Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России
Кафедра поликлинической терапии, семейной медицины и здорового образа жизни с курсом ПО
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Здоровый образ жизни»
для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 9
Тема: «Методы отказа от курения. Выявление степени никотиновой зависимости (тест Фагестрема), мотивации к отказу от курения»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № __ от «____» ___________ 2012г.
Заведующий кафедрой
доктор медицинских наук, профессор _________________ Петрова М.М.
Составитель:
кандидат медицинских наук, ассистент _________________ Костина В.В.
Красноярск
2012
- Тема: «Методы отказа от курения. Выявление степени никотиновой зависимости (тест Фагестрема), мотивации к отказу от курения, мотивации к курению (тест Хорна)».
2. Значение изучения темы. Табакокурение является одной из самых распространенных и значительных бытовых вредностей, а табачная интоксикация является одним из этиологических факторов большого числа расстройств и заболеваний: ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, респираторные заболевания, сахарный диабет, перидуктальный мастит у женщин, периодонтит, снижение физической активности, нарушение менструального цикла, рак легкого, рак полости рта, рак гортани, рак носоглотки, рак пищевода, рак мочевого пузыря, рак поджелудочной железы.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся –
Понятие тест, тестирование
... всех учащихся в равные условия, используя единые критерии оценки. Понятие тест, тестирование Слово "тест" произошло из старофранцузкого языка и имеет синоним "чашка". Этим ... test» -испытание, исследование. Согласно современных словарных определений для психолого-педагогической области тест - это 1)объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической ...
должен знать:
— основы гуманитарных, социально-экономических, медико-биологических и медико-профилактических дисциплин, а так же знать:
— основные составляющие здорового образа жизни;
- основные вредные привычки, методы профилактики и борьбы с ними;
— принципы профилактики наиболее социально-значимых заболеваний;
— структуру, оснащение и работу Центра здоровья.
должен уметь:
- проводить скрининг населения на выявление факторов риска основных неинфекционных заболеваний;
- определением степеней никотиновой зависимости и мотивации к отказу от курения.
должен владеть:
- проведением оценки состояния здоровья (определение артериального давления и пульса, веса, роста и индекса массы тела, определения толерантности к физической нагрузке).
должен овладеть:
Общекультурными компетенциями:
— способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1).
Профессиональными компетенциями:
— способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин (ПК-10);
— способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12).
4. План изучения темы:
4.1. Контроль исходного уровня знаний
4.2. Самостоятельная работа по теме
а) проведение тестированиия пациентов для определения степени никотиновой зависимости, степени мотивации к отказу от курения, типа курительного поведения;
б) интерпретация результатов, полученных при тестировании;
в) выявление типичных ошибок.
4.3. Итоговый контроль знаний:
— решение тестовых заданий по теме;
— подведение итогов.
5. Основные понятия и положения темы.
Стадии никотиновой зависимости
1 стадия – начальная, становление никотиновой зависимости. Влечение сопровождается снижением контроля числа выкуриваемых сигарет. Физическая зависимость отсутствует, толерантность к никотину растет. Появляется ощущение, что курение улучшает самочувствие и повышает работоспособность. Продолжительность от месяцев до 5 лет.
Методы борьбы с курением
... опроса школьников и студентов по вопросу о причинах курения выявилась следующая картина. Возрастные группы Процентное соотношение зависимости от причин курения Подражание другим школьникам, студентам Чувство новизны, интереса ... буду и дальше, несмотря на то, что ставлю под серьезнейший удар свое здоровье и полноценную жизнь. Программа для тех, кто решил просить курить сразу. Бросить ...
2 стадия – переход сформировавшейся психологической зависисмости в психосоматическую форму. Навязчивое желание курить, периодически курение вызывает чувство комфорта. Толерантность высокая: до 40 сигарет в день. Продолжительность имеет очень широкие колебания – от месяца до 20 лет.
3 стадия – стойкая зависимость с соматическими нарушениями. Комфорт от курения отсутствует, психическое влечение снижается или отсутствует. Толерантность к никотину снижается. Появление «утренней жажды», сопровождается кашлем, нарушением утреннего сна.
Действия врача по поддержке отказа от курения
Очень важно, чтобы каждый медицинский работник осознанно понимал необходимость принимать все зависящие от него меры по искоренению привычки к курению.
Медицинские работники, врачи, медицинские сестры в своей повседневной деятельности должны обязательно учитывать, что здоровье и болезнь нередко зависит от образа жизни человека, поэтому основа и лечения, и профилактики – это оздоровление привычек, рацианализация питания, формирование отношения к проблеме сохранения и укрепления здоровья как согласованным и однонаправленным действиям со стороны медицинского работника и пациента.
Действия медицинского работника при выборе мероприятий по профилактике и лечению табакокурения могут быть условно изложены в виде алгоритма:
Спрашивать об отношении к курению в семье, на работе, о мотивах курения или некурения и о желании бросить курить или остаться в числе некурящих;
Выделять целевые группы и проводить среди них целевые беседы, с выбором индивидуальных акцентов и приоритетов (дети, женщины, беременные, пожилые и т.д.);
Обсуждать с курильщиком проблемы нездоровья и его связи с курением, в том числе нездоровье близких и окружающих, в присутствии которых он курит, преимущества некурения перед курением, негативное отношение к курению, помогать принять правильное решение, в этом может помочь личный опыт и правильное отношение медицинского работника к курению.
Информировать пациента о влиянии курения на здоровье, о способах лечения и отказа от курения.
Поддерживать(поощрять) позитивное отношение к отказу от курения.
Оценивать при желании курильщика бросить курить индивидуальные особенности его курительного поведения: тип зависимости, стадию, формы зависимости и степень готовности к отказу от курения.
Определять индивидуальный метод лечения, способы поддержки.
Регистрировать получаемую информацию в медицинской документации.
Повторять беседы, обсуждения, советы, поддержку при каждой встрече. Проводить эти беседы рекомендуется в ненавязчивой и директивной форме, выбирая наиболее приемлимую форму.
Обновлять данные в медицинской документации о привычках при каждом посещении.
Лечение никотиновой зависимости
Алгоритм лечения табачной зависимости
Рабочая программа дисциплины 32
... технологий. В области культурно-просветительской деятельности - организация культурного пространства; - разработка культурно-просветительских программ для различных социальных групп. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата Дисциплина «Основы ...
1. Беседа врача для установления, курит ли пациент и желает ли он бросить курить.
2. Оценка степени желания бросить курить и беседы для усиления мотивации с пациентами, которые не приняли еще такого решения
3. Составление лечебной программы:
а) для пациентов желающих бросить курить предлагается длительная лечебная программа с целью полного отказа о курения;
б) для пациентов не желающих бросить курить, но не исключающих такую возможность, предлагается короткая лечебная программа с целью усиления мотивации и снижения интенсивности курения;
в) для пациентов, не желающих бросить курить и отвергающих такую возможность, предлагается программа снижения интенсивности курения.
Длительная лечебная программа для пациентов, желающих бросить курить
Длительная лечебная программа предназначена для пациентов с твердым желанием бросить курить (степень мотивации более 6 баллов).
Программа длится от 6 месяцев до 1 года и состоит из периодических бесед врача с пациентом, более частых в первые 2 месяца отказа от курения и приема пациентом никотинсодержащих препаратов (НСП).
Длительность приема препаратов является индивидуальной и зависит от степени никотиновой зависимости пациента. С первых дней отказа от курения пациент должен изменить свое поведение так, чтобы отказаться от вредной привычки.
Таким образом, длительная лечебная программа состоит из трех компонентов: беседы врача, стратегия поведения пациента, никотинзаместительная терапия (НЗТ). Четвертый обязательный компонент – выявление и лечение хронического бронхита, профилактика его возможного обострения в первые две недели отказа от курения.
Беседы врача
Беседы врача, объясняющие необходимость для пациента бросить курить, подбадривающие и стимулирующие его к дальнейшим действиям, должны происходить при каждом визите. Продолжительность длительной лечебной программы от 6 месяцев до 1 года. Частота встреч врача и пациента и их действия при 6-ти месячной программе зависят от длительности никотинсодержащей терапии: если длительность никотинсодержащей терапии у пациента превысила 4-5 месяцев и больше, то лечебная программа продлевается до 1 года.
Стратегия поведения пациента
Для каждого пациента должна быть разработана стратегия его поведения. Одним из важных факторов лечения табачной зависимости будет желание и способность пациента изменить свое поведение с целью полного исключения табакокурения. Основой для составления плана поведения является оценка мотивации к курению. Основной принцип: построить свое поведение так, чтобы не сталкиваться с факторами, вызывающими желание курить, а также найти курению сигарет адекватную замену.
Никотинзамещающая терапия (НЗТ)
Цель никотинзамещающей терапии – исключение или максимальное снижение проявлений симптомов отмены. НЗТ обязательно назначается пациентам, у которых степень никотиновой зависимости по тесту Фагерстрема составляет 4 и более баллов.
Никотинзамещающая терапия состоит из двух компонентов:
1. Базовая терапия, которая назначается для постоянного приема. Ее цель поддерживать концентрацию никотина в крови у пациента на привычном для него уровне первые 1-2 недели, чтобы исключить появление симптомов отмены. Затем уровень базовой терапии постепенно снижается до полной ее отмены, результате чего уровень никотина в крови снижается.
2. Дополнительный прием никотинсодержащих препаратов (НСП) при наступлении или усилении симптомов отмены, а также при наступлении ситуации, привычно вызывающей у пациента желание курить.
Максимальная базовая терапия длится не менее 2-3 недель, а затем начинает снижаться и полностью отменяется при исчезновении постоянных симптомов отмены. Ведущим фактором при снижении дозы и отмене базовой терапии является самочувствие пациента.
Короткая лечебная программа для пациентов, не желающих бросить курить
Короткая лечебная программа предназначена для пациентов, не желающих бросить курить, но не отвергающих эту возможность в будущем (степень мотивации 4-6 баллов).
Кроме того, эту программу можно предложить пациентам, желающим снизить интенсивность курения. Длительность короткой программы от 1 до 3 месяцев. Лечение в течение 1 месяца позволяет снизить интенсивность курения в среднем в 1,5 раза; лечение в течение 3 месяцев – в 2-3 раза. Некоторые пациенты снижают интенсивность курения до нескольких сигарет в неделю.
Кроткая лечебная программа строится по тем же принципам, что и длительная:
— беседы врача;
— изменение стратегии поведения пациента;
— никотинзамещающая терапия;
— выявление и лечение хронического бронхита
Программа снижения интенсивности курения
Программа снижения интенсивности курения предназначена для пациентов, которые не желают бросить курить, но готовы снизить интенсивность курения. Суть программы заключается в том, что пациент продолжает получать никотин на привычном для него уровне, комбинируя курение сигарет с приемом НСП, но при этом снижает количество сигарет, выкуриваемых в день. При данной программе прием НСП должен продолжаться постоянно наравне с курением. В течение месяца интенсивность курения удается в среднем снизить в 1,52 раза, т.е. пациент сокращает прием вредных веществ, содержащихся в сигаретном дыму, что, несомненно, является положительным результатом лечения. Однако в отличие от короткой лечебной программы поступление никотина в кровь снижается лишь незначительно, в вязи с тем, что пациент получает никотин и из сигаретного дыма, и с помощью НСП. Большим положительным результатом данной программы является то, что пациент постепенно привыкает жить без сигарет и усиливается его мотивация к отказу от курения. Данная программа отличается от короткой лечебной программы для снижения интенсивности курения тем, что она не приводит к снижению уровня содержания никотина в крови, который остается у пациента на привычном уровне.
Оценка степени мотивации к отказу от курения
До выбора лечебной программы по лечению никотиновой зависимости необходимо оценить степень мотивации к отказу от курения. Оценка степени мотивации к отказу от курения может быть проведена с помощью двух простых вопросов (Таблица 1).
Таблица 1.
Оценка мотивации к отказу от курения
Вопрос |
Ответы — Баллы |
1. Бросили бы вы курить, если бы это было легко? |
Определенно нет – 0 Вероятнее всего нет – 1 Возможно да – 2 Вероятнее всего да – 3 Определенно да – 4 |
4. Как сильно вы хотите бросить курить? |
Не хочу вообще – 0 Слабое желание – 1 В средней степени – 2 Сильное желание – 3 Однозначно хочу бросить курить – 4 |
0-3 – Отсутствие мотивации к отказу от курения 4-6 – Слабая мотивация к отказу от курения 7-8 – Высокая мотивация к отказу от курения |
Инструкция к заполнению теста для оценки степени мотивации к отказу от курения
Тест содержит два вопроса. Пациенту необходимо предложить выбрать один из пяти предложенных ответов на данные вопросы. Полученные в результате ответов баллы суммируются.
Интерпретация полученных результатов:
Сумма баллов больше 6 – пациент имеет высокую мотивацию к отказу от курения и ему можно предложить лечебную программу с целью полного отказа от курения.
Сумма баллов 4 – 6 – слабая мотивация. Пациенту можно предложить короткую лечебную программу с целью снижения курения и усиления мотивации.
Сумма баллов ниже 3 означает отсутствие мотивации, и пациенту можно предложить программу снижения интенсивности курения.
● если у курильщика низкая степень мотивации, то необходимо начинать лечение с формирования мотивации. В данной ситуации полный отказ от курения невозможен.
● если у курильщика степень готовности высокая, то можно сразу приступать к началу лечения
Оценка степени никотиновой зависимости
Оценка степени табачной зависимости необходима для составления индивидуального плана помощи. О степени табачной зависимости можно судить по продолжительности непрерывного курения и количеству выкуриваемых за сутки сигарет. Так курение более 15 сигарет в день на протяжении более 6 лет, как правило, вызывает выраженную степень табачной зависимости. Более специфическим подтверждением наличия выраженной степени табачной зависимости являются соответствующие ответы на вопросы анкеты, указывающие на курение натощак, ночное курение, курение во время болезни, трудность воздержание от курения в местах, где это запрещено. Для оценки степени никотиновой зависимости рекомендуется проводить опрос по тесту Фагестрема (таблица 2).
Таблица 2.
Тест фагерстрема
Вопрос |
Ответ |
Очки |
1. Как скоро, после того как Вы проснулись, Вы выкуриваете первую сигарету? |
В течение первых 5 минут В течение 6-30 минут В течение 21-60 минут После 60 минут |
3 2 1 0 |
2. Сложно ли для Вас воздержаться от курения в местах, где курение запрещено? |
Да Нет |
1 0 |
3. От какой сигареты Вы не можете легко отказаться? |
Первая сигарета утром Все остальные |
1 0 |
4. Сколько сигарет Вы выкуриваете в день? |
10 или меньше 11-20 21-30 31 и более |
0 1 2 3 |
5. Вы курите более часто в первые часы утром, после того как проснетесь, чем в течение остального дня? |
Да Нет |
1
0 |
6. Курите ли Вы, если сильно больны и вынуждены находиться в кровати целый день? |
Да Нет |
1
0 |
Инструкция к заполнению теста Фагестрема
Тест состоит из 6 вопросов на которые даны варианты ответов. После заполнения баллы полученные в результате выбора ответов суммируются.
Интерпретация полученных результатов:
Сумма баллов 0-2 – очень слабая зависимость.
Сумма баллов 3-4 – слабая зависимость.
5 баллов – средняя зависимость.
Сумма баллов 6-7 – высокая зависимость.
Сумма баллов 8-10 – очень высокая зависимость.
Оценка типа курительного поведения
Курение табака относится к поведенческим характеристикам человека, имеющим самую тесную связь с психосоматическими особенностями, что обуславливает сложность механизмов контроля и коррекции такого поведения.
Курительное поведение – комплексная характеристика индивидуальных особенностей поведения курящего, причины курения, характера курения и т.д., позволяющая выбрать наиболее приемлемый подход к лечению табакокурения в каждом конкретном случае.
На начальном этапе диагностического обследования рекомендуется определить тип курительного поведения, для чего может быть применена анкета, разработанная Д.Хорном. Анкета Д.Хорна (таблица 3) предназначена для самозаполнения.
Тип курительного поведения в большинстве случаев носит смешанный характер, но опрос по анкете Д.Хорна позволяет выделить:
— доминирующий тип курения;
— ситуации привычного курения;
— причины курения.
Таблица 3.
Анкета Хорна
Всегда |
Часто |
Время от времени |
Редко |
Никогда |
|
A. Я курю, чтобы оставаться бодрым. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Б. Держание сигареты в руке – одна из составных частей удовольствия, получаемого от курения. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
В. Курение сигарет является приятным и расслабляющим. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Г. Я закуриваю сигарету, когда злюсь на кого-нибудь. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Д. Когда у меня заканчиваются сигареты, это почти невыносимо до тех пор, пока я не смогу иметь их. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Е. Я курю автоматически, даже не осознавая этого. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Ж. Я курю для стимуляции, чтобы взбодриться. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
З. Часть удовольствия от курения сигарет составляют действия, выполняемые при закуривании. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
И. Я нахожу курение сигарет приятным. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
К. Когда я чувствую себя некомфортно или расстроен(а), я закуриваю сигарету. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Л. Когда я не курю сигарету, я очень четко осознаю этот факт. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
М. Я закуриваю сигарету неосознанно, когда одна еще лежит в пепельнице. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Н. Я закуриваю сигарету, чтобы почувствовать воодушевление, подъем. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
О. Когда я курю сигарету, часть удовольствия я получаю от вида выдыхаемого дыма. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
П. Больше всего мне хочется курить, когда я чувствую себя комфортно и расслабленно. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
P. Когда я подавлен(а) или хочу отвлечься от забот и тревог, я закуриваю сигарету. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
С. Я испытываю настоящий терзающий голод по сигарете, когда некоторое время не курю. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Т. Я обнаруживаю, что у меня в зубах сигарета и не помню, как я закурил(а). |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Инструкция к заполнению анкеты Д.Хорна
Анкета состоит из 18 вопросов. Ответ на каждый вопрос оценивается по пятибалльной шкале (1-никогда, 2-редко, 3-не очень часто, 4-часто, 5-всегда).
Интерпретация ответов проводится по сумме трех вопросов, соответствующего номера. Блоки вопросов характеризуют 6 типов курительного поведения:
Номер вопроса |
Тип курительного поведения |
Описание курительного поведения |
А+Ж+Н |
Стимуляция |
Курящий верит, что сигарета обладает стимулирующим действием: взбадривает, снимает усталость. Курят, когда работа не ладится. У курящих с данным типом отмечается высокая степень психологической зависимости от никотина. |
Б+З+О |
Игра с сигаретой |
Человек как бы «играет» в курение. Ему важны «курительные» аксессуары: зажигалки, пепельницы, сорт сигарет. В основном курят в ситуациях общения, «за компанию». Курят мало обычно 2-3 сигареты в день. |
В+И+П |
Расслабление |
Курят только в комфортных условиях. С помощью курения человек получает «дополнительное удовольствие» к отдыху. Бросают курить долго, много раз возвращаясь к курению. |
Г+К+Р |
Поддержка |
Этот тип курения связан с ситуациями волнения, эмоционального напряжения, дискомфорта. Курят, что бы сдержать гнев, преодолеть застенчивость, собраться с духом, разобраться в неприятной ситуации. Относятся к курению как к средству, снижающему эмоциональное напряжение. |
Д+Л+С |
Жажда |
Данный тип курения обусловлен физической привязанностью к табаку. Человек закуривает, когда снижается концентрация никотина в крови. Курит в любой ситуации, вопреки запретам. |
Е+М+Т |
Рефлекс |
Курящие данного типа не только не осознают причин своего курения, но часто не замечают сам факт курения. Курят автоматически, человек может не знать сколько сигарет выкуривает в день, курит много: 35 и более сигарет в сутки. Курят чаще за работой, чем в часы отдыха; чем интенсивнее работа, тем чаще в руках сигарета. |
Интерпретация полученных результатов:
Если сумма баллов 11 и более, то доминирующим окажется тип курения, характеризуемый этой триадой вопросов. Это указывает, что пациент курит именно по этой причине.
Если сумма баллов окажется от 7 до 11, то соответствующий тип курения является пограничным.
Если сумма меньше 7 баллов, это говорит о том, что данный тип курения для пациента не характерен.
Анализ ответов на приведенные вопросы даст возможность врачу и пациенту выделить факторы, стимулирующие пациента к курению, что позволит разобраться в причинах курения и спланировать, как нужно изменить поведение пациента на период отказа от курения. Пациента необходимо подготовить к тому, что отказ от курения приводит к некоторому изменению стиля поведения, и основным для периода отказа от курения должен стать лозунг: «Учитесь жить по-новому».
Оценка курения, как фактора риска развития заболеваний
Оценка частоты курения, как фактора риска развития заболеваний, является ведущей в оценке статуса курения и играет важную роль в мотивации пациента к отказу о курения. Оценка проводится по индексу курящего человека (ИКЧ), который рассчитывается по следующей формуле:
ИКЧ = (число сигарет, выкуриваемых в день) х число месяцев в году, которые человек курил (12)
Показатель используется для оценки вероятности развития ХОБЛ.
ИК > 120 – курение приводит к хроническому обструктивному бронхиту
ИК > 160 – курение представляет риск в отношении ХОБЛ
ИК > 240 – курение неизбежно ведет к ХОБЛ
Т.е. ИК более 140 свидетельствует о том, что риск развития хронических обструктивных болезней легких крайне высокий.
Расчет ИК необходимо проводить каждому курящему пациенту, приходящему на прием к врачу или поступающему в больницу, и результат оценки фиксировать в истории болезни и сообщать пациенту.
Питание при лечении никотиновой зависимости
Отказ от курения, постепенная ликвидация симптомов хронической табачной интоксикации сопровождаются улучшением вкусовой чувствительности, аппетита, нормализацией секреции пищеварительных желез, что в целом приводит к увеличению приема пищи и, следовательно, прибавке массы тела.
Этого можно избежать, если следовать некоторым неслодным диетическим советам: избегать переедания, соблюдать основы рационального питания, пища должна содержать большое количество витаминов, минеральных солей, микроэлементов.
Рекомендуется: увеличение потребления источников витамина С (шиповник, черная смородина, зеленый лук, капуста, лимоны и др.), витамина В1 (хлеб грубого помола, крупы), витамина В12 (зеленый горошек, апельсины, дыни), витамины РР (фасоль, крупы, дрожжи, капуста, молочные продукты), витамина А (овощи, особенно морковь), витамина Е (растительное масло, зародыши пшеницы, зеленые овощи).
В качестве источников углеводов, предпочтительнее употребление меда, чем чистого сахара. Никотиновую зависимость, сопровождающуюся, как правило, «закислением» внутренней среды организма, уменьшает щелочное питье (минеральные воды, соки, овощные отвары).
Формирование или закрепление установки на отказ от курения.
При выполнении этого этапа следует предварительно проанализировать и при необходимости уточнить и обсудить ответы пациента на следующие вопросы анкеты: Ощущаете ли Вы вред для Вашего здоровья от курения? Хотели бы Вы изменить свою привычку к курению? Почему Вы хотите бросить курить? Пытались ли Вы бросить курить? С учетом ответов на эти вопросы определяется тактика и содержание краткой беседы с пациентом для формирования или закрепления установки на отказ от курения. В случае, если пациент отвечает, что он не хочет менять свою привычку курить или с омневается в целесообразности такого поступка, следует в короткой беседе акцентировать внимание на следующих основных позициях:
— истинный ущерб, который может приносить курение здоровью, при этом отметить возможную прямую связь имеющихся у пациента жалоб или заболеваний с курением; — крытый и замедленный эффект вредного действия курения на здоровье; — возможность постепенного восстановления здоровья после отказа от курения.
Далее следует предложить пациенту вместе взвесить все «за» и «против» курения и записать их в две колонки на листе бумаги. Пациент сначала сам называет все «за» — что дает ему курение, а потом вместе записываются все «против». При этом опять же, прежде всего, сам пациент должен сформулировать доводы против курения, а врач уже во вторую очередь помогает или подсказывает, имея в виду следующий перечень доводов за прекращение курения:
— оздоровление организма и улучшение общего самочувствия (избавление от одышки, кашля, болей в сердце, в желудке и других симптомов).
При этом следует акцентировать внимание на симптомах, имеющихся у данного пациента; — улучшение работоспособности; — многократное уменьшение риска развития заболеваний, связанных с курением (7 форм раковых заболеваний, сердечно-сосудистые заболевания и другие); — обезопасить от пассивного курения ближайших родственников и друзей, товарищей по работе; — обезопасить детей пациента от возможности «заразиться» вредной привычкой, пример родителей — главный; — избавление от кашля курильщика; — избавление от неприятного запаха изо рта, желтизны зубов и пальцев; — избавление от зависимости, от вредной привычки; — освобождение от денежных трат на табак (рекомендуется провести с пациентом расчет его расходов на курение за месяц, год); — повышение эффективности лечения имеющихся у пациента сопутствующих заболеваний.
При беседе с пациентом желательно говорить максимально просто и доверительно, избегая шаблонов и чтения морали. Следует так же помнить, что чем более персонифицированы советы и установки врача, то есть, чем в большей степени они учитывают индивидуальные особенности анамнеза (состояние здоровья, индивидуальные симптомы, семейный анамнез), характера пациента, его социальную роль, тем эффективнее мотивация пациента на выполнение рекомендаций. По завершению беседы вручить пациенту памятку «Основные данные и факты о последствиях табакокурения» и рекомендовать еще раз прийти на прием после ее почтения и обдумывания впечатлений от беседы. В случае если пациент отвечает, что хотел бы бросить курить или курить меньше, следует:
— поддержать его в этой установке, кратко перечислив те преимущества, которые дает отказ от курения, и подчеркнуть возможный положительный эффект в отношении имеющихся у пациента жалоб и заболеваний; — объяснить, что длительное курение вызывает табачную зависимость, поэтому отказ от курения не простое и легкое дело и требует определенной консультативной помощи и плана действий; — дать задание на подготовительный этап и назначить дату следующего визита через неделю.
На подготовительный этап пациенту дается после его первого собеседования с врачом одна неделя, в течение которой он должен выполнить следующие задания:
— обдумать перечень всех возможных причин и доводов за отказ от курения, составить их список, каждый день утром и вечером перечислить его и запомнить; — заполнить дневник курения на два обычных дня, где регистрируются все выкуриваемые сигареты (время, ситуация, степень желания курить); — определить самые «важные» для себя сигареты и те, которые не очень значимы, попробовать в последующие дни отказаться от малозначимых сигарет; — определить те ситуации, в которых желание закурить наиболее часто и сильно, продумать, как их можно избежать или исключить курение при них; — попробовать несколько раз при появлении желания курить не брать сигареты, пока не пройдет по крайней мере 3 минуты. в течение этого времени постараться занять себя чем-нибудь, позвонить по телефону, отвлечься на какое-нибудь другое занятие; — попробовать не докуривать сигарету (папиросу) до конца; — попробовать в один из дней сократить вдвое обычное число выкуриваемых сигарет, в этот день постарайтесь, как можно дольше оттягивать момент закуривания первой и последующих сигарет; — постараться один день совсем не курить, а следить за своим самочувствием в течение этого дня, отмечать, как при этом переносятся ситуации, в которых пациент обычно курит.
Пациенту рекомендуется все свои действия и впечатления за неделю подготовительного этапа записать по дням в дневнике. На основании анализа опыта подготовительного этапа разрабатывается тактика прекращения курения.
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия
Тесты:
- ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ ТЕСТА ФАГЕСТРЕМА МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ:
1) степень мотивации к отказу от курения;
2) тип курительного поведения;
3) признаки хронической болезни легких;
4) степень никотиновой зависимости;
5) правильно все.
- ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ ТЕСТА ХОРНА МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ:
1) степень мотивации к отказу от курения;
2) тип курительного поведения;
3) признаки хронической болезни легких;
4) степень никотиновой зависимости;
5) правильно все.
3. СТЕПЕНЬ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ИСПОЛЬЗУЯ:
- тест Хорна;
- тест Фагестрема ;
- подсчет индекса курильщика;
- подсчет индекса пачка-лет;
- правильно все.
4. КОМУ СЛЕДУЕТ РЕКОМЕНДОВАТЬ ДЛИТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ОТКАЗА ОТ КУРЕНИЯ:
1) сумма баллов при оценке степени мотивации к отказу от курени 6;
2) сумма баллов при оценке степени мотивации к отказу от курени 3;
3) сумма баллов при оценке степени мотивации к отказу от курени 4;
4) сумма баллов при оценке степени мотивации к отказу от курени 1;
5) данный тест не обязательно проводить для решения вопроса о выборе программы для отказа от курения.
5. ТИП КУРИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ИСПОЛЬЗУЯ:
1) тест Хорна;
2) тест Фагестрема;
3) подсчет индекса курильщика;
4) подсчет индекса пачка-лет;
5) правильно все.
6. ПРОГРАММА СНИЖЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ КУРЕНИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНА:
1) для пациентов, не желающих бросить курить, но не отвергающих эту возможность в будущем;
2) для пациентов которые не желают бросить курить, но готовы снизить интенсивность;
3) для пациентов с твердым желанием бросить курить;
4) правильно все;
5) нет правильного ответа.
7. КОРОТКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПРЕДНАЗНАЧЕНА:
1) для пациентов, не желающих бросить курить, но не отвергающих эту возможность в будущем;
2) для пациентов которые не желают бросить курить, но готовы снизить интенсивность;
3) для пациентов с твердым желанием бросить курить;
4) правильно все;
5) нет правильного ответа.
8. ДЛИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПРЕДНАЗНАЧЕНА:
1) для пациентов, не желающих бросить курить, но не отвергающих эту возможность в будущем;
2) для пациентов которые не желают бросить курить, но готовы снизить интенсивность;
3) для пациентов с твердым желанием бросить курить;
4) правильно все;
5) нет правильного ответа
9. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КОРОТКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЛЕЧЕНИЮ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ СОСТАВЛЯЕТ:
1) 1 год;
2) 2 года;
3) 6 месяцев;
4) от 3 до 6 месяцев:
5) 1 месяц.
10. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДЛИННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЛЕЧЕНИЮ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ СОСТАВЛЯЕТ:
1) 1 год;
2) 2 года;
3) 6 месяцев;
4) от 3 до 6 месяцев:
5) 1 месяц.
Ситуационные задачи.
Задача 1.
В Центр здоровья обратился мужчина 42 лет для профилактического осмотра. При опросе выявлено, что мужчина является курильщиком. Из анамнеза: курит в течение 21 года, выкуривает в день пачку сигарет. При обследовании: уровень метгемоглобина в выдыхаемом воздухе 1,2%, по спирометрии возраст легких 54 года, при заполнении теста Фагестрема – 6 баллов, степень никотиновой зависимости – 2 балла.
1. Консультацию какого специалиста целесообразно предложить пациенту?
2. Оцените степень никотиновой зависимости пациента.
3. Оцените степень мотивации к отказу от курения.
4. Рассчитайте ИКЧ.
5. Наиболее подходящая тактика в отношении данного пациента.
Задача 2.
В поликлинику по месту жительства обратилась женщина 54 лет, с жалобами на кашель с отделением мокроты по утрам, частые и длительные простудные заболевания. При беседе с пациенткой участковый терапевт выяснил, что она курит в течение 32 лет по 25-30 сигарет в день, при проведении объективного обследования были выявлены признаки хронического бронхита.
1. Какие советы должен дать участковый терапевт данной пациентке?
2. Какие тесты по «оценке курения» необходимо провести?
3. Рассчитайте ИКЧ.
4. Куда можно направить пациентку для лечения никотиновой зависимости?
5. Какие дополнительные методы обследования курящего человека следует порекомендовать курильщице?
Задача 3.
На прием в центр здоровья обратился мужчина, с желанием отказаться от курения. Из анамнеза: курит в течение 13 лет по 14 сигарет в день. Попытки отказаться от курения: не курил 3 месяца 3 года назад, закурил «за компанию». На вопрос: «зачем Вы курите» — отвечает по привычке. На работе коллеги курят, дома семья нет. Степень никотиновой зависимости 9 баллов, уровень мотивации к отказу от курения 8 баллов, тип курительного поведения, при заполнении анкеты Хорна – жажда.
1. Рассчитайте ИКЧ.
2. Оцените степень никотиновой зависимости.
3. Оцените степень мотивации к отказу от курения.
4. Рекомендацию какого специалиста можно порекомендовать данному пациенту?
5. Порекомендуйте данному пациенту программу по отказу от курения.
Задача 4.
На прием к участковому терапевту обратился мужчина 49 лет с жалобами на головные боли, чаще в затылочной области, мелькание мушек перед глазами. При объективном осмотре: рост 175 см, вес 74 кг, АД 154/96 мм рт.ст. Из анамнеза отец и мать страдают артериальной гипертонией. Он курит в течение 29 лет по 20 сигарет в день. После сдачи лабораторных анализов мужчине было предложено отказаться от курения. Степень никотиновой зависимости – 9 баллов, степень мотивации к отказу от курения – 3 балла.
1. Правильно ли поступил участковый терапевт, предложив мужчине отказаться от курения?
2. Оцените степень мотивации к отказу от курения.
3. Оцените степень никотиновой зависимости.
4. Влияет ли курение на прогноз артериальной гипертонии?
5. Какую программу по отказу от курения стоит порекомендовать мужчине?
Задача 5.
Женщина 32 лет обратилась в Центр здоровья с целью отказа от никотиновой зависимости. Планирует беременность. Курит в течение 17 лет по 30 сигарет в день. Попытки отказа от курения: не курила неделю месяц назад. Степень мотивации к отказу от курения – 6 баллов, никотиновая зависимость – 7 баллов, мотивация к курению – поддержка и стимуляция. Врач Центра здоровья составил индивидуальную длительную программу по отказу от курения, в которую была включена поведенческая терапия, препарат «Чампикс», даны рекомендации по питанию, лечебная физкультура, назначены дни явок на прием для контроля состояния здоровья.
1. Оцените степень мотивации к отказу от курения у данной пациентке.
2. Оцените степень никотиновой зависимости.
3. Согласны ли Вы с тем, что врач рекомендовал пациентке длительную лечебную программу?
4. Что значит «поведенческая терапия»?
5. Какие рекомендации по питанию необходимо дать пациенту отказывающемуся от курения?
7. Рекомендации по выполнению нирс, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой:
А) УИР:
1. Курение во время беременности.
2. Влияние курения на сердечно-сосудистую систему.
Б) НИРС:
1. Проанкетируйте курильщика. Оценив результаты порекомендуйте наиболее подходящий метод лечения никотиновой зависимости.
8. Рекомендованная литература по теме занятия:
№ п/п |
Наименование |
Издательство |
Год выпуска |
Обязательная |
|||
1. |
Баранов В.Л., Куренкова И. Г., Казанцев В.А., Харитонов М.А. Исследование функции внешнего дыхания. |
СПб.: Элби-СПб. — 302 с.
|
2002 |
2. |
Респираторная медицина: (руководство): в 2-х т. / под ред. А. Г. Чучалина. |
Москва.: ГЕОТАР-Медиа,- Т. 1. – 797 с.; Т. 2. – 815 с.
|
2007 |
Дополнительная |
|||
1. |
Брындин Е. Г., Брындина И. Е. Основы здорового человека и общества. |
Томск: ТЛУ – 277с |
2009 |
2. |
Лозова В. В. Профилактика зави-симостей. Опыт создания системы первичной профилактики. |
Москва-448с . |
2011 |
3. |
Руководство по медицинской профилактике (под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальдина) |
М: «ГЭОТАР-Медиа» |
2007 |
4. |
Волков С. Р. , Волкова М. М. Здоровый человек и его окружение. |
Москва. Медицина, 603с |
2005 |
5. |
Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты. Коллектив авторов НГМУ |
Новосибирск«Альфа — Виста» — 144с. |
2007 |
6. |
Медик В.Л. , Токмачев В. С. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения. |
Москва: Медицина — 528с. |
2006 |
7. |
Обросимова М. Ю. Альбицкий В.Ю. Здоровье молодежи. |
Казань: Медицина – 220с. |
2007 |
Методические пособия, рекомендации |
|||
1. |
Оказание медицинской помощи в отказе от курения (Авторы: Аристов А.И., Демко И.В., Кононова Л.И., Кутумова О.Ю., Костина В.В., Дыхно Ю.А.) |
Красноярск: ВЕРСО, 34с |
2011 |
Электронные ресурсы |
|||
1. |
Электронная библиотека |
||
2. |
БД Медицина |
||
3. |
Ресурсы интернета |