«ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт педагогики и психологии

Кафедра психологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

Учебно-методическое пособие

Специальность: 030301- психология

ЧЕРЕПОВЕЦ

2006

Рассмотрено на заседании кафедры психологии, протокол № от

Одобрено редакционной комиссией Института педагогики и психологии ЧГУ, протокол № от

Составитель: Н.В. Макарова, канд. психол. наук, доцент

Рецензенты:

Научный редактор:

Череповецкий государственный

университет, 2006

Введение

Курс «Психология семьи с основами семейного консультирования» является составной частью цикла психологических дисциплин по специальности 030301 – «психология» и занимает в нем значимое место. Назначение дисциплины — научить студентов анализировать феномены, связанные с семейной жизнью, с научных позиций, подготовить их к психологическому консультированию по вопросам, связанным с семьей. Методические рекомендации составлены на основе типовой программы А.Н. Елизарова «Психология семьи и семейное консультирование», соответствующей требованиям Государственного стандарта по высшему образованию Российской Федерации.

Учебно-методическое пособие состоит из трех разделов, содержит планы практических занятий, в которых представлена основная тематика курса. В первом разделе (занятия 1 – 8) содержится перечень вопросов и литература, направленная на ознакомление студентов с психологическими механизмами основных процессов, происходящих в семье, изучение основных понятий, используемых в психологическом консультировании семьи.

19 стр., 9267 слов

Основные методологические принципы психологии труда. Основные ...

... безопасности челвека в проце труда.   Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики с инженерной психологией и другими науками. Принцип – это осн ... для каждой деят-сти усл-ми и требованиями к челу). История развития психологии труда в Республике Беларусь Василейский возгл 1. психотехнич лабор, кот б созд ...

Во втором разделе (занятия 9 – 16) представлены вопросы, направленные на изучение теоретических основ и практических методов работы с семьей в рамках основных подходов, сложившихся в мировой практике. В данном разделе так же содержатся практические задания для студентов, в которых описаны реальные семейные ситуации из консультативной практики В.В. Столина, А.Я. Варги, А.Н. Елизарова, С. Кратохвилла. Анализ этих ситуаций поможет студентам решать задачи, связанные с консультированием, опираясь на основные принципы и алгоритмы, существующие в современном психологическом знании относительно семьи.

В третьем разделе пособия даны темы для рефератов, список вопросов, выносимых на экзамен по курсу «Психология семьи с основами семейного консультирования».

Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества

Вопросы для обсуждения

  1. Брак в древности.
  2. Европейский брак в средневековье.
  3. Семья в библейские времена.
  4. Языческая модель семьи.
  5. Общехристианская модель семьи (семья в русской православной культуре и культуре католицизма и протестантизма).
  6. Внутрисемейные отношения по Домострою.

Литература

Основная

  1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.
  2. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.

Дополнительная

  1. Антонов А.И. Социология семьи. – М., 1996.
  2. Вестермарк Э. История брака. – М., 2001.
  3. Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. – М., 1980.

Занятие2

Тенденции изменения брака в современном обществе

Вопросы для обсуждения

  1. Сущность понятий «брак» и «семья».
  2. Основные формы брачно-семейных отношений.
  3. Кризис современной семьи.
  4. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе.

Литература

Основная

  1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.
  2. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.

Дополнительная

  1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. – СПб., 2005.
  2. Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Социально-политический журнал. – 1995. – № 6.
  3. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. – М., 1978.

Занятие3

4 стр., 1589 слов

Психология родительства (детско-родительские отношения)

... новый толчок для развития семьи, обогащения семейных отношений. Структура родительства Родительство как интегральное образование личности включает: Семейные ценности (ценностные ориентации супругов) ... также репродуктивное поведение, взаимоотношение супругов, родительское отношение, стиль семейного воспитания. Родительское отношение. Эмоционально-ценностное отношение к ребёнку. Реализуется в ...

Динамика семейных отношений

Вопросы для обсуждения

  1. Проблема периодизации семейной жизни.
  2. Кризисные периоды семейной жизни.
  3. Молодая семья, ее задачи и особенности.
  4. Пожилой человек и семья.

Литература

Основная

  1. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.
  2. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.
  3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПБ., 2001.

Дополнительная

  1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы //Психология семьи. – М., 2002.
  2. Альперевич В. Социальная геронтология. Пожилым и молодым о старости и старении. – Ростов- на- Дону., 1997.
  3. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни// Вопросы психологии. – 1983. — № 3
  4. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. – Спб., 2005.

Занятие4

Проблема половых различий и семейные отношения

Вопросы для обсуждения

  1. Сущность понятий «пол» и «гендер».
  2. Проблема взаимоотношений полов в психологии.
  3. Половые различия (половые различия соматических, психофизиологических и психических свойств).
  4. Гендерные стереотипы и их влияние на развитие семейных отношений.

Литература

Основная

  1. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.
  2. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб., 2001.
  3. Практикум по гендерной психологии / Под. ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003.
  4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.

Дополнительная

  1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины// Вопросы психологии. – 1991. — №4.
  2. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. – 2000. — №1.
  3. Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самопознании мужчин и женщин // Вопросы психологии. – 2001. -№3.

Занятие5

Половая социализация и подготовка к браку

Вопросы для обсуждения

  1. Психологические механизмы половой социализации.
  2. Половое воспитание.
  3. Сексуальная символика русского фольклора.
  4. Психологические особенности представления современной молодежи о семье и браке.
  5. Готовность к браку.

Литература

Основная

26 стр., 12751 слов

Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста ...

... наиболее значимых черт родительского отношения авторы определяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты. Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка начали ... В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, и др.). Проблема формирования характера - центральная проблема педагогической психологии. Важность взрослого и прежде всего родителей для развития характера ребенка ...

  1. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.
  2. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.

Занятие 6.

Удовлетворенность браком и супружеская совместимость

Вопросы для обсуждения

  1. Удовлетворенность браком и факторы ее обусловливающие.
  2. Социально-психологический климат семьи.
  3. Источники психической травматизации личности в семье.
  4. Супружеская совместимость.

Литература

Основная

  1. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.
  2. Филипова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. – Ярославль, 2003.
  3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПБ., 2001.

Дополнительная

  1. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. – М., 1998.
  2. Кричевский Р.Л. Проблема межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии //Вопросы психологии. 1997., №5.
  3. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости //Психология семьи. – М., 2002.
  4. Торохтий В.С. Внутрисемейная адаптивность и эмоциональная удовлетворенность как значимые показатели психологического здоровья семьи: методика их изучения и оценки // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998., № 3.
  5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.

Занятие7 — 8

Ребенок и семья

Вопросы для обсуждения

  1. Влияние семьи на развитие ребенка
  2. Одаренный ребенок в семье
  3. Ребенок в неполной и смешанной семье
  4. Соперничество детей в семье
  5. Ребенок с ограниченными возможностями в семье

Литература

Основная

  1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.
  2. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.

Дополнительная

  1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М., 2005.
  2. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. – М., 2001.
  3. Основы психологии семьи и семейного консультирования/ Под. ред. Н.Н. Посысоева.- М., 2004.
  4. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М., 2003.

Занятия 9-10

Методы социально-психологической диагностики проблем семьи

Вопросы для обсуждения

  1. Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период
  2. Методы диагностики супружеских отношений
  3. Диагностика детско-родительских отношений
  4. Программы социально-психологического исследования семьи (Программа поэтапного исследования семьи Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; Программа социально-психологического исследования супружеской пары А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой).

Литература

Основная

  1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.
  2. Семья в психологической консультации /Под. реб. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.
  3. Системная семейная психотерапия (серия «Практикум по психотерапии) /Под.ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб, 2002.
  4. Филипова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. – Ярославль, 2003.

Дополнительная

Андреева т.В. Психология современной семьи. – сПб., 2005

  1. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.
  2. Волкова А.Н. Методические приемы диагностики супружеских затруднений //Вопросы психологии. 1985. №5.
  3. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2002.
  4. Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. – М., 1995.

Практическиезадания

  1. Проведите социально-психологическое исследование семьи по программе А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой и подготовьте письменный отчет – анализ семейной структуры по следующим направлениям:

Социально-психологические и демографические характеристики семьи.

В качестве методик исследования на данном этапе используйте – интервью и метод анализа документов. Охарактеризуйте следующие параметры: стаж брака; возраст супругов и разница в возрасте; образование супругов и род занятий; количество и возраст детей; семейный бюджет (размер и способы распределения); жилищные условия.

Анализ добрачных отношений.

В качестве основной методики исследования на данном этапе используйте метод ретроспективного отчета при этом учитывайте следующие моменты: продолжительность знакомства супругов до заключения брака; ситуация знакомства (на работе, учебе, на вечеринке и т. д.); эмоциональный характер первого впечатления друг о друге; продолжительность обдумывания брачного предложения; инициатор брака.

  • Анализ микроокружения семьи.

В качестве основной методики исследования микроокружения используйте беседу – интервью. Под микроокружением в данном случае понимается тот круг лиц, с которыми наиболее тесно взаимодействуют члены семьи (близкие родственники, друзья, коллеги по работе и т. д.)

  • Учет стадии развития семьи.

На каждой стадии жизненного цикла семьи могут возникать специфические проблемы и конфликты. Их характер необходимо учитывать при проведении семейной диагностики.

  • Оценка уровня благополучия супружеских взаимоотношений.

Для оценки уровня благополучия супружеских отношений можете использовать целый ряд психологических методик. К наиболее известным методикам относятся следующие: методика «Дифференциальная оценка отношений А.Н. Волковой; шкала субъективной удовлетворенности браком Т.М. Трапезниковой; тест – опросник удовлетворенности браком В.В. Столина и Т.Л. Романовой и др.

  • Оценка отдельных феноменов супружеских взаимоотношений может проводится при помощи использования следующих методик: методика «Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП) А.Н. Волковой; тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, проективный рисунок семьи и др.
  • Оценка родительско-детских отношений.

Для оценки особенностей детско-родительских отношений можете использовать следующие методики: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина; методика PARY, разработанная В.С. Шефер и Р. К. Беллом; методика Рене – Жиля и др.

2. Напишите краткое сочинение по теме: «Особенности функционирования моей семьи», опирайтесь на «Модель Мак — Мастерса», разработанную Эпштейном, Бишопом. И Левином.

Предложенная психологами модель наблюдения направлена на изучение шести аспектов функционирования семьи. Охарактеризуйте каждый из аспектов этой модели.

  • Способность семьи к решению проблем.

Способность семьи решать проблемы проявляется в следующих умениях: умение осознать проблему и владение информацией о ней у всех участников; умение рассматривать альтернативные пути решения проблемы и принять одно-единственное решение; умение осуществить решение; умение убедиться в успешности своих действий и способность оценить результат.

Коммуникации в семье характеризуются двумя важнейшими особенностями.

1. Открытость или, напротив, замаскированность информации, которой обмениваются члены семьи. Например, предложение одного из супругов «Пойдем, погуляем!» коммуникационно открыто, а выражение «Как насчет того, чтобы подышать свежим воздухом?» — более замаскированный вариант, так как допускает многообразные толкования.

2. Прямой или косвенной является коммуникация. Если «послание» высказывается именно тому лицу, к которому относится, а не передается ему косвенно, то мы имеем дело с прямой коммуникацией и наоборот.

Семейные роли. Ролевая структура семьи включает функции, которые выполняет та или иная семья; привычные образцы поведения, правила «приписывания» ролей членами семьи, установление ответственности за различные внутрисемейные события.

Аффективная отзывчивость объединяет группу эмоциональных отношений.

Аффективная вовлеченность – это характер мотивации, определяющий отношение индивида к семье, его привязанность к ней ( недостаточная эмоциональная вовлеченность в семью, «нарциссическая вовлеченность, сверхвовлеченность, симбиотическая связь и др).

  • Контроль над поведением – способ, посредством которого семья оказывает влияние на поведение своих членов, регулирует его (ригидный контроль, хаотический, гибкий и др.).

Занятие11 — 12..

Современные концепции супружеской терапии

Вопросы для обсуждения

  1. Динамический подход в супружеской терапии.
  2. Бихевиористический подход к супружеской терапии.
  3. Гуманитарно — психологический подход в супружеской терапии.
  4. Рационально – воспитательный подход в супружеской терапии.
  5. Ценностный подход в супружеской терапии.

Литература

Основная

  1. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. – М., 2005.
  2. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М., 2001.

Дополнительная

  1. Системная семейная психотерапия / Под. ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб., 2002.
  2. Филипова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. – Ярославль, 2003.

Практическиезадания

  1. Сравните супружеские соглашения в рамках динамического и бихевиористического подхода, назовите их основные различия.

Определите в рамках какого терапевтического подхода, был заключен следующий супружеский договор

Супружеский договор Вацлава и Кветы (по С. Кратохвиллу)

Пункты

разногласий

Обязательства мужа

Обязательства жены

Домашний бюджет

Буду ежемесячно вносить в семейный бюджет 800 крон, уплачивать налоги – 850 крон, делать сбережения в размере 700 крон, оставлять на карманные расходы 500 крон

Буду самостоятельно вести семейный бюджет и вносить в него свою долю в размере 1200 крон; оставлять на карманные расходы 400 крон.

Секс и

душевный разговор

По возвращении домой не менее 10 минут разговаривать с женой; ежедневно буду говорить жене какой-либо комплимент; не буду принуждать жену к исполнению супружеских обязанностей.

Половые отношения 3 раза в неделю (дни по собственному выбору); в сексе проявлять инициативу не реже 1 раза в неделю.

Свободное время

Один раз в месяц организовывать совместный отдых вне дома; обязанности по его организации выполнять поочередно

Один раз в месяц организовывать совместный отдых вне дома; обязанности по его организации выполнять поочередно

2. Сформулируйте рекомендации по решению семейных проблем с позиции различных терапевтических подходов.

Ситуация 1. Супруги конфликтуют по поводу распределения хозяйственных работ

  • Жена работает, и нет домработницы, которая занималась бы хозяйством.
  • Жена не работает и в семье не более двух детей.

Ситуация 2. Супруги конфликтуют по поводу распределения свободного времени.

  • У мужа возникает острое желание побыть одному, а жена принуждает его к совместному проведению всего свободного времени.

Ситуация 3. Супруги конфликтуют по поводу воспитания детей.

  • Отец не желает отпустить сына в кино, поскольку тот получил в школе плохие отметки, мать встает на защиту сына и уговаривает отца разрешить ему пойти: «Все его товарищи идут в кино», «Сегодня он все выучил». Отец, в конце концов, соглашается с матерью и отпускает сына в кино.
  • Мать решительно требует, чтобы ребенок доедал все, что есть в тарелке, отец же предлагает не приказывать – «пусть лучше он проголодается».

Ситуация 4. Супруги конфликтуют по поводу частоты половых сношений.

  • В молодой семье муж требует более частых половых сношений (ежедневных), тогда как жена хотела бы иметь их не чаще 1 раза в неделю.

Ситуация 5. Супруги конфликтуют по поводу взаимоотношений с друзьями, знакомыми и соседями.

  • Супруг, инженер, встречается со своими приятелями той же профессии и обсуждает с ними проекты каких – то приборов. Это не может заинтересовать его жену, медицинскую сестру. Супруга жалуется на то, что ей действительно трудно включиться в новый круг друзей ввиду различия интересов, она не хотела бы видеть друзей мужа, в качестве гостей их дома.
  • Супруг третирует свою жену в присутствии других людей, критикует ее, ища поддержки у приятелей, рассказывает присутствующим о каких-либо подробностях семейной жизни, которые супруга считает интимными.

Ситуация 6. Супруги конфликтуют по поводу распределения семейного бюджета.

  • Распределением семейного бюджета полностью занимается муж. Жена временно не работает и вынуждена просить деньги у супруга на любую покупку, и каждый свой расход как – то оправдывать.

Занятие13

Модель психологического консультирования семьи, основанная на теории семейных систем Вопросы для обсуждения

  1. Семейная система и ее параметры (стереотипы взаимодействия, семейные правила, семейные мифы, семейные границы, семейные стабилизаторы, семейная история).
  2. Теория семейных систем М. Боуэна.
  3. Методологические принципы системной семейной психотерапии.
  4. Общая схема и техники работы с семьей в рамках системной семейной психотерапии.

Литература

Основная

  1. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. — СПб, 2001.
  2. Системная семейная психотерапия/ Под. ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб, 2002.

Дополнительная

  1. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. – М.. 2005.
  2. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М., 2001.

Практическиезадания

  1. Покажите возможность использования приемов позитивной коннотации в следующих ситуациях:

Ситуация 1 Супруги приходят на консультацию и говорят, что они постоянно мучают друг друга скандалами.

Ситуация 2. Отец и трое детей приходят на консультацию. Мама – алкоголичка. Отец не алкоголик. Приводят маму на прием по поводу ее алкоголизма. Дети 13, 7 и 5 лет. Папа с дочкой 13 лет приходят под руку, мама – в группе сыновей сзади. Девочка на высоких каблуках, накрашена, и становиться понятно, что она — функциональная жена папы. Как выяснилось, не только функциональная. Мама пьет, домашних и супружеских обязанностей не выполняет. Последние два года ее дочь заняла ее место буквально. И очень этим гордится. У нее очень высокий семейный статус.

Ситуация 3. Молодой человек женат вторым браком. Жена – дивной красоты женщина. Добрая, веселая. Больше всего на свете любит веселиться и общаться. Муж не любит публичных развлечений. Кроме того, он стал болеть, и она никак не могла наладить быт. Подобающей еды в доме нет. Претензии к жене муж формулирует так: «Я на ней женился, думал, что она отличница, а оказалась – троечница». В один прекрасный момент он влюбился в коллегу по работе и изменил жене.

2. Как можно позитивно переформулировать случаи алкоголизма и наркомании в семье, попытки суицида и потери близкого человека?

3. Как можно использовать технику парадоксального предписания в следующей ситуации?

  • На консультацию пришли мама, папа и мальчик по направлению детского психиатра. Молодой человек перестал ходить в школу, сидел дома, не гулял, у него была очень вычурная архаическая речь.

Известно, что в семье недавно умер дедушка, отец мамы. Он играл большую роль в стабилизации супружеской жизни родителей, поскольку жена очень критично относилась к мужу, который имел низкий статус в семье. Дедушка как-то ограничивал свою дочь и не давал ей совершенно задавить мужа. Теперь дедушка умер.

4. Как можно использовать технику прямого предписания (разработка специального ритуала) в следующей ситуации?

  • Семья после развода. Мама вышла замуж, и папа женился. С двух сторон родственники. Люди интеллигентные, развод эмоционально завершенный, дочь бывает и в том, и в другом доме. Живет ребенок с мамой и отчимом, папа с новой женой часто берут ее к себе. Летом у ребенка началась дисфункция, связанная с тем, что очень разные требования в каждой семье, разный образ жизни и разный режим питания, и четырехлетней девочке очень трудно перестраиваться. Она не хочет ехать к папе, потом от папы не хочет к маме, то есть каждый момент перехода для нее тяжелый и она пытается в него не попасть.

Занятие 14.

Добрачное и предбрачное психологическое консультирование Вопросы для обсуждения

  1. Основные направления деятельности психолога по подготовке молодежи к семейной жизни.
  2. Характеристика основных видов добрачного и предбрачного психологического консультирования (консультирование как информирование, консультирование по телефону доверия, индивидуальное психологическое консультирование, групповое психологическое консультирование).

Литература

Основная

  1. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.
  2. Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. №2, 1998.
  3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.

Дополнительная

  1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. – СПб., 2005.
  2. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М., 1991.
  3. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт. – М., 1993.

Практическиезадания

  1. Проведите индивидуальное психологическое консультирование, работая в парах.

Роли: психолог — консультант, клиент.

Ожидания клиента: клиент ожидает, что консультант поможет ему выбрать подходящего будущего супруга, и надеется избежать разочарований и ошибок в семейной жизни.

Психологу целесообразно поставить перед клиентом следующие вопросы (Р.С. Немов):

  • Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать будущий идеальный для вас супруг?
  • Задумывались ли вы о том, существует ли в действительности такой человек?
  • В какой мере вашему идеалу соответствует тот человек, с которым вы собираетесь связать свою судьбу?
  • Есть ли какие-либо психологические качества, которые вы не хотели бы видеть у своего будущего супруга (супруги)?
  • Имеются ли признаки проявления подобных качеств личности у того человека, с которым вы планируете связать свою будущую семейную жизнь?
  • Пытались ли вы как-то повлиять на своего будущего супруга, и если да, то, что из этого получилось?
  • Есть ли у вас какие-либо недостатки, к которым вашему будущему супругу будет трудно привыкнуть?
  • Пытались ли вы что-то изменить в самом себе в лучшую сторону, и если пытались это сделать, то каковы результаты соответствующих попыток?
  • Что еще, кроме уже названных вами личностных качеств, вы считаете важным для будущей супружеской жизни?
  • Как ко всему этому относится ваш реальный избранник?
  1. Проведите индивидуальное психологическое консультирование, используя схему базового конфликта Н. Пезешкиана.

Роли: психолог-консультант, клиент.

Цель: оказание клиенту психологической помощи в осознании возможности влияния опыта взаимоотношений в прародительской семье на выбор брачного партнера и характер взаимодействия с ним.

Схема базового конфликта (Н. Пезешкиан)

  • «Я» – рассматривая данную сферу, клиент при помощи психолога анализирует взаимоотношения с родителями, братьями и сестрами: как они относились к нему, какой опыт общения приобрел он, слабые и сильные стороны опыта.
  • «Ты» – анализируя данную сферу, психолог просит клиента описать отношения его родителей между собой и оценить сильные и слабые стороны этого опыта.
  • «Мы» – рассмотрение данной сферы предполагает осознание отношения родителей клиента к окружающему миру, друзьям, «Пра – мы» — отношение родителей к будущему, их мировоззрение.

Поняв сферы переработки базового конфликта клиента, постарайтесь объяснить трудности его взаимоотношения с партнером в настоящем и спрогнозируйте будущее.

  1. Проведите психологическое консультирование предбрачной пары, используя «Дифференциально-аналитический опросник» Н. Пезешкиана.

Роли: психолог-консультант, клиент, партнер.

Цель: помочь клиенту и его партнеру осознать, что не совпадение их актуальных способностей может привести в будущем к напряжениям, конфликтам в супружеских взаимоотношениях.

Дифференциально – аналитический опросник

Актуальные

способности

Клиент

Партнер

Спонтанные

коментарии

Пунктуальность

Чистоплотность

Уступчивость

Верность

Любовь

Терпение

Доверие и др.

Психолог-консультант предлагает клиенту и партнеру заполнить «Дифференциально-аналитический опросник», проранжировав актуальные способности по мере их значимости для будущей семейной жизни. Далее следует провести анализ. Например, если для клиента важна пунктуальность, а для партнера она не важна, то в будущем это может привести к конфликтам в супружеских взаимоотношениях

Занятие 15

Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие «конфликт» и «семейный конфликт».
  2. Классификация супружеских конфликтов.
  3. Модели поведения супругов в межличностных и внутрисемейных конфликтах.
  4. Техники формирования у супругов навыков конструктивного поведения в конфликтной ситуации (методики: «Конструктивный спор», «Супружеский договор», «Супружеская конференция», «Семейный совет» и др.).

Литература

Основная

  1. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. – М., 2005.
  2. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студ. вузов. – М., 2000.
  3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.

Дополнительная

  1. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М., 1991.
  2. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.

Практические задания

  1. Обоснуйте способы преодоления деструктивных стратегий поведения супругов в межличностных и внутрисемейных конфликтах

Ситуация 1. Конфликт в семье обусловлен — стремлением мужа и жены самоутвердиться в семье, например в роли главы. Стремление к самоутверждению охватывает все сферы взаимоотношений.

Ситуация 2. Конфликт обусловлен сосредоточенностью супругов на своих делах, привычках, друзьях, нежеланием поступиться чем-либо из своей прошлой жизни для успешной реализации новой социальной роли.

Ситуация 3. Конфликт обусловлен дидактической моделью поведения одного из супругов. Поучения охватывают все сферы совместной жизни.

Ситуация 4. В процесс взаимоотношения супругов постоянно вовлекаются их родители. Модель поведения супругов в конфликте может быть охарактеризована понятиями «маменькина дочка», «маменькин сынок».

Ситуация 5. Конфликт обусловлен состоянием озабоченности, напряженности, что приводит к дефициту позитивных переживаний.

2. Отработайте технику проведения методики «Конструктивный спор» С. Кратохвила. С этой целью, разыграйте в парах гипотетическую (согласно предложенному сценарию) конфликтную ситуацию, а затем с помощью специального опросного листа (оценочного формуляра) оцените эффективность своего поведения в только что разыгранной конфликтной ситуации.

Ситуация 1.

Роль супруги: По профессии вы инженер. Характер работы бюрократический, не требующий особых профессиональных знаний. Заработок низкий, нерегулярный. Привычный, годами сложившийся коллектив. Рутина. Вы давно замужем. С мужем познакомились в институте. Есть ребенок, который сейчас находится у бабушки. Вам кажется, что с момента создания семьи муж занял позицию иждивенца, стороннего наблюдателя. «Настоящий, увлеченный, активный он там – на работе, с сослуживцами, друзьями». Дома предпочитает ни во что не вмешиваться.

Летний день… Один из многих в вашей жизни. Сегодня с утра было холодно, поэтому вы оделись в теплое шерстяное платье. Днем потеплело. Вы возвращаетесь домой после работы, едете в душном транспорте. В каждой руке у вас по тяжелой сумке с продуктами. Приходите домой и видите, что муж лежит на диване с книгой в руках. То ли читает, толи спит. В кухне, куда зашли, ворох грязной посуды в мойке, грязь на полу…

Вы испытываете очень сильное чувство… Такое чувство, что… Многие мысли промелькнули в голове… Вы начинаете действовать в соответствии с этим вашим состоянием.

Роль супруга: Вам за 30. Вы инженер одного из НИИ., занимаетесь научной и конструкторской работой. Вас это захватывает. Подчас задерживаетесь на работе, так как вам хочется обсудить свои идеи с коллегами, доделать то, что не успели. В коллективе вас уважают как специалиста, хотя вы и не сделали карьеры. Заработок низкий, он вас не удовлетворяет, но сам характер работы «все искупает». Общественной работы вы сторонитесь. У вас семья, с женой познакомились в институте. Один ребенок, сейчас у бабушки.

Дома в последние годы частые конфликты с женой. Она все время чем-то недовольна. Ей кажется, что вы уделяете семье мало внимания. Действительно, работа отнимает у вас много сил. Дома хочется отдохнуть, расслабиться, что-то обдумать. В конфликтах с женой стараетесь ее понять, иногда уступаете ей, но не всегда это получается. Сегодня вы вернулись домой, пообедали. На кухне оставили все так, как есть, решив, что уборку сделаете позже. Нужно было дочитать книгу, которую вам дали всего на несколько дней.

Сегодня жена пришла чуть позже обычного. Правды, вы так увлеклись книгой, что не обратили внимания на ее приход. Но когда, вы услышали ее голос пришлось отложить книгу.

Оценочный формуляр для методики «Конструктивный спор»

Стиль спора

Параметр

Конструктивное

поведение

+

Деструктивное

поведение

Конкретность

Атака или защита

направлены на определенные

и конкретные поступки в

настоящее время

Разговор не конкретный,

поведение можно назвать

типичным; говорят о вещах,

не имеющих отношения к

решаемой проблеме

Включенность

супругов

Оба партнера активно

включаются во

взаимодействие, «бьют и

получают сдачи»

Один из участников не

включается в ссору,

обижается и раньше времени ее заканчивает

Стиль

общения

Ясные и открытые сообщения,

каждый говорит за себя,

обдумывает свои слова;

другой его понимает и

отвечает

Частое повторение своего,

плохо слушают друг друга,

скрытые намеки и

неясности,

укрываются за

высказываниями и словами

других лиц

«Честная

борьба»

Не используются удары

«ниже пояса», принимается во

внимание, что может вынести

партнер

Аргументы не относятся

к предмету спора, но больно

бьют партнера по его слабым

местам.

Результаты спора

Параметр оценки

Конструктивное поведение

+

Деструктивное поведение

Информативность

Взаимодействия

Что- либо узнал или научился

чему-либо новому

Не узнал ничего, о чем не

слышал бы раньше

Отреагирование

эмоций

Уменьшилась напряженность,

высказались жалобы,

претензии, дан выход

эмоциям, снизилось

раздражение

Разговор не привел к

уменьшению напряженности,

оно осталось или

повысилось

Сближение

Ссора привела к сближению,

супруги чувствуют, что

зависят друг от друга, и

правильно себя оценивают

Супруги еще более

отдалились друг от друга,

не понимают друг друга или

чувствуют какую-то

несправедливость

Улучшение

ситуации

Ссора привела к решению

проблемы, выходу из

конфликтной ситуации, к

пониманию и взаимным

уступкам; обдумано и

обсуждено дальнейшее

поведение.

Решение не найдено,

партнер не старался

улучшить ситуацию или не поддерживал такого

стремление у другого, не

идет на уступки и не желает

в себе что-либо изменить

По замыслу С. Кратохвила, оценку стиля и результата спора проводят оба его участника. За каждый раздел можно получить – 1, 0 или +1 балл. Окончательный результат получается суммированием баллов по всему формуляру и может достигать значение от – 8 до + 8 баллов. После заполнения оценочного формуляра обсудите, что можно сделать для повышения результативности своего взаимодействия и проиграйте новую конфликтную ситуацию с большей эффективностью.

3. Сформулируйте основные принципы совместной супружеской жизни, позволяющие избежать многих ошибок и конфликтов.

Занятие 16.

Консультирование в ситуации развода и повторных браков

Вопросы для обсуждения.

  1. Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения (семейные конфликты, ревность, супружеские измены и др.).
  2. Стадии развода.
  3. Проблемы повторных браков.
  4. Особенности консультативной помощи людям в ситуации развода и повторных браков.

Литература

Основная

  1. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи. – М., 2004.
  2. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М., 1991.
  3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования./ Под. ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.
  4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000.

Дополнительная

  1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. – СПб., 2005.
  2. Андреева Т. Семейная психология. – СПб., 2004.
  3. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. – СПб., 2005.

Практические задания

  1. Проанализируйте возможные причины желания супругов развестись и обоснуйте конструктивные способы предотвращения разводов в следующих ситуациях:

Желание развестись обусловлено:

  • изменой одного из супругов;
  • охлаждением в эмоциональных отношениях;
  • потребностью начать новую жизнь, более насыщенную событиями;
  • совместным проживанием с родителями на их жилплощади;
  • навязчивой ревностью одного из супругов;
  • неравным уровнем образования и социального статуса;
  • бесплодием одного из супругов.
  1. Ознакомьтесь с типичными для повторных браков ситуациями. Постарайтесь определить причину подобных явлений и сформулировать соответствующие рекомендации.

Ситуация 1. Жена, которая развелась с мужем по причине его пристрастия к алкоголю, вновь выходит замуж за алкоголика.

Ситуация 2.Муж, разведясь с женой – истеричкой, опять женился на истеричке.

Ситуация 3. Муж постоянно раздражает вторую жену (как и первую) невниманием, отсутствием интереса к домашним делам, задержками в пивной, придирчивостью, деспотизмом, вспыльчивостью или ревностью

Ситуация 4. Жена испытывает к своему второму мужу амбивалентные чувства: «Мой второй муж – хороший человек, тихий и нежный, такой, какого я хотела. Первый мой муж был грубым и деспотичным, но это был мужик».

Занятие 16

Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми

Вопросы для обсуждения:

1. Общая схема семейного консультирования, сфокусированная на ребенке.

2. Психологическое консультирование и коррекция взаимоотношений родителей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Психологическое консультирование и коррекция взаимоотношений родителей с подростками и юношами.

Литература

Основная:

1. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи. – М., 2004.

2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.

3. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под. ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.

Дополнительная

1. Захаров А.И. Детские неврозы. Психологическая помощь родителям и детям. – СПб., 1995.

Практические задания

1. Обоснуйте выбор формы психологической помощи в зависимости от характера жалоб родителей на ребенка.

Ситуация 1. В консультативный центр психологической помощи семье обратилась женщина, мать – одиночка, с жалобами на поведение сына Димы, 9 лет. Дима проявляет дурные наклонности; в школе дружит с отъявленными хулиганами и двоечниками. Плохо учиться – на тройки, иногда на четверки, «хотя школьная программа позволяет любому ребенку учиться на «отлично», если он не умственно отсталый». В свободное время, которое мама старательно пытается «свести к нулю», Дима играет в глупые и однообразные игры – только с машинами, воображая себя шофером.

Запрос к психологу – консультанту: «Проверьте, нормален ли сын. Нет ли у него олигофрении или шизофрении?»

Ситуация 2. В консультативный центр психологической помощи семье обратилась мама по поводу неуспехов восьмилетнего сына в школе. Коля учится во втором классе посредственно, на тройки. Дома ругают за тройки, ставят в пример старшего брата – отличника. Мама каждый день делает с Колей уроки, и это всегда сопровождается конфликтами. Мальчик не хочет ходить в школу, утром часто плачет.

Проведенное психологическое обследование не выявило никаких признаков аномалии психического развития. В то же время имелись указания на повышенный уровень тревоги, ранимость и признаки тормозимого типа нервной системы.

Ситуация 3. В консультативный центр психологической помощи семье обратилась мама девочки Лены, 9 лет. Она жаловалась на поведение девочки дома. Лена грубит без видимого повода, употребляет бранные слова, дерется, гримасничает. Старается поменьше дома есть. При этом Лена неплохо учиться, не имеет конфликтов в школе и охотно ест школьные завтраки. Причины такого поведения Лена, по словам матери, объяснить не может или не хочет

Запрос: «Научите, как вести себя с дочерью, как наладить контакт?» Проведенное исследование девочки выявило явные признаки искаженного психического развития и психические расстройства в форме бреда с аутичной манерой переживания. Так, Лене казалось, что в нее вселился «черт». «Этого черта Лена глотала каждое утро вместе с едой, которую получала дома на завтрак. Вечером «черт» выходил из нее «через нос с воздухом перед сном. Этот черт заставлял ее плохо себя вести», т.е. агрессивное поведение девочка переживала как насильственное.

2. Проведите консультирование семьи, сфокусированное на проблемах ребенка, используя схему, предложенную А.А. Бодалевым и В.В. Столиным (Семья в психологической консультации / Под. ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989, стр. 40).

Подготовьте краткий письменный отчет по следующему плану:

  • жалобы родителей на ребенка;
  • прочие жалобы;
  • первичная диагностика ребенка (описание методик и результатов диагностики);
  • степень обоснованности жалоб родителей;
  • рекомендации (в зависимости от результатов первичного обследования ребенка определите степень необходимости специальной диагностики родительского отношения к ребенку, взаимоотношений детей и родителей, диагностики личности родителя, а так же вид и форму оказания психологической помощи семье).

Занятие 17

Особенности психологического консультирования по проблемам взаимоотношений супругов с их родителями

Вопросы для обсуждения

1. Типичные проблемы, возникающие в отношениях супруга со своими родителями.

2. Типичные проблемы, возникающие в отношениях одного супруга с родителями другого супруга.

3. Типичные проблемы, возникающие в отношениях прародителей с внуками

Литература

Основная:

1.Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

2.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.

Практические задания

1. Обоснуйте стратегию консультативной работы в следующих ситуациях:

Ситуация 1. У дочери возникли проблемы во взаимоотношениях с мужем. По мнению ее отца, в возникновении этих проблем виновата сама дочь, а по мнению матери – в этом виноват ее муж. В результате между дочерью и отцом осложнились взаимоотношения, но в этом конфликте мать стоит на стороне дочери и фактически поддерживает ее. Что же касается мужа дочери, то его позицию разделяет отец дочери.

Ситуация 2. Дочь вышла замуж, и у нее в семье возникли проблемы. Мать считает, что в этом повинна дочь, и фактически поддерживает ее мужа в конфликте с собственной дочерью. Отец же считает, что дочь не виновата, а во всем виноват ее муж.

Ситуация 3. В семье дочери в ее взаимоотношениях с мужем возникли проблемы. Оба родителя считают, что в этом виновата их дочь и настроены против нее.

Ситуация 4. Сын женился, и у него возникли в семье проблемы. Мать поддерживает сына, винит невестку в возникновении этих проблем. Сын, однако, с этим не согласен и защищает свою жену от нападок матери. В результате между сыном и матерью возникает дополнительный конфликт. Отец же или стоит на стороне сына или занимает нейтральную позицию.

Ситуация 5. Сын женился, у них в семье не все идет ладно. Отец считает, что в этом виновата невестка, однако , сын ее защищает от нападок отца. В результате между отцом и сыном возникает конфликт. Мать стоит на стороне сына.

Ситуация 6. Дочь вышла замуж. В ее семье, с точки зрения ее самой и ее мужа, все обстоит благополучно. Однако мать дочери так не считает, постоянно делает дочери замечания и учит ее жить. В результате между матерью и дочерью возникает конфликт. Отец занимает нейтральную позицию.

Ситуация 7. В семье у молодой жены не сложились взаимоотношения, как с отцом, так и с матерью мужа. Муж стоит на стороне своих родителей.

У молодой жены не сложились взаимоотношения с отцом и матерью мужа. Муж поддерживает свою жену в конфликте с матерью и отцом

Вопросы к экзамену

  1. Становление психологии семейных отношений как раздела психологии

  2. Основные подходы в изучении психологии семейных отношений
  3. Типологии семьи
  4. Основные и альтернативные формы семейно-брачных отношений
  5. Функционально-ролевая структура семейных отношений
  6. Проблема периодизации и кризисы семейной жизни
  7. Проблема взаимоотношений полов в психологии
  8. Особенности предбрачного периода, теории выбора брачного партнера.
  9. Теории любви в психологии
  10. Типы супружеских отношений
  11. Понятие и виды супружеской совместимости
  12. Специфика супружеских конфликтов
  13. Развод как социально-психологический феномен
  14. Материнство как психологический феномен
  15. Отцовство как психологический феномен
  16. Типы детско-родительских отношений, стили семейного воспитания
  17. Семейные трудности и проблемы. Виды оказания психологической помощи семье
  18. Методы социально-психологической диагностики проблем семьи.
  19. Программы социально-психологического исследования семьи (программа поэтапного исследования семьи Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; программа социально-психологического исследования супружеской пары А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой)
  20. Динамический, бихевиористический подходы в супружеской терапии
  21. Рационально-воспитательный, ценностный подходы в супружеской терапии
  22. Гуманитарно-психологический, системные подходы в супружеской терапии
  23. Методика проведения циркулярного интервью в системном семейном консультировании
  24. Виды консультативной психологической помощи семье
  25. Особенности построения психологического заключения в семейном консультировании
  26. Добрачное и предбрачное семейное консультирование
  27. Техники формирования у супругов конструктивных способов разрешения конфликтов
  28. Общая схема семейного консультирования, сфокусированная на проблемах ребенка
  29. Особенности психологического консультирования по проблемам взаимоотношений супругов с их родителями.
  30. Консультирование в ситуации развода и повторных браков.
  31. Методики коррекции детско-родительских отношений
  32. Особенности оказания психологической помощи семье, ожидающей рождения ребенка

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..

Занятие 1 Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества……………………………………………………………………

Занятие 2 Тенденции изменения брака в современном обществе……….

Занятие 3 Динамика семейных отношений………………………………

Занятие 4. Проблема половых различий и семейные отношения

Занятие 5 Половая социализация и подготовка к браку

Занятие 6 Удовлетворенность браком и супружеская совместимость

Занятие 7 – 8 Ребенок и семья

Занятие 9 – 10 Методы социально-психологической диагностики проблем семьи

Занятие 11Современные концепции супружеской терапии

Занятие 12 Модель психологического консультирования семьи, основанная на теории семейных систем

Занятие 13 Добрачное и предбрачное психологическое консультирование

Занятие 14 Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами

Занятие 15.Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми

Занятие 16 Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми

Практические задания составлены Макаровой Н.В.

Практические задания студентам к вопросам на ГЭК по дисциплине «Психология семьи с основами семейного консультирования»

1. Ситуация: В ходе семейного консультирования между супругами был заключен следующий супружеский договор.

Супружеский договор Вацлава и Кветы (по С. Кратохвиллу)

Пункты

разногласий

Обязательства мужа

Обязательства жены

Домашний бюджет

Буду ежемесячно вносить в семейный бюджет 800 крон, уплачивать налоги – 850 крон, делать сбережения в размере 700 крон, оставлять на карманные расходы 500 крон

Буду самостоятельно вести семейный бюджет и вносить в него свою долю в размере 1200 крон; оставлять на карманные расходы 400 крон.

Секс и

душевный разговор

По возвращении домой не менее 10 минут разговаривать с женой; ежедневно буду говорить жене какой-либо комплимент; не буду принуждать жену к исполнению супружеских обязанностей.

Половые отношения 3 раза в неделю (дни по собственному выбору); в сексе проявлять инициативу не реже 1 раза в неделю.

Свободное время

Один раз в месяц организовывать совместный отдых вне дома; обязанности по его организации выполнять поочередно

Один раз в месяц организовывать совместный отдых вне дома; обязанности по его организации выполнять поочередно

Задание: Определите в рамках какого терапевтического подхода (динамического или бихевиористического), был заключен данный супружеский договор. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: Данный супружеский договор был заключен в рамках бихевиористического подхода, так как он содержит конкретные соглашения супругов по изменению их поведения.

(Супружеский договор, составленный в рамках динамического подхода, направлен, прежде всего, на осознание противоречий в ролевых ожиданиях и притязаниях супругов).

  1. Ситуация:

Конфликт в семье обусловлен — стремлением мужа и жены самоутвердиться в семье, например в роли главы. Стремление к самоутверждению охватывает все сферы взаимоотношений.

Задание: Обоснуйте способы преодоления деструктивных стратегий поведения супругов в межличностных и внутрисемейных конфликтах

Ответы: психолог должен проводить работу по расшатыванию стереотипных позиционных ролей супругов. Мужу и жене необходимо договариваться о разграничении сфер самоутверждения в роли главы.

  1. Ситуация:

Супруги приходят на консультацию и говорят, что они постоянно мучают друг друга скандалами.

Задание:

Покажите возможность использования приемов позитивной коннотации в данной ситуации.

Ответ: психолог может проинтерпретировать скандальное поведение супругов как желание взаимодействовать, как эмоционально окрашенное (не безразличное) отношение друг к другу.

  1. Ситуация:

Семья после развода. Мама вышла замуж, и папа женился. С двух сторон родственники. Люди интеллигентные, развод эмоционально завершенный, дочь бывает и в том, и в другом доме. Живет ребенок с мамой и отчимом, папа с новой женой часто берут ее к себе. Летом у ребенка началась дисфункция, связанная с тем, что очень разные требования в каждой семье, разный образ жизни и разный режим питания, и четырехлетней девочке очень трудно перестраиваться. Она не хочет ехать к папе, потом от папы не хочет к маме, то есть каждый момент перехода для нее тяжелый и она пытается в него не попасть.

Задание:

Как можно использовать технику прямого предписания (разработка специального ритуала) в следующей ситуации?

Ответ: психолог может рекомендовать соблюдение следующего ритуала: бывшие супруги должны договориться об увеличении времени, которое затрачивается для перехода ребенка от папы к маме (от мамы к папе).

При этом родителям необходимо, какое то время побыть с ребенком вдвоем. Например, всем вместе попить чай, обсудить события, которые произошли за выходной день и т. п. Можно ввести внешние атрибуты – значки, которые девочка будет одевать во время перехода от отца к матери (от матери к отцу).

Практические задания к вопросам ГЭК по дисциплине «Психокоррекция»

1 Ситуация:

В коррекционный центр психологической помощи семье обратилась женщина, мать – одиночка, с жалобами на поведение сына Димы, 9 лет. Дима проявляет дурные наклонности; в школе дружит с отъявленными хулиганами и двоечниками. Плохо учиться – на тройки, иногда на четверки, «хотя школьная программа позволяет любому ребенку учиться на «отлично», если он не умственно отсталый». В свободное время, которое мама старательно пытается «свести к нулю», Дима играет в глупые и однообразные игры – только с машинами, воображая себя шофером.

Запрос матери к психологу – «Проверьте, нормален ли сын. Нет ли у него олигофрении или шизофрении?»

Задание:

Обоснуйте выбор формы психологической помощи в зависимости от характера жалоб родителей на ребенка.

Ответ: в данном случае помощь должна быть направлена, прежде всего, на изменение отношения матери к ребенку, так как ее жалобы необоснованны (мать интерпретирует тройки и четверки, которые ребенок получает в школе как показатели умственной отсталости, а ролевые игры ребенка как проявление шизофрении).

1. Ситуация:

В консультативный центр обратилась женщина, мать, с жалобами на сына (6 лет), который часто дерется, обижает младших детей и агрессивно себя ведет по отношению к отцу. При этом мама рассказала, что отец постоянно объясняет ребенку (иногда с применением физических наказаний), что обижать маленьких нельзя.

Задание:

Обоснуйте стратегию преодоления детской агрессивности с позиции детского психоанализа.

Ответ: Отец должен отказаться от применения физических наказаний сына, так как сам демонстрирует ребенку, что обижать младших можно.

Согласно динамическому подходу, мальчик находится на фаллической стадии психосексуального развития и испытывает по отношению к родителю своего пола амбивалентные чувства (любовь и ненависть).

Необходимо предоставить ребенку возможность выразить агрессию по отношению к отцу, но в социально приемлемой форме (подушечные бои, игры – соревнования и т. п.).

Ситуация: В консультационный центр обратились родители, с жалобами на дочь (10 лет), которая очень боится собак и поэтому боится одна выходить на улицу.

Задание:

Обоснуйте стратегию преодоления детских страхов с позиции бихевиоризма

Ответ: С позиции бихевиоризма страх является результатом научения. Необходимо разорвать старую систему связей S  R и образовать новую систему S1  R1. С этой целью можно использовать метод контробусловливания, а так же метод систематической десенсибилизации и антиципации и др.

Ситуация: В школе проходит психолого-педагогический консилиум, на котором психолог дал следующую характеристику на ученика 1 «А» класса Николая К.

Актуальное состояние ребенка: Плохо усваивает учебный материал, рассеян, невнимателен, особую трудность вызывают задания, требующие логического осмысления, творческого воображения. У мальчика плохо развита устная и письменная речь, эмоциональное состояние не устойчивое, тревожное. Ситуации публичного ответа вызывают тревогу.

В общение с педагогами старается не вступать, навыки общения со взрослыми развиты плохо. Воспитан, аккуратен.

Наличие отклонений и особенностей развития: существуют определенные нарушения в познавательной сфере (низкая произвольность, несформированность внутреннего плана учебных действий).

Мальчик «педагогически запущен» из – за отсутствия должного внимания к его развитию в семье.

Задание: Прочитайте краткую характеристику на ученика и определите содержание сопровождающей деятельности и ее предпочтительные формы.

Ответ: сопровождающая деятельность психолога может осуществляться по следующим направлениям: преодоление тревожности и трудностей ребенка в общении; формирование произвольности. Формы сопровождающей деятельности: участие ребенка в работе коррекционно-развивающей группы детей с трудностями в общении; индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребенком, направленные на преодоление педагогической запущенности и развитие произвольности.