Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы

Филиал

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет

им. К.Д. Ушинского» в г. Рыбинске Ярославской области

Методические рекомендации

К выполнению курсовой работы

Студентами бакалавриата

Направление подготовки

Педагогическое образование

Профессионально-образовательный профиль

Дошкольное образование

 

Составитель: Карелина И.О.,

зам. директора по научной работе

филиала ЯГПУ в г. Рыбинске,

кандидат педагогических наук, доцент

 

 

Рыбинск

Цель и задачи курсовой работы

Цель: формирование у студентов навыков исследовательской работы, умения использовать современные методы и методики исследовательской деятельности.

Государственным образовательным стандартом предусмотрена подготовка и защита студентами курсовой работы в соответствии с учебным графиком подготовки бакалавра на 3 курсе.

Задачи:

— систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области дошкольного образования и применение этих знаний в соответствии с заданной темой;

— углубление теоретических знаний в области педагогической теории, методологии педагогической науки, актуальных проблем воспитания и обучения детей на современном этапе развития системы дошкольного образования;

— развитие навыков проведения самостоятельной работы, овладение методами и общими принципами исследовательской работы;

— развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

— формирование умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

— определение готовности студентов к самостоятельной работе;

— формирование и развитие умения логично и грамотно излагать научные данные и материалы собственного исследования;

— подготовка к выполнению и защите выпускной квалификационной работы.

Выделяют несколько основных типов курсовых работ: экспериментальные, теоретические и обобщающие опыт работы.

Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.

По тематике научные работы можно разделить на две группы:

— психологические – эта группа исследований направлена на выявление психологических особенностей возрастного развития, специфики проявления того или иного психического явления, изучение социально-психологических вопросов развития ребенка, психологических аспектов обучения и воспитания;

27 стр., 13127 слов

Психологическое исследование особенностей развития репрезентативных ...

... развитие личности через призму особенностей развития репрезентативных систем. Задачи исследования: 1. Провести анализ теоретической части в области психологических ... (гипотеза): репрезентативные системы и их влияние на формирование подрастающей личности. Выборка испытуемых: учащиеся 13-15 ... научную разработку идеи Руссо получили фундаментальный двухтомный работе С. Холла “Взросление: его психология, а ...

— педагогические – эта группа исследований связана с анализом современного опыта работы дошкольных учреждений, анализом образовательных программ, эффективности их внедрения, разработкой программ, циклов занятий, игр и т.д.

В ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профессионально-образовательный профиль «Дошкольное образование») указано, что в результате защиты курсовой (бакалаврской) работы выпускник должен обладать следующими компетенциями:

 

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

 

Процесс выполнения курсовой работы включает следующие этапы:

1.Определение темы курсовой работы.

2.Поиск литературы по теме, сбор теоретического материала, подготовка библиографии, составление личного рабочего плана.

3.Подготовка теоретической части работы, сдача текста научному руководителю на проверку.

4.Доработка текста по замечаниям научного руководителя, подбор методик исследования, получение задания на эмпирическое исследование по теме курсовой работы, проведение эмпирического исследования, сбор и обработка материалов исследования, подготовка предварительного текста практической части курсовой работы, сдача текста научному руководителю на проверку (при выполнение курсовой работы экспериментального типа).

5.Доработка материалов курсовой работы по замечаниям научного руководителя.

6.Получение отзыва и оценки работы от научного руководителя, защита курсовой работы.

Сроки подготовки курсовой работы устанавливаются выпускающей кафедрой в соответствии с учебным графиком подготовки бакалавра на 3 курсе.

Защита курсовой работы является обязательной и проводится в конце учебного года по расписанию, утвержденному заведующим выпускающей кафедрой. Выступление студента на научной конференции по теме курсовой работы может быть засчитано как защита курсовой работы.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

 

Работа строится по схеме: введение, основная часть, заключение, библиография и приложения.

Таблица 1

Структура курсовой работы

№ п/п Структурные элементы Кол-во страниц
Титульный лист
Содержание
Введение 2-3
Глава I (теоретическая) Глава II (практическая – при выполнении курсовой работы экспериментального типа) 18-20
Заключение 2-3
Библиографический список 1-2
Приложения (по усмотрению студента и научного руководителя) Кол-во страниц зависит от объема материала приложений

Примерный объем работы –25-30 страниц (без учета приложений).

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Объем введения – 3-4 страницы.

Структура введения:

— обоснование актуальности выбранной темы;

— противоречие;

— проблема исследования;

— цель исследования;

— объект исследования;

— предмет исследования;

— задачи исследования;

— гипотеза исследования;

— теоретическая база исследования.

Во введении необходимо в пределах 1–1,5 страниц обосновать актуальностьвыбранной темы, т.е. оценить тему с точки зрения своевременности и социальной значимости, указать исследователей проблемы.

Необходимо показать главное – противоречие, составляющее суть проблемы, из чего и будет видна актуальность темы.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемах, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания. Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их самих. Именно выбор проблемы определяет стратегию исследования. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделять главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно, и что пока неизвестно науке о предмете исследования. Таким образом, если студенту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, сформулировать ее суть в виде вопроса.

Далее логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования («определить….», «выявить…», «обосновать…» и пр.).

Далее формулируется объект исследования –это процесс, порождающий проблему и избранный для изучения.

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта, его изучение является целью исследования. Формулировка предмета исследования соотносится с темой исследования.Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе.

Следует указать на конкретныезадачи исследования(3-5 задач), которые предстоит решать в соответствии с поставленной целью. Это обычно делается в форме перечисления («изучить…», «описать…», «установить…», «определить…», «раскрыть…», «охарактеризовать…» и т.п.).

Необходимо формулировать задачи исследования как можно более тщательно, т.к. заголовки глав и параграфов исследования рождаются именно из формулировок задач исследования. Чаще всего выделяют три группы задач:

— историко-диагностические – связаны с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных оснований исследования;

— теоретико-моделирующие – связаны с раскрытием сущности, структуры изучаемой проблемы, факторов ее преобразования;

— практически-преобразовательные – связаны с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, разработкой практических рекомендаций.

Гипотеза или гипотезы исследования – это предположения о существующей зависимости (зависимостях) между явлениями. Как правило, в педагогических работах гипотеза включает в себя перечень условий, средств, эффективно влияющих на процесс развития ребенка. В психологических исследованиях гипотеза ориентирует исследователя на выявление зависимостей как между психологическими явлениями (внутри предмета), так и между условиями воздействия на ребенка и изменениями в его интеллекте и личности.

Требования, предъявляемые к научной гипотезе: эмпирическая проверяемость; теоретическая обоснованность; логическая обоснованность; информативность; предсказуемость.

Указывая теоретическую базу исследования, необходимо перечислить наиболее значимых авторов, проводивших исследования по данной проблеме, их подходы и теории.

 

Основная часть работы

Основная часть работы состоит из одной (двух) глав(при выполнении курсовой работы экспериментального типа).Примерный объем основной части работы –18–20 страниц.

Первая главадолжна содержать теоретический анализ рассматриваемой проблемы, историю ее развития, понятийный аппарат, критический анализ взглядов ученых и практиков на данную проблему, обобщение отечественного или зарубежного опыта по ее решению. При выполнении работы необходимо изучить не менее 20-30 литературных источников и в тексте сделать ссылку на каждый из них.

При подготовке курсовой работы студент должен самостоятельно собрать большой объем информации и провести ее анализ согласно выбранным методам исследования.

Источниками информации могут быть:

1. Библиографические указатели – периодически издаваемые тематические или отраслевые перечни выпускаемых в издательствах книг или книг, имеющихся в фундаментальных библиотеках, в том числе в библиотеках образовательных учреждений.

2. Реферативные журналы – отраслевые перечни выпускаемой научной периодики с короткими рефератами статей.

3. Тематическая периодика – журналы, сборники, средства массовой информации и др.

4. Официальные издания – публикуемые от имени государства, отраслевых, региональных и местных органов материалы законодательного, нормативного или директивного характера (законы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, стандарты и др.).

5. Научные издания – издания, предназначенные для научной работы и содержащие результаты теоретических или эмпирических исследований (монографии, статьи в научных журналах, научных сборниках, материалы конференций и др.)

6. Учебные издания – учебники, учебные пособия, курсы лекций по теме исследования.

7. Справочники, словари и энциклопедии – издания, содержащие краткие сведения научного или прикладного характера, дающие возможность быстрого получения самого общего представления о предмете исследования.

8. Образцы лучших курсовых и выпускных квалификационных работ, собранные на кафедрах образовательного учреждения.

К теоретическим методам исследования относятся методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, классификации и типологии, обобщения, формулировки понятий, суждений, умозаключений, обоснований, моделирования и др.

Метод анализа и синтеза основан на использовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез).

Метод индукции и дедукции основан на получении результатов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция).

Методы классификации и типологии предполагают разделение явлений на определенные классы (классификация) или группировку их на основе подобия некоторому образцу (типология), позволяющие увидеть специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи, общие и специфические зависимости и посредством этого вникнуть в их сущность.

Обобщение – это логическая операция нахождения в некоторой группе явлений нового, более широкого по объему понятия, отражающего общность свойств этих явлений на уровне нового знания о нем.

Метод моделирования – это исследование каких-либо явлений путем построения и изучения их моделей, отражающих их структуру, связи, отношения и др.

Недопустим компилятивный характер теоретической части работы (на основе чужих исследований, без самостоятельной обработки источников), обязателен анализ студентом рассматриваемых подходов и фактов, логические переходы между параграфами. В конце каждого параграфа должны быть сформулированы выводы.

При цитировании, упоминании фамилий исследователей проблемы, указании основных понятий, подходов, принципов, авторских позиций обязательны отсылки к затекстовым ссылкам1 (т.е. к источникам библиографического списка).

Все цитаты и ссылки студент должен тщательно проверить по первоисточнику. Отсылка к затекстовой ссылке заключается в квадратные скобки с указанием порядкового номера и страниц источника в библиографическом списке. Пример:

По словам А. Валлона, «…в процессе развития происходит функциональный переход от эмоций к чувствам» [9, с. 124].

На протяжении детства в развитии эмоциональной сферы происходит ряд закономерных изменений, обусловленных ее усложнением и обогащением [21, с. 73].

Эмоциональная децентрация – возникающая в дошкольном детстве способность эмоционального сопереживания, как в реальной ситуации, так и в опосредованной (литературные произведения и др.) [21, с. 266].

По справедливому замечанию С.Л. Рубинштейна, эмоции не развиваются сами по себе и не имеют собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношение к миру и вместе с ними преобразуются эмоции [39].

Если в отсылке содержатся сведения о нескольких источниках библиографического списка, то группы сведений разделяют точкой с запятой. Пример:

На пятом году жизни появляются чувства товарищества и дружбы [4; 44; 46].

В раннем детстве возникает элементарная любознательность, происходит развитие познавательных эмоций [10; 11, с. 65; 31].

При последовательном расположении отсылок к одному и тому же источнику библиографического списка вторую отсылку заменяют словами «Там же»: [Там же]. Если источник сохраняется, но меняется страница, то к слову «Там же» добавляется номер страницы: [Там же. С. 24].

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале отсылки приводят слова «Цит. по:». Если дается не цитата, а упоминание чьих-то взглядов, идей, но все равно с опорой не на первоисточник, то в отсылке приводят слова «Приводится по:». Пример:

Впервые признаки сопереживания дети проявляют на 2-м году жизни. Рассмотрим пример из наблюдений М. Хоффмана: «Майкл, которому почти полтора года, дрался из-за какой-то игрушки с Полом, и тот заплакал. Майкл отдал игрушку, но Пол плакал по-прежнему. Майкл подождал немного и затем принес Полу своего медвежонка, но Пол был безутешен. Майкл снова подождал и … принес Полу из соседней комнаты свое одеяльце» [Цит. по: 36, с. 154-155].

Как видим, ребенок уже осознает, что страдает не он, а другой, но внутреннее состояние другого предполагается таким же, как собственное [Приводится по: 36].

После того, как собран теоретический материал, следует провести его научное редактирование, т.е. привести материал в строгое соответствие с планом и темой, уточнить все научные понятия и термины, устранить повторы, логически выстроить материал, и литературное редактирование,т.е. устранить орфографические и стилистические ошибки, добиться научного стиля изложения материала, проверить ссылки на источники, указанные в библиографическом списке.

Язык, которым излагается содержание работы, должен отвечать определенным требованиям, поэтомупри оформлении работы необходимо:

ü использоватьхороший литературный язык (не допускать грамматических, орфографических, стилистических ошибок);

ü использоватьлаконичный объективно-беспристрастный стиль изложения; основное требование к стилю изложения материалаточность, ясность изложения, т.к. сложность и запутанность выражений является следствием недостаточной ясности мыслей. Изложение в научной работе ведется от 3-го лица (недопустимо употребление местоимения «Я»): «мы полагаем…», «в нашем исследовании…», «нами выявлено…», либо используется неопределенная форма глагола:«рассмотрим…», «охарактеризуем…», «выделим…», «перечислим…», «остановимся на…», «следует отметить…» и пр.

ü специально структурировать работу и представлять результаты в удобной форме (основные схемы, графики и таблицы, представляющие материал в конденсированном виде и необходимые для лучшего понимания текста, рекомендуется размещать в приложении, чтобы не загромождать текст);

ü соблюдать строгость и единообразие цитирования, ссылок и сносок.

Во второй главе (при выполнении курсовой работы экспериментального типа) необходимо описать ход и результаты исследования по выбранным методам, оценить результативность решения данной проблемы в контексте рассмотренных теоретических подходов.

Эмпирические методы исследования основаны на практической деятельности, осмысление которой дает представление о сути и особенностях ситуаций, происходящих в профессиональной педагогической деятельности. В состав эмпирических методов исследования входят наблюдения, опросы (беседа, интервью, анкетирование), тестирование, эксперимент, обобщение опыта, метод изучения документации и др.

Характер и объем собранного материала зависят от особенностей принятой методики исследования.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Объем заключения — 2-3 страницы. В заключении следует привести краткие выводы по представленному материалу (без ссылок на библиографические источники) по каждой задаче исследования, изложить собственную позицию автора по рассмотренной проблеме и практические рекомендации по совершенствованию соответствующей сферы деятельности дошкольного образовательного учреждения.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Библиография содержит список литературы, используемый при подготовке курсовой работы. Библиографический список составляется в алфавитном порядке в соответствии с авторами литературных источников или названиями источников, если автор не указан.

Список должен быть оформлен в соответствии со всеми современными требованиями. Список использованных источников (библиографию) рас­полагают по алфавиту фамилий авторов (если авторов больше одно­го, принимается во внимание фамилия первого автора) или заглавий произведений. Работы авторов-однофамильцев ставятся по алфавиту их инициалов. Описание каждого источника дается с абзаца. Заглавие в описании должно точно повторять заглавие книги. Сокращение в написании слов в заглавии не допускается.

Примеры оформления ссылок на текстовые источники1:

1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. – М.: Логос, 2004. – 304 с.

2. Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы / пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1980. – 318 с.

(если документ является переводным, то это указывают после вида документа или непосредственно после названия, если вид не отражен, отделяя косой чертой; перед косой чертой и после – пробелы).

3. Ажеж К. Человек говорящий: вклад лингвистики в гуманитарные науки / пер. с фр. – изд. 2-е, стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2006. – 304 с.

(информация об издании: какое оно по счету, стереотипное, исправленное, дополненное ли и т.п., — дается после сведений о переводе; если издание непереводное, то информация об издании идет сразу после вида документа, как в пунктах 4, 5)

4. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 363 с.

5. Майерс Д.Дж. Социальная психология: интенсив. курс. – 3-е междунар. изд. – СПб.: Прайм-Еврознак: Нева; М.: ОЛМа-Пресс, 2000. – 510 с.

(если мест издания два и более, то после перечисления издательств первого места издания ставится точка с запятой, а затем следует второе место издания с издательством и т.д.).

6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. – М.: Моск. филос. фонд, 1995. – 322 с.

7. Основы теории коммуникации: учебник / М.А. Василик, М.С. Вершинин, В.А. Павлов [и др.] / под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615 с.

(если авторов двое или трое, то все они указываются в начале описания, как в пункте 6, если же авторов более трех, то описание начинается с названия, а три первых автора перечисляются после косой черты; если указано, под чьей редакцией документ, то это также отражают после еще одной косой черты).

8. Антонова Н.А. Стратегии и тактики педагогического дискурса // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. – Вып. 7. – С. 230-236.

(если имеется указание на выпуск, том, часть и т.п., то оно следует после года издания, см. также пункты 9, 10).

9. Сиротинина О.Б. Структурно-функциональные изменения в современном русском литературном языке: проблема соотношения языка и его реального функционирования // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы междунар. науч. конф. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. – Т. 1. – С. 14-19.

10. Браславский П.И., Данилов С.Ю. Интернет как средство инкультурации и аккультурации // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности: монография: в 2 ч. / под общ. ред. Л.И. Гришаевой, М.К. Поповой. – Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004. – Ч. 1. – С. 215-228.

11. Войскуновский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. – 2001. — № 11. – С. 64-79.

(при описании статьи из журнала сначала указывается год, а затем номер журнала).

12. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2005. – 23 с.

(описание автореферата диссертации не отличается от описания других источников).

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ курсовой работы

При форматировании текста необходимо соблюдать следующиеразмеры полей:левое – 3 см, правое, верхнее и нижнее поля – 2 см.

Описки, опечатки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской.

Каждый структурный элемент работы (введение, содержание, главы, заключение, библиографический список, приложения) должен начинатьсяс новой страницы.

Заголовкиосновных структурных элементов работы,глав, параграфов выделяются полужирным шрифтом, выравнивание текста – по центру. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Подчеркивание заголовков не допускается. Слова «глава» и «параграф» в заголовках не пишутся.

Расстояние между заголовками (Введение, Содержание, Заключение, Библиографический список, Приложения, заголовками глав, параграфов) и последующим текстом работы должно быть не менее 2-3 интервалов.

Шрифт, которым выполняется работа, должен соответствовать следующим требованиям. Для основного текста: размер шрифта 14, шрифт Times New Roman, выравнивание «по ширине», отступ первой строки: 1,27 см, межстрочный интервал: 1,5. Для заголовков: размер шрифта 14, шрифт Times New Roman,начертание:»полужирный», выравнивание «по центру», отступ после заголовка – 2.

Нумерация страницосуществляетсяарабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер ставится в правом верхнем углу без точки в конце. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер на титульном листе не ставят.

Главы, параграфы, пункты нумеруются арабскими цифрами.

Главы имеют порядковую нумерацию в пределах основной части.

Параграфы и подпункты имеют порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Например: 1.1.; 1.2. или 1.1.1., 1.1.2. и т.д. Если параграф имеет только один подпункт, то нумеровать его не следует.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы) располагаются в приложении или после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами в порядковой нумерации в пределах всей работы.

Таблицы располагают в приложении или после текста, в котором они упоминаются впервые. В них оформляют весь цифровой материал. На все таблицы должны быть ссылки в работе. Таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей курсовой работы. Номер размещается в правом углу над заголовком, например: Таблица 2. Размер шрифта оформления данных в таблицах — 14.

Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок не подчеркивается. Таблицу с большим количествам строк допускается переносить на другой лист. При переносе таблиц на другой лист повторяется ее головная часть. При переносе на другой лист заголовок не пишут. В правом верхнем углу пишут «Продолжение табл. 2» или «Окончание табл. 2», если таблица на данной странице оканчивается.

Формулы выделяют из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения оставляют не менее одной свободной строки. Если уравнение или формула не помещаются в одну строку, то они должны быть перенесены после знаков: (=), (+), (-), (х), (:).

Формулы нумеруются в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Ссылки в тексте на таблицы, рисунки, материалы приложений пишутся сокращенно и без номерного знака: (рис. 2), (табл. 3), (приложение 1.2.).

Ссылки на главы, параграфы, подпункты, формулу, уравнения указывают их порядковым номером, например: в гл. 2; по п. 1.1.2; по формуле (3); в уравнении (2).

Если в работе всего одна иллюстрация, таблица, формула, од­но уравнение, при ссылках пишут «на рисунке», «по формуле» и т. д.

Ссылки на источники указывают порядковым номером согласно списку библиографии с указанием номеров страниц. Например: [5, с. 13-15].

Допускается приводить ссылки на источники в подстрочной сноске.

Приложения следует оформлять как продолжение курсовой работы на ее последующих страницах, располагая приложения в по­рядке появления на них ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы и должно иметь содержательный заголовок. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» с соответствую­щим его последовательности номером.

Приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нуме­рацией. Если приложение в курсовой работе одно, то номер не ста­вится.

Не допускается в отпечатанной рукописи делать текстовые вставки, вписанные от руки.

 

 

Защита курсовой работы

После того как работа полностью выполнена и одобрена научным руководителем, студенты 3 курса публично защищают свои курсовые работы. Защита производится в специальной комиссии из 2-3 человек, назначенных кафедрой, при непосредственном участии руководителя курсовой работы и в присутствии студентов.

Защита состоит в докладе (5-7 мин.) студента о выполненной работе и в ответах на вопросы. Доклад на защите курсовой работы должен быть кратким, содержательным и точным, формулировки обоснованными и лаконичными, содержать выводы и предложения.

Перед началом защиты студент называет фамилию, имя, отчество, название темы курсовой работы. После этого он в течение 5-7 минут делает доклад с изложением основных положений своей работы. Важное слагаемое успешной защиты — умение кратко, но ёмко изложить суть и результаты проделанной работы:

§ выступление должно начинаться с обоснования актуальности темы;

§ далее следует раскрыть основное содержание работы, при этом не следует сводить свое выступление к пересказу содержания основной части; желательно, чтобы студент излагал основное содержание своей работы свободно, не читал письменного текста;

§ заканчивая свое выступление, студент должен ответить на замечания руководителя, объяснить причину недоработок, указать способы их устранения или аргументированно опровергнуть их.

Важный и ответственный момент защиты работы — ответы на вопросы, которые студенту задают сразу после выступления как руководитель, так и присутствующие на защите. Количество вопросов, задаваемых студенту при защите работы, не ограничивается. Вопросы могут быть заданы по теме работы и по другим дисциплинам выбранной специальности. При подготовке ответов на вопросы и замечания студент имеет право пользоваться своей курсовой работой. Ответы на вопросы должны быть убедительны, теоретически обоснованы, а при необходимости подкреплены цифровым материалом. Следует помнить, что ответы на вопросы, их полнота и глубина влияют на оценку курсовой работы, поэтому ответы необходимо тщательно продумывать.

ОЦЕНКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Критерии оценки курсовой работы:

— степень раскрытия и уровень изученности проблемы исследования;

— обоснованность выводов и рекомендаций;

— кругозор и зрелость автора;

— структура работы и объем;

— правильность оформления;

— качество защиты работы.

Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Курсовая работа аттестуется оценкой «отлично», если в работе все требования представлены на высоком уровне. Курсовая работа оценивается на «хорошо» или «удовлетворительно» в тех случаях, когда отсутствуют или слабо представлены отдельные из указанных критериев.

Оценка курсовой работы записывается в ведомость, предоставляемую в деканат факультета. Положительная оценка записывается в зачетную книжку за подписью руководителя курсовой работы. После защиты курсовая работа остается на кафедре.

Студент, не представивший в срок курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность. Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе, предоставляется право выбора новой темы курсовой работы и определяется новый срок для ее выполнения.

Приложения

Приложение 1

Образец введения курсовой работы1

 

Тема: Педагогические условия формирования социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

 

Введение   Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Государственного стандарта образования РФ и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей. Развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию и пониманию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает ее успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве. Важной проблемой является развитие у детей положительного эмоционального отношения к социальным нормам, правилам поведения, формирование у дошкольников социальных эмоций. Социальность эмоций предполагает, с одной стороны, приобретение их детьми в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в результате чего приобретенные индивидом социальные ценности, социальные требования, нормы и идеалы, соединяясь с его эмоциональной сферой, становятся органической частью личности; с другой стороны, являясь внутренним достоянием личности, социальные эмоции становятся содержанием побудительных мотивов ее поведения (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелкова и др.).

Социальные эмоции формируют у детей положительное эмоциональное отношение к принятым в обществе нравственным нормам. Таким образом, непосредственная эмоциональная реакция на окружающее приобретает опосредованный характер. Существуют различные подходы к классификации социальных эмоций (Г.М. Бреслав, О.А. Орехова, А.Н. Лук, О.Б. Конева и др.).

В настоящей работе мы будем опираться на классификацию О.А. Ореховой, рассматривая следующий диапазон социальных эмоций: счастье – горе, справедливость – обида, дружба – ссора, доброта – злоба, восхищение – скука. Однако в практической деятельности эмоционально-нравственное воспитание детей 5-7 лет осуществляется во многом стихийно, несмотря на существование различных методик, поэтому механизм эмоционально-нравственного воспитания детей остается скрытым для эффективного контроля и своевременной коррекции. Очевидным является противоречие между усилением значимости принципиально важного для межличностного взаимодействия феномена социальных эмоций и отсутствием четко сформулированных условий формирования социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста? Цель исследования:выявить педагогические условия формирования социальных эмоций у детей старшей группы дошкольного образовательного учреждения. Объект исследования: процесс формирования социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия формирования социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Осуществить анализ подходов к определению понятия «социальные эмоции». 2. Раскрыть роль социальных эмоций в социализации ребенка-дошкольника. 3. Изучить научно-методическую литературу с целью определения педагогических основ формирования социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сформировать социальные эмоции у детей старшей группы дошкольного образовательного учреждения возможно при: — осуществлении организованной деятельности (занятия, игры, этюды), доминантой содержания которой является формирование у детей адекватного эмоционального отношения к социальным нормам; — комплексном использовании методов, активизирующих механизм нравственного воспитания; — осуществлении дифференцированного подхода с учетом уровня сформированности у детей социальных эмоций; — организации взаимодействия с родителями через анкетный опрос, индивидуальные консультации.

 

 

 

 

1 Выдержки из ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка».

1 Выдержки из ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка». Выдержки подготовлены начальником Редакционно-издательского отдела ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Викторовой С.А.

1 Представлены планы курсовых работ, выполненных студентками Воробьевой Е.Н. (2006-2007 уч.г.) и Масленниковой С.А. (2008-2009 уч.г.) под руководством к.пед.н., доц. Карелиной И.О.

1 Представлен фрагмент курсовой работы, выполненной студенткой Жуколиной О.А. (2005-2006 уч.г.) под руководством к.пед.н., доц. Карелиной И.О.