МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПСИХОЛОГИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООБРАЗОВАНИЯ

Методические указания

для студентов заочной формы обучения

 

 

Составители:

О.А. Жученко

О.В Кубашева

 

 

Ижевск

ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА

УДК 378.015.3(078)

ББК 88.4я73

П 86

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, протокол № ____ от «____» ___________ 2016 г.

 

Рецензент:

 

Составители:

О.А. Жученко – ст. преподаватель кафедры философии

О.В. Кубашева — ст. преподаватель кафедры философии

 

П 86 Психология самоорганизации и самообразования: методические указания для студентов заочной формы обучения / сост. О.А. Жученко, О.В. Кубашева. – Ижевск: ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016. – 39 с.

 

Методические указания составлены на основе ФГОС ВО, учебного плана, рабочей программы по дисциплине «Психология самоорганизации и самообразования».

Указания содержат методические рекомендации для студентов, тематику лекционных и семинарских занятий, вопросы для самоконтроля, темы контрольных работ, практические задания, список литературы, вопросы для зачета, приложения.

Методические указания рекомендованы для студентов заочной формы обучения всех направлений подготовки.

 

УДК 378.015.3(078)

ББК 88.4я73

 

© ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016

© Жученко О.А., сост., 2016

© Кубашева О.В., сост., 2016

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………… 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………………………………………………………………….. 6

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………. 7

10 стр., 4579 слов

Г.В. Пинигина Методические указания в помощь студентам всех специальностей ...

... во взаимоотношениях с вышестоящим начальством: А. Первый быстро соглашается с мнениями, указаниями начальника, безоговорочно и пунктуально выполняет любое задание, независимо от своего отношения ... работы в срок. Д. Вашвариант_________________________________________________ Ситуация 9. Ваш подчиненный игнорирует ваши указания и делает все посвоему или не исправляет того, что вы сказали ...

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ И ИХ ТЕЗИСНЫЙ ПЛАН……………………………………. 8

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ……………………………………………………. 9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………………………………………………………………………………. 10

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ…………………………………………………………… 12

ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ…………………………………………… 14

ИТОГОВОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО…………………………………. 21

ПАМЯТКА ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕЦЕНЗИИ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ ДРУГОГО СТУДЕНТА………………………………………………………………………………………….. 22

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА……………………………………………………………………… 23

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………. 26

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ…………………………………………………… 28

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………. 37

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях усиленного роста новейших информационных технологий, техники, затрагивающих все области наук, важным качеством любого профессионала является способность к самоорганизации и самообразованию. В этой связи дисциплина «Психология самоорганизации и самообразования» занимает значимое место в подготовке бакалавров и специалистов.

Самоорганизация – это согласование, упорядочивание, создание индивидуально-оптимальной личностной и психической системы; показатель личностной зрелости (Деркач А.А.[1]).

Первым признаком высокой самоорганизации следует считать активное самосозидание себя как личности, личностный рост и развитие. Самообразование, наряду с самоорганизацией, является необходимой составляющей саморазвития. Это самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте (Мещеряков Б.Г.[2]).

5 стр., 2321 слов

Методические указания по изучению дисциплины для студентов очного,очно-заочного,заочного ...

... развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с ... творческой работе (по желанию обучающихся). 3.3. Методические модели процесса обучения На практических (семинарских) ... Социально-психологическая характеристика конфликтов. 29. Социальная психология моды. 30. Социальная психология пропаганды. 31. Социально-психологическое понимание ...

Изучение психологии самоорганизации и самообразования способствует приобретению умения самоанализа, самостоятельного обучения и адекватной оценки своих возможностей, использовать полученные знания и навыки в профессиональной деятельности в качестве сотрудника, подчиненного или руководителя.

Актуальность изучения «Психологии самоорганизации и самообразования» состоит в необходимости развития личностных качеств, направленных на успешное разрешение значимых образовательных и профессиональных задач.

Цельизучения данной дисциплины – развитие у студентов способности к самоорганизации и самообразованию, что позволяет быть готовым к осознанной профессиональной подготовке в соответствии со своими индивидуально-типологическими особенностями.

Достижение поставленной цели осуществляется через решение задач:

· сформировать компетенции самоорганизации и самообразования;

· овладеть понятийным аппаратом, описывающим когнитивную, эмоциональную, мотивационно-волевую сферы личности, самообразование, саморазвитие, самоорганизацию;

· научить учитывать индивидуально-типологические особенности людей в профессиональной деятельности, в межличностном взаимодействии, жизненных выборах;

· повысить мотивацию студентов к изучению психологии самоорганизации и самообразования, уровень интеллектуального развития за счет интерактивных методов обучения;

· научить основным методам самоорганизации и самообразования;

· развить познавательные процессы как условие активной самоорганизации будущих специалистов;

· научить управлять своим временем.

Основная цель преподавания достигается через лекционный курс и семинарские занятия, которые в целом призваны прививать потребность в изучении психологии самоорганизации и самообразования, научают видеть связь с другими гуманитарными дисциплинами, а также вырабатывают навыки самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Психологическая культура студентов, сформированная в рамках изучения данной дисциплины, войдет органичной составной частью в структуру их профессиональной компетентности.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для того чтобы успешно подготовиться к семинарскому занятию и зачету, рекомендуется:

1. Обратиться к электронному порталу ИжГСХА, на котором можно найти уточняющие домашние задания преподавателя, методические указания, написать сообщение преподавателю.

2. Перед лекцией прочитать соответствующую часть методических указаний, продумать вопросы на темы, которые Вас особенно заинтересовали.

3. После лекции посмотреть список рекомендуемой литературы и, взяв имеющиеся в библиотеке книги, подготовить ответы на вопросы из методических указаний. Рекомендуется также обращаться ко всем доступным электронным ресурсам.

4. Выяснить в словаре данных указаний или в других справочных изданиях значения непонятных терминов.

5. При подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться данными методическими указаниями, лекционным материалом, учебниками и учебными пособиями, периодической литературой и Интернет-ресурсами.

19 стр., 9099 слов

Особенности работы ду с людьми пожилого возраста

... этого кризиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичности у зрелого человека: динамика смены поколений; специфика творческой трудовой деятельности. ... и противоречива. Прослеживается взаимосвязь физиологических изменений с психическим функционированием личности. Если в работе досуговых учреждений с молодежью ее специфические запросы и интересы ...

6. Необходимо принимать активное участие в семинарских занятиях для того, чтобы обеспечить усвоение учебного материала и освоить навыки эффективной познавательной деятельности в условиях коллективного обучения.

7. Стремиться использовать полученные знания на практике, применять их в отношении себя и окружающих.

8. Помнить, что практические упражнения дают достоверные результаты, если они выполняются с желанием и искренне.

9. Подготовиться к сдаче зачета по вопросам, отмеченным в указаниях, используя научную литературу.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа состоит из трех частей:

· теоретической,

· практической,

· словаря основных терминов (ключевых слов) по выполненной работе.

1. Выполнение контрольной работы начинается с выбора темы. Тематика контрольных работ приведена ниже и содержит ключевые вопросы психологии самоорганизации и самообразования. Студент самостоятельно выбирает тему контрольной работы и вариант практического задания строго из приведенного списка с учетом личного интереса и имеющейся литературы.

2. Написание теоретической части следует начинать с поиска и изучения литературы, составления библиографии. Необходимо обработать и систематизировать информацию, разработать план контрольной работы.

3. При написании контрольной работы рекомендуется использовать не только учебники, но также научную, периодическую литературу, Интернет-ресурсы.

4. При написании контрольной работы требуется проявлять самостоятельность, поэтому не допускается использование готовых компьютерных вариантов контрольных работ, рефератов, курсовых работ.

5. Теоретическая часть работы должна содержать оглавление, введение, заключение, список литературы (не менее трех источников).

6. Информация должна быть структурирована: разделена на параграфы, которые отражаются в оглавлении.

7. Заключение должно отражать конкретные выводы по самой работе.

8. В практической части студент выполняет один из вариантов практических заданий, указанных ниже, по своему выбору.

9. Особое внимание следует обратить на оформление контрольной работы. Желательно сдавать контрольную работу в напечатанном виде. Формат бумаги А-4. Объем теоретической части 12 — 13 страниц, кегль 14, полуторный междустрочный интервал, поля – слева, справа, сверху, снизу – 2 см. Контрольную работу можно писать и от руки, но аккуратно, причем объем контрольной работы в таком случае увеличивается на 2 — 3 страницы.

10. Студент должен обратить внимание на правильное оформление титульного листа, оглавления и списка литературы (смотрите образцы оформления в приложении).

На титульном листе обязательно должна быть написана тема работы. Список литературы оформляется по алфавиту.

11. Третья часть контрольной работы представляет собой словарь основных терминов (ключевых слов), которые необходимо выписать отдельно с их объяснением, выделив из теоретической части текста. Это позволяет студенту структурировать для себя информацию, выяснив основные понятия работы.

19 стр., 9195 слов

Структура и содержание психологической компетентности специалиста ...

... возрастные периоды. Поэтому специалисты по социальной работе должны быть подготовлены в вопросах психологического старения личности, к восприятию пожилого человека в контексте его биографии, терпимости ... служб и геронтологического профилирования в подготовке специалистов по социальной работе. Работа с пожилыми людьми, отмечают Р.С.Яцемирская и И.Г.Беленькая, всегда считалась одной из самых ...

12. Контрольная работа сдается на кафедру философии (ауд. 1 — 501) и регистрируется в журнале. Студент, не сдавший контрольную работу, к зачету не допускается.

 

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

1. Основные положения гештальт-психологии как направления, предвосхитившего появление концепции самоорганизации.

2. Вклад ученых в развитие психологии как науки.

3. Бессознательное человека: структура, влияние на поведение.

4. Развитие высших психических функций человека в процессе самоорганизации.

5. Психическое здоровье человека как фактор эффективной самоорганизации и самообразования.

6. Механизмы психологической защиты в процессе самоорганизации.

7. Социальная зрелость личности как показатель уровня самоорганизации.

8. Возрастная динамика развития человека в процессе образования.

9. Развитие личности в образовательных системах.

10. Влияние темперамента на развитие личности.

11. Гениальность и безумие.

12. Направленность личности как результат самообразования.

13. Эмоции и чувства: общее и отличия.

14. Особенности деятельности при повышенной психической напряженности.

15. Стресс в процессе самообразования и самоорганизации и способы его преодоления.

16. Звенья саморегуляции и их реализация в жизнедеятельности.

17. Ощущение: виды, свойства, закономерности функционирования, значение в жизни человека.

18. Восприятие: виды, свойства, значение в жизни человека.

19. Речь — инструмент мышления.

20. Воображение и творческой мышление: общее, отличие, связь.

21. Способы развития познавательных процессов в разном возрасте.

22. Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс.

23. Самообразование руководителя АПК.

24. Основные принципы тайм-менеджмента руководителя.

25. Особенности учебной деятельности в разном возрасте.

26. Условия и факторы профессионального самоопределения.

27. Виды и характеристика основных психических состояний человека по уровню активации организма.

28. Самоорганизация учебной деятельности.

29. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.

30. Психологическое айкидо.

31. Ассертивность как одно из основных качеств личности с высокой самоорганизацией.

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

... в своих общественных связях и поведении проявляет себя как личность. Исторически человек начинает формироваться как личность на основе выделения индивидуального труда, возникновения частной собственности, распада ... в том числе в процессе революционного преобразования человеком общества. Люди в той мере изменяют обстоятельства, в какой обстоятельства жизни изменяют их.   Говоря о воздействии ...

32. Самообразование — фактор социализации личности?

33. Общение в Интернете: психологические особенности, значение для самоорганизации и самообразования.

34. Конфликт: психологическая сущность, влияние на самоорганизацию.

35. Виды компьютерных технологий и их влияние на самообразование.

 

ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

1. «Лошадь, знающая, что она — лошадь, уже не лошадь». Почему?

2. Мальчик говорит, что он «обожает» свою младшую сестру. Но каждую ночь его застают у изголовья девочки: он наблюдает за ней и прислушивается к ее дыханию… а не умрет ли она во сне? Как связаны между собой повседневная жизнь и бессознательное? В какой форме подавленные влечения просачиваются в сознание?

3. Притча. «Любопытный джентльмен хотел выяснить – кто был величайшим полководцем всех времен и народов. Ему сказали, что лучший уже умер и вознесся на небо. У райских ворот джентльмен обратился к апостолу Петру с просьбой помочь в розысках. Апостол указал на стоявшую поблизости душу. «Позвольте, этого человека я знавал в земной жизни. Он был сапожником». «Верно. Но если бы он стал полководцем, то, несомненно, превзошел бы всех». Каковы должны быть условия, чтобы каждый мог развить свои задатки и превратить их в способности? Чего не хватило в данном случае?

4. Как Вы понимаете фразу: «Ничто не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении»?

5. Определите, экстравертом или интровертом являются следующие персонажи, и почему: Колобок, Красная Шапочка, Винни-Пух, Буратино, Золушка, Наташа Ростова, Родион Раскольников, Пьер Безухов, ваш сосед по комнате в общежитии, ваши родители.

6. Представьте, что Вы – президент частной фирмы. Лиц каких типов темперамента Вы хотели бы видеть на следующих должностях и почему: Ваш заместитель, секретарь, агент по рекламе, бухгалтер, продавец, охранник, водитель.

7. Какими из перечисленных правил Вы стали бы руководствоваться в общении и почему?

· Основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с ним.

· Если Вам сделали комплимент, его необходимо тут же вернуть, сделав его больше и цветистее.

· Для того чтобы люди захотели с Вами общаться, Вы сами должны этого хотеть, и собеседники должны это видеть.

· Говорите с другим человеком о себе, и он будет слушать Вас часами.

· Главное в общении — побольше говорить, поменьше слушать и не допускать в разговоре пауз.

 

8. Какие из приведенных прилагательных служат для описания двигательной сфера темперамента, а какие — для характеристики эмоциональной сферы: быстрый, подвижный, живой, резкий, вспыльчивый, вялый, импульсивный, чувствительный, жизнерадостный, медлительный, энергичный, стремительный, впечатлительный.

9. У каждого из Вас есть сильные стороны: то, что Вы цените, принимаете и любите в себе, что помогает Вам выстоять в трудную минуту. Опишите свои достоинства, не умаляя их и не ставя их под сомнение.

10. Придумайте четыре варианта девизов (для себя и для других), которые помогли бы Вам реагировать на собственные неудачи и ошибки.

11. Ваш сокурсник / коллега неудачно выполнил какое-то задание, потерпел поражение, вследствие чего потерял веру в себя, разочаровался и не желает также интенсивно, как раньше, заниматься этим делом или учебным предметом. Что бы Вы ему сказали? Каким образом можно не только успокоить, но и побудить, вдохновить его на работу и достижения?

11 стр., 5444 слов

Виды познавательных процессов и критерии их классификации

... существующие между отдельными познавательными процессами, изучает познавательную деятельность как целое. 1. Виды познавательных процессов и критерии их классификации. Предмет психологии мышления в свете ... логикой, культурой, обществом, искусственными (информационными) устройствами и процессами в аспекте их целеподобной деятельности и самоорганизации. «Мудрым можно считать только одно: ум, ...

12. Откладывание работы – типичный способ избегания неудачи. Люди часто прибегают к нему, оправдываясь: «Я еще успею это сделать», «Не следует спешить» и т. п. Конечно, субъект может откладывать работу из-за отсутствия соответствующих стимулов, мотивов. Но часто человек прибегает к такому поведению потому, что боится рисковать, ошибиться, то есть боится неудачи. Для некоторых людей приятнее воспринимать себя достаточно способным, но неорганизованным, нежели наоборот. В этом случае вмешиваются механизмы психологической защиты: человек стремится поддерживать образ своего «Я» на соответствующем уровне. А поражение, неудача могут снизить самооценку, и это определяет стремление некоторых людей избегать неудачи, поддерживая этим чувство самоуважения. Поразмышляйте над тем, каким бы вы хотели себя видеть: достаточно способным, но неорганизованным (то есть человеком, который боится поражения и постоянно откладывает дело на потом) или недостаточно способным, но настойчивым, организованным (человеком, который не боится неудачи).

Определяется ли поражение (неудача) отсутствием способностей? Какие факторы, по вашему мнению, могут определить неудачу?

13. Проанализируйте позитивные моменты, связанные с неудачей (что дает вам неудача, чему учит).

14. Представьте, что вы — человек с высокой мотивацией достижения (стремитесь достигать значительных успехов).

Вспомните или придумайте девиз, который бы ориентировал, побуждал и вдохновлял вас на преодоление трудностей и проблем. Подберите несколько вариантов девиза.

15. Составьте личный план саморазвития по четырем основным сферам жизни человека: деятельность (обучение в вузе и самореализация личности студента), отношения (в семье, вузе, с друзьями), здоровье, душевный комфорт.

16. Задача на рост самостоятельности. Выберите из списка юмористических фраз предложения, которые могут быть полезными несамостоятельному человеку:

· До глубокой мысли надо подняться.

· Не можешь жить, займись чем-нибудь другим.

· Чтобы дойти до источника, нужно плыть против течения.

· Мудрость бесконечна, можно и заблудиться.

· Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше не жить.

· В жизни всегда есть место подвигу, нужно только быть подальше от этого места.

· Не пляши под любой лейтмотив.

· Если ты не самый близкий друг и товарищ самому себе, то ты не можешь быть ничьим другом.

· Свободно только падение.

· Чем больше переживаешь, тем меньше живешь.

· Слишком светлое будущее непрактично.

· Чтобы быть собой, нужно быть хоть кем-нибудь.

· Занимая деньги, подумай, нужны ли тебе еще твои друзья.

· Чувство собственного достоинства не всегда достойно.

· Нет позиции, принимай позу.

· Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже нужно согнуться.

· И пустое место борется за место под солнцем.

8 стр., 3595 слов

57 Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии. (Попов)

... ситуаций и находить оптимальные способы их решения.  Как и в любом виде творчества, в педагогической деятельности своеобразно сочетаются действующие нормативы и эвристически найденные ... - создание тестов по читаемому курсу;  - изложение отобранного материала в виде проблемной лекции.  4. Социально-психологическое регулирование:  - стимулирование студентов к постановке вопросов, ...

· Карабкаться в гору еще не значит стремиться к возвышенному.

· Идущий прямо к цели гнет свою линию.

· Если вам хорошо и вы хотите, чтобы вашим друзьям было тоже хорошо, скажите им, что вам плохо.

· Точка зрения не должна быть мертвой.

· Не будь умнее, чем позволено.

· Если поступить по совести, никогда не ошибешься на чужой счет.

· Если время мыслить, на что же существовать?

· Безопаснее всех те пути, которые никуда не ведут.

· Если стоять на нескольких точках зрения, обязательно займешь устойчивое положение.

· Кому море по колено, тот и в луже утонет.

 

17. Предложите свой вариант ответа выхода из данной ситуации, наиболее правильный с вашей точки зрения. Студент, выразив преподавателю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого предмета, говорит: «Я сказал Вам о том, что меня беспокоит. Объясните мне, в чем причина неудовлетворительного усвоения мною предмета и что мне делать дальше?» — Что должен ответить на это преподаватель? Как можно охарактеризовать уровень самообразования и саморазвития этого студента?

18. Предложите свой вариант ответа выхода из данной ситуации, наиболее правильный с вашей точки зрения. Ребенок говорит родителям: «Я опять забыл принести тетрадь в школу (выполнить домашнее задание)». – Как на это отреагировать родителям? Что можно сказать об уровне самоорганизации ребенка?

19. Определите тип темперамента:

· «Эмоционально зрелая девушка, устойчивая, невозмутимая. Серьезная. Сознательная, настойчивая, обязательная. Преобладает спокойное настроение, ее трудно вывести из себя. Уверенная в себе и своих способностях. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Общительна».

· Молодой человек склонен к монотонной работе. Привычки консервативны. Часто испытывает ощущение беспокойства, неуверенности, тревоги в процессе социального взаимодействия. Замедленность действий. Может долго работать.

20. С точки зрения воли, это характеристики сильной или слабой воли? Желаю, настаиваю, боюсь, мучаюсь, попробую, справлюсь, колеблюсь, избегаю, добиваюсь, отложу.

21. Завершите притчу и объясните ее. «Куда ты идешь?» — спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там 5 000 человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «ты сказала, что уморишь 5 000, а уморила только 50», — упрекнул он ее. «Нет, — возразила Чума, — я погубила только 5. остальные умерли от …».

22. Какие эмоции соответствуют состоянию повышенной, а какие – пониженной активности человека? Радость, ярость, ужас, восторг, тоска, паника, подавленность, интерес, удивление.

23. Определите тип мотивации поведения в следующих ситуациях:

· Мужчина целеустремленно делает карьеру, стремясь занять пост директора компании.

· Ребенка послали в магазин за хлебом.

· Человек возвращается уставший с работы домой с одной мыслью: «Добраться и лечь спать».

24. Почему световая реклама устроена так, что свет то загорается, то гаснет?

19 стр., 9299 слов

Лекция 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного процесса

... важно, – анализ взаимоотношений общения с другими видами деятельности человека, прежде всего с практической и познавательной деятельностью, – все это и образует собственный предмет психологии общения» ... в свою очередь представляет результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения…» Общение, согласно В.Н.Мясищеву, не ...

25. Почему летчики не могут одновременно низко вести самолет и отыскивать на земле мелкие предметы? Как это влияет на их самоорганизацию?

26. Верно ли, что очкарики в очках лучше слышат?

27. В эксперименте одна группа людей описывала папиросу так: «Это длинная бумажная трубка, с одной ее стороны сквозь тонкую бумажку просвечивает шероховатая коричневая масса…». А другая группа людей так: «Это душистая папироса, ею приятно затянуться, когда устанешь, приятно вдохнуть ее аромат…». Чем объясняется разница в восприятии людей? Как эти особенности можно использовать для повышения уровня самоорганизации?

28. Что относится к пассивному воображению, а что – к активному? Мечта; сновидения; образы, направленные на решение творческой или личностной задачи; образы, направленные на способ разрешения ситуации.

29. Почему женщины приоткрывают рот, когда красят ресницы?

30. Почему чайник дольше закипает, когда человек сидит и смотрит на него?

31. Составьте список дел на неделю. При этом используйте первые буквы азбуки для классификации значимости ваших дел: напишите заглавную букву «А» слева листка бумаги и укажите здесь те дела, которые для вас наиболее важны. Соответственным образом в категории «Б» окажутся дела «средней» значимости, а в группе «В» — наименее значимые. По мере того, как вы будете распределять их по колонкам «А», «Б» и «В», вы увидите, что ваш выбор является отчасти условным. Вы не совсем уверены в том, насколько правилен ваш выбор. Но сравнение различных дел друг с другом позволит вам постепенно рассортировать их на три группы. Дела, оказавшиеся в колонке «А», будут наиболее ценными для вас. По этой причине вам следует уделить максимум своего времени, посвящая в первую очередь свои усилия делам из группы «А», затем из группы «Б», затем из группы «В». Принимая во внимание время дня и степень актуальности, вы можете распределить дела из группы «А» по порядку — А-1, А-2, А-3, А-4 и т. д.

32. Представьте, что вы можете свободно распоряжаться своим временем. За исключением приема пищи и, по меньшей мере, 6 часов на сон, у вас нет никаких других ограничений. При этом вы располагаете достаточными материальными средствами и всем необходимым для того, чтобы осуществить все, что вам хочется, сохраняя разумные пропорции между развлечениями и занятиями. В соответствии с этой воображаемой ситуацией напишите, что вы хотели бы сделать в течение ближайших 24 часов, указав время, потраченное на каждое занятие. Напишите перечень действий за последние 24 часа реальный. Сравните реальный и идеальный список и выявите причины разницы.

33. Как вести себя преподавателю, когда студенты спят на лекциях или готовятся к другим предметам? Чем можно объяснить такое поведение студентов?

34. Представьте, что вы — начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную — молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

35. Великий русский педагог К.Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания:

· Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.

· Прямота в словах и поступках.

· Обдуманность действия.

· Решительность с правом ответственности за поступок.

· Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

· Делать то, что хочется, а не то, что случится.

· Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.

Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему? Хотели бы Вы дополнить предложенный список? Если да, то чем? Какими правилами Вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?

 

ИТОГОВОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО

1. Какими личностными качествами должен обладать специалист в вашей профессиональной области?

2. Определите тип вашего темперамента и особенности его влияния на вашу самоорганизацию.

3. Тип вашей самооценки и его влияние на ваше самообразование.

4. Приведите пример вашего волевого поведения в рамках вашей самоорганизации.

5. Как ваша самоорганизация повлияла на развитие ваших способностей? Определите ваши способности.

6. Какие способы самоорганизации вы используете в повседневной жизни и в учебной деятельности?

7. Какие виды самообразования вы применяете в своей жизни?

8. Какие мнемотехнические приемы вы используете в процессе самообразования?

9. Какие способы восстановления работоспособности вы применяете в своей жизни?

10. Занимаетесь ли вы самообразованием в процессе обучения в вузе? Каковы при этом ваши мотивы и потребности?

11. Какие методы самообразования вы используете?

12. Какие технологии тайм-менеджмента вы используете регулярно?

13. Выберите любую деятельность, которой вы занимались вчера, и определите ее психологическую структуру.

14. Какие психические явления задействованы у Вас в процессе самоорганизации и самообразования? Каким образом?

15.Какие компьютерные технологии вы используете в процессе самоорганизации и самообразования?

ПАМЯТКА ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕЦЕНЗИИ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ ДРУГОГО СТУДЕНТА

 

1. Ознакомьтесь с выданной Вам контрольной работой.

2. При написании рецензии необходимо выделить достоинства и недостатки работы, подчеркнуть актуальность темы.

3. В процессе выполнения задания опирайтесь на следующие «клишированные» фразы и словосочетания:

· В работе … рассматривается система ….

· Во введении указывается, что …

· Автор считает, что …

· Принципы и формы …. исследуются в главе ….

· Говоря о соотношении …., автор подчеркивает ….

· Также обращается внимание на ….

· В третьей главе исследуется …., рассматривается роль …

· Таким образом, автор приходит к выводу о том, что …

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

1. Основные категории психологии самоорганизации и самообразования: психология, самоорганизация, самообразование, саморазвитие. Психология: особенности, место в системе научного познания. Виды психических явлений.

2. Сознание и самосознание как условия активной самоорганизации личности.

3. Самообразование: виды, принципы, этапы. Содержание и структура непрерывного образования.

4. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Основные характеристики личности.

5. Развитие личности в онтогенезе: основные психологические особенности. Взаимосвязь с самоорганизацией.

6. Самооценка как центральное образование личности. Взаимосвязь самооценки, самоорганизации, самообразования.

7. Понятия успеха и успешности в самообразовании.

8. Темперамент: физиологические основы, психологическая характеристика.

9. Характер: понятие, проявление, черты. Формирование характера. Влияние на самоорганизацию.

10. Способности: понятие, классификация, уровни, развитие. Развитие способностей как результат эффективно организованного самообразования.

11. Потребности: понятие, виды, связь с мотивами. Удовлетворение потребностей в процессе самообразования.

12. Мотивация как ведущий фактор самоорганизации и самообразования. Виды мотивов.

13. Самоорганизация как способность к саморегуляции. Способы саморегуляции.

14. Регуляторная роль психических эмоциональных состояний в самоорганизации субъекта: настроение, стресс, аффект, страсть, фрустрация, тревога.

15. Воля как один из механизмов самоорганизации. Формирование волевых качеств. Функции воли. Структура волевого акта поведения.

16. Ощущение и восприятие: общие и отличительные черты.

17. Внимание: виды, свойства, развитие, значение в процессе самообразования.

18. Память: виды, процессы, закономерности, значение в процессе самообразования. Мнемотехнические приемы.

19. Мышление: понятие, виды, мыслительные операции. Креативность мышления как одно из основных качеств личности с высокой самоорганизацией. Интеллект как механизм самоорганизации. Виды и развитие интеллекта.

20. Влияние самообразования на развитие речи. Виды и характеристики речи.

21. Воображение: понятие, виды, приемы, взаимосвязь с самообразованием.

22. Понятие и специфика профессиональной деятельности. Разнообразие профессиональной деятельности на современном российском рынке труда.

23. Работоспособность как фактор самоорганизации и самообразования: понятие, условия. Способы восстановления работоспособности.

24. Деятельность как психологическая категория: основные виды, структура. Цель как условие успешной самоорганизации и самообразования.

25. Познавательная деятельность как базис самообразования.

26. Технологии управления своим временем (тайм-менеджмент).

27. Понятие, структура, функции коммуникации. Психологические барьеры коммуникации и способы их преодоления. Вербальный и невербальный язык общения.

28. Психология эффективного взаимодействия в условиях современного самообразования: взаимодействие с обучающими, менеджерами образования, сокурсниками в формате непосредственной и опосредованной коммуникации (дистанционного образования).

29. Роль современных компьютерных технологий в самоорганизации и самообразовании личности.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Психология и педагогика: конспект лекций / сост. Жученко О.А. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014 . – 89 с.

Дополнительная литература

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. — М. Аспект Пресс, 2001. — 375 с.

2. Аристова, И.Л. Психология. Мотивация, эмоции, воля / И.Л. Аристова. — Владивосток: ДВГУ, 2003 . — 104 с.

3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: ЧеРо, 1998 . — 334 с.

4. Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. — М.: Изд-во МГУ, 1980 . — 439 с.

5. Климов, Е.А. Основы психологии / Е.А. Климов. — М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997. — 295 с.

6. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика / Т.Д. Марцинковская. — М.: Проспект, 2013. — 459 с.

7. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. В 3 кн. — М.: ВЛАДОС, 2007.

8. Нуркова, В.В. Общая психология / В.В. Нуркова. — М.: Юрайт, 2013 . -604 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 712 с.

10. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. — СПб.: Питер, 2008. — 591 с.

Интернет-ресурсы

· http://cyberleninka.ru Научная электронная библиотека «Киберленинка»

· http://e.lanbook.com (выход с библиотеки ИжГСХА)

· http://ebs.rgazu.ru (выход с библиотеки ИжГСХА)

· http://psyfactor.org

· http://vocabulary.ru Национальная психологическая энциклопедия

·

· www.adlog.narod.ru (сайт О.А. Жученко)

· www.azps.ru

· www.koob.ru

· www.psychology.net.ru

· www.rucont.ru (выход с библиотеки ИжГСХА)

· www.univertv.ru

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

АБСТРАКЦИЯ — мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.

АССЕРТИВНОСТЬ (англ. Assert «настаивать на своем») — поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.

АФФЕКТ — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

ВЕРБАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕНИЯ — относящийся к звуковой человеческой речи, к словам.

Внимание – психический познавательный процесс, направленный на улучшение деятельности и имеющий свои характеристики.

ВОЛЯ— психический процесс человека, проявляющийся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

Воображение — психический познавательный процесс, в результате которого на основе имеющихся знаний, представлений, накопленного опыта создаются новые образы, идеи.

Воспитание – процесс планомерного и целенаправленного воздействия на сознание, чувства и волю людей в целях формирования у них мировоззрения.

Восприятие — психический познавательный процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов, явлений в целом. Завершается формированием образа.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ — преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ — наивысшая степень одаренности, выражающаяся в качественно новых, уникальных результатах, достигнутых в одной или нескольких областях деятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств.

ЗАДАТКИ — органические, наследственно закрепленные предпосылки к развитию способностей.

ЗАПОМИНАНИЕ — один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ — психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм.

ИНДИВИД — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

ИНСАЙТ (озарение, догадка) — неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

ИНТЕЛЛЕКТ – глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть способность адаптироваться к окружающей среде.

ИНТРОВЕРСИЯ — обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (IQ) — числовой показатель умственного развития человека, получаемый в результате применения специальных тестов, предназначенных для количественной оценки уровня развития интеллекта человека.

КРИЗИС — состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. Кризис возрастной нередко возникает при переходе человека из одной возрастной группы в другую.

ЛИЧНОСТЬ — сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенные общественные функции.

МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ — память, связанная с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без переработки информации. Мгновенная память действует, как правило, только во время самого процесса восприятия.

Меланхолик – тип темперамента, характеризующийся слабым, неуравновешенным типом нервной системы.

МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ — работник, профессионально осуществляющий функции управления образованием на основе современных научных методов руководства.

МЕЧТЫ — планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

МОТИВ – побуждение к деятельности, направленное на удовлетворение потребностей.

МОТИВАЦИЯ — сложное объединение движущих сил поведения: потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов.

Мышление – процесс опосредствованного отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира.

Наблюдение – общенаучный метод исследования, который в психологии и педагогике предполагает целенаправленную, систематическую визуальную фиксацию исследователем психолого-педагогических явлений.

Навык – сознательное действие человека, доведенного до автоматизма.

Направленность личности – психическое свойство личности, определяемое мировоззрением, системой потребностей, преобладающих мотивов и выражающееся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, стремлениях к активной деятельности для их достижения.

Настроение – более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — не связанные с языком, речью. К ним относятся мимика, жесты, интонация, пространство, паузы и т.д.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – содержательная структура и организационная композиция образовательной системы (охват образованием всей жизни человека).

Непрерывное образование — это все формы и типы образования, получаемые лицами после завершения традиционного образования.

Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, навыков и умений, развития ума и чувств, формирования мировоззрения и познавательных процессов.

ОБЩЕНИЕ – сложный процесс установления контактов между людьми, возникающий в процессе совместной деятельности.

ОДАРЕННОСТЬ — совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку.

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ — вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия, операции или задачи.

ОПЕРАЦИЯ — компонент деятельности, представляющий собой ряд актов, связанных друг с другом определенным образом, направленных на достижение результата.

ОЩУЩЕНИЕ— психический познавательный процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений свойств окружающего мира.

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании жизненного опыта.

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на хранение информации в течение нескольких десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.

Познавательные психологические процессы– психологические процессы, обеспечивающие познание человеком окружающего мира. К ним относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение.

Потребность – объективная нужда в чем-либо, что находится вне организма и необходимо для его функционирования.

Психика – свойство высокоорганизованной материи, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психика является предметом психологии.

ПСИХОЛОГИЯ – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

РЕФЛЕКСИЯ — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

РЕЧЬ — психический познавательный процесс обмена мыслями посредством языка.

Самовоспитание – отражает целенаправленную сознательную деятельность человека по формированию и по преодолению отдельных отрицательных качеств, привычек.

САМООБРАЗОВАНИЕ — самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте.

САМООРГАНИЗАЦИЯ — способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием, волевыми и интеллектуальными механизмами, проявляющаяся в мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения.

САМООЦЕНКА — это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ОСОЗНАННАЯ – системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно регулирующей достижение принимаемых им целей.

САМОСОЗНАНИЕ — совокупность представлений человека о самом себе (Я-концепция) и отношение к ней (самооценка).

САНГВИНИК — тип темперамента, характеризующийся сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы.

Сознание – высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс и результат усвоения ребенком социального опыта.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – качество личности, проявляющееся в нравственной зрелости, активной жизненной позиции.

СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

СТРАСТЬ— сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.

СТРЕСС — неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

СУБЪЕКТ — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности.

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ (самоменеджмент) — техника правильного использования времени.

ТАЛАНТ— высокая степень одаренности, обеспечивающая достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

ТЕМПЕРАМЕНТ — динамические характеристики психической деятельности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.

ТЬЮТОР (от англ, tutor — репетитор, куратор, воспитатель в образовательном учреждении) — 1) педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых; преподавательская должность в некоторых университетах. 2) индивидуальный научный руководитель студента.

УМЕНИЕ— способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.

УСПЕХ — выполнение, достижение цели.

УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — характеристика деятельности, включающая в себя производительность труда, качество продукции, скорость, безошибочность трудовых действий и др.

ФЛЕГМАТИК – тип темперамента человека, характеризующийся сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы.

ФРУСТРАЦИЯ— эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Характер – совокупность устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования на жизненные обстоятельства.

Холерик – тип темперамента, характеризующийся сильным, подвижным, неуравновешенным типом нервной системы.

ЧТЕНИЕ ПРОЦЕССНОЕ — чтение захватывающее, чтобы провести время.

ЧТЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТНОЕ — чтение для достижения поставленных целей

ЧУВСТВО — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.

ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — зрительная память на образы, характеризующаяся способностью их сохранять и воспроизводить в течение достаточно длительного времени.

ЭКСТРАВЕРСИЯ— обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии.

ЭМОЦИИ— элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

ЭМПАТИЯ — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец оформления титульного листа контрольной работы

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»   Кафедра философии   Тема: «Конфликт: психологическая сущность, влияние на самоорганизацию» Контрольная работа по дисциплине «Психология самоорганизации и самообразования»     Проверил: доцент А.И. Философов   Выполнил: студент 1 курса А.А. Бакалавров (направление «Агроинженерия», профиль «ТСА» шифр 16008)     Ижевск, 2016  

 

Образец написания оглавления

Введение…………………………………………………………………3

Понятие конфликта……………………………………………………………………….4

Виды конфликтов ………………………………………………………………………..6

Функции конфликтов……………………………………………………………………9

Влияние конфликта на самоорганизацию……………………………11

Заключение…………………………………………………………………………………13

Литература………………………………………………………………14

Практическое задание…………………………………………………..15

Словарь ключевых слов по работе…………………………………………….….16

Образец оформления списка литературы

А. Если один автор:

Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2014. – 592с.

Б. Если группа авторов:

Первин, Л. Психология личности: теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. – М. : Аспект Пресс, 2013. – 378с.

В. Если нет автора:

Психология и этика делового общения : учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 327с.

Г. Если статья из журнала:

Айнштейн, В.Г. Преподаватель и студент. Вопросы общения / В.Г. Айнштейн. // Высшее образование в России. – 2015. — №1. – С. 87 – 95.

Д. Интернет-ресурс

Березин, Ф.Б. Особенности психической адаптации и профессиональная успешность / Ф.Б. Березин // Березин Ф.Б. Персональный сайт. — URL: http://berezin-fb.su/mikrosoc_vzaimodejstvie_profaspekty_adaptacii/adaptacija-i-professionalnaja-uspeshnost

Учебное издание