изучение особенностей формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы обогощение словаря

детей обществоведческой лексикой в процессе ознакомления с

городом…………………………………………………………………………….5

1.1. Анализ психолого педагогической литературы по проблеме

обогощение словаря детей обществоведческой лексикой в процессе

ознакомления с городом…………………………………………………………5

1.2. Анализ методических рекомендаций и современных программа

по обогощение словаря детей обществоведческой лексикой в

процессе ознакомления с городом………………………………………………8

1.3. Содержание и методика обогощения словаря детей в

процессе ознакомленья с городом……………………………………………..15

Глава 2. Описание экспериментальной работы по проблеме

обогощение словаря детей обществоведческой лексикой в

процессе ознакомления с городом…………………………………………….27

2.1 Определение уровня сформированности словаря старших

дошкольников…………………………………………………………………………………….…27

Заключение

Список литературы

Введение

Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем — отличаются нестабильностью успехов в учебе.

На тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, с развитием словаря, указывают в своих работах Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.П. Иваненко, Е.М. Струнина. По данным психолого-педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, и более 60% этих трудностей связаны с развитием речи.

На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира.

Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника [19, с. 53.]. Речевое развитие ребенка 6 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов.

17 стр., 8354 слов

Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная ...

Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.

Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.

Проблема исследования, — Каковы возможности развития речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом.

Цель исследования: изучение особенностей формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования: особенности формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1) выявить особенности формирования словаря старших дошкольников;

2) изучить методы, формы, приёмы формирования словаря старших дошкольников;

3) провести опытно — экспериментальную работу по формированию словаря старших дошкольников.

Методы исследования:

теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

опытно — экспериментальная работа по формированию словаря старших дошкольников.

База исследования: ДОУ№1784 город Москва.

Структура курсовой работы: введение,2 главы, список литературы

4 стр., 1965 слов

Словарь терминов к теме «Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе».

... развития и формирования личности в подростковом возрасте».   Задание 1. Словарь терминов. Акселерация - (от лат. acceleratio - ускорение) - ускоренное физическое развитие детей, ... Как пример можно назвать фундаментальные научные исследования. учебная деятельность - один из основных ... образов, внимание , память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий ...

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы обогощение словаря детей обществоведческой лексикой в процессе ознакомления с городом.

1.1. Анализ психолого педагогической литературы по проблеме обогощение словаря детей обществоведческой лексикой в процессе ознакомления с городом.

Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке.

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Одной из задач по развитию речи является обогащение, закрепление и активизация словаря.

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог Ян Амос Коменский. В своей работе «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», развитию речи он посвящает целую главу. Рекомендации по формированию речи Я.А. Коменский дает на основе особенностей развития детей на протяжении первых 6 лет. До 3 лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на 4,5 и 6 годах — обогащению речи, названию словом того, что ребенок видит. В качестве средства развития речи Я.А. Коменский предлагает использовать стихи, прибаутки, художественные рассказы, сказки о животных.?7;5[

Иоганн Генрих Песталоцци в обучении языку выдвинул 3 основные задачи:

1. обучение звуку, или средству развития органов речи;

2. обучение слову, или средству ознакомления с предметами;

3. обучение речи, или средству научится ясно выражаться о предметах.

В первой половине ХХ века широкую известность приобрел немецкий педагог Фридрих Фребель. Он считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша.

9 стр., 4422 слов

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

... в детских садах. На научной основе строится вся система ознакомления детей с социальными явлениями. Развитие речи детей изучается в тесной связи с проблемами умственного воспитания. ... Тихеева такие вопросы, как обогащение словаря (план-программа ознакомления с окружающей обстановкой; методы работы над словарем детей), а также развитие связной речи (рассказы об игрушках и картинках, ...

Задачу воспитания Ф. Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словом не только сами предметы, но и их свойства, качества. Развитие речи Ф. Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой.

Что касается вопросов развития речи в отечественной педагогике, то следует отметить вклад, который внес К.Д. Ушинский. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развитие речи на основе развития знаний и мышления. К.Д. Ушинский разработал и основал систему обучения родному языку, которая имеет три цели: ]7;6-7[

1. развитие дара слова;

2. усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой;

3. усвоение грамматики, или логики языка.

Методика развития речи детей дошкольного возраста стала складываться сравнительно недавно — в 20-30-е гг. нашего столетия. Появился большой интерес к исследованию детской речи. Развитие умения ориентироваться в окружающем тесно связывалась с обогащением содержания речи. Обращалось внимание на необходимость развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни. Были определены принципы отбора содержания и эффективные пути развития речи.

Огромное влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность Е.И. Тихеевой. Теоретическую основу разработанной ею системы составляют следующие положения: ]35;5[

1. развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием;

2. речь детей развивается в социальной среде, в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

3. речь развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде;

4. руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка.

Е.И. Тихеева много внимания уделяла обогащению содержания речи. В ее трудах представлена система работы над словом. Запас детских представлений и словарь в системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала, в словарных упражнениях.

Е.А. Флерина подчеркивала роль наблюдений и чувственного опыта в развитии речи, выявила важнейшую закономерность использования непосредственного восприятия, слова педагога и активной речи детей. Она обращает внимание на правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи, чистое произношение, на использование художественной литературы как метода речевого развития.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоц

... - № 12. – С. 61 – 68.(1гл-3) 3. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. [Текст] – М.: Просвещение, 1981.(гл2) 4. ... .(гл2) 30. Савушкина Е. В. Некоторые аспекты речевого развития дошкольников в педагогике [Текст]/ Современное детство: развитие, образование, культура: Материалы Всерос. научно-практической конференции. – Ульяновск: ...

Большое влияние оказали исследования сотрудников лаборатории развития детской речи, которые проводились под руководством Ф.А. Сохина. Особое внимание уделялось вопросам развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи. ]35;7[

Одновременно проводились исследования разных сторон речевого развития детей на кафедрах педагогических вузов под руководством М.М. Кониной и А.М. Бородич, В.И. Логиновой. ]10;11[

В.И. Логинова уточнила методику обогащения словаря на основе ознакомления детей с предметами, их признаками и качествами, материалами, из которых они сделаны, показала влияние системы знаний о предметах на умственное, речевое развитие. Развитие словаря детей она рассматривала в связи с овладением детьми понятиями.

Психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях:

1. Структурном — исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и грамматического;

2. Функциональном — исследуется проблема формирования навыков владения языком и коммуникативной функции;

3. Когнитивном — исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, Ю.С. Ляховской, Е.М. Струниной и др.

Итак, результаты исследований изменили подходы к содержанию и методам обучения. Собственно речевые задачи отделяются от ознакомления с окружающим, вычленяются знания детей об элементах языковой действительности, языкового общения, обеспечивающие лингвистическое развитие ребенка.

1.2. Анализ методических рекомендаций и современных программа по обогощение словаря детей обществоведческой лексикой в процессе ознакомления с городом.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮН

ПЕДАГОГИКА Рабочая программа дисциплины   по направлению подготовки   072500.62 Дизайн тип ООП академический бакалавриат   Владивосток Издательство ВГУЭС ББК 74.я7   Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика» составлена на базе ФГОС ВПО в соответствии с требованиями ООП 072500.62 «Дизайн».     Составитель: Олешкевич Н.А., доцент кафедры философии и юридической ...

Работа по обогащению словаря детей проходила в процессе ознакомления с городом.

В работе применялись известные, неоднократно апробированные в методических исследованиях и практике методы и приемы, адаптированные к конкретному содержанию, в частности, методики Колуновой Л.А. [9], Ушаковой О.С [17]. Лексическая работа состояла из трех этапов.

I этап обучения был направлен на обогащение словаря детей. С этой целью решались следующие задач……..

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 400 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей /А.Г. Арушанова. — М., 2005.

3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. — М., 1966.

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. — СПб.: Питер,2000. — 340с.

5. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе/ А.М. Богуш. — Киев: Рад. школа, 1984. — 175 с.

6. Бавыкина Г.Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста / Г.Н. Бавыкина. — Комсомольск-на Амуре, 1996.

7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1985. — 174 с.

8. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — 2-е изд. М.: Просвещение, 1984. — 255 с.

9. Бугреева М.Н. Воспитание внимания и интереса к слову — одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. — 1955. — №2. — С. 22-26.

10. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. — М., 1996.

11. Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольников / Л.А. Колунова. — М., 1994.

12. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр Академия, 1999. — 232 с.

13 стр., 6483 слов

Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ

Валявко С.М., Белая К.Ю. Ежедневник логопеда детского сада. М: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001. Оглавление Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ Раздел II. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Выдержки из официальных документов Приложение 2. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской ...

13. Лепская Н.И. Основные направления онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольника. М.:РАО, 1994.С. 31-40.

14. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.:Педагогика, 1986. — 143 с.

15. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. — М.: Просвещение, 1984.-240с.

16. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов высш. и пед. учеб. заведений/ С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.

17. Немов Р.С. Психология: В 3-х т. Т. 1. / Р.С. Немов. — М: Владос, 2001. — 495 с.

18. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов / Под. Ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., доп. И перераб. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.

19. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 640 с.

20. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов / Под. Ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., доп. И перераб. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.

21. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 640 с.

22. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. — М., 1996.

23. Проблема изучения речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: РАО, 1994, — 129 с.

24. Программа «Детство» / под ред. Т. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткина. — СПб. «Детство-Пресс». 2000. — 51 с.

25. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. — Минск, 1998. — 347с.

26. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005. — 159 с.

27. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. — М.: Академия, 2001. — 336 с.

28. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 256 с.

29. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1968. — 557 с.

30. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Академия, 2005. — 384 с.

Allb