Консультирование личностей с девиантным поведением

правительство санкт-петербурга

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

Факультет прикладной психологии

Регистрационный номер

рабочей программы учебной дисциплины:

/ /

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

основной образовательной программы высшего профессионального образования

«Психология»

подготовки по направлению 30 300.62 — «Психология»

по профилю:

для получения квалификации (степени): бакалавр психологии

код дисциплины ЕН.Ф.04 по учебному плану ___________, форма обучения очная

виды промежуточной аттестации: зачетов — нет, экзаменов — 1

Трудоемкость учебной дисциплины: 3 зачетных единицы

Санкт-Петербург

2010

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины

  1. Цели и результаты изучения дисциплины

Обучение по данной рабочей программе учебной дисциплины является составной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению 30 300 — Психология с присвоением квалификации (степени) — бакалавр психологии. Данная рабочая программа учебной дисциплины реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и направлена на приобретение студентами ряда культурных, личностно-ориентированных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной деятельности психолога при оказании помощи личности или семье с девиантным поведением.

Проблема отклоняющегося поведения представляется одной из наиболее сложных и актуальных в настоящее время. Данное обстоятельство связано с междисциплинарным характером понятия «отклоняющееся поведение», а также его сопряженностью с понятием «норма», границы которой оказываются весьма изменчивыми в условиях кардинальных социально-экономических перемен. За последнее десятилетие уровень социальных девиаций в России возрос в десятки раз. Прежние — идеологический и клинический подходы к девиантному поведению требуют серьезного переосмысления.

Исходя из этого в данной программе поставлены следующие цели и задачи.

Целью учебной дисциплины является формирование системы научно обоснованных представлений о современном состоянии проблемы девиантности и девиантного поведения, а также совокупности профессионально-важных умений и навыков, необходимых для оказания психологической помощи личности с девиантным поведением.

Задачи:

  1. развитие системного взгляда на сущность (факторы и механизмы) девиантности и девиантного поведения личности как социально-психологического феномена;
  2. формирование представлений о социально-психологической характеристике и клинической картине отдельных видов девиантного поведения;
  3. формирование представлений о методах изучения девиантности и девиантного поведения;
  4. формирование навыков диагностики девиантности и девиантного поведения личности;
  5. развитие представлений о современных методах превенции и интервенции отклоняющегося поведения;
  6. формирование профессионально-важных навыков психологического консультирования по проблемам девиантного поведения;
  7. развитие конструктивной профессионально-личностной позиции по отношению к проблеме девиантности и личности с девиантным поведением.

1.2. Язык обучения — русский

1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины

Данный курс является важным компонентом совокупности учебных мероприятий (программ, практик, семинаров), самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлению 30 300 — психология. Дисциплина «Консультирование личностей с девиантным поведением» является обязательной в подготовке бакалавров психологии, ориентированных на оказание психологической помощи населению. Она тесно связана с такими дисциплинами, как «ГСЭ.Ф.08 — Социология», «УПР.Р.08 — Психология социальной работы», «СД.09 — Психологическое консультирование в наркологии», «ОПД.Р.03 — Юридическая психология», «СД.05 — Психологическое консультирование в кризисной службе», «ОПДФ.09 — Психодиагностика».

Студент, обучающийся по данной дисциплине, должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, соответствующие полному среднему образованию. Для успешного изучения дисциплины «Консультирование личностей с девиантным поведением» студенты должны иметь базовые знания, умения, навыки по дисциплинам: «ГСЭ.Ф.05 — Культурология», «СД.01 — Консультативная психология», «СД.07 — Семейное консультирование», «ОПР.Ф.08 — Психология личности», «Клиническая психология», «СД.09 — Психотехнологии группового тренинга».

1.4. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины

Общекультурные компетенции:

ОК-3 — владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;

ОК-4 — использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики

ОК-6 владение навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния;

ОК-7- восприятие личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей).

Профессиональные компетенции:

ПК-1 — реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;

ПК-2 — отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций;

ПК-4 -осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий

ПК-5- выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

ПК-7- прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях.

1.5. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися при изучении дисциплины

В случае успешного освоения дисциплины студенты должны знать:

основные понятия и категории девиантологии (психологии девиантности и девиантного поведения);

основные концепции девиантности и девиантного поведения;

факторы и механизмы формирования девиантности и девиантного поведения личности;

специфику отдельных видов поведенческих девиаций;

сценарии девиантного развития личности;

внешнюю и внутреннюю мотивацию девиантного поведения личности;

современные диагностические, преветивные и коррекционные технологии психологической работы с девиантным поведением;

уметь:

проводить комплексный анализ девиантности и девиантного поведения личности;

выявлять систему взаимосвязанных факторов, детерминирующих девиантное поведение личности (социальные факторы, конституциональные предпосылки, ситуативные провокации и личностные причины девиантного поведения);

составлять программы профилактики отдельных видов девиантного поведения в для конкретных социальных групп;

устанавливать качественный психологический контакт с личностью с девиантным поведением;

проводить диагностическую и коррекционную работу с личностью с девиантным поведением;

работать с семьей;

иметь навыки:

диагностики видов и особенностей девиантного поведения;

психологического анализа девиантного поведения;

поведенческого интервью (поведенческого анализа), раскрывающего особенности и мотивацию девиантного поведения конкретной личности;

психологической коррекции девинтного поведения (эмпатического выслушивания клиента; снижения сопротивления; стимулирования мотивации позитивных изменений; угашения нежелательного поведения, подкрепления конструктивной активности)

1.6. Перечень и объем активных форм учебной работы по дисциплине

Для реализации цели и задач учебной дисциплины используется комплекс организационных форм в следующем соотношении: аудиторная работа — 50%; самостоятельная работа студентов — 50%. Для стимулирования учебной мотивации и повышения качества подготовки студентов в ходе аудиторных (лекционных, семинарских и практических) занятий широко используются методы активного обучения: групповая дискуссия; выполнение творческого задания в малых группах; проектирование (разработка альтернативных проектов профилактических программ); моделирование (сценариев развития личности, консультативной ситуации); выступление с докладом по заданной теме; анализ литературных произведений и видеопродукции; прочее.

Особое внимание уделяется творческой самостоятельной подготовке студентов. Для этого учащимся предлагаются необходимые методические материалы, а также серия заданий, позволяющих организовать систематизацию и отработку знаний, полученных в ходе аудиторных занятий. В качестве обязательных заданий предлагаются: конспекты первоисточников; разработка и защита собственной рабочей концепции девиантного поведения (на основе существующих теорий); проведение самоанализа любой формы отклоняющегося (нежелательного поведения) на основе предложенной схемы поведенческого интервью; выбор и обоснование одной или нескольких техник работы с девиатным поведением личности в формате психологического консультирования.

1.7. Виды учебной работы

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

(очная форма обучения)

Код модуля

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных форм учебной работы

Трудоемкость

лекции

семинары

консультации

практические занятия

лабораторные работы

контрольные работы

коллоквиумы

под руководством преподавателя

в присутствии преподавателя

без участия преподавателя

Очная форма обучения

часов

32

часов

8

Часов

2

Часов

8

Часов

0

часов

4

часов

0

часов

20

часов

4

часов

30

часов

76

зачётн. единиц

3

Распределение часов по модулям:

1) 12

2) 8

3) 12

1) 4

2) 0

3) 4

1)

2) 2

1) 2

2) 0

3) 10

2)8

студентов

не огр.

студентов

20- 30

студентов

15

студентов

20−30

студентов

студентов

15

студентов

студентов

20- 30

студентов

20−30

студентов

не огр.

ИТОГО:

часов

54 аудиторных + 8 консультаций

часов

часов

часов

часов

часов

часов

54

часов

зачётн. единиц

3

1.8. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля

Период по учебному графику

по учебному

графику

Промежуточная аттестация

Всего зачётов и экзаменов

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

Очная форма обучения

По текущему контролю

Устанавливаются деканатом

Экзамен

1) 2 реферата с докладом

2) контрольная работа (поведенческий анализ)

3) тест

2 недели на каждый

2 недели

1 час

Заочная форма обучения

По текущему контролю

Устанавливаются деканатом

Экзамен

1) реферат с докладом

2) контрольная работа (поведенческий анализ)

3) тест

1 неделя

1 неделя

1 час

1.9. Структура и содержание учебной дисциплины

Учебная дисциплина «Консультирование личностей с девиантным поведением» состоит из трех содержательно-организационных модулей: 1) теоретические основы изучения девиантного поведения (понятия и концепции); 2) психологический анализ отдельных видов девиантного поведения; 3) психологические методы и технологии работы с девиантным поведением.

Распределение часов курса по темам и видам работы:

Аудиторные занятия

Сам. работа

Всего:

лекции

семинары и пр. зан.

Модуль 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения (понятия и концепции)

1. Определение понятий «поведение» и «девиантное поведение личности»

4

4

8

2. Классификация видов отклоняющегося поведения

2

4

6

3. Социальные и биологические предпосылки отклоняющегося поведения

4

4

8

4. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности (на примере ведущих психологических концепций)

4

4

8

16

Модуль 2. Психологический анализ отдельных видов девиантного поведения

5. Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения: мотивация, формы и особенности проявления, механизмы функционирования

5.1. Агрессивное поведение

5.2. Делинквентное поведение

5.3. Зависимое поведение

5.4. Суицидальное поведение

2

2

2

2

2

2

2

2

4

4

4

4

Модуль 3. Психологические методы и технологии работы с девиантным поведением

6. Методы изучения отклоняющегося поведения

4

8

12

7. Психопрофилактика отклоняющегося поведения

4

4

4

16

8. Социально-психологические стратегии воздействия на девиантное поведение

4

4

9. Поведенческое консультирование и поведенческая коррекция отклоняющегося поведения личности

4

8

10

22

Общая трудоемкость дисциплины:

32

22

54

108

1.9.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий

Модуль 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения (понятия и концепции)

Тема 1. Определение понятий «поведение», «девиантность», «девиантное поведение личности».

Поведение как психологическая категория. Свойства и характеристики поведения личности. Отличительные особенности основных форм поведения: патологическое, маргинальное, нормативное (нормальное), креативно-позитивное, девиантно-деструктивное. Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение». Определение понятия «отклоняющееся/девиантное поведение». Специфические признаки девиантного поведения. Девиантность как свойство личности и латентная форма девиантного поведения.

Психологический практикум: групповой анализ отдельных видов поведения (нормативное, патологическое, маргинальное, креативно-отклоненное, девиантное).

Тема 2. Классификация видов отклоняющегося поведения.

Проблема классификации поведенческих отклонений. Единство и многообразие подходов: социологический, правовой, медицинский, психологический (критерии деления и классификации).

Медицинская классификация поведенческих расстройств. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения. Сравнительный анализ родственных понятий: отклонение, девиация, дезадаптация, делинкветность, десоциализация.

Психологический практикум: работа с МКБ — 10 (медицинской классификацией болезней 10-го пересмотра).

Тема 3. Социальные и биологические предпосылки отклоняющегося поведения.

Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения. Биологические основы отклоняющегося поведения. Гендерная обусловленность. Воздействие средовых условий. Социальные факторы отклоняющегося поведения. Индивидуально-личностные детерминанты отклоняющегося поведения. Семейные взаимоотношения и влияние личностей родителей. Влияние стиля воспитания на поведенческие девиации. Взаимодействие со сверстниками и отклоняющееся поведение. Общественные предпосылки отклоняющегося поведения.

Тема 4. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности (на примере ведущих психологических концепций).

Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению личности. Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения. Отклоняющееся поведение как результат научения. Когнитивная модель девиантного поведения. Отклоняющееся поведение как результат стрессонеустойчивости и малопродуктивных копинг-стратегий (копинг-теория).

Семинарское занятие № 1. Психологические теории девиантного поведения (анализ ведущих психологических концепций).

Задание: Выбрать одно из психологических направлений (гуманистическая психология, поведенческий подход, когнитивные теории, психоанализ или другие).

Записать название направления. Назвать трех его представителей. Для каждого исследователя сформулировать: 1) ведущие идеи его концепции, 2) причины отклоняющегося поведения личности с позиций его теории. (Выполнить в форме таблицы).

Сделать вывод о ведущих психологических причинах отклоняющегося поведения личности. Назвать используемую литературу.

Литература к модулю 1:

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1993.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М., 1999.
  3. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988.
  4. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. — СПб, 2004.
  5. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).

    — 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003−2009.

  6. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (Деструктивное поведение в современном мире).

    — Новосибирск, 1990.

  7. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. — М., 2001.
  8. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
  9. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М. 1993.
  10. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. — М., 1989.
  11. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.

Модуль 2. Психологический анализ отдельных видов девиантного поведения.

Тема 5. Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения: мотивация, формы и особенности проявления, механизмы функционирования

Определение, виды и признаки агрессивного поведения. Условия формирования агрессивного поведения личности. Агрессия и делинквентное поведение.

Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности: определение, формы и признаки. Условия формирования делтинквентного поведения. Противоправная мотивация. Психологический портрет антисоциальной (социопатической личности).

Зависимое поведение как социальная проблема (аспекты проблемы).

Опреджеление. виды и общая характеристика зависимого поведения. Концептуальные модели зависимого поведения. Факторы зависимого поведения. Химическая зависимость. Со-зависимость: определение, проявления, способы профилактики и преодоления.

Суицидальное поведение: понятие, виды и структура суицидального поведения. Понятие суицидального риска. Возрастные особенности суицидального поведения. Концепции формирования суицидальной динамики. Мотивация суицидального поведения.

Литература к модулю 2:

  1. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. — СПб., 2005.
  2. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).

    — 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003−2009.

  3. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведении е личности и группы. — СПб., 2009.
  4. Криминальная мотивация. / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1986.
  5. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. — М., 1998.
  6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. — М., 2001.
  7. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. — М., 2000.
  8. Психология деструктивных культов: профилактика и терапия культовых травм. //Специальный выпуск Журнала практического психолога. — М., 2000, № 1−2.
  9. Старшенбаум Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. — М., 2006.
  10. Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. — М.,
  11. Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. — М., 2001.

Модуль 3. Психологические методы и технологии работы с девиантным поведением

Тема 6. Методы изучения отклоняющегося поведения.

Экспериментальные и не-экспериментальные подходы. Методы диагностики групп риска. Выявление девиантной направленности личности. Определение эмоционального профиля личности. Диагностика агрессивности. Оценка стрессоустойчивости и риска отклоняющегося поведения. Оценка степени сформированности химической зависимости. Диагностика депрессии. Оценка суицидального риска.

Поведенческое интервью (клиническое интервью) — как специфический метод анализа девиантного поведения.

Практическое занятие «Психологический анализ конкретного случая отклоняющегося поведения»:

Провести поведенческое интервью с человеком, имеющим выраженную форму девиантного поведения. Протестировать личность с девиантным поведением.

Подготовить выступление по результатам исследования личности по плану: история жизни, поведенческий анализ, результаты тестирования, внешние условия и психологические причины девиантное поведения, программа психологической помощи.

Тема 7. Психопрофилактика отклоняющегося поведения.

Основные подходы к психопрофилактической работе. Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы: информирование; социальное воздействие через организацию средовых факторов или альтернативную деятельность; методы активного социального обучения эффективным способам саморегуляции и общения; психологическое консультирование, ориентированное на решение проблем и коррекцию межличностных отношений; психотерапия пограничных состояний и нервно-психических расстройств. Образовательные программы как форма психопрофилактической работы. Психопрофилактическая работа в школе. Трудности и ошибки в проведении психопрофилактической работы.

Психологический практикум: работа в малых группах по созданию программы профилактики конкретной формы девиантного поведения в определенной социальной группе.

Тема 8. Социально-психологические стратегии воздействия на отклоняющееся поведение

Примерные стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения на примере зарубежного и отечественного опыта. Репрессивная модель. Стратегия минимизации риска. Реабилитационный и личностно-реконструктивный подход.

Тема 9. Поведенческое консультирование и поведенческая коррекция отклоняющегося поведения личности.

Сравнительный анализ эффективности различных форм психокоррекции и психотерапии при отклоняющемся поведении. Цели и принципы поведенческой коррекции и поведенческого консультирования. Специфика психологической работы с личностью с девиантным поведением. Типичные ошибки в работе консультанта.

Методы работы с девиантным поведением. Методы угашения (ослабления) отклоняющегося поведения. Методы формирования позитивного поведения.

Техники усиления мотивации изменения поведения. Техники повышения самоконтроля и воздержания от нежелательного поведения. Техники когнитивного переструктурирования. Методики коррекции эмоциональной сферы. Работа с самооценкой. Логотерапия.

Семинарское занятие № 2. Методы коррекции отклоняющегося поведения личности.

Задание: Выбрать одно из психологических направлений, записать его название. Перечислить основные методы интервенции отклоняющегося поведения, применяемые в рамках данного подхода. Описать конкретную методики коррекции поведения (разработанные в данной психологической школе) по плану:

  • Название методики и ее автор.
  • Показания (сферы применения).
  • Задачи.
  • Условия применения.
  • Ограничения.
  • Процедура (описание методики).
  • Эффективность в случае коррекции отклоняющегося поведения.

(Выполнить в форме таблицы).

Варианты направлений: психодинамическая традиция (в том числе классический психоанализ), гуманистическая психология, духовная психология, позитивная психология, поведенческая психология, теория социального научения, гештальт-теория, когнитивная психология, НЛП, копинг-теория, другие.

Литература к модулю 3:

  1. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).

    — 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003−2009.

  2. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. — М., 2001.
  3. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. — М., 2000.
  4. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000.
  5. Практика телефонного консультирования. Хрестоматия. /Под общей редакцией А.Н. Моховикова. — М., 2001.
  6. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. /Под ред. С.В. березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. — М., 2000.
  7. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского.- СПб., 1998.
  8. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
  9. Старшенбаум Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. — М., 2006.
  10. Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. — М.,

Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины

2.1. Методическое обеспечение учебной дисциплины

2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы

Методическое обеспечение дисциплины осуществляется за счет использования современных учебников и учебных пособий по девиантологии, социальной работе, социологии, социальной психологии, криминалистике, медицинской психологии. Базовым руководством для данной учебной дисциплины является учебное пособие автора «Девиантология (психология отклоняющегося поведения).

— 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003−2009».

Для проведения занятий по данной дисциплине используются следующие методы и инновационные технологии обучения: презентации материалов по некоторым темам; художественные и видеофильмы (например, «Реквием по мечте»); интерактивные методы обучения (групповые дискуссии, групповые супервизии, моделирование ситуаций, тренинговые упражнения и игры).

При изложении части тем предусмотрено использование мультимедийной аппаратуры и видеоматериалов, например, учебный фильм Ф. Зимбардо «Тюремный эксперимент».

Основу обеспечения учебного процесса составляют опубликованные отечественные и зарубежные учебные материалы по проблеме девиантного поведения, а также российские и зарубежные сайты.

2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов в рамках данной дисциплины является важным компонентом обучения, приобретения культурных, личностных и профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины.

Настоящей программой предусмотрены виды деятельности студента, которые направляются и корректируются преподавателем, а также виды учебной деятельности, которые осуществляются студентом самостоятельно в рамках плана изучения данной учебной дисциплины.

К группе видов и форм самостоятельной работы студентов с участием преподавателя относятся:

— подготовка конспектов первоисточников — трудов исследователей, внесших значительный вклад в развитие девиантологии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, А. Адлер, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Шнейдман и др.);

— подготовка и выступление с докладами на заданную тему;

— подготовка выступлений на семинарах, составление плана выступления и методические приемы фокусирования внимания на определенных аспектах излагаемого материала, темы, проблемы;

— подготовка выступления, презентации, научного проекта программы профилактики в составе рабочей группы студентов;

— организация и проведение публичной дискуссии;

— подготовка контрольной работы с анализом случая девиантного поведения;

— групповые супервизии — разбор случаев (феноменологии, причин и стратегий работы) с различными формами девиантного поведения.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя составляет 24 (14) часов.

Задания для самостоятельной работы:

Самостоятельная работа № 1 «Самоанализ отклоняющегося поведения»

  1. Выбрать для себя любую форму отклоняющегося поведения, имеющуюся в наличии или в потенциальной возможности.
  2. Провести по заданной (в учебном пособии) схеме анализ собственного поведения.
  3. Сделать выводы о причинах и факторах, поддерживающих девиантное поведение.
  4. Сформулировать гипотезу о предполагаемой психологической выгоде от девиантного поведения.

Литература:

  1. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. — СПб., 2005.
  2. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).

    — 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003−2009.

  3. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведении е личности и группы. — СПб., 2009.
  4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. — М., 2001.
  5. Старшенбаум Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. — М., 2006.
  6. Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. — М.,

Самостоятельна работа № 2 «Психологический практикум»

Сформулировать примерную стратегию диагностики и оказания психологической помощи в следующих случаях:

  1. Воспитатели детского сада жалуются на агрессивное поведение мальчика 5 лет — «дерется и кусает детей».
  2. Мальчик 11 лет дважды замечен в воровстве денег (крупных купюр) из кошелька родителей.
  3. Младший подросток 12 лет пропускает уроки в школе, игнорирует требования родителей, в случае их давления устраивает «истерику», общается со старшими подростками, курит, выпивает.
  4. Девочка подросток 13 лет в течение нескольких месяцев периодически не ночует и не бывает дома от 3- до 10 дней. В это время не посещает школу, живет в подвалах или у мало знакомых людей.
  5. Подросток 13 лет воспитывается в неполной семье, груб с матерью, издевается над бабушкой, бьет ее, требует или крадет у родителей деньги.
  6. Родители просят помочь отучить 15-летнего сына от курения (считают, что он курит около года).
  7. Девушка 17 лет занимается проституцией.
  8. Девушка 19 лет дважды совершала попытку самоубийства.
  9. Молодой человек 22 лет в течение года не работает, злоупотребляет спиртным.
  10. Мужчина 28 лет. С 22-х лет периодически принимает наркотические препараты (с его слов «все перепробовал»), последние 2 года принимает героин. Дезадаптирован (не работает, утрачены прежние социальные связи), имеются изменения личности.
  11. Администрация цеха по производству косметики обеспокоена резким увеличением бракованной продукции; и расценивает это как намеренное хулиганство с чьей-то стороны.
  12. Группа подростков «вымогает» деньги у младших школьников.
  13. Девушка 22 лет, первоначально с подругой, а затем одна грабила женщин, отнимая у них шапки и золотые украшения.
  14. Группа подростков-десятиклассников уличена в гомосексуальных контактах и промискуитете; употреблении наркотиков и спиртного.
  15. Супружеская пара обратилась по поводу склонности мужа к азартным играм (проигрывает крупные суммы денег в казино).
  16. Мужчина 35 лет систематически издевается над женой и детьми (оскорбляет, угрожает расправой).
  17. Женщина 42-х лет склонна к бурным аффективным вспышкам, проявлению гнева и агрессии.
  18. Женщина 22-х лет решила отказаться от ребенка.

Литература:

  1. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).

    — 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003−2009.

  2. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. — Минск, 1988.
  3. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (Деструктивное поведение в современном мире).

    — Новосибирск, 1990.

  4. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. — М., 2000.
  5. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000.
  6. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского.- СПб., 1998.
  7. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Самостоятельная работа студента без участия преподавателя:

— составление библиографии по темам курса;

— знакомство с сайтами специализированных учреждений и организаций, получение сведений, необходимых для углубленного изучения отдельных аспектов тем рабочей программы учебной дисциплины;

— чтение специальной научной литературы — монографий, журнальных статей, иных публикаций, в том числе размещенных на Интернет-сайтах;

— самостоятельный анализ содержания текста или его фрагмента, рекомендованного преподавателем;

— самостоятельное написание научного, публицистического текстов, текстов кратких презентаций научной проблемы или проблемной ситуации;

— подготовка проблемно-ориентированных записок, эссе, проектов, сценариев, стратегий исследовательской деятельности для обсуждения с преподавателем или в рабочей группе;

— чтение научной, публицистической и художественной литературы, имеющей отношение к изучаемой теме с целью последующего обсуждения с преподавателем, в рамках семинарских занятий или в рабочей группе.

Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя составляет 30 (20)часов.

2.1.3. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине

Основными документом регламентирующими порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов, обучающихся в СПбГИПСР, являются: Устав СПбГИПСР, Положение об аттестации учебной работы студентов института. Текущий контроль успеваемости проводится в течение семестра и может осуществляться в следующих формах: реферата, выступления на семинаре, контрольной работы; тестирования. Обязательным требованием для объективной оценки уровня знаний и участия студента в учебных мероприятиях, предусмотренных рабочей программой является посещаемость учебных занятий в объеме 75% от общего числа занятий.

Сроки промежуточной аттестации определяются графиком учебного процесса компетентностно-ориетированного учебного плана и утверждаются приказом Ректора или уполномоченного им лица. По дисциплине «Консультирование личности с девинтным поведением» предусмотрен экзамен в 1 семестре.

Вопросы к экзамену

по дисциплине «Консультирование личностей с девиантным поведением»

  1. Поведение как психологическая категория и как свойство индивида.
  2. Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение личности».
  3. Понятие «отклоняющееся поведение личности».
  4. Понятие социальной нормы и ее психологическое содержание.
  5. Проблема классификации поведенческих отклонений.
  6. Медицинская классификация поведенческих расстройств (взрослые).
  7. Медицинская классификация поведенческих расстройств (детский и подростковый возраст).
  8. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения личности.
  9. Детерминация отклоняющегося поведения. Социальные факторы отклоняющегося поведения личности.
  10. Детерминация отклоняющегося поведения личности. Биологические предпосылки поведенческих девиаций.
  11. Семейные факторы отклоняющегося поведения личности.
  12. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности: классификация факторов.
  13. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности: Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению личности.
  14. Бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности: психодинамические аспекты отклоняющегося поведения.
  15. Психологические защиты как бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности.
  16. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Индивидуальная психология Адлера.
  17. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Отклоняющееся поведение как результат научения (бихевиоральный подход).
  18. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Отклоняющееся поведение как результат социального научения.
  19. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Когнитивные теории.
  20. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Копинг-теория.
  21. Сравнительный анализ родственных понятий: отклонение, девиация, дезадаптация, десоциализация; делинкветность, асоциальность, антисоциальность.
  22. Психологическая характеристика агрессивного поведения личности.
  23. Факторы делинквентного поведения.
  24. Психологическая характеристика делинквентного поведения личности.
  25. Социопатическая личность.
  26. Зависимое поведение как многоаспектная социальная проблема.
  27. Общая характеристика зависимого поведения личности.
  28. Факторы зависимого поведения личности.
  29. Феномен со-зависимости.
  30. Химическая зависимость: общая характеристика; этапы формирования аддикции; направления оказания помощи.
  31. Психологическая характеристика суицидального поведения личности.
  32. Концепции формирования суицидального поведения личности.
  33. Суицидальная мотивация.
  34. Методы изучения отклоняющегося поведения.
  35. Клиническое интервью. Схема анализа отклоняющегося поведения личности.
  36. Современные модели психопрофилактической работы.
  37. Специфика работы с девиантным поведением. Цели и принципы поведенческого консультирования.
  38. Стратегии социально-психологического вмешательства при делинквентном поведении.
  39. Стратегии социально-психологического вмешательства при зависимом поведении.
  40. Кризисная помощь при суицидальном поведении.
  41. Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности. Сравнительный анализ эффективности различных форм и методов.
  42. Цели, формы и методы работы с семьей, члены которой имеют сформированное зависимое поведение.
  43. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности: цели, принципы, формы и методы.
  44. Методы стимулирования позитивной мотивации.
  45. Методы коррекции эмоциональных состояний.
  46. Методы саморегуляции.
  47. Когнитивное переструктурирование.
  48. Методы угашения (ослабления) отклоняющегося поведения.
  49. Методы формирования позитивного поведения.
  50. Этические принципы социально-психологической работы с отклоняющимся поведением личности.

Экзамен может проводиться в устной или в форме письменного теста.

Примерные задания Тест для экзамена по дисциплине «Консультирование девиантных личностей»

  1. Выбрать и подчеркнуть 5 специфических признаков девиантного поведения:

агрессивность, неадекватность, деструктивность, индивидуальная избирательность, неадекватность, негативная социальная оценка, ненормальность, повторяемость, социальная дезадаптация, снижение качества жизни.

  1. Каждому из перечисленных понятий (1−5), подобрать подходящее определение (а-б), записав справа от него букву верного определения:

1) викарное научение

2) классическое обусловливание

3) психологические защиты

4) копинг-поведение

5) оперантное обуславливание

1) это формирование поведения посредством собственной активности и последствий своего поведения

2) это формирование поведения через наблюдение

3) это поведение, направленное на совладание со стрессом

4) это формирование поведения посредством его соединения с подкрепляющими безусловными стимулами

5) это бессознательные механизмы саморегуляции и снижения тревоги

  1. Продолжить схему анализа отклоняющегося поведения:
  1. форма девиации
  2. частота появления ОП
  3. степень выраженности ОП
  4. причиняемый ущерб
  5. ситуации, в которой впервые имело место ОП

6) …

  1. Дать определение:

агрессивное поведение — это…

  1. Подчеркнуть виды зависимого поведения:

алкоголизм, асоциальное поведение, вовлеченность в деструктивный религиозный культ, наркомания, пищевая зависимость, химическая зависимость, гэмблинг, пищевые аддикции, сексуальные перверсии, суицид.

Вопросы государственного экзамена:

Вопрос 1. Понятие девиантности и девиантного поведения личности.

Понятие социальной девиации. Социальные нормы и нормативное поведение. Отличительные особенности основных формотклоненного поведения: патологическое, маргинальное, креативно-продуктивное, девиантно-деструктивное. Критерии определения понятия «девиантное поведение». Определение понятия «отклоняющееся/девиантное поведение». Специфические признаки девиантного поведения. Проблема классификации поведенческих отклонений. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения. Индивидуальные и групповые девиации. Девиантность как социальная характеристика и как свойство личности.

Литература:

  1. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988.
  2. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).

    — 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003−2009.

  3. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (Деструктивное поведение в современном мире).

    — Новосибирск, 1990.

  4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. — М., 2001.
  5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.

Вопрос 2. Социальные факторы и психологические механизмы отклоняющегося поведения личности (на примере ведущих психологических концепций).

Социологические теории девиантности и девиантного поведения. Биологические предпосылки поведенческих девиаций. Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению личности. Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения. Отклоняющееся поведение как результат научения. Когнитивная модель девиантного поведения. Отклоняющееся поведение как результат стрессо-неустойчивости и малопродуктивных копинг-стратегий (копинг-теория).

Системный подход в описании семейных факторов девиантного поведения.

Литература:

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1993.
  2. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. — СПб, 2004.
  3. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведении е личности и группы. — СПб., 2009.
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
  5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.

Вопрос 3. Методы изучения девиантного поведения личности и группы

Экспериментальные и не-экспериментальные подходы. Методы диагностики групп риска. Выявление девиантной направленности личности. Определение эмоционального профиля личности. Диагностика агрессивности. Оценка стрессоустойчивости и риска отклоняющегося поведения. Оценка степени сформированности химической зависимости. Диагностика депрессии. Оценка суицидального риска. Поведенческое интервью (клиническое интервью) — как специфический метод анализа девиантного поведения.

Литература:

  1. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. — СПб., 2005.
  2. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведении е личности и группы. — СПб., 2009.
  3. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. — М., 2001.
  4. Практикум по девиантологии. /Под. ред. Клейберга Ю.А. — М., 2008.

Вопрос 4. Профилактика девиантного поведения личности: формы и содержание.

Основные подходы к психопрофилактической работе. Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы: информирование; социальное воздействие через организацию средовых факторов или альтернативную деятельность; методы активного социального обучения эффективным способам саморегуляции и общения; психологическое консультирование, ориентированное на решение проблем и коррекцию межличностных отношений; психотерапия пограничных состояний и нервно-психических расстройств. Образовательные программы как форма психопрофилактической работы.

Литература:

  1. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).

    — 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003−2009.

  2. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. /Под ред. С.В. березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. — М., 2000.

Вопрос 5. Методы социального контроля и психологического воздействия на девиантное поведение личности и группы.

Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения на примере зарубежного и отечественного опыта. Репрессивная модель. Стратегия минимизации риска. Реабилитационный и личностно-реконструктивный подход. Поведенческое консультирование и поведенческая коррекция отклоняющегося поведения личности. Цели и принципы психологической работы с личностью с девиантным поведением. Методы работы с девиантным поведением.

Литература:

  1. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. — СПб, 2004.
  2. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведении е личности и группы. — СПб., 2009.
  3. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. — М., 2001.
  4. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000.
  5. Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. — М.,

2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины (заполняется Учебным управлением)

2. 3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

Учебная аудитория, столы, стулья, доска, мел, фломастеры, флип-чарт, выход в Интернет, телевизор и видеотехника, аппаратура для видео-презентации.

2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

Аудитории и помещения, предназначенные для проведения занятий по данной дисциплинe должны отвечать санитарным нормам, предусмотренным Образовательным стандартом реализации программ высшего профессионального образования Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы.

2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования.

Для реализации программы необходим доступ преподавателей к офисной технике (компьютер, копировальный аппарат, принтер, сканер), а также достаточное количество расходных материалов к ней, выделенных для использования в учебном процессе.

Минимально необходимый для реализации курса перечень материально-технического обеспечения включает:

  • лекционные аудитории (с компьютерным и видеопроекционным оборудованием для презентаций с выходом в интернет, средствами звуковоспроизведения и экраном);
  • копировальную технику;
  • принтер и сканер;
  • телевизор и видеомагнитофон.

2.3.3. Требования к специализированному оборудованию.

Отсутствуют.

2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению.

Отсутствуют.

2.3.5. Требования к перечню расходных материалов:

мел, бумага.

  1. Информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. — СПб, 2004.
  2. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. — СПб., 2005.
  3. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).

    — 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003−2009.

  4. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведении е личности и группы. — СПб., 2009.
  5. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. — М., 2001.
  6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000.
  7. Практика телефонного консультирования. Хрестоматия. /Под общей редакцией А.Н. Моховикова. — М., 2001.
  8. Практикум по девиантологии. /Под. ред. Клейберга Ю.А. — М., 2008.
  9. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского.- СПб., 1998.
  10. Старшенбаум Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. — М., 2006.
  11. Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. — М.,

Дополнительная литература:

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1993.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М., 1999.
  3. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988.
  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.
  5. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. — СПб.: СПбГИПиСР, 2001.
  6. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. — Минск, 1988.
  7. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (Деструктивное поведение в современном мире).

    — Новосибирск, 1990.

  8. Криминальная мотивация. / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1986.
  9. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. — М., 1998.
  10. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. — М., 2000.
  11. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000.
  12. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. /Под ред. С.В. березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. — М., 2000.
  13. Психология деструктивных культов: профилактика и терапия культовых травм. //Специальный выпуск Журнала практического психолога. — М., 2000, № 1−2.
  14. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского.- СПб., 1998.
  15. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
  16. Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. — М., 2001.
  17. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
  18. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М. 1993.
  19. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. — М., 1989.
  20. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.

2.4.3. Перечень иных информационных источников

Интернет-ресурсы в режиме поиска по различным аспектам девиантности и девиантного поведения (определение и виды, теории, феноменология отдельных видов ДП, диагностика, коррекция, консультирование и психотерапия).

Глоссарий

Агрессия — тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.

Агрессивное поведение — поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Адаптация — процесс приспособления к требованиям окружающей среды.

Адекватность поведения — согласованность поведения с конкретной ситуацией, условиями.

Аддиктивное поведение — зависимое поведение.

Аддикция — зависимость.

Анозогнозия — отрицание болезни или ее тяжести.

Антисоциальное поведение — поведение, противоречащее социальным нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.

Асоциальное поведение — поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм.

Аттитюд — социальная установка — ориентация личности на групповые или социальные ценности, готовность действовать в соответствие с ними.

Аутистическое поведение — поведение, проявляющееся в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.

Аутодеструктивное поведение — поведение, связанное с причинением себе вреда, разрушение своего организма и личности.

Вуайеризм (визионизм) — сексуальная девиация, связанная со стремлением к подглядыванию за обнаженными людьми или интимными отношениями.

Гендер — пол.

Геронтофилия — сексуальная девиация, связанная с половым влечением к пожилым людям и старикам.

Гомосексуализм — выбор объекта того же пола для достижения субъектом сексуального возбуждения и удовлетворения.

Гэмблинг — игровая зависимость.

Девиантология — раздел науки, изучающей девиации.

Девиация — отклонение от нормы.

Деликт — действие, нарушающее правовые нормы.

Деликвентное поведение — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие общественному порядку.

Дезадаптация — состояние, сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Деструктивное поведение — поведение, причиняющее ущерб, приводящее к разрушению.

Детерминация поведения — совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих и поддерживающих определенное поведение.

Зависимое (аддиктивное) поведение — поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности, с целью изменения психического состояния.

Зависимость — стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации.

Защитное поведение — действия, посредством которых люди избегают боль и фрустрацию в социальных отношениях.

Зоофилия (содомия) — сексуальная девиация, связанная с половым влечением к животным.

Интервенция — воздействие с целью позитивных изменений, например, преодоления нежелательного поведения (коррекция поведения, реабилитация личности).

Классическое обусловливание (условный или респондентный рефлекс) — это научение условной реакции (реакции на индифферентный стимул), соединенной во времени и пространстве с безусловным стимулом (вызывающим врожденные реакции организма).

Клептомания — патологическое воровство.

Конформистское поведение — поведение, лишенное индивидуальности, ориентированно исключительно на внешние авторитеты.

Копинг — поведение — совладание со стрессом.

Копинг-ресурсы — совокупность внутренних и внешних ресурсов, способствующих успешному преодолению стресса конкретной личностью.

Копинг- стратегии — индивидуальные стратегии преодоления стресса.

Маргинальность — принадлежность к крайней границе нормы, а также к пограничной субкультуре.

Мотивированность поведения — внутренняя готовность действовать, регулируемая ведущими потребностями, ценностями и целями личности.

Нарциссическое поведение — поведение, управляемое чувством собственной грандиозности, обращением либидо на себя, а также повышенной потребностью в подтверждении своей значимости извне.

Некрофилия — сексуальная девиация, связанная с половым влечением к трупам.

Научение — процесс, приобретения и сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию.

Оперант — поведение, определенное своим последствием.

Оперантное обусловливание — выработка условной реакции (научение) благодаря последствиям поведения и самоподкреплению.

Оперантное поведение — поведение, которое оперирует в окружающей среде, производя последствия.

Отклоняющееся (девиантное) поведение — устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Пенитенциарная система — система содержания правонарушителей, места отбывания ими наказания.

Перверсия — сексуальная девиация, отклоняющееся сексуальное поведение.

Пиромания — патологическое влечение к поджогам.

Превенция — воздействие с целью предупреждения — профилактика.

Промискуитет — беспорядочные половые связи, представляющие угрозу для здоровья субъекта и его межличностных отношений.

Продуктивность поведения — степень реализации в поведении сознательных целей личности.

Педофилия — сексуальная девиация, связанная с сексуальным влечением к детям.

Перверсия — фиксированное стойкое сексуальное поведение, связанное с отклонениями в выборе сексуального объекта или способа сексуального удовлетворения.

Поведение — процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков. В структуру человеческого поведения входят: мотивация и целеполагание, эмоциональные процессы, саморегуляция, когнитивная переработка информации, речь, вегето-соматические проявления, движения и действия. Основные формы поведения: вербальное и невербальное, осознаваемое и неосознаваемое, произвольное и непроизвольное.

Психологическая защита — бессознательные механизмы уменьшения или устранения любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости индивида.

Релаксация — расслабление.

Ретризм — уход от выполнения социальных норм, от социального взаимодействия.

Садо-мазохизм — сексуальная аддикция, связанная с достижением сексуального удовлетворения путем страдания или причинения страдания партнеру.

Социальные отклонения — нарушения социальных норм, которые характеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью", например, преступность или пьянство.

Социопатическая личность — антисоциальная личность, испытывающая дефицит доверия и враждебность к окружающим людям, не способная устанавливать длительные близкие отношения, активно использующая силу и манипуляции для достижения своих целей.

Суицид — умышленное лишение себя жизни.

Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

Трансвестизм — перверсия, сексуальная девиация, приписываемая мужчинам, связанная с воображаемым или действительным переодеванием в женскую одежду с целью достижения психологического комфорта или возбуждения.

Транссексуализм — расстройство половой принадлежности, проявляющееся в стремлении к хирургическому изменению своего пола (вследствие идентификации с противоположным полом).

Толерантность — терпимость, переносимость чего-либо, устойчивость к воздействию.

Фанатическое поведение — поведение, выступающее в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам.

Фетишизм — сексуальная девиация, при которой личность в целях сексуального возбуждения и удовлетворения использует фетиш (неодушевленный предмет или части тела).

Фрустрация — психическое состояние, связанное с препятствием на пути достижения цели или невозможностью удовлетворить потребности.

Эвтаназия — самоубийство с помощью врача в случае, когда страдания больного невыносимы, его болезнь неизлечима, он находится в здравом уме и неоднократно просил об эвтаназии.

Эксгибиционизм — сексуальная девиация, при которой обнажение используется для сексуального удовлетворения.

Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Разработчик (и) рабочей программы учебной дисциплины

Фамилия, имя, отчество

Учёная степень

Учёное звание

Должность

Контактная информация

(служебный адрес электронной почты,

служебный телефон)

Змановская Елена

Валерьевна

доктор

пс. наук

доцент

профессор и зав. кафедры прикладной конфликтологии и девиантологии

89 219 494 108

ezmanovskay@mail.ru

Результаты экспертизы рабочей программы

Документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины

Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа

Утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

Регистрационный номер программы

30

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector