Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Социальная психология

Директор НФИ КемГУ

В.С. Гершгорин

 

_______________________

 

«_____»__________ 2012 г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

Социальная психология

 

Направление подготовки

_040100.62 Социология

Профиль подготовки

Социология коммуникаций

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Новокузнецк

2012 год

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Новокузнецкий институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Гуманитарный факультет

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан ГФ

Тенекова А.М.

 

_______________________

 

«_____»__________20___ г.

 

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Б.3 Б.6 Социальная психология

 

Направление подготовки

Социология

Профиль подготовки

Социология коммуникаций

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

_____________________________________

(очная, заочная.)

 

 

Новокузнецк

11 стр., 5051 слов

Направление подготовки 034000.62 Конфликтология. Квалификация (степень) выпускника — бакалавр

2. Профили – . 3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ (компетентностная модель выпускника) Выпускник по направлению подготовки 034000 Конфликтология с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями: а)общекультурными (ОК) владением научным мировоззрением, обладанием культуры мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению ...

 

Год

 

Лист — вкладка программы

Дополнения и изменения в рабочей программе учебной дисциплины

. Социальная психология

Сведения о переутверждении РП на очередной учебный год и регистрация изменений

 

№ изменения Учебный год Учебная группа /Рабочий УП Содержание изменений и решение кафедры – разработчика /№ протокола, дата, подпись зав. кафедрой Преподаватель- разработчик программы Решение выпускающей кафедры /№ протокола, дата, подпись зав. кафедрой Зав.каф. (подпись)
             
  2012 — 2013 СК-11 Утвердить УМК, протокол №1 от 05.09.12 Добрынина О.А    
               
               
               

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 040100 Социология и профилю подготовки Социология коммуникаций.

Автор: к. псх..н., доцент О.А. Добрынина

 

Рецензент(ы) к. псх..н., доцент Е.В. Дворцова

 

Рабочая программа дисциплины

обсуждена на заседании кафедры психологии Протокол № 1 от « 05.» сентября 2012г.

 

Зав. кафедрой О.А. Добрынина

 

Одобрено методической комиссией гуманитарного факультета

Протокол № ____ от « ____ » _________ 2012 г.

 

Председатель Л.А. Пашина

 

 

Цели освоения дисциплины

 

Целями освоения дисциплины Социальная психология являются подготовка выпускника, владеющего гуманитарными технологиями, умеющего анализировать формы взаимодействия в группах и коллективах, способного воспринимать и оценивать личность другого, устанавливать доверительный контакт и диалог, умеющего убеждать и поддерживать людей.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Социальная психология относится к базовой части профессионального цикла ООП и имеет код по учебному плану Б3.Б.6. Она логически связана с философией, в рамках которой обучающиеся получили знания об истории формирования социально-психологических идей в рамках философских концепций, получили представление о понятии личности. Курс общая психология познакомил студентов с базовыми категориями психологии: образ, индивид, личность, индивидуальность, деятельность, мотивации, общение. Социальная психология включает в себя лекционные, практические и лабораторные занятия, задания для самостоятельной работы, предполагающие систематизацию знаний по развитию и современному состоянию зарубежной и отечественной социальной психологии с целью ориентации будущего выпускника в методологии социальной психологии, в проблемах психологии общения и межличностного взаимодействия. Содержание учебной дисциплины Социальная психология будет продолжено и найдёт дальнейшее развитие в курсах Социология управления, Политическая социология, Социология коммуникаций, Социология семьи, Социология СМИ. Учебная дисциплина «Социальная психология» изучается студентами социологами на втором курсе, четвёртый семестр (в течение одного семестра).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Социальная психология

В результате освоения дисциплины «Социальная психология» у выпускника бакалавра предполагается развитие следующих компетенций:

Общекультурных (ОК)

— способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9)

— способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

Профессиональных (ПК)

— способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социально значимой информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать— основные категории и понятия социальной психологии; историю формирования социально-психологических идей, основные социально-психологические теории, структуру и механизмы общения, характеристику больших и малых групп, специфику социально-психологического подхода к пониманию личности

Уметь анализировать предмет и структуру современной социальной психологии; применять понятийно-категориальный аппарат социальной психологии для анализа социальных явлений; использовать методы социальной психологии для решения исследовательских задач, для социального проектирования и прогнозирования

Владеть навыками восприятия и оценки личности, эмпатии, установления доверительного контакта, алгоритмом убеждения и поддержки людей, взаимодействия в трудовых коллективах, оптимизации социально-психологического климата.

 

 

Код компетенции Формируемые компетенции Результат освоения дисциплины
ОК-9 способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач   Знать- основные категории и понятия социальной психологии; историю формирования социально-психологических идей, основные социально-психологические теории, структуру и механизмы общения, характеристику больших и малых групп, специфику социально-психологического подхода к пониманию личности Уметь анализировать предмет и структуру современной социальной психологии; применять понятийно-категориальный аппарат социальной психологии для анализа социальных явлений; использовать методы социальной психологии для решения исследовательских задач, для социального проектирования и прогнозирования
ОК-10 способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы Уметь применять понятийно-категориальный аппарат социальной психологии для анализа социальных явлений; использовать методы социальной психологии для решения исследовательских задач, для социального проектирования и прогнозирования  
ПК-11 способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социально значимой информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности Уметь использовать методы социальной психологии для решения исследовательских задач, для социального проектирования и прогнозирования Владеть навыками восприятия и оценки личности, установления доверительного контакта, алгоритмом убеждения и поддержки людей, взаимодействия в трудовых коллективах, оптимизации социально-психологического климата

Таблица 1. Структурно-логическая схема формирования компетенций

Код компетенции Дисциплины, предшествующие формированию компетенции Данная дисциплина Дисциплины, параллельно формирующие компетенцию Последующие дисциплины, формирующие компетенцию
ОК – 9 Философия Основы социологии Социальная психология Психология Политическая социология Социология управления, Социология коммуникаций
ОК-10 Основы социологии Социальная психология Политическая социология, Социология культуры Социология управления, Социология коммуникаций, Социология СМИ
ПК-11 Методология и методика социологического исследования Социальная психология Методы прикладной статистики для социологов Маркетинговые исследования Социология СМИ Массовая коммуникация  

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)Социальная психология

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, зачёт

4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)

4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

а) основная литература:

а) основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2010. –

2 Андриенко Е. В. Социальная психология. Под ред. В.А. Сластёнина.- М.- «Академия».-2010.-

3. Свенцицкий А.Л. Социальная психология.- М- Проспект .- 2004 Гриф УМО «Рекомендовано».

4. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия — А.Л. Свенцицкий.- СПб — Питер- 2009- 518с

5. Социальная психология.- Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача — М- Академия- 2011- 600с.

б) дополнительная литература:

1.Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология 20 столетия. Теоретические подходы.- М- Аспект – Пресс- 2011.

2..Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей- М — ЭКСМО- Пресс- 2011- 576с.

3. Кричевский Р.Л. Психология малой группы.- М- Аспект- Пресс- 2011. Гриф МО «Допущено».

4. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций- М- Омега – 2005- 363с.

5. Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2009.

6. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций.- М- Инфра- 2007

7. Социальная психология в современном мире.- под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова,- М- Аспект Пресс- 2010. Гриф МО «Допущено»

8 Социальная психология. Хрестоматия – Составители: Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М- Аспект Пресс- 2011 — 475с

9. Шибутани Т. Социальная психология.- Ростов н/Д – Феникс- 2008 — 544с.

10..Шихирев П. Современная социальная психология.- М- ИП- РАН — КСП – Екатеринбург – «Деловая книга» — 2005 – 448с

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Куб — электронная библиотека [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.koob.ru/

2. Национальная психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vocabulary.ru.

3. Психологические тесты он-лайн [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psytest.info/

 

Данный курс предусматривает использование следующих материально-технических средств: мультимедийное оборудование; наборы слайдов, фрагменты видео материалов;

 

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Пояснительная записка

В настоящее время российскому студенту, осваивающему основы психологической науки, трудно представить себе, что было время, когда социальную психологию в стране нигде не преподавал, так как считали, что это буржуазная наука и ей нет места в системе марксистской психологии. На волне общественно-политических перемен второй половины 50 годов произошла некоторая либерализация в сфере научной мысли. Именно тогда ряд ученых поднял вопрос о настоятельной необходимости разработки в нашей стране социальной психологии на марксистской основе. Но основным источником профессиональных знаний для начинающих социальных психологов были труды американских учёных. Естественно, в силу идеологических ограничений невозможно было использовать их в полном объёме. За короткий срок социальной психологии удалось добиться серьёзных результатов. Ей удалось проникнуть в глубинную сущность таких сложных явлений, как человеческие убеждения, любовь и ненависть, конформизм и независимость. Материал по социальной психологии стимулирует студентов развивать критичность мышления, формирует готовность узнавать, анализировать, находить глубинные связи повседневных явлений. Социальная психология как научная дисциплина готова ответить на 3 главных вопроса: как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они друг к другу относятся?

Целями освоения дисциплины Социальная психология являются подготовка выпускника, владеющего гуманитарными технологиями, умеющего анализировать формы взаимодействия в группах и коллективах, способного воспринимать и оценивать личность другого, устанавливать доверительный контакт и диалог, умеющего убеждать и поддерживать людей.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать— основные категории и понятия социальной психологии; историю формирования социально-психологических идей, основные социально-психологические теории, структуру и механизмы общения, характеристику больших и малых групп, специфику социально-психологического подхода к пониманию личности

Уметь анализировать предмет и структуру современной социальной психологии; применять понятийно-категориальный аппарат социальной психологии для анализа социальных явлений; использовать методы социальной психологии для решения исследовательских задач, для социального проектирования и прогнозирования

Владеть навыками восприятия и оценки личности, эмпатии, установления доверительного контакта, алгоритмом убеждения и поддержки людей, взаимодействия в трудовых коллективах, оптимизации социально-психологического климата.

Особенностью обучения студентов является самостоятельное освоение значительного объема содержания дисциплины. Проконтролировать самостоятельное изучение вопросов учебного курса помогут помещенные в предлагаемом разделе контрольные тесты

Тематика практических занятий и методические указания по подготовке к ним, задания для самостоятельной и индивидуальной работы для студентов

Цель практических (семинарских) занятий заключается в закреплении лекционного материала по наиболее важным темам и вопросам, в развитии у студентов навыков критического мышления в данной области знания, умений работы с учебной и научной литературой.

На практическом занятии желательны коллективные обсуждения теоретических и практических проблем. Могут быть заслушаны научные доклады и сообщения студентов. Именно здесь студенты познают азы ораторского искусства, учатся правильно задавать вопросы и давать на них ответы. Кроме всего прочего, практические занятия (семинары) являются формой контроля преподавателя за учебным процессом в группе, успеваемостью и отношением к учебе каждого студента. Студенты принимают участие в контрольных работах, тестированиях, устных опросах и пр.

В ходе подготовки к практическому занятию студентам следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, досконально изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебную методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями).

Обращение студентов к монографиям, статьям из специальных журналов, а также к материалам средств массовой информации позволяет в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, студентам следует помнить, что обучаемый должен не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие студентов в работе способствует более глубокому изучению содержания курса, повышению уровня психологической культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания при разрешении различных проблемных ситуаций.

Для закрепления теоретического материала студенты по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания в тетради для практических занятий (см. планы практических занятий).

Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание студентов на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Индивидуальные задания содержат также тесты (см. соответствующий раздел методических указаний), которые могут быть использованы как для проверки знаний студентов преподавателем в ходе проведения промежуточной аттестации на практических занятиях, а также для самопроверки знаний студентами.

Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет не только преподавателю оценить успеваемость студентов на любом этапе их обучения, но оказать помощь самим студентам в изучении курса. При проведении самотестирования студенты могут выявить тот круг вопросов, которые усвоены слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы студентов по выполнению тестовых и иных домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на семинарских занятиях.

Семинарское занятие 1

 

Первые социально-психологические теории..

Форма проведения занятия — «Круглый стол».

Вопросы для обсуждения.

1 Задача психологии народов.

2.Отличие индивидуальной психологии от психологии народов.

3. Главные области психологии наролов.

4. Критика возражений против психологии народов.

5. Закон подражания Г. Тарда.

6. Основные идеи С. Сигеле и Г. Лебона:

а) характеристика массы,

б) структура психики массы,

в) интеллект массы,

г) массы естественные и искусственные.

7. Элита и массы.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу:

1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2000.

2 Андриенко Е. В. Социальная психология. Под ред. В.А. Сластёнина.- М.- «Академия».-2000.- 264с.

3 Вундт В. Проблемы психологии народов.- СПб,-2001,- С 11-20, С 33-48, С 86- 98.

4. Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2004.- С 12- 24.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы 1:

Проанализировав предложенную выше литературу, Вам необходимо письменно ответьте на следующие вопросы на листах формата А -4 и сдать их для последующей проверки.

1. Выделите основные причины формирования социальной психологии в самостоятельную науку.

2. Какова основная причина кризиса западной социальной психологии в 70-е годы 20 века?

3. Назовите наиболее известных теоретиков психологии масс и охарактеризуйте их основные идеи.

4. Почему психология масс считает человека иррациональным существом?

5. Кто из учёных и почему воспринимает массы как безумные и преступные?

6. Что нового внёс в понимание масс Г. Лебон?

7. Действие каких факторов превращает людей в массу?

8. Какими качествами, по мнению теоретиков масс. должны обладать вожди масс?

9. Выход чьих работ считается отправной точкой формирования социальной психологии как самостоятельной науки?

10.Какие ключевые события можно выделить в процессе становления социальной психологии как самостоятельной науки?

11. Составьте схему «Этапы развития отечественной социальной психологии».

 

Семинарское занятие №2

 

Теоретические и эмпирические основания социальной психологии.

Форма проведения занятия – организационно –деятельностная игра. При подготовке к семинару студенты делятся на 5 малых групп, каждая из которых должна представить и защитить на научном симпозиуме основные идеи своей научной школы, доказать её преимущества для развития социальной психологии. В ходе проведения занятия преподаватель организует научную дискуссию, совместно со студентами выявляет положительные стороны и недостатки каждой парадигмы.

Вопросы для обсуждения.

1. Теоретическое постижение мира.

2. Теории в социальной психологии.

3. Модель научного развития.

4. Эволюция бихевиоризма.

5. Теория социального научения..

6. Теория социального обмена.

7. Теория взаимозависимости.

8. Символический интеракционизм.

9. Когнитивистская ориентация.

10 Психоаналитические теории.

11. Гештальт -психология.

12. Гуманистическая психология.

 

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу:

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2000.

2 Андриенко Е. В. Социальная психология. Под ред. В.А. Сластёнина.- М.- «Академия».-2000.- (Глава.1 .- Становление и развитие социальной психологии как науки).

3. Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2004.- С44- 59

Вопросы и задания для самостоятельной работы 2;

1. Используя учебник Г.М. Андреевой «Социальная психология» М: Аспект пресс, 2000 и

учебник Е.В. Андриенко Е. В. Социальная психология. Под ред. В.А. Сластёнина.- М.- «Академия».-2000., Вам необходимо составить матрицу основных идей психологических школ : бихевиоризма, психоанализа, когнитивизма, интеракционизма, гуманистической психологии.

2. Письменно ответьте на вопрос:»Почему ведущие психологические школы не могли не внести свой вклад в развитие социальной психологии»?

3. Подумайте. как может меняться предмет исследования социальной психологии, если рассматривать её как:

а) часть социологии,

б) часть психологии,

в) самостоятельную область исследования, находящуюся между социологией и психологией в качестве независимой дисциплины.

Определите и запишите в тетради три предмета исследования социальной психологии, исходя из каждой позиции.

4. Письменно ответьте на вопрос:»Какое теоретическое направление послужило основой для теории социального научения»?

5. Вам необходимо прочитать главу 5 «Социально-психологические исследования» учебника Н.И. Семечкина» Социальная психология».- СПБ.-2004.- С 63- 75 и письменно подготовить ответы на вопросы:

— Чем научное знание отличается от ненаучного? Опишите закономерности научного познания.

— В чём сущность принципов верификации и фальсификации? Показателем чего служит возможность применения этих принципов?

— Какие основные правила и требования должны соблюдаться при проведении исследования, чтобы получить достаточно достоверные сведения?

— Укажите наиболее распространённые методы социально-психологических исследований. Какие классификации методов исследования Вы знаете?

— Какую основную этическую проблему должен решать и следователь при проведении социально-психологического эксперимента?

— Перечислите основные этические требования, которые необходимо соблюдать при проведении социально-психологических исследований.

— Дайте определение процедуре дебрифинга. Как и для чего она проводится?

 

Семинарское занятие №3

Общение как коммуникация

Форма проведения занятия – «Круглый стол»

Вопросы для обсуждения.

1. Типы коммуникации.

2. Структура коммуникации.

3. Средства коммуникации.

4. Классификация видов невербальной коммуникации.

5. Функции невербальных сообщений.

6. Основные каналы невербальной коммуникации.

7. Проблема интерпретации невербального поведения.

8. Роль невербальных средств в общении человека.

9 . Интимно-личностное пространство в общении.

10. Жесты и культура.

11. Мимика. Пластика, взгляд.

12. Одежда. Аксессуары.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу:

1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2000. — Глава 5 « Общение как обмен информацией».

2 Андриенко Е. В. Социальная психология. Под ред. В.А. Сластёнина.- М.- «Академия».-2000.- (Глава.11 .- «Общение»)

3. Пиз А. Язык телодвижений.

4 Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2004.- Глава 16 «Невербальные средства коммуникации» — С 171 -182.

Вопросы и задания для самостоятельной работы 3:

1. .Используя монографию А.А. Бодалёва «Психология общения»- М., Воронеж: НПО МОДЭК, 1996., необходимо письменно ответить на вопрос:

Что общего и в чём различие между общением и предметной деятельностью?

2. На основе учебника Н.И. Семечкина «Социальная психология».- СПБ.-2004.- Главы 16 «Невербальные средства коммуникации» — С 171 -182. и Главы 15 «Вербальные средства коммуникации» — С 161 – 170 Вам следует письменно ответить на вопросы:

— Какие составляющие образуют паралингвистический канал коммуникации?

.. Почему социальная коммуникация подчиняется правилам коммуникационной игры?

— Как и почему в разговоре проявляются гендерные различия?

— Почему некоторые авторы полагают. что общество, в котором отсутствует ложь, не могло бы существовать? Что думаете об этом Вы?

Что фиксирует полиграф? Действительно ли он является детектором лжи?

3.Укажите невербальные средства коммуникации и охарактеризуйте их..

4. Какие функции выполняют невербальные сообщения ?

5. Перечислите известные Вам способы кодирования невербальной информации.

6. Посмотрите выступления двух – трёх ведущих прямого эфира на телевидении. Оцените их речь с точки зрения использования интонаций, жестикуляции, мимики и других форм невербальной экспрессии. Обратите внимание на то, как влияют на восприятие сообщения цвет и стиль одежды, украшения, косметика, причёска.

 

Семинарское занятие №4

Общение как коммуникация.

Слагаемые убеждения.

Форма проведения занятия – «Круглый стол»

Вопросы для обсуждения.

1. Вербальная сторона публичного выступления.

1.1 Ключевые идеи и их аргументация..

1.2 «Поучительные истории».

1.3. Метафоры в тексте выступления.

2. Смысловая структура публичного выступления.

3. Слагаемые убеждения: влияние коммуникатора, содержание сообщения, канал коммуникации, аудитория.

4. Невербальная сторона публичного выступления.

5. Средства визуального представления информации

6. Контакт с аудиторией.

7. Области применения техник публичного выступления.

Литература:

1. Журавлёв А.В., Павлова Е.Н. Публичное выступление. – Социальная психология. Практикум..- Г.М. Андреева, Е.А. Аксёнова, Т.Ю. Базаров и др.- М: Аспект Пресс, 2006.-С 243 – 274.

2. . Майерс Д. Социальная психология.- СПб.: Питер Ком,1998.- С 315 – 335.

3. Хараш А. У. Смысловая структура публичного выступления. – Социальная психология.- Хрестоматия.- Составители: Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая.- С 71 -84.

Вопросы и задания для самостоятельной работы 4:

Вам необходимо письменно подготовить ответы на предложенные вопросы для последующей их проверки:

1. Какие особенности субъекта влияют на восприятие им людей?

2. Какие составляющие входят в физический и социальный облик воспринимаемого человека?

3. По каким признакам Вы можете определить, что новый знакомый или знакомая ведёт себя искренне или неискренне?

4. Какие эффекта межличностного восприятия искажают образ воспринимаемого человека? Проанализируйте, какие механизмы могут исказить межличностное познание?

5. Опишите, каким образом различные особенности личности влияют на развитие межличностных отношений.

6. Проанализируйте, каков уровень Вашей эмпатии (желательно с помощью одной из методик).

 

Семинарское занятие №5

Общение как интеракция

Форма проведения занятия – групповая дискуссия

Вопросы для обсуждения:

1. Парадигмы конфликтологии.

1.1 Социально-биологическая парадигма.

1.2 Классовая парадигма.

1.3 Социально-психологическая парадигма.

1.4 Структурно-функциональная парадигма.

1.5 Диалектико-созидательная парадигма.

1.6 Теория конфликта как метатеория.

2. Проблема межличностных отношений.

3. Чувства как система поведения.

4. Конвенциальные нормы и чувства.

5. Культурная матрица играния ролей.

6. Личный статус и первичная группа.

 

Литература

  1. Зайцев А. Социальный конфликт.- М.- Академия.- 2001
  2. Шибутани Т. Социальная психология.- Р/н/Д- Феникс- С 272-299, С 310-330, С 88-112, С 338-356.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы темы 5.

Письменно ответьте на следующие вопросы

1 На основании каких критериев выделяют стратегии взаимодействия?

2. Почему стратегия компромисса является более перспективной в социальном плане, чем стратегия сотрудничества?

3. Что является основным условием реализации стратегии компромисса?

4. Каковы трудности реализации ассертивного поведения в современной социальной жизни человека?

5. Приведите письменно примеры, иллюстрирующие психологическую совместимость или несовместимость интроверта с экстравертом Попробуйте определить, почему в одном случае субъекты взаимодействия оказались совместимы, а в другом нет.

6. Дайте развёрнутую характеристику взаимодействия субъектов (героев художественных произведений) с точки зрения их совместимости, используя категории: экстраверт, интроверт, мобильный, ригидный, доминантный, не доминантный.

7. Используя книгу Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры».- Л.-1992., подготовьте сообщение по теме « Типы трансакций и их влияние на межличностное общение». Обязательно используйте примеры всех типов трансакций.

8. Проанализируйте речи известных политиков. Какие метафоры использованы в тексте? Понаблюдайте, какие метафоры Вы чаще всего используете?

9. Проанализируйте речь своих знакомых. Какими предикатами (ключами доступа: «визуальными», «аудиальными», «кинестетическими») они чаще всего пользуются в своей речи?

10. Возьмите текст, написанный в канцелярском стиле, и перепишите его с использованием ключей доступа всех трёх типов.

 

Семинарское занятие №6.

Динамические процессы в малой группе

Форма проведения занятия – « Дискуссия»

Вопросы для обсуждения

1. Структурные характеристики малых групп.

2. Нормативное поведение в группе.

3. Подходы к исследованию групповой сплочённости.

4. Процесс принятия группового решения.

5. Соотношение групповых и индивидуальных действий.

6. Феномен группового давления.

7. Информационное влияние и конформизм.

8. Нормативное влияние и конформизм.

9. Внешние факторы конформизма.

10. Внутренние факторы конформизма.

11. Манипулятивные приёмы влияния.

12. «Прививки» от социального влияния.

13. Психология авторитета.

14. Психология подчинения.

15. Психология власти.

Литература:

1.. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2009. — Раздел 3.-Глава 12 « Динамические процессы в малой группе.»

2. Майерс Д. Социальная психология.- СПб.: Питер Ком,2004.- С 271-309

3. Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2005 .- С 198 – 214, С 208-209, С 216 -220.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 6 .

1 Используя учебник Д. Майерса «Социальная психология» , опишите классические эксперименты конформизма:

— эксперимент Шерифа: формирование норм,

— эксперимент Аша : исследование давления группы,

— эксперимент Милграма : подчинение.

Письменно ответьте на вопрос : «Чем вызвано подчинение?».

2. Укажите условия возникновения конформизма.

3. Выявите причины возникновения конформизма.

4. Приведите примеры проявления феноменов группового давления и конформизма.

5. Назовите способы сопротивления социальному давлению.

6. Опишите основные феномены, возникающие в процессе решения групповой задачи.

7. Письменно ответьте на вопрос:: « Можно ли быть абсолютно невосприимчивым к

социальному влиянию?».

8. Опишите основные виды социального влияния.

9. Назовите стратегии межличностного влияния. Какой психологический механизм лежит в их основе?

10. Почему люди проявляют конформизм? Чем различается конформизм внешний от внутреннего?

11. Проанализируйте ситуацию просьбы и объясните причину повсеместного распространения уступчивости.

12. Письменно ответьте на вопрос: « Каковы представления А. Адлера о мотивации власти?».

13. Почему теорию А. Адлера называют «компенсаторной теорией власти»?

 

Семинарское занятие №7.

Вождь – масса: проблема власти и социального лидерства

Форма проведения занятия – « Дискуссия»

Вопросы для обсуждения

  1. Природа власти и подчинения.
  2. Лидерство и руководство в малой группе.
  3. Основные теории происхождения лидерства:

— Теория черт лидера.

— Ситуационная теория лидерства.

— Системная теория лидерства.

4. Стиль лидерства..

5. Психологический портрет вождя.

6. Ореол авторитета.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2009. — Глава 12 «Динамические процессы в малой группе».

2 Андриенко Е. В. Социальная психология. Под ред. В.А. Сластёнина.- М.- «Академия».-2009.- (Глава.9 .- «Лидерство и руководство)

.3 Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2009.- Глава 2 «Вождь – масса: проблема власти и социального лидерства»

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

Письменно ответьте на следующие вопросы:

  1. В чём заключается социально-психологический смысл власти на различных уровнях существования общества – от малых групп до больших социальных общностей?
  2. Каковы основные различия между лидерством и руководством?
  3. Почему стили руководства и лидерства идентичны?
  4. Опишите лидерство и руководство как объективный и субъективный феномены.
  5. Каким образом можно использовать теории лидерства для анализа конкретной управленческой деятельности?
  6. От чего зависит изменение стиля лидерства?
  7. Как исследования личности связаны с разработкой проблематики лидерства и руководства? Какие личностные тесты могут быть использованы при изучении лидерства и руководства?
  8. Кого из выдающихся деятелей прошлого и настоящего вы могли бы назвать харизматическими личностями и почему?
  9. Составьте социально-психологический портрет знакомого предпринимателя.
  10. Проанализируйте социально-психологические особенности предпринимательства в Кузбасском регионе.
  11. Сформулируйте предложения по оказанию социально — психологических услуг вашему потенциальному клиенту – предпринимателю.

 

Семинарское занятие №8.

Человеческая индивидуальность и социальная психология личности

Вопросы для обсуждения:

  1. Теории личности в социальной психологии.
  2. Структура самосознания.
  3. Походы к пониманию Я- концепции.
  4. Уровни самосознания.
  5. Центральные аспекты самосознания.
  6. Ролевая структура Я – концепции.
  7. Самопознание и самооценка.
  8. Теория социального сравнения.
  9. Регулирование самооценки.
  10. Самосознание и поведение.
  11. Самосознание и личностный контроль
  12. Теории локусов контроля и самоэффективности.

Литература

Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2004.- С 83 – 113.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 8:

  1. Сформулируйте основные подходы к разработке социальной психологии личности в отечественной и зарубежной психологической науке.
  2. Опишите основные положения Я -концепции У. Джеймса.
  3. Перечислите основные положения теории Я –концепции, разработанные в рамках феноменологического подхода и символического интеракционизма.
  4. Опишите жизненные и профессиональные ситуации, в которых возникает необходимость в актуализации личностной сущности человека.
  5. Используя методику «Фрайбургский личностный опросник», определите у себя выраженность личностных особенностей, влияющих на эффективность межличностных отношений.
  6. Кому принадлежит первое определение личности?
  7. Какой основной характеристикой должна обладать личность?
  8. Кто из психологов создал первую развёрнутую теорию личности? Какие уровни психической структуры в ней выделены?
  9. Опишите основные компоненты структуры самосознания (Я- концепции).
  10. Из каких источников формируется самосознание?
  11. Объясните, как те или иные состояния самосознания влияют на поведение. Как влияет на поведение уровень самомониторинга?
  12. Что может послужить причиной кризиса самоидентичности?
  13. Опишите основные стратегии самопрезентации.
  14. Что такое личностный контроль? Почему развивается приобретённая и самовнушённая беспомощность?
  15. Дайте характеристику теориям локусов контроля и самоэффективности, назовите авторов этих теорий.

 

Семинарское занятие №9

Методы практической работы.

Вопросы для обсуждения:

  1. Организационная диагностика: модели, методы, процесс.
  2. Структурированное интервью как метод организационной диагностики.
  3. Методы управления персоналом.
  4. Технология ассесмента.

5. Социально-психологическая диагностика коллектива.

Литературу студент подбирает самостоятельно

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

1. Напишите основные факторы регуляции социального поведения.

2. Письменно ответьте на вопрос: «Может ли общество существовать без социального контроля?» Обоснуйте ответ.

3. Какие факторы влияют на становление и развитие социального контроля?

4. Укажите главное условие эффективности санкций.

5. Чем обычаи отличаются от традиций?

6. Проанализируйте условия, при которых обычай становится традицией?

7. Каким образом изменение социального контроля может влиять на изменение моделей воспитания и обучения в обществе? Проиллюстрируйте ответ, исходя из истории России.

8. Подготовьте описание характеристик социального контроля в семье, студенческой группе, компании друзей, производственном коллективе, государстве (на выбор).

9. Дайте развёрнутое описание признаков социальных норм с использованием иллюстративных примеров.

10. Охарактеризуйте 2-3 ситуации из собственного жизненного опыта, в которых были актуализированы механизмы личностной регуляции поведения.

 

Другие формы самостоятельной работы студентов

Исследовательский проект

Методики для исследовательских проектов

I. ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ МАЛОЙ ГРУППЫ

1. Диагностика социально-психологических особенностей личности

1.1.1.Основы социально-психологической диагностики личности и групповой композиции

1.1.2.Экспресс-диагностика социальных ценностей личности

1.1.3.Диагностика парциальных позиций интернальности-экстернальности личности (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд)

1.1.4.Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э. Берну)

1.1.5.Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева)

1.1.6. Диагностика социальной эмпатии

1.1.7. Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм»

1.1.8. Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон)

1.1.9. Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман)

1.1.10. Диагностика реальной структуры ценностных ориентации личности (С. С. Бубнова)

1.1.11.Диагностика личностного эгоцентризма

1.1.12. Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова)

2. Диагностика групповой композиции

1.2.1. Экспресс-диагностика системно-характерологических отношений личности

1.2.2.Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности (Н. Айзенк в модификации Т, В. Машиной)

1.2.3. Диагностика психодинамических свойств личности (Б. Н. Смирнов}

1.2.4.Психологическая типология личности (К. Юнг)

1.2.5.Вербальная диагностика самооценки личности

1.2.6.Психогеометрическая самооценка личности (С. Делингер в адаптации А. А. Алексеева, Л. А. Громовой)

1.2.7.Интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире»

1.2.8.Экспресс-диагностика уровня самооценки

1.2.9.Диагностика волевого потенциала личности

1.2.10.Диагностика уровня личностной готовности к риску («PSK» Шуберта)

1.2.11.Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл)

1.2.12.Диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник)

1.2.13.Определение социальной креативности личности

1.2.14.Самооценка творческого потенциала личности

1.2.15.Оценка уровня творческого потенциала личности

1.2.16.Диагностика уровня невербальной креативности

II. ПСИХОДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ

1. Диагностика интегративных мотивационных образований личности

и группы

2.1.1. О специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы

2.1.2.Диагностика личностных и групповых базовых потребностей

2.1.3.Диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман)

2.1.4.Диагностика эмоциональной направленности личности

2.1.5.Диагностика интерактивной направленности личности (Н. Е. Щиркова в модификации Н. П. Фетискина)

2.1.6.Диагностика пол и мотивационных тенденций в «Я-концепции» личности (С. М. Петрова)

2. Диагностика парциальной мотивации личности и группы

2.2.1.Оценка мотивации организационного поведения

2.2.2.Диагностика групповой мотивации (И. Д. Ладанов)

2.2.3.Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева)

2.2.4.Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности

2.2.5.Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан

2.2.6.Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан)

2.2.7.Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи

3. Диагностика мотивации учебно-профессиональной деятельности

2.3.1.Исследование деятельностной мотивационной структуры (К. Замфир)

2.3.2.Диагностика структуры учебной мотивации школьника

2.3.3.Типология мотивов учения (А. И. Божович, И. К. Маркова)

2.3.4.Самооценка профессионально-педагогической мотивации

2.3.5.Самооценка мотивационных состояний школьника (0. С. Гребенюк)

2.3.6.Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов

2.3.7.Диагностика мотивацией но-педагогических предпочтений (П. Торранс)

2.3.8. Изучение познавательных затруднении

2.3.9.Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности

2.3.10.Диагностика парциальной направленности личности учителя

III. ПСИХОДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

1. Диагностика коммуникативных потенциалов личности и группы

3.1.1.Психологическая сущность коммуникативной компетентности и методики ее диагностики

3.1.2.Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)

3.1.3.Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л. И. Уманский.И. А. Френкель, А. Н. Лутошкин,А. С. Чернышев и др.)

3.1.4.Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т. Лири)

3.1.5.Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В. А. Лосенков)

3.1.6. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В. В. Бойко)

3.1.7.Диагностика доминирующей эмоциональной модальности у педагогов (Л. А. Рабинович в модификации Т. Г. Сырицо)

3.1.8.Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации (В. В. Бойко)

2. Диагностика феноменов коммуникативной компетентности

3.2.1.Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)

3.2.2.Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко)

3.2.3.Диагностика уровня поликоммуникативнсй эмпатии

3.2.4.Диагностика принятия других (по шкале Фейя)

3.2.5.Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла)

3.2.6.Экспресс-диагностика доверия (по шкале Розенберга)

3.2.7.Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А. А. Леонтьева)

3.2.8.Определение уровня конфликтоустойчивости

3.2.9.Методика «шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский)

3.2.10.Изучение способности к самоуправлению в общении

3.2.11.Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В. В. Бойко)

3.2.12.Диагностика межличностных отношений (А. А. Рукавишников)

3.2.13.Самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях (М.В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л. Г. Лаптев)

IV. ПСИХОДИАГНОСТИКА ГРУППОВЫХ И МЕЖГРУППОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

РАЗДЕЛ 1. Диагностика интегральных характеристик малой группы

4.1.1.Социально-психологические характеристики групповых особенностей и явлений

4.1.2.Самооценка эмоционально-мотивационных ориентации в межгрупповом взаимодействии (модифицированный вариант Н. П. Фетискина)

4.1.3.Определение индекса групповой сплоченности Сишора

4.1.4.Изучение сплоченности группы

4.1.5.Экспертная оценка сплоченности учебной группы

4.1.6.Определение опосредованной групповой сплоченности (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)

4.1.7.Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)

4.1.8.Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А. С. Чернышев, С. В. Сарычев)

4.1.9.Экспертная диагностика интерактивной согласованности в малых группах (А. С. Чернышев, С. В. Сарычев)

2. Диагностика психологического климата в малых группах

4.2.1.Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф.Фидлеру)

4.2.2.Оценка микроклимата студенческой группы (В. М. Завьялова)

4.2.3.Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)

4.2.4.Изучение психологического климата в учебной группе

4.2.5.Психологический климат классного коллектива (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)

4.2.6.Диагностика психологического климата в малой производственной группе (В. В. Шпалинский, Э. Г Шелест)

4.2.7.Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе

3. Диагностика конфликта в малых группах

4.3.1.Диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя (С. И. Ерина)

4.3.2.Экспресс-оценка глубины конфликта (А. М. Бандурка, С. И. Бочарова, Е В. Земянская)

4.3.3.Доминирующие стратегии конфликтного поведения (метафорический вариант)

4.3.4.Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации

4.3.5.Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам

4.3.6.Самооценка рационального поведения в конфликте

4.3.7.Самооценка конструктивного поведения в конфликте

4.3.8.Диагностика личностной агрессивности и конфликтности (Е. П. Ильин, П, А. Ковалев)

4. Диагностика развития малых групп

4.4.1.Интегральная самооценка уровня развития группы как коллектива (Л. Г. Почебут)

4.4.2.Диагностика уровня развития малой группы

4.4.3.Диагностика психолого-педагогической характеристики малой учебной группы

4.4.4.Методика «Климат» (модифицированный вариант методики Б. Д. Парыгина)

V. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПЕРЦЕПТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ

РАЗДЕЛ 1. Диагностика содержательно-стилевых перцептивных особенностей личности и малой группы

5.1.1.О специфике социально-перцептивной диагностики

5.1.2.Социально-перцептивная дифференциация малых групп

5.1.3.Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н. П. Фетискина)

5.1.4.Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С. Ефремцева)

5.1.5.Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности (Л. Е. Бачина, А. Е. Ольшанникова)

5.1.6.Методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А. М. Кузнецова)

5.1.7.Самооценка уровня онтогенетической рефлексии

5.1.8.Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности (Г. Я. Розен)

 

2. Диагностика перцептивно-стилевых особенностей личности и малой группы

5.2.1.Социально-перцептивная оценка личностно-деятельностных особенностей

тренера (Ю. Ханин, А. Стамбулов)

5.2.2.Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости

5.2.3.Перцептивно-образная самооценка (В. В. Бойко)

5.2.4.Определение стиля информационного усвоения

5.2.5.Исследование стереотипов восприятия успешного ученика

5.2.6.Невербальная диагностика эмоциональных состояний (А. 0. Прохоров)

VI. ПСИХОДИАГНОСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПОТЕНЦИАЛОВ И СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА

РАЗДЕЛ 1. Диагностика личностно-деятельностных потенциалов руководителя

6.1.1.Основные подходы к исследованию управленческих способностей

и стилей руководства

6.1.2.Диагностика ситуативно-личностных ориентации руководителя

6.1.3.Экспресс-оценка управленческого потенциала руководителя

6.1.4.Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)

6.1.5.Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышев, Н. П. Фетискин)

6.1.6.Диагностика управленческих ориентации (Т. Санталайнен)

6.1.7.Экспресс-диагностика организаторских способностей

6.1.8.Диагностика стилей педагогического общения

6.1.9.Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта)

2. Диагностика интегративных стилей управления и руководства персоналом

6.2.1.Оценка служебно- рационалистического стиля руководства

6.2.2.Оценка стилей принятия управленческих решений

6.2.3.Стиль работы руководителя с документацией (И. В. Липсиц)

6.2.4.Определение когнитивно-деятельностного стиля (Л. Ребекка)

6.2.5.Определение стиля межличностного взаимодействия (С. В. Максимов, Ю, А. Лобейко)

6.2.6.Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения

6.2.7.Определение административного стиля управления (адаптированный вариант Е. Е. Туник)

6.2.8.Экспертная оценка стиля организаторской деятельности (модифицированный вариант А. Н. Лутошкина символической оценки стиля или почерка организаторской деятельности в версии Н. П. Фетискина)

6.2.9.Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде

6.2.10. Экспертная диагностика стилей руководства

6.2.11.Диагностика стилей руководства (А. Л. Журавлев)

6.2.12.Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е. П. Ильин)

3. Диагностика лидерства в малых группах

6.3.1.Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)

6.3.2.Диагностика деятельностных особенностей руководства и лидерства (А. Л. Журавлев, В. П. Захаров)

6.3.3.Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки

6.3.4.Определение уровня лидерского потенциала

6.3.5.Самооценка лидерства

6.3.6. Диагностика функционального лидерства в малых группах

4. Диагностика управленческих барьеров и деятельностной эффективности

руководителя

6.4.1.Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева)

6.4.2.Самооценка биполярной эффективности руководства

6.4.3.Самооценка управленческих ограничений руководителя

6.4.4.Экспертная оценка эффективности деятельности руководителя

6.4.5.Экспресс-диагностика барьеров в управленческой деятельности

6.4.6.Экспресс-диагностика профессионально-деятельностных ограничений руководителя (М. Вудюк, Д. Френсис)

6.4.7.Диагностика уровня консервативности стиля организационного управления

6.4.8.Диагностика комплекса угрожаемого авторитета (КУА) у руководителей

VII. ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

7.1.Типологии диагностики личностных деформаций

7.2.Определение психического «выгорания» {А. А. Рукавишникова)

7.3.Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)

7.4.Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел)

7.5.Определение личностно-характерологических акцентуаций (К. Леонгард)

7.6.Диагностика личностных расстройств с помощью многофакторного опросника ММР1 («Мини-мульт»)

7.7.Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)

7.8.Диагностика комплекса неполноценности

7.9.Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В. В. Бойко).

7.10.Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса – Дарк

VIII. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

8.1.О самозктуализации личности и способах ее изучения

8.2.Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л. Н. Бережнова)

8.3.Стратегии самоутверждения личности (Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова)

8.4.Диагностика реализации потребностей в саморазвитии

8.5.Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию

8.6.Самооценка реализации жизненных целей личности (Н. Р. Молочников)

8.7.Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина)

IX. ПСИХОДИАГНОСТИКА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

9.1.Общая характеристика совладающего поведения и его диагностика

9.2.Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях

9.3.Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант А. Крюковой)

9.4.Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, 0. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.)

9.5. Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях

X. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ И ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

10.1.Концептуальные подходы к определению личностной и групповой эффективности

10.2.Диагностика стратегий достижения цели

10.3.Самооценка психологической адаптивности

10.4.Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности

10.5.Шкала субъективного благополучия

10.6.Интегральная удовлетворенность трудом

10.7.Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой

10.8.Диагностика профессиональной компетентности и эффективности у руководителей разного уровня

10.9.Диагностика привлекательности труда (В. М. Снетков)

10.10.Определение деятельностной эффективности организации (В. Зигерт, Л. Ланг)

10.11.Экспертная оценка деятельностной успешности курсантов военных учебных заведений

10.12.Интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя (Н. П. Фетискин)

 

Презентация проекта исследовательской работы:

Студенты представят краткую информацию о своей исследовательской работе.

Для того, что подготовить презентацию, студенту рекомендуется ответить на следующие вопросы:

Какова тема, цель, объект, предмет вашего исследования?

В чем заключается проблема и актуальность вашего исследования?

Какими методами и методиками вы будете исследовать данную проблему?

Какова выборка и критерии отбора респондентов?

Какие факторы включены в критерии отбора респондентов в вашей выборке?

Каковы основные понятия вашего исследования?

К какой отрасли психологического знания может быть отнесено ваше исследование?

В рамках какого теоретико-методологического направления (научной школы, теории) выполняется ваше исследование?

Отчет оформляется в рабочей тетради. Разделы отчета должны раскрывать их содержание согласно следующей структуре.

Цели и задачи работы. Цели охватывают общие аспекты работы, задачи отражают возможность получения тех или иных практических результатов. Необходимо обратить внимание на соответствие дальнейшего описания отчета поставленным целям и задачам (особенно в разделе «Выводы»).

Описание методики. Раздел содержит описание каждой методики: название и авторский коллектив; стимульный материал (для опросников указать количество вопросов и характер используемой шкалы); порядок выполнения, инструкцию испытуемому; характер обработки и характеристики результатов (привести формулы подсчета результатов; таблицы стандартизации, количество и описание выявляемых показателей), список использованной литературы.

План проведения отражает последовательность и особенности применения вышеописанных методик.

Результаты исследования оформляются в виде таблиц. Порядок следования соответствует плану проведения. Обязательно указание даты, времени, описания испытуемого, места проведения, особенностей конкретных условий проведения. Для повышения наглядности желательно использовать графики или диаграммы.

Анализ и интерпретация результатов осуществляется в соответствии с описанием методик и полученными результатами. Обратить внимание на согласованность с целями и задачами работы. Обстоятельность и корректность анализа положительно влияет на итоговый бал

 

 

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ «Социальная психология»

 

ИНСТРУКЦИЯ ИСПЫТУЕМОМУ

Тест состоит из 32 заданий. На выполнение теста отводится 90 минут. Работа выполняется индивидуально, без использования дополнительных источников. Ответы вписываются в предоставленные бланки ответов. Ответы должны быть однозначно читаемы (исправления не допускаются).

Задание рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Вопросы задания могут иметь несколько форм.

А) Закрытые вопросы предполагают только один правильный ответ, который заносится в виде крестика под буквой, соответствующей правильному ответу;

Б) в открытых формах заданий необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение;

В) в вопросах на соотнесение необходимо установить связь понятия (буквенное обозначение в левой колонке) с его особенностями, признаками, характеристиками (цифровое обозначение в правой колонке), например: А-1, Б-4 и т.д. В некоторых задания на одно понятие может приходиться несколько признаков, например: А-2, 5, Б –1, 3,4;

Г) в вопросах на определение последовательности составляется буквенный ряд. В бланк ответов заносится цифра, которая указывает место данного буквенного обозначения в составленном ряду.

————————

 

1. Дайте определение

Социальная психология – это … .

 

2. Выберите правильный ответ.

Предметом изучения социальной психологии является…

А. массовидные явления психики

Б. личность в группе

В. психологические характеристики группы

Г. массовидные явления психики и личность в группе.

 

3. Выберите правильный ответ.

Контент–анализ можно применять только в случае, если исследуемый материал обладает следующими характеристиками…

А. большой объем исследуемого материала и однопорядковость подсчитываемых смысловых единиц.

Б. большой объем текста.

В. возможность компьютерной обработки.

Г. соответствие целям и задачам исследования.

 

4. Установите соответствие между классификацией методов и их характеристиками выражающими их детали, признаки, особенности:

А. Основные

Б. Вспомогательные

В. Воздействия

1. тесты

2. социометрия

3.социально-психологический тренинг

4. наблюдение

5.опрос

 

5. Выберите правильный ответ.

Человек развивается как личность благодаря такой функции общения как:

А. стилистическая.

Б. прагматическая.

В. внутриличностная.

Г. формирующая.

 

6. Закончите предложение:

Психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению является … .

 

7. Установите соответствие между основными структурными компонентами общения и выражающими их деталями, признаками, особенностями: А.Коммуникация

Б.Интеракция

В.Социальная перцепция

1.Взаимодействие

2.Восприятие

3.Информация

4.Репрезентация

5.Депривация

 

8. Закончите предложение:

Перечислите типы (стратегии) взаимодействия по К.Томасу … .

 

9. Выберите правильный ответ.

Противоречие, возникшее в процессе взаимодействия в сочетании с негативными эмоциональными переживаниями является:

А. саботаж.

Б. конфликт.

В. бойкот.

 

10. Вставьте пропущенное слово:

Постижение эмоционального состояния, проникновение, в чувствование в состояние другого человека – это … .

 

11. Выберите правильный ответ.

Осознание субъектами – лицом или общностью – того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями называется

А. аттракция.

Б. импритинг.

В. интроспекция.

Г. рефлексия

 

12. Выберите правильный ответ.

Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств называется:

А. установка.

Б. эффект бумеранга.

В. эффект ореола.

Г. эффект первичности.

 

13. Установите соответствие между основными знаковыми системами и деталями, признаками, особенностями их выражающими:

А.Оптико-кинетическая система

Б.Паралингвистическая система

В. Экстролингвистическая система

1.тембр голоса

2.пауза

3.поза

4.жест

5.кашель

 

14. Выберите правильный ответ.

Обобщенная, упрощенная, сокращенная система представлений о социальных объектах называется

А. предубеждение.

Б. установка.

В. стереотип.

Г. образ мира.

 

15. Выберите правильный ответ.

Какой из аргументов к личности коммуникатора, на ваш взгляд, более убедительный и почему?

А. Это говорила моя тетя.

Б. Я узнал это от нашего начальника.

В. Да каждый умный человек так говорит.

Г. Передавала «Свобода».

Д. Было по 1 программе.

 

16. Закончите предложение:

Процесс социализации по Г.М.Андреевой происходит в таких трёх сферах как … .

 

17. Выберите правильный ответ.

Социальная группа, в которой индивид усваивает социальное влияние и воспроизводит систему социальных связей называется

А. группа членства.

Б. реальная группа.

В. институт социализации

Г. референтная группа.

 

18. Закончите предложение:

Процесс социализации в отечественной психологии состоит из таких стадий как … .

 

19. Закончите предложение:

Социально – психологическая установка возникает при наличии таких характеристик как … .

 

20. Выберите правильный ответ.

А.Смит в 1942 г. выделил трехкомпонентную структуру аттитюда:

А. когнитивный, аффективный, оценочный.

Б. оценочно-волевой, эмоциональный, когнитивный.

В. аффективный, эмоциональный, поведенческий.

Г. когнитивный, аффективный, поведенческий.

 

21. Выберите правильный ответ.

Кому принадлежит классификация групп (укажите фамилию ученого), когда большие группы подразделяются на устойчивые и стихийные; малые группы – на становящиеся и развитые:

А. Парыгин Б.Д.

Б. Андреева Г.М.

В. Петровский А.В.

Г. Шорохова Е.В.

 

22. Вставьте пропущенное слово:

Социальная группа, на норы, ценности и оценки которой ориентируется индивид в своем поведении и самооценке, называется … .

 

23. Выберите правильный ответ.

Феномен конформности экспериментально был изучен ученым по фамилии:

А. Хейман.

Б. Аш.

В. Мейо.

Г. Ньюком.

 

24. Выберите правильный ответ.

Податливость человека давлению группы и принятие им группового мнения, которого он первоначально не разделял, проявляющееся в изменении его поведения и установок, называется

А. конформность.

Б. интериоризация.

В. подражание.

Г. самоопределение личности в группе.

 

25. Соотнесите виды групп:

А.Большая группа

Б.Малая группа

В.Стихийная группа

1.Толпа

2.Нация

3.Неформальная

4.Публика

5.Государство

 

26. Закончите предложение:

К.Левин выделил такие стили лидерства как … .

 

27. Выберите правильный ответ.

Кем был разработан социометрический метод (укажите фамилию ученого)?

А. Леонгард.

Б. Морено.

В. Кеттелл.

Г. Годфруа.

 

28. Выберите правильный ответ.

В процессе убеждения идет воздействие на человека через такую сферу как:

А. эмоции.

Б. интеллект.

В. воля.

Г. характер.

 

29. Определите последовательность групп по уровню их развития начиная с самой низкой.

А. корпорация

Б. коллектив

В. диффузная

Г. просоциальная

Д. асоциальная.

 

30. Установите соответствие между авторами и видами малых групп.

А. Ч.Кули

Б. Э.Мейо

В. Г.Хаймен 1. формальные

2. не формальные

3. референтные

4. первичные

5. вторичные

6. группа членства

 

31. Выберите правильный ответ.

Выделите сферы применения прикладной социальной психологии

А. политическая.

Б. экономическая.

В. образования.

Г. когнитивная.

 

32. Выберите правильный ответ.

Ведущий социально-психологического тренинга выполняет следующие функции:

А. катализатор

Б. эксперт

В. образец поведения.

Г. посредник