Утверждено
Постановлением КДНиЗП РМ
№__ от __ октября 2011 года
Методические рекомендации
по проведению республиканского родительского собрания
с единой повесткой дня
«Защита прав и достоинства ребенка в семье»
Республиканское родительское собрание с единой повесткой дня «Защита прав и достоинства ребенка в семье» проводится в целях предупреждения нарушений прав ребенка в семье, профилактики семейного насилия и жестокого обращения с детьми, социального сиротства и семейного неблагополучия, суицидального поведения несовершеннолетних, повышения ответственности родителей за воспитание и образование детей, защиту их прав и законных интересов.
Подготовка к собранию:
1. Провести исследования мотивов воспитания и родительских позиций, используя методы «Сочинение» и «Неоконченный рассказ». Родителям предлагается написать сочинения на темы: «Я как родитель», «Портрет моего ребенка», которые потом анализируются и оцениваются психологом (классным руководителем, социальным педагогом).
Метод «Неоконченный рассказ» позволяет использовать проективное моделирование ситуации, в которой проявляются важные компоненты взаимодействия родителей и ребенка. Завершая рассказ, родители проецируют свое отношение к ребенку. Анализ этой работы используется в процессе собрания.
2. В рамках подготовки к собранию возможно проведение анкеты «Семейное насилие глазами детей» (прилагается), а также исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях по опроснику №1 (для ребенка) и №2 (для родителей).
3.В зависимости от возраста детей есть целесообразность провести конкурс рисунков «Моя семья», по итогам которого организовать на собрании выставку детских работ.
4. С помощью школьной библиотеки необходимо оформить к собранию выставку законов и нормативно-правовых актов (Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об опеке и попечительстве», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законы и нормативно-правовые акты по проблемам семьи, материнства и детства Республики Мордовия, другая литература), а также литературы по проблемам воспитания и формирования родительско-детских отношений.
Изучение взаимоотношений между детьми в семье
... литературы. 1. Теоретические проблемы взаимоотношений между детьми в семье 1.1 Понятие о семье в психологии и педагогике семья педагог родитель взаимоотношение Что такое семья? Как она возникает? Семейный кодекс ... семьи в трудовой, гражданской, семейной отрасли права и т. д. По своей сути, базовая ячейка общества является системой отношений, связывающих между собой жену и мужа, детей и родителей, ...
5. К собранию рекомендуется подготовить памятку и десять заповедей для родителей, которые в конце собрания рекомендуется раздать родителям.
6. Считаем также целесообразным оформить в каждом образовательном учреждении информационные стенды «Не оставайтесь наедине со своими проблемами, обратитесь за помощью», в которых дать полную, подробную информацию о действующих в районе, республике службах, оказывающих помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
План собрания:
а) Ознакомление с планом собрания.
б) Представление специалистов, участвующих в собрании.
в) Доклад «Основные направления работы по реализации прав ребенка в семье».
— Право на защиту от всех форм жестокого обращения;
— Право на жизнь и охрану здоровья;
— Право на образование;
— Право на игру;
— Право на сохранение своей индивидуальности;
— Защита прав и достоинства ребенка в законодательных актах.
г) Принятие решения собрания.
Ход родительского собрания
Педагог: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинства ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.
Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?». «Семья – группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведова).
Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья , невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их только через детей. Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых-родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом.
Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.
Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и образовательном учреждении.
« Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», — констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире.
Нормативные основы защиты прав детства
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2
... покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из граждан ... е. самостоятельно, могут приобретать не все, а только определенный круг гражданских прав. Другие же права они вправе приобретать только с согласия родителей, усыновителей или попечителей или ...
— Декларация прав ребенка (1959);
— Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
— Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в декларации, провозглашаются права детей : на имя, гражданство, любовь, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка . На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:
— на воспитание;
— на развитие;
— на защиту;
— на активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, из развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.
Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Законы «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об образовании» и другие.
Семейный Кодекс РФ — документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.
Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляет глава11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».
В Семейном Кодексе РФ закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».
В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» . Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств, и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).
8. психологические особенности детей, переживших насилие
... новыми, более продуктивными моделями. Без такой глубокой психологической работы детям, пережившим трагедию насилия, трудно возродиться к жизни, поверить ... голодом по любви и теплу. Не удивительно, что дети, пострадавшие от насилия, испытывают трудности с самоуважением, самопринятием ... смогут выжить и, чтобы получить эту помощь и защиту, полностью отказываются от себя, растворяются в других. Задачи ...
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
— обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст.6);
— защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);
-обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);
— признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.24);
— защиту ребенка от сексуального посягательства (ст.34);
— защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст.37);
— меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
— за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);
— за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст.150 – 157).
Семейный Кодекс РФ гарантирует:
· право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);
· право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
· меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);
· немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).
Закон «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст.56).
Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам. Реализация прав ребенка включает:
· защиту его от всех форм жестокого обращения;
· права на охрану жизни и здоровья,
· защиту его права на образование,
· права на игру,
· права на сохранение своей индивидуальности.
Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения. Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку.
По определению профессора М.Р. Рокицкого, председателя подкомитета по охране материнства и детства Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту, «под жестоким отношением» к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребенком. Сюда же относится физическое состояние организма ребенка (переохлаждение, истощение и т.д.), связанное с необеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, медицинская помощь и т.д.).
Роль общения ребенка раннего возраста со взрослыми
... впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулирует предметами, выполняют все ... людьми. Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка /подтверждением того являются дети – маугли. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: ...
По определению доктора медицинских наук, профессора Т.Я. Сафоновой, «под жестоким обращением» и пренебрежением основными нуждами ребенка понимаются любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода. Из этих определений видно, что «жестокое обращение» включает действия, которые взрослые совершают по отношению к ребенку, и вред, который эти действия наносят ему.
По мнению профессора М.Р.Рокицкого, под безответственным отношением к детям понимается умышленное или по причине халатности создание условий, представляющих реальную опасность для ребенка: тяжелые телесные повреждения, вплоть до смертельных. В чем заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество. Одна их основных — приверженность традициям «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребенка в случаях неприемлемого поведения детей. Другая причина – высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры. Наказал – и, по мнению взрослого, проблема решена. Но, вероятно, самая важная причина – незнание родителями других, оптимальных методов воздействия. Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок. Насилие в отношении ребенка чаще встречается в неблагополучных семьях, где являются частью семейных отношений, где алкоголизм снимает нравственные запреты или происходит частая смена социальных партнеров у матери в неполных семьях; в дисфункциональных семьях, где на старших детей перекладываются обязанности взрослых по отношению к младшим.
Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных семьях. Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления.
В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика. Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.
Взаимоотношения детей и родителей в семье
... нашей школы и их родители. Каждый ребенок имеет родителей, которые несут определенную ответственность по его содержанию и воспитанию. Права и обязанности родителей узаконены в Семейном ... «при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключить пренебрежительное, жестокое, ...
В России в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое наказание.
Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм, в результате чего у ребенка возникает нарушение физического или психического здоровья и развития. Однако часто физическое наказание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к животным.
Один из самых разрушительных видов насилия – психологическое (эмоциональное) насилие.
Эмоциональное насилие – это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы, отсутствие должного внимания и заботы, любви. Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время в статье 63 Семейного кодекса РФ оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.
Хочется предложить правила для взрослых:
Семь правил для взрослых
1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.
2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, – не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым. Но только одно, за все сразу, а не по одному за каждый.
Наказание – не за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за поступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.
Презентация на тему: Освобождение от наказания
... может быть полностью или частично освобождено от отбываниядополнительного вида наказания. Условия •Виды наказания содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы ... 205.2 и 210 настоящего Кодекса; •не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за преступленияпротив половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста. • ...
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что нарушением прав ребенка можно считать:
· . Лишение свободы движения.
· . Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст.156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
· Применение физического насилия к ребенку.
· Унижение достоинств ребенка – грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм).
· Угрозы в адрес ребенка.
· Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
· Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
· Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Право ребенка на жизнь и здоровье.
Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).
В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующее охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».
Закон Республики Мордовия от 12 октября 2009 года №66-З «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Мордовия», ограничивающий пребывание детей без сопровождения взрослых в ночное и вечернее время в общественных местах, направлен также на защиту жизни и здоровья несовершеннолетних.
Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства – критический период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье. Совершенно очевидно, что необходимость сохранять и улучшать здоровье детей является первостепенной, причем участниками этого процесса должны быть все взрослые как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении
Право ребенка на образование
Статьи 28-29 Конвенции о правах ребенка определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в соответствии с государственными стандартами. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса.
Право ребенка на игру
«Игра – ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», – утверждает Декларация прав ребенка.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
Д.Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать – в силу особенностей своего возраста и характера. Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? (высказывания родителей).
Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники. Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры…Призываем Вас изьять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши!». Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.
Право ребенка на сохранение своей индивидуальности «Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение индивидуальности»(ст.8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность. Таким образом, защита прав ребенка, обеспечение выполнения нормативно-законодательной базы требует участия всех: как родителей, так и педагогов.
Для защиты прав детей в Российской Федерации созданы специальные институты (их необходимо перечислить и коротко о них рассказать).
· Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
· Уполномоченный по правам ребенка при Главе Республики Мордовия
· Органы опеки и попечительства (администрация ГО Саранск)
Копия 2 распр.нарушения у детей
... желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, ... В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии. По мнению ... авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, ...
· Органы прокуратуры
· Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Республиканская и районов и городского округа Саранск)
· Общественный инспектор по охране прав детства образовательного учреждения
· Отделение по делам несовершеннолетних полиции
· Детский телефон Доверия с единым общероссийским номером и другие телефоны доверия, действующие в Республике Мордовия
· Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Республике Мордовия
· Другие правозащитные органы и общественные организации
В ходе собрания перед родителями могут выступить специалисты по вопросам обсуждаемой проблемы, принимающие участие в собрании.
По итогам разговора на родительском собрании принимается решение:
1. Принимать ребенка таким, какой он есть, и любить его.
2. Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем.
3. Не допускать нарушения прав ребенка в семье.
4. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
5. Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым.
6. Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.
В завершении собрания его участникам раздаются «Памятки»:
1. Памятка «Десять заповедей для родителей».
2. Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье.
II. Тестовые материалы для использования при подготовке к собранию.
1. Анкета «Семейное насилие глазами детей».
2. Примерный вопросник при выявлении семейного насилия.
3. Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях
а) Опросник №1 (для ребенка)
б) Опросник №2 (для родителей).
Приложения
Памятка «Десять заповедей для родителей»
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы или таким, как Вы хотите. Помогите ему стать самим собой.
2. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
4. Не относитесь к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будьте уверены, ему она тяжела не меньше, чем Вам, а может и больше, поскольку у малыша нет опыта.
5. Не унижайте!
6. Не забывайте, что самые важные встречи человека – это встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Старайтесь сделать для ребенка как можно больше. Но не мучайтесь, если не можете сделать для него все.
8. Ребенок – это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала Вам на хранение и развитие в нем творческого огня.
9. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы делали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с Вами.
Памятка для родителей
по защите прав и достоинства ребенка в семье
1. Принимать ребенка таким, какой он есть и любить его.
2. Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше всего по восемь раз в день.
3. Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
4. Верить в лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его.
5. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
6. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
7. Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.
8. Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать – не наказывайте.
9. За один раз – может быть одно наказание. Наказан – прощен.
10. Ребенок не должен бояться наказания.
11. Если ребенок своим поведением вызывает у Вас отрицательные переживания – сообщайте ему об этом.
12. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.
13. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
14. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.
Любите своего ребенка!
Тестовые материалы.
1. Анкета «Семейное насилие глазами детей»
Будем признательны тебе за искренние и полные ответы!
Вопросы анкеты:
Как часто ты проводишь свободное время со своими родителями (нужное подчеркнуть)?
— каждый день;
— один раз в неделю;
— один раз в месяц;
— другое ________________________________________________
Кому из членов семьи ты мог бы доверить свои секреты (нужное подчеркнуть)?
— маме;
— папе;
— брату;
— сестре;
— бабушке;
— дедушке;
— никому;
— кому-то другому (укажи кому) ___________________________
За что наказывают тебя твои родители?
— за плохие отметки в школе;
— за пропуски занятий;
— за то, что не прибрал (а) в квартире;
— за то, что не вовремя вернулся(лась) вечером с прогулки;
.-за плохое поведение;
— другое (укажи, что именно) _____________________________
Какой вид наказания чаще всего используют твои родители?
— ругают за проступок;
— порют ремнем;
— лишают карманных денег;
— не разрешают общаться с друзьями (подвергают домашнему аресту);
— запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере;
— никогда не наказывают;
— другое (укажи, что именно) ______________________________
Согласен ли ты с методами наказаний своих родителей?
— да;
— скорее да, чем нет;
— нет;
— скорее нет, чем да
Будешь ли ты наказывать своих детей, когда станешь взрослым?
За что? _______________________________________________
По твоему мнению насилие – это (нужное подчеркнуть)
— унижение одного человека другим;
— причинение физического вреда другому человеку;
— подчинение себе другого человека;
— другое (укажи, что именно) _____________________________________________
Как ты относишься к насилию (нужное подчеркнуть)?
— осуждаю насилие;
— скорее осуждаю насилие, чем нет;
— отношусь нейтрально;
— допускаю, что в некоторых случаях оно возможно;
— решительно отстаиваю права детей, женщин, мужчин, пожилых людей.
Как ты думаешь, какие виды насилия встречаются в современной семье (нужное подчеркнуть)?
— физическое насилие;
— психологическое насилие (пренебрежение нуждами и потребностями другого члена семьи, игнорирование мнения, высмеивание поступков и высказываний и т.п.);
— сексуальное насилие;
— экономическое насилие;
— другое (укажи).
Кто из членов семьи чаще всего, по твоему мнению, подвергается насилию (нужное подчеркнуть)?
-младшие сестры и братья;
— старшие сестры и братья;
— папа, мама;
— дедушка, бабушка;
— другое.
Какое наказание ты расцениваешь как насилие над ребенком (нужное подчеркнуть)?
— оскорбление словами;
— физическое воздействие (побои, порка ремнем, шлепки, нанесение телесных повреждений и т.п.);
— лишение удовольствия (карманных денег, прогулки с друзьями);
— запрет на деятельность, приносящую удовольствие;
— другое (укажи, что именно).
Что, по твоему мнению, может быть причиной насилия в семье?
— жизненные проблемы;
— неурядицы на работе;
— демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ;
— склонность личности к насилию;
— неуравновешенность эмоциональной сферы;
— ситуации безвыходности и отчаяния;
— алкоголизм родителей;
— другое (укажи, что именно).
Что, по твоему мнению надо сделать, чтобы избежать насилия?
Ощущаешь ли ты себя защищенным и любимым в своей семье?
В какие учреждения можно обратиться, если человек стал жертвой семейного насилия?
Какие правовые документы по защите семьи от насилия существуют в нашем законодательстве?
Нужны ли психологические тренинги и беседы по проблеме домашнего насилия? Если да, то для кого именно?
— для жертв насилия;
— для членов семьи, выступающих в качестве насильников;
— для тех и других;
— для людей, еще не столкнувшихся с этой проблемой.
О себе сообщи:
Сколько тебе лет____
В какой школе и каком классе ты учишься ____________________
Твой пол_________________________________________
Из кого состоит ваша семья_________________________________
Спасибо за работу!
2. Примерный вопросник при выявлении семейного насилия.
— Как дела дома?
— Говорил ли ваш родственник (отец, мать, другое лицо) или делал что-либо, что заставило вас думать о себе; что вы ничего не можете делать правильно; что вы бесполезны?
— Ваш партнер следит и ограничивает вас в разговоре по телефону или во встречах с друзьями и семьей?
— Ваш родственник следит или ограничивает вас в разговоре по телефону или во встречах с друзьями и семьей?
— Ваш родственник когда-нибудь угрожал причинить вам вред, вашей собственности или другим людям или вещам, которые вам дороги?
— Боитесь ли вы или когда-нибудь боялись ли вашего родственника?
— Причинял ли ваш родственник вам физическую боль (швырял вещи, срывал телефон, толкал, шлепал, бил кулаком, душил вас или принуждал к сексуальным контактам против вашей воли)?
— Вы боитесь своего родственника?
— Допустил ли ваш родственник физическое насилие по отношению к вам или угрожал физической расправой?
— Эти синяки появились в результате побоев?
— Чувствуете ли вы иногда сильную злость или то, что вы не можете принять решение?
— Что делает ваш родственник, когда он «теряет терпение»?
3. Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях
1. Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего:
а) кричат на тебя;
б) пытаются уговорить, убедить;
в) обижаются и ждут твоей реакции;
г) дают подзатыльник;
д) не обращают на тебя внимания;
е) пугают избиением, ремнем;
ж) могут ударить, избить;
з) пытаются объяснить, что ты не прав;
и) и другое ____________________________________________
2. Части ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию («разрядиться») на тебе?
а) да, часто;
б) трудно сказать;
в) иногда;
г) никогда;
д) другое ________________________________________________
3. Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:
а) стремление тебя воспитать;
б) «разрядка» их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения);
в) ссора родителей;
г) когда ты чего-то просишь, требуешь;
д) когда огорчаешь родителей;
е) желание убедить тебя в своей точке зрения;
ж) не можешь объяснить;
з) другое.
4. Как часто у родителей появляется желание (выбери)
похвалить тебя обнять поцеловать
часто часто часто
редко редко редко
никогда никогда никогда
или же, наоборот:.
избить тебя выгнать из дома запереть в темной комнате
часто часто часто
редко редко редко
никогда никогда никогда
5. При тяжелых провинностях какой вид наказания выбирает
мать_________________________ отец _______________________
Сколько тебе лет? ____Сколько лет твоей маме? ____ папе? ________
Сколько детей в семье? _________ (укажи их возраст) ______________
Опиши ситуацию праздника, радости в доме:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опросник №2 (для родителей)
1. Когда ребенок вас не слушается, вы обычно:
а) кричите на него;
б) разговариваете, уговариваете;
в) не реагируете на его оправдания, молчите;
г) можете избить;
д) даете подзатыльник;
е) пытаетесь объяснить, что он не прав;
ж) другое (что именно) ___________________________________
2. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете «разрядиться» на своем ребенке?
а) да, часто;
б) иногда;
в) трудно сказать;
г) никогда;
д) другое (что именно) ____________________________________
3. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребенка:
а) стремление воспитать;
б) «разрядка» стрессовой ситуации, не зависящей от ребенка;
в) ссора с супругом (супругой);
г) когда он чего-то требует, просит;
д) когда огорчает;
е) избиение ради избиения;
ж) желание убедить его в своей точке зрения;
з) не могу объяснить;
и) другое (что именно) ____________________________________
4. Появлялось ли иногда у вас желание (выберите)
избить ребенка выгнать из дома запереть в темной комнате
да да да
нет нет нет
иногда иногда иногда
5. Какой вид наказания вы выбираете при тяжелых провинностях ребенка?
6. Укажите, пожалуйста :
Сколько вам лет ________
Сколько детей в семье ___________
Укажите их возраст _____________________
7. Когда вы сами были ребенком и не слушались родителей, они чаще всего:
а) кричали;
б) пытались убедить, уговорить;
в) молчали;
г) использовали подзатыльники;
д) били;
е) пугали избиением;
ж) другое (что именно) ___________________________________________________
8. Опишите ситуацию радости, праздника в доме:
___________________________________________________________________________________________________