МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ

КОЛЛЕДЖ КУЛИНАРИИ»

ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА

ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

И ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:

ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ КУХНИ

КВАЛИФИКАЦИЯ

СПЕЦИАЛИСТА: ТЕХНИК-ТЕХНОЛОГ

МИНСК 2015

Разработчик: Е. Ю. Зимовилина, преподаватель

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии

Рекомендовано к использованию учащимися заочной формы получения образования

по специальности «Производство продукции и организация общественного питания»

 

 

Учреждение образования

«Минский государственный профессионально-

технический колледж кулинарии», 2015

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В деятельности современного специалиста все большее значение при­обретает профессиональная компетентность в области психологии и этики деловых отношений, которая основывается, прежде всего, на знании себя, своих особенностей и возможностей, понимании внутреннего мира друго­го человека, умении общаться, предотвращать и преодолевать конфликт­ные ситуации и т. п.

Нередко трудности профессиональной адаптации выпускников сред­них специальных учреждений образования связаны не с уровнем квалификации, а с неумением строить правильные взаимоотношения в коллективе. Это привело к необходимости введе­ния в средних специальных учреждениях образования республики дисциплины «Психология и этика деловых отношений».

Целями изучения учебной дисциплины являются:

— формирование представлений о значимости и роли психологиче­ских и этических знаний в профессиональном становлении будущего спе­циалиста;

— формирование практических умений поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе;

— воспитание личностных качеств, обусловливающих социальную адаптацию выпускников среднего специального учреждения образования в кол­лективе, развитие организаторских и коммуникативных способностей.

В результате изучения учебной дисциплины обучающиесядолжны знать:

-основные понятия, задачи и методы психологии и профессиональ­ной этики;

3 стр., 1448 слов

Тема: Конфликты в деловых отношениях

... не выходят за рамки этических норм деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к улучшению отношений между людьми и развитию группы); • деструктивный ... истоком конфликта.   2. Полная типология конфликтов разрабатывается в конфликтологии — дисциплине, изучающей закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня. ...

— психологическую структуру личности, психологические характери­стики компонентов структуры личности современного специалиста;

— основные психологические характеристики познавательных про­цессов личности современного специалиста (внимание, ощущение, вос­приятие, память, мышление, речь, воображение);

— основные психологические характеристики эмоционально-волевой сферы личности специалиста, их роль в профессиональной деятельности специалиста;

— характеристики индивидуально-психологических особенностей личности специалиста (темперамент, характер, способности), их проявле­ния в учебной и трудовой деятельности;

— сущность, причины, пути предупреждения и способы разрешения конфликтов в трудовом коллективе;

должны уметь:

-определять особенности развития познавательной сферы личности, характеризовать методы развития познавательных процессов; определять особенности волевого потенциала личности, вырабаты­вать умение волевой саморегуляции;

— определять состояние морально-психологического климата в тру­довом коллективе;

— применять основные приемы общения на практике;

— применять способы предупреждения и разрешения конфликтов в учебной и профессиональной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел и тема Количество часов
Всего В том числе
для дневной формы для заочной формы (обзорные занятия) на ПЗ на самостоя-тельное изучение
  Введение    
Раздел 1 Познавательная сфера личности современного специалиста  
1.1 Психологическая характеристика внимания      
1.2 Ощущение и восприятие      
1.3 Память      
1.4 Мышление и речь      
1.5 Воображение      
Раздел 2 Эмоционально-волевая сфера личности специалиста 0,5   3,5
2.1. Эмоции и чувства      
2.2. Воля      
Раздел 3 Личность и деятельность 0,5   3,5
3.1 Психологическая структура личности современного специалиста      
3.2 Психологическая характеристика деятельности      
Раздел 4 Индивидуально-психологические особенности специалиста  
4.1 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности специалиста      
4.2 Характер      
4.3 Способности Практическая работа Определение уровня самооценки    
Раздел 5 Морально-психологический климат трудового коллектива и этические нормы взаимоотношений в коллективе    
Раздел 6 Деловое общение и этикет  
6.1 Психологические особенности общения и этикет      
6.2 Конфликты: причины, пути преодоления      
  Итоговая контрольная работа    
Итого

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

РАЗДЕЛОВ, ТЕМ ПРОГРАММЫ

Введение

Предмет и задачи психологии и профессиональной этики. Методы современной психологии и этики, их использование в профессиональной деятельности.

Требования к нравственному облику современного специалиста. Высшие общечеловеческие ценности.

Сознание и психика. Структура сознания и его основные психологические характеристики.

 

Раздел 1. Познавательная сфера личности современного специалиста

Тема 6.1 Психологические особенности общения и этикет

Содержание, структура, цели и функции делового общения. Особенности общения по «вертикали» и по «горизонтали».

Техники и приемы общения.

Этикет как высшее проявление нравственной культуры в профессиональной деятельности.

Тема 6.2 Конфликты: причины, пути преодоления

Конфликты, их причины. Пути предупреждения и разрешения конфликтов в трудовом коллективе. Способы реагирования в конфликте.

Социально-психологический климат в коллективе.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1

1.Дайте определение понятий психология, профессиональная этика и раскройте их предмет и задачи.

2.Выделите особенности структуры личности.

3.Опишите техники и приемы общения.

4.Опишите возможные проявления несдержанности в Вашей профессиональной деятельности, способы ее преодоления.

 

Вариант 2

1.Опишите методы современной психологии и этики, их использование в профессиональной деятельности.

2.Определите, как соотносятся понятия человек, индивид и личность.

3.Опишите структуру и содержание делового общения.

4.Оцените темпераменты, как «лучшие» и «худшие».

 

Вариант 3

1.Дайте определение понятий психика и сознание. Опишите структуру сознания, его основные психологические характеристики.

2.Укажите основные виды деятельности, их психологические особенности.

3.Опишите цели и функции делового общения.

4.Охарактеризуйте способности, необходимые работнику для успешной профессиональной деятельности.

 

Вариант 4

1.Дайте определение понятия внимание, укажите его виды.

2.Изложите сущность способов выполнения деятельности (навыки, умения, привычки).

3.Охарактеризуйте виды самооценки, уровень притязаний.

4.Охарактеризуйте необходимые психологические качества работника Вашей сферы деятельности.

 

Вариант 5

1.Дайте классификацию и охарактеризуйте виды ощущений и восприятий.

2.Дайте определение понятия темперамент, охарактеризуйте его типы и индивидуальные стили профессиональной деятельности.

3.Опишите причины конфликтов в трудовом коллективе.

4.Определите, к какому типу относятся следующие конфликты:

А) администрация предъявляет сотруднику противоречивые требования к конечному результату его работы, и он не знает, как поступить;

Б) руководитель не оценил работу подчиненного и этим обидел его;

В) при принятии решений в коллективе происходит столкновение взглядов и характеров.

Вариант 6

1.Дайте определение понятия память, охарактеризуйте ее виды и процессы.

2.Дайте определение понятия характер и охарактеризуйте его структуру.

3.Опишите пути предупреждения конфликтов в трудовом коллективе.

4.Определите соотношение характера и темперамента человека, характер влияния Вашего характера на успехи в учебе и работе.

Вариант 7

1.Дайте определение понятий мышление и речь, охарактеризуйте виды, операции и формы мышления.

2.Дайте количественную и качественную характеристику способностей.

3.Опишите пути разрешения конфликтов в трудовой деятельности.

4.Приведите примеры из профессиональной деятельности, по поводу влияния определенного типа темперамента на результат труда.

 

Вариант 8

1.Дайте определение понятия воображение и охарактеризуйте его виды.

2.Опишите классификацию групп и сформулируйте понятие коллектив.

3.Опишите способы реагирования в конфликте.

4.Разъясните понятия «формальный» и «неформальный» лидер.

Вариант 9

1.Дайте определение понятиям эмоции и чувства, охарактеризуйте основные эмоциональные состояния.

2.Определите особенности межличностных отношений в коллективе.

3.Опишите особенности социально-психологического климата в коллективе.

4.Определите особенности малой группы.

Вариант 10

1.Дайте определение понятия воля и охарактеризуйте волевые качества личности.

2.Определите особенности формирования коллективизма в трудовой деятельности.

3.Охарактеризуйте механизмы адаптации в трудовом коллективе.

4.Охарактеризуйте необходимые психологические качества работника Вашей сферы деятельности.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

№ п/п Наименование Автор Издательство, год издательства
Деловое общение Самыгин С.И., Сторляренко Л.Д. Ростов-на-Дону, 2007
Общая психология Маклаков А.Г. Питер, 2007
Общая психология: личность: учеб. пособие Козубовский В.М. Минск, 2005
Практикум по общей психологии Смирнов А.Г. Москва, 2002
Профессиональная этика и психология в общественном питании Усов В.В. Москва, 1990
Психология Чеховский М.И. Минск, 2008
Психология и этика деловых отношений. Практикум Цуранова С.П., Павлова И.М., Вашкевич А.С. Минск, 2008
Психология и этика деловых отношений: учеб. пособие Бороздина Г.В. Мн.: РИПО, 2010
Психология общения Рогов Е.И. Москва, 2007
Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений Кухарчук А.М. Мн.: Соврем. Слово, 2006

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

№ п/п Наименование Автор Издательство, год издательства
Как изменить личность Айзенк Г. Москва, 2000
Методология, теория и метод в современной социальной психологии: Интегративно-эклектический подход Янчук В.А. Минск, 2000
Наедине со всеми: О психологии общения Толстых А.В. М., 1990
Общая психология в схемах и комментариях Крысько В.Г. Питер, 2006
Психологические тесты Под ред. Карелина А.А. М.: Владос, 1999
Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики Собчик Л.М. СПБ.: Речь, 2003
Психология личности. Теория и исследования Первин Л., Джон О. М.: Аспект Пресс, 2000
Психология профессионала Климов Е.А. М.: Изд-во «Институт прикладной психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996
Современная психология: справочное руководство   М.: Инфа-М, 1999
Этика Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Минск, 2000

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

При выполнении контрольной работы учащемуся следует изучить методические рекомендации, в которых дана примерная структура изучения раздела, темы дисциплины, рекомендована литература для использования.

Необходимо также использовать различные справочные материалы, статьи в научно-популярных журналах, материалы периодической печати.

Качество письменной работы оценивается, прежде всего, по тому, насколько самостоятельно и правильно раскрыты основные вопросы темы, охарактеризованы понятия, проанализированы и интерпретированы явления и факты. Изложение должно быть творческим, а не компилятивным. Не следует перегружать работу цитатами. Если цитата приводится, ее необходимо записать дословно, взять в кавычки и указать источник, из которого она взята (фамилия автора, название произведения, место и год издания, том, часть, параграф, страница).

Не разрешается переписывание текстов из брошюр, статей и учебников.

После успешного выполнения домашней контрольной работы учащийся допускается к экзамену.

Контрольная работа должна быть написана разборчивым почерком в тетради с пронумерованными страницами или выполнена с использованием компьютерной техники. Первый лист оформляется как титульный (См.образец)Для замечаний и поправок преподавателя справа страницы оставляются поля в 3-4 см, достаточный межстрочный интервал (1,5), а также не менее одной чистой страницы для рецензии. В конце контрольной работы приводится перечень использованной литературы с соответствующим библиографическим описанием. Работа должна быть датирована и подписана учащимся. Выполненная домашняя контрольная работа должна быть предоставлена в колледж не позднее, чем за 20 дней до начала лабораторно-экзаменационной сессии. Домашняя контрольная работа, представленная после установленного учебным графиком срока ее сдачи, принимается на рецензирование с разрешения руководителя учреждения образования. В период лабораторно-экзаменационной сессии по такой работе может быть проведено устной собеседование. По результатам выполнения домашней контрольной работы выставляется зачет.Не зачитывается и возвращается учащемуся на доработку, как правило, контрольная работа, если в ней не раскрыты теоретические вопросы, задания и ответы на них полностью переписаны из учебной литературы, без адаптации к конкретному заданию.Доработанный вариант незачтенной контрольной работы предоставляется на рецензирование вместе с прежним вариантом, при этом правильно выполненная часть задания не переписывается.Контрольная работа, оформленная небрежно, написанная неразборчивым почерком, а также выполненная по неправильно выбранному варианту, возвращается учащемуся без проверки с указанием причин возврата. В случае выполнения работы по неправильно выбранному варианту учащийся должен выполнить работу согласно своему варианту задания. Работа, оформленная небрежно, рецензированию не подлежит и возвращается учащемуся для надлежащего оформления. Отрецензированная преподавателем домашняя контрольная работа возвращается учащемуся. Зачтенные домашние контрольные работы по учебной дисциплине предъявляются учащимся преподавателем при проведении экзамена.Выбор варианта домашней контрольной работы осуществляется учащимся в установленном порядке: по сумме цифр порядкового номера учащегося в списочном составе учебной группы. Например,

№ п/п Фамилия, имя, отчество учащегося Вариант домашней контрольной работы
1 Афанасьев Афанасий Афанасьевич 1  
     
7 Иванов Иван Иванович 7  
     
10 Петров Петр Петрович 1 1+0 =1
11 Потапов Потап Потапович 2 1+1=2
     
20 Семенов Семен Семенович 2 2+0=2
     
26 Тарасов Тарас Тарасович 8 2+6=8
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛИНАРИИ»   ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «______» ВАРИАНТ ______ УЧАЩЕГОСЯ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ _____   (ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ) СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 2-91 01 01 ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: 2-91 01 01-01 31 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ КУХНИ КВАЛИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА: ТЕХНИК-ТЕХНОЛОГ  

Вопросы для самостоятельного изучения

«Психология и этика деловых отношений»

 

1.Опишите методы современной психологии и этики, их использование в профессиональной деятельности.

2.Охарактеризуйте требования к нравственному облику современного специалиста.

3.Раскройте высшие общечеловеческие ценности.

4.Приведите примеры проявления психического процесса ощущение в Вашей профессиональной деятельности.

5.Приведите примеры проявления психического процесса восприятие в Вашей профессиональной деятельности.

6.Дайте определение понятия память, охарактеризуйте виды памяти и их развитие в трудовой деятельности.

7.Охарактеризуйте виды, операции и формы мышления, их психологические и профессиональные особенности.

8.Опишите функции речи.

9.Дайте определение понятий эмоции и чувства.

10.Охарактеризуйте особенности проявления воли и профессиональной деятельности, опишите методы волевой саморегуляции личности.

11.Дайте определение понятия личность, опишите структуру личности.

12.Дайте определение понятия самосознание личности современного специалиста.

13.Раскройте понятия образ «Я», самооценка и уровень притязаний.

14.Дайте определение понятия темперамент, дайте психологическую характеристику типов темперамента.

15.Приведите пример, каким образом темперамент специалиста влияет на его профессиональную деятельность.

16.Раскройте понятия характер и индивидуальность.

17.Приведите пример, каким образом характер специалиста влияет на его профессиональную деятельность.

18.Опишите содержание, структуру, цели и функции делового общения.

19.Раскройте понятие этикет как высшее проявление нравственной культуры в профессиональной деятельности.

20.Приведите пример конфликтной ситуации в профессиональной деятельности и пути ее разрешения.