Изучение уровня школьно-необходимых функций у детей 5-7 лет
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития школьно-необходимых функций у детей 5-7 лет
.1 Понятие школьно-необходимых функций
.2 Психолого-педагогическая характеристика детей 5-7 лет
Глава 2. Изучение актуального уровня школьно-необходимых функций у детей 5-7 лет
.1 Методическая организация исследования
.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».
А Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».
И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.
Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированное механизмов волевой регуляции действий и т.д.».
Исследование влияния уровня творческих способностей школьников ...
... литературы показывает, что термином «школьная дезадаптация» или («школьная неприспособленность») фактически определяют любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения. Возможные неудачи, выходящие за ... источниках нам не удалось обнаружить эмпирических исследований, подтверждающих влияние уровня творческих способностей пятиклассников на их адаптацию к школе. Новизна ...
На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению — многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л.А. Венгер, АЛ. Венгер, В.В. Холмовской, Я.Я. Коломинского, Е.А. Пашко и др.).
. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни — портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
. Интеллектуальная готовность. Этот компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
дифференцированное восприятие;
аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
логическое запоминание;
интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.
.Социально-психологическая готовность. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, в которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего ...
... в этом случае значение важнейших критериев готовности ребенка к школьному обучению. Отметим, что понятия ”целенаправленное обучение” и “учебная деятельность” далеко не идентичны. Чтобы проследить ... приемы определения условий их применения”. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение еще одного действия – контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные действия и ...
С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи, работающие в учреждениях народного образования. В разных школах существуют свои способы и методы организации приема детей. Сегодня практически во всех школах определяется уровень психологической готовности детей к школьному обучению. При этом каждый психолог в меру своей компетентности, теоретических предпочтений использует различный набор методических процедур, позволяющих получать данные о сформированности психологической готовности к школьному обучению.
К концу дошкольного детства складывается важнейшее новообразование в психике ребенка — готовность к школьному обучению. Оно обеспечивает переход к позиции школьника, которая предполагает не только усвоение знаний, но и кардинальную перестройку всего образа жизни ребенка. Готовность включает в себя несколько компонентов: личностный, познавательный, коммуникативный.
К 6-7 годам формируются общее положительное отношение к школе, интерес к школьному содержанию занятий, признание авторитета учителя, развиваются познавательные интересы, появляются собственно учебные мотивы деятельности. Все это составляет новообразование личности и самосознания ребенка — внутреннюю позицию, которая выражается в стремлении к поступлению в школу.
Учебная деятельность — сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей. В ее структуру входят такие компоненты: мотивационный, операционно-технический, контрольно-оценочный. В дошкольном возрасте закладываются лишь некоторые предпосылки этой деятельности.
Одной из предпосылок развития учебной деятельности являются принятие задачи, способность удерживать цель деятельности, самостоятельная ее постановка. Удержание цели зависит от характера указаний взрослого на нее, от близости и понятности ее ребенку, от организации деятельности детей. Так, одним из главных средств усвоения знаний у дошкольников являются не усвоенные занятия, а дидактическая игра.
Поскольку дети могут удерживать цель деятельности они начинают осознавать и способы выполнения действий, которые ведут к решению учебных задач. Они учатся связному пересказу содержания текста, сказки, картинки; сравнению группировке, классификации, описанию предметов, приемам счета и решению арифметических задач и т.д. Дети начинают контролировать свои действия и сличать полученный результат с образцом, оценивать себя.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
... знания о выявленных психологических особенностях детей начального школьного возраста и предложенные рекомендации могут быть использованы в процессе обучения такому иностранному языку как английский ... перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Как отмечал Б. С. Волков границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются ...
Актуальность и недостаточная разработанность исследований данной проблемы определили выбор темы исследования: «Изучение уровня школьно-необходимых функций у детей 5-7 лет».
Объект исследования — школьно-необходимые функции.
Предмет исследования — уровень школьно-необходимых функций у детей 5-7 лет.
Цель работы: выявить актуальный уровень школьно-необходимых функций у детей 5-7 лет.
Гипотеза: у детей 5-7 лет преобладает высокий и средний уровень развития школьно-необходимых функций.
Исходя из заявленной цели, мы определяем следующие задачи:
.Проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
.Дать определение основным понятиям данной работы.
.Подобрать методики, позволяющие выявить уровень развития школьно-необходимых функций у детей 5-7 лет.
.Провести констатирующий эксперимент с помощью подобранных методик.
.Обработать и проанализировать полученные в ходе исследования результаты.
Глава I. Теоретические основы развития школьно-необходимых функций у детей 5-7 лет
.1 Понятие школьно-необходимых функций
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе — готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности — представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения. [28;126]
Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, она обеспечивает переход к позиции школьника (А. Н. Леонтьев).
Степень готовности к школьному обучению — это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка (Д. Б. Эльконин), которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к кардинальной перестройке всего образа жизни. [9]
Новая внутренняя позиция школьника возникает к 7 годам. В широком смысле ее можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается как его собственная потребность («Хочу в школу»).
Мотивация трудовой деятельности как учебная дисциплина
... труда –стремление работника удовлетворить свои потребности посредствам трудовой деятельности (Дятлов и Кибанов) Мотивация – деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить ... 2. Разработка стратегии и поиск удовлетворения потребностей. 3. Определение тактики деятельности и осуществление действий. 4. Удовлетворение потребности и получение материального или ...
Это отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней как к естественному и необходимому событию в жизни, когда ребенок не мыслит себя вне школы и понимает необходимость учения. Он проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий, предпочитая уроки грамоты и счета занятиям дошкольного типа (рисованию, пению и пр.).
Ребенок отказывается от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения, когда предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома, положительно относится к дисциплине, предпочитает общественно выработанный, традиционный для общественных заведений способ оценки достижений (отметки) другим видам поощрения (сладостям), подаркам).
Он признает авторитет учителя [14]. Становление внутренней позиции школьника проходит в два этапа. На первом появляется положительное отношение к школе, но ориентация на содержательные моменты школьно-учебной деятельности отсутствует. Ребенок выделяет лишь внешнюю формальную сторону, он хочет пойти в школу, но при этом сохранить дошкольный образ жизни. А на следующем этапе возникает ориентация на социальные, хотя и не собственно учебные аспекты деятельности. Полностью сформированная позиция школьника включает сочетание ориентации и на социальные. И на собственно учебные моменты школьной жизни, хотя такого уровня достигают лишь немногие дети к 7 годам. Таким образом, внутренняя позиция школьника- это субъективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Эти отношения характеризуют социальную ситуацию развития с ее внешней стороны. Внутренняя позиция представляет собой центральное психологическое новообразование кризиса 7 лет. [30] В школе ребенок переходит к систематическому усвоению основ наук, научных понятий. Поэтому важный компонент готовности связан с развитием познавательной сферы ребенка. Подчеркнем, что знания сами по себе не выступают показателями готовности к обучению в школе. Значительно более важным является уровень развития познавательных процессов и познавательного отношения к окружающему. На какие же моменты следует обратить внимание? Прежде всего, на способность ребенка к замещению, в частности к наглядно- пространственному моделированию [128] Замещение- это начало пути, который приводит к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, закрепленной в системе знаков: устной и письменной речи, математических символах, нотных записях и пр. Умение использовать образные заместители перестраивает психические процессы дошкольника, позволяя ему в умственном плане строить представления о предметах, явлениях и применять их при решении разнообразных умственных задач.
В отличие от дошкольника, школьник стоит перед необходимостью приобретать систему знаний по определенной программе, составленной в соответствии с требованиями самой науки, а не следовать только своим интересам, желаниям и потребностям. Чтобы воспринять и запомнить учебный материал, ребенок должен поставить цель и подчинить ей свою деятельность [18]. Следовательно, к концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы, элементы произвольной памяти и умение наблюдать, умение произвольно воображать и управлять собственной речевой деятельностью. Школьное обучение носит предметный характер. Поэтому к 7 годам ребенок должен уметь различать разные аспекты действительности, видеть в предмете стороны, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Это различение возможно в том случае, если у ребенка развито умение, дифференцированно воспринимать объекты действительности, не только видеть их внешние признаки, но и понимать внутреннюю сущность; устанавливать причинно- следственные связи, делать самостоятельные выводы, обобщать анализировать и сравнить. [114]. Цель школьного обучения состоит в усвоении знаний. Поэтому успешность учебной деятельности обеспечивается также ярко выраженными познавательными интересами, привлекательностью для ребенка умственного труда.
Методы стимулирования и мотивации деятельности поведения учащихся
... школьников применяется в целях поддержания и развития, хороших начал в их поведении, в учебной деятельности. В учебном процессе — это похвала учителя, выставление повышенной оценки и др. ... наличием познавательной стороны этой эмоции, 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по ...
В личностной сфере для школьного обучения наиболее значимы произвольность поведения, соподчинение мотивов, сформированность элементов волевого действия и волевых качеств. Произвольность поведения проявляется в разных областях, в частностности в умении выполнять указания взрослого и действовать по правилам школьной жизни(например, следить за своим поведением на уроке и перемене, не шуметь, не отвлекаться, не мешать другим и пр.).за выполнением правил и их осознанием лежит система отношений между ребенком и взрослим.произвольность поведения как раз и связана с превращением правил поведения во внутреннюю психологическую инстанцию (А.Н.Леонтьев) [70], когда они выполняются без контроля взрослого. Кроме того, ребенок должен уметь ставить и достигать цель, преодолевая некоторые препятствия, проявляя дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность.
В сфере деятельности и общения к главным составляющим готовности к школьному обучению относятся формирование предпосылок учебной деятельности, когда ребенок принимает учебную задачу, понимает ее условность и условность правил, по которым она решается; регулирует собственную деятельность на основе самоконтроля и самооценки; осознает способы выполнения задания и проявляет умение, учится у взрослого.
Учебная задача отличается от практической, житейской результатом. При решении учебной задачи ребенок приходит к иному результату — изменениям в самом себе. А объектом учебной задачи выступает способ действия (Д. Б. Эльконин) [129]. Поэтому и решение ее направлено на освоение способов действий. Следовательно, чтобы успешно учиться, ребенок должен понимать условный смысл учебной задачи, осознавать, что задание выполняется не для того, чтобы получить практический результат, а чему-то научиться. Рассматривать материал задачи ребенок должен не как описание жизненной ситуации, а как средство научиться общему способу решения задач вообще.
Для того чтобы научиться решать учебные задачи, ребенок должен обращать внимания на способы выполнения действий. Он должен понимать, что приобретает знания для использования в будущей деятельности.
Не хронологическому возрасту ребенка, а его речевому развитию
... любой вариант произнесения нового слова, доступный для ребенка. речевого развития решаются в сочетании с другими видами деятельности ребенка. учить ребенка вместе рассматривать книжку с крупными яркими рисунками, ... требующим внимательного выслушивания и точного выполнения словесных команд и запретов. нужен взрослый посредник, который первоначально возьмет на себя инициативу в игре. Необхо ...
Умение учиться у взрослого определяется внеситуативно-личностным, контекстным общением (Е. Е. Кравцова).
[63] Причем ребенок понимает позицию взрослого, как учиться и условность его требований. Только такое отношение к взрослому помогает ребенку принять и успешно решить учебную задачу.
Эффективность обучения ребенка-дошкольника зависит от формы его общения со взрослым. В ситуативно-деловой формы общения взрослый выступает как партнер по игре в любой, даже учебной ситуации. Поэтому дети не могут сосредоточиться на слова взрослого, принять и удержать его задачу. Дети легко отвлекаются, переключаются на посторонние задачи и почти не реагируют на замечание взрослого. [42]
При внеситуативно — позновательной форме общения ребенка обострена потребность в признании и уважения взрослого, которая при обучении проявляется в повышенной чувствительности к замечаниям. Детей привлекают только те задачи, которые получаются легко и вызывают одобрение взрослого. На порицание взрослого дети реагируют аффектами, обидами и отказами от деятельности.
При внеситуативно — личностном общении ярко проявляется внимание ко взрослому умение слушать и понимать его слова. Дошкольники, хорошо владея вербальными средствами, сосредотачиваются на задаче, длительно удерживают ее, не переключаясь на посторонние предметы и действия, следуют инструкции. К поощрениям и порицаниям относятся адекватно. Порицания побуждают их изменить решение, искать более правильный способ решения задачи. Поощрения придают уверенность.
Предпосылки учебной деятельности, по данным А.П. Усовой, возникают только при специально организованном обучении, иначе у детей наблюдается своеобразная «необучаемость», когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать и оценить свою деятельность [128].
Укажем центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе:
- новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
- в познавательной сфере знаков — символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;
-в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;
в сфере деятельности и общения ; умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность. [102;299]
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослым и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. [81]
Разрешения конфликтов: дети — взрослые
... другие формы девиантного поведения среди подростков. Разрешения конфликтов: дети — взрослые Во взаимоотношениях взрослых друг с другом общество устанавливает, как можно выражать ... этапами (возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации, открытое противоборство, развитие открытого противоборства, разрешение конфликта и эмоциональное переживание конфликта). Но такие ...
Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания и, прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учите: добровольно следовать нормам морали. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям; также переживание вины при нарушении норм. [2]
Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать. В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо». Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют не определенные ситуации, когда не известно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «в нутрии него». Он стремится подрожать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутренние действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. [88] Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Карабасом, а утверждает, что поступил как Буратино (С. Г. Якобсон).
Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов ...
... дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Цель работы: изучить особенности развития познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Задачи работы: 1. Рассмотреть задачи и средства выполнения познавательных ...
[134]
Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.
В возрасте 3-7 лет у детей складываются этически эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. [34]
У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.
В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих. [73]
Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых «жалоб-заявлений», которые содержат сообщение о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правила. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, ребенок подходит к реальной самооценке. [97]
У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.
В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя. [129]
Таким образом, развитие оральных суждений и оценок необходимо, но не достаточно для нравственного развития. Главное — создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решет, как поступить. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие оттого, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму. [81]
Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребенком с полным равнодушием.
Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной — разрушает негативный способ. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие ребенка прямо зависит от умения педагога, родителей оказать оценочное воздействие. Оценка взрослого должно отвечать определенным требованиям, то есть быть:
- объективной и в тоже время тактичной, поэтому в поступке сначала выделяют положительные стороны, об отрицательных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем именно недоволен взрослый. Оценивать следует не самого ребенка, его поступок. К порицанию следует прибегнуть в исключительных случаях, показав, как надо поступать:
- ориентированной на собственное поведение ребенка, а не на сравнение его с другими детьми, чтобы не унижать в глазах взрослых, не разрушать совместную деятельность;
- -дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности Нужно показать, за что ребенок оценивается определенным образом. И ребенок будет стремиться повторить действие, чтобы снова заслужить положительную оценку;
- систематичной, а не даваться от случая к случаю;
- включающей сочетание вербальных и невербальных способов воздействия. К последним дошкольники особенно чувствительны. Соотношение разных способов оценки зависит от возраста, индивидуальных особенностей воспитанников, ситуации.
Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:
- у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
- возрастает действенность нравственных представлений;
- возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой. [42;269]
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый — усвоение нового правила работы (решение задачи и т. п.); второй — перенос усвоенного правила выполнения задачи на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения [42]
Хорошая обучаемость ребенка косвенным образом свидетельствует о существовании учебной мотивации, поскольку обучение чему-то новому возможно только при наличии познавательного интереса и желания хорошо справиться с заданием. Качественное же выполнение задания означает, что ребенок успешно прошел, предшествующие фазы развития в дошкольном детстве и теперь может обучаться в школе. [121]
Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти — психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов, например: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок прослушав весь этот ряд, повторяет те слова которые он запомнил. Может использоваться (в сложных случаях) повторное воспроизведение — после дополнительного зачитывания тех же слов — и отсроченное воспроизведение, например, через час после прослушивания. Л. А. Венгер приводит такие показатели механической памяти, характерной для 6 — 7 — ми летнего возраста: с первого раза ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10; после 3-4 прочтения воспроизводит 9-10 слов; через один час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся раньше; в процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже ( что обычно бывает признаком переутомлением ).
[114]
Методика А.Р. Лурии позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия. Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам дает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести. Т.Е. рисунок становится средством помогающим запомнить слова. Для запоминания дается 10-12 слов и словосочетаний, таких как, например, грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Через 1-1,5 часа после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них.
Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективно и удобно методика А.Л. Венгера «Лабиринт». Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, не верных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают однообразно заданные указания — мимо, которых объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решение задачи.
Наиболее распространенными методиками, диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления являются следующие:
а) «Объяснение сложных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, на сколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, на сколько развита его речь.
б) «Последовательность событий» — более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. «Последовательность событий» дает психологу те же данные, что и предыдущая методика, но, кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.
Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметной классификации. Ребенок составляет группы из карточек с изображенными на них не одушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия (например, мебель, одежда), может — по внешнему признаку («все большие» или «они красивые»), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платье висит в шкафу»).
При отборе детей в школу, учебные программы в которых значительно усложнены и к интеллекту поступающих предъявляются повышенные требования (гимназии, лицеи), используют более трудные методики. Сложные мыслительные процессы анализа и синтеза изучаются при определении детьми понятий, интерпретаций пословиц. Известная методика интерпретаций пословиц имеет интересный вариант, предложенный Б.В. Зейгарник. Кроме пословиц («не все то золото, что блестит», «не рой яму другому, сам в нее попадешь» и др.), ребенку задаются фразы, одна из которых по смыслу соответствует пословице, а вторая не соответствует по смыслу, внешне ее напоминает. Например, к пословице «не в свои сани не садись» даются фразы: «не нужно браться за дело, которое ты не знаешь» и «зимой ездят на санях, а летом на телеге». Ребенок, выбирая одну из двух фраз, объясняет, почему она подходит к пословице, но уже сам выбор ярко показывает, на содержательные или внешние признаки ориентируется ребенок, анализируя суждения. [82]
Физическое развитие ребенка (основные показатели физического развития — рост и масса тела)- это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. Ребенок растет «не по дням, а по часам»: на шестом и седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8-10 см, а прибавление массы тела — 2,2-2,5 кг. В то же время различия интенсивности годичных прибавок роста и массы тела у мальчиков и девочек в этом возрасте несущественны. В течение учебного года дети мало растут и мало прибавляют в весе, зато летом и в период летних каникул они так быстро «вытягиваются», что в сентябре их просто не узнать. Сказываются, по-видимому, и снижение нагрузки, и пребывание большее время на воздухе, и витаминная зелень и т. д.
В течение учебного года, особенно в декабре — феврале (наиболее трудном периоде), у первоклассников отмечается снижение массы тела, что свидетельствует об отрицательном влиянии всего комплекса нагрузок, связанных с обучением в школе, на организм ребенка. В идеале снижения массы тела быть не должно. [81]
В этом же возрасте происходит первое изменение пропорций тела. Большеголовый и относительно коротконогий человечек с большим туловищем превращается к шести-семи годам в пропорционально сложенного мальчика или девочку, у которых за этот период значительно увеличивается длина рук и ног, а соотношение головы к туловищу становится почти таким же, как у взрослых. И вот это изменение пропорций, соотношения всех частей тела свидетельствует об определенном этапе созревания организма.
В то же время у детей шести-семи лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры).
В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. [2]
А теперь представим себе, какую нагрузку испытывает этот сформировавшийся, не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка, когда приходится в течение достаточно длительного времени удерживать статическую позу,- сразу станет ясно, почему малышу так трудно сидеть неподвижно. Будет понятно и то. почему неправильная поза (долго удерживаемая) приводит к нарушениям осанки.
Не закончены в этом возрасте рост, окостенение и формирование костей грудной клетки, и вполне понятно, что нельзя не обращать внимание на ученика, сильно облокотившегося на парту или край стола при чтении, письме, рисовании. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб; поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов. [30]
У детей шести-семи лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках, ходьба на лыжах и т. п. Умение и способность выполнять эти виды движений вовсе не означают, что школьник также успешно будет выполнять мелкие, точные и тонкокоординированные движения пальцев, рук. К ним он не совсем готов. Очень тяжелы для ребенка и статические нагрузки. Дело в том, что мелкие мышцы спины, имеющие основное значение для удержания правильной позы при письме и чтении, развиты слабее; поэтому и неправильная поза в процессе учебных занятий, и тяжелый портфель в одной руке могут стать причиной функциональных отклонений и искривлений позвоночника.
Кроме того, в этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучат при письме в классе жалобы: «болит рука», «рука устала». Не закончено формирование и развитие мышц, костей кисти и пальцев, несовершенна еще нервная регуляция движений. К тому же все это недостаточно учитывается в методике обучения письму. [82]
Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, трудность завершения движений по сигналу. Очень важно отметить, что при выполнении движений у детей этого возраста основной контроль принадлежит зрению и при этом фиксируется не просто «поле деятельности», а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому дети так тщательно, с таким старанием выводят буковки, срисовывают рисунки, так трудно им провести даже несколько параллельных линий, еще труднее «на глаз» определить наклон, величину букв. Вот почему легче писать и рисовать крупные буквы, большие фигуры.
В шесть-семь лет продолжается развитие и совершенствование сердечнососудистой системы, повышаются ее надежность, резервные возможности, совершенствуется регуляция кровообращения. В то же время этот возраст является периодом качественного скачка в совершенствовании регуляции кровообращения, а это значит, что система становится более уязвимой, т. е. организм более остро будет реагировать на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные статические и умственные нагрузки. [18]
Отрицательно влияет и несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям, и плохое нормирование статических и умственных нагрузок. В этот период еще далеки от окончательного завершения процессы развития и преобразования системы органов дыхания и эндокринной системы, т. е. организм ребенка растет, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в возрасте шести-семи лет, а для других процессов и систем этот возраст наступит несколько позже.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей 5-7 лет
В дошкольном детстве продолжается интенсивное созревание организма. Наряду с общим ростом происходит анатомическое формирование и функциональное развитие тканей и органов. Важное значение имеют окостенение скелета, увеличение массы мышц, развитие органов дыхания и кровообращения. Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, ее контроль над подкорковыми центрами. Возрастает скорость образования условных рефлексов, особенно интенсивно развивается вторая сигнальная система.
Физическое развитие создает необходимые условия для большей самостоятельности ребенка, для усвоения им новых форм общественного опыта в процессе воспитания и обучения [1].
Дошкольный возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребенка. Место, занимаемое дошкольником среди окружающих людей, существенно отличается от того, которое характерно для ребенка раннего детского возраста.
У ребенка появляется круг элементарных обязанностей. Новые формы приобретает связь ребенка со взрослыми; совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Впервые становится возможным сравнительно систематическое обучение ребенка по определенной программе. Но эта программа может быть реализована только в том случае, если он становится собственной программой ребенка [17].
Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование детского общества. Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «я» и значения своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношений.
Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражаются в характерных для него видах деятельности, прежде всего сюжетно-ролевой игре. Стремление приобщиться к миру взрослых в сочетании с отсутствием необходимых для этого знаний и умений приводит к тому, что ребенок осваивает этот мир в доступной для него игровой форме [25].
Особенно благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста создает система общественного дошкольного воспитания. В детских дошкольных учреждениях реализуется программа обучения детей, складываются первоначальные формы их совместной деятельности, возникает общественное мнение. Как показывают результаты специально проведенных исследований, общий уровень психического развития и степень подготовленности к обучению в школе оказываются в среднем выше у детей, воспитывающихся в детском саду, чем у детей, не посещающих детского сада.
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
С этим же возрастом связано начало двух других важных для развития видов деятельности: труда и учения. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраста (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Такое деление иногда приводится в возрастной психологии для тог, чтобы подчеркнуть те быстрые, качественные изменения психологии и поведения детей, которые в дошкольном детстве происходят каждые один-два года [14].
В дошкольном возрасте, как было сказано ведущим, видом деятельности является игра. Она становится ведущей деятельностью не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, и он относительно мало или совсем не включен в трудовую деятельность взрослых. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка: в ней закладываются основы учебной деятельности, которая станет ведущей в школьные годы.
Кроме игр, включающие реальные практические действия с воображаемыми предметами и ролями, символической формой игровой индивидуальной деятельности является рисование. В него постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок со временем переходит к рисованию того, что знает, помнит и придумывает сам. По характеру того, что изображает ребенок можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психического состояния ребенка [15].
Важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников занимает музыка. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой. Дети учатся петь, выполняют различные ритмические движения под музыку. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.
Дошкольный возраст характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, отделением от взрослого. Тенденция естественна и понятна. Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей. До этого времени ребенок привык жить вместе с взрослыми. Эта тенденция сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь — жизнь ребенка в жизни взрослых. Но ребенок не может еще принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной с взрослыми жизни. Такой формой идеальной совместной жизни с взрослыми для ребенка становится игра [1].
Игра развивается не столько вокруг операциональной стороны, сколько вокруг мотивационной и смысловой сферы деятельности людей. Этому содействует сведение до минимума операциональной и увеличение символической стороны деятельности в игре [3]. Значение символики заключается не только в том, что она создает для ребенка поле значений, но и позволяет ему воспроизводить в игре систему отношений взрослых, систему моральных отношений, абстрагируясь от вещной и операциональной сторон.
Перенос значений в игре — путь к символическому мышлению. Подчинение правилам в игре — школа произвольного поведения.
Детское мышление имеет свои характерные черты. Одна из них — феномен центрации: ребенок видит окружающий мир только с той позиции, в которой он стоит. В игре ребенок все время «вращается», меняет свою позицию. Одни и те же предметы открываются перед ним с разных сторон. Иными словами, игра служит децентрации детей, что способствует становлению у них логического мышления [4].
Кроме игры в дошкольном возрасте есть и другие виды деятельности, например, ее продуктивные виды — лепка, рисование. Характерная их черта состоит в том, что они имеют замысел, который реализуется в известных условиях при использовании известных материалов и с помощью известных орудий. По своей психологической структуре эти виды деятельности сходны с серьезными продуктивными деятельностями.
школьный психологический готовность обучение
Глава 2. Изучение актуального уровня школьно-необходимых функций у детей 5-7 лет
.1 Методическая организация исследования
Проведя анализ психологический и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что проблема изучения уровня школьно-необходимых функций у детей 5-7 лет является актуальной.
Исследование проводилось в ДОУ №11 Советского района г. Красноярска. В исследовании принимали участие дети среднего и старшего дошкольного возраста двух групп «Солнышко» и «Сказка» в количестве 40 человек.
Для реализации цели нашего исследования — выявить актуальный уровень школьно-необходимых функций у детей 5-7 лет, мы использовали следующие методики:
1) тест школьной зрелости Керна-Йерасека
)методика «Изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого(«графический диктант»)»
Тест Керна-Йерасека
Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования детей:
не требует продолжительного времени для проведения;
может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований;
имеет нормативы, разработанные на большой выборке;
не требует специальных средств и условий для проведения.
Краткое описание теста
Ориентировочный тест школьной зрелости Я.Йерасека является модификацией теста А.Керна. Тест состоит из трех заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек. Йерасек ввел дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 20 вопросов).
Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению. При срисовывании написанных слов должны быть обеспечены одинаковые условия как и при срисовывании группы точек, объединенных в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего задания. Все три задания предъявляют требования в плане тонкой моторики руки.
Инструкция к заданию 3: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй и нарисуй здесь, рядом, такие же».
Оценка выполнения теста
Задание 1. Рисунок мужской фигуры.
- балл выставляется в следующих случаях. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова не превышает туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка, шляпа), имеются уши, на лице — глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т.е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги).
Ноги и руки как бы «растут» из туловища.
- балла ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.
- балла ставят в следующем случае. Рисунок должен иметь голову, туловище, конечности, руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней.
- балла — за примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).
- баллов — за отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание головоногого изображения) или обеих пар конечностей.
Изобразительная деятельность детей в настоящее время изучена достаточно широко, выделены ее стадии и информативные признаки. Исследования М.Д. Баррето, П. Лайта, К. Маховер, И.И. Будницкой, Т.Н. Головиной, В.С. Мухиной, П.Т. Хоментаускаса и других показывают, что особенности графических изображений в определенной мере коррелируют с уровнем умственного развития детей.
П.Т.Хоментаускас считает, что психологу следует обращать внимание на следующие моменты графических презентаций:
- количество деталей тела. Присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;
- декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения и т.п.
Информативной может быть и абсолютная величина фигур: дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших размеров; маленькие фигуры человека связаны с тревожностью, неуверенностью, чувством небезопасности.
Если дети старше 5-летнего возраста пропускают в рисунке какие-то части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм.
Существует закономерность, что с возрастом детей рисунок человека обогащается все новыми деталями: если в 3,5 года ребенок рисует «головонога», то в 7 лет — презентирует богатую схему тела. В связи с этим, если в 7 лет ребенок не рисует одной из деталей (головы, глаз, носа, рта, рук, туловища, ног), на это надо обратить внимание.
Следует подчеркнуть, однако, что самостоятельного диагностического значения данный тест не имеет, т.е. ограничиваться в обследовании ребенка данной методикой недопустимо: он может составлять только часть такого обследования.
Задание 2. Подражание письменным буквам.
- балл ребенок получает в следующем случае. Подражание совершенно удовлетворительное написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.
- балла ставят, если образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.
- балла. Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.
- балла. В этом случае с образцом совпадают хотя бы две буквы. Копия все еще создает строку надписи.
5 баллов. Каракули.
Задание 3. Срисовывание группы точек.
- балл — почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть.
- балла — количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами.
- балла — целое изображение по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в 2 раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.
- балла — рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значение. Другие формы не допускаются.
- баллов — черкание.
После того, как субтесты выполнены, психолог собирает бланки и проводит первичную группировку бланков по результатам тестирования, отбирая детей с очень слабым, слабым, средним и сильным уровнем готовности к школьному обучению.
Полученные результаты характеризуют ребенка со стороны общего психического развития, развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. характеризуют произвольность психической деятельности. Что же касается развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций, то эти свойства довольно четко диагностируются в опроснике Я.Йерасека (см. Приложение)
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
- группа — плюс 24 и более;
- группа — плюс 14 до 23;
- группа — от 0 до 13;
- группа — от минус 1 до минус 10;
- группа — менее минус 11.
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.
Таблица 1. Суммарный балл, соответствующий уровню выполнения заданий
УровеньРезультаты в баллахТестОпросник12-3Плюс 24 и более24-6Плюс 14 плюс 2337-9От 0 до 13410-12От минус 1 до 10513-15Менее минус 11.
Общая оценка результатов тестирования
Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7-9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.
Таким образом, можно говорить, что методика Керна-Йерасека дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.
Методика Изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого(«графический диктант»)
Подготовить тетрадные листы в клетку, материал к заданию узоры».
Узор № I. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна летка направо. Одна клетка вниз. Одна направо. Одна вверх. Одна направо. Одна вниз… и т.д.
Узор № 2. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Две направо. Одна вниз. Одна направо. Две клетки вниз. Две нaправо. Две вверх. Одна направо. Одна вверх Две направо. Одна вниз. Одна направо. Две вниз и т.д.
Узор № 3. Две клетки вверх. Две клетки направо. Одна клетка вниз. Одна налево. Одна вниз. Две направо. Две вверх.. Одна вниз. Одна налево. Одна вниз. Две клетки направо…И т.д.
Узор№4 Две клетки вверх.. Одна клетка налево. Две вверх. Одна направо. Одна вниз. Две направо. Одна вниз. Одна налево. Две вниз. Одна направо. Одна вверх. Две направо. Одна вверх. Одна налево. Две вверх. Одна направо. Одна вниз. Две направо. Одна вниз. Одна налево. Две вниз… и т.д. Подготовить для детей, участвующих в эксперименте, такие же тетради в клетку.
Проведение исследования. Эксперимент проводится одновременно с группой, состоящей из 6-10 детей. Ребят сажают за отдельные или общие столы на таком расстоянии друг от друга, чтобы исключить возможность копирования решений и подражания. Столы расставляют так, чтобы проверяющему хорошо была видна работа каждого ребенка.
Перед началом эксперимента детям дают хорошо отточенные карандаши и тетради с заданиями. Для объяснения предлагаемой работы экспериментатор использует такую же тетрадь. Детей предупреждают о том, что работать они должны самостоятельно, не советуясь с товарищами, не подглядывая, а в случае затруднении или непонимания задачи обращаться к взрослому.
Детям дают инструкцию: «Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочках нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружочков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие правила: 1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок; 2) линия нашего узора должна идти только вперед; 3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной, в узоре не получится промежутков. Посмотрите на первый листочек, как можно соединить треугольники и квадраты» (внимание детей обращается на образец, дается его анализ).
Затем экспериментатор говорит: «Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску, соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом».
Экспериментатор следит, как каждый ребенок выполняет задание, и при необходимости исправляет ошибки и объясняет ему, в чем он ошибся. В процессе обучения дети делают 4 соединения.
Первая серия. Экспериментатор говорит: «Теперь мы будем рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок и линия узора всегда должна идти вперед и быть непрерывной, т.е. начинать каждое новое соединение с той фигуры, на которой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки
Диктовать следует медленно, так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, так как это может запутать детей.
После того как дети закончили работу, следует вторая серия, затем третья. Серии отличаются только характером воспроизводимого под диктовку узора. Правила выполнения работы остаются те же. Никакой помощи во время выполнения задания экспериментатор не оказывает. После окончания работы всеми детьми тетради забирают.
Ребенку предлагают научиться рисовать красивые узоры на тетрадном листе в клетку. Сначала он выполняет тренировочный узор с помощью взрослого, который показывает, откуда начинать рисовать — в левом верхнем углу листа, немного отступая от краев.
Обработка данных. Подсчитывают ошибки, допущенные детьми. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту (ключу).
Для выявления ошибок протокол сверяется с ключом. Неправильными считаются линии соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним), «разрывы» (и пропуски «зон» соединения) между соединениями. Все остальные возможные виды ошибок не учитываются. При сверки работы с ключом следует иметь в виду возможность ошибок в начале выполнения заданий, возврат к правильному его выполнению, который, однако, бывает трудно обнаружить из-за первоначальной ошибки. Сомнения в таких случаях разрешают в пользу ребенка.
Тщательно анализируют каждое соединение, устанавливая соответствие тому или иному элементу диктанта (или отсутствие такого соответствия).
Самый высокий уровень — безошибочное воспроизведение урока — уценивается в 4 балла. Если имеются 1-2 ошибки, ставится 3 балла, за большее число ошибок — 2 балла. Если ошибок становится больше чем правильно воспроизведенных участков узора, то ставится 1 балл. Если правильных участков нет вовсе, то ставится 0 баллов.
2.2 Анализ результатов исследования
Проведя анализ результатов готовности к школьному обучению диагностируемых опросником Я.Йерасека, мы получили следующие результаты: группы «Солнышко» и группы «Сказка» мы получили следующие данные: в группе «Солнышко» 10 детей продемонстрировали 1 уровень готовности к обучению в школе, 7 человек — 2 уровень, и по 1 человеку 3,4 и 2 детей- 5 уровень. В группе «Сказка» 5 детей продемонстрировали 1 уровень готовности к школьному обучению, 5 детей — 2 уровень, 4 детей — 3 уровень и по 3 детей — 4 и 5 уровень.
Таблица 2. Определения уровня готовности к школьному обучению диагностируемого опросником Я.Йерасека
УровеньГруппа«Солнышко»«Сказка»1104266314413523
Представит полученные данные в виде диаграммы в процентном соотношении:
Рисунок 1. Уровни готовности к школьному обучению детей группы «Солнышко» и группы «Сказка», диагностируемые опросником Я.Йерасека
Как видно из рисунка, в группе «Солнышко» 50% детей имеют 1 уровень готовности к школе, 30% детей — 2 уровень, по 5% детей 3,4 уровень и 10% детей — 5 уровень готовности к школе. В группе «Сказка» по 20 % детей имеют 1 и 3 уровень готовности к школе, 30% детей — 2 уровень и по 15 % детей — 4 и 5 уровень готовности к школе.
Из этих данных видно, что в группе «Солнышко» 80% детей очень имеют очень хорошую готовности к школьному обучению, диагностируемую опросником Я.Йерасека, а в группе «Сказка» только 50% детей.
Проведя анализ результатов тест Керна-Йерасека, мы получили следующие результаты: группы «Солнышко» и группы «Сказка» мы получили следующие данные: в группе «Солнышко» 10 детей продемонстрировали 1 уровень готовности к обучению в школе, 7 человек — 2 уровень, и по 1 человеку 3,5 и 2 детей — 5 уровень. В группе «Сказка» 5 детей продемонстрировали 1 уровень готовности к школьному обучению, 5 детей — 2 уровень, 4 детей — 3 уровень и по 3 детей — 4 и 5 уровень.
Таблица 3. Определения уровня развития школьно-необходимых функций тестом Керна-Йерасека
УровеньГруппа«Солнышко»«Сказка»195275313423514
Представит полученные данные в виде диаграммы в процентном соотношении:
Рисунок 2. Уровни развития школьно-необходимых функций тестом Керна-Йерасека
Как видно из рисунка, в группе «Солнышко» 45% детей имеют 1 уровень развития школьно-необходимых функций, 35% детей — 2 уровень, по 5% детей 3,5 уровень и 10% детей — 4 уровень развития школьно-необходимых функций. В группе «Сказка» по 25 % детей имеют 1 и 2 уровень развития школьно-необходимых функций, 20% детей — 5 уровень и по 15 % детей — 3 и 4 уровень развития школьно-необходимых функций.
Из этих данных видно, что в группе «Солнышко» 80% детей очень имеют очень хороший уровень развития школьно-необходимых функций, а в группе «Сказка» только 50% детей.
Проведя анализ результатов изучения умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого(«графический диктант»), мы получили следующие результаты: группы «Солнышко» и группы «Сказка» мы получили следующие данные: в группе «Солнышко» 10 детей продемонстрировали 1 уровень умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого, 8 человек — 2 уровень, и по 1 человеку 3,4 и 5 уровни. В группе «Сказка» по 5 детей продемонстрировали 1 и 2 уровень умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого, 4 детей — 3 уровень и по 3 детей — 4 и 5 уровень.
Таблица 4. Определения уровня умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого(«графический диктант»)
УровеньГруппа«Солнышко»«Сказка»195285314413513
Представит полученные данные в виде диаграммы в процентном соотношении:
Рисунок 3. Уровни умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого(«графический диктант»)
Как видно из рисунка, в группе «Солнышко» 450% детей имеют 1 уровень умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого(«графический диктант»), 40% детей — 2 уровень, по 5% детей 3,4 и 5 уровень умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого(«графический диктант»).
В группе «Сказка» по 25 % детей имеют 1 и 2 уровень умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого, 20% детей — 3 уровень и по 15 % детей — 4 и 5 уровень умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого.
Из этих данных видно, что в группе «Солнышко» 85% детей очень имеют высокий уровень развития умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого(«графический диктант»), а в группе «Сказка» только 50% детей.
Проведя итоговый анализ уровня развития школьно-необходимых функций детей группы «Солнышко» и группы «Сказка» мы получили следующие данные: в группе «Солнышко» 10 детей продемонстрировали 1 уровень развития школьно-необходимых функций, 7 человек — 2 уровень, и по 1 человеку 3,4 и 5 уровни. В группе «Сказка» 5 детей продемонстрировали 1 уровень развития школьно-необходимых функций, 5 детей — 2 уровень, 4 детей — 3 уровень и по 3 детей — 4 и 5 уровень.
Таблица 5. Определение актуального уровня развития школьно-необходимых функций
УровеньГруппа«Солнышко»«Сказка»1105275314413513
Представит полученные данные в виде диаграммы в процентном соотношении:
Рисунок 6. Уровни развития школьно-необходимых функций детей группы «Солнышко» и группы «Сказка»
Как видно из рисунка, в группе «Солнышко» 50% детей имеют 1 уровень развития школьно-необходимых функций, 35% детей — 2 уровень, по 5% детей 3,4 и 5 уровень развития школьно-необходимых функций. В группе «Сказка» по 25 % детей имеют 1 и 2 уровень развития школьно-необходимых функций, 20% детей — 3 уровень и по 15 % детей — 1 и 2 уровень развития школьно-необходимых функций.
Из этих данных видно, что в группе «Солнышко» 85% детей имеют хороший уровень развития школьно-необходимых функций, а в группе «Сказка» только 50% детей, в обеих группах преобладает высокий и средний уровень развития школьно-необходимых функций.
Итак, наша гипотеза о том, что у детей 5-7 лет с преобладает высокий и средний уровень развития школьно-необходимых функций, получила подтверждение.
Заключение
Психологическая готовность к школе старшего дошкольника определяет характер всей деятельности ребенка в школе.
Для решения данной проблемы требуются обширные исследования. Мы проводили педагогический эксперимент. Полученные данные подтвердили актуальность проблемы изучения уровня психологической готовности старшего дошкольника к школе.
В ходе работы была достигнута цель — выявить уровень психологической готовности старшего дошкольника к школе.
. Была проанализирована психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования.
. Было дано определение основным понятиям данной работы.
. Были подобраны методики, позволяющие выявить актуальный уровень развития школьно-необходимых функций.
. Был проведен констатирующий эксперимент с помощью подобранных методик.
. Были обработаны и проанализированы полученные в ходе исследования результаты.
Исследование проводилось в 2006 году в ДОУ №11 Советского района г. Красноярска. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста двух групп «Солнышко» и «Сказка» в количестве 40 человек (по 20 человек в каждой группе).
Данные, полученные в результате проведения исследования, проанализированы и внесены в сводную таблицу.
В группе «Солнышко» 50% детей имеют 1 уровень развития школьно-необходимых функций, 35% детей — 2 уровень, по 5% детей 3,4 и 5 уровень развития школьно-необходимых функций. В группе «Сказка» по 25 % детей имеют 1 и 2 уровень развития школьно-необходимых функций, 20% детей — 3 уровень и по 15 % детей — 1 и 2 уровень развития школьно-необходимых функций.
Из этих данных видно, что в группе «Солнышко» 85% детей имеют хороший уровень развития школьно-необходимых функций, а в группе «Сказка» только 50% детей.
Теоретическая значимость нашего исследования определяется тем, что его результаты способствуют выработке целостной концепции подготовки старшего дошкольника к школьному обучению.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования его результатов для конструирования оптимальной модели педагогического взаимодействия в обеспечение психологической готовности старшего дошкольника к школе.
Итак, наша гипотеза о том, что у детей 5-7 лет с преобладает высокий и средний уровень развития школьно-необходимых функций, получила подтверждение.
Список использованной литературы
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.- 2000. С. 506-518.
.Божович Л.И. Проблема формирования личности в онтогенезе. М. Педагогика. — 1997. С. 35
.Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. — М.: Педагогика. 1979г. — С. — 34, 68, 96.
.Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение. 1984г. — С. — 74, 120.
.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т.3. — М.: Педагогика. — С. 239, 205, 268.
.Бардин К.З. Чтобы ребенок успешно учился. М.,1988.
.Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. — М.: Издательский центр «Акалеммя». 1996. — 240 с.
.Безруких М. М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 256 с
.Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1987.-96 с.
.Давайте поиграем. //Под ред. А.А.Столяра. М., 1991.
.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика. 1984г — С. — 49, 59, 92, 123
.Ефимова СП. Как готовить ребенка к школе: Советы врача: Кн. для родителей/Под ред. А.Г. Хрипковой; Ассоциация пед. помощи родителям. — М.: Просвещение, 1992.
.Здравствуй, школа. //Под ред. А.Ф.Бойцева, И.Г.Васильевой, Л.Д.Маклаковой и др;- Санкт-Петербург, 199I.
.Кравцова З.Е Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.,1991.
.Люблинская А.А. Детская психология. М.:1971г. с. 200-234.
.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1977. 224с.
.Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. М.: Педагогика. 1985г.- С. — 37, 53.
.Настольная книга родителей. //Составитель: В.З.Солоухин. Шнек, 1991.
.Панько Е.А. и др. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие. Минск: 1984г. — С. — 62, 90.
.Подготовка детей к школе в детском саду. // Под ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М., «Педагогика», 1978.
.Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение, 1964г. — С. — 56, 214.
.Развитие личности ребенка: Перевод с английского //Общ. ред. А.М.Фонарев. М., 1987.
.Реан А.А. Психология личности. — СПб.: Прайм-Еврознак, М.: Олма-Пресс, 2004. — С. — 78, 89.
.Рубенштейн С.А. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. — С. -39, 53, 83, 117.
.Рыбалко Е.Ф. Возрастная дифференциальная психология. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990, — С. — 95, 104, 118.
26.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие. — М: Школа-Пресс, 2002. — 512 с.
27.Слободчиков Л.С., Исаев Е.И. Психология человека. — М., 1996. — С. — 47.
.Современная психология/ Под редакцией В.И. Дружинина. — М. 1999.
29.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. — Ростов на/Д: Феникс, 2000. — 544 с.
.Суббогский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
31.Урунтаева Г.А., Афонкина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. — М.: Изд-во Академия. 1998. — С. — 76, 98, 153.
.Чего на свете не бывает? //Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой. М., 1991.
.Чейпи Д. Готовность к школе. /Пер. с англ. X, 1992
.Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет).
М.: Педагогика. 1978г. — С. — 38, 73.
.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение. 1978г. — С. — 60, 69.
Приложение
ОПРОСНИК ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ТЕСТА ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ Я.ЙЕРАСЕКА
.Какое животное больше — лошадь или собака?
Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов.
.Утром вы завтракаете, а днем …
Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3 балла.
.Днем светло, а ночью …
Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
.Небо голубое, а трава …
Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
.Черешни, груши, сливы, яблоки — это …?
Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл.
.Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = — 1 балл.
.Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.
.Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.
.Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это …, маленькая овечка — это …?
Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.
.Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?
На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла.
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов.
Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл.
.Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские).
1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
.Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
.Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?
У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
.Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это …?
Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
.Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.
Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
.Чем отличается старый человек от молодого ? Какая между ними разница?
Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.
или 2 различия = 2 балла.
Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = О баллов.
.Почему люди занимаются спортом?
Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.д.) = 4 балла.
Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.
.Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой).
Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.