Формирование интереса к обучению на уроках литературного чтения с помощью иллюстраций

2

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические основы формирования интереса в учебной

деятельности……………………………………………………………………..5

Глава 2 Влияние иллюстраций на уроках литературы (на примере

школьников младших классов)……………………………………………….12

2.1 Психологические особенности восприятия литературных произведений

школьниками младших классов………………………………………………12

2.2 Книжные иллюстрации как вспомогательное средство при восприятии

художественных текстов школьниками младших классов………………….16

Заключение……………………………………………………………………..22

Список использованных источников…………………………………………23

3

Введение

Процесс усвоение содержания образования, развития интеллекта, как

известно, не является непосредственным отражением педагогических

воздействий. Внешнее воздействие педагога преломляется через внутренние

личность субъекта обучения, его внутренние условия. Отношение индивида с

окружающими условиями, его интересы – важнейшая характеристика

личности.

Познавательный интерес, иначе говоря интерес к учебно-

познавательному процессу, является мощным двигателем в обучении. Его

наличие дает совершаемый встречный процесс в деятельности ученика,

усиливает эффект развития, воспитания, обучения.

Эмоциональная жизнь человека тесно связана с интересом. Если он не

удовлетворяется, то вызываются отрицательные, неприятные эмоции и

наоборот.

Одним из самых значимых мотивов учения выступает познавательный

интерес. В структуре мотивационной познавательной деятельности он

раньше других мотивов осознается учащимся, указывающий на

неинтересный или интересный ему урок или школьный предмет.

Взаимодействуя с мотивом самовоспитания, социальными,

нравственными мотивами, познавательный интерес обогащает личность.

Обособленность других ценностных мотивов от познавательного может

неблагоприятно способствовать на формирование личностных качеств

ученика.

Развитие познавательного интереса обеспечивает рост сознательного

отношения к учению, развитие познавательных процессов, умению

сознательно их регулировать, ими управлять.

Развитие устойчивого, специфического интереса к тому или иному

предмету, области деятельности, отрасли знания приводит к формированию

познавательно-профессиональной направленности личности, которая

2 стр., 859 слов

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; ...

... образования детей (образовательные области): Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие. Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:с одним ребенком; с подгруппой детей; ...

определяет выбор профессии. Присутствие данного интереса стимулирует

постоянное стремление к углублению и расширению умений и знаний в

соответствующей отрасли.

Актуальность формирования познавательных интересов для построения

учебного процесса обуславливается тем, что школе нужно привить ученикам

стремление к непрерывному пополнению своих знаний с помощью

самообразования, содействовать побуждениям расширять свой специальный

и общий кругозор. Проблема познавательного интереса является

необходимым компонентом разработки таких проблем как написание

учебных пособий, воспитание самостоятельности, совершенствование в

организации урока, повышение мастерства учителя, развитие мышления

учащихся.

Одной из базовых дисциплин в школьной программе является

литература. Она расширяет кругозор, эрудированность учеников,

4

способствует развитию нравственных ценностей и многое другое. Таким

образом, перед учителем стоит вопрос: какими способами возможно

повлиять на заинтересованность учеников в изучении предмета? Одним из

таким является метод иллюстрирования, который будет рассмотрен в данной

работе.

Объектом курсовой работы является формирование интереса на уроках

литературы.

Предмет – метод иллюстрирования на уроках литературы как способ

формирования интереса у учеников.

Цель работы заключается в изучении формирования интереса на уроках

литературы с помощью иллюстраций.

Задачи:

1. изучить теоретические основы формирования интереса в учебной

деятельности;

2. рассмотреть психологические особенности восприятия

литературных произведений школьниками младших классов;

3. рассмотреть книжные иллюстрации как вспомогательное

средство при восприятии художественных текстов школьниками младших

классов.

5

Глава 1 Теоретические основы формирования интереса в учебной

деятельности

Сергей Леонидович Рубенштейн, советский психолог, под

познавательным интересом понимает особую избирательную направленность

личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается

в той или иной предметной деятельности. Федор Никанорович Гоноболин,

отечественный психолог, подразумевал под ним стремление человека

обращать на что-то внимание, познавать какие-либо явления и предметы.

Одновременно с ними Галина Ивановна Щукина, российский психолог, под

познавательным интересом подразумевала особое избирательное,

наполненное сильными эмоциями, активным замыслом, устремлениями

отношение личности к окружающему миру, к его объектам, процессам,

явлениям. Харламов Федор Иванович, академик НАН Белоруссии, говорил:

«Познавательный интерес – эмоционально окрашенная потребность, которая

прошла стадию мотивация и которая придает деятельности человека

увлекательный характер».

Разные авторы, как можно увидеть, с различных точек зрения

определяют познавательный процесс, подчеркивая разные грани феномена,

взаимно обогащая его, не противореча друг другу. Рассмотрим различные

подходы к его классификации для более глубокого изучения, к выделению

7 стр., 3066 слов

Познавательная деятельность

... учебно-познавательной деятельности или учении.[11, с. 666] Познавательная деятельность невозможна без возникновения познавательных мотивов, т.к они побуждают человека к деятельности. Познавательные мотивы ... или самим процессом учения. Для осуществления познавательной деятельности, необходимо протекание познавательных процессов. Познавательные процессы- психические явления, в своей совокупности ...

уровней познавательного интереса.

Интерес к какому-нибудь предмету, отрасли знаний, к занятию, как и

внимание, может быть непосредственным (прямым) и опосредованным

(косвенным).

В первом случае индивида привлекает сама деятельность

определенного вида, предмет. Но зачастую случается так, что ученик не

испытывает интереса к литературе, однако понимает, что для успешного

написания сочинения, в котором необходимо приводить аргументы из

литературы, он начинает читать. В данном случае к литературе проявляется

косвенный интерес. Знание учителем косвенных и непосредственных

интересов школьников помогает осуществлению индивидуального подхода.

В развитии познавательного интереса можно выделить ряд уровней:

любознательность, любопытство, творческий интерес, собственно

познавательный интерес. Данные уровни определяют различную степень

избирательной направленности, степень влияния познавательного интереса

на личность и избирательного отношения к предмету.

Теперь рассмотрим уровни немного подробнее.

Любознательность носит поисковый характер, который связан с

желанием проникнуть все более основательно в предмет. Импульс

активности исход от самого ученика, а не со стороны, что в корне меняет

характер интереса. Такой интерес не гаснет с окончанием той или иной

ситуации, она принуждает все более глубже погружаться в деятельность.

Таким образом, ученик начинает дополнительно заниматься

самообразованием (к примеру, внеклассное чтение дополнительной

6

художественной литературы).

Таким образом, сам субъектом деятельности

становится сам ученик.

Любопытство является элементарной стадией познавательного процесса.

Оно определяется только внешними обстоятельствами, которые привлекают

внимание человека. Здесь нет подлинного стремления к познанию, однако

любопытство может стать его толчком. Человек в данном случае – пассивный

объект внешнего воздействия. Интерес этого уровня – фрагментарный,

поверхностный, ситуативный, который связан с переживанием своего

отношения к предмету в данный момент. Любопытство особенно присуще

для школьников младших классов, когда вступающему в жизнь интересно

все. Любопытство в подростковом возрасте совсем не исчезает, а

приобретает иную форму, поле действия суживается.

Творческий интерес – уровень познавательного интереса, когда ученик

стремится осуществить творческую, самостоятельную, поисковую

деятельность. Это зачастую узкий интерес к конкретной отрасли знаний,

которая переходит в профессиональный интерес.

В разные периоды жизни можно выделить предпочтительный уровень

развития познавательного интереса, хотя переход с более низкого уровня на

более высокий очень высокий очень индивидуален.

У школьников младших классов данный интерес имеет яркую

эмоциональную окраску. Этот интерес к описаниям, впечатлениям,

наблюдениям. Познавательный интерес подростков в высокой мере

определен новообразованием этого возраста – стремление к

самостоятельности, стремление к взрослению. Познавательный процесс в

этом возрасте связан с желанием проникнуть в основание знаний, в

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... исследовании поведения действием. Современные отечественные и западные авторы предлагают улучшить ситуацию при помощи учета следующих факторов: создание надежного и чувствительного инструмента ... стратегии совладания — проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.). Исследователей другого, ...

существующие закономерности, хотя не освободился еще от интереса к

фабуле.

В старших классах многое в познавательном интересе остается от

подросткового уровня, однако сам ученик меняется, направленность его

интересов. Появляется острый интерес к человеку, к его предназначению, к

сверстникам, к взрослым, к будущей специальности, к противоположному

полу. Расширение круга обуславливает некоторое снижение познавательного

интереса у старших школьников. Но, тем не менее, познавательный интерес

оказывает значительное влияние на жизненные планы школьников старших

классов, на выбор специальности.

Среди объективных факторов, которые оказывают влияние на

познавательный интерес, можно выделить следующие:

1. Длительность изучения однородного по содержанию учебного

материала. Уровень интереса учащихся при этом убывает с увеличением

времени прохождения материала.

2. Промежуток времени, на котором не происходит заметного

снижения интереса, наиболее благоприятен для обучения. Его величина была

определена опытным и составила в среднем 15-20 минут урока. Если мы

хотим в течение некоторого продолжительного времени, например

7

нескольких уроков, сохранить интерес учащихся к данному материалу, то

нужно прилагать дополнительные усилия, которые направлены на его

поддержание. Это можно сделать с помощью проблемной ситуации,

использования материалов занимательного или исторического характера,

решения прикладных задач, рассмотрения приложений и так далее.

3. Интерес к обучению зависит от объема изучаемого однородного

материала, а не только от времени. При этом зависимость примерно такая

же, как и зависимость интереса от времени.

4. Трудность изучаемого материала также существенно влияет на

интерес к обучению. Причем при достаточно высокой трудности интерес

может совсем исчезнуть. Например, если ученикам была предложена задача

слишком высокой трудности, которая превышает их возможности, то интерес

к последующему обучению резко снижается.

5. Интерес зависим и от уровня понимания учащимися предлагаемого

материала. Для появления заинтересованности учащихся достаточно совсем

небольшого понимания. Более того, неполное понимание, желание понять и

разобраться приводит к увеличении интереса и, наоборот, после того, как

материал понят, интерес к нему снижается.

Интерес обладает свойством локальной устойчивости, прояляющеесяв

том, что, во-первых, после появления интереса он сохраняется в течение

некоторого времени и без приложения дополнительных усилий на его

сохранение; во-вторых, после снижения интереса к данному объекту его

очень трудно поднять на прежний уровень, восстановить; в-третьих, интерес

к какому-либо объекту вызывает интерес и к близким объектам, но его

величина быстро уменьшается при удалении объектов.

Объекты, которые расположены вблизи данного объекта, будем

называть зоной интереса данного объекта, если этот интерес на них

распространяется.

При переключении внимания учащихся с одного объекта на другой,

20 стр., 9630 слов

Использование современных информационных технологий с целью повышения ...

... исследования: «Использование современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности». Объект исследования: образовательный процесс в начальной ... обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, — продолжает Т.Е.Соколова, — насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием ...

который находится вне зоны интереса данного объекта, интерес с первого

объекта на второй переносится автоматически. Более того, величина интереса

при таком переключении существенно снижается, в некоторых случаях и до

нуля.

Величина скачка зависит от удаленности объектов друг от друга.

Например, учитель может вызвать интерес учащихся, используя

занимательный материал. Однако, если этот занимательный материал не

связан непосредственно с темой урока, после его рассмотрения интерес

материалу урока не наступает, и даже, наоборот– занимательный материал

мешает выработке интереса к основному материалу урока, отвлекает

учащихся.

Интерес обладает свойством «иррадиации» – способность

распространяться от ученика или учителя, проявляющего повышенный

интерес, к другим ученикам. Так, увлеченность учителя вызывает ответную

реакцию учеников, и, наоборот– вялый ответ ученика или неинтересное

8

объяснение учителя приводит к снижению интереса у всего класса. Поэтому

учителю необходимо стремиться не только к тому, чтобы его объяснения

были увлекательными, но и к тому, чтобы объяснения и ответы самих

учеников не оставляли класс равнодушным. С этой целью в старших классах

следует шире практиковать индивидуальные задания творческого характера.

На какой же основе рождается и укрепляется интерес к познанию в

учебном процессе?

Обратимся к рассмотрению условий, содействующие тому, что

познавательный интерес становится действенной силой формирования

личности школьника в учебном процессе.

Школа не в состоянии вооружить молодого человека всеми

достижениями современной науки. Темпы развития научных знаний –

велики, а масштаб их грандиозен. Поэтому главная социальная задача

современного обучения – расположить личность подрастающего человека к

самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению

углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные

мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес, а не

только дать широкое образование.

Развивающее обучение и формирование устойчивого, глубокого,

познавательного интереса– задачи, которые органично проникают друг в

друга. Познавательный интерес во всех его многомерных появлениях можно

рассматривать как частицу развивающего обучения тонко и остро

реагирующего на все его отклонения и подъемы.

Если говорить об общих требованиях развивающего обучения, на

протекание которого предельно ясно реагирует познавательный интерес, то,

опираясь на специальные исследования, на многовековой опыт прошлого и

практику современного опыта, можно говорить о тех доминирующих

условиях, соблюдение которых способствует и укреплению познавательного

интереса.

Максимальная опора на активную мыслительную деятельность

учащихся. Главной почвой для развития познавательных возможностей и сил

учеников, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются

17 стр., 8467 слов

Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения ...

... мозга. Данная курсовая работа по теме «Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи» включает ... для детей с ТНР. Представлены выводы по результатам исследования. Предмет исследования – обучение младших школьников (учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи) письму посредством применения ...

ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска,

размышления, догадок, ситуации противоречивости суждений, ситуации

мыслительного напряжения, столкновений различных позиций, в которых

необходимо разобраться самому, встать на определенную точку зрения,

принять решение.

Второе условие, которое обеспечивает формирование личности в целом

и познавательных интересов, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на

оптимальном уровне развития учащихся.

Исследования, которые проверяют эффект дедуктивного пути в

познавательном процессе, также показали, что индуктивный путь,

считавшийся до известного времени классическим, не может полностью

соответствовать оптимальному развитию учеников. Путь обобщений,

9

отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые процессы и

явления, – это путь, который в освещении множества разделов и запросов

науки способствует более высокому уровню усвоения и обучения, так как

опирается на оптимальный уровень развития современного школьника.

Именно это условие и обеспечивает углубление и укрепление

познавательного интереса на основе того, что обучение оптимально и

систематически совершенствует деятельность познания, ее умений, его

способов.

В практическом процессе обучения учителю приходится иметь дело с

тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству навыков и умений в

своей области.

При всем разнообразии предметных умений выделяются и те общие,

которыми ученик может руководствоваться вне зависимости от содержания

обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой),

обобщать и анализировать, умение систематизировать учебный материал,

выделять основное, существенное, логически строить ответ, приводить

доказательства и так далее. Эти обобщенные умения основаны на комплексе

регулярных и эмоциональных процессов. Они и составляют те способы

познавательной деятельности, позволяющие мобильно, легко, в различных

условиях пользоваться знаниями и за счет прежних приобретать новые.

Операционная сторона обучения не в меньшей мере, чем

содержательная, сопряжена с мотивационной. Именно из нее, из

оперирования знаниями, из активных действий поступают импульсы,

которые укрепляют познавательный интерес. Догадка, ловкость, умелость,

смышленость раскрываются в этом оперировании со всей полнотой, и чем

полнее они раскрываются, тем в большей мере получает ученик от своей

деятельности эмоциональное удовлетворение.

Познавательный интерес ученика не может крепнуть и развиваться, если

операционная сторона учения остается постоянной. В ней обязательно нужно

8 стр., 3652 слов

Речевая деятельность учащихся в системе изучения литературной темы

... критических диалогах, старшеклассники сопоставляют свое восприятие отдельных произведений писателя, поэта, размышляют над ... развивают концепцию учительской лекции. Речевая деятельность участников такого диалога заключается в ... учащиеся еще не знают, получится ли диалог-спор или диалог-согласие, когда один будет дополнять, обогащать впечатления, высказанные собеседником. В хорошо подготовленном классе ...

поступательное движение. Только тогда ученик, оценив свои возросшие

силы и возможности, сознает, что теперь он по-новому, по-другому, легче,

лучше, сноровистей, скорее действует в учебной обстановке. В этом

овладении все более совершенными умениями, позволяющими решать более

трудные задачи познания, постоянном усложнении учебного труда, и состоит

суть развивающего обучения, которое неуклонно укрепляет познавательные

интерес, силы и стремления школьника.

Положительный эмоциональный тонус учебного процесса,

эмоциональная атмосфера обучения– третье важное условие.

Благополучная эмоциональная атмосфера учения и обучения сопряжена

с 2 главными источниками развития школьника: с общением и

деятельностью, которые создают тонус личного настроения ученика и

рождают многозначные отношения.

Оба эти источника не изолированы друг от друга, они все время

взаимодействуют в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, которые

10

поступают от них, различны и различно влияние их на личность: одни из них

непосредственно влияют на интерес к знаниям и познавательную

деятельность, другие – опосредованно.

Между тем далеко не каждый учитель задумывается над всеми

нюансами создания этой благополучной обстановки.

Один учитель со всей решительностью пресекает заглядывание в

тетрадь соседа, подсказки, другой содействует тому, чтобы при затруднениях

ученик обращался к товарищу.

Один подчеркивает главным образом слабости ученика, укоряет его за

то, что он плохо учил, используя эмоциональную силу отметки, другой, ставя

ту же самую отметку, рисует перед ним лучшую перспективу, к достижению

которой он может стремиться, пытается показать ученику его еле видимые

сдвиг.

Разные и подчас прямо противоположные суждения учителя об учебной

деятельности ученика могут создавать диаметрально противоположный

эмоциональный тонус учения, способствовать созданию атмосферы

негативизма, неуверенности, боязни или его благополучному протеканию.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной

деятельности учащихся – главнейшее условие развития личности ученика в

учебном процессе и формирования познавательного интереса. Это условие

связывает весь комплекс функций обучения – образовательной,

воспитывающей, развивающей и оказывает опосредованное и

непосредственное влияние на интерес. Из него вытекает и четвертое важное

условие, которое обеспечивает благотворное влияние на личность в целом и

на ее интерес, – благоприятное общение учебном процессе.

Обучение представляет собой сложный процесс общения учеников

между собой, учителя с учащимися. Влияние общения трудно измерить, но

можно видеть в реальной действительности.

Общение учащихся друг с другом и с учителями создает

многообразнейшую гамму отношений, опосредованное влияние которых на

интерес к учению велико.

Стремление к общению с желанными учителям, с товарищами само по

себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать

укреплению познавательного интереса.

13 стр., 6355 слов

Карен Хорни и её книга Невротическая личность нашего времени

... практики Хорни вынесла убеждение в том, что психическую деятельность человека невозможно адекватно объяснить его биологической природой. Она ... осознают того, что это лишь их собственное искаженное восприятие; напротив, они полагают, что весь мир ополчился против ... образом социальными факторами. В 1937 г. вышла ее первая книга — «Невротическая личность нашего времени», посвященная анализу роли ...

Общение с товарищами, как об этом говорят материалы массовых

опросов, является значительным фактором, который привлекает учащихся к

школе. В меньшей степени, но также не нейтрально влияние на

положительное отношение к учению общение с учителями.

До настоящего времени среди компонентов, которые составляют

мастерство учителя, высоко ценится его методическая подготовка и

эрудиция. А между тем и практика, и наука с достаточной очевидностью

утверждают, что действительное мастерство учителя состоит именно в том,

чтобы сделать учение для школьника желанным, важнейшей духовной

11

потребностью, необходимым. И путь к этому лежит через интерес. В этом

отношении учитель располагает очень большими возможностями:

1. при помощи совместного решения проблемных вопросов, задач

учитель сплачивает коллектив в самой значительной деятельности

школьника – в учении;

2. своими методическим мастерством и эрудицией учитель может

вызвать коллективную мысль, сопереживания по поводу неудач и успехов

товарища;

3. он в состоянии мобилизовать общественное мнение и в области

непосредственного воздействия на товарища (укрепление его авторитета

либо осуждение нерадивого отношения к делу, и в области решения сложных

социальных проблем;

4. учитель может использовать индивидуальные возможности каждого

для умножения коллективных успехов;

5. он может, опираясь на коллектив, апеллировать к высоким

моральным образованиям учащихся: к чувству чести, достоинства, гордости;

6. наконец, создание многообразных межличностных и деловых

отношений (взаимной зависимости, ответственности, дружеской поддержки

и взаимной помощи).

Все это очень значимые инструменты, которые на процесс обучения, на

формирование личности и ее познавательные интересы.

Таким образом, можно увидеть, что формирование интереса учеников к

учебной деятельности достаточно сложный процесс, который требует не

мало усилий со стороны учителя. Существует достаточно много факторов и

условий, которые способствуют его развитию. Преподавателю необходимо

грамотно подходить к плану своей работы, учитывать специфику класса,

которому он преподает.

12

Глава 2 Влияние иллюстраций на уроках литературы (на примере

школьников младших классов)

2.1 Психологические особенности восприятия литературных

произведений школьниками младших классов

Зинаида Ивановна Романовская, автор книги «Литературное чтение.

Живое слово», отмечает, что особый вид деятельности, являющийся

восприятием художественного произведения, «надо рассматривать как

длительный, постоянно углубляющийся и расширяющийся процесс, в

котором отражаются развитие, духовный рост читателя» [1].

Михаилом Ростиславовичем Львовым, методистом по русскому языку,

были подробно описаны психологические особенности восприятия

художественного произведения школьниками младших классов. Так,

противопоставляя квалифицированного и неквалифицированного читателя,

он пишет, что раскодирование графических знаков не вызывает затруднений

у квалифицированного читателя, все усилия он тратит на осознание образной

9 стр., 4396 слов

Значение иллюстрации для восприятия ребенком содержания книги

... психолого-педагогические особенности развития и значения восприятия. .Методику использования разнообразных иллюстраций для восприятия содержания книги. 1. Психолого-педагогическая характеристика развития детей ... дошкольного возраста. О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - ...

системы произведения, на уяснение его идеи и своего собственного

отношения к ней. Однако ученик младшего класса еще не владеет навыком

чтения в достаточной степени, поэтому для него преобразование

графических знаков в слова — довольно трудоемкая операция, часто

затмевающая все остальные действия, и чтение, таким образом, не

становится общением с автором произведения, а превращается в простое

озвучивание. Ребенок, воспринимая произведение на слух, сталкивается с

уже озвученным содержанием и озвученной формой. Через форму, которая

предъявляется исполнителем, ориентируясь на интонацию, мимику, жесты,

ребенок проникает в содержание произведения.

Лилия Николаевна Рожина, академик Международной академии наук

высшей школы, писала, что «полноценное восприятие художественного

произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой

сложный процесс, непременно включающий возникновение того или иного

отношения, как к самому произведению, так и к той действительности,

которая в нем изображена» [2].

Психологи считают, что учащиеся начальных классов проявляют два

типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип

отношения — эмоционально-образный, представляющий собой

непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, которые

стоят в центре произведения. Второй — интеллектуально-оценочный — зависит

от читательского и житейского опыта ребенка, в котором присутствуют

элементы анализа.

Таким образом, возрастная динамика понимания художественного

произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания

конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее

к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к

13

нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные

установки.

Уровень восприятия ребенком литературного произведения

определяется на основе анализа результатов читательской деятельности.

Трудность в определении уровня восприятия произведения обуславливается

как и неповторимостью и своеобразием, возможностью их разной трактовки,

так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его

сторон, и прежде всего воображения, эмоций и мышления. Основной

критерий, который позволяет определить уровень восприятия произведения,

— степень образного обобщения и образной конкретизации. Этот критерий,

который был выдвинут Натальей Дмитриевной Молдавской, учитывает

способность к восприятию художественного образа в единстве абстрактного

и конкретного, типичного и индивидуального. Под образной конкретизацией

понимается способность читателя на основе художественных деталей

воссоздать в своем воображении целостный образ. Образное обобщение

предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, которая

описана автором, читатель видит обобщенный смысл, проблему, которая

поставлена в произведении.

Поскольку художественный текст допускает возможность различных

трактовок, принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии.

М.П. Волошина под полноценным восприятием понимает способность

читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику

эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, которые созданы

писателем, размышлять над мотивами, последствиями поступков

персонажей, обстоятельствами, определять авторскую позицию, оценивать

героев произведения, осваивать идею произведения, иначе говоря находить в

своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное

восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного

развития [3].

Ольгой Ивановной Никифоровой, советским филологом, были

определены следующие уровни восприятия художественного произведения:

понимание его предметной стороны; осмысление идейно-образного

содержания произведения, приводящее к оценке прочитанного, к осознанию

главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений;

понимание подтекста и системы художественных образов и средств.[4].

Согласно исследованиям Н.Р. Львова существует два уровня восприятия

художественного произведения, характерных для учащихся 1-2 классов и 3-4

классов.

Учащиеся 1-2 классов не могут без помощи взрослого, самостоятельно

осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по

описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а

воспринимают его только на эмоциональном уровне: «смешно», «страшно»;

читатель шести — восьми лет не осознает, что в художественном

произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение

14

автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская

позиция, а значит, и не замечается форма произведения. Читатель этого

уровня подготовки не может оценить соответствие содержания и формы.

Учащиеся 3-4 классов уже приобрели некоторый читательский опыт, их

жизненный багаж стал значительнее. Как читатели они проявляют себя уже

на более высоком уровне. Они способны самостоятельно уяснить идею

произведения, если ранее обсуждалось произведение похожей структуры и

его композиция не осложнена. Воображение этих учащихся достаточно

развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект,

если для его описания использованы освоенные языковые средства. У

учащихся, которые находятся на данном уровне, появляется сопереживание

автору, то есть они разводят позицию автора и свою собственную

читательскую позицию. Они могут без посторонней помощи уяснить

формальные признаки произведения, если ранее в свой читательской

деятельности уже наблюдали подобные изобразительно-выразительные

приемы. Таким образом, ученики могут испытать удовольствие от

восприятия формы, оценить и заметить случаи соответствия форы и

содержания.

В этом возрасте появляется новая тенденция в читательской

деятельности: ребенок не удовлетворяется только эмоциональной,

чувственной реакцией на прочитанное, он стремится для себя логически

уяснить читаемое.

Наряду с уровнями, которые выделены и описаны М.Р. Львовым,

существует классификация Н.Д. Молдавской [5], согласно которой для детей

младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия.

Уровень восприятия художественного произведения, как уже было оговорено

выше, устанавливается на основе результатов читательской деятельности

(ответов на вопросы и постановки вопросов к тексту произведения).

Поэтому

уровни восприятия, которые выделены Н.Д. Молдавской, описываются с

точки зрения не способности или способности учащихся выполнять

указанные виды деятельности. Рассмотрим уровни восприятия, начиная с

наиболее низкого.

1. Фрагментарный уровень.

У детей, которые находятся на данном уровне, отсутствует целостное

представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных

событиях, они не могут установить связи между эпизодами.

Непосредственная эмоциональная реакция при слушании текста или чтения

может быть достаточно точной и яркой, но дети затрудняются в словесном

выражении своих чувств, не связывают свои переживания с конкретными

событиями, описанными в произведении, не отмечают динамику эмоций.

Воображение развито слабо. Дети не соотносят обстоятельства, мотивы и

последствия поступков героя. Отвечая на вопросы учителя, школьники

неохотно выполняют задания, не обращаются к тексту произведения, часто

отказываются говорить. Художественное произведения воспринимается ими

15

как описание случая, которое имело место в действительности, они не

пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.

При постановке вопросов к тексту произведения дети, которые

находятся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с

заданием, или ставят один — два вопроса, как правило, к началу текста.

2. Констатирующий уровень.

Читатели, которые относятся к данной группе, отличаются точной

эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако

выразить свои ощущения им еще трудно. Воссоздание образа подменяется

подробным перечислением отдельных деталей, воображение у них развито

слабо. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко

восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти

события связанны друг с другом. На конкретные вопросы учителя могут

верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не

столько на изображении героя автором, сколько на житейское представление

о причинах того или иного поступка. Художественная идея, авторская

позиция остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется

пересказом содержания.

При постановке вопросов к произведению читатели, которые находятся

на констатирующем уровне, стремятся, как можно подробнее воспроизвести

событийную сторону.

3. Уровень «героя».

Читатели, которые находятся на уровне «героя», отличаются точной

эмоциональной реакцией, способностью передавать и видеть в слове

динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными

событиями, которые были описаны в произведении. Дети обладают развитым

воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных

деталей. Прежде всего, в произведении их интересуют, герои. Дети верно

определяют мотивы, последствия поступков персонажа, обосновывают свою

точку зрения ссылкой на поступок, дают оценку героям. При специальных

вопросах учителя они могут определить авторскую позицию. Обобщение не

выходит за рамки конкретного образа.

При постановке вопросов к произведению у детей данной группы

преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на

установление причинно-следственных связей и на оценку героев.

4. Уровень «идеи».

Читатели, которые отноятс к данной группе, способны эмоционально

отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на

художественную форму. Они обладают развитым воображением, любят

перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Дети способны

определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую

позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа.

При самостоятельном чтении и постановки вопросов к тексту читатели

данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их

16

интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают

внимание на название произведения, на отдельные художественные детали.

Итак, согласно классификации Н.Д. Молдавской, детям младшего

школьного возраста свойственны четыре уровня восприятия.

2.2 Книжные иллюстрации как вспомогательное средство при

восприятии художественных текстов школьниками младших классов

В журналах, книгах, газетах рядом с текстом мы нередко видим

фотографии или рисунки художников. Такие изображения носят название

иллюстраций. Слово это происходит от латинского «illustratio» — наглядное

изображение, освещение. Их назначение – помочь уяснить то, что сказано в

тексте, сделать наглядным, ясным, осветить его содержание. Иллюстрация —

вид книжной графики, ее основа.

Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими

особенностями книги, с двухмерностью книжной полосы, ее форматом, с

характером шрифта, с качеством печатной бумаги, способом верстки, с

цветом печатной краски и тому подобное.

Термин «иллюстрация» можно понимать и в узком смысле, и в широком

смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, которое

поясняет текст. Известно много произведений живописи, рисунков и

скульптуры, выполнявшиеся на литературные темы, но при этом имевшие

самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна

О. Домье, которые выполнены по мотивам романа М. Сервантеса «Дон

Кихот», или рисунки В. Серова к басням И. А. Крылова.

В строгом, узком смысле иллюстрации – это произведения, которые

предназначены для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть

которые находятся в книге и которые участвуют в ее восприятии в процессе

чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним

представляют собой единое целое. Изъятые из текста книжные иллюстрации

могут порой сделаться невыразительными и малопонятными. Иллюстрации

не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию

литературного произведения. Они способны обеднить или обогатить его. От

художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми

образы и идеи писателя, помогая тем самым лучше понять содержание,

конкретнее представить быт, эпоху, окружение героев книги. Но это вовсе не

означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-

графическим пересказом текста.

Таки образом, иллюстрации в узком смысле этого слова или активно

толкуют текст, или поясняют текст путем демонстрации соответствующего

зрительного образа. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться

в содержании книги, привлекая читателей [6].

17

Педагогам, воспитателям и родителям важно разбираться в типах

иллюстраций, чтобы в практической работе с детьми руководствоваться

профессиональными подходами, идти от искусства книжной графики.

Виды иллюстраций

В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие

виды иллюстраций:

• иллюстрация на обложке или переплете;

• фронтиспис;

• заставка;

• полосная иллюстрация (во всю страницу);

• полуполосная;

• разворотная (на двух страницах);

• оборочная (небольшой рисунок, окруженный текстом);

• рисунки на полях;

• концовка.

Рассмотрим подробнее эти виды иллюстраций.

Иллюстрации на переплете или обложке отражают самое существенное

и главное в литературном произведении. Изображение на обложке может

отражать в целом характер произведения или относиться к определенному

важнейшему моменту текста. Чаще встречаются обложки второго типа.

Важно, чтобы рисунок на обложке не был просто иллюстрацией к названию,

так как не всегда заглавие книги характеризует ее идейное содержание.

Иллюстрации-фронтиспис располагаются перед титульным листом,

является иллюстрацией ко всему литературному произведению, поэтому

передает его общий характер. Фронтиспис может синтетически обобщать

главные темы книги, представлять собой портрет главного героя или портрет

писателя, раскрывать наиболее яркую идею автора.

Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на

спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей

повествования, обычно отделяются от текста белым полем и находятся

вверху страницы. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом

материале, эмоционально настроиться на него.

Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и

рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации

определяется в зависимости от значимости иллюстрируемого события,

образа и так далее. Содержание иллюстраций, которые расположены внутри

текста, обычно имеет прямое отношение к последующему за ними тексту или

предшествующему. Для больших разворотных или полосных иллюстраций

выбирают наиболее важные события произведения, а менее значимые

отображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.

Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, всей книги или глав.

Они также как и заставки, могут быть символическими, сюжетно-

тематическими, орнаментально-декоративными. Заставки и концовки

18

должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто

находятся рядом на книжном развороте.

Можно выделить иллюстрации по характеру их связи с литературным

текстом.

Повествовательные — точно раскрывают содержание в многолистных

сериях. Это могут быть портреты, иллюстрации предметно-познавательные

или обстановочные, иллюстрации действия, психологические, которые дают

характеристику героев через их взаимоотношения, жесты, поступки и тому

подобное.

Метафорические – обобщают мысли автора в символической форме,

остро выражают смысл всего произведения или его части. Они призваны

определенно настроить читателя. Это иллюстрации не всегда

непосредственно связанные с близлежащим текстом, идут не по сюжетной, а

по ассоциативной линии. Среди них можно выделить такие виды

иллюстраций:

а) настроения или состояния — их воздействие эмоциональное, подобное

музыке; такие иллюстрации часто выполняют к стихотворениям;

б) аллегорические — к сказкам, басням, эпосу, передающие

аллегорические мысли автора иносказательно или конкретно;

в) синтетические — иллюстрации, представляющие собой соединение

разновременных и разнопространственных моментов одной композиции и

др.

Все виды иллюстраций в пределах одного типа могут совмещаться и

переплетаться, это только способствует более полному раскрытию

литературного содержания, повышает его художественно-образную

выразительность [2].

Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр

изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее

рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным

произведением. Ее назначение — «осветить», «сделать наглядным» то, о чем

рассказывается в книге, — события и действия, а также общую идею, которая

побудила автора написать книгу.

Для верного понимания художественной иллюстрации обязательны и

необходимы общая культура и эстетическое воспитание.

Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России

являются И. Билибин, Э. Лисицкий, В. Лебедев, В. Фаворский, А. Пахомов,

Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, А. Чижиков, Е. Стерлигова, Сутеев

В., Е. Рачев, Т. Маврина, Б. Дехтерев и др.

Практически все дети без исключения любят книги с картинками. Самые

маленькие дети по картинкам «прочитывают книгу», прослеживая сюжет от

одной иллюстрации к другой. Особая роль принадлежит иллюстрации в

эстетическом воспитании детей. Рисунки в книге являются одними из первых

произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в

дошкольном детстве. Творчество таких мастеров книжной графики, как Ю.А.

19

Васнецова, В. В. Лебедева, А.Ф. Пахомова и других отличает высокое

профессиональное мастерство, знание возрастных особенностей ребенка —

дошкольника. С самого раннего возраста детей учат воспринимать яркость

цветовых образов, осознавать содержание рисунка, знакомят с

выразительными средствами книжной графики.

С взрослением ребенка взрослеют и его книги. И, начиная с первых

классов начальной школы, иллюстрации из детских книг начинают

постепенно исчезать. Но это не означает, что интерес к изобразительному

искусству у детей в этом возрасте ослабевает. Просто на смену незатейливым

детским сказкам приходят сложные произведения, а художники-

иллюстраторы работают с классической литературой чаще всего для дорогих

подарочных изданий.

Однако не так давно на российском книжном рынке появились

изумительные широкоформатные книги издательства «Янтарный сказ»,

объединенные серией «Лучшие иллюстраторы мира» и «Мастера

иллюстрации». Традиционные русские сказки и произведения классической

литературы, как отечественной, так и зарубежной, великолепно оформлены

художниками Геннадием Спириным, Марианной Беляевой и другими. Эти

книги рассчитаны на дошкольный и младший школьный возраст, но, без

сомнения, изящное, со вкусом выполненное оформление делает их не просто

удачными изданиями, а настоящими произведениями искусства. Среди

сказок выпущены: «По щучьему велению», сборники русских народных

сказок «Царь-медведь», «Бобовое зернышко»; «Сказка о царе Салтане» и

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, «Прекрасная

испанка» Мигеля де Сервантеса, «Новое платье короля» Ганса Христиана

Андерсена и многие другие. Особенно хочется отметить блестяще

иллюстрированные произведения Николая Гоголя «Нос», «Сорочинская

Ярмарка».

Снова и снова, уже почти двадцать лет, переиздаются книги,

оформленные великолепными художниками Г. и Е. Огородниковыми —

почти все произведения Николая Носова, стихи Агнии Барто и др.

Непревзойденная техника их иллюстраций великолепно подходит для того

возраста, в котором ребенок уже может понять утрированный, почти

шаржевый, характер рисунка и оценить его юмор [6].

Рассматривая особенности восприятия литературных произведений Л.М.

Гурович, Л.Б.Береговая и В.И.Логинова отмечают, что понимание

художественного произведения детьми дошкольного возраста тесно

взаимосвязано с жизненным опытом ребенка. Если литературные ситуации

отличны от непосредственных личных впечатлений детей, они могут быть

ими неверно поняты. Поэтому при работе с детьми этого возраста широко

используются иллюстрации к тексту [7].

Художественная иллюстрация — важнейший элемент книги для детей, во

многом определяющий ее художественную ценность, характер

эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе

20

эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает

ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических

идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации

начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация

способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует

представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий

и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в

литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с

населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт

ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем

повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить, и здесь в книгу

вступает художник.

Для младших школьников книжная иллюстрация особенно важна. Книга

для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом

освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования.

Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей

особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению…

Заключение

В данной работе была проанализирована проблема познавательного

интереса учащихся. Были рассмотрены факторы, которые влияют на

формирования интереса к обучению, условия его формирования к урокам.

По результатам анализа теоретического и практического опыта можно

сделать вывод, что использование в процессе ознакомления учеников с

литературой иллюстраций, оказывает положительный эффект на восприятие

текста и предмета в целом, создает положительный эмоциональный настрой.

При помощи иллюстраций ученики входят в литературный мир, чувствуют

его, начинают знакомиться и дружить с населяющими его персонажами,

испытывают положительные или отрицательные чувства к ним и тому

подобное. Таким образом, можно говорить о том, что иллюстрация служит

проводником между читателем, автором и произведением. Поскольку

жизненный опыт школьников младших классов не велик, им довольно-таки

сложно за счет своего воображения воссоздать задумку и идею автора, понять,

что он хочет донести. Иллюстрации на уроках литературы являются одним из

способов формирования интереса к предмету, которым ни в коем случае нельзя

пренебрегать или недооценивать. Успешное его использование позволит

учителю сформировать глубоко и широко мыслящего ученика.

23

Список использованных источников

1. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя

школьниками. — М.: Просвещение, 1977

2. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. — М.,

1982

3. Методические основы языкового образования и литературного

развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рализаевой. — С — Пб.:

Специальная литература, 1997

4. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной

литературы. — М.: Книга, 1972

5. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе

обучения. — М.: Просвещение, 1976

6. Бидуля Ю.В., Искусство иллюстрации. Тюменский региональный

центр Федерации Интернет-образования, 2003 г.

7. Гурович Л.М., Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. Ребенок и книга: книга

для воспитателя детского сада/Под ред. В.И. Логиновой. — М., 1992

8. Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной

психологии. //Советская педагогика-1970- № 1-55-162с.

9. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в

учебном процессе: учеб. пособие для студентов пед. институтов– М.:

Просвещение, 1979.

10. Лавринович К. В. Богатство интересов – закон обучаемости//

Математика в школе. 1990. №6.

11. Боголюбская М.К., Габенкина А.Л. Хрестоматия по детской

литературе. — М.: Просвещение, 1975-325с.