Тема 3. Мотивационные психические образования.

Уважаемые студенты!

В этом учебном году вы изучаете модуль «Психология», состоящий из 4 дисциплин «Психология человека», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Социальная психология». На установочной сессии вы сдаете зачет по «Психологии человека». На установочной сессии на практическом занятии каждому из вас необходимо выступить по «Психологии человека» (выступление на 10-12 минут), используя рекомендуемые учебники и материалы интернета. Темы представлены ниже по тексту.

К зимней сессии вам необходимо подготовиться по всем четырем дисциплинам, в зимнюю сессию вы сдаете экзамен по всему модулю, включающему 4 дисциплины, а также контрольную работу по социальной психологии. Задания к семинарам, самостоятельной работе, примерные экзаменационные вопросы, темы контрольных работ, литературу я выложу на своей странице и пришлю на электронный адрес вашей группы, чтобы каждый из вас мог скачать необходимую информацию. Для этого пришлите мне на почту электронный адрес вашей группы, обозначив, кто вы. Мой адрес box0412@yandex.ru Мой телефон 8-917-802-3615

Ваш преподаватель по психологии – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Иванченко Татьяна Петровна

Темы выступлений по «Психологии человека» на семинаре на установочной сессии. № темы соответствует № студента в списке группы в журнале.

 

Тема 1. Методы психологического познания человека

ПЛАН

1. Взаимосвязь методологии, методов и методик. Проблема метода в психологии. Методологические принципы исследования человека.

2. Требования, предъявляемые к организации психологического исследования. Этапы психологического исследования.

3. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в науке.

4. Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии. Классификация методов психологического исследования (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн).

5. Методы описательной (гуманитарной) психологии.

6. Методы практической психологии (психологической практики).

Терминологический тезаурус:

методология; методологические принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, объективности, индивидуализации, активности, историзма, системности (психофизического единства), метод, методика, методы психологии: эксперимент (естественный, лабораторный, обучающий, формирующий); наблюдение (интроспекция, скрытое, включенное); анкета, беседа, интервью, социометрия, тест.

Вопросы для самопроверки

 

11 стр., 5149 слов

Характеристика основных категорий социальной психологии. Методы ...

... тоже человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста. Проблема понимания – это особая проблема психологии, ...

· Что есть метод науки и что такое методология?

· Возможна ли философская антропология в качестве методологии?

· В чем специфика естественнонаучной парадигмы?

· Что отличает гуманитарный подход в науке?

· Как появились естественнонаучный и гуманитарный подход в психологии?

· Какие психологические методы могут наиболее широко использоваться педагогом в школе и в каких целях?

Тема 2. Психомоторные психические образования. Деятельность.

ПЛАН

1. Общая психологическая характеристика деятельности.

2. Структура деятельности человека. Действия и движения.

3. Человек как субъект деятельности.

4. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности.

5. Основные виды человеческой деятельности.

Терминологический тезаурус:деятельность, действия, умения, навыки, интериоризация, экстериоризация, дейстаия, игра, учение, труд, ведущая деятельность, общение, функции общения, структура общения, межгрупповое, межличностное общение, вербальное – невербальное общение.

Вопросы для самопроверки

· Что такое деятельность?

· Охарактеризуете понятия «побудительные причины деятельности» и «цели деятельности».

· Охарактеризуйте труд как вид человеческой деятельности.

· Что вы знаете об игре как деятельности ребенка? Какие виды игры вы знаете?

· Охарактеризуйте структуру деятельности.

· Расскажите об основных положениях теории деятельности.

· Назовите основные характеристики действий.

· Расскажите об операциях как структурном элементе деятельности.

· Что вы знаете о психофизиологических функциях?

· В чем состоит значение потребностей для живых организмов?

· Охарактеризуйте основные этапы формирования и развития потребностей.

· Что вы знаете о мотивах деятельности?

· Раскройте механизмы формирования мотивов.

· Что вы знаете о ведущих мотивах и мотивах-стимулах?

· Раскройте содержание понятия «психомоторика».

· Расскажите о рефлекторной концепции движений.

· Какие виды сенсомоторных реакций вы знаете? Охарактеризуйте их.

· Что вы знаете о теориифизиологии движений Н. А. Бернштейна?

· В чем заключается принцип сенсорных коррекций?

· Назовите внешние факторы, влияющие на организацию движений.

· Что вы знаете о «концепции рефлекторного кольца»?

· Назовите основные уровни и этапы формирования движений.

· Раскройте содержание фаз построения движений.

· В чем суть принципа активности в построении движений?

Тема 3. Мотивационные психические образования.

ПЛАН

1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.

2. Психологические теории мотивации.

3. Мотивационное поведение как характеристика личности.

Терминологический тезаурус:мотивация, потребности, мотивы, направленность, самооценка, уровень притязаний, эмоции, чувства, воля, локус контроля.

Вопросы для самопроверки

· Расскажите об основных формах направленности — влечениях/желании, стремлении, интересах, идеалах, убеждениях.

· Объясните суть понятия «мотив».

· Что вы знаете о мотивации деятельности человека?

· Объясните суть понятия «потребность».

· Раскройте основные характеристики мотивационной сферы человека.

8 стр., 3557 слов

Психология человека в Исламе

... мести, не говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда спрашивают тебя ... с неизменного Аллаху акбар, равно как и каждое но­вое движение во время обязательной молитвы. Путь к Аллаху — это путь ... пророк Мухаммад, спросив у своих соратни­ков, знают ли они, кто такой бедный человек. Они ответили, что среди них бедным считается ...

· Как проблема мотивации рассматривалась в работах древних философов?

· Раскройте суть иррационализма и теории автомата.

· Раскройте роль эволюционной теории Ч. Дарвина в развитии проблемы моти­вации поведения человека.

· Расскажите о теории инстинктов 3. Фрейда и У. Макдугалла.

· Что вы знаете о теории биологических потребностей человека?

· Расскажите о классификации иерархии человеческих потребностей А. Маслоу.

· Какие мотивационные концепции второй половины XX в. вы знаете?

· Раскройте суть теории деятельностного происхождения мотивационной сфе­ры человека А. Н. Леонтьева.

· Охарактеризуйте механизмы развития мотивов по А. Н. Леонтьеву.

· Назовите основные этапы формирования мотивационной сферы у детей.

· В чем заключается роль игры в формировании мотивационной сферы?

· Каким образом мотивационная сфера характеризует личность? Какие вы зна­ете основные мотивы поведения человека?

Тема 4. Конативные функции психики. Воля.

ПЛАН

1. Общая характеристика волевых действий.

2. Психологические теории воли.

3. Физиологические механизмы волевого действия.

4. Структура волевых действий.

5. Волевые качества человека и их развитие.

Терминологический тезаурус:воля, функции воли – побудительная, тормозная. локус контроля, психологическая структура волевого акта, влечение, желание, риск, абулия, апраксия, лень.

Вопросы для самопроверки

 

· Дайте характеристику воли как процесса сознательного регулирования пове­дения.

· Охарактеризуйте волевые действия.

· В чем проявляется взаимосвязь воли и сознания?

· Какие вы знаете теории воли?

· Раскройте взгляды античных и средневековых философов на проблему воли.

· Расскажите, как проблема воли рассматривается в работах Н. А. Бернштейна.

· Что является физиологической основой воли?

· Что вы знаете о нарушениях воли?

· Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий.

· Что такое волевое усилие и решительность?

· Что относится к волевым качествам человека?

· Расскажите об основных этапах развития воли у ребенка.

· Раскройте роль сознательной дисциплины в формировании воли.

Тема 5. Эмотивные функции психики. Эмоции. Чувства. Настроения.

ПЛАН

1. Эмоции и чувства человека.

2. Виды эмоций.

3. Высшие чувства.

4. Физиологические основы эмоций.

5. Психологические теории эмоций.

Терминологический тезаурус:эмоции, чувства, воля, локус контроля.

Вопросы для самопроверки

· Что такое «чувственный тон ощущения»?

· Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства».

· Раскройте основные характеристики эмоций.

· Назовите основные виды эмоций.

· В чем заключается амбивалентность эмоций?

· Дайте характеристику высшим чувствам человека.

· Как рассматривалась проблема эмоций в 18-19 вв.?

· Раскройте суть теории эмоций Джемса—Ланге и теории эмоций У. Кэннона.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей ... понятен лишь исходя из ситуации общения. Исследования А. М. Леушиной доказали, что основная линия развития ребенка заключается в механизме перехода от исключительного господства только ...

· Раскройте суть теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

Тема 6. Конативные функции психики. Внимание.

ПЛАН

1. Общая характеристика внимания. Основные функции внимания.

2. Физиологические основы внимания.

3. Свойства внимания:

4. Виды внимания и критерии их выделения.

5. Формирование и развитие внимания:

Тезаурус:внимание, внимание непроизвольное, внимание произвольное, внимание послепроизвольное, доминанта, индукция, индукция одновременна, индукция последовательная, индукция положительная, индукция отрица­тельная, концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость.

 

Вопросы для самопроверки

· Дайте характеристику внимания как психического явления.

· Расскажите о физиологических механизмах внимания.

· Какие вы знаете теории и концепции, рассматривающие феномен внимания?

· Какие вы знаете виды внимания?

· Дайте характеристику непроизвольного и произвольного внимания.

· Что вы знаете о послепроизвольном внимании?

· Назовите основные свойства внимания и раскройте их суть.

· Какие методы изучения внимания вы знаете?

· Что вы знаете об объеме внимания?

· Что такое мнимая и подлинная рассеянность?

· Расскажите о развитии внимания у ребенка.

Тема 7. Информационные функции психики. Память.

ПЛАН

1. Определение и общая характеристика памяти.

2. Процессы памяти.

3. Виды памяти.

4. Индивидуальные особенности памяти. Закономерности и эффекты памяти.

5. Формирование и развитие памяти.

Терминологический тезаурус: память, амнезия, виды памяти, функции памяти, процессы памяти — запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, теории памяти, законы памяти, закон Пьерона, закон Эббингауза, эффект ретроактивного и проактивного торможения, мнемотехнические приемы.

 

Вопросы для самопроверки

· Дайте характеристику памяти как познавательному психическому процессу.

· Какие теории памяти вы знаете?

· Раскройте взгляды Аристотеля на проблему ассоциаций.

· Расскажите об исследованиях памяти, проведенных Г. Эббингаузом.

· Что такое квазипотребность и как она влияет на продуктивность запомина­ния?

· Дайте характеристику основным видам памяти.

· Охарактеризуйте основные виды запоминания;

· Какие вы знаете основные приемы и способы произвольного запоминания?

· Расскажите об исследованиях процессов запоминания в работах П. И. Зинченко и А. А. Смирнова.

· Охарактеризуйте процессы воспроизведения и узнавания.

· Что вы знаете о произвольном и непроизвольном воспроизведении?

· В чем разница между процессом воспроизведения и узнавания?

· В чем выражается связь узнавания и воспроизведенияс такими процессами, как воля и мышление?

· Расскажите о законе забывания, открытом Г. Эббингаузом. Какие способы и методы, направленные на замедление процессов забывания, вы знаете?

5 стр., 2238 слов

Восприятие. Мышление. Память

... (о топке печи, об аварии). Вид мышления – наглядно-образное. Мы воспринимаем окружающую действительность и представляем необходимые образы в памяти. Удивление перед тайной является само по ... девочка. - Займемся диктантом. (А.Толстой). Вид мышления – теоретически-образное. Девочка пыталась извлечь образы у Буратино непосредственно из памяти. Школьникам была предложена задача: уравновесить свечу на ...

· Расскажите о явлениях ретроактивного торможения и ретроградной амнезии.

· Расскажите об индивидуальных особенностях памяти.

· Какие основные нарушения памяти вы знаете?

Тема 8. Когнитивные функции психики. Мышление.

ПЛАН

1. Общая характеристика мышления.

2. Формы мышления.

3. Операции мышления.

4. Свойства мышления.

5. Виды мышления.

6. Мышление как самостоятельная деятельность.

Терминологический тезаурус: гибкость мышления, критичность мышления, самостоятельность мышления, представление, абстракция, абстрагирование, анализ, воображение, грезы, инсайт, мечты, мышление, обобщение, опосредование, понятие, разум, проблемная ситуация, синтез, сравнение, суждение, творческое воображение, умозаключение.

Вопросы для самопроверки

· Назовите основные характеристики мышления.

· Что вы знаете об ассоциативном течении интеллектуальных процессов?

· В чем выражается взаимосвязь мышления и речи?

· Расскажите о физиологических основах мышления.

· Охарактеризуйте основные типы мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное, понятийное, словесно-логическое и др.

· Что вы знаете о понятии? Расскажите об общих и единичных понятиях.

· Расскажите об умозаключении как высшей форме мышления.

· Охарактеризуйте понятие «интеллект». Как интеллект связан с мышлением?

· Какие вы знаете теоретические и экспериментальные подходы к исследова­нию мышления?

· Расскажите о тестах, предназначенных для исследования различных сторон интеллекта.

· Что вы знаете о сравнении как операции мышления?

· Охарактеризуйте анализ и синтез как операции мышления.

· Дайте характеристику абстракции как операции мыслительного отвлечения.

· Расскажите о конкретизации как процессе представления единичного.

· Что вы знаете об индукции и дедукции?

· Расскажите о проблемах исследования сложных мыслительных задач.

· Что вы знаете о проблеме креативности мышления?

· Охарактеризуйте концепцию творческого мышления Дж. Гилфорда.

· Охарактеризуйте основные этапы развития мышления.

· Что вы знаете о концепции развития мышления Ж. Пиаже?

· Что вы знаете о теории развития и формирования умственных операций, раз­работанной П. Я. Гальпериным?

Тема 9. Когнитивные функции психики. Воображение.

ПЛАН

1. Сущность воображения:

2. Физиологические основы процессов воображения.

3. Функции воображения.

4. Основные приемы создания новых образов.

5. Виды воображения.

6. Воображение и творчество.

Терминологический тезаурус:агглютинация, акцентирование, внимание, доминанта, гибкость мышления, критичность мышления, самостоятельность мышления, представление, абстракция, абстрагирование, анализ, воображение, грезы, инсайт, мечты, мышление, обобщение, опосредование, понятие, разум, проблемная ситуация, синтез, сравнение, суждение, творческое воображение, умозаключение.

 

Вопросы для самопроверки

· Дайте характеристику воображения как психического процесса.

· Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции орга­низма.

1 стр., 403 слов

Семинар 8. Познавательная сфера личности. Мышление. Воображение

... личности. Мышление. Воображение Вопросы для обсуждения: 1. Понятие мышление. Социальная природа мышления. 2. Виды мышления. Структура мышления. 3. Процессы мышления. Индивидуальные особенности мышления. 4. Понятие интеллект. 5. Понятие воображение. Виды воображения 6. Механизмы воображения. Функции воображения. ...

· Каковы физиологические механизмы воображения?

· Какие виды воображения вы знаете? Приведите их классификацию.

· Расскажите о роли мечтаний в жизни человека.

· Расскажите об основных этапах формирования воображаемых образов.

· Какие механизмы формирования воображаемых образов вы знаете?

· Расскажите об основных закономерностях и процессах агглютинации.

· Расскажите об индивидуальных особенностях воображения.

· Раскройте роль воображения в решении творческих задач.

Тема 10. Креативные психические образования. Способности.

ПЛАН

1. Креативные психические образования как проявление преобразовательной деятельности человека.

2. Способности как качественное проявление психических возможностей человека. Структура способностей.

3. Уровни развития способностей и индивидуальные различия.

4. Природа человеческих способностей.

5. Развитие и диагностика способностей.

Терминологический тезаурус: гениальность, задатки, одаренность, общие и специальные способности.

Вопросы для самопроверки

· Что вы знаете о способностях человека? Дайте определение способностей по Б. М. Теплову.

· В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?

· Какие вы знаете классификации способностей?

· Дайте характеристику общих способностей человека.

· Какие уровни развития способностей вы знаете?

· Раскройте суть классификации уровней развития способностей (способности, одаренность, талант, гениальность).

· Что вы знаете о проблеме соотношения врожденных и социально обусловлен­ных качеств человека и их роли в формировании способностей?

· Что такое потенциальные и актуальные способности?

· В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?

· В чем выражается биосоциальная природа способностей?

· Какие теории и концепции способностей вы знаете?

· Назовите основные этапы развития способностей.

· Раскройте роль игры в формировании способностей.

· Как особенности семейного воспитания влияют на развитие способностей?

Тема 20. Эмоционально-волевая сфера личности. Эмоции и чувства

Эмоции и чувства человека.

Соотношение понятий «эмоции» и «чувства».

Функции эмоций: приспособительная, сигнальная, оценочная, регуляторная, коммуникативная и др.

Основные характеристики эмоций: качественные характеристики, динамика протекания эмоций, динамика внешнего выражения эмоций.

Виды эмоций.

Аффект.

Конкретные эмоции.

Чувства.

Настроения.

Страсть.

Стресс.

Высшие чувства.

Нравственные (этические) чувства.

Интеллектуальные (познавательные) чувства.

Эстетические чувства.

Практические чувства.

Физиологические основы эмоций.

Физиологические механизмы эмоций.

Роль второй сигнальной системы в формировании эмоций.

Психологические теории эмоций.

· Проблема эмоций в 18-19 вв. Концепции И.Ф.Гербарта, В. Вундта.

· Концепция происхождения эмоций Ч.Дарвина.

· Психоорганические теории Джемса-Ланге и Кеннона-Барда.

· Активационная теория Линдсея-П.В.Симонова.

Терминологический тезаурус: эмоции, чувства.

Основная литература

1.Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2001.

3 стр., 1319 слов

Семинарские занятия по психологии (раздел общая психология)

... способности, одаренность, талант, гениальность. Дополнительная литература: 1.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.-Л.,1983. 2.Левитов Н.Д. Психология характера.-М.,1969. 3.Гиппенрейтер Ю.Б. Ведение в общую ... решения мыслительной задачи. Виды воображения (выпишите и дайте ... Эмоциональная и волевая сфера человека (2 часа) 1.Понятие об ... воли и волевые качества личности 6. развитие воли ...

2.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.

3.Немов Р.С. Психология. — М., 1997. — Т.1.

4.Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. — М.: ВЛАДОС, 1995.

Дополнительная литература

1.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2001.

2.Максименко С.Д. Общая психология. ─ М.: Рефл-бук, 1999.

3.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. — М., 1998.

4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.

Тема 21. Эмоционально-волевые процессы. Воля

1.Общая характеристика волевых действий.

2.Психологические теории воли.

· Проблема воли в работах античных философов. Концепции «свободы воли» в эпоху Возрождения.

· Экзистенциализм как «философия существования».

· Подход И.П.Павлова к рассмотрению проблемы воли. Трактовка воли с позиции бихевиоризма. Концепция воли в работах Н.А.Бернштейна.

· Психоаналитические концепции воли.

Физиологические механизмы волевого действия.

· Физиологические основы воли.

· Апраксия и абулия.

· Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Основные и побочные мотивы волевых действий.

3.Структура волевых действий.

4.Компоненты волевых действий. Роль влечений и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Содержание, цели и характер волевого действия.

5.Решительность и процесс принятия решения.

6.Борьба мотивов и исполнение принятого решения.

7.Волевые качества человека и их развитие.

8.Основные качества воли.

9.Основные этапы и закономерности формирования воли.

10.Роль сознательной дисциплины в формировании воли.

11.Значение игры в развитии воли у ребенка.

Терминологический тезаурус: воля.

Основная литература

1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2001.

2.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.

3.Немов Р.С. Психология. — М., 1997. — Т.1.

4.Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. — М.: ВЛАДОС, 1995.

Дополнительная литература

1.Дубровина И.В. и др. Психология. М.: Академия, 2002.

2.Максименко С.Д. Общая психология. ─ М.: Рефл-бук, 1999.

3.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. — М., 1998.

4.Психология / Под ред. А.А.Крылова. — М., 2001.

5.Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н / Д., 1996.

 

Тема 22. Воображение

1.Сущность воображения:

· Роль воображения в жизни человека.

· Воображение и вдохновение.

· Воображение и представления.

· Воображение и проблемная ситуация, воображение и мышление.

2.Физиологические основы процессов воображения.

3.Функции воображения.

Активизация мышления.

Управление состояниями.

Регуляция познавательными процессами.

4.Основные приемы создания новых образов.

Агглютинация.

Гиперболизация.

Схематизация.

Заострение.

Типизация и др.

5.Виды воображения.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т.п. Психология (psyche - душа, logos - учение, наука) как раз ... происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от по­следней, идеальна. Познание мира — это ...

Классификация по результатам: воссоздающее и творческое воображение.

Классификация по способам активности: активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное воображение.

Классификация по предмету, материалу деятельности: эмоциональное, образное, словесно-логическое (концептуальное) воображение.

Классификация по виду деятельности: художественное, техническое, музыкальное воображение и др.

6.Воображение и творчество.

Терминологический тезаурус: воображение, представление.

Основная литература

1.Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2001.

2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.

3. Маклаков О.А. Общая психология. — СПб.: Питер, 2000.

4. Немов Р.С. Психология. — М., 1997. — Т.1.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М., 1995.

Дополнительная литература

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений. — М., 1984.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2001.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. — М., 1998.

4. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. ─ СПб.: Питер, 2001.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.

Тема 23. Память

1.Определение и общая характеристика памяти.

2.Процессы памяти.

· Запоминание.

· Cохранение.

· Воспроизведение.

· Узнавание.

· Забывание.

3.Виды памяти.

Классификация по характеру психической активности: моторная, образная, вербальная, эмоциональная.

Классификация по продолжительности сохранения материала: кратковременная, долговременная, оперативная.

Классификация по характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная.

4.Индивидуальные особенности памяти. Закономерности и эффекты памяти.

Кривая Эббингауза.

Магическая формула Миллера.

Эффект Зейгарник.

«Параллелограмм» Леонтьева.

Реминисценция.

5.Формирование и развитие памяти.

Терминологический тезаурус:память.

Основная литература

1.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.

2. Немов Р.С. Психология. — М., 1997. — Т.1.

3. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. — М.: ВЛАДОС, 1995.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М., 1995.

Дополнительная литература

1.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2001.

2. Максименко С.Д. Общая психология. ─ М.: Рефл-бук, 1999.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. — М., 1998.

4. Психология / Под ред. А.А.Крылова. — М., 2001.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.