Методические рекомендации к выполнению

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

контрольных работ

(для студентов заочного отделения)

Для специальностей

050703 – «Дошкольная педагогика и психология»,

050707 – «Педагогика и методика дошкольного образования»

Пермь

пгпу

2008

Рецензент:

канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии

Пермского государственного педагогического университета Л.В. Коломийченко

Автор-составитель:

канд. пед. наук доцент М.В. Грибанова

Методические рекомендации к выполнению контрольных работ (для студентов заочного отделения): для специальностей 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050707 – «Педагогика и методика дошкольного образования» / авт.-сост. М.В. Грибанова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 25 с.

Методические рекомендации к выполнению и представлению контрольных работ(для студентов заочного отделения) разработаны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включают общие положения по выполнению СРС, тематику и рекомендации по выполнению и оформлению контрольных работ (в формате изучаемых учебных дисциплин).

Адресовано студентам, обучающимся по заочной форме обучения по специальностей 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050707 – «Педагогика и методика дошкольного образования».

Грибанова М.В., составление, 2008

ГОУ ВПО «Пермский государственный

Педагогический университет», 2008

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общие положения.
  2. Контрольная работа
  3. Критерии оценки контрольных работ.
  4. Перечень дисциплин и сроки выполнению контрольных работ по дисциплинам кафедры дошкольной педагогики и психологии.
  5. Темы контрольных работ.

1. Общие положения

Данные рекомендации разработаны на основе стандарта государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного и введенного в действие 31 января 2005 года.

Настоящий стандарт распространяется на контрольные работы, выполняемые студентами заочного отделения факультета педагогики и психологии детства в формате изучаемых учебных дисциплин по кафедре дошкольной педагогики и психологии.

Рекомендации устанавливают требования к выполнению, представлению и оформлению контрольных работ.

Контрольная работа является одной из форм отчетности выполнения студентом самостоятельной работы. Самостоятельная работа студента (СРС) является обязательной частью учебного процесса в вузе. СРС предполагает научную, исследовательскую, практико-ориентированную направленность, в сочетании с учёбой и выполняемой профессиональной деятельностью.

Письменные работы, выполняемые студентами, опосредуют обогащение, обобщение, закрепление теоретических знаний, развивают и совершенствуют навыки анализа, синтеза, структурирования информации. Своевременно и качественно выполненные письменные работы являются действенной и конструктивной формой связи индивидуальности студента с преподавателем. Содержание работы позволяет выявить степень понимания и освоения студентом учебного материала, его умений работать самостоятельно в разных аспектах образовательного процесса вузовского уровня.

Успех и качество выполнения письменных работ обусловлены осведомлённостью студента в учебном плане (по курсам обучения), в содержании образовательных программ по дисциплинам, его умениями планировать и целесообразно организовывать самостоятельную работу, а так же от наличия ясных, чётких рекомендаций и требований педагогов, предъявляемых к содержанию выполняемой студентом работы.

Письменная работа, в формате заочного обучения, рассматривается как ведущая учебная деятельность студента, дающая возможность творчески, индивидуально и оригинально раскрыть и реализовать потенциал будущего специалиста.

2. Контрольная работа

2. Контрольная работа – одна из форм выполнения студентом учебного плана и текущего мониторинга успеваемости студентов заочного отделения. Как правило, контрольная работа представляет собой выполнение заданий вариативной направленности в формате изучаемой дисциплины. Содержание выполненной работы должно раскрыть предмет изучения, глубину осведомлённости студента в изучаемом аспекте, наличие умений оперировать содержанием и структурой работы в заданном направлении.

При выполнении контрольной работы студент обязан продемонстрировать способности к:

  • проведению исследования (анализа) рекомендованной и дополнительной литературы по теме;
  • проведению отбора и структуризации материала с ориентацией на обозначенный предмет изучения (в формате темы);
  • осмыслению и выполнению практических заданий, выбору форм приложений и иллюстраций;
  • оформлению и представлению работы в рекомендованные сроки.

Контрольная работа должна отвечать следующим требованиям:

  1. Тема должна соответствовать шифру специальности;
  2. Объём работы не менее 10 страниц печатного текста;
  3. Наличие плана (содержания), раскрывающего основные вопросы темы;
  4. Изложение материала должно соответствовать плану, последовательно раскрывать предмет изложения, иметь логические связки, выводы по ключевым аспектам работы (тезисы);
  5. Выполненная работа может быть проиллюстрирована рисунками, схемами, моделями, графиками, таблицами и пр. Иллюстрации могут быть заданы, как обязательная составляющая предложенной педагогом темы контрольной работы;
  6. Примерная структура работы предполагает наличие:
  • титульного листа
  • содержания (или плана изложения)
  • введения в тему (предмет изложения, область изучения и пр.)
  • основных частей (и\или параграфов) изложения
  • промежуточных выводов (ключевых тезисов)
  • заключения
  • списка использованной литературы
  • перечня приложений (по необходимости)

3. Критерии оценки контрольных работ

Цели, задачи и содержание рекомендованных к выполнению контрольных работ, опосредованы спецификой изучаемых дисциплин, уровнем компетентности студентов, позволяющим выполнить работу, особенностями материалов рекомендованных к изучению, освоению и трансформации информации в форме контрольной работы.

Традиционно контрольная работа оценивается как «зачёт» или «не зачёт». Однако, как правило, педагог осуществляет дифференцированную оценку представленной работы, используя полученную информацию о качестве работы студента как составляющую целостного образа успешности освоения им предмета. Педагог вправе представить краткую рецензию, раскрывающую степень соответствия содержания представленной работы, обозначенным требованиям к её выполнению.

В рецензии отражены:

  • соответствие содержания теме;
  • актуальность выполненной работы, для профессионального становления студента;
  • оценка оригинальности приёмов и методов выполненной студентом работы;
  • оценка глубины осведомлённости студента в предмете предложенной для изучения темы;
  • анализ характера выводов (обоснованности, аргументированности, обобщённости, конкретности и пр.);
  • недостатки работы по содержанию, структуре и оформлению;
  • аргументированная оценка – «зачёт» или «не зачёт».

4. Перечень дисциплин и сроки выполнению контрольных работ по дисциплинам кафедры дошкольной педагогики и психологии

Срок выбора темы

(семестр)

Учебная дисциплина /

темы контрольных работ

Срок представления работы

(семестр)

2

Общая педагогика

3

3

Педагогика раннего возраста

4

5

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка

6

5

Дошкольная педагогика

6

4

Теория и методика экологического образования детей

7

Теория и методика развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

8

8

Социология и психология управления

9

8

Этнопедагогика

9

9

История педагогики (общей и дошкольной)

9

Педагогика среднего профессионального образования

10

9

Технологии профессионального образования

10

5. Темы контрольных работ

1. Общая педагогика

Контрольная работа №1 «Введение в педагогическую деятельность»

Литература:

  1. Введение в педагогическую деятельность:Учеб пос для студ высш пед учеб завед / А.С. Роботова, Т.В. Леоньева, И.Г. Шапошникова и др./ под ред. А.С. Роботовой – М.: Академия., 2004. – 208 с.
  2. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие – М: педагогическое общество России., 2001 – 320 с.
  3. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие.– М: Гардарики. 2000 – 519 с

Контрольная работа № 2. Сущность педагогического процесса»

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.
  2. Пидкасистый П.И. Закономерности и принципы обучения / Педагогика: учебное пособие для студ педвузов и педколледжей / под ред. П.И. Пидкасистого/ П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России 2004. – Гл. 7 — С. 213-220
  3. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. – М.: Гардарики. 2000. – 519 с.

Контрольная работа №3 «Образование как педагогический процесс»

  1. Бордовская Н.В. Образование в мире: история и современность/ Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан / Н.В. Бордовская – СПб.: Питер, 2001. – С. 109-141.
  2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие – М.: Владос, 1999 – 200 с.
  3. Чурилов И.И. Развитие и кризис традиционной системы образования и пути его преодоления / И.И. Чурилов. – Пермь, 1997.
  4. Харламов И.Ф. Содержание образования педагогические основы его совершенствования / И.В. Харламов. – М.: Гардарики, 2000. – Гл. 8. – С. 128-142.

Контрольная работа № 4 «Виды обучения».

  1. Сластенин В.А. Виды обучения и их характеристика : уч. пос. для студ. высш. учеб зав/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под ред В.А. Сластенина – М: Академия., 2003. – С.161-164.
  2. Хуторской А.В. Советская дидактика / А.В. Хуторской Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В. Хуторской – С. Пб.: Питер., 2001. – Гл 2. – С. 113-125.

Контрольная работа № 5 «Теория и методика воспитания»

  1. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…., Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем – М: Новая школа., 1996. – 160 с.
  2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб апос для студ высш пед. учеб завед – М: Академия., 2000.-336с.
  3. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций: Учеьб пос для студ, преподават, аспирантов – М: Соврешнетсов.,1998 – 386 с.

2. Педагогика раннего возраста

Тема 1. Альтернативные системы воспитания и обучения ребенка раннего возраста

Методические указания. Работа состоит из двух частей.

В первой части работы Вы представляете краткий обзор систем (методик) т.н. «раннего развития» детей, представляющих собой альтернативу традиционно принятой в отечественных дошкольных учреждениях системе воспитания. Для выполнения данной части работы желательно произвести поиск публикаций (в т.ч. в электронном виде) с помощью сети Интернет.

Во второй части работы Вы представляете сравнительную характеристику двух выбранных Вами систем воспитания и обучения детей раннего возраста (система МИР П.В. Тюленева, система Г. Домана, «Сообщество», «Маленькие ступеньки», Монтессори-педагогика, методика С. Лупан, методика Никитиных).

Рекомендуется описывать педагогические системы, придерживаясь следующего плана:

1. Краткие биографические сведения о создателе представляемой системы воспитания и обучения детей раннего возраста.

2. Методологические основы данной педагогической системы.

3. Характеристика программно-целевого компонента.

4. Основные положения методического компонента.

5. Сущность оценочно-результативного компонента.

6. Возможности использования представленных материалов в отечественной педагогической практике.

Предлагаемый ниже список литературы является ориентировочным и может быть изменен в процессе выполнения работы.

Литература:

  1. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., «Аквариум», 1996.
  2. Лупан С. Поверь в свое дитя (любое издание).
  3. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. М., «Карапуз», 2001.
  4. Никитин Б.П. Мы, наши дети и внуки. М., 1989.
  5. Тюленев П.В. Читать раньше, чем ходить. М., 1995.

Тема 2. Организация обучения детей раннего возраста

Методические указания. Работа состоит из двух частей.

В первой части работы Вы представляете сравнительную характеристику индивидуализированной и традиционной классно-урочной моделей организации обучения детей раннего возраста. В число вопросов, по которым Вы сравниваете две модели, могут быть включены следующие:

1) выделяемые формы организации обучения,

2) понимание термина «занятие»,

3) постановка цели занятия,

4) планирование занятий и т.д.

Полный перечень вопросов для сравнения Вам предстоит определить самостоятельно.

Литература к выполнению первой части работы:

  1. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. М.: ВЛАДОС, 2007.
  2. Хохрякова Ю.М. Обучение детей раннего возраста: учебно-методическое пособие. Пермь, 2003.

Во второй части работы Вы представляете сравнительный анализ 4 занятий по развитию изобразительной деятельности (рисования), рекомендуемых авторами для проведения с детьми третьего года жизни.

Предлагается использовать следующие вопросы для сравнения:

1) Какие задачи преследует описанное автором занятие?

2) Какое значение в данном случае приобретает сам термин «занятие»?

3) Какой модели организации обучения соответствует представленное автором занятие?

4) Какую роль выполняет воспитатель на каждом из занятий?

5) Какое количество детей может участвовать в таком занятии? Какова может быть длительность таких занятий?

6) Как осуществляется индивидуальный подход на занятии?

Планы занятий следует взять из следующих источников:

1. Аванесова В.Н. Дидактически направленные занятия в первой младшей группе детского сада // Самые маленькие в детском саду. – М., 1967. – С. 68-71.

2. Ануфриева А., Митюкова О. Методика рисования // Игры и занятия для малышей. – Горький, 1962. – С. 34-37.

3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2005. (Выберите любое занятие, рекомендованное автором для детей 2-2,5 лет).

4. Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1993. – С. 191-194. (Выберите любой из описанных автором типов занятий).

В заключение работы кратко отметьте, в чем же заключается происходящая в настоящее время реорганизация обучения детей раннего возраста.

3. Дошкольная педагогика

Контрольная работа №1. «Основные характеристики

дошкольной педагогики как науки»

Литература:

  1. Л.Р. Болотина и др. Дошкольная педагогика: учеб пособие для студентов высш учеб заведений / Болотина Л.Р., Баранов С.П., Т.С. Комарова. М.: Академический проект, 2005. – С. 9-11.
  2. С.А. Козлова, Т.А. Куликова дошкольная педагогика: учеб. пос. для студ. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2002. – Глава 2,

Раздел «Педагогический процесс дошкольного

образовательного учреждения»

Контрольная работа №2. «Дошкольное образование

как педагогический процесс».

Литература:

  1. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-изд,испр и доп/ Болотина Л.Р., Баранов С.П. Комарова Т.С. – М.: Академический проект; культура, 2005. – 2040с.
  2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб пос для студ сред пед учеб завед ./ Козлова С.А., Куликова Т.А. – М.: Академия -1998, 2002- 432с.
  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб для студ. высш. и сред учеб завед. / С.А. Смиронов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др; Под ред. С.А. Смирнова – М.: Академия, 1999 – 512 с.

Раздел «Теория и методика воспитания ребенка

в условиях педагогического процесса ДОУ»

Контрольная работа №3. «Физическое развитие и

воспитание ребенка дошкольного возраста в детском саду».

Литература:

  1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: уч. пособие для студ. высш. учеб заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М.: Культура, 2005. – С. 88-93.
  2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: уч. пос. для студ. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 1998, 2002. – С. 96-104
  3. Шебеко В.П., Карманова Л.В. и др. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2002.
  4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического развития детей дошкольного возраста / Э.Я. Степаненкова. – М.: Просвещение, 2002.
  5. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: уч. для студ. / Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1984. – С.137-168.

История педагогики (общей и дошкольной) Для студентов заочной формы обучения

Контрольная работа выполняется в пятом семестре. Она имеет целью освоение студентами методологии изучения и оценки историко-педагогических явлений, что служит основой формирования у них профессиональной компетентности в области анализа историко-педагогического процесса.

Студент имеет право выбрать любую из ниже представленных тем контрольной работы. При выполнении работы рекомендуется использовать компаративный подход к анализу материалов первоисточников, соблюдая предлагаемые к каждой теме методические указания.

Для каждой темы представлен ориентировочный список литературы, который может быть изменен студентом в процессе выполнения работы. Однако, привлекая дополнительную литературу, необходимо учитывать, что в работе должен быть представлен как материал первоисточников, так и материал аналитических статей, затрагивающих рассматриваемую проблематику.

В работе обязательно должно присутствовать цитирование первоисточников. После цитаты указывается ссылка на источник, например, [5, с. 57].

Работа имеет реферативный характер и выполняется в соответствии с общим требованиями к данному виду работ. Работа состоит из титульного листа, плана, содержательной части, списка использованной литературы. Обязательно наличие основных выводов, обобщающих изложенный материал. Объем работы составляет не менее 12 страниц, отпечатанных на листе формата A4 (шрифт обычный, 14 пунктов, полуторный межстрочный интервал).

Допускается рукописный вариант соответствующего объема. Нумерация страниц дается вверху в центре, на первой странице номер не указывается. Список используемой литературы оформляется в соответствии с общими правилами: в алфавитном порядке, с указанием страниц.

1. Идеологические основы создания системы общественного дошкольного воспитания

Методические указания. В своей работе Вам предстоит выделить и доказать, какие факторы послужили основой создания учреждений общественного дошкольного воспитания в России и за рубежом, начиная с XVIII века. К примеру, Вы можете начать работу с анализа причин создания Воспитательных домов И.И. Бецким. Указанная в списке литература является лишь ориентиром: Вы можете построить свою работу на основе использования других источников. Проследите, как изменяются причины создания общественных дошкольных учреждений, какие виды детских учреждений получают приоритет, как меняется взгляд на взаимоотношение семейного и общественного воспитания. Как Вы считаете, является ли возникновение учреждений общественного дошкольного воспитания объективной закономерностью социального развития?

Литература:

  1. Уильдерспин С. Воспитание маленьких детей, или о важности воспитания детей бедняков // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. – М., 1986 (1974).
  2. Бецкой И.И. Генеральный план Московского Воспитательного дома // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. – М., 1999 (1987, 1976).
  3. Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. – М., 1999 (1987, 1976).
  4. Свентицкая М.Х. Наш детский сад // Там же.
  5. Декларации по дошкольному воспитанию 1917, 1920 // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. М., 1988.
  6. Литвин Л.Н. Идейные основы дегуманизации дошкольного воспитания в советской педагогике 20х годов // Проблемы гуманизации воспитательно-образова­тельного процесса в детском саду. – Пермь, 1993.
  7. Якушева Ю.М. Социальные основы сиротства // Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования: Межвузовский сборник научных трудов. Часть II. – Пермь, 1997.

И др. литература по выбору студента.

2. Личность и коллектив: м. Монтессори и а.С. Макаренко.

Методические указания. При написании работы Вам необходимо сосредоточить свое внимание на сопоставительном анализе положений данных педагогов. Представленный список литературы является ориентировочным. В него включены работы, дающие разные, даже противоречивые оценки педагогическому творчеству М. Монтессори и А.С. Макаренко. Попытайтесь понять позиции авторов, сопоставить их между собой, а также с Вашими личными оценками положений рассматриваемых педагогов.

При написании работы целесообразно руководствоваться следующим планом:

  1. Образование и педагогическая деятельность М. Монтессори, А.С. Макаренко.
  2. Значение и цель воспитания, определяемые М. Монтессори и А.С. Макаренко.
  3. Концепция свободы личности и самовоспитания.
  4. Индивидуализированное обучение и педагогика «параллельного действия».
  5. Дисциплина в понимании М. Монтессори и А.С.Макаренко.
  6. Отношение М. Монтессори и А.С. Макаренко к игре.
  7. Актуальность идей М. Монтессори и А.С. Макаренко и возможности их практического воплощения на современном этапе развития теории и практики дошкольного образования.

Литература:

  1. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. Гомель, 1993.
  2. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.
  3. Литвин Л.Н. «Наша» или «не наша» Мария Монтессори // Советская педагогика. 1991. № 8. С. 96-103.
  4. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. М., 1988.
  5. Плеханов А.В. Правофланговый советской педагогики // Дошкольное воспитание. 1988. № 3.
  6. Азаров Ю.П. Не подняться тебе, старик. М., 1989. (Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1991).

И другая литература по выбору студента.

3. Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца XVIII – начала XX веков

Методические указания. Для раскрытия темы Вам предстоит изучить и сопоставить работы Н.И. Новикова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, С.И. Гессена, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, выражающие оригинальные для своего времени взгляды на сущность педагогики, ее предмет и источники.

Литература:

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

2. Каптерев П.Ф. Педагогика — наука или искусство? // Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. М., 1982. С. 49-62.

3. Каптерев П.Ф. Метод и его применение // Там же.

4. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. М., 1999 (1976).

5. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

6. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании: Мысли по поводу «Вопросов жизни» г. Пирогова // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. М., 1976.

7. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Педагогические сочинения. М., 1989.

8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии (Введение) // Педагогические сочинения в 6-ти томах. М., 1988 (История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. М., 1976).

4. Проблема определения статуса и границ возрастного периода, предшествующего периоду систематического (школьного) обучения детей.

Методические указания. В Вашей работе должны присутствовать анализ и сопоставление разных педагогических подходов. Дополнительно к рекомендуемым источникам Вам предстоит самостоятельно определить, педагогические труды каких авторов (любой страны, любой эпохи) могут послужить основой для раскрытия следующих вопросов:

  1. С какого возраста известные Вам педагоги рекомендовали начинать систематическое обучение детей? Чем они объясняли это?
  2. Как оценивали педагоги значение периода, предшествующего школьному обучению?
  3. Каким образом в истории педагогики менялся взгляд на роль и взаимоотношение семейного и общественного воспитания детей первых лет жизни?
  4. Какое влияние принятая в школе система обучения оказывала на построение педагогической работы, осуществляемой с детьми первых лет жизни?

Литература (ориентировочная):

1. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики. М., 2001.

2. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. В 2х томах. М., 1982.

3. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

4. Одоевский В.Ф. Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Под ред. С.Ф. Егорова. М., 1999.

5. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Избранные педагогические произведения. М., 1981.

6. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Родное слово / Сост. Г.Г. Еромолина. Новосибирск, 1994.

И др. литература по выбор студента.

Теория и методика развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста

Тема 1.«Художественное оформление дошкольных учреждений –

Как средство эстетического воспитания детей»

Целевой ориентир работы:раскрыть влияние художественного оформления дошкольного учреждения на формирование эстетического отношения детей к окружающей действительности.

При выполнении работы особое внимание обратить на освещение вопросов связанных с анализом особенностей и средств эстетического воспитания в зависимости от возраста детей. Необходимо выделить и раскрыть принципы, требования к художественному оформлению здания ДОУ, интерьеров, участков (экстерьера в целом); раскрыть влияние художественного оформления дошкольного учреждения на формирование у детей эстетического восприятия, чувств, суждений и оценок, творчества, эстетической активности.

Рекомендуется придерживаться следующей структуры выполнения работы:

  1. Выполнить анализ и дать оценку художественных достоинств оформления любого дошкольного учреждения по плану:
  • Архитектурные особенности (функциональные достоинства планировки и здания в целом; рельефы, балконы; колористическая характеристика и т.д.).
  • Соответствие оформления помещений дошкольного учреждения их назначению.
  • Использование в оформлении внутренних помещений произведений искусства, народного декоративно-прикладного творчества.
  • Использование в интерьерах комнатных растений, зеленых насаждений, зимних садов и пр.
  • Целесообразность использования игрушек, мебели, посуды, сервировки столов по отношению к с эстетическим требованиям и возрасту детей.
  • Внимание педагогов к одежде, внешнему облику детей и взрослых.
  • Использование детских работ в художественном оформлении помещений, наличие уголка для самостоятельного изобразительного творчества, его оформление.
  • Использование в педагогическом процессе художественного оформления дошкольного учреждения.
  1. Выполнить анализ эстетического оформления участков дошкольного учреждения:
  • Планировка участка (целесообразность, соразмерность, функциональность).
  • Декоративные особенности озеленения участка.
  • Художественное оформление игровых и спортивных площадок, участков в целом.

3. Раскрыть влияние художественно-эстетического оформления дошкольного учреждения на формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности. Разработать конструктивные рекомендации по улучшению эстетического оформления дошкольного учреждения и использованию художественного оформления в работе с детьми.

К работе приложить 2-3 цветных фотографии (диапозитива) с внутренним оформлением интерьера, здания дошкольного учреждения.

Рекомендуемая литература:

  1. Гайзакова Р.Т., Кострикина Т.Д. Оформление дошкольных учреждений. М., 1974.
  2. Мебель-игрушка – оборудование для детского сада / Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1989.
  3. Новоселов С.Л. Развивающая предметная среда. М., 1995.
  4. Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. М., 1982.
  5. Петровский В.А., Кларина Л.М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.,1993.

Тема 2. «Эстетика как основа изобразительного искусства»

Целевой ориентир темы: анализ методологического аспекта эстетики по отношению к теории изобразительного искусства.

Выполняемая работа позволяет обогатить представления и формировать ясные знания в области методологии изобразительного искусства. Студенты конкретизируют основные положения учения об искусстве, выделяют особенности изобразительного искусства и его роль в воспитании личности дошкольника.

Рекомендуется придерживаться следующей структуры выполнения работы:

  • осветить основные положения учения об искусстве как форме общественного сознания;
  • выявить функции и задачи прогрессивного искусства на современном этапе развития человека;
  • выделить основные направления в современном искусстве (абстракционизм, формализм, авангардизм и др.), их философскую основу.
  • раскрыть значение изобразительного искусства в организации процесса развития изобразительного творчества детей.

Практическая часть работы:

  1. Разработать альбомы с художественными репродукциями для детей всех возрастных групп (4 альбома).

    Представить творчество разных художников (для одной возрастной группе – один художник), количество репродукций – не более 10. Выполнить краткие аннотации к иллюстрациям.

  2. Оформить комплект следующего содержания: альбом + методические рекомендации по его использованию + конспекты занятий с детьми.

Обязательная литература:

  1. Грибанова М.В. Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической компетентности детей дошкольного возраста. Пермь, 2003.
  2. Краткий словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1983.
  3. Философия. Энциклопедический словарь. М. ГАРДАРИКИ. 2004.

Рекомендуемая литература:

  1. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство: Учебники для 1-2 классов. М., 1995.
  2. Энциклопедический словарь юного художника / Под ред. Н.И. Платонова, В.Д. Синюкова. М.,1983.
  3. Эстетика: Учебное пособие для учащихся лицеев и гимназий / Под ред. О.В. Дивненко. М.,1994.

Дополнительно можно использовать самостоятельно подобранную литературу.

Тема 3. «Изобразительное искусство, его виды, жанры и выразительные средства»

Целевой ориентир темы: обогащение художественно-эстетической компетентности, формирование моделей анализа разных видов искусства, анализ специфики изобразительно-выразительных средств видов и жанров искусства.

Рекомендуемый план изложения темы:

  • Специфика изобразительного искусства, его отличие от других форм общественного сознания.
  • Вид изобразительного искусства, его особенности (выбор вида искусства по предпочтению студента).
  • Жанр изобразительного искусства (выбор жанра искусства по предпочтению студента).
  • Выразительные средства живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства (выбор вида изобразительного искусства по предпочтению студента).

Практическая часть работы:

  1. Оформить альбом с репродукциями «Жанры живописи» (или скульптуры или киноискусства и пр.), в формате выбранного вида изобразительного искусства.
  2. Выполнить анализ репродукций, иллюстраций с точки зрения применения авторами выразительных средств вида, жанра искусства (вижу, чувствую, понимаю).

Рекомендуемая литература:

  1. Духанин К.П. и др. Виды изобразительного искусства: Живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. М.,1961.
  2. Цирлин Н.И. Жанры изобразительного искусства. М.,1961.
  3. Энциклопедический словарь юного художника / Состав. Н.И. Платонова, В.Д. Синюкова. М.,1983.
  4. Костин В.И., Юмакова В.А. Язык изобразительного искусства. М.,1978.
  5. Краткий словарь по эстетике / Под ред. Овсяникова. М.,1983.
  6. Юному художнику. Книга для чтения по истории искусства. М.,1963.

Дополнительно можно использовать самостоятельно подобранную литературу.

Теория и методика экологического воспитания детей Тема: Дидактические игры в системе экологического образования детей

Задачи:

  1. Углубить знания об использовании дидактических игр в экологическом образовании дошкольников.
  2. Использовать знания для разработки конспектов игр-занятий, игр-досугов по формированию экологических представлений и знаний об экосистемах (на примере знакомства с лугом).

Примерный план изложения контрольной работы

  1. Дидактические игры, их особенности и значение в процессе обучения детей.
  2. Сюжетно-дидактические игры, их отличие от других видов дидактических игр.
  3. Развернутая характеристика пособия С.Н. Николаевой, И.А. Комаровой «Сюжетные игры в экологическом воспита­нии дошкольников».
  4. Своеобразие подхода А.М. Федотовой к использованию игр в пособии: «Играя, познаем окружающий мир: экологические сюжетно-дидактические игры для детей дошкольного возраста».
  5. Практическая часть.
    1. Тема и содержание знаний, которые дети получат (уточнят, расширят) в играх.
    2. Результаты констатирующей диагностики.
    3. Краткое описание обучающего этапа работы с детьми. (отметить отношение детей к игровому персонажу и, в целом, к играм).
    4. Результаты сравнительного анализа констатирующей и контрольной диагностики.
    5. Выводы об эффективности разработанной системы экологических сюжетно-дидактических игр.
  1. Библиографический список.
  2. Приложение. Конспекты не менее 3-х разработанных игр.

Методические рекомендации

Студенты изучают литературу по теме, обязательно знакомятся с пособиями С.Н. Николаевой и А.М. Федотовой. В теоретической части следует представить особенности дидактических игр и своеобразие сюжетно-дидактических игр, их роль в экологическом образовании.

Для выполнения практической части работы студент выбирает тему для разработки экологических сюжетно-дидактических игр, проводит констатирующую диагностику с 8 – 10 детьми. Диагностические задания должны соответствовать теме и возрасту детей. 1-е задание «Знакомые животные и растения» должно выявить знания детей о луговых растениях и животных на уровне узнавания.

Нужно подобрать картинки с четким изображением. Обязательно включить те растения, насекомых, птиц, зверей, с которыми предполагается познакомить вновь или расширить представления.

2-е задание «Что ты знаешь о животных» выявляет представление о конкретном животном с тем, что бы разрабатывая конспект сюжетно-дидактической игры учесть наличный уровень представлений. Для детей младшего возраста это бабочка и пчела, для детей среднего дошкольного возраста – бабочка или пчела и шмель, для детей старшего дошкольного возраста – 2-3 каких-либо луговых растения или животных. Обязательно картинка, о которой экспериментатор ведет беседу с ребенком.

Вопросы:

  • Кто это?
  • Где живет? Где у него дом?
  • Что ест летом?
  • Где и как зимует?
  • За бабочками (пчелами, шмелями, кузнечиками и т.д.) охотятся птицы, полевые мышки.

Как бабочка (пчела, шмель и т.д.) спасаются от них?

  • Ты видел живую бабочку (пчелу, шмеля и т.д.)?
  • Если увидишь живую бабочку, то что ты сделаешь? (записать точно ответ ребенка).

Проводится качественный и количественный анализ протоколов полученных материалов. Обследуемых детей можно по уровню представлений разделить на 2-3 группы.

Сюжетно-дидактические игры разрабатываются как система игр: они должны быть связаны между собой. Проводить их следует не реже одного раза в неделю. Представления, полученные во время игры-занятия, игры-досуга, могут закрепляться в повседневной жизни. После завершения обучающего этапа работы проводится контрольная диагностика с использованием тех же заданий, затем сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов и делается вывод об эффективности разработанной системы экологических сюжетно-дидактических игр.

Результаты выполнения диагностических заданий следует представить в таблицах, к ним комментарии, то есть объяснение результатов с точки зрения экспериментатора с учетом возраста детей и конкретных условий детского сада.

Библиографический список

  1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду: Умственное воспитание дошкольника. М., 1997.
  2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
  3. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.
  4. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 1996.
  5. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспита­нии дошкольников: Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа. М., 2003.
  6. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактическая игра с математическим содержанием: Книга для воспитателей детского сада. М., 1987.
  7. Федотова А.М. Пермский край — мой родной край. Программа экологического воспитания детей дошкольного возраста. Организация педагогического процесса экологического воспитания детей. Пермь, 2001.
  8. Федотова А.М. Формирование представлений о лесе как экосистеме у стар­ших дошкольников / Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. П., 2001.
  9. Федотова А.М. Играя, познаем окружающий мир: Экологические сюжетно-дидактические игры для детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольной педагогики. Пермь, 2005.
  10. Экологическое воспитание дошкольников. Пермь, 1992.

Темы для разработки экологических сюжетно-дидактических игр Знакомство детей 4-го года жизни с лугом (на примере большой поляны)

Цель:продолжить разработку игр, знакомящих детей с растениями и животными (насекомыми) луга; расширить и уточнить представления о светолюбивых растениях (ромашка, колокольчик, клевер красный, гвоздика нивянка, мятлик), формировать первоначальные представления о взаимосвязи насекомых (пчел, шмелей, бабочек) и цветов.

Студент знакомится с игрой-занятием «Что растет и кто живет на лесной поляне» и разрабатывает взаимосвязанные три игры. Примерные темы и содержание.

  1. Как узнать на поляне знакомые цветы?

Цель:уточнить характерные признаки знакомых растений (ромашка-нивянка, колокольчик, клевер красный, гвоздика-травянка), познакомить с мятликом или другим знаковым растением, составляющим основную растительность луга.

  1. Зачем бабочки садятся на цветы?

Цель:познакомить с разновидностями бабочек: бабочка крапивница, бабочка павлиний глаз, бабочка лимонница, рассказать, как бабочки пьют сладкий сок (нектар) цветов.

  1. Как узнать на поляне пчелу?

Цель:уточнить характерные признаки внешнего вида пчелы; ее отличие от жука, шмеля, мухи; расширить представление о том, как пчелы делают мед.

Знакомство детей 5-го года жизни с лугом

Цель:продолжить разработку игр, опираясь на представления, полученные детьми в младшей группе.

  1. Почему луг (поляну) летом называют разноцветным ковром?

Цель:уточнить представление о том, что на лугу растут светолюбивые растения, с ними связана жизнь многих насекомых: пчел, шмелей, бабочек, формировать первоначальное представление о луке как экосистеме.

  1. Бабочка – украшение природы.

Цель:формировать представление о том, что в природе много бабочек разной окраски, величины, есть дневные и ночные бабочки, они по – разному зимуют, у некоторых короткий срок жизни; бабочки украшают природу, опыляют растения. Учить детей среди большого количества насекомых находить знакомых бабочек.

  1. Где живет шмель?

Цель:формировать представление о внешнем виде шмеля и образе жизни, сравнивая его с пчелой: больше пчелы, тело покрыто желтой с темными пятнами мохнатой «шубкой», летает медленно, питается нектаром и цветочной пыльцой, перелетая с цвета на цветок, опыляет растения; гнездо делает в земле, в ячейки, похожие на маленькие стаканчики, откладывает мед, чтобы кормить свое потомство – шмеликов. У шмелей много врагов: полевые мыши, лисицы, барсуки разоряют из земляные гнезда, чтобы полакомиться шмелиным медом. Воспитывать бережное отношение к шмелям.

  1. Божья коровка – доктор луговых, лесных садовых растений.

Цель:Уточнить представление о внешнем виде и образе жизни божьей коровки: у нее есть голова, на голове глаза, рот, усики; грудь, брюшко, 6 ног, твердые красные с четными точками крылья (надкрылья), под ними мягкие крылья. Божья коровка есть тлю, помогает, «лечит растения». Божью коровку не едят птицы. Воспитывать бережное отношение к красивому полезному жучку.

Знакомство детей 6-го, 7-го года жизни с лугом

Цель:продолжить формирование представления о луге как экосистеме: это сообщество травянистых светолюбивых растений, многих насекомых, птиц, некоторых млекопитающих (мыши, полевки, заяц-русак), связанных между собой пищевыми связями: расширить представления о роли лугов в жизни человека, о лекарственных растениях.

  1. Почему луг за время цветения три раза меняет цвета?

Цель:формировать представления о том, что луг в начале лета желтый, затем – белый, в конце лета лиловый – красносиний; расширить представления о луговых растениях (кроме известных детям) на лугу цветут лютики (желтый), подмаренник, хлопушка (белые), разные виды колокольчиков, герань луговая (синяя, красная); на лугу живут бабочки, шмели, разные жуки, кузнечики, кобылки, сверчки, наземные птицы: перепелки, куропатки; на земле делает гнездо жаворонок.

  1. Зеленая аптека на лугу.

Цель:уточнить представление о лекарственных растениях, с которыми дети познакомились в средней группе (смотреть игру-занятие «Где в городе больной может получить помощь?»), познакомить вновь с некоторыми новыми растениями, например, с подорожником большим, лютиком, одуванчиком, фиалкой трехцветной, хвощем полевым (не более трех растений).

3. Старичок – лесовечок знакомит детей с растениями-медоносами.

Цель:уточнить представления о целебных свойствах меда и медоносных растениях, о пчелах и пчеловодах.

Примечание.Кроме луговых медоносных растениях детям следует назвать и показать другие растения, с которых пчелы собирают нектар, например, с цветущих лип, яблонь, вишен.

Технологии профессионального образования

Тема 1. «Реализация принципов обучения в процессе профессиональной подготовки»

Литература:

1. Орлов В.И. Принципы обучения в средней специальной школе// Среднее специальное образование. 1987. — 7.

2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995.

3. Подласный И.П. Педагогика. М., 1996.

4. Система профессионального образования в Российской Федерации: Национальный доклад. — М.: Национальная Обсерватория профессионального образования, 1998. — С. 7.

5. Реан А. А. Педагогика и психология СПб.: Питер, 2000.

6. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология СПб.: Питер, 2000.

7. Сибирская М.П. Профессиональное образование. Педагогические технологии. СПб., 1996.

Тема 2. «Сравнительный анализ методики и технологии обучения»

Литература:

1.Атутов П.Р. Технологии и современное образование // Педагогика. 1996. -2.

2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до технологии. М.., Изд-во Педагогика,1996.

3. Дьяченко В. К. Диалоги об образовательных технологиях // Школьные технологии 23, 2000.

4..Загвязинский В.И. Теории обучения: Современная интерпретация. /Уч. пособие, М., 2001.

5. Иванов М.А. Активные методы обучения// Среднее специальное образование. 1989.

6. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. СПб., 1992.

7. Левина М.М. Технологии профессионально-педагогического образования./ Уч. пособие.М., Изд-во Педагогика 2001.

Тема 3. «Технология рейтингового контроля зун в профессиональной педагогической подготовке»

Литература:

1.Артемов А.В., Павлов И.Н., Сидорова Т.П. Модульно-рейтинговая система. // Высшее образование в России.-1999-№4.

2. Беседина В.И. О рейтинговой системе контроля знаний // Специалист-1996-№4.

3. Контроль учебной деятельности студентов в ССУЗАХ с применением рейтинговой системы. /под ред. В.И. Сосонко, М., Изд-во Педагогика, 1999.

4. Нестерова И.В. Модульно-рейтинговая система обучения //Специалист-2001-№!.

5. Рейтинговая система контроля и оценки знаний по дошкольной педагогике. М., Изд-во Педагогика,2000. и другая по выбору студентов.

Тема 4. «Педагогическое тестирование, понятие, виды, методика разработки и применения в профессиональной подготовке педагогов доу»

Литература:

1. Аванесов B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний / Уч. пособие. М., Изд-во Педагогика 1994.

2. Качаева Г.И. Опыт проведения контрольно-самостоятельной работы студентов // Современные технологии образования. Красноярск, 1999.

3. Левина М.М. Основы технологии обучения профессионально-педагогической деятельности, Минск, 1996.

4. Новые образовательные и педагогические технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М., Изд-во «Логос»,1999.

5. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Логос», 2002.

Тема 5. «Мониторинг эффективности профессиональной подготовки педагогов»

Литература:

1. Абдуллина О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России-1998-33.

2. Белкин А.С. Профессиональный мониторинг подготовки специалиста в системе высшего педобразования. Шадринск, Изд-во пединститута, 1999.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Учебно-методич. пособие для студентов педвузов, учителей, слушателей ИПК. – Ростов н/Д, Изд-во «Феникс», 2002.

4. Мониторинг эффективности нетрадиционных форм обучения в учреждении среднего профессионального образования // Проблемы мониторинга качества образования. 4.2.: VII Всероссийская научно-практическая конференция. Казань-Йошкар-Ола,1999.

5. Олейник П.Н. Методы обучения и их оптимальный выбор // Среднее специальное образование. -1990. — 4.

6. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М., Изд-во Педагогика, 2000.

Психологии управления Тема: Организация и социальная группа как объекты управления

Задание:

Докажите что малая социальная группа является социально-психологической характеристикой организации.

Литература:

  1. Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 2000.
  2. Психология в практике менеджера образования. СПб., 2001.
  3. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1997.
  4. Психология: Учебник для экономических вузов / Под ред. В.С. Дружинина. СПб., 2002.
  5. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. М., 1995.
  6. Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М., 2000.

Задание:

Покажите как используется в сфере управления изучение динамики неформальной группы.

Литература:

  1. Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 2000.
  2. Психология в практике менеджера образования. СПб., 2001.
  3. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1997.
  4. Психология: Учебник для экономических вузов / Под ред. В.С. Дружинина. СПб., 2002.
  5. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. М., 1995.
  6. Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М., 2000.

Тема: Управленческое общение

Задание:

Подготовьте публичное выступление руководителя ДОУ по реализации одной из функций управления (вид ДОУ, категория, контингент воспитанников по выбору студента).

Литература:

  1. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. – М., 2001.
  2. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 2000.
  4. Комарова Е.С. Я руковожу детским садом : пособие для рук. дошк. образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
  5. Нормативно-правовая база дошкольного образования. Сборник документов.-М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2008.
  6. Психология в практике менеджера образования. СПб., 2001.
  7. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1997.
  8. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Методическое издание

Методические рекомендации к выполнению

контрольных работ

Для специальностей

050703 – «Дошкольная педагогика и психология»,

050707 – «Педагогика и методика дошкольного образования»

Автор-составитель:

Грибанова Марина Владиславовна

Компьютерный набор выполнен М.В. Грибановой

5