К УЧЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Севастопольский государственный университет»

 

  “УТВЕРЖДАЮ” Заведующий кафедрой Общей и прикладной психологии и педагогики   __________ И.Ю.Василенко   “____ ”____________ 2015 г.  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К УЧЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

Севастополь

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе профессия психолога становится всё более востребованной, а ее предметные воплощения охватывают все новые сферы человеческой жизнедеятельности. Знакомство с практической психологией, тем не менее, должно начинаться с наиболее разработанных отраслей. Изучение опыта практической деятельности психолога детского сада и школьного психолога позволяют выделить следующие отличительные особенности профессиональной деятельности специалистов этого профиля:

· общественная и личностная значимость целей и задач их деятельности;

· сочетание в задачах многообразия составляющих, которые определяют разноплановость профессионального труда психолога;

· подвижность условий выполнения профессиональных обязанностей;

· соответствие между характером процесса и результатами профессиональной деятельности;

· актуальность творческого подхода, адекватного общепринятым нормам, рекомендациям психологической науки, моральным принципам и профессиональной этике;

· методологическое единство целей, задач и функций с индивидуальными возможностями и потребностями специалиста.

Таким образом, для специалистов данной сферы чрезвычайно важной является проблема качества вузовской подготовки, эффективной профессионализации.

В процессе обучения в вузе студенты-психологи должны не только получить глубокие знания по психологии, но и научиться работать в конкретном учреждении, с конкретными людьми, оказывая им необходимую психологическую помощь.

В системе профессиональной подготовки психолога важно на основе актуализации теоретических знаний и положительного отношения к профессии овладеть специальными умениями: анализировать и обобщать психологическую информацию, использовать разнообразные формы, методы, средства и приемы профессиональной деятельности, психологически грамотно строить отношения с окружающими людьми.

Большими потенциальными возможностями для профессионального самоопределения специалиста обладает практика.

Главными условиями эффективности психологической практики являются:

· систематичность и последовательность проведения практики, широта охвата сфер профессиональной деятельности психолога;

· взаимосвязь практики с теоретическими курсами;

· сочетание учебных, практических и исследовательских задач в содержании практики;

· дифференциация и индивидуализация организации и проведения практики.

 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для специальности 37.03.01 «Психология практика является неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов и проводится как на базе учебного заведения, так и на предприятиях и в организациях различных отраслей хозяйства, образования, охраны здоровья, культуры, торговли и государственного управления.

Психологическая учебная практика студентов — это начальный этап практического освоения профессии психолога. В соответствии с учебным планом и структурно-логической схемой подготовки специалиста учебная практика проводится в учреждениях образования.

Наблюдения за растущей, развивающейся личностью позволяют глубже понять происхождение и динамику формирования психических образований, закономерности выстраивания их в целостную иерархическую структуру, характер их зависимости от внешних воздействий (прежде всего процесса и способов обучения и общения).

Наблюдение за работой школьного психолога, посильное участие в проводимых им мероприятиях формируют у студентов реалистичное представление о содержании психологической работы в учреждении образования, о месте психолога в коллективе школы и его роли в учебно-воспитательном процессе.

Базами учебной практики являются школы и детские дошкольные учреждения. Задания на учебную практику в учреждениях образования предполагают изучение и освоение простейших содержательно-практических, коммуникативных и просветительских функций школьного психолога. Все задания привязаны к основной деятельности школы и дошкольного учреждения – учебно-воспитательному процессу, к контингенту школ (ДДУ) – детям и педагогам. Особое внимание уделено процессам педагогического общения, учебной и познавательной деятельности детей и подростков, проявлениям школьной дезадаптации учащихся, взаимодействию школы (ДДУ) и семьи в вопросах организации жизни, воспитания, образования и развития детей, психологии педагогической деятельности.

Цель учебной практики — овладение современными методами и формами организации профессиональной деятельности, формирование на базе полученных теоретических знаний первичных профессиональных умений и навыков для последующего их использования в реальных условиях самостоятельной практической деятельности, формирование потребности в систематическом обновлении знаний и их творческом применении.

Прохождение практики возможно после освоения теоретических дисциплин, входящих в базовую часть ООП, а также практическими занятиями: курс «Введение в профессию», курс «Использование информационных технологий в психологии», курс «Статистические методы в психологии», курс «Общая психология», курс «Психология развития, возрастная психология».

Объем практики

Курс Семестр Общий объем, ЗЕ (ч) Контактная работа, ч Самостоятельная работа, ч Реферат, РГЗ, контр. работа, коллоквиум Курсовой проект (работа) Итоговая конференция (семестр)
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
Очная форма обучения
(108)      

 

Задачи учебной психологической практики:

· ознакомление студентов со структурой и деятельностью учреждений образования;

· формирование у студентов представлений о будущей профессии, стойкого интереса к профессии психолога, потребности в самообразовании;

· реализация элементов экспериментальной, диагностической, психопрофилактической и просветительской работы школьного психолога (психолога ДДУ); овладение способами анализа деятельности учителя на уроке;

· развитие способности анализировать наблюдаемые явления и события, интерпретировать полученные результаты исследовательской работы;

· формирование и развитие профессиональных навыков и умений;

· развитие у студентов умений самоорганизации и самоконтроля, профессиональной и личностной рефлексии;

· формирование навыков ведения служебной документации.

К концу учебной психологической практики студент должен овладеть следующими профессиональными умениями:

· выделять и объяснять психологические проблемы в рамках своей компетентности;

· прогнозировать развитие проблемной ситуации;

· устанавливать доверительное общение с разными субъектами педагогического процесса;

· определять место и роль психолога в учебном коллективе, анализировать и контролировать свое поведение и деятельность в соответствии со статусом и этическими нормами практической деятельности психолога;

· делать теоретические и аналитические сообщения перед аудиторией;

· вести учётную и другие виды служебной документации.

Рабочая программа учебной психологической практики

 

Направление деятельности Задания Методические указания Отчетная документация
Ознакомление с базой практики 1. Ознакомиться со спецификой учреждения – базы практики 2. Выявить актуальную психологическую проблематику в деятельности учреждения. 3. Совместно с психологом выделить первоочередные вопросы, в решении которых может быть полезно участие психолога. 4. Согласовать и утвердить график работы практиканта в учреждении Задание выполняется на основании беседы с руководителем учреждения и психологом базы практики Записи в дневнике практики
Ознакомление с работой школьного психолога 1. Познакомиться с планом работы школьного психолога: — проанализировать представленность в плане основных видов деятельности практического психолога; — соотнести содержание плана с проблемой школы, обсудить с психологом его социально-психологическую обусловленность 2. Изучить требования к документации школьного психолога, ознакомиться с документацией психолога базовой школы. 3. Записать основные правила хранения психодиагностической информации и список лиц и учреждений, имеющих право доступа к этой информации Задание выполняется на основании беседы с психологом базы практики Записи в дневнике практики
Организационно-методическая подготовка к выполнению задач практики 1. Определить контингент для психологического сопровождения во время практики 2. Изучить специальную психологическую литературу по выделенной проблематике, сделать необходимые выписки или выполнить реферирование 3. Подготовить в необходимом количестве психодиагностические методики, опросники, бланки, изготовить анкеты, схемы, карты наблюдений и т.д. Клиентами психолога-практиканта могут быть школьники начального, среднего и старшего звена Количество клиентов зависит от конкретного задания (обычно 2-3 чел. при условии комплексного обследования каждого) План Методические материалы
Диагностическая деятельность 1. На основе анализа рекомендованной литературы и материалов лекционных курсов подготовить ответы на вопросы: — Этапы диагностического исследования — Основные типы психологических диагнозов — Принципы отбора психодиагностических методик — Школьная дезадаптация и ее основные причины в младшем школьном и подростковом возрасте 2. Спланировать и осуществить психологическое обследование 2 клиентов 3. Результаты исследования интерпретировать, проанализировать и составить психологическое заключение Для индивидуальной диагностики рекомендуется использовать следующие методики: — корректурная проба — методика «10 слов» — методика Филлипса — методика «Домик», «Сапожки» — для учеников 1 класса — методика Когана – для учеников младшей школы — наблюдение по Фландерсу — рисуночные тесты -и др. Ответы на вопросы в дневнике практики Протоколы исследования с интерпретаций результатов и психологическое заключение на каждого клиента
Психологический анализ урока Вместе с психологом посетить урок. На основе психологического анализа наблюдаемых особенностей педагогического воздействия, используемых учителем, определить степень реализации функций педагогического общения, индивидуальный уровень педагогических способностей учителя Возможно использование таблицы способов педагогического воздействия по С. Поповой, методику оценки работы учителя (МОРУ Заключение об индивидуальном стиле работы учителя
Подготовка материалов к педагогическому консилиуму 1. Изучив рекомендованную литературу, подготовьте ответы на вопросы: — Каковы задачи педагогического консилиума? — В чем заключается диагностическая функция педагогического консилиума? — В чем заключается воспитательно-прогностическая функция педагогического консилиума? — В чем заключается реабилитирующая функция педагогического консилиума? 2. Используя данные, полученные вами при проведении индивидуальной психодиагностики, подготовьте материалы к педагогическому консилиуму: — Анализ социальной ситуации развития ребенка – на основании педагогической характеристики, самооценки ребенка … — Описание проявлений школьной дезадаптации – на основании педагогической характеристики, самооценки ребенка … — Результаты психологической диагностики Если будет возможно, примите участие в педагогическом консилиуме. Оформите протокол консилиума (Дата, проблема, участники, ход и результаты обсуждения).

Обратите особое внимание на следующие моменты: — соблюдение участниками принципов работы консилиума: 1. Уважение к личности ребенка и родителей 2. Опора на позитивные стороны личности 3. «Не навредить !» 4. Интеграция педагогического и психологического знания. — конструктивность обсуждения проблемы — реалистичность и четкость принятых решений — полнота реализации основных функций консилиума

Материалы к педагогическому консилиуму
Психологическое просвещение Изготовление тематического стенда или тематических подборок методических материалов: Примерные темы: — Адаптация ребенка к 1 классу — Адаптация при переходе в 5 класс — Свободная тема по заказу психолога Материалы к стенду или тематические папки должны быть отпечатаны без ошибок, на стандартных листах, с использованием наглядных средств (схемы, рисунки, фото и т.д.) Эскиз оформленного стенда или подборка методических материалов
Подведение итогов практики 1. Проанализировать выполнение программы практики и причины возникших затруднений 2. Оформить отчетную документацию Отчет по каждому направлению работы с приложениями Материалы отчета по практике формируются в отдельную папку и сдаются руководителю практики от кафедры в трехдневный срок по окончании практики

 

Организация практики

Практика проводится только на базах, с которыми заключён договор в установленном порядке. База практики создает условия для полноценного практического обучения студентов. Руководителями практики от баз назначаются наиболее квалифицированные психологи, имеющие необходимый опыт работы.

Руководитель практики от базы:

ü знакомит студентов с базой практики, спецификой учреждения, внутренним распорядком и правилами поведения;

ü утверждает график работы практикантов и контролирует его выполнение;

ü планирует и распределяет объемы работы практикантов в соответствии с рабочей программой практики, разработанной кафедрой;

ü определяет контингент для психологического сопровождения;

ü организует посещение практикантами занятий по плану практики, осуществляет их психологический анализ;

ü обеспечивает полное выполнение программы практики;

ü организует демонстрационные (обучающие) виды занятий для практикантов;

ü анализирует качество выполнения программы практики студентами и оформляет отзыв с соответствующими оценками.

Руководитель практики от кафедры:

ü проводит установочную конференцию перед практикой;

ü выдает задания на практику;

ü посещает базы практики с целью контроля и оказания методической помощи;

ü проверяет и оценивает отчетные документы практикантов;

ü оформляет отзыв и представляет его в комиссию по защите практики:

ü анализирует ошибки практикантов, обобщает опыт, вносит предложения по усовершенствованию практики.

При прохождении практики студенты обязаны:

ü принять участие в установочной конференции;

ü получить в библиотеке университета (или на кафедре) рабочие программы практики;

ü получить у руководителя практики необходимые консультации и задания;

ü своевременно явиться на базу практики и в полном объеме выполнить задания, предусмотренные программой;

ü ежедневно заполнять дневник практики и предоставлять его по первому требованию руководителям практики;

ü строго придерживаться этических норм профессиональной деятельности и правил внутреннего распорядка учреждения – базы практики;

ü своевременно сдать отчетные документы по практике на кафедру;

ü принять участие в итоговой конференции по защите практики.

Календарный план учебной практики

№ п/п Период практики Содержание работы
1. Первый день практики 1. Знакомство с местом практики, с руководителем практики на месте 2. Общее знакомство со структурой и функционированием учреждения 3. Беседа с руководителем практики, обсуждение психологической проблематики базы практики 4. Изучение документации психолога учреждения
2. Второй день практики 1. Описание параметров подлежащей изучению психологической реальности 2. Планирование мероприятий, в ходе которых будет осуществляться выполнение заданий по практике 3. Подбор и изучение методических материалов по планируемым мероприятиям
3. Весь период практики 1. Наблюдение за функционированием учреждения 2. Организованное наблюдение за изучаемыми объектами, процессами 3. Наблюдение за работой психолога учреждения. 4. Присутствие на мероприятиях по плану практики и их психологический анализ 5. Подготовка необходимого инструментария под руководством психолога учреждения 6. Проведение анкетирования, стандартизированного интервью, простого эксперимента, тестов, изучение продуктов деятельности. 7. Выступление с коротким сообщением на психологическую тему 8. Ведение дневника наблюдений и анализа хода практики
4. Последний день практики 1. Подведение итогов практики

 

Задания и методические указания к ним

Задание 1. Ознакомление с базой практики

1. Ознакомиться со спецификой базы практики

2. Выявить актуальную психологическую проблематику в деятельности учреждения-базы практики.

3. Составить и согласовать с психологом базы практики график работы практиканта в учреждении.

Рекомендации

Задание выполняется в результате беседы с руководителем учреждения и психологом.

Отчетная документация

Записи в дневнике практики: специфика учреждения, проблемная тема, основные задачи педагогического коллектива, характеристика проблем, с которыми обращаются к психологу дети и взрослые.

График работы практиканта.

 

Задание 2. Ознакомление с работой школьного психолога

1. Ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность психологической службы.

2. Изучить требования к документации школьного психолога (психолога дошкольного учреждения).

3. Ознакомиться с планом работы психолога на год, на месяц, неделю.

Отчетная документация

Записи в дневнике:

Перечень нормативных документов, регламентирующих деятельность психолога.

Перечень постоянной документации практического психолога.

Основные правила хранения психодиагностической информации.

Список лиц и организаций, имеющих доступ к психодиагностической информации.

 

Задание 3. Организационно-методическая подготовка к выполнению заданий практики

1. Составить и утвердить календарный план работы практиканта.

2. Определить контингент клиентов (2–3 чел.) для работы в ходе практики.

3. Изучить специальную психологическую литературу по выделенной проблематике, сделать необходимые выписки или выполнить реферирование.

4. Обосновать выбор методов исследования, адекватных изучаемым феноменам и возрастным особенностям испытуемого (составление диагностических таблиц).

5. Подготовить в необходимом количестве психодиагностические методики, опросники, бланки, анкеты, схемы, карты наблюдений и т.д.

 

Отчетная документация

Календарный план работы практиканта на базе практики.

Психодиагностические таблицы.

Рекомендации

При составлении календарного плана необходимо учитывать примерные нормативы времени, затрачиваемые психологом на выполнение различных видов работ.

Психологическая диагностика в работе психолога состоит в грамотной организации и проведении исследования в соответствии с поставленной целью, анализом и интерпретацией полученного материала, в составлении психологического заключения. В ходе практики студентом может быть проведено как комплексное, так и проблемно-ориентированное исследование.

Количество клиентов: 2 человека при условии комплексного исследования каждого; 3 человека при условии проблемно-ориентированной диагностики.

 

Задание 4. Психодиагностическая деятельность

  1. Спланировать и осуществить индивидуальное психологическое обследование клиентов.
  2. Проанализировать полученные данные, дать интерпретацию результатов исследования.
  3. Составить психологическое заключение по результатам диагностического исследования каждого клиента.

Рекомендации

1. Обследование необходимо начать с интервью по сбору данных и выявлению локусов проблем клиента.

2. Постановка цели исследования, подбор и обоснование методов исследования, адекватных исследуемым феноменам и возрастным особенностям испытуемого. По результатам психодиагностики составляется комплексное заключение

  1. Для комплексного психологического обследования необходим комплекс из 8-10 методик.
  2. Для проблемно-ориентированной диагностики – 6-7 методик.

Отчетность

Протоколы

Заключения

Индивидуальные задания

  1. Провести обследование учащихся по методикам «10 слов», « Корректурная проба».
  2. Изучить степень выраженности волевой черты характера – дисциплинированности по методике «Дисциплинированность».
  3. Определить уровень школьной тревожности у выбранных учащихся.

4. Изучить мотивационную структуру учебной деятельности учащихся.

5. Составить психологическую характеристику учащегося.

 

Рекомендации

Для составления психологической характеристики учащегося необходимо следовать следующему плану:

1. Цель изучения личности учащегося.

На этом этапе нужно описать, почему именно личность этого ученика стала предметом Вашего анализа. Что заставило Вас обратить внимание на этого ребёнка. Какие трудности Вы испытывали во взаимоотношениях с ним.

2. История развития ребёнка.

В этой части характеристики важно описать историю школьной жизни ребёнка. Какие события в прошлом могли повлиять на формирование характера ребёнка, его отношения с окружающими. Здесь же опишите, что Вам известно о семье и близких людях ребёнка.

3. Методы изучения личности.

Для более глубокого анализа необходимо выбрать специальный метод психологического исследования. Выбор метода будет зависеть от необходимости изучения одной из сторон личности учащегося. Для изучения личности предлагаются различные направления: изучение эмоциональной сферы учащегося (тревожность, эмоциональность, агрессивность), структуры самосознания (самооценка, цели и ценности, направленность личности и т.д.), структуры мотивации учебной деятельности, особенностей взаимоотношений с окружающими. Для исследования можно использовать один или несколько методов. При диагностике важно соблюдать инструкцию и всю процедуру исследования, указанную в методике. Мотивация выполнения теста зависит от того, находитесь ли вы в контакте с испытуемым. Результаты тестов (бланк ответов) прилагаются к характеристике. По ним преподаватель может судить о правильности обработки данных. После основных выводов нужно проанализировать результаты и описать, насколько они совпадают с Вашими наблюдениями за учеником. Далее нужно выделить рекомендации по индивидуальной воспитательной работе с этим ребёнком.

 

Задание 5. Психологическое обследование коллектива

1. Вместе с психологом определите класс (группу), в которой необходимо изучить межличностные отношения.

2. Разработайте социометрическую карточку и проведите социометрию.

3. Составьте социоматрицу и социограмму. Обработайте результаты исследования. Выполните анализ и интерпретацию результатов.

4. Составьте заключение об особенностях межличностных отношений в классе (группе).

Рекомендации

На основе анализа рекомендованной литературы и материалов лекционных курсов составить глоссарий по темам: «Социальная роль и социальный статус», «Сплоченность группы и коллектива», «Социометрический статус», «Социально-психологические признаки подростковой группы».

Побеседуйте с классным руководителем (воспитателем) о проблемах внутригрупповых коммуникаций, определите цель изучения (измерение степени сплоченности – разобщенности в группе, выявление социометрических позиций, обнаружение внутригрупповых подсистем).

 

При анализе полученных данных и формулировании рекомендаций необходимо дать ответы на следующие вопросы

1. Каковы основные группировки и что их объединяет?

2. Каково положение актива и трудных учащихся?

3. За что выбирают, какими мотивами руководствуются в выборе?

4. Как повысить статус изолированных и ослабить влияние нежелательных лидеров?

5. Как улучшить взаимоотношения в классе?

6. Как организовать воздействие на микрогруппы и отдельных учащихся?

Отчетность

Социометрическая карточка.

Протоколы.

Социограмма.

Социоматрица.

Заключение по результатам исследования.

Рекомендации по работе с данным коллективом и отдельными учащимися.

Задание 6. Психологический анализ урока

1. Вместе с психологом посетить урок и осуществить целенаправленное наблюдение за работой учителя.

2. Выполнить психологический анализ урока по предлагаемой схеме.

3. Осуществить наблюдение за эмоционально-волевым состоянием учащихся.

Отчетность

1. Заполнение дневника практики по вопросам:

· Описать в дневнике ситуации урока, где были использованы приёмы активизации приёмов произвольного и непроизвольного внимания.

· Описать в дневнике ситуации, где были использованы приёмы активизации произвольной и непроизвольной памяти. Ответить на вопрос: какие приёмы наиболее эффективны?

· Описать в дневнике ситуации на уроке, где было дано вербальное и невербальное оценивание ученика со стороны учителя.

· Определить, какое оценивание наиболее эффективно в создании положительной мотивации учения на уроке.

2. Протокол анализа урока по схеме.

Рекомендации

Перед проведением психологического анализа урока необходимо изучить схему. Схема предполагает анализ учебной мотивации, внимания, восприятия, памяти, мыслительной деятельности учащегося.

Работу ученика организует учитель, опираясь на закономерности познавательной деятельности. От учёта этих закономерностей зависит активность учащихся на уроке, т.е. как они воспринимают, мыслят, припоминают, запоминают, насколько они внимательны, насколько проявляются их интересы, стремления, отношения.

Для того, чтобы судить о том, как ученики учатся, нужно знать, как это проявляется внешне в их действиях, движениях, мимике, речи, позе, которые затем нужно психологическим истолковать.

Ученики – главный объект наблюдения. Наблюдение должно осуществляться как за всем классом, так и за отдельными учащимися. По ходу урока объекты наблюдения могут меняться.

Чтобы сделать содержательный психологический анализ урока, необходимо чётко и полно его зафиксировать. Для этого предлагается следующая схема записи хода урока:

Тема урока… Дата…

Школа… Смена…

Класс… Урок по счёту…

Деятельность учителя на уроке (подробно) Поведение класса (фон) Поведение отдельных учеников (подробно) Психологическое истолкование отдельных моментов урока
       

 

Три первые колонки заполняются в классе. Четвёртая колонка заполняется после посещения урока («по свежим следам»).

В ней необходимо подвергать факты разностороннему психологическому анализу. Например, постановку вопросов учителем при изложении материала следует рассматривать с точки зрения привлечения внимания, активизация мышления, возбуждения интереса и т.д.

На основе записи хода урока и истолкования отдельных моментов урока необходимо дать его развёрнутый психологический анализ по следующей программе.

 

Программа психологического анализа урока № 2

1. Оценка внешних условий (размер классной комнаты, температура воздуха, освещенность, проветриваемость, чисто­та, размеры и расстановка парт, дизайн интерьера, дидактическое оформление, наличие предметов школьного быта, уют в классе).

2. Психологическая оценка урока:

— уровень организации урока (доля спонтанности и учительского воздействия в настрое детей на урок);

— соотношение мнемически-репродуктивной и самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие мыш­ления учащихся;

— соотношение монологического и ди­алогического общения между учителем и детьми на уроке;

— темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту’ и контингенту класса;

— соответствие форм и методов учеб­ной работы возрастным’ психофизиоло­гическим особенностям учащихся;

— оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, визуальный, кинестетичес­кий).

3. Психологический анализ учебной деятельности учащихся:

— позиция учащихся: активная (субъек­ты учебной деятельности, действующие по внутреннему побуждению) или пас­сивная (объекты, исполнители целей и задач учителя);

— владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее осмысление, выбор средств решения учебных задач, самоанализ, самооценка процесса и результатов учебной деятель­ности);

— преобладающая мотивация учения» проявившаяся на данном уроке;

— нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;

— наличие условии для успеха школь­ников, повышения их веры в себя и по­зитивного самовосприятия;

— наличие инициативы у учащихся в процессе учебной работы;

— наличие творческой или исполнитель­ской позиции у детей, тяготение к дей­ствиям по алгоритму или эвристическо­му решению учебных задач, вариативно­сти в решениях;

— проявление у детей ответственности за свои действия, умение оценивать себя и других;

— наличие вопросов, добавлений, ком­ментариев со стороны детей;

— отношение к ошибкам — своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает живой интерес и потребность ее анализа);

— роль учащихся (коммуникативная открытость, индивидуальность, нестан­дартность речи; невербальная сторона речи: экспрессия, контакт глаз, поза, мимика);

— склонность к кооперации или кон­курентности (групповая парная работа, дискуссии, коллективное решение учеб­ных задач, взаимопомощь, сострадание в ситуациях неудач, радость успехам то­варищей);

— раскрепощенность (свободны, «ис­тинны», естественны) или скованность (закрыты, прячутся за ролевые маски);

— отношение учащихся к учителю (ува­жительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное, сострадательное, покровительственное);

— внешний облик учащихся (одежда, прическа, макияж, приверженность мо­лодежной моде, чувство вкуса и стиля в облике);

— преобладающее на уроке самочув­ствие и настроение класса (напряжен­ность, страх, воодушевленность, энтузи­азм, бодрость, жизнерадостность, мажор­ность, подавленность, равнодушие, раз­дражительность, агрессия).

4. Психологический анализ деятельно­сти учителя на уроке:

— наличие физической или психологи­ческой дистанции между учителем и деть­ми («над», «под», «рядом», «вместе»);

— преобладающее отношение к клас­су;

— коммуникабельность, умение уста­навливать контакт с классом и каждым учеником;

— способы активизации работы уча­щихся (их разнообразие и педагогичес­кая целесообразность);

— ~ соотношение индивидуального и группового общения на уроке;

— способность к делегированию пол­номочий учащимся;

— умение слушать;

— эмпатийность;

— соотношение поощрения и порица­ния учащихся (позиция «красного каран­даша» или психологической поддержки);

— способность к.индивидуализации и дифференциации учебной работы с уча­щимися;

— стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления;

— работа по формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация);

— соотношение принуждения и фасилитации в способах организации учебной работы;

— эмоциональная устойчивость, вла­дение собой, преобладающие эмоции;

— увлеченность преподаваемым пред­метом;

— адекватность индивидуальной мане­ры поведения учителя свойствам его тем­перамента;

— внешний облик учителя (поза, ми­мика, пантомимика, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля);

— если позволяют наблюдения на уро­ке, попробуем определить: этот учитель — любимый?

Задание 7. Подготовка материалов к педагогическому консилиуму

1. Подготовьте реферативное сообщение о целях, задачах, принципах и содержании педагогического консилиума.

2. Используя данные, полученные при проведении психодиагностики, подготовьте материалы к педагогическому консилиуму.

3. Посетите педагогический консилиум (по возможности) и оформите протокол.

Рекомендации

Для педагогического консилиума требуется составить психолого-педагогическую характеристику ученика. Внимательно прочитайте требования к ее составлению.

1. Основные положения и выводы характеристики должны быть обоснованы фактами.

2. Для сбора материала необходимо использовать разные методы: наблюдение, беседу (с учеником, его родителями, классным руководителем и другими учителями), изучение продуктов деятельности, обобщение независимых характеристик, естественный эксперимент.

3. Строго следовать предложенной в данном пособии схеме характеристики, её разделам и структуре.

4. Повторить темы из курса психологии, соответствующие разделам характеристики.

5. Целесообразно составить характеристику на слабо успевающего и недисциплинированного ученика, обратив особое внимание на определение психологических причин неуспеваемости и недисциплинированности.

 

Схема психолого-педагогической характеристики

Данные по истории развития личности (анамнез).

1. Физическое и психическое развитие в раннем детстве.

2. Материальный и культурный уровень семьи.

3. Требования к ребёнку в семье, его отношение к родителям.

4. Какие события оказали сильное влияние на ученика.

5. Успеваемость и дисциплина в прошлом.

Направленность личности

1. Взгляды и убеждения.

2. Идеалы.

3. Интересы (учебные и внеучебные).

4. Уровень притязаний (в оценках и в области материальных потребностей).

5. Вывод о направленности личности (общественная и эгоистическая).

Темперамент

1. Возбудимость эмоций и быстрота их смены.

2. Возбудимость внимания.

3. Активность.

4. Темп деятельности.

5. Экстравертированность – интровертированность

6. Ригидность – пластичность.

7. Вывод о типе темперамента.

Характер

1. Отношение к людям (к коллективу, товарищам, учителям).

2. Отношение к деятельности (учебной, трудовой, общественной).

3. Отношение к себе.

4. Отношение к вещая, общественной собственности.

5. Выделить стержневые черты характера.

6. Установить связь черт характера с направленностью личности.

7. Установить связь характера и темперамента.

Способности

1. Определить уровень способностей в учебной, трудовой и общественной работе (какие предметы усваиваются легче, быстрее, творчески; к каким сферам внеклассной деятельности проявляются интересы и склонности).

2. Условия, благоприятствующие развитию способностей ученика.

3. Связь между способностями и выбором профессии.

 

Задание 8. Психологическое просвещение

1. Подготовьте информационные сообщения на актуальные для практической психологии темы в фонд базы практики.

Примерны темы:

«Школьная дезадаптация, ее основные причины и проявления».

«Адаптация ребенка к первому классу».

«Адаптация младшего школьника при переходе в среднюю школу».

Психологические причины школьной неуспеваемости.

Свободная тема по заказу психолога.

2. Разместите подготовленные материалы на специальном стенде или в тематических папках.

Рекомендации

Материалы должны быть грамотно и аккуратно напечатаны на стандартных листах, с использованием схем, рисунков, фотографий и т.д.

Отчетная документация

Эскиз оформленного стенда или подборка методических материалов.

Задание 9. Самоотчет о работе в ходе практики

В этой части отчетных материалов студент должен описать свою работу по следующему плану:

1. За счёт чего состоялся ваш контакт с учащимися. Смогли ли вы расположить к себе ребёнка. Как Вам это удалось. Опишите, что способствовало Вашему контакту.

2. В чём именно заключался индивидуальный подход к этому ученику, какие средства воздействия были использованы (создание эмоционального комфорта, снятие напряжения, школьной тревоги, помощь при индивидуальном анализе психотравмирующих моментов в обучении и в отношениях со сверстниками, психологическая поддержка при эмоциональной отчуждённости, замкнутости, застенчивости и т.д.).

3. Нужно описать, насколько успешно проходила ваша работа. Соответствовала ли она тем целям, которые Вы первоначально поставили. Какие особенности Вы открыли в себе при индивидуальной работе с учеником. Что для Вас оказалось наиболее сложным.

4. Сформулируйте задачи профессионального и личностного самосовершенствования.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

В установленный срок, не позднее 3 дней после окончания практики, материалы практики обобщаются и формируются в специальную папку, которая представляется на кафедру (в комиссию по защите практики).

 

Структура и содержание папки с отчетными документами

  Структурная часть папки Содержание Примечание
1. Титульный лист папки    
2. Дневник практиканта ü График работы ü Календарно-тематический план прохождения практики ü Самоанализ (рефлексия) ü Предложения   Описание в свободной форме
3. Первичные материалы по диагностике ü Протоколы ü Результаты обработки ü Интерпретация полученных данных ü Психологическое заключение   Таблицы, профили, графики    
4. Материалы по консультированию   ü План-конспект самостоятельно разработанной консультации ü Психологический анализ наблюдаемой консультации ü Тематическая подборка методических материалов к консультации ü Список использованных источников По результатам диагностики
5. Материалы по просветительской работе   ü План-конспект самостоятельно проведенной лекции (тематического сообщения) ü Тематическая подборка методических материалов по проблеме (запросу) ü Список использованных источников Темы просветительских мероприятий согласовываются с руководителем практики от базы
6. Материалы по коррекционно-развивающей работе   ü Программа коррекционно-развивающей работы по результатам диагностики ü Дидактические материалы к занятиям ü Список использованных источников По результатам диагностики
7. Материалы по профилактической работе   ü Программа психопрофилактической работы в учреждении ü Тематическая подборка методических материалов по проблеме (запросу) ü Список использованных источников По заданию руководителя практики от базы
8. Отзыв руководителя практики   ü От базы практики ü От кафедры    

Критерии оценивания результативности практики

Оценка ОТЛИЧНО выставляется студенту, который:

ü выполнил весь объём работы, предусмотренный программой практики,

ü получил отличные оценки за все мероприятия, указанные в рабочей программе практики,

ü ответственно и с интересом относился к работе на базе практики,

ü показал глубокую теоретическую и практическую подготовку,

ü проявил исследовательскую и профессиональную культуру при оформлении отчётной документации,

ü соблюдал профессионально-этические нормы психологической деятельности и правила внутреннего распорядка учреждения,

ü качественно и в установленные сроки написал отчёт о практике.

Оценка ХОРОШО выставляется студенту, который:

ü выполнил весь объём работы, предусмотренный программой практики,

ü хорошо подготовил и выполнил все мероприятия, указанные в рабочей программе практики,

ü допустил незначительные ошибки при выполнении заданий,

ü проявил заинтересованность и самостоятельность в работе,

ü соблюдал профессионально-этические нормы психологической деятельности и правила внутреннего распорядка учреждения,

ü в установленные сроки написал отчёт о практике.

Оценка УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется студенту, который:

ü выполнил программу практики,

ü допускал существенные ошибки в проведении мероприятий, предусмотренных программой,

ü не проявил достаточной заинтересованности, инициативы и самостоятельности в выполнении заданий практики,

ü при выполнении заданий практики продемонстрировал недостаточный уровень исследовательской и профессиональной культуры,

ü сдал отчет с большим опозданием.

Оценка НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется студенту, который:

ü не выполнил программу практики,

ü безответственно относился к своим обязанностям,

ü отсутствовал на базе практики без уважительной причины,

ü не представил отчетную документацию.

список рекомендуемой литературы

1. Абрамова Г.С.Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие для студ. Вузов. – М.: Академия, 1998. – 320 с.

2. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 368 с.

3. Адаптація дитини до школи /Упоряд. С.Максименко, К. Максименко, О.Главник. – К.:Мікрос-СВС, 2003. – 111 с.

4. Белобрыкина О.А. Диагностика самосознания в детском возрасте. – СПб.: Речь, 2006. – 320 с.

5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.

6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 160 с.

7. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2001. – 256 с.

8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Сфера, 1993. – 240 с.

9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996. – 240 с.

10. Практикум по возрастной психологии /Под ред.Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.

11. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 160 с.

12. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.

13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2-х кн. – М., 1999.

14. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005. – С.329-334.)

15. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Владос, 1995. – 291 с.

 

 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Руководитель практики Заведующий кафедрой

от профильной организации ______________________________

_________________________________ ______________________________

___________ _____________________ __________ ___________________

(И.О. Фамилия) (И.О. Фамилия)

«____» ______________ 20___ г. «____» ______________ 20___ г.

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
НА ________________________ (______________________) ПРАКТИКУ

(вид практики) (тип практики)

 

__________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество обучающегося)

Направление подготовки (специальность) __________________________________

Институт ______________________________________________________________

Кафедра _______________________________________________________________

Наименование организации, в которой проводится практика ___________________

_______

Сроки практики _________________________________________________________

Содержание и рабочий график (план) практики

_______

_______

Срок предоставления отчета ______________________________________________

 

Руководитель практики от Университета _____________________ /Фамилия И.О./

(подпись)

 

Задание получил ____________________________ /Фамилия И.О. обучающегося/

(подпись)

 

«_____» _____________20___г.