Методические рекомендации 30

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования

по учебной (интегрированной клинической)

практике студентов 2 курса

Методические рекомендации предназначены для студентов 2-го курса очной формы обучения факультета психологии и педагогики, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика начального образования». В них раскрыты задачи и содержание учебной практики, даны методические рекомендации по выполнению программы практики и оформлению отчетной документации

Нижний Новгород

2015

1. Пояснительная записка

Методические рекомендации по учебной практике составлены на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», утвержденного «22» марта 2010 г., номер 200;
  • Рабочей программы по учебной (интегрированной клинической) практике (2 курс) по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профилю подготовки «Психология и педагогика начального образования».

Цели учебной (интегрированной клинической) практики

Целями интегрированной клинической практики являются:

— закрепление знаний по педагогике и психологии;

— формирование метапрофессиональных компетенций, необходимых для профессиональной педагогической деятельности;

1 стр., 490 слов

Специфика учебно-ознакомительной практики

Раздел 3. Учебно-ознакомительная практика. Специфика учебно-ознакомительной практики Время прохождения учебно-ознакомительной практики определяется учебным планом института и ее длительность составляет три недели. Цель учебно-ознакомительной практики – познакомить студентов с основными направлениями деятельности психолога (дошкольное образовательное учреждение, начальная школа, средняя школа, ...

— погружение студента в реальную профессиональную среду в сотрудничестве с педагогом-наставником;

— ознакомление с различными видами деятельности учителя начальных классов;

— включение студентов в деятельность групп по реализации школьных проектов;

— создание условий для становления у студентов гибкого педагогического мышления, позиции учителя – исследователя, развития потребности в профессиональном саморазвитии, навыков организации различных видов деятельности учащихся начальных классов.

Задачи учебной (интегрированной клинической) практики

Задачами интегрированной клинической практики являются:

1. Мотивационные: развитие у студентов положительного отношения к педагогической профессии; профессиональной мотивации «на ребенка», интереса к общению с детьми младшего школьного возраста; стремления к педагогическому творчеству; исследованию педагогических явлений.

2. Теоретические: приобретение знаний о современной практике работы начальной школы; о деятельности учителя начальных классов; закрепление теоретических знаний по педагогике и психологии и их применение в практической деятельности; знакомство с методами педагогического и психологического исследования; знакомство с некоторыми педагогическими технологиями (проектная технология, портфолио, игровые технологии, технологии организации различных видов деятельности младших школьников др.).

3. Деятельностно–практические: первоначальное становление у студентов психолого-педагогических навыков и умений:

9 стр., 4446 слов

Интегрированные уроки в начальной школе

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Основное положение, на котором основывается общая ориентация учебной работы - направленность на развитие личности. Это означает, что центром педагогических проблематик является не школа как учебное заведение, не учебные программы и даже не учитель, а ученик. Система учебной и воспитательной работы направляется на то, чтобы выявить самобытный потенциал личности ...

  • аналитических: наблюдение и анализ особенностей обучающей и воспитательной деятельности учителя начальных классов и деятельности по управлению процессом развития младших школьников; аспектный дидактический и психологический анализ уроков; анализ собственной деятельности; изучение собственного поведения в ситуации общения с детьми;
  • исследовательских: овладение некоторыми методами педагогического и психологического исследования; оформление результатов исследования;
  • проектных: приобретение опыта совместной деятельности в проектных группах и первоначальных умений менеджера педагогического проекта (целеполагание, планирование, контроль, оценка, рефлексия деятельности)
  • коммуникативных и организаторских: освоение технологии организации различных видов деятельности младших школьников, приобретение навыков общения с педагогами и учащимися.

4. Личностные: формирование у будущих учителей личностных качеств, необходимых для педагогической деятельности, становление гуманистической педагогической направленности.

Место учебной (интегрированной клинической) практики в структуре основной образовательной программы бакалавриата

Интегрированная клиническая практика основывается на изучении общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки, составляющих теоретический фундамент практики: «Теории обучения и воспитания», «Психодидактика», «Психология развития», «Психология детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов».

Прохождение данной практики является основой для педагогической практики 4 курса и для изучения дисциплин «Образовательные программы для начальной школы», «Педагогические технологии», «Педагогическая психология».

Место, время и формы проведения учебной (интегрированной клинической) практики

Интегрированная клиническая практика является распределенной и проводится путем чередования теоретического обучения и практики (в режиме «школьного дня») Практика предусматривает теоретические занятия в вузе (вводные и обобщающие занятия, итоговая конференция в форме отчета по проекту) и посещение студентами один раз в неделю («школьный день») общеобразовательных школ, являющихся клиническими базами практик.

12 стр., 5808 слов

Практическая деятельность психолога в организации

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ, ПОРЯДКУ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАТУРЫ 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ Профиль подготовки «Практическая деятельность психолога в организации»     Кафедра «Психологии и философии»   Тверь 2016   СОДЕРЖАНИЕ стр. Лист согласования 1. Общие положения 2. Область, объекты и задачи профессиональной деятельности 3. Цель и ...

Практика проводится на 2 курсе в 4-м семестре на базе образовательных организаций общего среднего образования (общеобразовательных школ, гимназий, лицеев) в начальных классах. Базой практики является образовательная организация, подавшая заявку на участие в проекте «Клинические базы практик, с которой заключен договор о сотрудничестве по организации и проведению интегрированной клинической практики обучающихся.

Компетенции студентов, формируемые в результате прохождения учебной (интегрированной клинической) практики

В результате прохождения данной практики студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

ОК-3 — владеет моральными нормами и основами нравственного поведения;

ОПК-3 — готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;

ОПК- 4 — готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;

ОПК-5 — готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др.;

ОПК-6 — способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;

ПКНО-7 — готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками.

В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения:

  • аналитические: наблюдение и анализ особенностей обучающей и воспитательной деятельности учителя начальных классов и деятельности по управлению процессом развития младших школьников; аспектный дидактический и психологический анализ уроков; анализ собственной деятельности; изучение собственного поведения в ситуации общения с детьми;
  • исследовательские: овладение некоторыми методами педагогического и психологического исследования; оформление результатов исследования;
  • проектные: приобретение опыта совместной деятельности в проектных группах и первоначальных умений менеджера педагогического проекта (целеполагание, планирование, контроль, оценка, рефлексия деятельности)
  • коммуникативных и организаторских: освоение технологии организации различных видов деятельности младших школьников, приобретение навыков общения с педагогами и учащимися.

2. Этапы проведения учебной (интегрированной клинической) практики Подготовительный этап практики

  1. Осуществляется теоретическая подготовка студентов по педагогическим и психологическим дисциплинам.
  2. Решаются организационные вопросы: определяется место прохождения учебной практики, заключается договор с образовательными организациями о сотрудничестве по организации и проведению интегрированной клинической практики обучающихся, составляется информационная карта образовательной организации, являющейся клинической базой практики.
  3. Определяются педагоги-наставники. Проводится распределение студентов по классам для прохождения практики. Происходит знакомство учителей с содержанием практики.
  4. Определяются направления совместной проектной деятельности студентов и педагогов образовательных организаций.
  5. Проводятся вводные занятия и установочная конференция. Студенты знакомятся с целью, задачами, организацией и содержанием учебной практики, с требованиями к отчетной документации, к дневнику практики.

Рабочий этап практики

Учебная (интегрированная клиническая) практика проводится на постоянном рабочем месте (в одном из начальных классов учреждений общего среднего образования) индивидуально или в составе группы из двух-трех человек.

7 стр., 3047 слов

Ознакомительной практики (ознакомление с деятельностью учителя начальных классов)

... содержание ознакомительной практики (ознакомление с деятельностью учителя начальных классов) 6.1. Структура и трудоемкость учебной ознакомительной практики (ознакомление с деятельностью учителя начальных классов) Общая трудоемкость учебной ознакомительной практики (ознакомление с деятельностью учителя начальных классов) составляет ...

Студенты выполняют программу учебной практики, включающую организационный, рефлексивно-аналитический, исследовательский и деятельностно-практический и проектный блоки.

Организационный блок

Виды деятельности студента:

  1. знакомство со школой, педагогом-наставником (учителем начальных классов), , учащимися;
  2. ознакомление с образовательным учреждением, его структурой, условиями обучения младших школьников, основной образовательной программой (ООП) для начальной школы (учебный план школы, программа формирования универсальных учебных действий и другие составные части ООП);
  3. составление индивидуального плана практики (по дням), его реализация в течение практики; определение индивидуального проектного задания.
  4. ознакомление с документацией учителя начальных классов (классным журналом, учебными и рабочими программами по учебным предметам, , программой воспитательной работы, конспектами уроков и др.); составление перечня документации;
  5. оказание помощи учителю в подготовке к урокам (оформление доски, подбор наглядных пособий, подготовка технических средств обучения и др.);
  6. оказание помощи учителю в организации детей (в перемену, до и после уроков, при посещении столовой и т.п.);
  7. оказание помощи учителю в изготовлении наглядных пособий, индивидуальных карточек для учащихся и других дидактических материалов, компьютерных презентаций к урокам;
  8. ведение дневника практики и составление отчета по практике.

Рефлексивно-аналитический блок

Виды деятельности студента:

  1. наблюдение профессиональной деятельности учителя начальных классов и учителей-предметников по обучению, воспитанию и развитию учащихся;
  2. создание «методической копилки» (описание интересных методических приемов, использованных учителями, дидактических игр, наглядных пособий, запись фрагментов уроков, классных часов и внеурочных занятий и т.п.);
  3. выполнение анализа учебно-методического комплекта, который использует учитель (учебники, тетради с печатной основой, материалы для контроля знаний учащихся);
  4. выполнение анализа портфолио учащихся и учителя (структура, содержание);
  5. выполнение аспектного дидактического и психологического анализа уроков (протоколирование пяти уроков по разным учебным предметам, их анализ с точки зрений дидактических принципов, форм, методов и содержания обучения, организации процесса усвоения, формирования универсальных учебных действий);
  6. самоанализ студентом собственной деятельности в период практики и результатов практики.

Исследовательский блок

За период учебной практики студент проводит исследование в рамках курсовой работы по психологии, предусмотренной учебным планом по профилю «Психология и педагогика начального образования» в 4 семестре.

Виды деятельности студента:

  1. освоение различных методов психологического исследования в соответствии с темой курсовой работы; выполнение исследовательского задания по проектной деятельности;
  2. проведение исследования в рамках курсовой работы по психологии с учетом темы проектной деятельности
  3. анализ и оформление результатов исследования.

Деятельностно-практический и проектный блок

Виды деятельности студента:

  1. организация игровой деятельности детей (на переменах, на уроках и во внеурочное время);
  2. организация деятельности учащихся начальных классов в рамках проекта (с учетом темы проектной группы)

Итоговый этап практики

  1. Студенты оформляют отчетную документацию и дневник учебной практике, получают отзыва педагога-наставника образовательной организации о своей работе.
  2. Руководитель учебной практики проверяет и оценивает отчетную документацию студентов.
  3. Проводится подготовка к участию в итоговой конференции: анализ результатов проектной деятельности, оформление компьютерной презентации в рамках проектной группы
  4. Проводится итоговая конференция, на которой обсуждаются результаты учебной практики и заслушиваются отчеты групп о результатах проектной деятельности.

3. Методические рекомендации по выполнению программы учебной практики и оформлению отчетной документации Перечень отчетной документации

  1. Дневник практики.
  2. Отчет по учебной практике.

Дневник практики оформляется в соответствии с требованиями, представленными в Положении о порядке проведения практики студентов НГПУ им. Козьмы Минина (см. официальный сайт НГПУ).

Групповой руководитель практики разъясняет правила заполнения дневника на установочной конференции.

3.1. Рекомендации по оформлению отчета по учебной практике

Результаты выполнения программы практики должны быть оформлены в виде отчета по учебной практике. Отчет готовится в электронном виде, по заданию группового руководителя он может быть распечатан на листах формата А 4 и вложен в папку. Отдельные материалы (например, образцы документации учителя начальных классов) могут быть даны в приложении в виде ксерокопий (если нет возможности представить их в электронном виде).

В отчете должно содержаться следующее:

1. Титульный лист (образец оформления см. в приложении 1).

2. Разделы, соответствующие блокам заданий.

На первой странице дается название блока, например: «Рефлексивно-аналитический блок». В каждом разделе делаются подзаголовки в виде названий выполненных заданий, после чего дается описание результатов выполнения заданий.

Раздел «Организационный блок» должен содержать подзаголовки: «Сведения об образовательном учреждении», «Сведения о классе», «Сведения об образовательной системе или УМК», «Сведения об учителе», «Перечень документации, которая ведется учителем начальных классов» (ксерокопии документов даются в приложении или предоставляются в электронном виде).

Раздел «Рефлексивно-аналитический блок» должен содержать подзаголовки: «Методическая копилка», «Анализ УМК», «Анализ портфолио учащихся и учителя», «Аспектный дидактический и психологический анализ уроков», «Педагогическое сочинение».

Раздел «Деятельностно-практический и проектный блок» должен содержать подзаголовки: «Описание игр», «Описание результатов работы по проекту».

3.2. Рекомендации по выполнению заданий организационного блока

Студент обязан находиться в школе 6 часов в день, посещая все уроки и внеклассные занятия в данном классе.

1. Знакомство студента со школой, учителем, учащимися.

В отчете по практике оформляется следующее:

  • сведения об образовательном учреждении (школе): полное название и номер школы, район, адрес, телефон, режим работы и др.;
  • сведения о классе: расписание уроков, список класса;
  • сведения об образовательной системе или УМК (учебно-методическом комплекте), например УМК «Школа России»;
  • сведения об учителе: Ф.И.О., педагогический стаж, стаж работы учителем начальных классов; образование (какое учебное заведение закончил, в каком году), квалификационная категория, звание (если есть) и др.

2. Составление перечня документации, которая ведется учителем начальных классов.

Желательно познакомиться с основной образовательной программой (ООП), разработанной в школе для начальных классов, в том числе с учебным планом школы, программой формирования УУД (универсальных учебных действий) и другими видами документов.

Особое внимание нужно уделить изучению документации учителя начальных классов, составить ее перечень. К такой документации относятся учебные и рабочие программы по учебным предметам, классный журнал (обычный и электронный), программа воспитательной работы, конспекты уроков и др. В приложении нужно представить ксерокопии (или электронные документы) фрагмента рабочей программы (календарно-тематического планирования) по одному из учебных предметов, фрагмента программы формирования УУД (универсальных учебных действий) и другой документации, которую оформляет учитель начальных классов.

3. Оказание помощи учителю.

Студент может оказать помощь учителю в подготовке к урокам (оформление доски, подбор наглядных пособий), в организации детей (в перемену, до и после уроков, при посещении столовой и т.п.), в изготовлении наглядных пособий, создании мультимедийных презентаций к урокам, подготовке индивидуальных карточек для учащихся и других дидактических материалов, в заполнении электронного журнала и т.п..

Выполненная студентом работа отражается в индивидуальном плане практики и в дневнике практики в виде отчета по каждому дню практики.

3.3. Рекомендации по выполнению заданий рефлексивно-аналитического блока

1. Создание «методической копилки».

В каждый из «школьных дней» необходимо посещать все уроки в данном классе, которые проводит учитель начальных классов и учителя-предметники, анализировать их эффективность. Внеклассные занятия посещаются по желанию студента. Уроки и внеклассные занятия подробно или кратко (по усмотрению студента) записываются в отдельной тетради, которая на проверку не сдается. А в отчете по практике создается методическая копилка, в которой фиксируются наиболее ценные методические приемы, использованные учителем, записываются фрагменты уроков, внеклассных занятий, классных часов, описываются дидактические игры и наглядные пособия и т.п.

Результаты наблюдений студента за деятельностью учителей и анализ ее эффективности рекомендуется оформлять следующим образом:

Дата

Ф.И.О. педагога, осуществлявшего деятельность

Вид деятельности (урок, внеклассное занятие и т.п.)

«Методическая копилка»

Анализ

эффективности

1

2

3

4

5

В третьей колонке записывается, какой вид деятельности выполнял педагог, например: а) урок (указывается учебный предмет и тема урока);

б) классный час (указывается тема) и т.п.

В четвертой колонке записываются наиболее ценные методические приемы, формы осуществления деятельности, которые использовал учитель.

В пятой колонке выполняется анализ эффективности проведенных учителем уроков, внеклассных занятий и т.п.

2. Выполнение анализа учебно-методического комплекта (УМК), который использует учитель.

Результаты анализа оформляются в отчете по практике в следующей форме:

  • название УМК;
  • структурные части УМК: перечень всех учебников и пособий (рабочих тетрадей, материалов для контроля знаний учащихся и т.п.) с указанием Ф.И.О. авторов;
  • ксерокопии (или сканы) страниц учебника (1-2 страницы из учебников по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии – на выбор студента);
  • анализ представленных на данных страницах заданий, определение их дидактических (обучающих) и развивающих целей;
  • анализ достоинств и недостатков одного из учебников и рабочей тетради (учебный предмет – на выбор студента).

3. Выполнение анализа портфолио учащихся и учителя.

В отчете по практике описывается структура и содержание портфолио ученика (перечисляются разделы портфолио и материалы, представленные в данном разделе), а также структура портфолио учителя (если оно имеется).

Если у учителя нет портфолио, то изучается структура, представленная на сайте ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (в разделе по аттестации учителей начальных классов).

4. Выполнение аспектного дидактического и психологического анализа уроков.

За период практики нужно подробно запротоколировать 5 уроков по разным учебным предметам (русскому языку, чтению, математике, окружающему миру, технологии).

В процессе записи нужно фиксировать содержание учебных заданий (можно сделать ксерокопии соответствующих страниц учебника и рабочей тетради), слова учителя, ответы детей, записи на доске, способы организации деятельности учащихся.

Для каждого протокола урока должно быть указано следующее:

  • вид аспектного анализа урока;
  • название учебного предмета;
  • авторы учебника и рабочей тетради;
  • тема и цели урока (в варианте, сформулированном учителем).

Протокол и анализ урока оформляется в виде таблицы:

Протокол урока (с выделением

этапов урока)

Анализ урока

Аналитические суждения должны относиться строго к той части протокола, которая идет параллельно анализу. Для этого этапы урока следует записывать в отдельных частях таблицы. Общая оценка урока (выводы) даются под таблицей. Там же можно записать суждения, относящиеся к уроку в целом, а не к отдельным его этапам.

Для каждого урока выполняется только один вид аспектного анализа. Учебный предмет для проведения каждого вида анализа выбирается по усмотрению студента.

1 Вид аспектного анализа

Анализ урока с точки зрения дидактических принципов:

  • определить, реализованы ли на уроке основные дидактические принципы: научности; систематичности и последовательности; сознательности и активности; доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей; наглядности; прочности; связи теории с практикой, обучения с жизнью;
  • охарактеризовать способы реализации дидактических принципов.
  • оценить воспитательный эффект урока.
  • сделать выводы о том, что Вам больше всего понравилось или не понравилось; что можно было бы изменить на этом уроке и каким образом и др.

2 Вид аспектного анализа

Анализ урока с точки зрения его содержания:

  • определить, над какими элементами содержания велась работа на уроке: знания (понятия, термины, факты, законы, знания о способах деятельности и др.); навыки и умения (практические и интеллектуальные); опыт творческой деятельности (перенос знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый, видение различных способов решения и др.); нормы отношения к миру (опыт ценностных ориентаций: нравственная, этическая, эмоциональная, волевая воспитанность);
  • выявить уровень усвоения учениками содержания урока (узнавание; репродукция; применение знаний в знакомой ситуации; применение знаний в измененной или новой ситуации).
  • оценить обучающий эффект урока.
  • сделать выводы о том, что Вам больше всего понравилось или не понравилось; что можно было бы изменить на этом уроке и каким образом и др.

3 Вид аспектного анализа

Анализ урока с точки зрения форм и методов обучения:

  • проанализировать, какие методы обучения использованы на уроке на основе двух классификаций: а) по источнику знаний (словесные, наглядные, практические — назвать конкретные методы); б) по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский);
  • выявить, какие формы учебной работы применялись на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная и др.;
  • определить, какие формы и методы контроля использовались на уроке;
  • оценить правильность выбора учителем форм и методов обучения и контроля: их соответствие поставленным целям и содержанию урока возрастным и индивидуальным особенностям детей, особенностям класса (уровню сформированности коллектива, дисциплинированности, организованности и др.);
  • сделать выводы о том, что Вам больше всего понравилось или не понравилось; что можно было бы изменить на этом уроке и каким образом и др.

4 Вид аспектного анализа

Анализ урока с точки зрения организации процесса усвоения:

  • выделить этапы урока, определить его дидактическую и методическую структуру;
  • назвать тип урока по основной дидактической цели;
  • проанализировать организацию процесса усвоения знаний, выделить звенья процесса усвоения;
  • определить способы поддержания учителем сознательной дисциплины на уроке и оценить их эффективность;
  • сделать выводы о том, что Вам больше всего понравилось или не понравилось; что можно было бы изменить на этом уроке и каким образом и др.

5 Вид аспектного анализа

Анализ урока с точки зрения формирования универсальных учебных действий (УУД):

  • определить, какие регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД формировались на данном уроке;
  • определить способы и приемы формирования УУД;
  • определить способы формирования положительной учебной мотивации;
  • определить, каким образом осуществлялся учет возрастных особенностей учащихся;
  • оценить развивающий эффект урока;
  • сделать выводы о том, что Вам больше всего понравилось или не понравилось; что можно было бы изменить на этом уроке и каким образом и др.

5. Выполнение самоанализа студентом собственной деятельности в период практики и результатов практики (педагогическое сочинение).

В отчете по практике необходимо ежедневно записывать в свободной форме свои впечатления, размышления. Записи могут быть выполнены в публицистическом жанре в виде педагогического сочинения. Их основу составляет анализ студентом собственной педагогической деятельности, особенностей взаимодействия с детьми и др. Делаются выводы о результатах практики, о том, какую пользу она принесла, какую роль сыграла в профессиональном становлении и т.п.

3.4. Рекомендации по выполнению заданий исследовательского блока

За период учебной практики студент проводит исследование в рамках курсовой работы по психологии, предусмотренной учебным планом по профилю «Психология и педагогика начального образования» в 4 семестре.

Тема исследования, его содержание и особенности проведения определяются студентом совместно с руководителем курсовой работы. Тема должна соответствовать групповой теме проектной деятельности. За период учебной практики студент осваивает различные методы психологического исследования в соответствии с выбранной темой. Результаты исследования оформляются в практической части курсовой работы. В отчете по учебной практике результаты исследования в рамках курсовой работы оформляются кратко: тема курсовой работы, ее цели и задачи, оглавление, краткое содержание практической части курсовой (проведенного исследования).

Выполняется также исследование по проектной деятельности (см. в следующем блоке).

3.5. Рекомендации по выполнению заданий деятельностно-практического и проектного блока

1) Организация игровой деятельности детей на переменах и во внеурочное время.

На уроках студент может провести игровые физкультминутки или дидактические игры (по договоренности с учителем).

В отчете по практике нужно описать 2-3 проведенные игры по схеме: название игры; место и время проведения игры (например, подвижная игра на перемене); содержание и правила игры.

2) Выполнение работы по проекту.

Тема проектной деятельности определяется руководителями образовательного учреждения (директором и заместителями директора) образовательного учреждения до начала практики. Тема сообщается студентам руководителем практики.

Все студенты, проходящие практику в одной школе, работают над общей темой, но для каждой группы из 2-3 человек, закрепленных за одним наставником, определяется более конкретная тема и индивидуальные проектные задания, связанные с темой проекта и темой курсовой работы.

В рамках работы над проектом необходимо выполнить следующее:

а) познакомится с опытом работы педагогов школы по теме проекта: провести беседу с представителями администрации школы, учителями, учащимися; провести анкетирование учителей, учащихся и их родителей (содержание анкет согласовывается с руководителем практики);

б) провести поиск информации по теме проекта в различных источниках (психолого-педагогической и методической литературе, педагогических журналах, сети Интернет).

в) проанализировать собранные данные и материалы, подготовить небольшое сообщение и компьютерную презентацию для методического объединения учителей начальных классов;

г) под руководством руководителя практики выступить на заседании методического объединения учителей начальных классов с сообщением по теме проекта;

д) в соответствии с планом педагога-наставника организовать деятельность учащихся по теме проекта, в том числе провести одно или два мероприятия;

е) провести небольшое исследование по результатам проведенных мероприятий по теме проекта (анкетирование, метод незаконченных предложений и т.п.)

ж) собрать иллюстративный материал о проекте и проведенных мероприятиях (фотографии и др.).

з) оформить результаты работы над проектом: сначала оформляется результат работы проектных групп из 2-3 человек, закрепленных за одним педагогом-наставником, а затем результат работы всех студентов, работавших над проектом.

д) подготовить небольшие статьи (2-3 страницы) о проведенных исследованиях и работе над проектом (по желанию студента).

В индивидуальном отчете по практике оформляется конспект одного проведенного мероприятия по схеме:

  • вид и форма мероприятия;
  • тема и цели мероприятия;
  • этапы проведения и содержание мероприятия;
  • анализ эффективности проведенного мероприятия;

Описания мероприятия разными студентами не должны быть идентичными.

Также перечисляются все виды деятельности, проведенные студентом по теме проекта (индивидуально и в составе группы)

Коллективный отчет по проекту (для проектной группы из 2-3 человек) должен включать следующее:

  • Тема проекта.
  • Индивидуальные задания по проекту и темы курсовых работ (для каждого из студентов).
  • Результаты коллективных исследований по проекту (текст анкет и других диагностических методик, описание результатов исследования).
  • Текст сообщения на заседании методического объединения учителей начальных классов и компьютерная презентация для выступления.
  • Перечень всех видов деятельности и мероприятий по теме проекта.
  • Презентация

Для итоговой конференции результаты работы всех проектных групп обобщаются в форме компьютерной презентации (1-2 презентации по школе), готовится текст выступления (согласуется с руководителем практики).

Итоговая конференция проводится в участием представителей администрации школ, школьных педагогов-наставников, представителей руководства НГПУ им. К.Минина, руководителей практики.

4. Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

а) литература

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
  2. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания: учеб. для студентов вузов/ В.И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. М.: Академия, 2012. — 256 с.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли /Под. ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010 — 152 с.
  4. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для студентов вузов/ Г.М. Коджаспирова. М.: КноРус, 2010.- 740 с.
  5. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. спец./ М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков; Под общ. ред. В.С. Кукушина. Ростов н/Д: МарТ, 2010. — 333 с.
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2010. — 204 с.
  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/Под ред. В.А. Горского. М., 2010.
  8. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебник / А.М.Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.- 31 с.

б) Интернет-ресурсы

www.pedopyt.ru

Медиатека педагогического опыта российских учителей

www.school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.openclass.ru

Открытый класс: сайт сетевого образовательного сообщества

www.vgf.ru

Сайт издательства «Вентана-граф»

www.ebiblioteka.ru

Универсальные базы данных изданий

www.biblioclub.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

www.zankov.ru

Сайт «Занков.ру. Система развивающего обучения»

www.school-russia.prosv.ru

Сайт «Школа России»

www.umk-garmoniya.ru

Сайт «УМК Гармония»

http://www.niro.nnov.ru

Сайт ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Приложение 1

Образец оформления титульного листа отчета по учебной практике

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

им. Козьмы Минина»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования

Отчет по учебной (интегрированной клинической) практике 2 курса

по профилю подготовки «Психология и педагогика начального образования»

студента(ки) группы ПНО – 13- (1 или 2)

Ф. И. О. ______________

Н.Новгород

2015