Методические указания к выполнению контрольной работы

Контрольная работа является одной из составляющих учебной деятельности студента по овладению знаниями в области «Организационного поведения». Контрольная работа является промежуточной формой контроля знаний студентов.

Целью контрольной работы является овладение основами исследовательской работы, самостоятельное углубленное изучение проблем организационного поведения.

Задачи, стоящие перед студентом при подготовке и написании контрольной работы:

  • изучить основную и дополнительную литературу по курсу, найти и использовать в контрольной работе необходимые материалы в соответствии с выбранной темой;
  • полно и логически последовательно изложить материал по выбранной теме, раскрыть основные понятия;
  • дать практические рекомендации по использованию в практике управления организационным поведением персонала тех или иных теоретических положений;
  • сформулировать и изложить свое личное отношение к проблемам, затрагиваемым в контрольной работе, привести примеры из практической деятельности.

В процессе выполнения контрольной работы студент должен показать высокий уровень теоретической подготовки, проявить способности к проведению исследований и решению прикладных проблем, выдвигаемых практикой.

Ключевым требованием при подготовке контрольной работы выступает творческий подход, умение обрабатывать и анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых рекомендаций и решений проблем, чётко и логично излагать свои мысли.

При подготовке и выполнению контрольных работ первым и наиболее важным шагом является внимательное изучение тех вопросов, которые затрагиваются в рассматриваемой теме. Поэтому для успешного выполнения контрольного задания необходимо, прежде всего, хорошо понять формулировку темы, а затем обратиться к рекомендуемой основной и дополнительной литературе для последующего изучения в рамках самостоятельной работы студента. Возможно использование научно — популярной литературы, материалов центральных и местных средств массовой информации (газет, журналов), а также Интернета, содержащих данные исследований, в области организационного поведения.

Контрольная работа состоит из следующих обязательных разделов:

— титульный лист,

4 стр., 1990 слов

Экспериментальная работа по проблеме формирования эстетического ...

... по формированию эстетического воспитания дошкольников средствами природы 27 2.3 Контрольный этап исследования по проблеме формирования эстетического воспитания дошкольников средствами природы 41 Выводы по ... воспитания детей дошкольного возраста, а также обосновать и в ходе экспериментальной работы проверить формы и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами природы ...

— содержание,

— краткое введение,

— основная часть,

— заключение,

— список использованной литературы,

— приложения (если имеются).

Титульный листявляется первой страницей и оформляется согласно требованиям.

Содержание (план)контрольной работы включает названия параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Разделы плана должны полностью соответствовать заголовкам параграфов в тексте работы.

Каждый раздел контрольной работы следует начинать с нового листа.

Во введении излагается цель и задачи работы, формулируется проблема, кратко описывается структура работы.

Основная часть работы, разделенная на параграфы, должна содержать полную и конкретную информацию по данной теме. Она носит общетеоретический характер. При этом следует широко использовать статистическую информацию, аналитические материалы специальных агентств, данные конкретных организаций. Следует привести примеры, раскрывающие формулировку общих положений по конкретному вопросу, а также таблицы и схемы, поясняющие отдельные положения.

В заключении приводятся краткие выводы, характеризующие результат самостоятельного изучения темы. Желательно, чтобы студент четко выразил собственное мнение по рассматриваемым аспектам работы.

В конце работы приводится перечень использованной литературы, составленный в алфавитном порядке (около 8-10 литературных источников).

Он должен быть оформлен в соответствие с общепринятыми библиографическими стандартами. В список включаются только те источники, которые использовались при подготовке контрольной работы и на которые имеются ссылки в основной части работы.

Приложенияв контрольной работе (иллюстрации, графики, диаграммы, таблицы) должны содержать вспомогательный материал, не включенный в основную часть контрольной работы.

За содержание работы, достоверность приведенных данных, несёт ответственность ее автор.

Страницы должны быть пронумерованы. Общая нумерация страниц контрольной работы начинается с титульного листа, однако номер на нем не ставится. Примерный объем работы – 15-20 страниц печатного текста формата А4.

Содержание работы оценивается по следующим основным критериям:

— самостоятельность в подборе и использовании дополнительных источников,

— логика в изложении,

— критический анализ предлагаемого материала,

— наличие выводов,

— соответствие языкового оформления текста научному стилю изложения,

— грамотность.

Не допускается прямая переписка текстов из источников без цитирования и соответствующих ссылок.

Сроки представления контрольной работы устанавливаются индивидуальным графиком.

В случае если контрольная работа не будет зачтена, её необходимо доработать, учитывая все замечания рецензента. Исправления следует выполнять на отдельных листах как приложение к контрольной работе. Не исключается возможность, в случае необходимости, повторного выполнения всей контрольной работы. Новый вариант выполненной работы представляется на рецензирование вместе с первоначальным вариантом.

Выбор номера темы контрольной работы осуществляется по номеру зачетной и первой буквы фамилии студента в соответствии с таблицей.

Варианты контрольной работы

Первая буква

фамилии студента

Последняя цифра шифра зачетной книжки студента

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А — З

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

И — П

30

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Р — Я

20

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Содержание тем контрольной работы

Тема 1. Типология и характерология личности в организационном поведении.

В этой работе целесообразно рассмотреть толкование понятия «тип личности». Также студенту необходимо указать авторов различных типологий (Например, Э.Кречмер, У.Шелдон, И.П.Павлов, З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер, Э.Фромм, К.Леонгард, Э.Шпрангер и др.), кратко проанализировать их вклад в осмысление и изучение проблем выделения различных типов личностей и описать 3-5 типологий (по выбору).

Целесообразно перечислить типы поведения личности в организации.

Обязательным для контрольной работы является обоснование значимости данного вопроса для практики управления организационным поведением сотрудников.

Тема 2. Лидерство в организационном поведении

Дайте определение «лидерства», охарактеризуйте сущность лидерства с точки зрения власти и влияния. Сравните понятия «лидерство» и «авторитет». Перечислите известные теории лидерства. В чем заключается практическое применение теорий лидерства в практической деятельности организации?

В качестве примера опишите лидера, который, по — Вашему мнению, является харизматичным. Обоснуйте свой ответ.

Тема 3. Организационная культура как основа управления организационным поведением

В контрольной работе студенту необходимо обратить внимание на следующие вопросы: слагающие организационной культуры; функции организационной культуры; типологии организационных культур; специфика зарубежных и отечественных организационных культур;  формирование,   поддержание  и изменение организационной культуры; роль организационной культуры в формировании имиджа компании; ценность организационной культуры в практике управления организационным поведением персонала.

В качестве примера в контрольной работе необходимо описать организационную культуру конкретной организации (турфирмы, гостиницы и т.п.).

Тема 4. Организационная структура и поведение работников

В контрольной работе необходимо уделить внимание понятиям и принципам построения организационных структур, их типам. Описать бюрократическую и органическую структуры; рассмотреть особенности поведения персонала для каждого из названных видов.

В качестве примера в контрольной работе необходимо привести пример организационной структуры конкретной компании (предприятия) и проанализировать ее влияние на поведение сотрудников.

Тема 5. Персональное развитие в организации: психологические аспекты карьеры работника

В работе необходимо указать на значимость влияния персонального развития сотрудников в организации на их деловое поведение, а также выделить направления этого развития. Отдельно рассмотреть виды карьеры, основные мотивы продвижения по служебной лестнице, этапы деловой карьеры, способы разработки карьерного плана и его реализации.

Необходимо привести конкретные примеры планирования и управления карьерой сотрудников, показать роль этих мероприятий в регуляции организационного поведения.

Тема 6. Организационный феномен власти

Объясните смысл власти в организации. Укажите, чем она отличается от лидерства и авторитета. Опишите мотивационные ресурсы власти. Какие кризисы власти возникают в бизнес — организациях, как их преодолеть? Перечислите методы влияния на организационное поведение подчиненных.

Приведите примеры поведения человека при наличии у него того или иного вида власти.

Тема 7. Игровые методы в обучении и развитии персонала

В контрольной работе необходимо дать всесторонний анализ игровым методам обучения персонала, подходы к их классификации. Указать возможности использования различных видов игр в решении управленческих задач. Целесообразно уделить внимание методикам проведения деловых игр. Определить достоинства и недостатки игровых методов в обучении и развитии персонала компании.

В качестве примера в контрольной работе необходимо привести сценарий игры, позволяющей решать одну из проблем организационного поведения.

Тема 8. Процесс и стратегии управления впечатлением

Проанализировать сущность и значимость восприятия как психического процесса; раскрыть внешние и внутренние факторы, влияющие на избирательность восприятия. Важно рассмотреть социальное восприятие и его роль в понимании поведения человека в организации. Далее в контрольной работе раскройте понятие «атрибуция», «стереотипизация» и их значение в восприятии людьми друг друга в процессе взаимодействия. Рассмотрите особенности формирования восприятия посредством управления впечатлением и определите его значение для имиджа делового человека. Укажите приемы управления впечатлением.

В качестве примера приведите конкретные ситуации удачного и неудачного управления впечатлением известных Вам людей.

Тема 9. Должностная модель поведения

Рассмотреть специфику должностного поведения сотрудников и чем регламентируется это поведение работников; выделить психологические и социально-психологические особенности должностных моделей поведения. Описать должностную модель поведения руководителя. Выделить проблемы должностного поведения.

В качестве примера приведите несколько ситуаций, подтверждающих те или иные модели поведения работников в организации.

Тема 10. Синдром эмоционального выгорания как следствие стрессовых ситуаций на рабочем месте

Дать определение синдрома эмоционального выгорания, рассмотреть теории, изучающие данный синдром, модели, симптомы и стадии эмоционального выгорания. Отдельно следует объяснить сущность эмоционального выгорания у менеджеров, факторы, ведущие к его развитию. Перечислить методики диагностики уровня эмоционального выгорания.

Обязательно перечислить практические рекомендации по профилактике и устранению синдрома эмоционального выгорания.

Тема 11. Метод социометрических измерений в рабочей группе. Определение кандидатов в лидеры

В контрольной работе следует рассмотреть историю возникновения метода социометрии, назвать его автора. Раскрыть сущность социометрии как метода изучения внутригрупповых отношений, обозначить цели социометрических измерений. Целесообразно описать социометрическую процедуру, способы обработки результатов социометрии (составление социоматрицы и социограммы), вычисление социометрических индексов. Выделить правила, обеспечивающие чистоту социометрического исследования.

Объяснить значение социометрического метода для изучения организационного поведения работников и учет его результатов в практике управления.

Тема 12. Групповое принятие решений

В контрольной работе следует ввести понятие «решение» и рассмотреть принятие решения как процесс. Следует выделить различные подходы к принятию решения, виды решений и этапы их выработки. Сравнить преимущества и недостатки процессов индивидуального и группового принятия решений, а также дать практические рекомендации по организации принятия решения в группе. Обязательно рассмотреть вопрос о воздействии отдельных личностей на процесс выработки решения. Перечислить способы разрушения группового единомыслия.

В качестве примера укажите возможности использования групповых методов принятия решений в процессе проведения деловых совещаний (их подготовка, проведение и оценка эффективности).

Тема 13. Менеджмент и формирование рабочих команд

Рассмотреть командообразование как метод развития организации, выделить основные аспекты понятия «команда», ее отличия и преимущества в сравнении с рабочей группой. Дать характеристику качествам эффективной командной работы и проблемам, возникающим в команде. Проанализировать подходы к формированию команд. Отдельно рассмотреть виды командной работы.

Обязательным для контрольной работы является обоснование значимости данного вопроса для практики управления организационным поведением сотрудников.

В качестве примера привести элементы практического тренинга по формированию команды.

Тема 14. Общая и трудовая мотивация личности. Удовлетворенность потребностей, мотивационная ориентация.

В контрольной работе необходимо рассмотреть мотивацию поведения личности и ее использование в бизнесе, виды и процесс мотивации в организации. Сравнить понятия «потребность», «мотив» и «стимул». Проанализировать влияние рабочей среды на личность и поведение. Описать 2 — 3 теории мотивации к работе, указать на их практическое использование в управлении поведением персонала. Назвать факторы, влияющие на удовлетворенность работой. Рассмотреть особенности денег в мотивации поведения. Перечислить методы изучения мотивации и способы ее поддержания у сотрудников.

В качестве примера предложить программу по мотивации персонала конкретной организации.

Тема 15. Научение организационному поведению

Что такое научение? Кратко опишите теории научения (бихевиористские теории, когнитивные теории, теория социального научения).

Укажите на практическое применение данных теорий в управлении организационным поведением. Раскройте принципы и методы научения поведению. Перечислите виды наказаний и их влияние на поведение работников.

В качестве примера проанализируйте одну из дисциплинарных программ конкретной организации или предложите авторский вариант такой программы.

Тема 16. Место и роль организационного конфликта в управлении организацией

Проанализировать различные взгляды на конфликты, их природу, социальную роль. Выявить основные предпосылки возникновения конфликтов в организации, их последствия, а также различные виды конфликтов. Определить структуру и динамику протекания конфликтов.

Дать психологический анализ основных типовых стратегий поведения людей в конфликтных ситуациях, определить возможную эффективность каждого стиля в зависимости от конкретных обстоятельств; выявить оптимальную технологию разрешения конфликтов в деловой сфере, психологические возможности управления развитием конфликтов, а также дать практические рекомендации, касающиеся правил поведения в условиях конфликта.

Выявить основные типы конфликтных личностей, дать им психологическую характеристику, а также дать практические рекомендации по взаимодействию с каждым из представленных типов.

Тема 17. Формирование и развитие у сотрудников культуры делового общения

В работе рассмотреть сущность делового общения и его роль в организационном поведении. Описать способы организации эффективного делового общения в компании. Дать содержательную характеристику методам развития культуры делового общения у сотрудников.

В качестве примера привести конкретные психологические упражнения, позволяющие развивать коммуникативные навыки.

Тема 18. Основные методы и средства оптимизации коммуникативного поведения в организации

Раскрыть сущность понятий «коммуникация» и «коммуникабельность», рассмотреть типы организационных коммуникаций и способы управления ими. Указать влияние организационной структуры на коммуникации; объяснить значение межличностных коммуникаций для организационного поведения. Описать принципы и подходы к построению эффективных деловых коммуникаций в компании, указать на значение обратной связи. Рассмотреть сущность и роль неформальных коммуникаций в организационном поведении.

В качестве примера привести элементы практического тренинга по развитию коммуникативной компетентности сотрудников.

Тема 19. Межкультурные коммуникации в организации

Дать определение межкультурной коммуникации. Рассмотреть формы межкультурной коммуникации в организации. Описать модель и элементы межкультурной коммуникации (восприятие, вербальные процессы, невербальные процессы).

Раскрыть сущность низко- и высококонтекстуальных культур (классификация Э. Холла).

Выделить основные проблемы межкультурной коммуникации.

В качестве примера рассмотреть особенности невербальных видов коммуникации: «язык тела», проксемика, восприятие времени у представителей разных культур и т.п.

Тема 20. Инновационное поведение в организации

В работе необходимо дать определение понятиям «инновация» и «нововведение». Описать возможные реакции сотрудников на организационные изменения и типы поведения в инновационных ситуациях. Особо следует обратить внимание на психологические барьеры по отношению к нововведениям и способы их преодоления. Рассмотреть вопросы, касающиеся управления организационным поведением в период внедрения инноваций.

Следует привести конкретные примеры из жизни организаций, где успешность или неуспешность внедрения инноваций была связана с поведением работников.

Тема 21. Поведенческое формирование имиджа организации

В работе необходимо рассмотреть понятие «имидж», указать место, функции, цель и составляющие имиджа организации в современном бизнесе. Описать сущность внутреннего и внешнего имиджа компании. Объяснить роль поведения сотрудников в процессе формирования корпоративного имиджа.

В качестве примеры привести «Кодекс корпоративного поведения» конкретной организации, либо предложить собственный вариант.

Тема 22. Технология продаж и технология обслуживания как организационное поведение

В контрольной работе необходимо рассмотреть ориентацию и цели технологии продаж и технологии обслуживания. Описать средства технологии продаж и обслуживания. Объяснить, что такое качественный сервис. Стандарты обслуживания: принципы, правила описания, этапы разработки и внедрения. Рассмотреть виды и способы обучения персонала технологиям продаж и обслуживания.

Обязательным для контрольной работы является обоснование значимости данного вопроса для практики управления организационным поведением.

В качестве примеры приведите стандарты обслуживания конкретной компании.

Тема 23. Предпосылки организационного поведения руководителя

В работе целесообразно рассмотреть и разграничить понятия «руководитель» и «лидер», указать их функции и роль в рабочей группе. Дать психологическую характеристику деятельности руководителя, определить и проанализировать те качества личности, которые обеспечивают эффективность руководства, предложить психодиагностические средства для оценки психологических качеств руководителя. Перечислить внутренние и внешние факторы, влияющие на организационное поведение руководителя.

Предложить конкретные рекомендации по совершенствованию руководителем собственного поведения.

Тема 24. Методы исследования организационного поведения

В этой работе следует раскрыть сущность понятий «метод», «методика». Дать характеристику существующим группам методов изучения поведения (формализованные и малоформализованные), требований, предъявляемые к ним. Указать возможности различных методов в изучении организационного поведения.

В качестве примера сформулируйте вопросы для анкеты, позволяющей изучить те или иные аспекты организационного поведения персонала.

Тема 25. Поведение неформального лидера в организации

Дайте определение понятию «неформальный лидер», объясните его отличие от «формальных» руководителей. Рассмотрите конструктивное и деструктивное поведение неформального лидера в организации. Раскройте возможности управления организацией с учетом фактора неформального лидерства.

Следует привести конкретные примеры из жизни организации, когда поведение неформального лидера приводило к положительным и отрицательным для нее последствиям.

Тема 26. Международные аспекты организационного поведения

Охарактеризуйте особенности организационного поведения в системе международного бизнеса. Раскройте влияние национальной культуры на особенности организационного поведения, например, мотивация в разных культурах, лидерство в разных культурах, коммуникации в разных культурах и т.д. Обратите внимание на поведенческие аспекты характерные для совместных предприятий. Объясните причины возникновения и развития конфликтных ситуаций в системе международного бизнеса.

В качестве примера укажите методы управления интернациональной рабочей силой.

Тема 27. Этические проблемы в современном управлении организационным поведением

В процессе написания контрольной работы ответьте на следующие вопросы:

  1. Какова сущность и особенности этики предпринимательства?
  2. Перечислите принципы деловой этики
  3. Какие этические проблемы существуют в современном бизнесе, как это проявляется в организационном поведении?
  4. Назовите условия формирования цивилизованной этики
  5. Охарактеризуйте особенности и значение делового этикета. Приведите несколько примеров этикетных норм.

Тема 28. Стресс на рабочем месте и методы борьбы со стрессами в организации

В контрольной работе необходимо указать понятие, причины и симптомы стрессов на рабочем месте; описать виды и фазы протекания стрессов. Опишите психологические и поведенческие проблемы, вызванные стрессами на работе, укажите, как влияют стрессы на деятельность организации. Какие стрессоры существуют в деятельности менеджера? Перечислите возможные способы борьбы со стрессом в организации.

В качестве примера опишите конкретные индивидуальные методы преодоления стрессов и приемы саморегуляции.

Тема 29. Девиантность организационного поведения

Раскройте понятие «девиантное поведение», его разновидности. Проанализируйте особенности проявления и основные причины девиантного поведения в организациях. Опишите типы девиантного поведения по Р.Мертону. Охарактеризуйте способы воздействия на девиантных сотрудников.

Приведите пример из практики, связанный с девиантным поведением в организации.

Тема 30. Искажения информации в коммуникационных процессах

Раскройте факторы коммуникативного процесса, которые являются предпосылками к искажению информации. Опишите группы искажений в организационных коммуникациях (непреднамеренные, сознательные, фильтрация).

Перечислите барьеры коммуникаций в организации и приемы их преодоления.

Проанализируйте значение слухов в организационных коммуникациях, приведите конкретные примеры из практики.

6