Задачи изучения дисциплины:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра гуманитарных и социальных наук

Гордиенко Е.Н.

.

психология и педагогика

методические указания

к семинарским занятиям

для студентов специальности 080504

«Государственное и муниципальное управление»

очной формы обучения

Тюмень, 2010

ББК: Ю9 + Ч 30/49

Г-68

Гордиенко Е.Н. Психология и педагогика: методические указания к семинарским занятиям для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» очной формы обучения. — Тюмень: РИО ГОУ ВПО ТюмГАСУ, 2010. – 36 с.

Методические указания разработаны на основании рабочей программы ГОУ ВПО ТюмГАСУ дисциплины «Психология и педагогика» для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» очной формы обучения. Методические указания содержат темы семинарских занятий, списки рекомендуемой литературы, темы рефератов и контрольные вопросы по каждой теме. Методические указания включают полный объем возможных тем семинарских занятий, что позволяет использовать их и студентам других специальностей для подготовки по данному курсу.

Рецензент: Дерябин Ю.И.

Тираж 50 экз.

© ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет »

© Гордиенко Е.Н.

Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет »

Введение………………………………………………………….………………..

ПСИХОЛОГИЯ…………………………………………………………………

Часть 1. Общая психология. …………………………………………………….

Тема 1. Особенности психологии как науки……………………………………

Тема 2. Основные направления западной психологии…………………………

Тема 3. Развитие отечественной психологии…………………………………..

Тема 4. Понятие о психике человека. Биологические и

нейрофизиологические основы психики………………………………………..

Тема 5. Познавательные психические процессы……………………………….

Тема 6. Эмоционально-волевые психические процессы………………………

Тема 7. Психология личности……………………………………………………

Часть 2. Социальная психология……………………………………………….

Тема 8. Психология межличностных отношений и малых групп…………….

Тема 9. Межгрупповые отношения и взаимодействия…………………………

ПЕДАГОГИКА……… ………………………………………………………….

Тема 10. Педагогика как наука. Современные образовательные технологии..

Тема 11. Образование как глобальный объект педагогики…………………….

Тема 12. Сущность и функциональные компоненты

педагогической деятельности……………………………………………………

Тема 13. Семейное воспитание и семейная педагогика.

Проблема взаимоотношений поколений………………………………………..

Тема 14. Управление образовательными системами…………………………..

4

9

9

9

11

13

14

16

19

20

23

23

25

27

27

28

30

32

34

Введение

Курс «Психология и педагогика» предназначен для студентов университета и соответствует требованиям стандарта учебной подготовки будущих специалистов. Интегративный курс психологии и педагогики как общеобразовательной дисциплины призван способствовать повышению общей, психологической и педагогической культуры студентов.

Изучая психологию и педагогику, каждый студент, независимо от его будущей профессии, должен научиться мыслить психологически при анализе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особенностей характера и способностей, темперамента и других свойств личности, социально-психологических явлений в обществе, коллективе, личном общении с другими людьми и т.д. Психологические знания нужны любому специалисту для «психологической грамотности», поскольку ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимания, обучать, руководить).

Не менее важно и хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе.

Изучение студентами архитектурно-строительного университета психологии и педагогики способствует выработке умения самоанализа, навыков эффективного взаимодействия с окружающими людьми, грамотного выстраивания отношений в трудовом коллективе и семье.

Цель преподавания дисциплины – способствовать повышению общей и психолого-педагогической культуры обучающихся, формированию у студентов знания теоретических основ психологической и педагогической наук, находящихся в органической связи друг с другом, для достижения целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

  • ознакомление студентов с особенностями взаимодействия психологии и педагогики, основными направлениями развития психологической и педагогической наук;
  • рассмотрение основных теоретических и методологических проблем психологии и педагогики в контексте направлений, школ или отдельных концепций;
  • освоение важнейших понятий психологии и педагогики для понимания общих тенденций развития, воспитания и образования человека в современном обществе;
  • приобретение опыта анализа личных, профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;
  • приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;
  • усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;
  • усвоение методов воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом;
  • формирование навыков подготовки и проведения основных видов учебных занятий;
  • усвоение основных принци­пов дидактики и современных методов педагогического воздействия.

Студент должен обладать следующим набором компетенций (общекультурных – ОК), которые позволят усваивать теоретический материал учебной дисциплины и реализовывать практические задачи (согласно ФГОС):

ОК-6. Компетенция применения коммуникативных технологий и средств. Способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии.

ОК-9. Компетенция постановки проблем. Умение структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы в условиях демократического общества.

ОК-10. Компетенция аналитической работы. Умение формировать базы знаний, оценивать их полноту и качество имеющихся знаний. Способность осуществлять верификацию и структуризацию информации. Умение осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность в целях получения нового знания. Умение и готовность систематически применять эти знания для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций.

ОК-12. Компетенция научной работы. Способность создавать новое знание, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями. Способность и готовность использовать знание при осуществлении экспертных работ, в целях практического применения методов и теорий.

ОК-13. Компетенция креативности. Владение навыками самостоятельной, творческой работы. Умение организовать свой труд. Способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации.

ОК-15. Компетенция критического анализа. Умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе анализа информации. Способность критического анализа своих возможностей.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (профессиональных – ПК)(согласно ФГОС):

ПК-3. Обладать организационными способностями. Уметь находить и принимать организационные управленческие решения.

ПК-4. Обладать способностью управлять в кризисных ситуациях.

ПК-11. Владеть современными методами диагностики, анализа и решения проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике.

ПК-13. Способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников.

ПК-15. Критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза.

ПК-19. Обладать способностью использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

— об особенностях психологической и педагогической наук, специфике их взаимодействия, основных тенденциях и проблемах, о предмете, объекте и методах психологии и педагогики, о месте психологии и педагогики в системе наук и об их основных отраслях; — о природе, биологических и нейрофизиологических основах психики, классификации психических явлений и психической регуляции поведения и деятельности;

— о психологии личности, особенностях характера, темперамента, способностей и направленности личности;

— об общих вопросах и проблемах социальной психологии: о психологии межличностных отношений, малых групп и межгрупповом взаимодействии;

— об общих основах педагогики и положениях дидактики.

знать:

— основные категории и базовые понятия психологической и педагогической наук;

— основные функции психики и их физиологические механизмы, развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза, структуру психики человека, структуру сознания и его взаимосвязь с бессознательным;

-сущность, роль и значение основных психических процессов: познавательных и эмоционально-волевых;

-особенности взаимоотношений людей в группах, основные массовые социально-психологические явления, основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений, динамику протекания основных социально-психологических процессов в коллективе;

— соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

— основные закономерности, принципы, формы, средства и методы педагогической деятельности; объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме; особенности образовательной системы РФ.

уметь:

— применять формы и методы психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности, а также повседневной жизни;

— с учетом психологических закономерностей и педагогических принципов проводить различные занятия и воспитательные мероприятия;

— владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

— проводить индивидуально- воспитательную работу;

— владеть простейшими приемами психической саморегуляции и самоконтроля;

— проявлять навыки работы со специальной научной и психологической литературой.

В разделах курса представлены знания о психологии человека, развитии психологической и педагогической науки. Особое внимание уделяется изучению познавательных (когнитивных) процессов, психологии личности, психологических факторов и особенностей ее поведения, общения и деятельности. Содержание раздела педагогики строится из логики теорий педагогической науки и разнообразия практик, включает изучение проблем воспитания, обучения, образования и развития человека в современном образовательном пространстве.

Усвоение содержания данного курса организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевой, деловой или оргдеятельностной игры и др. Общий курс дисциплины включает в себя лекционные и семинарские занятия, взаимодополняющие и взаимообуславливающие друг друга.

В настоящих методических указаниях представлены краткая демонстрация перечня, структуры и пояснения семинарских занятий, рекомендуемый список общей и дополнительной литературы, а также контрольные вопросы.

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям

Семинар – это вид учебного занятия, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов.

Семинар – сложная форма организации практических занятий в вузе, способствующая закреплению и углублению теоретических знаний студентов, развитию навыков самостоятельной работы с литературными источниками, обмену духовным опытом, эмоциональному общению, раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности.

Обсуждение на семинаре может перейти в дискуссию. Дискуссия – это обсуждение участниками семинара какого-либо спорного вопроса или проблемы. Дискуссия в методическом отношении более сложная форма учебного занятия. Она, как правило, на семинаре возникает стихийно и есть опасность уйти в «пустые» разговоры. Избежать этого поможет умение слушать оппонента, обобщать полученную информацию, аргументировать свою точку зрения, привлекая в этих целях имеющийся запас знаний, примеры, факты.

Готовясь к семинару по определенной теме, студентам следует:

1. Познакомиться с рекомендованной литературой;

2. Рассмотреть различные точки зрения по вопросу;

3. Выделить проблемные области;

4. Сформулировать собственную точку зрения;

5. Предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.

При такой подготовке семинарское занятие пройдет на необходимом методологическом уровне и принесет интеллектуальное удовлетворение всей группе.

В целом, для эффективного усвоения материала, студентам рекомендуется просмотреть конспект лекции сразу после занятий. Необходимо: 1. Пометить материал конспекта лекции, который вызывает затруднения для понимания; 2. Попытаться найти ответы на затруднительные вопросы, используя методические указания к семинарам и рекомендуемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулировать вопросы и обратиться на текущей консультации или на ближайшей лекции за помощью к преподавателю; 3. Каждую неделю рекомендуется отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.

Успешное усвоение курса предполагает активное творческое участие студента на всех этапах его усвоения путем планомерной, повседневной работы.

Контрольные вопросыпредлагаются студенту для самопроверки и оценки своей подготовленности к дальнейшей работе над темой.

В основных понятияхотражается категориальный аппарат изученной темы, этот блок позволяет сконцентрировать внимание на повторении и закреплении основных определений, терминов, которые использовались в учебном процессе.

Список литературыподобран с учетом реальных возможностей студента и трудоемкости курса. Также по каждому занятию предлагаетсятематика рефератов.

Психология

Часть 1. Общая психология

Тема 1. Особенности психологии как науки

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет, объект и методы психологии.

2. Связь психологии с другими науками. Место психологии в системе наук о человеке.

3. Отрасли психологии.

4. История развития психологического знания.

5. Ведущие категории психологии.

Ключевые понятия:

Психология, психика, предмет психологии, объект психологии, методы психологии, отрасли психологии, общая психология, социальная психология, психофизиология, психодиагностика, психотерапия, душа, сознание, поведение, человек, гоминидная триада, индивид, субъект, личность, индивидуальность, персонализация, эмпирика, наблюдение, интроспекция (самонаблюдение), интроспективная психология, эксперимент, тестирование, стандартизация, беседа, анкетирование, моделирование, социометрия, статистика, корреляция.

Темы рефератов:

1. Методологические проблемы психологии.

2. Сравнительный анализ значения объективных и субъективных факторов в развитии психологии.

3. Основные принципы психологии, анализ их развития.

4. Категории личности и переживания, их место в системе психологического знания.

5. Категории образа и поведения, проблема внутреннего и внешнего в психологии.

6. Основные этапы развития психологии как науки.

7. Ассоцианизм — первая психологическая школа.

8. Методологический кризис — кризис роста психологической науки.

9. Человек как субъект, индивидуальность, личность.

10. Уникальность жизненного пути человека.

Контрольные вопросы:

  1. Развитие каких отраслей знаний способствовало появлению науки психологии?
  2. Как можно обозначить место психологии в системе наук о человеке?
  3. Какие отношения существуют между психологией и философией?
  4. Какие отрасли психологии Вы можете назвать?
  5. Что является объектом и предметом изучения психологии?
  6. Какие этапы в развитии психологического знания Вы можете выделить?
  7. Что такое интроспективная психология?
  8. Какой год можно назвать годом «рождения» научной психологии? Какое событие этому способствовало?
  9. На чем основывалась критика интроспекции? Оправданно ли это было с Вашей точки зрения?
  10. Какие классы методов психологического исследования выделяются Б.Г. Ананьевым?
  11. Какой метод в психологии является основным?
  12. Какие эмпирические методы можно отнести к вспомогательным?
  13. Какие базовые категории выделяются в психологии? Охарактеризуйте их.
  14. Как можно представить формы развития личности?
  15. Что такое «персонализация»?
  16. Как изучается категория «личность» в рамках различных научных областей, таких как философия, социология, педагогика? В чем специфика рассмотрения этого понятия с точки зрения психологии?

Основная литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367с.
  2. Болотина Л.А., Ильина Е.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. — М.: МИЭМП, 2005. – 422с.
  3. Гиппенрейтер И.О. Введение в общую психологию. – М.,2003. – 336с.
  4. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М. Высш. Шк.2004. – 325с.
  5. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2006. — 320с.
  6. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. К.А. Абульхановой и др.- М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 300с.
  7. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2002. – 256с.
  8. Пронина Е.Н., Лукашевич В.В. Психология и педагогика: Учебник для студентов. – М., 2001. – 351с.
  9. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб: Питер, 2000. – 432с.
  10. Рубенштейн С.А. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2003.- 712с.
  11. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие для студентов. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2005. – 544с.
  12. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика. М., 2000. – 315с.

Дополнительная литература:

  1. Введение в психологию /Под ред. А.В. Петровского. – М.: «Прометей» МПГУ, 1998. – 576с.
  2. Ветошкина Т.А. Кутарева Н.М. Психология и педагогика. Учебно-практическое пособие. Ек-г: уггу,2004. — 124с.
  3. Глуханюк Н.С. Общая психология. Москва-Екатеринбург:2005. – 368ст.
  4. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М.: Академия, 2004. – 464с.
  5. Психология: Учебник / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др. Отв. ред. А. А. Крылов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2004. — 752 с.
  6. Психология и педагогика (Конспект лекций в схемах) – М.: «Изд. ПРИОР», 2001.–96с.
  7. Юрчук В.В. Общая психология в схемах и моделях. Минск:2004. – 400с.

Тема 2. Основные направления западной психологии

Вопросы для обсуждения:

  1. Бихевиоризм.
  2. Психоанализ. Неофрейдизм.
  3. Гештальтпсихология.
  4. Генетическая психология Ж. Пиаже.
  5. Когнитивная психология.
  6. Гуманистическая психология.

Ключевые понятия:

Бихевиоризм, стимул, реакция, необихевиоризм, теория социального научения, психоанализ, бессознательное, структура личности по З.Фрейду, инстинкт, либидо, невроз, внутриличностный конфликт, механизмы психологической защиты, вытеснение, рационализация, проекция, сублимация, регрессия, сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы, пансексуализм, коллективное бессознательное, неофрейдизм, гештальт, гештальтпсихология, фигура, фон, инсайт, закон константности восприятия, генетическая психология, развитие мышления, адаптация, когнитивная психология, теория когнитивного диссонанса, гуманистическая психология, теория самоактуализации личности, самоактуализация, терапия, центрированная на клиенте, самость, идеальная самость.

Темы рефератов:

  1. Бихевиоризм и теория социального научения.
  2. Психоанализ ХХ века: становление и развитие.
  3. Неофрейдизм.
  4. Роль социальной ситуации в развитии психоанализа и гуманистической психологии.
  5. Проблемы личности в гуманистической психологии.
  6. Гуманистическая психология и массовое сознание.
  7. Гештальтпсихология – изучение психики с точки зрения целостных структур.
  8. Генетическая психология Ж. Пиаже.
  9. Когнитивная психология.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите (перечислите) наиболее значительные школы (направления) западной психологии и имена их виднейших представителей?
  2. В чем состоит суть бихевиоризма? Отметьте недостатки и достоинства бихевиоризма.
  3. Охарактеризуйте понятие «гештальт». Какие наблюдения (опыты) послужили основой для введения этого понятия?
  4. Каково значение слова «инсайт»? В чем заключается заслуга гештальтпсихологии?
  5. Как называется система анализа душевной жизни, предложенная З. Фрейдом? Охарактеризуйте структуру психики человека по З. Фрейду.
  6. Как З. Фрейд определял отношения между сознанием и бессознательным содержанием психики? Чему он отводил ведущую роль? Как понимается «Оно» (ид), «Я» (эго) и «Сверх-Я» (супер –эго) в психике человека?
  7. Каковы основные положения психоанализа? Какие из них подвергались наибольшей критике и почему?
  8. Какие основные механизмы психологической защиты выделял З. Фрейд? Охарактеризуйте их. Какой из этих механизмов наиболее благоприятен для личности?
  9. Какие методы психоанализа Вы можете назвать?
  10. Что такое неофрейдизм? Назовите его важнейших представителей и кратко охарактеризуйте их взгляды.
  11. В чем состоит своеобразие когнитивной психологии?
  12. К каким сторонам душевной жизни человека обращается гуманистическая психология? Как ее в этом плане можно сравнить с глубинной психологией?
  13. В чем суть генетической психологии Ж. Пиаже?
  14. Какое из рассмотренных направлений западной психологии Вам ближе и почему?

Основная литература:

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учеб. для вузов/А.Н. Ждан. – 6-е изд. М., Фонд «Мир»; М. : Акад. проект, 2005. – 572с.
  2. Марцинковская Т.Д. История психологии. 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2004 — 544 с.
  3. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. Учебное пособие. — М.: Академия, 1996. — 416 с.
  4. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. М.: «Евразия», 2002. – 532с.

Дополнительная литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М.: Аст, 2009. – 352с.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. 3-е изд. — М.: Мир, 2009.
  3. Сеченов И.М. Психология поведения. – М.: «МОДЭК», 2006. – 368с.
  4. Маслоу А. Психология бытия. –М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997.
  5. Основы западной психологии/ Под ред. С.Д. Максименко. – К., НИЦ «Перспектива», 1998.
  6. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997.
  7. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1989.

Тема 3. Развитие отечественной психологии

Вопросы для обсуждения:

  1. Рефлексология. В.М. Бехтерев.
  2. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
  3. Психологическая теория деятельности. А.Н. Леонтьев.
  4. Единство сознания и деятельности. С.Л. Рубинштейн.
  5. Психология индивидуальных различий. Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин.
  6. Психология отношений. В.Н. Мясищев.
  7. Человекознание как комплексная дисциплина. Б.Г. Ананьев.

Ключевые понятия:

Рефлекс, рефлексология, физиология, высшая нервная деятельность (ВНД), нервные процессы, кора головного мозга, внешний раздражитель, культурно-исторический характер, психика, психическое развитие, культурное развитие, высшие психические функции (ВПФ), категория интерпсихологическая, категория интрапсихологическая, интериоризация, критические периоды, деятельность, ведущая деятельность, потребность, мотив, цель, действия, условия, операции, психофизиологические особенности, сознание, труд, метод единства воздействия и изучения, единство сознания и деятельности, типы высшей нервной деятельности, дифференциальная психология, темперамент, способности, задатки, общественные отношения, субъективные отношения, социальные воздействия, человекознание, комплекс наук о человеке.

Темы рефератов:

  1. Человек как субъект бытия. Личность как инструмент саморазвития сущности человека.
  2. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и теория деятельности А. Н. Леонтьева.
  3. Принцип развития психической деятельности по Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву и С.Л. Рубинштейну.
  4. Психологический анализ механизма интериоризации и его сравнение с психоаналитическим понятием интроекции.
  5. Проблема жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна.
  6. Постулат непосредственности и пути его преодоления в отечественных и зарубежных школах.
  7. Проблема установки в работах Д.Н. Узнадзе и А.Г. Асмолова.
  8. Сравнительный анализ подхода к проблеме рефлекса в истории психологии.
  9. Органическая основа индивидуальности — от Гиппократа к Айзенку.

Контрольные вопросы:

  1. Какие основные психологические школы существовали в российской психологии?
  2. Какие стороны адаптации были выделены Пиаже?
  3. Каким образом Пиаже доказывал приоритет интеллекта в развитии психики?
  4. Какие гипотезы проверялись в экспериментах Л.С. Выготского?
  5. Как осуществляется культурное развитие ребенка?
  6. Что происходит с натуральными психическими функциями при развитии высших психических функций?
  7. Какова структура предметной и психической деятельности по А.Н. Леонтьеву?
  8. Что такое личностный принцип?
  9. Что такое отношение по В.Н. Мясищеву?

Основная литература:

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учеб. для вузов/А.Н. Ждан. – 6-е изд. М., Фонд «Мир»; М. : Акад. проект, 2005. – 572с.
  2. Марцинковская Т.Д. История психологии. 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2004 — 544 с.
  3. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. Учебное пособие. — М.: Академия, 1996. — 416 с.
  4. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. М.: «Евразия», 2002. – 532с.

Дополнительная литература:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб. Питер. 2001. — 288стр. (Серия «Мастера психологии»).
  2. Выготский Л.С. Лекции по психологии // Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – с.756-827.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Смысл, Академия, 2005. – 352с.
  4. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека» // Психология отношений. Избранные психологические труды. М.- Воронеж, 1995. С. 15-38.
  5. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Избранные психологические труды. М.- Воронеж, 1995. С. 39-67.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002 — 720 с. (Серия «Мастера психологии»).
  7. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., Наука, 2003.

Тема 4. Понятие о психике человека. Биологические и нейрофизиологические основы психики

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие о психике человека. Основные функции психики. Классификация психических явлений.
  2. Психика и организм: Первые исследований биологических оснований психики. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Психофизиология органов чувств, психофизика и психометрия. Теория доминанты. Теории рефлекса.
  3. Развитие психики и сознания человека: Развитие психики в филогенезе. Психика и формы поведения животных. Возникновение и развитие сознание у человека. Сходство и различие психики человека и животных.
  4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека: Строение и функции нервной системы. Динамическая локализация психических процессов. Мозг, психика и поведение человека. Биоэнергетическая концепция психики человека.

Ключевые понятия:

Психика, психическое отражение, регуляция, поведение, деятельность мозга, психические процессы, психические состояния, психические свойства, онтогенез, филогенез, аналитико-синтетическая деятельность мозга, локализация, высшие психические функции (ВПФ), материя, нервная система, элементарная нервная система, ганглионарная нервная система, центральная нервная система, сенсорная психика, перцептивная психика, интеллектуальная психика, инстинкт, навык, рассудочная деятельность, сознание, коллективное сознание, индивидуальное сознание.

Темы рефератов:

  1. Значение психофизиологии для психологической науки.
  2. Теория доминанты, ее значение для психологии.
  3. Роль теории рефлекса в развитии психологических концепций воспитания и обучения.
  4. Сравнительный анализ развития психики у человека и животных.
  5. Сравнительный анализ развития психики в фило- и онтогенезе.
  6. Интеллектуальные и мотивационные периодизации, их общая характеристика.
  7. Деятельность и ее роль в развитии психики.
  8. Значение и смысл — общее и отличия.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое психика? Что можно назвать «органом» психики?
  2. Основные функции психики? Охарактеризуйте их.
  3. Назовите основные формы проявления психики и их взаимосвязь.
  4. Что такое локализация? Охарактеризуйте суть проблемы локализации высших психических функций в коре головного мозга. Какие точки зрения на решение этой проблемы Вы можете назвать?
  5. В чем суть концепции А.Р. Лурии о локализации функции в коре головного мозга?
  6. Назовите стадии развития материи.
  7. Какова последовательность этапов развития нервной системы?
  8. Какова последовательность этапов развития психики?
  9. Как связано развитие психики со средой и условиями жизни?
  10. Охарактеризуйте структуру психики человека. Что является высшим уровнем развития психики?
  11. Каковы признаки и характеристики сознания?
  12. Какова роль труда в возникновении человеческого сознания?
  13. Какова роль языка в развитии человеческого сознания?
  14. В чем сходство и различия психики животных и человека?
  15. Назовите условия развития человеческого сознания?

Основная литература:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб. Питер. 2001. — 288стр. (Серия «Мастера психологии»).
  2. Гиппенрейтер И.О. Введение в общую психологию. – М.,2003. – 336с.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.,2006. – 431с.
  4. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2006. — 320с.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002 — 720 с. (Серия «Мастера психологии»).
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие для студентов. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2005. – 544с.

Дополнительная литература:

  1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды. – М.: МПСИ, 2008. – 688с.
  2. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. — М.: Книжный дом «Университет», 1999. — 332 с.
  3. Системная организация и детерминация психики. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 448с.
  4. Психология человека в современном мире. Т.4. Субъектный подход в психологии. История и современное состояние. Личность профессионала в обществе современных технологий. Нейрофизиологические основы психики/ Под ред. А.Л. Журавлева, М.И. Воловиковой, Л.Г. Дикой, Ю.И. Александрова. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 384с.

Тема 5: Познавательные психические процессы

Вопросы для обсуждения:

  1. Ощущение. (Понятие об ощущении, общие закономерности ощущений и т.д.).
  2. Восприятие. (Понятие о восприятии и характеристика основных его особенностей. Восприятие как действие. Восприятие пространства. Восприятие времени и движения.)
  3. Представление. (Определение представления и его основные характеристики. Виды представлений. Индивидуальные особенности представления и его развитие. Первичные образы памяти и персеверирующие образы).
  4. Память (Общее понятие о памяти. Виды памяти. Основные мнемические процессы: -Запоминание. -Воспроизведение. -Забывание и сохранение. Индивидуальные различия памяти. Нарушения памяти).
  5. Мышление (Общая характеристика мышления. Закономерности мышления. Мышление и решение задач. Виды мышления. Мышление и интеллект).
  6. Воображение. (Понятие о воображении, его основных видах и процессах. Физиологические основы процессов воображения. Роль фантазии в игровой деятельности ребенка и творческой деятельности взрослого. Творчество).
  7. Речь (Язык, общение, речевая деятельность. Физиологические механизмы речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Развитие речи в процессе обучения).
  8. Внимание. (Общая характеристика внимания. Физиологические механизмы внимания. Виды внимания и их характеристика. Характерные особенности внимания. Развитие внимания у детей и пути его формирования).

Ключевые понятия:

Ощущение, чувственное познание, контактные ощущения, дистантные ощущения, экстерорецепторы, интерорецепторы, проприорецепторы, чувствительность, порог чувствительности, адаптация, сенсибилизация, синестезия, восприятие, предметность, целостность, структурность, осмысленность, константность, апперцепция, иллюзии, восприятие пространства, восприятие движения, восприятие времени, конвергенция, аккомодация, мышление, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация, суждение, умозаключение, понятие, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, память, ассоциация, запоминание, воспроизведение, узнавание, воспоминание, припоминание, образная память, словесно-логическая память, эмоциональная память, двигательная память, оперативная память, кратковременная память, долговременная память, внимание, непроизвольное внимание, произвольное внимание, доминанта, внимательность, представление, воображение, фантазия, творчество, речь, общение, речевая деятельность.

Темы рефератов:

1. Память и ее значение для процесса формирования знания.

2. Творческое мышление, его особенности и условия его развития.

3. Роль различных когнитивных процессов в переработке информации.

4. Общая характеристика развития памяти и мышления в фило- и онтогенезе.

5. Образно-схематическое и словесно-логическое мышление — общее и различия.

6. Теоретическое и практическое мышление, их особенности и взаимосвязь с различными сторонами жизни людей.

7. Понятие о формах слова и их роль в продуцировании и восприятии информации.

8. Воображение и творчество, условия их развития и индивидуальные особенности проявления.

9. Взаимосвязь мышления и речи в познавательной деятельности людей.

10. Понятие эгоцентризма и его проявления в мышлении и речи.

Контрольные вопросы:

  1. Каково значение ощущений в жизни человека? Как они сформировались? Каковы виды и функции ощущений? В чём состоит специфика каждого вида ощущений?
  2. Чем отличается восприятие от ощущений?
  3. В чём особенности восприятия движения, пространства и времени?
  4. Какие факторы влияют на характер восприятия?
  5. Что такое внимание, каковы его признаки и свойства? От чего зависит реакция внимания?
  6. Назовите основные характеристики представлений и виды.
  7. Охарактеризуйте основные мнемические процессы.
  8. Как соотносятся между собой мышление и интеллект?
  9. Назовите основные виды мышления.
  10. Каковы физиологические основы воображения? Как соотносятся воображение и творчество, воображение и фантазия?
  11. Поясните специфику речевой деятельности, назовите ее виды. Каковы условия развития речи у человека?

Основная литература:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб. Питер. 2001. — 288стр. (Серия «Мастера психологии»).
  2. Гиппенрейтер И.О. Введение в общую психологию. – М.,2003. – 336с.
  3. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2006. — 320с.
  4. Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – М., 2001, 480с.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002 — 720 с. (Серия «Мастера психологии»).
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие для студентов. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2005. – 544с.

Дополнительная литература:

  1. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
  2. Ветошкина Т.А. Кутарева Н.М. Психология и педагогика. Учебно-практическое пособие. Ек-г: уггу,2004. — 124с.
  3. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – М.: Издательство «Смысл», 1998.
  4. Глуханюк Н.С. Общая психология. Москва-Екатеринбург:2005. – 368ст.
  5. Григорович Л.А. Психология и педагогика. – М.: Гардарики, 2005. – 480ст.
  6. Психология и педагогика (Конспект лекций в схемах) – М.: «Изд. ПРИОР», 2001.–96с.

Тема 6: Эмоционально-волевые психические процессы

Вопросы для обсуждения:

  1. Чувства и эмоции. Понятие о чувствах.
  2. Физиологические основы эмоциональных состояний.
  3. Эмоции у животных и человеческие эмоции.
  4. Выражение эмоциональных состояний.
  5. Формы переживания чувств. Высшие чувства. Личность и чувства.
  6. Понятие о воле. Волевой акт и его структура. Волевые качества личности и их формирование.

Ключевые понятия:

Чувства, эмоции, стенические и астенические чувства, чувственный тон, настроения, аффекты, страсти, стрессы, фрустрация, моральные, интеллектуальные и эстетические чувства, праксические чувства, воля, непроизвольное действие, произвольное действие, волевое усилие, волевое действие, желание, борьба мотивов, принятие решения, сила воли, безволие, абулия, поведенческий акт, свобода воли.

Темы рефератов:

  1. Роль когнитивных процессов в развитии эмоций.
  2. Роль различных эмоциональных процессов в регуляции деятельности.
  3. Виды и роль эмоций в жизни человека.
  4. Стресс и управление им.
  5. Особенности эмоциональной сферы у представителей различных профессий.
  6. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности.
  7. Патология и эмоции.
  8. Методы изучения эмоциональной сферы человека.
  9. Личность и высшие чувства.
  10. Подход к проблеме свободы воли в психологии и философии.

Контрольные вопросы:

  1. Какое качество реальности человеку представлено непосредственно в пере­живаемых им эмоциях?
  2. Опишите подробно сущность двойственной природы эмоций.
  3. Что такое эмоциогенная ситуация?
  4. Чем эмоциональная реакция отличается от эмоционального состояния?
  5. Перечислите основные функции эмоций.
  6. Что такое чувства?
  7. Дайте определение следующим понятиям: амбивалентность, апатия, депрессия, страсть, стресс, эмпатия.
  8. Какие виды чувств Вы можете назвать? Охарактеризуйте их.
  9. Расскажите о стрессе как неспецифической реакции организма.
  10. Дайте классификацию видов психического стресса.
  11. Назовите условия возникновения информационного и эмоционального стресса.
  12. В чем заключаются индивидуальные особенности в проявлении стресса?
  13. Какие способы избегания чрезмерного эмоционального напряжения вы знаете?
  14. Как Вы понимаете определение «воля» и «волевое поведение»?
  15. В чем заключается волевая регуляция поведения?
  16. Что такое свобода воли и личностная ответственность?

Основная литература:

  1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – СПб.: Питер, 2006. – 208с.
  2. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. — 464с.
  3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2007. — 752 с. (Серия «Мастера психологии»).
  4. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2009. – 368с.
  5. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2006. – 496с.
  6. Дружинин В.Н. Психология эмоций, чувств, воли. – М.: Сфера, Творческий центр, 2003. – 96с.

Дополнительная литература:

  1. Субботин В.Е. Мотивация и эмоции // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. — М.: Инфра-М, 2001.
  2. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции: 60 конспектов занятий: Практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 176с.
  3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
  4. Ветошкина Т.А. Кутарева Н.М. Психология и педагогика. Учебно-практическое пособие. Ек-г: уггу,2004. — 124с.
  5. Глуханюк Н.С. Общая психология. Москва-Екатеринбург:2005. – 368ст.
  6. Григорович Л.А. Психология и педагогика. – М.: Гардарики, 2005. – 480ст.
  7. Психология и педагогика (Конспект лекций в схемах) – М.: «Изд. ПРИОР», 2001.–96с.

Тема 7. Психология личности

Вопросы для обсуждения:

  1. Личность и структура ее психических свойств.
  2. Темперамент.
  3. Направленность личности.
  4. Способности.
  5. Характер.
  6. Диагностика психических свойств личности.

Ключевые понятия:

Личность, темперамент, тип высшей нервной деятельности, сила нервных процессов, подвижность нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, экстраверсия, интроверсия, сензитивность, реактивность, пластичность, ригидность, резистентность, способности, структура способностей, общие способности, специальные способности, задатки, одаренность, талант, гениальность, характер, структура характера, типы характера, акцентуация, черты характера, направленность, ценность, потребность, мотив, мотивация, ценностные ориентации, интерес, желание, стремление, намерения, влечения, страсти, установки.

Темы рефератов:

  1. Личность и субъект как уровни личностного роста.
  2. Индивидуальные качества и их роль в создании индивидуального стиля жизни.
  3. Темперамент и его влияние на поведение человека.
  4. Акцентуации характера и проблемы поведения.
  5. Способности, талант и гениальность.
  6. Детство, юность и зрелость как этапы развития личности, их специфика и взаимосвязь.
  7. Жизненные сценарии человека (по Э. Берну).
  8. Самоактуализация личности.
  9. Направленность личности.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое «личность»?
  2. Как понимается в психологии феномен социализации?
  3. Каково соотношение социализации и индивидуализации?
  4. Что такое автономность личности и в каких условиях она формируется?
  5. Что такое характер?
  6. Что такое акцентуации характера?
  7. Насколько распространены акцентуации?
  8. В чем состоят особенности различных типов акцентуаций характера?
  9. Что такое способности человека? Каким образом способности связаны с де­ятельностью?
  10. Дайте характеристику общих способностей человека.
  11. Раскройте суть классификации уровней развития способностей (способности, одаренность, талант, гениальность).
  12. Что вы знаете о проблеме соотношения врожденных и социально обусловлен­ных качеств человека и их роли в формировании способностей?
  13. В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?
  14. Какие теории и концепции способностей вы знаете?
  15. Назовите основные этапы развития способностей.
  16. Расскажите об основных формах направленности — влечениях, желании, стремлении, интересах, идеалах, убеждениях.
  17. Объясните суть понятия «мотив».
  18. Что вы знаете о мотивации деятельности человека?
  19. Объясните суть понятия «потребность».
  20. Раскройте основные характеристики мотивационной сферы человека.
  21. Расскажите о классификации иерархии человеческих потребностей А. Маслоу.
  22. Охарактеризуйте темперамент как свойство личности.
  23. Расскажите об основных типах темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический).
  24. В чем заключается суть учения о темпераменте Гиппократа?
  25. Что вы знаете о типологии темперамента Э. Кречмера?

Основная литература:

  1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.
  2. Гиппенрейтер И.О. Введение в общую психологию. – М.,2003. – 336с.
  3. Либин А.В. «Дифференциальная психология». М.: Смысл, PerSe, 2000. — 549с.
  4. Психологическая типология: хрестоматия / сост.К. В. Сельченок. — Минск ; М. : Харвест : АСТ, 2000. — 591 с.
  5. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. Изд. 3-е, перераб. и дополненное. М.: Астрель, 2008. — 716с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002 — 720 с. (Серия «Мастера психологии»).

Дополнительная литература:

  1. Голубева Э.А. Способности, личность, индивидуальность. – М., «Феникс», 2005. – 511с.
  2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей.— 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. – 368с.
  3. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии / Левитов Н.Д. // Психология индивидуальных различий. — М., 2000. — С.210-214.
  4. Милевич А.С. Направленность личности // «Международный журнал экспериментального образования», № 4, 2009.

Часть 2. Социальная психология

Тема 8. Вопросы социальной психологии. Психология межличностных отношений и малых групп

Вопросы для обсуждения:

1. Личность и группа: Личность в группе. Виды групп. Структура группы. Групповая деятельность.

2. Полисубъектные отношения в малой группе: Взаимодействие субъектов в группе. Статус субъекта в группе. Интеграция и дифференциация субъектов в группе. Социальные роли субъекта. Лидерство в малых группах. Социально-психологический подход к исследованию конфликтов.

3. Межличностное общение: Общение и его функции. Взаимное познание субъектов в процессе общения. Взаимодействие субъектов в процессе общения. Развитие межличностного общения.

Ключевые понятия:

Социальная роль, социально-психологический климат, коммуникативная сторона общения, интерактивная сторона общения, перцептивная сторона общения, речь, социальная перцепция, каузальная атрибуция, аттитюды, имидж, внешний облик, аттракция, социальная рефлексия, групповая динамика, конфликт, малые группы, большие группы, реальные группы, формальные группы, коллективы, ассоциации, корпорации, статус, стратификация, лидер, лидерство.

Темы рефератов:

  1. Индивидуальные особенности и их влияние на восприятие и понимание людьми друг друга.
  2. Роль игры в развитии личности и общения человека.
  3. Конформизм, его достоинства и недостатки.
  4. Проблемы каузальной атрибуции и формирования личной привлекательности.
  5. Психологический портрет в межличностных отношениях.
  6. Общение как основа межличностных отношений.
  7. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
  8. Основы профессионального общения. Социально-ролевое общение.
  9. Средства коммуникации: невербальные средства общения.
  10. Психология влияния: сущность, структура, способы.
  11. Паника как психологическое явление.
  12. Психологические предпосылки повышения сплоченности людей в малой группе (коллективе).

Контрольные вопросы:

  1. Какова структура общения?
  2. Какие ведущие процессы или стороны общения выделяются в социальной
  3. психологии?
  4. В чем значение перцептивной стороны общения?
  5. Какие механизмы формирования образа и понимания другого существуют в психологии?
  6. В чем суть каузальной атрибуции?
  7. Какие эффекты определяют восприятие человека человеком?
  8. Каковы функции коммуникации в общении?
  9. В чем причина возникновения коммуникативных барьеров?
  10. Как влияет интеракция на развитие психики человека?
  11. Какие виды групп выделены в социальной психологии?
  12. Каковы характерные черты малой группы?
  13. Что такое групповая дифференциация?
  14. Каковы основные стили лидерства и в чем они выражаются?
  15. Перечислите основные характеристики социометрической структуры малой группы.
  16. Приведите примеры проявления феноменов группового давления и конформизма.
  17. Назовите основные теории и классификации лидерства.
  18. Расскажите об основных этапах, которые проходит группа в своем развитии.

Основная литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений — 5 изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 365 с.
  2. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с.
  3. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. — 4-е междунар. изд. — СПб.; М.:Прайм-Еврознак; Олма-Пресс,2004. — 510 с.: ил. — (Мастера психологии).
  4. Шибутани Э. Социальная психология СПб., 2002.- 544с.

Дополнительная литература:

  1. Андреева Г. М. Психология социального изменения. Уч. пособ. М.: Аспект Пресс, 2004. — 288 с.
  2. Багрецов С.А., Оганян К.М., Львов В.М., Наумов В.В. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. – СПб.: Изд-во ун-та МВД России, 2006. – 456с.
  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2005. — 464 с.
  4. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. — СПб,: Питер, 2005. — 544 с. (Серия «Учебник нового века»).
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия / Пер. с англ. А. Голубева. — СПб: Питер, 2006. — 384 с. — (Масте­ра психологии).
  6. Хасан Б. И., Сергоманов П. А Психология конфликта и переговоры: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
  7. Хрестоматия. Социальная психология. — М.: 2005. – 328с.

Тема 9. Вопросы социальной психологии. Межгрупповые отношения и взаимодействия

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема межгрупповых отношений в рамках принципа деятельности.
  2. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений.
  3. Экспериментальные исследования психологии межгрупповых отношений.
  4. Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции.
  5. Факторы детерминации межгрупповых отношений.
  6. Методологическое и практическое значение проблематики межгрупповых отношений.

Ключевые понятия:

Межгрупповое восприятие, стереотипы, предрассудки, этноцентризм, межгрупповая дифференциация, межгрупповая интеграция, социальная категоризация, социальная идентификация, социальное сравнение, этнические конфликты, групповая принадлежность, межгрупповая дискриминация, межрасовое общение.

Темы рефератов:

  1. Общая характеристика коммуникативных проблем межгруппового общения.
  2. Межэтнические отношения.
  3. Межнациональное общение – проблема и пути ее разрешения.
  4. Психологические особенности различных представителей религиозных групп.
  5. Социально-психологический анализ факторов формирования общественного мнения у представителей различных социальных групп.
  6. Социально-психологический анализ настроений людей в современном обществе.
  7. Социально-психологические особенности возникновения и функционирования традиций в различных социальных группах.
  8. Морально-психологический климат в обществе и его различных социальных группах.
  9. Влияние межличностных отношений на характер формирования группового мнения.
  10. Специфика межгрупповых и межконфессиональных отношений в современных условиях.
  11. Стратегия и тактика изучения социально-психологических особенностей представителей различных классов и наций.
  12. Влияние национально-психологических особенностей людей на их поведение и деятельность.

Контрольные вопросы:

1. Расскажите об основных феноменах межгруппового взаимодействия.

2. Какие Вам известны теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений?

3. Расскажите об экспериментальных исследованиях межгруппового взаимодействия.

4. Приведите примеры проявления этноцентризма в отношениях между представителями разных этнических групп.

5. Приведите примеры внутригруппового фаворитизма в отношениях между студенческими группами.

6. Каким образом можно снизить эффект межгрупповой дискриминации в отношениях между группами?

7. Как связаны между собой внутригрупповые и межгрупповые отношения?

Основная литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений — 5 изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 365 с.
  2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
  3. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учеб. пособие / М.Р. Битянова. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 576 с.
  4. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. — 4-е междунар. изд. — СПб.; М.:Прайм-Еврознак; Олма-Пресс,2004. — 510 с.: ил. — (Мастера психологии).
  5. Социальная психология: Учеб. пособие / Отв. ред. А. Л. Журавлев. – М: ПЕРСЭ, 2002. – 351 с.
  6. Шибутани Э. Социальная психология СПб., 2002.- 544с.

Дополнительная литература:

  1. Крысько, В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: Курс лекций / В. Г. Крысько; Гос. ун-т упр. . — М. : Экзамен, 2002. — 447 c.
  2. Райгородский Д.Я. Психология масс. – Самара: Бахрах, 2006. – 592с.
  3. Рудестам К. Групповая психотерапия / Пер. с англ. А. Голубева. — СПб: Питер, 2006. — 384 с. — (Масте­ра психологии).
  4. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения//Социальная психология: хрестоматия: Учебное пособие для студентов ВУЗов/Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М., изд-во «Аспект пресс», 2003. – 475с.
  5. Хасан Б. И., Сергоманов П. А Психология конфликта и переговоры: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.

Педагогика

Тема 10.Педагогика как наука. Современные образовательные технологии

Вопросы для обсуждения:

1. Объект познания педагогики. Предмет и задачи педагогики.

2. Основные категории: воспитание, образование, обучение, развитие. Образованный человек. Образовательное пространство.

3. Методические модели: активизирующая, формирующая, развивающая, личностная, свободная, обогащающая.

4. Структура педагогических технологий. Развивающее обучение.

Ключевые понятия:

Педагогика, обучение, воспитание, образование, педагогический процесс, развитие человека, общая педагогика, педагогические закономерности, педагогические факты, педагогические механизмы, педагогические особенности, педагогическая система, педагогическое взаимодействие, педагогическое мастерство, проблемное обучение, проблемная ситуация, учебная проблема, активизирующая методическая модель, формирующая методическая модель, развивающая методическая модель, личностная методическая модель, свободная методическая модель, обогащающая методическая модель, педагогические технологии.

Темы рефератов:

1. Становление педагогики как теории и практики воспитания. 2. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского. 3. Этнопедагогика и современная школа. 4. Роль передового опыта в развитии педагогической науки. 5. Проблема наследования духовных качеств человека. 6. Значение наследственности и среды в формировании личности. 7. Ведущая роль воспитания в развитии человека и формировании личности. 8. Проблема возрастных и индивидуальных различий учащихся.

9. Ведущие функции и структура процесса обучения.

10. Основные принципы развивающего обучения.

11. Специфика принципов воспитания.

12. Принципы обучения как исторически развивающаяся дидактическая категория.

Контрольные вопросы:

1. Что изучает педагогика?

2. Сформулируйте определения основных категорий педагогики.

3. Каковы задачи педагогики?

4. Перечислите методы педагогических исследований.

5. Назовите основные этапы развития педагогической мысли.

6. Назовите основные принципы современной педагогики, связь современной педагогики с родственными и смежными областями науки.

7. В чем заключается системообразующий характер педагогики как науки?

8.Определите сущность и отличия педагогической психологии и психологической педагогики.

9. Опишите классификацию и дайте характеристику современных методов обучения и воспитания.

10. Назовите современные технические средства обучения.

11. Что значит «образованный человек» и «образовательное пространство»? Поясните.

12. Охарактеризуйте известные Вам методические модели.

Основная литература:

  1. Гребенюк, О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики: Учеб. для ст-тов выс. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. — М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2004.
  2. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256с.
  3. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. – 530с.

Дополнительная литература:

  1. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности / Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2001. — С. 103–156.
  2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002.
  3. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. К.А. Абульхановой и др.- М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 300с.
  4. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2002. – 256с.
  5. Пронина Е.Н., Лукашевич В.В. Психология и педагогика: Учебник для студентов. – М., 2001. – 351с.
  6. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб: Питер, 2000. – 432с.

Тема 11. Образование как глобальный объект педагогики

Вопросы для обсуждения:

  1. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен.
  2. Цели и задачи образования.
  3. Образовательная система России.
  4. Содержание и структура непрерывного образования.
  5. Современные тенденции развития образования.
  6. Единство образования и самообразования.

Ключевые понятия:

Общечеловеческие ценности, культура, образование, образовательные системы, образовательные учреждения, модель образования как государственно-ведомственной организации, модель развивающего образования, традиционная модель образования, рационалистическая модель образования, феноменологическая модель образования, неинституциональная модель образования, образовательные цели, непрерывность образования, образованный человек, качество образования, тип образования.

Темы рефератов:

  1. Основные формы организации образовательного процесса.
  2. Основные направления развития современного образования.
  3. Образованный человек.
  4. Образование как социокультурный феномен.
  5. Современные образовательные технологии.
  6. Мировое образовательное пространство.
  7. Ценности и цели современного образования
  8. Педагогическая инноватика в системе общего и профессионального образования.
  9. Принцип природосообразности образования.
  10. Моделирование предметного и социального контекстов усваиваемой профессиональной деятельности специалистов в формах учебной деятельности студентов.
  11. Личностно-деятельностный подход в образовании.
  12. Единство образования и самообразования.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение общечеловеческим ценностям.

2. Какое значение имеет постановка цели образования?

3. Как Вы можете охарактеризовать основные задачи образования?

4. Каковы цели и структура современного образования в развитых странах?

5. Каковы проблемы образования в современной России?

6. Что значит «непрерывное образование»?

7.Как Вы можете пояснить следующую мысль: культура выступает предпосылкой и результатом образования человека?

8. Раскройте смысл основных функций современного образования.

9. В каких аспектах может рассматриваться взаимосвязь образования и культуры, образования и социума?

10. Опишите основные модели образования.

11.Назовите способы структурирования содержания образования и проиллюстрируй­те их на примерах.

12. Что такое государственный образовательный стандарт?

13. Какие известны в мировой практике способы получения образования?

14.Охарактеризуйте основные формы организации образовательного процесса.

15. Назовите основные направления развития современного образования и дайте им краткую характеристику.

16.Сформулируйте основное противоречие развивающегося образовательного процесса.

17. Каковы основные характеристики образованного человека?

Основная литература:

  1. Гребенюк, О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики: Учеб. для ст-тов выс. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. — М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2004.
  2. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256с.
  3. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. – 530с.

Дополнительная литература:

  1. Куприянов М., Околелов О. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий // Высшее образование в России. — 2001. — №1. — С. 124-126.
  2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002.
  3. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. К.А. Абульхановой и др.- М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 300с.
  4. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2002. – 256с.
  5. Пронина Е.Н., Лукашевич В.В. Психология и педагогика: Учебник для студентов. – М., 2001. – 351с.
  6. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб: Питер, 2000. – 432с.

Тема 12. Сущность и функциональные компоненты педагогической деятельности

Вопросы для обсуждения:

1. Структура педагогической системы и структура деятельности учителя: проектировочный, гностический, организаторский, коммуникативный компоненты.

2. Критерии оценки педагогической деятельности.

3.Педагогические умения. Педагогическая компетентность: профессионализм и творчество педагога.

4. Ценности современного образования как характеристики обновления и качественных изменений в педагогической деятельности.

Ключевые понятия:

Педагог, профессионально значимые качества преподавателя, педагогическая деятельность, стиль педагогической деятельности, педагогические способности, дидактические способности, академические способности, перцептивные способности, речевые способности, организаторские способности, авторитарные способности, коммуникативные способности, педагогическое воображение, педагогические умения, педагогическая культура, педагогическая позиция, педагогическая компетентность, профессионализм, творчество, ценности современного образования.

Темы рефератов:

1. Требования к личности и профессиональной деятельности педагога в различных образовательных моделях.

2. Понятие педагогической культуры на современном этапе.

3. Проблема психологизации профессионального сознания педагога.

4. Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные установки.

5. Структура педагогической системы.

6. Профессионализм и творчество педагога.

7. Ценности современного образования как характеристики обновления и качественных изменений в педагогической деятельности.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается разница между стилем деятельности и стилем поведения?

2. Каковы социальные и профессиональные функции учителя?

3. В чем состоит своеобразие педагогической профессии?

4. Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?

5. Какова роль педагога и педагогической деятельности в современном обществе?

6. В чем состоит педагогический талант?

7. Перечислите основные требования к личности педагога.

8. Что составляет педагогическое мастерство?

9. Каковы условия успешности педагогического общения?

10. Охарактеризуйте структуру педагогической системы и структуру деятельности педагога.

11. Назовите критерии оценки педагогической деятельности.

12. Как соотносятся между собой профессионализм и творчество педагога? Поясните.

13. Что называют педагогическими умениями?

14. Как Вы считаете, в чем ценность современного образования?

Основная литература:

  1. Гребенюк, О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики: Учеб. для ст-тов выс. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. — М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2004.
  2. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256с.
  3. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. – 530с.

Дополнительная литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Серия: Новая университетская библиотека. – М.: Издательства: Университетская книга, Логос, 2009 г.- 384с.
  2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288с.
  3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. – Ростов-на-Дону, 1997. – 144 с.
  4. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. – Новосибирск, 1991. – 210 с.
  5. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1993. – 132 с.

Тема 13. Семейное воспитание и семейная педагогика. Проблема взаимоотношений поколений

Вопросы для обсуждения:

1. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема.

2. Типичные варианты отношений.

3. Причины конфликтов и их профилактика.

4. Рациональные условия отношений родителей и детей.

Ключевые понятия:

Социальный институт, семья, семейное воспитание, семейная педагогика, детско-родительские отношения, авторитарный стиль, демократический стиль, отвергающая позиция, позиция уклонения, позиция доминирования по отношению к детям, отвергающее-принуждающая позиция, авторитет, ложный авторитет, безусловное принятие, метод подстройки, базовое доверие к миру, самоутверждение.

Темы рефератов:

1. История развития института семьи в России.

2.Семья как динамическая система. Внешние и внутренние факторы развития.

3. Стиль семейного воспитания как фактор формирования личности.

4. Проблемы взаимоотношений детей в семье; их влияние друг на друга и на

семью в целом.

5. Психологические факторы внутрисемейного воспитания.

6. Психология семейного конфликта.

7. Психологические особенности различных моделей семьи.

8. Семейная жизнь и проблемы личностного роста.

9. Социальные проблемы детства.

10. Нравственное воспитание детей в опыте В.А. Сухомлинского.

11. Нравственно-половое воспитание личности.

12. Роль семьи в формировании жизненного пути личности.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные проблемы отношений родителей и детей?

2. Как можно охарактеризовать типичные варианты этих отношений?

3. Каковы причины проблемных отношений в семье?

4. В чем разница между возможными противоречиями между родителями и детьми?

5. В чем состоят особенности развития современной семьи?

6. В чем специфика семьи как педагогической системы?

7. Каковы основные функции семьи по отношению к обществу и конкретному человеку?

8. Что такое авторитет родителей в семье? Какие виды ложных авторитетов Вы можете назвать?

9. Каковы пути выхода из конфликтных ситуаций?

10. Какое значение имеют запреты и правила в жизни детей?

Основная литература:

  1. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. К.А. Абульхановой и др.- М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 300с.
  2. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2002. – 256с.
  3. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. — 175 с.
  4. Пронина Е.Н., Лукашевич В.В. Психология и педагогика: Учебник для студентов. – М., 2001. – 351с.
  5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб: Питер, 2000. – 432с.

Дополнительная литература:

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.- 230с.
  2. Вершинин В. Трудный путь к гармонии: Воспитательные парадоксы высокообеспеченной семьи // Народное образование. 2002. № 8. – С.155-157.
  3. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: Изд-во Аркти, 2005. – 77с.
  4. Волжина О.И. Аксиологическая концепция семьи // Мир образования — образование в мире. 2001. № 4. – С. 29-46.
  5. Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с.
  6. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М.: Линка- Пресс, 2001. – С. 25-26.
  7. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 2000. – 160с.
  8. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2005. – 78с.
  9. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112с.
  10. Николаева Е.И. Тоталитаризм в семье // Ребенок и семья. Самара, 2002.

Тема 14. Управление образовательными системами

Вопросы для обсуждения:

  1. Государственный характер управления системой образования.
  2. Функции и управленческая культура руководителя.
  3. Педагогический анализ, планирование и контроль как основные направления управления педагогическими системами.
  4. Роль организации в управлении.

Ключевые понятия:

Образовательные системы, управление, принципы управления, государственный характер управления образованием, государственные органы управления, управленческая культура руководителя, параметрический педагогический анализ, тематический педагогический анализ, итоговый педагогический анализ, целеполагание, планирование, перспективный план, годовой план, деятельность, решение, контроль, организация, роль организации, модели управления, гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность, лицензирование, аккредитация, аттестация.

Темы рефератов:

1. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения.

2.Сравнительный анализ моделей управления государственным и негосударственным учебным заведением.

3. Роль и виды контроля в системе внутришкольного управления.

4. Принципы развития образовательной системы в России.

5. Основные этапы реформирования образовательной системы в Российской Федерации.

6. Федеральная программа развития образования.

7. Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений.

8. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска «своего» пути.

9. Исторический анализ развития образовательной системы в России.

10. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием.

Контрольные вопросы:

1. В чем роль педагогического анализа?

2. Назовите основные признаки государственного управления образованием.

3. Чем характеризуется общественное управление образованием? Раскройте содержание деятельности общественных органов управления в школе. 4. Что означает система принципов управления педагогическими системами? В чем выражается их взаимосвязь и взаимодействие? 5. Дайте характеристику основных компонентов школы как системы и объекта научного управления.

6. Что такое функции и управленческая культура руководителя?

7.Что представляют собой педагогический анализ, планирование и контроль? Охарактеризуйте содержание этих понятий.

8.Покажите значение преобразований в сфере образования для развития политических, экономических и иных институтов государства.

9. Определите важнейшие факторы, вызывающие наличие трудностей в образовательной сфере и затрудняющие процесс преобразований системы образования.

10. Дайте характеристику основных этапов реализации Федеральной программы развития образования.

11.Раскройте особенности выработанного государственного образовательного стандарта.

12.Определите сферы полномочий различных органов управления образованием.

13. Покажите значение аттестации для функционирования образовательного учреждения.

14.Укажите порядок назначения и особенности функционирования экспертной комиссии государственного органа управления образованием.

Основная литература:

  1. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами. – М.: Академия, 2008. – 208с.
  2. Гребнев Л.С. Образование и будущее России в многоконфессиональном мире// Федеральный справочник «Образование в России». – М.: 2003. – С. 217-220.
  3. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксиология. – М.: Академия, 2005. – 250с.
  4. Реформы образования: аналитический обзор/ Под ред. В.М. Филиппова. – М.: Центр сравнит. образоват. политики, 2003. – 303с.
  5. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432с.

Дополнительная литература:

  1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. — М.: ИЦ, 1999. – 75с.
  2. Соколова Е.И. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. — М.: Педагогическое общество, 2000. – 336с.
  3. Новиков А. Профессионально-ориентированная технология обучения / А. Новиков // Высшее образование в России. — 2008. — № 5. — С. 143-146.
  4. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Уч. пос. / под ред. Смирнова С.А. — М.: Академия, 2004. – 512с.
  5. Сергеева В.П., Грицаева С.В. Основы управления педагогическими системами. Программно-методическое пособие. — М., 1999. Татур Ю.Г. Образовательная система в России: Высшая школа. Монография. — М., 1999. – 93с.

37