Тенденции развития современной семьи

ВВЕДЕНИЕ

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики [7]. В современной психологии известны масштабные работы, объектом которых является семья [9].

В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят про­явление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни [2].

Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. По-разному реагируют они на воздействие многообразных факторов современного бытия. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения [9].

Изучению современной семьи в наше время уделяется достаточно большое внимание, как в нашей стране, так и за рубежом. Потому в психологии существуют различные точки зрения на феномен современной семьи.

В отечественной психологии проблемами современной семьи занимались Ю. Е. Алешина [1] , Е. Г. Силяяева [7], А.В. Шавлов, И. Н. [8], Л.Д. Шнейдер [9], Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис [10] и др., в зарубежной психологии необходимо отметить таких исследователей как В. Сатир [6], Р.А.Левис, Г.В. Спаниер и др.

Актуальностьтемы обусловлена тем, что в настоящее время существует множество подходов к определению понятия современная семья, а так же существует разный взгляд на классификацию функций и типов семей.

Целью настоящей контрольной работы является изучение характеристик современной семьи.

В качестве объекта исследования выступает – современная семья.

Предметом исследования является – характеристики современной семьи.

Задачи контрольной работы:

1. изучить понятие «современная семья»;

2. рассмотреть функции семьи;

3. рассмотреть структуру семьи;

4. рассмотреть динамику семьи;

5. рассмотреть тенденции развития современной семьи;

6. рассмотреть различные типы семей.

 

 

Современная семья

Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, ной ихдетей, атакже других родствен­ников или просто близких супругам и необходимых им людей [2].

5 стр., 2003 слов

рассмотреть психологию музыкальных способностей .

... когда человек не различает обычные шумы и звуки). Цель работы - рассмотреть психологию музыкальных способностей . Задачи исследования: 1. Изучить понятие "музыкальные способности". 2. ... способностей. 4. Рассмотреть музыкальный слух в структуре музыкальных способностей Объект исследования гностические расстройства восприятия звуков Предмет исследования - психология музыкальных способностей. ...

Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [7].

Д. Джексон, впервые проанализировавший семью как систему, говорил, что семья – это «система, управляемая правилами» [10].

Заключая брачный союз, партнеры принимают на себя обязательства относительно жизнеустройства и функционирования семьи как системы. Брак – это исторически обусловленная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям [4].

По определению А. И. Антонова, семья — это основанная на еди­ной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отно­шения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений харак­теризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собствен­но семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семей­ной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, се­мьи молодоженов, характеризующихся только супружеством, но не родительством и кровным родством).

Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством или супружеством [2].

Одним из важнейших параметров, входящих в модель современной семьи, является ответственность.

Понимание ответственности чаще связано с ее поведенческими проявлениями. Полагают, что степень личной ответственности тем выше, чем более выражено чувство определенной возможности контролировать совершение действия и его исход.

К. Муздыбаев, например, говорит о социальной ответственности, имея в виду склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия. Отчужденность от социальных норм и неумение найти смысл жизни ослабляют социальную ответственность.

В. Н. Дружинин предлагает дополнить эту модель еще одним параметром: перед кем несет ответственность личность (перед собой, перед отдельными другими, перед группой в целом, перед обществом в целом).

Тот или иной член семьи может нести ответственность за других членов семьи (например, жену, или мужа, или детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом: ее настоящее, прошлое, будущее, деятельность и поведение членов семьи, перед собой и семьей, перед общиной (ближайшим социальным окружением) и той частью мира людей (общества), к которому принадлежит семья. Это всегда ответственность за других, и не просто отдельных близких людей, а за социальную группу как целое.

5 стр., 2452 слов

Психолого-педагогическая работа с семьей, ожидающей ребенка

... связи с принятием женщиной и мужчиной новых социальных ролей, ответственности за ребенка, новых обязанностей, изменением отношений внутри семьи и семьи с обществом семейная система ввергается в кризис и обречена ...

Потребность в аффилиации — это потребность «заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться. Любить. Присоединяться к группам» (Мюррей).

Хотя при этом мотивация может быть не только положительной (надежда на установление хороших отношений), но и отрицательной (страх отвержения).

Между тремя видами отношений, характеризующими психологическую модель семьи, существуют определенные связи.

Доминирование предполагает ответственность за тех, кто подчиняется, а ответственность — власть над людьми для реализации ответственных задач.

«Нормальной» семьей считают семью, где ответственность несет муж (отец).

«Аномальной» семьей назовем такую семью, где муж не несет ответственности за нее. Если ответственность не несет никто — это «псевдосемья».

Обобщая отличительные черты современных моделей семьи, отечественный социолог А. И. Антонов отмечает ряд существенных перемен.

1. Произошел перевес личных выгод индивида и экономической деятельности как таковой над ценностями родства, отделение родства от социально-экономической деятельности. С нашей точки зрения, для российской семьи характерна некоторая специфика, связанная с тем, что имеет место не перевес экономических потребностей индивида над ценностями родства, а их сплав, взаимопроникновение, что наблюдается во всех сферах социально-экономической деятельности: политике, экономике, науке, даже криминале — с созданием фирм, подразделений в интересах семьи (часто в ущерб и за счет государственных), открытие счетов, фондов в пользу родственников, организация премий, форм обучения «своим» и пр. В связи с этим и уместно вывести обсуждение от перевеса ценностей к их смешению, когда родственное и общегосударственное сливаются воедино и выступают как экономическая самостоятельность и максимизация выгоды.

2. Современной модели семьи характерно разделение дома и работы.

3. Произошло размежевание дома и внесемейного мира, первичности семьи и обезличенности отношений во внешнем окружении.

4. Современной семье свойственна социальная и географическая мобильность, связанная с самостоятельным и независимым профессиональным и личностным самоопределением детей без наследования социального статуса и профессиональной специализации родителей.

5. Система «семьецентризма» с ориентацией на материальные блага, ценностями долга, семейной ответственности, рождения и воспитания детей, заботы о старости родителей, доминированием авторитета родителей и родственников уступает место системе «эгоцентризма» с ценностями индивидуализма, независимости, личных достижений, усилением ощущения сильного «Я».

6. Происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых супружеские узы становятся выше родовых-родственных.

7. Развод по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) вытесняется разводом, вызванным межличностной несовместимостью супругов («не сошлись характерами», «отсутствие взаимопонимания», «испытали разочарование друг в друге»).

8. Происходит переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепляемых брачным конктрактом).

9. На смену культуре бездетности с жестким табу на применение контрацепции приходит культура индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл, т. е. предупреждение и прерывание беременности.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... учитываются интересы и потребности всех ее членов. Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи: Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Систематическое ...

10. Нормы, связанные с феноменом многодетности семьи, исторически изживают себя. В XX веке происходит спонтанное сокращение количества детей в семье, учащаются разводы, реже заключаются браки [9].

Функции семьи

Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова (Гре­бенников И. В., 1991), являются:

— репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение де­
тей, продолжение человеческого рода);

— экономическая (общественное производство средств к жизни,
восстановление истраченных на производстве сил своих взрос­лых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета,
организация потребительской деятельности);

— воспитательная (формирование личности ребенка, системати­ческое воспитательное воздействие семейного коллектива на
каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное вли­яние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

— коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искус­ством, влияние семьи на многообразные связи своих членов сокружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

М. С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной,

эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального конт­роля, сферой духовного общения.

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г., 1968; Антонова. И., Медков В. М., 1996; Навайтис Г., 1999).

Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспо­собленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи,к которым относятся рождение (ре­продуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функ­ция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между се­мьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи,связанные с накоплением и пе­редачей собственности, статуса, организацией производства и по­требления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии чле­нов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают истори­ческий характер связи между семьей и обществом, раскрывают исто­рически преходящую картину того, как именно происходит рожде­ние, содержание и воспитание детей в семье (Антонов А. И., Мед­ков В. М., 1996).

В отдельные исторические периоды семья выполняет все или по­чти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих фун­кций берет на себя государство.

Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволя­ет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обо­снованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоян­ные сексуальные отношения).

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... агрессия, одной из функций которой, по мнению Д.Боулби, является попытка достижения утраченной связи [Боулби, 2003]. Возможно, агрессивность ребенка при его включении в приемную семью сигнализирует о поиске ... семьи и даже так называемые «деревни SOS». Последние представляют собой детские дома семейного типа, а женщины, живущие там с детьми, называют себя «мамами», выполняют материнские функции ...

Тот же автор, исхо­дя из семейных функций, перечисляет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей: потребности, связанные с отцовством и ма­теринством, потребности, связанные с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи, и потребности в фи­зической и психической интимности [2].

Семейный психотерапевт Д. Фримен излагает свою точку зрения. Он считает, что основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением, являются:

· обеспечение выживания;

· защита семьи от внешних повреждающих факторов;

· забота членов семьи друг о друге;

· воспитание детей;

· создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи;

· поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом;

· социальный контроль над поведением друг друга [5].

Наиболее подробный анализ основных функций семьи содержится в работе А. Н. Елизарова. При­ведем из его работы список функций, которые чаще всего психологи приписывают семье.

1.Порождение и воспитание детей (на мой взгляд, эти функции сле­дует рассматривать отдельно. — В. Д.).

2.Сохранение, развитие и передача последующим поколениям цен­ностей и традиций общества, аккумулирование и реализация со­циально-воспитательного потенциала.

3.Удовлетворение потребностей людей в психологическом ком­форте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощу­щении ценности и значимости своего «я», эмоциональном теп­ле и любви.

4.Создание условий для развития личности всех членов семьи.

5.Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

6.Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

7.Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разде­ление труда в семье, взаимопомощь.

8.Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними.

9.Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

10.Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

11.Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

12.Рекреативная функция — охрана здоровья членов семьи, органи­зация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т. д. [3].

Структура семьи

Каждая культура (и ее субкультуры) порождает определенную нормативную модель семьи, точнее, группу моделей. Структура нормативной модели включает в себя элементы — нормативных членов семьи, каждый из которых характеризуется определенным статусом, т. е. позицией с определенными правами и обязанностями, с которыми связано ожидаемое поведение. Кроме элементов, структура семьи определяется через отношения, их содержание и динамику [9].

Существует множество различных вариантов состава, или струк­туры, семьи:

· «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

· «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз:
супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений,
например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе
или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру
семьи;

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

· «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, обра­зовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная
семья включает неродных родителей и неродных детей, так
как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу
семьи;

· «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведет­ся одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода
или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был за­ключен (Леви Д., 1993).

· А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу:

· нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распро­странены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух по­колений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

· расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую
две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и со­стоящую из трех или более поколений — прародителей, родите­лей и детей (внуков).

Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нукле­арной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-ма­терей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети отданного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А. И., Медков В. М.)

Е. А. Личко (Личко А. Е., 1979) разработал следующую классифи­кацию семей:

1. Структурный состав:

· полная семья (есть мать и отец);

· неполная семья (есть только мать или отец);

· искаженная или деформированная семья (наличие отчима вме­сто отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности:

· гармоничная семья;

· дисгармоничная семья.

Существуют различные классификации типов распределения ро­лей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует три типа распре­деления семейных ролей:

· централистический (или авторитарный, с оттенками патриар­хальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена,
которому принадлежит верховная власть в решении основных
вопросов семейной жизни;

· автономный —муж и жена распределяют роли и не вмешивают­
ся в сферу влияния другого;

· демократический — управление семьей лежит на плечах обоих
супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А. И., Мед­ков В. М., 1996) разделяют на:

· партриархальные семьи, где главой семейного государства яв­ляется отец,

· матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием
пользуется мать, и

· эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных
глав и где преобладает ситуативное распределение власти меж­ду отцом и матерью [2].

Динамика семьи

Стадии жизненного цикла се­мьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... агрессии и стилями воспитания в семье. Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: 1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой ... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ...

Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

1) внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не со­здавшие своей семьи;

2) семья молодоженов;

3) семья с маленькими детьми;

4) семья с подростками;

5) выход повзрослевших детей из семьи;

6) семья на поздней стадии развития.

В. А. Сысенко выделяет:

1) совсем молодые браки — от 0 до 4 лет совместной жизни;

2) молодые браки — от 5 до 9 лет;

3) средние браки — от 10 до 19 лет;

4) пожилые браки — более 20 лет совместной жизни.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частич­ной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

Брак — принятие супружеских социальных ролей.

Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие измене­ний в интенсивности чувств, установление психологической и про­странственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждоднев­ного быта семьи, создание интимности, первичное согласование се­мейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало по­сещения ребенком дошкольного учреждения.

Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опе­ке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать ре­шенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходи­мостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к но­вым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья ста­дия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже по­зитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как
безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут
затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую
стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в
семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные се­мейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в се­мье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормаль­ные». Нормальные изменения в семье — это такие трансформации,
которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезап­ны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

10 стр., 4969 слов

Стили воспитания в семье

... стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не ... формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних ...

По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье:

· «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);

· «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

· изменения под влиянием социальных событий (экономическая депрессия, землетрясение и т. п.);

· биологические изменения (половая зрелость, климактерический
период и т. д.);

· изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.

· д.);

· «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).

В ходе психотерапии осуществляется проверка того, в какой степе­ни семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям, на­сколько семья гибка в приспособлении. Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна.

Существует целый континуум семей от оптимальных (хорошо орга­низованных, относительно открытых к изменениям) до значительно дисфункциональных (хаотичных, ригидных, закрытых систем, плохо взаимодействующих с внешним миром) [2].

Тенденции развития современной семьи

Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества. Закономерности изменения семьи сонаправлены переменам, которые происходят в обществе в целом. Поэтому понять состояние современной семьи и оценить перспективы ее дальнейшего развития можно, только учитывая те кардинальные изменения, которые произошли в общественной жизни и в массовом сознании на протяжении XX в. В то же время необходимо учитывать, что существует и эволюция семьи, обусловленная ее собственными внутренними закономерностями развития.

С середины XX в. произошли существенные и необратимые сдвиги в институте семьи. Произошедшие с семьей изменения в основном всеми авторами описываются как кризис традиционных семейных устоев. Наблюдается отказ от преданности браку на всю жизнь, интенсификация разводов и распад браков, отказ от стереотипного беспристрастного отношения к воспитанию потомства, увеличение числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение абортов и внебрачных рождений.

В настоящее время можно отметить изменения на всех этапах жизненного цикла семьи, начиная с ее зарождения и заканчивая завершением существования семьи как целого: на добрачном этапе, на протяжении всего периода семейной жизни, на этапе распада семьи [5].

Добрачный период

Брак больше не представлен в общественном сознании как единственно возможный способ проживания жизни. Это проявляется в том, что произошли изменения в процессе выбора брачного партнера, в отношении к браку и сексуальному поведению, в системе ценностей в области полоролевого поведения.

Изменился процесс выбора брачных партнеров. Изучение этнографических источников свидетельствует, что по крайней мере до середины XIX в. в России действовал обычай вступления в брак с помощью сватовства и свадьбы. Во второй половине XIX в. почти повсеместно трансформируется предбрачный ритуал. Возникает молодежное предбрачное общение. Во второй половине XX в. происходит дальнейшее усиление открытости в молодежном общении. Происходит увеличение доли индивидуальной свободы и индивидуальных предпочтений в процессе выбора брачного партнера и при заключении брака.

4 стр., 1901 слов

Особенности социальной работы с детьми сиротами

... т.д. Как бы хорошо ни было в детском доме, каждый ребенок мечтает о семье. Ребенок, живущий вне семьи, должен иметь рядом людей, заменяющих родителей, а в детских домах ... ее реализации, что приводит к увеличению количества детей, которые остаются вне семьи, росту беспризорных и безнадзорных детей, а также увеличению детей, имеющих недостатки в психическом развитии. Невыполнение законодательной ...

Снятие экономических, социальных и национальных барьеров расширяет круг потенциальных знакомств и в итоге увеличивает возможности выбора брачного партнера. Но происходящая одновременно индивидуализация человека обусловливает противоположную тенденцию — рост взаимных претензий мужчин и женщин друг к другу, что приводит к более тщательному и длительному процессу выбора супругов и к меньшей удовлетворенности результатом этого выбора.

Современное отношение к браку и сексуальному поведению существенно отличается от того, какое существовало еще полвека назад. Первым важным моментом этого изменения может быть названо переосмысление значимости сексуальности, т. е. возрастание ее ценности и значимости для личности. Происходит массовое распространение практика добрачного сексуального поведения молодежи.

Добрачное сексуальное поведение молодых людей часто в качестве основного мотива имеет именно получение удовольствия и не связано ни с брачными интересами, ни с намерением иметь детей.

Возраст партнеров, вступающих в брак, увеличивается. Еще одним проявлением смягчения нравов в отношении сексуального и брачного поведения является широкое распространение добрачного сожителъста («пробных», фактических браков) среди молодежи.

Подводя итог и обобщая описанные тенденции, можно так охарактеризовать изменения на добрачном этапе:

· изменение общественных норм в отношении брака и сексуального поведения;

· снижение регулирующего потенциала этих норм;

· изменение образцов полоролевого поведения;

· возрастание личной свободы и усиление проявлений индивидуальности в полоролевом поведении и выборе брачного партнера.

Это обостряет психологические проблемы выбора и принятия ответственности [5].

Период семейной жизни

Изменения в современной семье касаются как ее структуры, так и функций.

Первая тенденция, связанная с изменением структуры семьи, — это изменение числа ее членов. Место расширенной семьи, в состав которой входило несколько поколений родственников, характерной для России еще в начале и середине XX в., устойчиво заняла нуклеарная семья, состоящая из двух поколений: родителей и их детей. Это привело к уменьшению числа людей, проживающих вместе, и к ослаблению связей (и экономических, и эмоциональных) между родственниками, живущими раздельно.

Изменяется число членов и внутри нуклеарной семьи. Число детей в семье уменьшается — в большинстве семей их не больше двух. Некоторые семьи вообще не хотят иметь детей и считают идеальной бездетную семью, явно выраженными становятся тенденции к снижению рождаемости, малодетности и сознательной бездетности.

В качестве второй тенденции, связанной с изменением структуры семьи, а также ее функций, можно назвать изменение преобладающего типа семьи. Бывший «классическим» в XIX в. патриархальный тип становится настоящей «музейной редкостью». Экономическая самостоятельность женщины поколебала ее исключительную зависимость от главы семьи, что способствовало кризису патриархальной моногамии.

В современном обществе преобладает тип семьи, который можно обозначить как детоцентристский. Основная его характеристика — изменение отношения родителей к детям, которые становятся главным смыслом существования семьи.

Важность супружеских отношений в современной семье возрастает. Все большее значение придается интимности, удовлетворенности мужчин и женщин браком.

В связи с новым социально-экономическим и культурным статусом женщины, у нее все чаще возникают индивидуальные — направленные во внесемейную сферу — потребности и интересы.

Сочетание двух тенденций — освобождение детей от родителей и женщин от мужчин — содействовало возникновению постсовременного типа семьи.

Главными отношениями в ней становятся отношения между супругами. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей; они высоко ценят сексуальность, не сводя ее к деторождению. Супружество — это личное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.

Следующей характерной чертой в жизни современной семьи является появление особых, нетрадиционных моделей семей, к которым могут быть отнесены неполные семьи и семьи с неродными родителями [5].

 

Этап распада семьи

В рамках христианской традиции развод на протяжении многих лет оставался либо запретным, либо исключительным событием. После 1960 г. повышение частоты разводов последовательно захватывает все европейские страны.

В настоящее время имеются следующие тенденции:

· наблюдается рост за последние полтора десятилетия удельного веса повторных браков как среди мужчин, так и среди женщин;

· доля овдовевших среди вступающих в повторные браки постоянна и невелика;

· рост увеличения числа разводов сопровождается снижением числа повторных браков.

Однако все перечисленные варианты семей представляют собой варианты моногамии: мужчина и женщина одновременно живут только с одним партнером. В настоящее время нарастает число и альтернативных моногамии браков [5].

Различные типы семей

Семья и брак — культурно-исторические явления, претерпевшие значительные изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений.

Представленные типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Назовем часто используемые основания для выделения типов семьи и брака и соответствующие им категории семей.

Ø Принадлежность супругов к определенной социальной общности:

§ эндогамия;

§ экзогамия.

Ø Количество брачных партнеров:

§ моногамия;

§ полигамия;

§ серийная моногамия.

Ø Юридическое оформление брачных отношений:

§ официально зарегистрированный брак;

§ фактический («гражданский») брак.

Ø Структура власти в семье:

§ традиционная патриархальная;

§ традиционная матриархальная;

§ неопатриархальная;

§ неоматриархальная;

§ эгалитарная.

Ø Количество поколений в семье:

§ однопоколенная;

§ нуклеарная;

§ многопоколенная (расширенная, большая, сложная).

Ø Наличие родителей:

§ полная;

§ неполная (материнская и отцовская);

§ функционально неполная («квазинеполная»);

§ особая (сложноорганизованная, смешанная ), в том числе бинуклеарная.

Ø Количество детей в семье:

§ малодетная;

§ среднедетная;

§ многодетная.

Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и прежде всего качество семейной жизни. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки.

Ø Качество выполнения семейных функций:

§ нормально функционирующая;

§ дисфункциональная.

Ø Состояние психологического комфорта:

§ благополучная;

§ неблагополучная.

Ø Способность продуктивно разрешать семейные проблемы:

§ зрелая;

§ проблемная.

Ø Удовлетворенность супругов своим браком:

§ оба удовлетворены браком;

§ один из супругов удовлетворен браком, другой нет;

§ оба не удовлетворены браком.

Эта группа типологий будет подробно охарактеризована в главе, посвященной проблемным семьям.

Представления о структуре семьи лежат в основе большинства типологий, позволяющих выяснить происхождение и доминирование той или иной формы брака, понять своеобразие брачно-семейных отношений [5].

В. С. Торохтий, обобщая результаты предыдущих исследований, отмечает1, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам:

□ по количеству детей: бездетная, или инфертильная, семья, однодетная, малодетная, многодетная;

□ по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;

□ по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

□ по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;

□ по семейному быту, укладу: семья — «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

□ по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

□ по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

□ по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

□ по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);

□ по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т. е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т. д., семьи с промежуточным типом потребления;

□ по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;

□ по характеру проведения досуга: открытые или закрытые;

□ по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;

□ по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические;

□ по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов [9].

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. — М., 1993. — 175 с

2. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие / Т. В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.

3. Дружинин В. Н. Психология семьи: 3-е изд. / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с:

4. Крюкова Т. Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними / Т. Л. Крюкова, М. В. Сопоровская, Е. В. Куфтяк, издательство «Речь», 2005. — 240 с.

5. Посысоев Н.Н. Основыпсихологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.

6. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. — СПб.: Ювента, 2000. — 284 с.

7. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / ред. Е. Г. Силяева М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.

8. Шавлов А. В.Факторы удовлетворенности браком в семье кадрового военного в России: Дис. к.соц.н. / Шавлов А. В — М.: 1995. — 200 с

9. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л. Б. Шнейдер — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.

10. Эйдемиллер, Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис, СПб.: Питер, 2008. – 672 с.