональная стабильность 7 — эмоциональная возбудимость 8 — ригидность 9- стилевые свойства личности, А — откровенность-скрытость Б — покладистость-враждебность В — болтливость, доверчивость-молчаливость, подозрительность Г — любезность-твердость в обращении Д — лояльность-уклончивость Е — уверенность в общении Ж — «тонкокожесть» З — воспитанность И — организаторские способности К — коммуникативные свойства Л — эмоционально-волевые свойства

в том, что взаимоотношения между темпераментом и эффективностью деятельности изучались в индивидуальной деятельности, т. е. когда она осуществляется изолированно одним человеком.

Совершенно иная картина имеет место в ситуациях совместной деятельности, когда люди должны согласовать между собой не только содержательные, но и формально-динамические, темпераментные характеристики своего поведения.

Формально-динамические свойства человека, обозначенные общей категорией темперамента, рассматриваются как самостоятельные образования психики и отражающие ее преимущественно энергодинамические аспекты. Отсутствие влияния темперамента на эффективность индивидуальной деятельности обусловлено скорее всего тем, что любые «недостатки» в темпераменте (например, низкая интенсивность или скорость) могут быть легко компенсированы определенным набором содержательных характеристик. Что же происходит в ситуации совместной деятельности?

Одним из психологов, кто наиболее активно занимался этим вопросом, был Русалов В.М. Он исследовал совместную деятельность операторов, характеризуемых полярными свойствами темперамента по шкалам экстраверсия-интроверсия, эмоциональная стабильность-эмоциональная лабильность. В общем, экстраверсия — это направленность личности на окружающих людей и события; интроверсия — направленность личности на ее внутренний мир. Что касается второй диады, то эмоциональная лабильность, или невротизм, — понятие, синонимичное тревожности, проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность. Проявления же эмоциональной стабильности прямо противоположны. Динамическое проявление этих свойств связано со скоростью выработки условных рефлексов, их прочностью, балансом процессов возбуждения-торможения в центральной нервной системе.

Так, экстраверт, по сравнению с интравертом вырабатывает условные рефлексы, обладает большой терпимостью к боли, но не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

Интроверт часть погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт любит планировать будущее, задумываться над тем, что и как будет делать, не склонен поддаваться моментным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

На одном полюсе невротизма (высокий уровень) находятся так называемые нейротики, отличающиеся нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому они легко возбудимы, для них характерна изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. Другой полюс невротизма (низкий уровень) — это эмоционально стабильные люди, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, решительностью.

Типы темперамента определялись при учебе этих двух диад. Выделенные типы были соотнесены традиционными типами темперамента: экстраверт-стабильный близок к сангвинику, экстраверт-лабильный — к холерику, интроверт-стабильный — к флегматику, интроверт-лабильный — к меланхолику.

Итак, согласно данным этого исследования, в условиях совместной деятельности, как при невербальном, так и вербальном взаимодействии сангвиник в большей степени повышает показатели своей эффективности, если он работает с меланхоликом или холериком, однако если его партнером является флегматик или особенно сангвиник, то показатели эффективности в совместной деятельности растут несколько меньше по сравнению с индивидуальной деятельностью.

Холерики улучшают свои показатели эффективности, если они работают совместно с флегматиками и меланхоликами, но это повышение несколько ниже, если их партнерами являются сангвиники или особенно холерики.

Меланхолики лучше работают тогда, когда их партнерами являются сангвиники или холерики, однако улучшение эффективности несколько ниже, сели их напарниками являются флегматики или особенно меланхолики.

На флегматиков оказывают благотворное влияние напарники с тем же (т.е. флегматики) или противоположным типом личности, т. е. холерики. В случае, если флегматики работают с меланхоликами или сангвиниками, то улучшение эффективности деятельности наблюдается в несколько меньшей степени.

Таким образом, в условиях совместной деятельности при как невербальном, так и вербальном взаимодействии только один тип темперамента, а именно флегматик, улучшает показатели эффективности при взаимодействии с партнером со сходной структурой свойств темперамента, остальным же типам (сангвинику, холерику и меланхолику) партнеры со сходной структурой темперамента условно «противопоказаны», поскольку, хотя они в этом случае и улучшают результаты деятельности по сравнению с индивидуальной деятельностью, но это улучшение не столь эффективно, как в случае, когда они работают с партнерами с противоположной структурой темперамента.

Если в индивидуальной деятельности структура свойств темперамента практически не влияет на уровень эффективности деятельности, то в ситуации совместной деятельности структура свойств темперамента партнеров, точнее их соотношение, является важным фактором успешности деятельности. Наиболее благоприятным, как правило, оказывается сочетание противоположных типов темперамента. Кроме того, в совместной деятельности важно не только то, к какому полюсу по шкале свойств темперамента относится партнер, но и то, какова величина различия между партнерами по диаде по свойству экстраверсия-интроверсия.

Все эти особенности применимы и к организации диалогической речи на уроке иностранного языка, поскольку диалогическая речь — это совместная речевая деятельность

Основные психолого-педагогические и гигиенические требования к организации осуществлению образовательного процесса в системе профессионального обучения

Урок — это основная форма организации учебно-воспитатльного процесса в образовательном учреждении

Педагогические (дидактические) требования к уроку:

— организационная четкость проведения урока, обеспечивающаяся правильной постановкой образовательной и воспитательной целей и конкретных задач урока;

— основные требования к педагогическому руководству учебно-воспитательной деятельностью школьников заключаются в следующем: обеспечивать познавательную активность детей на уроке, сочетать методы обучения с проблемными;

— постоянно соблюдать и творчески реализовать на уроке все дидактические принципы в их единстве и взаимосвязи;

— постоянно осуществлять связь данного урока с предыдущим на основе воспроизведения учащимися и коррекции учителем опорных знаний и практического опыта, обобщения и систематизации знаний — понятий, усвоенных на данном уроке, с изученными прежде;

— постоянно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, к самостоятельному приобретению знаний; организовывать закрепление знаний не только посредством их воспроизведения, но и на основе выполнения познавательных заданий.

Воспитательные требования к уроку:

§ урок должен быть воспитывающим;

§ на уроке следует воспитывать любовь к природе;

§ процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;

§ в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.

Психологические требования к уроку:

— учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности учащегося: мышления, памяти, внимания, воображения, воли, эмоций и т. п.;

— учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке;

— умелое руководство мотивами учения школьников.

— урок д.б. эмоциональным, вызывать интерес и воспитывать потребность в знаниях;

— темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учеников завершенными;

— необходим контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;

— создать атмосферу доброжелательности и активного творчества;

— менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать методы обучения;

— управлять учебным процессом на уроке.

Гигиенические требования к уроку: соблюдение в классе гигиенических требований; температурный режим; физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); освещение; избегать однообразия в учебной работе, с целью предупреждения умственного или физического переутомления; чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ); соблюдение правильной рабочей позы учащегося; соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к подготовке и организации урока:

§ обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);

§ начинать подготовку к каждому уроку с планирования системы уроков по данной теме;

§ своевременно подготовить к уроку демонстрационный и дидактический материал;

§ обеспечить разнообразие уроков в системе уроков по данной теме;

§ создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

4. Этические, педагогические и психологические основы взаимодействия образовательного учреждения с родителями и семьями учащихся

Этико-педагогические и психологические основы организации взаимодействия педагога с родителями учащихся. Функции работы педагога с родителями и семьями учащихся.

Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.

Основы организации взаимодействия

Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» — исчезает. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только, что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей — взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель — лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный характер, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, соблюдение меры словесных и практических методов воздействия), тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Хорошо известно, что существуют десятки способов решения педагогической задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому должен быть взгляд на педагогику как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель.

Функции работы

  1. Координирующая.
  2. Социальной защиты
  3. Просветительская

Разнообразие содержания и форм взаимодействия педагога с родителями учащихся.

I. Коллективные формы работы

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Педагогический всеобуч лучше начинать в I — II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы — завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.

Во многих школах работают университеты педагогических знаний для

Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Определяется наиболее назревшая проблема семейного воспитания. В течение года проводится ее теоретическое и практическое изучение в школе и в семье по темам: «Трудовое воспитание детей», «Самый короткий путь к добру — через прекрасное» и др.

День открытых дверей, или родительский день в школе, требует очень большой подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных каникул перед началом четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, красиво оформляется программа праздника и т. д. Примерная схема праздника:

· концерт в актовом зале минут на 30 для родителей I-XI классов с предварительным выступлением школьного актива. Отмечаются лучшие классы и отдельные ученики;

· встреча в классах. Учащиеся рассказывают родителям о том, как живут, как учатся, чему научились, демонстрируют свои умения и навыки. В I -IV классах готовят сувениры и вручают их родителям;

· посещение выставок: «Лучшие рисунки», «Лучшие рукодельницы», «Фотоснайперы», «Изобретатели и конструкторы» и др.;

· спортивные соревнования на приз родительского комитета;

· просмотр художественного фильма учащимися;

· фильмы для родителей (например, «Первый ребенок», «Милочкина болезнь», «Чья это „двойка“», «Папа и мама», «Однажды солгал», «Верните мне сына» и др.).

Конечно, вариантов может быть много. Главное — показать работу всей школы, привлечь внимание родителей к вопросам воспитания.

Классные родительские собрания — традиционная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний — проблемная формулировка тем собраний, например: «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитывать детей?», «Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?» и др. Но должна быть не только проблемная формулировка, но и заинтересованное проведение собрания.

II. Индивидуальные формы работы

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями.

1. Посещение семьи школьника.

2. Педагогические поручения. Можно назвать несколько видов педагогических поручений.

А) Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, групповую, коллективную), — руководство кружком по интересам, детским клубом или объединением по месту жительства, спортивной секцией, техническим кружком; индивидуальное шефство, наставничество и т. д.

Б) Поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю, воспитателю, — содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками), в организации встреч с интересными людьми, в создании классной библиотеки, клуба любителей книги.

В) Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач, — участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов; помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы.

3. Педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

9. Основные психолого-педагогические и гигиенические требования к организации и осуществлению образовательного процесса в системе профессионального обучения

Начиная с 1960-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки зрения, уважения личности, ее прав, обусловленности жизни со стороны высших трансцендентальных начал, которые не были транслированы педагогикой в образовательную практику. Ведущая тенденция современной педагогической науки — ее обращение к своим мировоззренческим основаниям, «возвращение» к личности. Эта же тенденция характеризует и современную педагогическую практику. Переориентация педагогики и практики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, является важнейшей задачей, поставленной самой жизнью. Ее решение требует, в первую очередь, разработки гуманистической философии образования, выступающей в качестве методологии педагогики.

Исходя из этого, методологию педагогики следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности, отражающих гуманистическую сущность философии образования.

Любить детей, значит не просто обучать и воспитывать их, но делать это таким образом, чтобы в будущем они могли позаботиться сами о себе и своем деле. Для того, чтобы положения Конвенции ООН о правах ребенка, были соблюдены, необходимо, чтобы, во-первых, каждый педагог знал их; во-вторых, применял в своей практике.

Педагогика — с греч. «пайс» — дитя, «эго» — вести — детоводство.

Школа — с греч. «досуг», «отдых от труда».

Урок — как форма обучения появился 300 лет назад. Это законченная, ограниченная во времени часть учебного процесса, в ходе которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи.

Счастье — чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

Любознательность — склонность к приобретению новых знаний.

Образование — это процесс и результат не только обучения и воспитания, но и само образование и воздействие средств массовой информации, в результате чего у человека складывается мировоззрение.

15.1. Основные психолого-педагогические и гигиенические требования к построению образовательного процесса в условиях профессионального обучения.

Схема технологического построения учебного процесса

Путь труден, — потому что требует больших усилий, преодоления себя, твердости духа, непростого умения совмещать учебу с работой, выполнением семейных обязанностей, досугом. Путь надежен, — пото­му что эти трудности преодолеваются осознанно, с верой в себя и свои силы, в свое будущее. Старая китайская пословица гласит: даже самая долгая дорога начинается с первого шага. Тем более — дорога, новая для ступившего на нее, к тому же — в новый для него мир интенсивного познания.

Однако — таков жизненный парадокс! — чем самостоятельней мы учимся, чем активнее занимаемся самообразованием, тем сильнее нуж­даемся в помощи, всегда деловой и конкретной, но становящейся со временем все более тонкой и деликатной. И начинается она с рекоменда­ций, как учиться, чтобы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно приносило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию.

Такую помощь могут оказать либо те студенты, у которых уже сло­жился положительный опыт самостоятельного овладения знаниями, либо наши университетские преподаватели, у которых имеется бога­тейшая практика и собственного овладения наукой, и приобщения к ней не одного поколения студентов.

Для самостоятельной работы студентов-заочников предлагаются та­кие формы, как работа с первоисточниками, учебниками, сборниками педагогических задач и ситуаций, разработка моделей занятий, анализ

дополнительной литературы, материалы для участия в круговом семи­наре и др.

Оценивание результатов самостоятельной работы студентов может происходить по рейтинговой системе, что позволит автоматически по­лучить «зачет» по педагогике, успешно подготовиться к экзамену. Так как активизация самостоятельной познавательной деятельности воз­можна только при условии развития познавательной активности лич­ности и диалога студента с преподавателем, то в пособии представлены методические рекомендации по организации преподавателем учебной работы студентов.

Активизация познавательной деятельности учащейся молодежи во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студен­том, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к само­оценке своей преподавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образова­тельных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.

Активизация учебного процесса начинается с диагностирования и целеполагания в педагогической деятельности. Это первый этап рабо­ты. При этом преподаватель помнит прежде всего о создании положи­тельно-эмоционального отношения у студента к предмету, к себе и к своей деятельности.

Далее, на втором этапе, преподаватель создает условия для система­тической, поисковой учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе про­цесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

На третьем этапепреподаватель стремится создать условия для са­мостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформированных интересов. При этом преподаватель проводит индивидуально-дифференцированную рабо­ту с учащимся с учетом его опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации.

Учебно-познавательная деятельность — многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования разных систем: теоретических и методических. Особенно продуктивна может быть совместная деятельность преподавателя и студента (студент-студент; преподаватель- преподаватель).

Л.С. Выготский писал: «Обучение только тогда является хорошим, когда оно является создателем развития. Оно побуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, которые находятся в стадии созревания и лежат в зоне ближайшего развития».

16

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector