МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Барнаульский юридический институт МВД России
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В ПОВЫШЕННОМ ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВНИМАНИИ
Методические материалы
для занятий по морально-психологической подготовке
Барнаул 2010
Методические материалы подготовлены в Барнаульском юридическом институте МВД России начальником отдела воспитательной работы полковником милиции Кожушко СН., начальником отделения психологического обеспечения кандидатом психологических наук полковником милиции Солдатовой И.Ф.
Методические материалы подготовлены в соответствии с тематическим планом занятий по морально-психологической подготовке личного состава органов, подразделений и учреждений системы МВД России на 2010 год, утвержденным ДКО МВД России от 25.11.2009 № 1/9426.
Содержание |
||
Введение…………………………………………………….. |
4 |
|
Часть 1 |
Организация психологической работы с курсантами и слушателями, нуждающимися в повышенном внимании… |
6 |
1.1. |
Психологическая работа с ГПВ: задачи, принципы, подходы……………………………………………………… |
6 |
1.2. |
Категории курсантов и слушателей, нуждающихся в повышенном внимании……………………………………… |
9 |
1.3. |
Основные мероприятия и направления психологической работы с ГПВ ……………………………………………….. |
13 |
Часть 2 |
Организация воспитательной работы с курсантами и слушателями, нуждающимися в повышенном внимании… |
18 |
2.1. |
Воспитательная работа: содержание, принципы, структура…………………………………………………….. |
18 |
2.2. |
Педагогические методы изучения курсантов……………… |
20 |
2.3. |
Формы индивидуально-воспитательной работы………….. |
22 |
Литература…………………………………………………… |
25 |
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование деятельности органов внутренних дел (ОВД) МВД России, происходящее в рамках реформирования правоохранительной системы Российской Федерации, обусловливает высокие требования к уровню профессиональной подготовки и личностным качествам выпускников образовательных учреждений МВД России.
В тоже время демографическая ситуация на рынке труда, уровень состояния здоровья нации предопределяют неизбежность принятия на учебу лиц, не в полной мере соответствующих требованиям учебно-служебной деятельности курсантов образовательных учреждениях МВД и дальнейшей службы. Поэтому в вузах МВД оказываются курсанты, испытывающие в силу своих субъективных личностных особенностей проблемы и трудности при выполнении возложенных на них обязанностей. Число таких курсантов в различных вузах МВД России составляет 20-30 % от общего числа курсантов и слушателей.
Вместе с тем, обучение в ведомственном вузе фактически представляет собой первый этап формирования профессиональной психологической пригодности молодых людей к службе в ОВД, и чем скорее и оптимальнее пройдет их адаптация к условиям обучения, тем успешнее они смогут готовиться к предстоящей деятельности.
В такой ситуации очень важна своевременная психологическая помощь этой категории курсантов и психологически грамотная индивидуально-воспитательная работа с ними.
Очевидно, что требование Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р.Г. Нургалиева, изложенное в пункте 8 аналитического обзора от 25.02.2009 № 1/1404 «О состоянии дисциплины и законности среди личного состава органов, подразделений и учреждений системы МВД России в 2008 году»: «Обеспечить эффективное взаимодействие всех субъектов психолого-педагогического воздействия, скоординированную и комплексную работу с сотрудниками, включенными в состав групп психолого-педагогического внимания» определяет актуальность своевременной и эффективной организации психологической и воспитательной работы с этой категорией курсантов и слушателей.
Повышенное психолого-педагогическое внимание представляет собой комплекс организационных, индивидуально-психологических и индивидуально-воспитательных мероприятий, проводимых должностными лицами, направленных на профилактику чрезвычайных происшествий среди личного состава и оптимизацию деятельности сотрудников (курсантов, слушателей), испытывающих затруднения в исполнении своих обязанностей в силу личностных особенностей или наличия кризисной ситуации.
Повышенное психолого-педагогическое внимание курсантам и слушателям, нуждающимся в этом[1] , должны оказывать руководители учебно-служебных подразделений, заместители по работе с личным составом, начальник отдела воспитательной работы, начальник и психологи отделения психологического обеспечения.
Работа указанных должностных лиц с этой категорией переменно состава должна быть направлена на достижение гуманных целей (сохранение их психического здоровья, оптимизация служебной (учебной) деятельности, развитие личности в различных формах индивидуальной и социальной жизни) и организована с учетом следующих принципов:
— уважение прав и свобод человека и гражданина, строгое соблюдение норм профессиональной этики;
— оперативность, своевременность, непрерывность и системность оказания повышенного внимания;
— единство и взаимодействие по всем видам обеспечения деятельности сотрудников (курсантов, слушателей), включенных в ГПВ.
Информация, полученная в ходе работы с курсантом (слушателем) из ГПВ, является конфиденциальной и используется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных и данной инструкцией.
1. Организация психологической работы с курсантами и слушателями, нуждающимися в повышенном внимании
1.1. Психологическая работа с ГПВ: задачи, принципы, подходы
Психологическое обеспечение учебно-служебной деятельности курсантов, отнесенных к ГПВ, предполагает создание определенным образом организованного психологического сопровождения их деятельности.
Психологическая работа с курсантами ГПВ должна решать две основные задачи:
1. Способствовать оптимизации процессов адаптации конкретного курсанта к условиям обучения в вузе, повышению его психологической пригодности путем активизации его личностного потенциала;
2. Способствовать созданию специальных организационных и психолого-педагогических условий для улучшения адаптации конкретного курсанта из ГПВ.
Психологическая работа должна осуществляться на основе деятельностного, личностно-ориентированного и индивидуально-творческого подходов в ее организации.
Деятельностный подход определяет организацию психологического сопровождения адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности, безусловно имеющей профессиональные особенности, активизирует включение курсантов в вероятные социально-психологические отношения как в вузе, так и в ОВД. Одним из важнейших мотивов данного подхода является возможность оптимизации процессов адаптации курсанта из ГПВ путем повышения его активного включения в учебно-служебную деятельность при обеспечении индивидуально-воспитательного подхода.
Личностно-ориентированный подход предполагает создание оптимально возможных условий для каждого отдельно взятого курсанта, нуждающегося в помощи. Практический опыт показывает, что одни и те же условия обучения, события на курсе могут по- разному воздействовать на курсанта. Объясняется это тем, что в процессе формирования личности многое зависит от того, как внешняя среда трансформируется во внутреннем мире личности. Важнейшей задачей психологического сопровождения курсантов из ГПВ является формирование такой личности обучающихся, чтобы их внутренняя направленность не шла в разрез с внешней средой, требованиями учебно-служебной деятельности, профессиональным менталитетом.
Сущность индивидуально-творческого подхода заключается в стимулировании личностного овладения курсантами настоящей учебно-служебной и предстоящей профессиональной деятельности. Критериями овладения выступают профессионально — личностные показатели: учебная успеваемость, служебная успешность, умение анализировать свои индивидуальные особенности, умение изучать партнеров по учебно-служебной деятельности и т.д. Достижение оптимальной продуктивности деятельности в вузе курсантов из ГПВ возможно лишь в том случае, когда их деятельность индивидуализирована, строится на учете своих индивидуальных особенностей и возможностей. Нельзя отрицать наличие некоторых врожденных и приобретенных особенностей, задатков, психофизиологических предрасположений, которые могут стать условиями затруднений в выполнении курсантом требований учебно-служебной деятельности.
Организация психологической работы с курсантами, нуждающимися в повышенном внимании, должна осуществляться с соблюдением определенных принципов , основными из которых являются следующие.:
Принцип инициативности предполагает инициативу психолога образовательного учреждения МВД России в выявлении курсантов, нуждающихся в специальном психологическом сопровождении. Анализ данных региональных ЦПД, регулярно проводимые психодиагностические обследования курсантов, социально-психологические исследования, анализ учебной и дисциплинарной практики позволяет психологу своевременно «отслеживать» проблемных курсантов и включать их в специальную группу для дальнейшей дополнительной работы с ними по собственной инициативе.
Принцип активности предусматривает активность самого курсанта, который должен понимать свои проблемы, испытывать потребность в улучшении своей адаптированности к происходящему и получении необходимой помощи, самостоятельно принимать решение о способах преодоления имеющихся проблем с учетом предлагаемой помощи.
Принцип сознательности предполагает, что курсанту в корректной форме должны быть предоставлены объективная информация о его деятельности, его положении в системе общественных отношений в группе, уровне развития его индивидуально-психологических качеств, степени соответствия их требованиям обучения в ведомственном вузе. Курсант, нуждающийся в помощи психолога, должен на основании, с одной стороны — требований и особенностей обучения в данном вузе, а с другой стороны — собственных интересов, склонностей и способностей, осознать необходимость работы над собой.
Принцип системности предусматривает психологическое обеспечение оптимизации процессов адаптации курсанта из группы повышенного внимания на всех возможных структурных уровнях влияния на этот процесс, обеспечивает целенаправленность и интенсивность воздействия. Кроме того, согласно этому принципу психологическое сопровождение курсанта, нуждающегося в повышенном внимании психолога, при необходимости должно проводиться на всех этапах обучения.
1.2. Категории курсантов и слушателей, нуждающихся в повышенном внимании
С точки зрения профессионально-психологической пригодности учащихся к требованиям ведомственного вуза, существуют различные факторы риска предполагаемых затруднений, основные из них: биологические факторы, психосоциальные факторы, факторы риска, выявляемые психологическими методами обследования.
Причиной сниженной адаптации курсанта или слушателя может выступать любой из этих факторов, чаще – совокупность нескольких. Негативное влияние всех факторов группы риска по его проявлениям у курсантов ведомственных вузов можно сгруппировать в 4 группы:
— хроническое отставание в учебе;
— систематическое нарушение дисциплины;
— низкий социометрический статус;
— наличие не эффективного психоэмоционального состояния.
Необходимо отметить, что все показатели взаимосвязаны и чем дольше курсант испытывает трудности в решении проблем той или иной группы, тем больше вероятность абсолютности проявлений дезадаптации и на других уровнях.
Проявления нарушений в освоении профессионально-ролевого статуса (учебно-служебная деятельность) и уровня социальной адаптации имеют довольно выраженные внешние проявления и их не трудно заметить. Кроме этого, целесообразно выделять внутренние затруднения, не сразу заметные в деятельности курсантов, но при длительном существовании ведущие к снижению результатов учебно-служебной деятельности (рис. 1).
Безусловно, в жизни курсантов и слушателей, как и у всех людей, происходят различные события, которые могут вызывать у них хронические стрессовые состояния. Выявление курсантов и слушателей, находящихся в стрессовой ситуации, с целью своевременного оказания им
Рис. 1. Проявления нарушений адаптации у курсантов ГПВ.
психолого-педагогической помощи является важной задачей курсовых офицеров, которые чаще других находятся рядом с личным составом и имеют возможность наблюдать их в разных ситуациях. Руководство курса должно своевременно передавать информацию о имеющихся у курсанта проблемах психологам образовательного учреждения.
Следует иметь в виду, что контингент в образовательных учреждениях МВД России, нуждающийся в повышенном внимании, имеет определенные отличия от такового в практических подразделениях ОВД. Прежде всего, это:
— все курсанты, нуждающиеся в помощи, несмотря на сниженный уровень психологической пригодности к учебно-служебной деятельности, с приказом о зачислении в вуз МВД России автоматически становятся сотрудниками ОВД. Отсутствие стажерства среди курсантов не позволяет в случае их не успешности прекратить дальнейшие отношения с ними;
— возрастные особенности курсантов, состоящих в ГПВ, делают их более восприимчивыми к психокоррекционным воздействиям психолога и других субъектов воспитательного процесса;
— среди них практически отсутствуют лица с профессиональной деформацией и серьезными заболеваниями, что часто встречается в практических подразделениях;
— курсанты из ГПВ нуждаются, позволяют и принимают более активное и интенсивное вмешательство в свою деятельность, чем сотрудники ОВД.
С учетом этих особенностей, целесообразно выделять отдельные категории курсантов, которым необходимо повышенное психолого-педагогическое внимание:
1. Курсанты (слушатели), пережившие ситуацию критического инцидента (критический инцидент — это ситуация, вызывающая сильные эмоциональные реакции, которые могут в дальнейшем отрицательно влиять на выполнение курсантом своих обязанностей или его эмоциональное состояние).
2. Курсанты (слушатели), поведение и эмоциональное состояние которых, стало отличаться от характерного для них ранее.
3. Курсанты (слушатели), занятые активным «поиском» денежных средств (возможна игровая зависимость).
4. Курсанты (слушатели), испытывающие трудности адаптации в курсантском коллективе или к условиям обучения в институте.
5. Курсанты (слушатели), систематически нарушающие дисциплину.
6. Курсанты (слушатели) с признаками отклоняющегося поведения (система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам).
7. Курсанты (слушатели), имеющие большую академическую задолженность.
1.3. Основные мероприятия и направления психологической работы с ГПВ
Для выявления признаков, сигнализирующих о необходимости повышенного внимания к конкретному курсанту, целесообразно использовать определенный алгоритм формирования группы повышенного внимания, представленный на рисунке 2.
Включение курсанта в ГПВ констатирует необходимость специально организованного психолого-педагогического воздействия на него и «среду его обитания» с целью оптимизации процессов его адаптации к условиям обучения в ведомственном вузе, повышения уровня его профессионально-психологической пригодности. Известно, что управлять можно только системами и, следовательно, психологическую работу с курсантами и слушателями, отнесенными к ГПВ, следует рассматривать как вариант управленческой деятельности. Это позволяет объединить в единый комплекс деятельность участников подготовки курсантов в стенах вуза, или по крайней мере, значимых для курсанта, направить их усилия на решение одной задачи – психолого-педагогической помощи конкретному курсанту, испытывающему затруднения в своей учебно — служебной деятельности и поэтому менее профессионально успешному, чем его однокурсники.
Рис.2. Алгоритм формирования группы повышенного внимания
На рисунке 3 представлены структурно-организационные уровни психологического обеспечения учебно-служебной деятельности курсантов, нуждающихся в повышенном внимании психолога. В центре схемы
Рис. 3. Организационные уровни и взаимодействие субъектов психолого-педагогического обеспечения
курсантов образовательных учреждений МВД России, нуждающихся в повышенном внимании психолога.
помещены психолог и курсант, массивная стрелка, обозначившая их взаимосвязь, символизирует их обязательное сотрудничество в решении поставленной проблемы. И это очень важно: хотя инициатива включения курсанта в ГПВ и принадлежит психологу или начальнику курса, без осознания курсантом своей проблемы, без его «заказа» на помощь психолога в ее решении, без согласия на работу над собой по рекомендациям психолога улучшить адаптацию курсанта к условиям вуза и повысить его психологическую пригодность к этому просто не возможно.
Включение в схему непосредственных командиров курсанта (на уровне учебной группы и курса в целом) является одним из необходимых условий возможности улучшения адаптации этого курсанта.
Следует заметить, что достижение достаточных взаимопонимания и доверия между психологом и руководством курса по проблеме адаптации конкретного курсанта, позволяет задействовать для ее решения дополнительные уровни влияния, основными из которых являются «руководство курса – семья», «руководство курса – преподаватели», «руководство курса – значимые одногруппники», что, в свою очередь, создает дополнительные благоприятные условия для принятия целенаправленных мер по улучшению адаптации проблемного курсанта.
При психологическом сопровождении учебно-служебной деятельности курсантов из ГПВ особенно важна работа с его ближайшим окружением. Очень важно своевременно определить направление влияния, которое одногруппники оказывают на курсанта, выяснить характер их взаимоотношений и использовать эти каналы для улучшения адаптации курсанта, корректировки его ценностно-мотивационной направленности.
При определенных личностных особенностях курсанта немаловажным фактором дезадаптации является оторванность от семьи и привычного круга общения. Не реализованная потребность общения с ними, отсутствие возможности вмешиваться в текущие семейные дела часто затрудняют социально-психологическую адаптацию курсантов и требуют активного взаимодействия психолога и руководства курса с его семьей.
Активное взаимодействие психолога с сотрудниками учебного отдела и отдельными преподавателями целесообразно в случае затруднений курсанта в учебной деятельности в силу его невысоких дидактических способностей или возникновении академической задолженности по объективным причинам. Цель работы психолога на этом уровне – создание благоприятного отношения со стороны «значимых» для курсанта преподавателей, инициация их заинтересованности в судьбе курсанта.
Выделение структурного уровня «куратор группы», в которой учится проблемный курсант, оправдано в случае наличия у группы куратора и его не формального подхода к выполнению своих обязанностей. В этом случае через куратора можно стимулировать социально-психологическую адаптацию курсанта, а, привлекая межличностные взаимоотношения куратора с другими преподавателями, можно влиять на заинтересованность других преподавателей в решении проблемы адаптации курсанта из ГПВ.
Обеспечение психолого-педагогического воздействия на эффективность учебно – служебной деятельности курсантов из ГПВ часто диктует необходимость вмешательства в процессы их адаптации на организационно — психологическом уровне управления вузом в целом. Ведь сниженный уровень психологической пригодности к учебно — служебной деятельности у определенной части курсантов возникает, существует и изменяется не в вакууме, а в организационном, материальном и духовном пространстве конкретного института МВД России, его формирующей специалистов среде — внешней по отношению к рассматриваемой проблеме. Системообразующая роль психолога в рамках всего учебного заведения в процессе разумного приспособления условий обучения в данном вузе к психологическим особенностям обучающихся становится возможной лишь на уровне «руководство института». Именно через руководство института путем систематического анализа проблемы, эффективности проводимых мероприятий, успешности профессионально — служебной деятельности выпускников, подготовки рекомендаций и консультирования осуществляется влияние психолога на формирующую среду.
В целом психологическое сопровождение курсанта из ГПВ по «точкам приложения» можно разделить на три уровня: личность, группа, коллектив.
Первый уровень – уровень отдельной личности. Прежде всего, это, конечно же, личность самого курсанта из ГПВ, испытывающего затруднения в своей учебно-служебной деятельности. На этом уровне возникают и решаются задачи, связанные с рядом аспектов: оказанием психологической помощи в случае определения социально-психологической напряженности у курсанта; психологическая поддержка курсанта, оказавшегося в трудной жизненной ситуации; психологическое воздействие на курсанта, нуждающегося в формировании, коррекции и развитии нравственных и профессионально важных качеств личности. Сюда же можно отнести взаимодействие психолога на межличностном уровне с другими категориями предложенной схемы для оптимизации условий, в которых курсант из ГПВ осуществляет свою деятельность, для реализации его потребности в индивидуально-воспитательном подходе.
Второй уровень – уровень учебно-служебного подразделения – группы, в котором служит «проблемный» курсант. Здесь психологом решаются задачи диагностики и оптимизации межличностных отношений курсанта с товарищами, его эффективной социализации. Сюда же следует отнести и работу с семьей курсанта, если она необходима и возможна.
Третий уровень – уровень коллектива курса, как единого организма. Оптимизация социально-психологического климата в целом, благоприятно воздействующего на адаптацию курсантов, коллективное воспитание профессионально важных качеств, создание «привлекательности» жизни курса для курсанта из ГПВ – задачи, реализуемые психологом на третьем уровне.
Успешное решение проблем психологического сопровождения деятельности курсантов, нуждающихся в повышенном внимании со стороны психолога, возможно лишь при условии комплексного подхода к ним и рассмотрения на каждом из выделенных уровней. Работая с курсантом из ГПВ, психолог совсем не обязательно всегда направляет свою деятельность сразу по всем предложенным в схеме уровням психологического обеспечения. В разных ситуациях и в разное время для конкретного курсанта становятся актуальны те или иные из них. Но психологу всегда надо учитывать их существование, помнить, что психологическое сопровождение учебно-служебной деятельности курсантов из ГПВ – это специально организованная система.
2. Организация воспитательной работы с курсантами и слушателями, нуждающимися в повышенном внимании
2.1. Воспитательная работа: содержание, принципы, структура
Особое значение в образовательном учреждении приобретает воспитательная работа с курсантами, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании. Основным звеном в проведении данной работы являются сотрудники, осуществляющие непосредственное руководство данной категорией курсантов – начальники курсов и их заместители, командиры взводов, отделений и учебных групп. Немаловажную роль в работе с такими курсантами играют сотрудники из числа профессорско-преподавательского состава, особенно кураторы учебных групп, а также представители общественных формирований и ветераны образовательного учреждения. Организация, методическое обеспечение и контроль за проведением данной работы возлагается на руководство и сотрудников отдела воспитательной работы и отделения психологического обеспечения.
Воспитательная работа с курсантами, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, представляет собой комплекс организационных, индивидуально-воспитательных и профилактических мероприятий, направленных на профилактику чрезвычайных происшествий среди личного состава, оптимизацию деятельности курсантов и слушателей, испытывающих затруднения в исполнении своих обязанностей, и предполагает планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение молодого сотрудника с целью оказания помощи в решении его социально-психологических проблем, формирования у него сознательного отношения к учебе и исполнению служебных обязанностей, развития дисциплинированности и организованности, строгого соблюдения норм законности и профессиональной этики, повышения уровня профессионализма. Воспитательная работа с курсантами, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, должна быть направлена на достижение гуманных целей: сохранение их психического здоровья, оптимизацию служебной (учебной) деятельности, развитие личности в различных формах индивидуальной и социальной жизни. В основе проводимой работы должны лежать знание и учет руководителями индивидуальных особенностей курсанта, нуждающегося в повышенном психолого-педагогическом внимании, его темперамента и характера, особенностей социально-бытовой среды, что позволяет правильно определить направления и способы проведения воспитательного воздействия на его сознание, окружение, потребности и интересы.
Воспитательная работа с курсантами, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, имеет четко выраженную структуру, основными элементами которой являются:
-глубокое изучение курсанта, как личности;
-определение перспектив, программы и специальных планов индивидуальной работы с данной категорией курсантов;
-выбор и применение оптимальных средств, методов и форм индивидуального воздействия на личность;
-направление усилий всех категорий сотрудников, являющихся субъектами воспитательного процесса, на формирование позитивных черт личности курсанта и оказание ему посильной психолого-педагогической помощи;
-постоянный контроль за ходом и результатами индивидуальной работы.
2.2. Педагогические методы изучения курсантов.
Изучение личности курсанта служит основой для проведения, как воспитательной работы в целом, так и для индивидуальной работы с лицами, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании. Существуют следующие виды данного направления деятельности:
1. Изучение материалов личного дела, характеристик, в том числе и психологических. Особое внимание при выполнении данной работы следует обратить на психологическую характеристику, данную психологами Центров психодиагностики.
2. Ознакомительная беседа. Позволяет не только познакомиться с биографией курсанта, но и проверить имеющиеся сведения о его индивидуальных особенностях. Перед ее проведением необходимо определить цель, круг вопросов, время и место проведения. Во время беседы следует проявлять доброжелательность, избегать навязчивости, но в то же время проявлять принципиальность в оценке событий и людей, сделанной курсантом. Следует соблюдать конфиденциальность в случае, если субъекту воспитательного процесса стали известны сведения, затрагивающие интимные стороны жизни курсанта.
3. Психолого-педагогическое наблюдение. Этот вид является универсальным в изучении индивидуальных особенностей курсанта и позволяет изучать его в различных ситуациях. Основной задачей наблюдения является накопление фактов о социально-психологических особенностях личности, фиксация их существенных сторон, раскрытие побудительных мотивов, чувств и намерений курсанта. Наблюдение может быть сплошным (длительным) и выборочным (кратковременным).
4. Эксперимент. Позволяет выявить такие особенности личности курсанта, которые либо не проявляются, либо слабо проявляются в обычной обстановке. Существует два вида эксперимента: искусственный и естественный. При естественном эксперименте курсант действует в обычной повседневной обстановке, отдельные условия которой меняются в нужном направлении с помощью заданий. При проведении искусственного эксперимента моделируются разнообразные ситуации в различной окружающей обстановке (в учебных аудиториях, полевых условиях, лабораториях и т.д.), в ходе которых проявляются определенные особенности изучаемого лица.
5. Обобщение мнений о курсанте других лиц. Этот вид применяется для сокращения времени на изучение личности курсанта. При этом учитываются данные, содержащиеся в аттестациях, характеристиках, мнения непосредственных начальников, однокурсников, друзей и родственников. Вместе с тем следует учитывать, что отдельные выводы данных категорий лиц могут быть субъективными и требуют сравнения с данными, полученными при помощи других методов.
2.3. Формы индивидуально-воспитательной работы.
После всестороннего изучения личности, с курсантами, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, в основном, используются следующие формы индивидуально-воспитательной работы:
1. Индивидуальная беседа. На этапе проведения индивидуально-воспитательной работы используется два типа беседы: поддерживающая и корректирующая. При поддерживающей беседе у курсанта вырабатываются профессионально-важные качества путем совместного обсуждения возможных перспектив дальнейшего личностного, профессионального и служебного роста. Во время проведения корректирующей беседы курсанту предлагаются возможные варианты преодоления сложностей, мешающих ему в повседневной деятельности, а также раскрываются его возможности по исправлению своего поведения.
2. Индивидуальная помощь. Может быть оказана в решении различных служебных и общественных задач, личностно-бытовых проблем, в формировании профессионально-значимых качеств. Индивидуальная помощь может оказываться в виде разъяснений, советов, совместного выполнения отдельных поручений, заданий, проведения дополнительных занятий. При оказании помощи следует соблюдать тактичность, уважение к достоинству курсанта и его способностям.
3. Индивидуальные задания и поручения. К ним можно отнести проведение бесед в подшефных учреждениях, подготовка статей для местного печатного органа, участие в художественной самодеятельности, организация культурно-массовых и спортивных мероприятий, оформление стенда, стенгазеты и т.д. При этом необходимо учитывать, что задания и поручения должны соответствовать целям воспитания, учитывать особенности личности курсанта, его способности и подготовленность, быть целесообразными и конкретными.
4. Индивидуальный контроль. Основное назначение контроля заключается в повышении ответственности курсанта, его сознательности, добросовестности и дисциплинированности. Контроль за курсантом может осуществляться, как в служебное, так и во внеслужебное время. Осуществлять контроль следует путем личных проверок субъекта воспитательного процесса, заслушиванием отчетов курсанта, изучением мнения курсантского коллектива, опросом членов семьи и родственников. Действенность контроля зависит от его систематичности, плановости и объективности.
5. Личный пример субъекта воспитательного процесса. Воспитательное влияние примера основывается на склонности людей к подражанию. Его значение заключается в том, чтобы предъявлять курсанту такие образцы поведения, которые бы не только стимулировали его деятельность, но и повели на достижение уровня таких образцов.
6. Посещение курсантов по месту жительства. Эта форма индивидуально-воспитательной работы, как правило, включает в себя проведение бесед с членами семьи курсанта, его соседями и позволяет изучить жилищно-бытовые условия курсанта, семейные отношения, формы проведения им внеслужебного времени, выяснить круг интересов и увлечений курсанта, установить круг знакомых, с целью оградить его от возможного негативного влияния.
7. Использование средств дисциплинарного и морального воздействия. Данная форма применяется, как для позитивной оценки результатов учебно-служебной деятельности, так и для акцентирования внимания курсанта на его негативных поступках и стимулирования его на переоценку своих действий в положительную сторону. Следует учитывать, что формы средств дисциплинарного и морального воздействия должны быть разнообразными, применяться с учетом индивидуальных особенностей личности, быть гласными.
К организации и проведению индивидуально-воспитательной работы с курсантами, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, следует подходить комплексно, использовать различные ее формы и методы, учитывать личностные особенности объекта воспитательного процесса, осуществлять на него воздействие в различных сферах его служебной деятельности и быта, с максимальным чувством такта и корректности. Только при таком подходе можно достигнуть поставленных целей в решении психолого-педагогических проблем личности курсанта.
В заключение следует заметить, что психологический потенциал, каждого курсанта (слушателя) из ГПВ, при адекватном психолого-педагогическом сопровождении деятельности курсанта, включающем в себя комплекс организационных, развивающих и корректирующих мер, развивается, в основном, в положительном направлении и со временем позволяет исключить обучающегося из ГПВ.
Список литературы
1. Анциферов В.В. Методика воспитательной работы сотрудников факультетов, курсов образовательных учреждений МВД России: Учебно-методическое пособие. ─ М.: Академия управления МВД России, 2002.
2. Артамонов В.С. Методологические основы управления профессиональной адаптацией обучаемых в системе высших образовательных учреждений МВД России: Дис. … док-ра техн. наук. ─ СПб.: СПбУ МВД России, 2000.
3. Брычеев В.Г. О состоянии работы с кадрами. Роль и значение психологической службы в реализации кадровой политики МВД России. Сб. тезисов выступлений участников Всероссийского совещания руководителей подразделений психологического обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск. ─ М., 2000.
4. Деробизова Л.А. Исследование индивидуально-типологических особенностей сотрудников, отнесенных к группе риска // Психопедагогика в правоохранительных органах. ─ 1999. ─ №2.
5. Иваницкий А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России: Дис. … д-ра пед. наук. ─ СПб.: СПбУ МВД России, 2000.
6. Казимирчук Г.И. Информационно-аналитический и воспитательный аспекты деятельности психолога: Проблемы, пути становления и дальнейшего развития психологической службы органов внутренних дел: Материалы конференции практических психологов ОВД. В 2-х частях. /Сост. В.И. Постоев, С.И. Репина, С.В. Сисетский. ─ Домодедово: РИПК работников МВД России, 1998.
7. Кудин В.А. Подготовка специалистов для органов внутренних дел и проблемы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России: Сб. тезисов выступлений участников региональных семинаров практических психологов: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. ─ М., 2000.
8. Марьин М.И., Петров В.Е. Организация психологического обеспечения в образовательных учреждениях МВД России: Учебно-методическое пособие / Под общей редакцией В.Л. Кубышко. ─ М.: ЦОКР МВД России, 2006.
9. Марьин М.И., Солдатова И.Ф., Петров В.Е., Орлова И.Ю. Психологическое обеспечение работы с сотрудниками ОВД, требующими повышенного психологического внимания: Учебно-методическое пособие. Барнаул: БЮИ МВД России, 2004.
10. Методические рекомендации «По организации воспитательной работы в органах внутренних дел МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, УВО (ОВД), УРО, образовательных учреждений МВД России». Указание МВД России от 28.09.2000 г. № 1/1847
11. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: Учебное пособие / Под общ. ред. докт. педагог. наук, докт. юрид. наук, проф. В. Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2008.
12. Приказ МВД России от 11.02.2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
13. Приказ МВД России от 24.12.2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
14. Приказ БЮИ МВД России от 30.12.2009 г. № 660 «Об утверждении Инструкции о порядке организации работы с группой повышенного психолого-педагогического внимания в Барнаульском юридическом института МВД России».
15. Резепин А.В. Психолого-педагогические аспекты воспитательной работы руководителей учебно-строевых подразделений вуза МВД России: Учебно-методическое пособие. ─ М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
16. Солдатова И.Ф. Психологическое обеспечение курсантов образовательных учреждений МВД России, нуждающихся в повышенном внимании психолога. Дисс….канд. психол. наук. — СПб., 2007.
17. Третьяк В.Г. Учебная активность и индивидуальные особенности обучаемых юридического института МВД. ─ Краснодар, 1996.
18. Шестаков А.Г. Методы психологического воздействия на подчиненных в органах внутренних дел. ─ СПб.: СПб ВШ МВД России, 1994.
[1] (далее по тексту — ГПВ)