Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «петрозаводский государственный университет»

Институт педагогики и психологии

Кафедра Педагогики и психологии детства

Методические рекомендации для студентов

Учебная дисциплина (модуль) Психология человека

В составе основной образовательной программы по подготовке бакалавра

по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль/профили Дошкольная дефектология

Форма/формы обучения заочная

Курс 1, семестр 1-2

Нормативная трудоемкость дисциплины 4 зач. ед.

Семестр

Учебные занятия

Форма итоговой аттестации

Всего

часов

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа студентов

1

144

18

117

2

Контрольная

Экзамен

Преподаватель: Семёнова Н.А.,

старший преподаватель

Петрозаводск

2014 Г методические рекомендации к выполнению контрольных работ Понятие о контрольной работе по общей психологии

Контрольная работа является одной из форм самостоятельного изучения студентами заочного отделения программного материала по конкретному предмету.

Контрольная работа по учебной дисциплине «Психология человека» выполняется между первой и второй экзаменационными сессиями.

Выполненная работа сдаётся за две недели до начала второй сессии (до экзамена по дисциплине).

За неё выставляется «зачёт» или «незачёт». Если работе не зачтена, то она отдаётся на доработку.

Студент может выбрать одну из 25 тем для выполнения контрольной работы (внутри академической группы темы контрольной работы не должны совпадать).

  1. Графические методы в психологии
  2. Близнецовый метод в психологии
  3. Биографический метод в психологии
  4. Проблема бессознательного в психологии
  5. Навыки и интеллект животных
  6. Восприятие времени и личность
  7. Механизмы психологической защиты
  8. Толпа как психологический феномен
  9. Феноменология лидерства
  10. Психология невербального общения
  11. Социальная перцепция и ее механизмы
  12. Индивидуальные особенности и нарушения памяти
  13. Феномены восприятия
  14. Иллюзии восприятия
  15. Сенсорная депривация
  16. Психология творческого мышления
  17. Сны и их происхождение
  18. Психология стресса
  19. Диагностика умственного развития. Коэффициент интеллекта
  20. Гениальность: норма или патология?
  21. Психологические особенности одаренных людей
  22. Психология любви
  23. Психология дружбы
  24. Психология одиночества
  25. Акцентуации характера

Требования к контрольной работе

Контрольная работа по учебной дисциплине «Психология человека» включает в себя теоретический вопрос по конкретной теме. В ходе изложения вопроса рекомендуется анализировать литературные источники, приводить примеры по рассматриваемой теме, цитировать авторов, работавших по данной проблеме, делать выводы по рассмотренному в контрольной работе материалу.

Структура контрольной работы включает в себя: титульный лист, план (содержание), введение, основную часть, заключение, список используемой литературы, приложение (если это необходимо).

Оформление титульного листа должно соответствовать требованиям, предъявляемым к нему на заочном отделении факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии в КГПА.

В плане должны быть отражены все вопросы, рассматриваемые в контрольной работе, а также страницы, на которых они расположены.

Основная часть может состоять из нескольких глав/параграфов/пунктов/подпунктов и отражать: понятие, структуру, виды, развитие изучаемого явления.

Список используемой литературы должен включать до 10-20 источников, кроме учебной литературы рекомендуется использовать монографии, журнальные статьи, методическую литературу, справочные пособия и т.д.

В приложении могут быть помещены следующие материалы: рисунки, таблицы, графики. Каждое новое приложение начинается с новой страницы и нумеруется.

Требования к оформлению контрольной работы

Текст должен быть набран на компьютере и распечатан на принтере. Работа вкладывается в отдельную папку-скоросшиватель.

Письменная контрольная работа выполняется на стандартных листах форматом А4 – 210х297 мм с одной стороны листа. На странице текст печатается 12-14 шрифтом через полтора интервала.

Объём контрольной работы – 15-20 страниц печатного текста.

Поля должны оставаться по всем четырём сторонам листа. Размер левого поля должен быть 30-35 мм, размер правого поля – 10 мм, размер верхнего поля – 15 мм и нижнего поля – 20 мм. Предложения, начинающиеся с красной строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 5 знакам.

Все страницы имеют сквозную нумерацию. Считать начинают с титульной страницы, но номер ставится, начиная со второй страницы, арабскими цифрами в верхней части страницы по центру.

Литература

Список рекомендуемой основной учебной литературы:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2000. – 336 с.
  3. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. – 3-е изд., стереотип.– М.: Мир, 2005. Т.1. – 497 с.: ил.
  4. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. – 3-е изд., стереотип.– М.: Мир, 2005. Т.2. – 376 с.: ил.
  5. История психологии: конспект лекций / С.А. Векилова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 156 с.
  6. Кравченко, А.И. Общая психология: учеб. пособие. / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2008. – 432 с.
  7. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб: Питер, 2007. – 320 с.: ил.
  8. Немов, Р.С. Психология: учеб. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов – 5-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2004. Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с.
  9. Никандров, В.В. Психология: учебник. / В.В. Никандров. – М.: Проспект, 2008. – 912 с.
  10. Общая психология: Учебник. / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
  11. Общая психология: Учебно-методическое пособие / М.В. Гамезо [и др.]. – М.: Ось-89, 2007. – 352 с.
  12. Общая психология и психология личности / под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 639 с.
  13. Панферов, В.Н. Основы психологии человека: Учебное пособие. / В.Н. Панферов, А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2009. – 432 с.
  14. Петровский, А.В. Психология: Учеб. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001. – 512 с.
  15. Психология для студентов вузов. / Е.И. Рогов. – М.: МарТ, 2005. – 560 с.
  16. Психология: Учебник для педагогических вузов / Б.А. Сосновский. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660 с.
  17. Психология человека / В.С. Саблин, С.П. Слаква. – М.: Экзамен, 2004. – 352 с.
  18. Психология человека: Методические рекомендации к практическим занятиям. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 63 с.
  19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Я. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.: ил.
  20. Слободчиков В.И. Психология развития человека: Развитие субъекта реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для пед. вузов – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
  21. Столяренко, Л.Д. Психология: Учебник для вузов. / Л.Д. Столяренко. – СПб: Лидер, 2007. – 592 с.: ил.
  22. Филатов, Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах / Ф.Р. Филатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 544 с.: ил.

Список рекомендуемой справочной литературы:

  1. Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник – Минск: Харвест, 2004. – 574 с.
  2. Кондаков И.М. Психология: Ил. словарь: Более 600 ил. и 1700 ст. – СПб.: Прайм Еврознак, 2003. – 508 с.: ил.
  3. Краткий психологический словарь / Сост. Л.К. Минакова, О.П. Сидловская. – Петрозаводск: КГПУ, 2002. – 55 с.
  4. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 439 с.
  5. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 495 с.
  6. Словарь персоналий: Психологи от А до Я / Сост. В. Сонин – М, 1997. – 154 с.
  7. Современный словарь по психологии / Автор-сост. В.В. Юрчук. – Минск: Современное Слово, 1998. – 768 с.

Список дополнительной литературы:

  1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком – М.: МГУ, 1982. – 199 с.
  2. Бреслав Г.М. Психология эмоций: Уч. Пособие для ст-тов вузов, обуч. по напр. и спец. «психология», «клиническая психология» — М: Смысл, 2004. – 541 с.: ил.
  3. Великие психологи / Сост. С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.: ил.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь – 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 351 с.
  5. Гольдфельд И.Л. и др. Психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста. Психолого-педагогическая характеристика. – Петрозаводск, 1998. – 83 с.
  6. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности: Учебник для ст-тов псих. спец. вузов – 4-е изд., перераб. – М.: Академия проект, 2002. – 526 с.: ил.
  7. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.: ил.
  8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции – М.: МГУ, 1991. – 140 с.
  9. Изард, Кэрролл Э. Психология эмоций – СПб.: Питер, 2000. – 460 с.: ил.
  10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2000. – 508 с.: ил.
  11. Ильин Е.П. Психология воли: Учеб. пособие – СПб.: Питер, 2002. – 280 с.: ил.
  12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: Учеб. пособие – СПб.: Питер, 2001. – 749 с.: ил.
  13. Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности – М.: Наука, 1988. – 191 с.
  14. Крыжановская Л.М. Психология мышления – М.: Психолог, 1996. – 343 с.: ил.
  15. Леонтьев А.А. Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1990. – 156 с.: ил.
  16. Леонтьев А.Н. Эволюция психики: Изб. психолог. тр. – М., 1999. – 411 с.: ил.
  17. Логвиненко А.Д. Психология восприятия: Учебно-метод. пособие – М.: МГУ, 1987. – 82 с.
  18. Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 176 с.: ил.
  19. Маслоу А.Г. Мотивация и личность – СПб.: Евразия, 1999. – 479 с.
  20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для ст-тов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
  21. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 775 с.: ил.
  22. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова – М.: ЧеРо, 1998. – 813 с.
  23. Психология эмоций: учеб. пособие для ст-тов вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / Автор-сост. Витис Вилюнас – СПб.: Питер, 2006. – 496 с.: ил.
  24. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология – М.: МГУ, 1986. – 115 с.
  25. Рогов Е.Н. Эмоции и воля – М.: ВЛАДОС, 1999. – 239 с.: ил.
  26. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для ст-тов пед. ин-тов, учащ-ся педучилищ и колледжей, вос-лей дет. сада. / Под ред. Г.А. Урунтаевой – М.: Просвещение, 1995. – 291 с.
  27. Черемошкина Л.В. Психология памяти – М.: Академия, 2002. – 376 с.: ил.
  28. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека – М.: Логос, 2002. – 159 с.: ил.
  29. Шадриков В.Д. Введение в психологию эмоций и чувства – М.: Логос, 2002. – 153 с.: ил.
  30. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. – М.: Педагогика, 1990. – 176 с.
  31. Холл Кэлвин С., Мендий Гарднер Теория личности. Пер. с англ. И.Б. Гриншпун – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 592 с.
  32. Хьелл Е., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.: ил.
  33. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избр. психолог. тр. – М., 1998. – 304 с.

Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы

В ходе учебной дисциплины «Психология человека» предполагается самостоятельное изучение студентами 9 тем, которые входят в содержание экзамена по данному предмету. По каждой теме самостоятельной работы предлагается план раскрытия вопроса и список основной литературы, которые можно использовать при подготовке к экзамену по психологии человека.

  1. Психика, ее развитие. Функциональная и структурная организация психики; процессы, состояния, свойства. Сознание и самосознание

План:

  1. Понятие о психике и ее особенности.
  2. Структура психики и ее функции.
  3. Теория развития психики А.Н. Леонтьева.
  4. Различия психики животных и психики человека.
  5. Понятие о сознании. Основные предпосылки и условия возникновения сознания в филогенезе и онтогенезе.
  6. Характеристики сознания человека, его функции и структура.
  7. Понятие о самосознании и его структура.
  8. Бессознательное и его изучение в психологии. Классы бессознательного.

Литература:

  1. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с. (см. с. 43-59)
  2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2000. – 336 с. (см. с. 67-99)
  3. Немов, Р.С. Психология: учеб. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов – 5-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2004. Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с. (см. с. 109-144)
  4. Никандров, В.В. Психология: учебник. / В.В. Никандров. – М.: Проспект, 2008. – 912 с. (см. с. 148-157)
  5. Панферов, В.Н. Основы психологии человека: Учебное пособие. / В.Н. Панферов, А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2009. – 432 с. (см. с. 54-118, 339-360)
  6. Психология для студентов вузов. / Е.И. Рогов. – М.: МарТ, 2005. – 560 с. (20-26, 132-138)
  1. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению. Субъект; индивид, личность, индивидуальность

План:

  1. Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность. Свойства человека, признаки индивида, личности и индивидуальности.
  2. Общая характеристика представлений о личности.
  3. Подходы к личности в зарубежной психологии.
  4. Подходы отечественных психологов к понятию «личность».
  5. Современные теории личности.
  6. Понятие о направленности личности.

Литература:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с. (см. с. 60-79)
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2000. – 336 с. (см. с. 292-322)
  3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 254 с.: ил. (см. с. 175-196)
  4. Маклаков А.Г. Общая психология: ответы на экзаменационные билеты. — СПб.: Питер, 2006. – 224 с.: ил. (см. с. 34-36, 178-193)
  5. Немов Р.С. Психология: учеб. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов – 5-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с. (см. с. 335-372)
  6. Панферов, В.Н. Основы психологии человека: Учебное пособие. / В.Н. Панферов, А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2009. – 432 с. (см. с. 18-54)
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.: ил. (см. с. 518-534)
  8. А.В. Петровский, Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001. – 512 с. (см. с. 336-384)
  9. Психология для студентов вузов. / Под общей ред. Е.И. Рогова – М.: МарТ; Ростов на Дону: МарТ, 2005. – 560 с. (см. с. 93-185)
  10. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб: Лидер, 2007. – 592 с.: ил. (см. с. 203-361)
  1. Группа и коллектив

План:

  1. Понятие о группе, её классификация.
  2. Виды больших социальных групп.
  3. Виды малых социальных групп.
  4. Развитие группы.
  5. Феноменология малых групп.
  6. Лидерство.
  7. Социометрия.

Литература:

  1. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. – 3-е изд., стереотип.– М.: Мир, 2005. Т.2. – 376 с.: ил. (см. с. 72-79)
  2. Немов, Р.С. Психология: учеб. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов – 5-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2004. Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с. (см. с. 528-601)
  3. Петровский, А.В. Психология: Учеб. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001. – 512 с. (см. с. 262-315)
  4. Психология для студентов вузов. / Е.И. Рогов. – М.: МарТ, 2005. – 560 с. (см. с. 231-268)
  5. Психология: Учебник для педагогических вузов / Б.А. Сосновский. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660 с. (см. с. 330-358)
  6. Столяренко, Л.Д. Психология: Учебник для вузов. / Л.Д. Столяренко. – СПб: Лидер, 2007. – 592 с.: ил. (см. с. 454-578)
  1. Мотивационные психические образования

План:

  1. Понятие о мотивации. Различия и сходства мотивации человека и животных. Показатели и функции мотивации.
  2. Потребности (понятие, особенности, виды).
  3. Мотивы (понятие, особенности, связь с потребностями, виды, структура, этапы формирования).
  4. Другие компоненты мотивации (влечения, желания, интересы, склонности и установки).
  5. Мотивация различных видов деятельности (учебной, трудовой, спортивной).
  6. Связь мотивации и эффективности деятельности.
  7. Ассимиляция мотивационных психических образований в качествах личности.

Литература:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с. (см. с.)
  2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 254 с.: ил. (см. с.)
  3. Маклаков А.Г. Общая психология: ответы на экзаменационные билеты. — СПб.: Питер, 2006. – 224 с.: ил. (см. с.)
  4. Немов Р.С. Психология: учеб. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов – 5-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с. (см. с. 461-510)
  5. Панферов, В.Н. Основы психологии человека: Учебное пособие. / В.Н. Панферов, А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2009. – 432 с. (см. с.181-211)
  6. Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.: ил. (см. с. 518-534)
  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001. – 512 с. (см. с.353-359)
  8. Психология для студентов вузов. / Под общей ред. Е.И. Рогова – М.: МарТ; Ростов на Дону: МарТ, 2005. – 560 с. (см. с. 154-183)
  9. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб: Лидер, 2007. – 592 с.: ил. (см. с.425-434)
  1. Психомоторные психические образования

План:

  1. Понятие о психомоторике.
  2. Психофизиология движений.
  3. Функции психомоторных психических образований.
  4. Ассимиляция психомоторных психических образований в качествах личности.

Литература:

  1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2000. – 336 с. (см. с. 135-169)
  2. Никандров, В.В. Психология: учебник. / В.В. Никандров. – М.: Проспект, 2008. – 912 с. (см. с. 510-554)
  3. Панферов, В.Н. Основы психологии человека: Учебное пособие. / В.Н. Панферов, А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2009. – 432 с. (см. с. 362-375)
  1. Речевые, коммуникативные (коммуникативно-речевые) психические образования

План:

  1. Общая характеристика речевых психических образований. Жизненное предназначение речевых психических образований.
  2. Понятие о речи и языке. Их различия.
  3. Виды речи.
  4. Основные свойства речи.
  5. Индивидуальные особенности речи.
  6. Эгоцентрическая речь. Ее значение для развития ребенка.
  7. Соотношение понятий мышление и речь в теориях Ж. Пиаже и Л.С. Выготского.

Литература:

  1. Никандров, В.В. Психология: учебник. / В.В. Никандров. – М.: Проспект, 2008. – 912 с. (см. с. 391-402)
  2. Панферов, В.Н. Основы психологии человека: Учебное пособие. / В.Н. Панферов, А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2009. – 432 с. (см. с. 396-411)
  3. Психология для студентов вузов. / Е.И. Рогов. – М.: МарТ, 2005. – 560 с. (с. 483-491)
  1. Регуляторные психические образования

План:

  1. Понятие о саморегуляции.
  2. Назначение саморегуляции.
  3. Физиологические и психологические механизмы саморегуляции.
  4. Понятие о воли и произвольности.
  5. Соотношение понятий воля и произвольность.
  6. Теории воли.
  7. Физиологическая основа воли.
  8. Функции воли.
  9. Особенности воли.
  10. Структура волевого действия.
  11. Характеристики волевого действия.
  12. Понятие о внимании.
  13. Физиологическая основа внимания.
  14. Функции внимания.
  15. Виды внимания.
  16. Свойства внимания.
  17. Рассеянность и ее причины.
  18. Качества личности, в которых происходит ассимиляция регуляторных психических образований.

Литература:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с. (см. с. 190-214)
  2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 254 с.: ил. (см. с. 160-163)
  3. Маклаков А.Г. Общая психология: ответы на экзаменационные билеты. — СПб.: Питер, 2006. – 224 с.: ил. (см. с. 166-171)
  4. Немов Р.С. Психология: учеб. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов – 5-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с. (см. с. 424-434)
  5. Панферов, В.Н. Основы психологии человека: Учебное пособие. / В.Н. Панферов, А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2009. – 432 с. (235-254)
  6. Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.: ил. (см. с. 587-612)
  7. Психология для студентов вузов. / Под общей ред. Е.И. Рогова – М.: МарТ; Ростов на Дону: МарТ, 2005. – 560 с. (см. с. 346-378)
  1. Креативные психические образования

План:

  1. Общая характеристика креативных психических образований.
  2. Понятие о способностях.
  3. Природа способностей.
  4. Структура способностей.
  5. Виды способностей.
  6. Уровни способностей.
  7. Качественная и количественная характеристика способностей.
  8. Креативность и ее изучение в психологии.
  9. Ассимиляция креативных психических образований в качествах личности.

Литература:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с. (см. с. 215-241)
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2000. – 336 с. (см. с. 244-267)
  3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 254 с.: ил. (см. с.214-218)
  4. Маклаков А.Г. Общая психология: ответы на экзаменационные билеты. — СПб.: Питер, 2006. – 224 с.: ил. (см. с. 195-201)
  5. Немов Р.С. Психология: учеб. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов – 5-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с. (см. с. 373-393)
  6. Панферов, В.Н. Основы психологии человека: Учебное пособие. / В.Н. Панферов, А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2009. – 432 с. (см. с.375-395)
  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001. – 512 с. (см. с. 475-496)
  8. Психология для студентов вузов. / Под общей ред. Е.И. Рогова. – М.: МарТ; Ростов на Дону: МарТ, 2005. – 560 с. (см. с. 304-345)
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.: ил. (см. с. 535-551)
  1. Нравственные психические образования

План:

  1. Общая характеристика нравственных психических образований.
  2. Функции нравственных психических образований.
  3. Понятие о характере.
  4. Соотношение понятий «характер» и «личность».
  5. Соотношение понятий «характер» и «темперамент».
  6. Из истории характерологических учений.
  7. Типология характера.
  8. Свойства характера.
  9. Акцентуации характера.

Литература:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с. (см. с. 223-231)
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2000. – 336 с. (см. с. 267-291)
  3. Немов Р.С. Психология: учеб. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов – 5-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с. (см. с. 405-423)
  4. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 254 с.: ил. (см. с. 206-208)
  5. Маклаков А.Г. Общая психология: ответы на экзаменационные билеты. — СПб.: Питер, 2006. – 224 с.: ил. (см. с. 208-213)
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.: ил. (см. с. 620-633)
  7. Панферов, В.Н. Основы психологии человека: Учебное пособие. / В.Н. Панферов, А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2009. – 432 с. (см. с. 411-426)
  8. А.В. Петровский, Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001. – 512 с. (см. с.457-474)
  9. Психология для студентов вузов. / Под общей ред. Е.И. Рогова – М.: МарТ; Ростов на Дону: МарТ, 2005. – 560 с. (см. с. 379-412)
  10. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб: Лидер, 2007. – 592 с.: ил. (см. с. 361-425)

Вопросы к экзамену по учебной дисциплине «психология человека» по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»

  1. Психология как наука.
  2. Методология психологии. Организация психологического исследования. Классификации методов психологии.
  3. Характеристика основных и вспомогательных методов психологии.
  4. Исторический обзор развития психологического знания.
  5. Психика и ее функции.
  6. Психика и ее структура. Развитие психики в животном мире.
  7. Сознание и самосознание. Бессознательное.
  8. Человек и ее свойства.
  9. Индивид, личность, индивидуальность.
  10. Деятельность.
  11. Характеристика общения.
  12. Группа и коллектив.
  13. Мотивационные психические образования.
  14. Аффективные психические образования.
  15. Темпераментные психические образования.
  16. Характеристика темпераментных психических образований.
  17. Сенсорно-перцептивные психические образования. Ощущения.
  18. Сенсорно-перцептивные психические образования. Восприятие.
  19. Психомоторные психические образования.
  20. Мнемические психические образования.
  21. Интеллектуальные психические образования. Мышление.
  22. Интеллектуальные психические образования. Воображение.
  23. Речевые психические образования.
  24. Регуляторные психические образования. Воля.
  25. Регуляторные психические образования. Внимание.
  26. Креативные психические образования. Способности.
  27. Нравственные психические образования. Характер.
  28. Ассимиляция психических образований в качествах личности.

Список терминов к экзамену «психология человека» по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»

  • Абсолютный порог ощущений
  • Абстракция
  • Авторитарный стиль руководства
  • Агглютинация
  • Адаптация
  • Активность
  • Акцентирование
  • Акцентуации характера
  • Амбивалентность чувств
  • Анализ
  • Анализ продуктов деятельности
  • Анализатор
  • Анкета
  • Анкетирование
  • Апперцепция
  • Ассоциация
  • Ассоцианизм
  • Атрибуция каузальная
  • Аффект
  • Беседа
  • Бессознательное
  • Бихевиоризм
  • Большая группа
  • Валидность
  • Ведущая деятельность
  • Взаимодействие ощущений
  • Влечение
  • Внимание
  • Внутренняя речь
  • Возраст психологический
  • Возрастная периодизация
  • Возрастная психология
  • Воля
  • Воображение
  • Воспоминание
  • Восприятие
  • Воспроизведение
  • Воссоздающее воображение
  • Высшие психические функции
  • Высшие чувства
  • Галлюцинации
  • Генетическая психология
  • Гениальность
  • Гештальт
  • Гештальтпсихология
  • Грёзы
  • Группа
  • Гуманистическая психология
  • Дедукция
  • Действие
  • Детерминизм
  • Деятельность
  • Дистресс
  • Диффузная группа
  • Доминанта
  • Дуализм
  • Душа
  • Естественный эксперимент
  • Желание
  • Житейское понятие
  • Забывание
  • Задатки
  • Защитные механизмы
  • Запоминание
  • Игра
  • Идентификация
  • Иерархия мотивов
  • Избирательность восприятия
  • Иллюзия
  • Индивид
  • Индивидуальность
  • Индукция
  • Инстинкт
  • Интеллект
  • Интервью
  • Интерес
  • Интерорецепторы
  • Интериоризация
  • Интерференция
  • Интроверсия
  • Интроспекция
  • Классификация
  • Когнитивная психология
  • Коллектив
  • Коммуникация
  • Комплекс Электры
  • Конкретизация
  • Константность восприятия
  • Конституция
  • Контраст ощущений
  • Конформность
  • Коэффициент интеллекта
  • Кратковременная память
  • Культурно-историческая теория развития высших психических функций
  • Лабораторный эксперимент
  • Лидер
  • Лидерство
  • Личность
  • Малая группа
  • Меланхолик
  • Метод
  • Мечта
  • Мимика
  • Мнемотехника
  • Мотив
  • Мотивация
  • Мотивировка
  • Мышление
  • Наблюдение
  • Навык
  • Наглядно-действенное мышление
  • Наглядно-образное мышление
  • Надёжность
  • Направленность личности
  • Настроение
  • Невербальные средства общения
  • Непроизвольность
  • Обобщение
  • Общая психология
  • Общение
  • Объем внимания
  • Одарённость
  • Оперативная память
  • Операция
  • Опрос
  • Осмысленность восприятия
  • Отражение
  • Ощущение
  • Память
  • Педагогическая психология
  • Персеверация
  • Перцепция
  • Пол
  • Половая идентичность
  • Понятия
  • Порог ощущений
  • Потребность
  • Практическое мышление
  • Предметность восприятия
  • Представление
  • Привычка
  • Припоминание
  • Притязания
  • Произвольность
  • Проприорецептор
  • Психика
  • Психические процессы
  • Психоанализ
  • Психология
  • Раздражимость
  • Раздражитель
  • Реминисценция
  • Референтная группа
  • Рефлексия
  • Речь
  • Речь эгоцентрическая
  • Роль социальная
  • Самооценка
  • Самосознание
  • Сангвиник
  • Сверхнормативная деятельность
  • Сензитивность
  • Сенсибилизация
  • Синестезия
  • Синтез
  • Словесно-логическое мышление
  • Сознание
  • Сохранение
  • Социограмма
  • Социометрия
  • Способности
  • Статус
  • Стенические чувства
  • Страсть
  • Стремление
  • Страх
  • Стресс
  • Структурность восприятия
  • Суждение
  • Схематизация
  • Талант
  • Творческое мышление
  • Темперамент
  • Теория поэтапного формирования умственных действий
  • Тест
  • Тестирование
  • Тип ВНД
  • Узнавание
  • Умение
  • Умозаключение
  • Установка
  • Учебная деятельность
  • Фантазия
  • Флегматик
  • Формирующий эксперимент
  • Фрустрация
  • Характер
  • Холерик
  • Целостность восприятия
  • Чувства
  • Чувствительность
  • Эдипов комплекс
  • Эйдетизм
  • Экстериоризация
  • Экстерорецепция
  • Экстраверсия
  • Эмоции
  • Эффект ореола
  • Эффект края
  • Я-концепция