ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (РОСАВИАЦИЯ)

11

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (РОСАВИАЦИЯ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА

Методические указания

по изучению дисциплины и подготовке контрольной работы

для слушателей заочной формы обучения

Санкт — Петербург

2012

Одобрено и разрешено к изданию Учебно- методическим советом

Университета.

Ш 87 (03)

Колосов В.А. Психофизиология стресса: Методические указания по изучению и подготовке контрольной работы/ СПбГУ ГА, С.-Петербург, 2012.

Издаются в соответствии с программой курса «Психофизиология стресса»

Представлены основы психофизиологии стресса. Изложены основы психофизиологических и медицинских знаний о механизмах возникновения, мер предупреждения и профилактики психогенных и посттравматических состояний пострадавших в природных и техногенных катастрофах. Рассмотрены психофизиологические и социально — психологические проблемы здоровья и повышения психической устойчивости спасателей и специалистов авиационной безопасности. По результатам самостоятельного изучения дисциплины студенты готовят контрольную работу в соответствии с рекомендациями.

14 стр., 6886 слов

Контрольно-курсовая работа по дисциплине психология

... Тульский государственный университет   Кафедра психологии   Контрольно-курсовая работа   по дисциплине «Психология» на тему: ... порождать дезориентированность (боязнь потеряться, боязни движущего транспорта и т.д. или боязни замкнутых пространств ... изменением интранейронального метаболизма. При нейрофизиологическом исследовании основ памяти различают собственно механизмы памяти и ...

Предназначены для слушателей заочной формы обучения.

Издаются в авторской редакции.

Составитель: Колосов В.А., канд. мед. наук., доцент, с.н.с.

Рецензент:

© СПб ГУ ГА

Раздел 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методические указания помогают активному изучению дисциплины, формируют и развивают навыки самостоятельного изучения регламентирующих документов, учебной и научной литературы, способствует осмыслению новых знаний и представляют возможность применять их для различных аспектов профессиональной деятельности.

Контрольная работа и зачет являются формами контроля знаний студентов. Успешное выполнение контрольной работы является обязательным условием для допуска к зачету.

К выполнению контрольной работы следует приступать после уяснения задач дисциплины и самостоятельного изучения содержания второго раздела данных методических указаний. Это позволит правильно выполнить контрольное задание.

Выбор темы контрольной работы

Тему контрольной работы слушатель выбирает самостоятельно, исходя из специфики своей работы и служебной необходимости, а также общей темы дисциплины — «Психофизиология стресса».

При выборе темы приоритет следует отдавать работам, в которых будут рассматриваться или разрабатываться нормативно — регламентирующие документы (правила, наставления, инструкции, рекомендации) по повышению стрессоустойчивости, предупреждению психотравматических состояний персонала служб авиационной безопасности, спасателей.

3 стр., 1387 слов

Профессиональная деятельность руководителей в экстремальных ситуациях

... человека. Эти особенности предопределяют необходимость разводить понятия «экстремальные ситуации» и «деятельность в экстремальных ситуациях». Экстремальные ситуации ... экстремальных ситуациях; - анализ экстремальной ситуации в организации; - разработка путей совершенствования деятельности руководителей в экстремальной ситуации. Объект работы ... Напряженная ситуация может рассматривается как экстремальный ...

Содержание работы должно иметь практическую направленность и не должно ограничиваться изложением только сведений, содержащихся в материалах данных указаний и рекомендованной литературе, но они должны также отражать знание регламентирующих документов Федеральной службы гражданской авиации ГА, ваших авиапредприятий, рекомендации ИКАО, а так же Ваше видение рассматриваемой проблемы и пути ее решения.

При разработке темы полезно использовать различную справочную литературу по психологии, психофизиологии и медицине.

Примерный перечень тем контрольных работ

Классификации напряженных и экстремальных ситуаций, их критерии.

Типология экстремальных ситуаций: по содержанию действующих факторов, по характеру возникновения, по продолжительности действия, по возможности разрешения, по последствиям, по сфере жизнедеятельности людей.

Внешние и внутренние факторы эмоциогенности профессиональных и жизненных напряженных и экстремальных ситуациях.

Динамика поведения и психического состояния людей, подвергшихся воздействию стихийных бедствий и технических катастроф.

Динамика работоспособности и типы адаптации человека в особо измененных условиях существования.

Первичные реакции человека в напряженных и экстремальных ситуациях.

Активная и пассивная формы поведения человека в напряженных и экстремальных ситуациях, их преимущества и недостатки.

Типы поведения человека в напряженных и экстремальных ситуациях (напряженный, агрессивно-бесконтрольный, прогрессивный, тормозный, трусливый).

Адаптационные реакции организма на напряженные и экстремальные ситуациях их разновидности и фазы.

Этапы психической адаптации к измененным условиям существования.

Формы и типы активности человека в напряженных и экстремальных ситуациях.

Виды профессиональной деятельности, сопряженной с экстремальными ситуациями.

4 стр., 1587 слов

Фрустрация и стресс в экстремальных ситуациях

... деятельности человека. Экстремальная ситуация — это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности, коллектива особую значимость. Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией ...

Надежность деятельности человека в экстремальных ситуациях.

Устойчивость личности к экстремальным ситуациям. Внутренние и внешние факторы устойчивости.

Психические расстройства и изменение личности в результате воздействия экстремальных факторов.

Поведение толпы людей в социальных конфликтах: типы толпы, социально-психологические и формально-структурные характеристики толпы.

Обеспечение готовности группы к деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях.

Особенности активности в напряженных и экстремальных ситуациях групп разного уровня сформированности.

Внешние и внутренние факторы эмоциогенности профессиональных и жизненных напряженных и экстремальных ситуациях.

Индивидуальные различия в реагировании на экстремальную ситуацию.

Определение стресса. Стадии стресса. Психофизиологические составляющие стресса (общий адаптационный синдром).

Определение стресса. Стресс, его разновидности. Стадии стресса.

Стресс как травмирующее событие и как эмоциональная реакция.

Психофизиологические составляющие стресса (общий адаптационный синдром).Травматический и накопленный стресс.

Тревога и страх человека в напряженных ситуация. Классификация тревожных состояний.

Страхи и их классификация. Цикл страха. Техники противостояния страхам.

Стресс и соматические болезни.

Фрустрация и стресс в экстремальной ситуации.

Фрустрация, типы фрустрирующих ситуаций и реакции на эти ситуации.

Депрессия и ее симптомы. Связь депрессии с тревогой. Поведенческие методы терапии депрессии.

Проявления агрессивного поведения пассажиров и меры их предупреждения, устранения, особенности взаимоотношений с ними.

Психологические аспекты горя.

Психология поведения людей после устранения опасности для жизни,

Природа посттравматического стресса. Симптоматика посттравматической стрессовой реакции (ПТСР).

Психологический механизм возникновения посттравматической стрессовой реакции (ПТСР).

Экстренная медико-психологическая помощь при психических расстройствах в стихийных бедствиях и технических катастрофах.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... деятельности не дал систематического описания понятия ситуации (тем более, социальной ситуации). Экспериментальные социальные психологи, изучавшие поведение человека в моделируемых ими ситуациях ... Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М., 2005. 56. Петров В ... и рассмотрения совладающего поведения в ситуации длительного стресса явно недостаточно. Цель работы – ...

Оказание психологической помощи при посттравматических стрессовых нарушениях (PTSD).

Методы коррекции посттравматической стрессовой реакции (ПТСР): просвещение, оздоровление, социальная поддержка и реабилитация, индивидуальная психотерапия.

Жизненный кризис как следствие посттравматической стрессовой реакции (ПТСР).

Методы и приемы оказания влияния на пострадавших в техногенных и природных катастрофах.

Психотехнологии корректного управления поведением авиапассажиров в опасных ситуациях.

Психотравматические переживания и способы их преодоления пострадавшими в постэкстремальный период.

Способы преодоления трудных ситуаций (внешне-предметные и внутренне-субъективные).

Способы обеспечения надежности профессиональной деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях.

Техники самозащиты авиаперсонала от психологических манипуляций пассажиров.

Стратегии и тактики делового общения с пострадавшими в техногенных и природных катастрофах.

Культура и этика взаимоотношений персонала гражданской авиации с пассажирами при авариях и катастрофах.

Психологическая подготовка персонала к деловым отношениям с пассажирами и клиентами в сложных условиях работы.

Устойчивость личности к экстремальным ситуациям. Внутренние и внешние факторы устойчивости.

Психологические аспекты ведения беседы с лицами, склонными к нарушению авиационной безопасности.

Методы убеждения и аргументации при деловом общении с пострадавшими в авиационных катастрофах.

Стратегии и тактики делового общения с террористами при захвате воздушных судов, заложников.

Поведение группы в напряженных и экстремальных ситуациях.

Особенности предупреждения и разрешения групповых конфликтов с пассажирами.

Особенности взаимоотношений с пассажирами в условиях конфликта.

Особенности делового общения персонала авиапредприятий в сбойных и опасных условиях работы.

Психотехнология овладения инициативой в общении с «трудными». конфликтными авиапассажирами.

2 стр., 797 слов

Особенности психологии как науки

Особенности психологии как науки. Значение психологии как науки и практики. Психология – это наука, изучающая факторы, закономерности и механизмы возникновения, протекания и ... и открытое; Эксперимент – метод исследования, в к-ром целенаправл создается ситуация, в к-рой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше ...

Психотехники защиты от некорректных приемов в деловых отношениях клиентов и деловых партнеров.

Психологическая подготовка персонала к деловым отношениям с пассажирами и клиентами в сложных условиях работы, в том числе при актах несанкционированного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Порядок оформления контрольной работы

Объем работы 10−15 машинописных страниц, желательно подготовленных на компьютере или написанные разборчивым почерком (поля 3 см).

Контрольная работа должна содержать:

— титульный лист;

— введение;

— аналитическую часть или концептуальное описание рассматриваемой проблемы;

— основную часть, состоящую из предлагаемых мер решения проблемы;

— вспомогательный материал;

— выводы или заключение с рекомендациями по внедрению в практику;

— список литературы.

Содержание должно излагаться конкретно по существу выбранной темы и содержать примеры из личной профессиональной деятельности.

Использованные в работе цитаты должны быть выделены кавычками с указанием источников и страницы;

В конце работы должен быть приведен список использованной литературы и регламентирующих документов, оформленный по примеру перечня литературы, приведенном в данных методических указаниях.

Работу желательно подготовить на компьютере и иметь при себе запись на дискетке, диске или на другом электронном носителе.

Контрольная работа должна быть подписана слушателем с указанием даты ее завершения, должности и стажа авиационной работы, зарегистрирована в к.№ 469.

Вопросы для контроля знаний по дисциплине «Психофизиология стресса»

Причины возникновения психологии экстремальных ситуаций.

Предмет, задачи психофизиологии стресса.

Общие и отличительные особенности стрессовой ситуации (СС), напряженной ситуации (НС), экстремальной ситуации (ЭС).

5 стр., 2077 слов

Экологическая психология. Психологические основы экологического образования

... ГПН Яншиной Марии Экологическая психология. Психологические основы экологического образования   Экологическая психология. Психологические основыэкологического образования Экологическое образование ... областей исследований: психологической экологии, психологииокружающей среды, экологического подхода в психологии и собственноэкологической психологии (психологии экологического сознания), которые ...

Классификации напряженных и экстремальных ситуаций, их критерии.

Экстремальные ситуации в предметно-профессиональной деятельности и повседневно-бытовой жизни.

Внешние и внутренние факторы эмоциогенности напряженной ситуации (НС), экстремальной ситуации (ЭС).

Первичные реакции человека на экстремальные ситуации.

Формы и типы поведения человека в напряженной ситуации (НС), экстремальной ситуации (ЭС), их преимущества и недостатки.

Факторы, определяющие формы и типы поведения в напряженной ситуации (НС), экстремальной ситуации (ЭС).

Фрустрация и виды фрустрирующих ситуаций. Реакции на фрустрирующие ситуации.

Виды адаптационных реакций организма человека на напряженную ситуации (НС), экстремальную ситуации (ЭС).

Стресс, его разновидности и фазы.

Тревога и страх человека в напряженных ситуация.

Внешне-предметные и внутренне-субъективные способы преодоления трудных ситуаций.

Понятия «надежность» и «психологический срыв», «частичная и полная дезорганизация деятельности» применительно к экстремальным ситуациям.

Внешние и внутренние факторы надежности деятельности человека

Способы обеспечения надежности профессиональной деятельности человека.

Этапы психической адаптации к измененным условиям существования.

Динамика работоспособности человека в особо измененных условиях существования.

Надежность деятельности группы в напряженной ситуации (НС), экстремальной ситуации (ЭС) и обеспечивающие ее факторы.

Типы реакций группы в напряженной ситуации (НС), экстремальной ситуации (ЭС).

Особенности активности в напряженной ситуации (НС), экстремальной ситуации (ЭС) групп разного уровня сформированности (силы корпоративной культуры).

Функционирование групп разного типа в условиях относительной социальной изоляции.

Психологические задачи и проблемы изучения стихийных бедствий (СБ) и технических катастроф (ТК).

Динамика поведения и психического состояния людей, подвергшихся воздействию стихийных бедствий (СБ) и технических катастроф (ТК).

Способы преодоления пострадавшими в стихийных бедствий (СБ) и технических катастроф (ТК) негативных переживаний в постэкстремальный период.

Психические расстройства и изменение личности в результате воздействия экстремальных факторов.

Экстренная медико-психологическая помощь при психических расстройствах в экстремальных ситуациях.

Посттравматические стрессовые нарушения и их симптомы.

Оказание психологической помощи при посттравматических стрессовых на-рушен.

Раздел 2. МАТЕРИАЛЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА:

Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М.: Медицина, 1993.

Александровский Ю.А. (ред).

Психиатрическая помощь при землетрясениях. М., МЗ СССР, 1989.

Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблем., Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.

Аяександровский ЮА, Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных ситуациях. М., 1991.

Антонян Ю.М. Терроризм. М., 1998.

Анцыферова Л. И. Человек перед лицом жизни и смерти // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под. ред. К.А. Абульхановой и др. — М., 1997.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Бадхен А.А. (ред.).

Методическое пособие по работе с посттравматическим стрессовым расстройством. Михайлова Т.И., Певзнер М.М. (сост.).

СПб., ин-т ГАРМОНИЯ, 2001.

Березкина-Орлова В. Актерские телесно-ориентированные психотехники // Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Баскаков В.Ю. (ред. -сост.).

М., Ин-т общегуманитарных исследований, 2001.

Бодров В.А., Обознов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал.-№ 4.-2000.

Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., Российское педагогическое агентство, 1998.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Санкт-Петербург: «Питер Пресс», 1997.

Вагин И. Психология жизни и смерти. СПб., Питер, 2002.

Василюк Ф.Е. Психология переживаний: Анализ преодоления критических ситуаций.-М.:МГУ, 1984.

Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: Типологический анализ критических ситуаций// Психологический журнал.-1995.-№ 3.

Владиславова Н. Особенности краткосрочной интенсивной психотерапии и подготовки психологических кадров для работы в экстремальных ситуациях // Доклады X итоговой конференции Европейской ассоциации психотерапии европейского конгресса по психотерапии. Москва, 1−4 июля 2001.

Водопьянова Н.Е. Психическое «выгорание» // Мир медицины. 2001, № 7−8.

Волошин В.М. Клиническая типология посттравматических стрессовых расстройств и вопросы дифференцированной психофармакотерапии // Психиатрия и психофармакотерапия, 2001, № 4. Т. 3.

Гринберг Д. Управление стрессом. — СПб, 2002.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: ПИТЕР, 2000.

Насилие, агрессия, жесткокость.-М., 1990.

Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М., Зеркало, 1994.

Громов В.И., Васильев Г. А. Энциклопедия безопасности -2. М. 2000. http://uvdbal.tsr.ru/bezop/sob/htm.

Дикая Л.Г. Особенности регуляции функциональных состояний оператора в процессе адаптации к особым условиям// Психологические проблемы деятельности в особых условиях.-М.:Наука, 1985.-С.63−90.

Джонсон Д.А. Советы авиапассажирам (соблюдение правил безопасности полета и спасение в аварийных ситуациях) Пер. с англ. — М., Транспорт, 1989.

Дэвис Б. Энциклопедия выживания и спасения. М., Вече, 1997.

Дейтс Б. Жизнь после потери. — М., 1999.

Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. М., ЭКСМО-Пресс, 2001.

Калмыкова Е.С., Миско Е.А., Тарабрина Н.В. Особенности психотерапии посттравматического стресса // Психологический журнал.-№ 4.-2001.

Китаев-Смык Л.А. Психология и концепция стресса //Хрестоматия по психологии /Под ред.А.В.Петровского.-М.:Просвещение, 1987.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., Наука, 1983.

Ковалева О.В. Как вести себя в чрезвычайной обстановке. http://www.kovaleva.ru/articles/psihosom/psihosom_statya_9.shtml. 2003

Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. М., Шанс, 1992.

Котенев И. О. Психологические реакции работников милиции в чрезвычайных обстоятельствах и постстрессовые состояния: предупреждение и психологическая коррекция // Психопедагогика в правоохранительных органах, 1996, № 1(3).

Крюкова М.А., Никитина Т.И., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. М., Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

Курпатов А. Все средства. — СПб, 2004.

Лебедев В.И. Психогенные факторы некоторых измененных условий существования// Вопросы психологии. — 1979.- № 5. — С.62−71.

Лебедев В.И. Этапы психической адаптации в измененных условиях существования// Вопросы психологии.-1980.-№ 4.-С.50−59.

Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий // Психологический журнал.-№ 5.-1999.-С.62−74.

Мишин Г. И. Как преодолеть стрессы. — СПб, 2003.

Минигалиева М.Р. Психологическая помощь первичным жертвам катастроф и террористических актов // Психология зрелости и старения, № 4 (16), зима, 2001.

Миллер Э., Люэт Д. Управляем своим здоровьем. — СПб, 1998.

Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. М., ПЕР СЭ, 2001.

Назарова И.Э. Личность и травма. 2002. oriona. ru/66 912.htm

Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности.-Ереван, 1988.

Насилие, агрессия, жесткокость.-М., 1990.

Найт С. Рукововодство по NLP. СПб., Речь, 2000

Пэйдж Э. Тревога и страх… как преодолевать. — СПб, 2003.

Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — СПб, 2004.

Ольшанский Д.В. Психология террора. М. — Академический проект, Екатеринбург — Деловая книга, 2002.

Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001, № 3.

Пергаменщик Л.А., Гончарова С. С, Яковчук М.И. Преодоление психологических травм. — Мн.: НИО, 1999

Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. Минск, Харвест, 1999.

Пуховский Н.Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., Академический проект, 2000.

Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. Изд. Института психотерапии, М., 2000.

Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности //Психологический журнал.-1996.-№ 5.-С.3−17.

Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический жур-нал.-1990.- № 5.-С.2−16.

Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб., Речь, 2004.

Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии.-1992.-№ 6.

Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии.-1991.-№ 1.-С.81−87.

Селье Г. Психофизиология стресса. М., 1991.

Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний. СПб., ЭЛБИ, 2003.

Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб., Питер, 2001.

Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы// Психологический журнал.-1992.-№ 2.-С.14−29.

Тарас А.Е. (ред.) Современная военная психология. Мн., Харвест, 2003.

Тьюбсинг Д.А. Избегайте стрессовых ситуаций. — М., 1993.

Цуканова Е.В. Психологические механизмы поведения и деятельности личности в экстремальных условиях (Материалы к лекции).

М., РСПИ, 1991.

Черепанова Е. М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М., 1995.

Черепанова Е.М., Психологический стресс. М., Академия, 1996.

Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации// Психологический журнал.-1996.-№ 1.-С.19−34.

Шлыков В. И. Постстрессовые состояния с позиции теории интегральной индивидуальности. pmt/konf/konf97.htm.

Шойгу С.К., Кудинов СМ., Неживой А.Ф. и др. Учебник спасателя. М., МЧС, 1997.

Энциклопедия экстремальных ситуаций. Http://www.balti. iatp. md/reicu/ES E2/

Юрьева Л.Н. Кризисные состояния. Днепропетровск, 1999.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector