Психологические особенности детей младшего школьного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……….……..3

ГЛАВА l. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………6

1.1 Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………61.2. Познавательное развитие детей младшего школьного возраст………….10

Вывод по первой главе…………………………………………………….…….13

ГЛАВА ll. ИСЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, КАК ОДНОГО ИЗ ВАЖНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ…………………………………………………………..………14

2.1 Особенности развития памяти младшего школьника………………..…..14

2.2 Организация исследования……………………………………………………….16

Вывод по второй главе……………………………………….…………..……..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….,………………….22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………..23

ПРИЛОЖЕНИЕ…..……………………………………………………………25

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования проблемы: целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Среди многообразия проблем современной психологии возрастные психологические особенности являются одной из популярных и интенсивно исследуемых.

Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с системно-деятельностным подходом и личностно-ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе, что предполагает более внимательное отношение к психологическому благополучию детей, к развитию у них познавательных психических процессов, к перестройке их с непроизвольного уровня на произвольный.

Л.С. Выготский считал, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это своеобразная переходная ступень — ребенок уже не дошкольник и еще не школьник.

5 стр., 2160 слов

Влияние речи на развитие познавательных процессов младшего и ...

... актуальность темы нашего исследования. Объект исследования – когнитивная сфера ребенка младшего и среднего школьного возраста. Предмет исследования – речь и познавательные процессы у ребенка младшего и среднего школьного ... проблеме развития учащихся младшего и среднего школьного возраста; ­ исследовать особенности развития речи и познавательных процессов в младшем и среднем школьном возрасте; ­ ...

По мнению Л.С. Выготского ребенок семи лет отличается, прежде всего, утратой детской непосредственности. Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность: в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. К концу младшего школьного возраста школьники должны научиться самостоятельнорассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности

Особое значение приобретает развитие мышления и логической памяти младшего школьника.

В психологии память рассматривается как компонент общих и специальных психологических способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена как первичная умственная способность.

Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. По мнению Выготского Л. С. без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постоянно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Объект исследования: особенности развития детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности развития памяти в младшем школьном возрасте, как одного из важных познавательных психических процессов.

Цель исследования: рассмотреть психологические особенности младшего школьника и особенности памяти как важного познавательного психического процесса.

Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что процесс развития памяти младших школьников будет эффективным, если будут созданы условия и использованы приёмы для её развития.

Задачи:

1.изучить литературу по теме психологических особенностей детей младшего школьного возраста

2. изучить особенности психологии младших школьников

3.изучить возрастные психологические особенности памяти младшего школьника.

Методы исследования: для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовался комплексный метод исследования, включающий различные аспекты: теоретический анализ психологической литературы по изучаемым проблемам — интерпретация научных данных, сравнительный анализ, систематизация и обобщение. Методологической основойявляютсяисследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. А. Смирнова, В. В. Давыдова, О. А. Андреева, Б. С. Волкова, К. П. Мальцевой и др.

Практическая значимость исследования: знания о выявленных психологических особенностях детей начального школьного возраста и предложенные рекомендации могут быть использованы в процессе обучения такому иностранному языку как английский и воспитания учащихся.

4 стр., 1743 слов

Нейропсихология: теоретические аспекты и практическое значение.Исследование ...

... результаты исследования и сделать соответствующие выводы. Предметом исследования являются основополагающие принципы детской нейропсихологии. Объект исследования - дошкольники в возрасте 6-7 лет. Методологическую базу исследования составляют ... нарушения высших психических функций (ВПФ), таких, как речь и мышление, память и восприятие, письмо и чтение и других нарушений. Естественно, в рамках ...

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 25 источников и 1 приложения. Работа иллюстрирована 2 схемами и 2 рисунками.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста

Как отмечает В. В. Давыдов, младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования (Давыдов, 2009, с.22).

Что же происходит с ребенком, когда он приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью.

Как отмечал Б. С. Волков границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе (Волков, 2004, с.78).

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Ребенок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребно……..

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреев, О.А. Техника тренировки памяти / О.А. Андреев- Екатеринбург: Кеси-Пресс, 2002.

2. Ануфриева, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф Ануфриева., Костромина С. Н.. — 3-е изд., переработанное и доп. — М.: изд. Ось-89, 2003.

3. Асмолов, А.Г. От действия к мысли: пособия для учителя. / А.Г. Асмолов

Г. В Бурменская., Володарская И. А. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

4. Венгер, А.А. Психологическое обследование младших школьников / А. А., Венгер Цукерман. — М.: Владос-Пресс, 2005.

5. Волко, Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б. С Волков — М.: Академический Проект, 2004.

6. Выготский, Л.С. Педагогика. Собрание сочинений/ Л.С Выготский. — М., 2002.

7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов./ М. В. Гамезо — М: Педагогическое общество России, 2003.

8. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии. / — Л. А., Головей Рыбалко Е. СПб.: Речь, 2005.

9. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.,2009

10. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. / В. Н. Дружинин — СПб Питер, 2004.

11. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. / — И. В. Дубровина М.: Академия, 2006.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... не показы­вать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться от ... учебной деятельности, во всяком случае при освоении основных школьных дисциплин. Это соответствует возрастным тен­денциям развития детского мышления, но в то же время обедняет интеллект

12. Дубровина, И.В. Практическая психология образования./ И. В., Дубровина Прихожан А. М., Зацепин В. В. — 4-е изд., Питер, 2007.

13. Дубровина, И.В. Психология. / И. В., Дубровина Данилова Е. Е., Прихожан А. М. — 3-е изд., стереотипное. — М.: изд. Академия, 2004.

14. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь. / — Л. А. .Карпенко М.: Политиздат., 1995.

15. Крайг, П. Психология развития / П .Крайг. — СПб.: Питер, 2010.

16. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников/ В. А. Крутецкий — М.: Просвещение, 2006.

17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет/ И. Ю. Кулагина — 2-е издание. — М.: УРАО, 2004.

18. Кулагина, И.Ю.Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. / И. Ю. Кулагина, Колюцкий В. Н. — М.: Творческий Центр Сфера, 2006.

19. Мальцева, К.П. Особенности памяти младшего школьника// Психология младшего школьника/ К. П. Мальцева — М.: изд. АПН РСФСР, 2009.

20. Марцинковская, Г.Д. Диагностика психологического развития детей: Пособие по практической психологии/ Г. Д. Марцинковская — М.: Линка-Пресс, 2007.

21. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьника/ А.М. Матюшкин — М.: Педагогика, 2001.

22. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество — 5 изд., стереотип./ В. С. Мухина- М.: Издательский центр Академия, 2000,

23. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учеб. Заведений. / Р. С. .Немов — М.: Просвещение: Владос, 1995.

24. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. / И. П .Подласый — М.: Владос, 2009.

25. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. / Е. Е. Сапогова — М.: Аспект Пресс, 2010.