Методические указания 50

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития

России

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Психология и педагогика»

для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 22

ТЕМА: «Стресс, психологические защиты и копинг-поведение»

Утверждена на кафедральном заседании

протокол № ____от «___»_________________ 2012 г.

Заведующий кафедрой

д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.

Составители:

к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.

преподаватель _________________________________Чернова Е.И

преподаватель__________________________________Сенченко Г.В.

Красноярск

2012

1. Занятие № 22

Тема: «Стресс, психологические защиты и копинг-поведение».

2. Форма организации занятия: семинарское занятие.

3. Значение изучения темы: Проблема стресса и поведения человека в стрессовой ситуации продолжает оставаться актуальной. При этом возникает не только ряд вопросов теоретической подготовки, но и необходимость владения практическими навыками и приемами диагностики психологических защитных механизмов и механизмов копинг-поведения.

4. Цели обучения:

    1. — общая: обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5); профессиональными компетенциями способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1).
  1. — учебная: знать широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность, уметь осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние, владеть навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний.

1.Что такое стресс? Фазы и виды стресса.

3 стр., 1154 слов

Стресс в деятельности руководителя

... кризиса эмоциональных состояний является смена обстановки, смена трудовой деятельности, правильный отдых. Для недопущения стресса и кризиса эмоциональных состояний, а также для сохранения своего состояния здоровья ... Одним видом борьбы со стрессами для руководителей компаний является умение ставить соразмерные возможностям цели, быть реалистом в оценке как собственных возможностей, так и ситуации, ...

2. Что такое фрустрация? Какие признаки характерны для состояния фрустрации.

3. Что такое психологическая защита организма?

4. В чем саногенное и в чем патогенное значение психологической защиты?

5. Классификация психологических защитных механизмов.

6. Дайте характеристику основным защитным механизмам.

7. Что такое копинг-поведение? Цели копинг-поведения.

8. В каких сферах могут проявляться механизмы копинг-поведения?

9. Какие формы копинг-поведения вы знаете?

10. Какова психотерапевтическая тактика в отношении механизмов психологической защиты и совладания?

5.2. Основные понятия и положения темы

Стресс — неспецифическая реакция организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Эта реакция является необходимым звеном в целостном механизме адаптации организма в меняющейся среде обитания, перепрограммируя адаптационные возможности организма на решение новых задач (общий адаптационный синдром).

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой человек столкнулся. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

В качестве стрессора могут выступать любые изменения внешней и внутренней среды, если они возникают внезапно и обладают запредельными значениями силы и длительности. В зависимости от вида стрессора выделяют физиологический и психологический стрессы. Психологический стресс в свою очередь подразделяется на информационный и эмоциональный.

Г. Селье описал три фазы стресса (общего адаптационного синдрома):

  1. Фаза тревоги, мобилизации. Это аварийная фаза, для которой в основном характерны физиологические изменения, подготавливающие организм к встрече с новой ситуацией, и приводящие человека в состояние большей настороженности и беспокойства из-за неопытности и неумения с ней справиться.
  2. Фаза сопротивления, резистентности. В эту фазу организм человека расходует имеющиеся у него внутренние резервы. Причем повышение уровня резистентности наблюдается не только к данному раздражителю, но и к любому другому.
  3. Фаза истощения. Внутренние резервы не безграничны и, если стресс продолжается, то вскоре они начинают уменьшаться, что приводит к истощению, к нервным срывам, а иногда даже к смерти. При чрезмерно сильных воздействиях первая аварийная фаза может сразу перейти в фазу истощения.

Фрустрация (от лат. frustratio – обман, разрушение планов) – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути достижения цели или решения задачи. Уровень фрустрации зависит от интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, значимости для него данной цели, а также от сложившихся в процессе становления личности устойчивых форма эмоционального реагирования на жизненные трудности.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... к самоанализу возможна психологическая защита путем произвольного подавления стремления удовлетворить очень сильную потребность. Существует еще два типа поведения: нормальное и девиантное поведение. Человек — существо ... выбора действий и поступков личности. К настоящему времени пока еще не сформировались общепринятые представления о физиологических механизмах поведенческого акта. Очевидно, что ...

Фрустрационная толерантность – это способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологического равновесия. В ее основе лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидения выхода из нее. Толерантность является переменной величиной и зависит от величины напряжения, типа ситуации и особенностей личности.

Естественным путем разрешения фрустрации считается агрессивное поведение. Агрессия может рассматриваться как прямая атака на препятствие или барьер, и в этом смысле она является проявлением адаптивного поведения, так как оно направлено на достижение цели. Но агрессия может и генерализовываться и обращаться на объекты, не имеющие никакого отношения к фрустрации. Неадаптивное поведение не ведет к достижению цели. Неадаптивными считаются и случаи, когда у человека преобладает тип реакций, направленных на защиту «Я».

Для того, чтобы избавить себя от ощущения тревоги и беспокойства, вызванного стрессовой ситуацией, человек прибегает к защитным механизмам. Согласно разработанной З.Фрейдом структуре личности, психологическая защита рассматривается как бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы «Я» достижения компромисса между противодействующими силами «Оно» и «Сверх-Я», а также внешней действительностью.

Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления и поведения, включение в систему сил противодействия целям лечения делают защитные механизмы патологическими. Общей их чертой является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы, вызвавших негативные, мучительные для «Я» переживания.

Все защитные механизмы можно условно разделить на 4 группы:

В системе адаптивных реакций личности механизмы психологической защиты тесно связаны с механизмами совладания или копинг-поведения. Лазарус определял механизмы совладания как стратегии действий, предпринимаемых человеком в ситуациях психологической угрозы. В настоящее время копинг-поведение рассматривается как важный процесс социальной адаптации.

14 стр., 6918 слов

Консультирование личностей с девиантным поведением

... поведения); основные концепции девиантности и девиантного поведения; факторы и механизмы формирования девиантности и девиантного поведения личности; специфику отдельных видов поведенческих девиаций; сценарии девиантного развития личности; внешнюю и внутреннюю мотивацию девиантного поведения личности; ... и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов ...

Типы механизмов совладания могут проявляться к когнитивной (интеллектуальной), эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности.

Копинг-поведение может способствовать адаптации личности к конкретной ситуации, эффективности поведения, а может и не способствовать. Таким образом, копинг-поведение может быть гибким и пассивным, продуктивным и непродуктивным.

Знание и учет механизмов психологической защиты и совладания необходимы при проведении патогенетически обоснованных психотерапевтических мероприятий с целью повышения эффективности терапии и реабилитации.

5.3. Самостоятельная работа по теме: Методика для психологической диагностики копинг-механизмов (Тест Хайма)

Методика E. Heim позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы. Методика адаптирована в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, под руководством д. м. н. профессора Л. И. Вассермана.

Инструкция: «Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей Вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом Вы чаще всего разрешаете трудные и стрессовые ситуации и ситуации высокого эмоционального напряжения. Обведите кружком, пожалуйста, тот номер, который Вам подходит. В каждом разделе утверждений необходимо выбрать только один вариант, при помощи которого Вы разрешаете свои трудности. Отвечайте, пожалуйста, в соответствии с тем, как Вы справляетесь с трудными ситуациями на протяжении последнего времени. Не раздумывайте долго – важна Ваша первая реакция. Будьте внимательны!»

А

  1. «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности»
  2. «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться»
  3. «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо»
  4. «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стара­юсь никому не показывать своего состояния»
  5. «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось»
  6. «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои – это пустяк»
  7. «Если что-то случилось, то так угодно Богу»
  8. «Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей»
  9. «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам»
  10. «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными».

Б

4 стр., 1597 слов

Тест «Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ)

... 2. Перспектива снизу, (взгляд червя) 3. Перерисовывание объекта 4. Отказ рисовать какой-нибудь объект 5. Дерево как два дерева 6. Явное несоответствие качества одного рисунка ... сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта. Например, человек, нарисованный в движении (бегущий, танцующий, играющий) чаще всего показывает активное творческое отношение ...

  1. «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую»
  2. «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу»
  3. «Я подавляю эмоции в себе»
  4. «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации»
  5. «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне»
  6. «Я впадаю в состояние безнадежности»
  7. «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам»
  8. «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным»

В

  1. «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях»
  2. «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях»
  3. «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприятностях»
  4. «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)»
  5. «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.)»
  6. «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой»
  7. «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей»
  8. «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом»

Ключ

Виды копинг-поведения были распределены E. Heim на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные (А), относительно адаптивные (О) и неадаптивные (Н).

А. Когнитивные копинг-стратегии

  1. Игнорирование – Н
  2. Смирение – Н
  3. Диссимуляция – Н
  4. Сохранение самообладания – А
  5. Проблемный анализ – А
  6. Относительность – О
  7. Религиозность – О
  8. Растерянность – Н
  9. Придание смысла – О
  10. Установка собственной ценности – А.

Б. Эмоциональные копинг-стратегии

  1. Протест – А
  2. Эмоциональная разрядка – О
  3. Подавление эмоций – Н
  4. Оптимизм – А
  5. Пассивная кооперация – О
  6. Покорность – Н
  7. Самообвинение – Н
  8. Агрессивность – Н

В. Поведенческие копинг-стратегии

  1. Отвлечение – О
  2. Альтруизм – А
  3. Активное избегание – Н
  4. Компенсация – О
  5. Конструктивная активность – О
  6. Отступление – Н
  7. Сотрудничество – А
  8. Обращение – А

Методика Индекс Жизненного Стиля (ИЖС) Келлермана-Плутчика.

Методика «Индекс жизненного стиля» была описана в 1979 году на основе психоэволюционной теории R. Plutchik и структурной теории личности H. Kellerman. В нашей стране методика адаптирована в лаборатории клинической психологии и отделении наркологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, под руководством д. м. н. профессора Л. И. Вассермана.

Инструкция: «Прочтите следующие утверждения. Эти утверждения описывают чувства, которые человек ОБЫЧНО испытывает, или действия, которые он ОБЫЧНО совершает. Если утверждение Вам не соответствует, поставьте знак «х» в разделе, обозначенном «Нет». Если утверждение Вам соответствует, поставьте знак «х» в разделе «Да», в месте, обозначенном круглыми скобками. Помните, здесь нет ни плохих, ни хороших ответов».

Текст опросника

  1. Я очень легкий человек и со мной легко ужиться.
  2. Когда я хочу чего-нибудь, я никак не могу дождаться, когда это получу.
  3. Всегда существовал человек, на которого я хотел бы походить.
  4. Люди не считают меня эмоциональным человеком.
  5. Я выхожу из себя, когда смотрю фильмы непристойного содержания.
  6. Я редко помню свои сны.
  7. Меня бесят люди, которые всеми вокруг командуют.
  8. Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком.
  9. Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются.
  10. В мечтах я всегда в центре внимания.
  11. Я человек, который никогда не плачет.
  12. Необходимость пользоваться общественным туалетом, заставляет меня совершать над собой усилие.
  13. Я всегда готов выслушать обе стороны во время спора.
  14. Меня легко вывести из себя.
  15. Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я чувствую, что готов толкнуть его в ответ.
  16. Многое во мне людей восхищает.
  17. Я полагаю, что лучше хорошенько обдумать что-нибудь до конца, чем приходить в ярость.
  18. Я много болею.
  19. У меня плохая память на лица.
  20. Когда меня отвергают, у меня появляются мысли о самоубийстве.
  21. Когда я слышу сальности, я очень смущаюсь.
  22. Я всегда вижу светлую сторону вещей.
  23. Я ненавижу злобных людей.
  24. Мне трудно избавиться от чего-либо, что принадлежит мне.
  25. Я с трудом запоминаю имена.
  26. У меня склонность к излишней импульсивности.
  27. Люди, которые добиваются своего криком и воплями, вызывают у меня отвращение.
  28. Я свободен от предрассудков.
  29. Мне крайне необходимо, чтобы люди говорили мне о моей сексуальной привлекательности.
  30. Когда я собираюсь в поездку, я планирую каждую деталь заранее.
  31. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила весь мир.
  32. Порнография отвратительна.
  33. Когда я чем-нибудь расстроен, я много ем.
  34. Люди мне никогда не надоедают.
  35. Многое из своего детства я не могу вспомнить.
  36. Когда я собираюсь в отпуск, я обычно беру с собой работу.
  37. В своих фантазиях я совершаю великие поступки.
  38. В большинстве своем люди раздражают меня, так как они слишком эгоистичны.
  39. Прикосновение к чему-нибудь осклизлому, скользкому вызывает у меня отвращение.
  40. Если кто-нибудь надоедает мне, я не говорю это ему, а стремлюсь выразить свое недовольство кому-нибудь другому.
  41. Я полагаю, что люди обведут вас вокруг пальца, если вы не будете осторожны.
  42. Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в других людях.
  43. Я никогда не волнуюсь, когда читаю или слышу о какой-либо трагедии.
  44. В споре я обычно более логичен, чем другой человек.
  45. Мне совершенно необходимо слышать комплименты.
  46. Беспорядочность отвратительна.
  47. Когда я веду машину, у меня иногда появляется сильное желание толкнуть другую машину.
  48. Иногда, когда у меня что-нибудь не получается, я злюсь.
  49. Когда я вижу кого-нибудь в крови, это меня почти не беспокоит.
  50. У меня портится настроение, и я раздражаюсь, когда на меня не обращают внимание.
  51. Люди говорят мне, что я всему верю.
  52. Я ношу одежду, которая скрывает мои недостатки.
  53. Мне очень трудно пользоваться неприличными словами.
  54. Мне кажется, я много спорю с людьми.
  55. Меня отталкивает от людей то, что они неискренни.
  56. Люди говорят мне, что я слишком беспристрастен во всем.
  57. Я знаю, что мои моральные стандарты выше, чем у большинства других людей.
  58. Когда я не могу справиться с чем-либо, я готов заплакать.
  59. Мне кажется, что я не могу выражать свои эмоции.
  60. Когда кто-нибудь толкает меня, я прихожу в ярость.
  61. То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы.
  62. Я очень редко испытываю чувства привязанности.
  63. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.
  64. Я многое коллекционирую.
  65. Я работаю более упорно, чем большинство людей, для того, чтобы добиться результатов в области, которая меня интересует.
  66. Звуки детского плача не беспокоят меня.
  67. Я бываю так сердит, что мне хочется крушить все вокруг.
  68. Я всегда оптимистичен.
  69. Я много лгу.
  70. Я больше привязан к самому процессу работы, чем к отношениям, которые складываются вокруг нее.
  71. В основном люди несносны.
  72. Я бы ни за что не пошел на фильм, в котором слишком много сексуальных сцен.
  73. Меня раздражает то, что людям нельзя доверять.
  74. Я буду делать все, чтобы произвести хорошее впечатление.
  75. Я не понимаю некоторых своих поступков.
  76. Я через силу смотрю кинокартины, в которых много насилия.
  77. Я думаю, что ситуация в мире намного лучше, чем большинство людей думают.
  78. Когда у меня неудача, я не могу сдержать плохого настроения.
  79. То, как люди одеваются сейчас на пляже – неприлично.
  80. Я не позволяю своим эмоциям захватывать меня.
  81. Я всегда планирую наихудшее, с тем, чтобы не быть застигнутым врасплох.
  82. Я живу так хорошо, что многие люди хотели бы оказаться в моем положении.
  83. Как-то я был так сердит, что сильно саданул по чему-то и случайно поранил себя.
  84. Я испытываю отвращение, когда сталкиваюсь с людьми низкого морального уровня.
  85. Я почти ничего не помню о своих первых годах в школе.
  86. Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребенок.
  87. Я предпочитаю больше говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.
  88. Мне кажется, что я не могу закончить ничего из того, что начал.
  89. Когда я слышу о жестокостях, это не трогает меня.
  90. В моей семье почти никогда не противоречат друг другу.
  91. Я много кричу на людей.
  92. Ненавижу людей, которые топчут других, чтобы продвинуться вперед.
  93. Когда я расстроен, я часто напиваюсь.
  94. Я счастлив, что у меня меньше проблем, чем у большинства людей.
  95. Когда что-нибудь расстраивает меня, я сплю более чем обычно.
  96. Я нахожу отвратительным, что большинство людей лгут, для того, чтобы добиться успеха.
  97. Я говорю много неприличных слов.

Время заполнения опросника составляет от 15 до 20 минут. Подсчет результатов осуществляется по бланку ответов, который является одновременно и ключом. При этом подсчитываются только положительные ответы по каждой шкале, представляющие собой «сырые» очки, которые в дальнейшем могут быть сравнены со средненормативными показателями по выборке стандартизации. В качестве дополнительного может использоваться также вторичный показатель, который представляет собой сумму «сырых» баллов по всем шкалам. Суммарная оценка шкальных оценок может отражать уровень ее выраженности, который был назван Степень Напряженности Защиты (СНЗ).

Профильный лист к ИЖС

ЭГО защиты

Сырая оценка

1. Отрицание (А)

2. Подавление (В)

3. Регрессия (С)

4. Компенсация (D)

5. Проекция (Е)

6. Замещение (F)

7. Интеллектуализация (G)

8. Реактивное образование (Н)

Степень Напряженности Защиты (СНЗ)

Регистрационный бланк к методике ижс

Нет

Да

Нет

Да

А

B

C

D

E

F

G

H

А

B

C

D

E

F

G

H

()

50.

()

    ()

    51.

    ()

      ()

      52.

      ()

        ()

        53.

        ()

          ()

          54.

          ()

            ()

            55.

            ()

              ()

              56.

              ()

                ()

                57.

                ()

                  ()

                  58.

                  ()

                    ()

                    59.

                    ()

                      ()

                      60.

                      ()

                        ()

                        61.

                        ()

                          ()

                          62.

                          ()

                            ()

                            63.

                            ()

                              ()

                              64.

                              ()

                                ()

                                65.

                                ()

                                  ()

                                  66.

                                  ()

                                    ()

                                    67.

                                    ()

                                      ()

                                      68.

                                      ()

                                        ()

                                        69.

                                        ()

                                          ()

                                          70.

                                          ()

                                            ()

                                            71.

                                            ()

                                              ()

                                              72.

                                              ()

                                                ()

                                                73.

                                                ()

                                                  ()

                                                  74.

                                                  ()

                                                    ()

                                                    75.

                                                    ()

                                                      ()

                                                      76.

                                                      ()

                                                        ()

                                                        77.

                                                        ()

                                                          ()

                                                          78.

                                                          ()

                                                            ()

                                                            79.

                                                            ()

                                                              ()

                                                              80.

                                                              ()

                                                                ()

                                                                81.

                                                                ()

                                                                  ()

                                                                  82.

                                                                  ()

                                                                    ()

                                                                    83.

                                                                    ()

                                                                      ()

                                                                      84.

                                                                      ()

                                                                        ()

                                                                        85.

                                                                        ()

                                                                          ()

                                                                          86.

                                                                          ()

                                                                            ()

                                                                            87.

                                                                            ()

                                                                              ()

                                                                              88.

                                                                              ()

                                                                                ()

                                                                                89.

                                                                                ()

                                                                                  ()

                                                                                  90.

                                                                                  ()

                                                                                    ()

                                                                                    91.

                                                                                    ()

                                                                                      ()

                                                                                      92.

                                                                                      ()

                                                                                        ()

                                                                                        93.

                                                                                        ()

                                                                                          ()

                                                                                          94.

                                                                                          ()

                                                                                            ()

                                                                                            95.

                                                                                            ()

                                                                                              ()

                                                                                              96.

                                                                                              ()

                                                                                                ()

                                                                                                97.

                                                                                                ()

                                                                                                  ()

                                                                                                  с

                                                                                                  5.4. Итоговый контроль знаний:

                                                                                                  Тесты

                                                                                                  1. СТРЕСС ПО ( Г. СЕЛЬЕ) – ЭТО

                                                                                                  1)вредоносное нервное напряжение;

                                                                                                  2)неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование; общий адаптационный синдром

                                                                                                  3)защитно-приспособительное напряжение организма, вызванное эмоциональным воздействием

                                                                                                  4)специфический ответ организма на внешнее воздействие

                                                                                                  1. ПАТОГЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СТРЕССА — ЭТО:

                                                                                                  1)активная реакция на неблагоприятное воздействие

                                                                                                  2)адаптивная реакция

                                                                                                  3)повышенная предрасположенность к заболеваниям

                                                                                                  4)психическая устойчивость

                                                                                                  1. ФАЗАМИ СТРЕССА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ:

                                                                                                  1)реакция тревоги из-за неопытности и неумения совладать с ситуацией

                                                                                                  2)фаза агрессивного возбуждения

                                                                                                  3)фаза сопротивления

                                                                                                  4)фаза истощения

                                                                                                  1. ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ФРАСТРАЦИОННОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ?

                                                                                                  1)способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее

                                                                                                  2)психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задач

                                                                                                  3)способность ставить перед собой реальные цели

                                                                                                  4)связь с актуальной задачей формирования устойчивости личности к воздействию неблагоприятных жизненных факторов

                                                                                                  1. УРОВЕНЬ ФРУСТРАЦИИ ЗАВИСИТ ОТ:

                                                                                                  1)интенсивности фрустратора

                                                                                                  2)функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию

                                                                                                  3)значимости для него данной цели

                                                                                                  4)все выше перечисленное

                                                                                                  1. ПЕРЕВОД ОДНОГО ВИДА «ЭНЕРГИИ» (НАПРИМЕР, СЕКСУАЛЬНОЙ) В ДРУГОЙ С ФОРМИРОВАНИЕМ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЗЫВАЕТСЯ:

                                                                                                  1)вытеснением

                                                                                                  2)сублимацией

                                                                                                  3)проекцией

                                                                                                  4)переносом

                                                                                                  1. ПОЛНОЕ ВЫТАЛКИВАНИЕ ИЗ СОЗНАНИЯ БОЛЕЗНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ — ЭТО:

                                                                                                  1)подавление

                                                                                                  2)проекция

                                                                                                  3)отрицание

                                                                                                  4)замещение

                                                                                                  1. РЕГРЕССИЯ ПОЯВЛЯЕТСЯ В:

                                                                                                  1)демонстрации зависимости и беспомощности

                                                                                                  2)возврате к эмоциональному состоянию до конфликта

                                                                                                  3)проигрывании эмоционального состояния во время конфликта

                                                                                                  4)отрицании существующей реальности

                                                                                                  1. ПРОЕКЦИЯ — КАК ВИД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ, СВЯЗАН С:

                                                                                                  1)неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком

                                                                                                  2)проигрывании эмоционального состояния во время конфликта

                                                                                                  3)бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других

                                                                                                  4)избеганием внутреннего конфликта путем забывания неприемлемого мотива своего поведения

                                                                                                  1. ЧТО НЕ ОТНОСИТСЯ К ОСНОВНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ:

                                                                                                  1)они формируются в детстве

                                                                                                  2)действуют сознательно

                                                                                                  3)блокируют прямое выражение потребности

                                                                                                  4)не приводят к разрешению проблемы

                                                                                                  Ситуационные задачи:

                                                                                                  1. Больной 45 лет, инженер, был направлен на стационарное обследование с подозрением на опухолевый процесс в легком. После проведения флюорографии, когда диагноз подтвердился, больному была рекомендована операция. Он категорически отказался от оперативного лечения, хотя врач рассказал о предполагаемом характере опухоли и последствиях. После этого больной самовольно ушел из стационара, жене сообщил, что не совсем грамотные врачи приняли последствия перелома ребер в юношеском возрасте за онкологическое заболевание и хотели оперировать его с другими “раковыми” больными.

                                                                                                  Какими механизмами психологической защиты обусловлено поведение больного?

                                                                                                  1. У больной, 19 лет, с полным средним образованием, обнаружена положительная реакция Вассермана. Не отрицая случайных половых связей и указывая, что около месяца назад у нее были высыпания на теле, которые прошли сами собой, категорически отказалась от лечения, и не вняла объяснениям медицинского персонала. Вечером рассказала подруге, плача от обиды, что ее заставляют лечить “позорную болезнь”, какой у нее нет и быть не может.

                                                                                                  Какими механизмами психологической защиты обусловлено поведение больной?

                                                                                                  1. Больная по профессии психиатр. Первый ее клиент страдал неврозом навязчивых состояний с боязнью убить своего ребенка. Вскоре доктор сама поступила в психиатрическую клинику с подобной симптоматикой, по типу «клише», скопированное с первого больного.

                                                                                                  Определите защитный механизм.

                                                                                                  1. Во время беседы у нарколога пациент отказывается принимать лечение, мотивируя свой отказ тем, что у него нет проблемы с алкоголем. «Я в любой момент могу остановиться, и если захочу, то смогу контролировать употребление спиртных напитков». Из анамнеза известно, что пациент злоупотребляет алкоголем на протяжении пятнадцати лет, пьянство носит псевдозапойный характер. Запои до одного месяца, со «светлыми» промежутками до двух недель. Неоднократно лечился у нарколога, максимальный срок ремиссии три месяца.

                                                                                                  Какой способ психологической защиты использует пациент?

                                                                                                  1. В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум соседнего водопада, умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума падающей воды.

                                                                                                  Какой способ психологической защиты имеет место у представителей племени?

                                                                                                  6. Домашнее задание для уяснения темы занятия

                                                                                                  1. Фазы и виды стресса.

                                                                                                  2. Классификация психологических защитных механизмов.

                                                                                                  7. Рекомендации по выполнению нирс, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

                                                                                                  1. Обзор различных концепций психологической защиты.

                                                                                                  2. Развитие механизмов психологической защиты в онтогенезе.

                                                                                                  3. Копинг-стратегии у лиц с девиантным поведением.

                                                                                                  4. Синдром эмоционального выгорания.

                                                                                                  5. Исследование особенностей копинг-стратегий и механизмов психологической защиты у разных категорий больных.

                                                                                                  8. Рекомендованная литература по теме занятия:

                                                                                                  Обязательная:

                                                                                                  1.Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах: учебник. М.: ВЛАДОС,

                                                                                                  2008.

                                                                                                  2. Ред. П.И. Пидкасистый. Педагогика: учебное пособие . М.: Юрайт

                                                                                                  2011.

                                                                                                  3. А.Г. Маклаков. Общая психология: учебное пособие. СПб.: Питер

                                                                                                  2010.

                                                                                                  4. И.П. Подласый. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование

                                                                                                  2009.

                                                                                                  Дополнительная:

                                                                                                  1. Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. Социальная психология: учебник для бакалавров. М.: Юрайт

                                                                                                  2012.

                                                                                                  2. Л. Д.Столяренко, В. Е. Столяренко. Психология и педагогика: учеб. Пособие. М. : Юрайт, 2011.

                                                                                                  3. сост. Е. В. Котова, Н. Н. Вишнякова. Психология и педагогика: сб. ситуационных задач с эталонами ответов для студ. Красноярский медицинский университет. — Красноярск: КрасГМУ, 2011.

                                                                                                  Электронные ресурсы:

                                                                                                  1. ЭБС КрасГМУ
                                                                                                  2. Медиатека
                                                                                                  3. БД МедАрт
                                                                                                  4. Ресурсы Интернет