Методические рекомендации для

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

по дисциплине «Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности»

сост. к.пс.н., доцент кафедры общей и социальной

педагогики Е.В. Неумоева-Колчеданцева

1. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: сущность, структуру и содержание профессионального педагогического общения, его функции, требования к субъекту педагогической деятельности, обусловленные ее коммуникативным характером, иметь сформированное представление о социально-психологической компетентности субъекта педагогической деятельности, о возможностях ее развития (повышения), о влиянии педагогического общения на субъект труда.

Уметь: интерпретировать и адекватно оценивать явления профессионального педагогического общения (проблемы, задачи, затруднения, стиль, особенности самоподачи, особенности межличностного восприятия, способы установления и поддержания межличностного контакта, организации взаимодействия и др.), адекватно оценивать ход и результаты работы по повышению своей социально-психологической компетентности.

Владеть: основными способами, техниками и приемами педагогического общения (установления контакта и развития отношений, организации пространства межличностного взаимодействия, организации продуктивного взаимодействия, конструктивного разрешения конфликта) и развития (повышения) социально-психологической компетентности.

Тематический план

Таблица 1

Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в итерактивной форме Итого количество баллов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа
 
Модуль 1. Педагогическое общение как область теоретического знания и практическая деятельность
1.1. Теоретические основы изучения педагогического общения           0 – 10
1.2. Понятие о педагогическом общении.           0 – 25
Всего:           0 – 30
Модуль 2. Социально-психологическая компетентность педагога
2.1. Структура и содержание социально-психологической компетентности           0 – 20
2.2. Влияние педагогического общения на субъект труда           0 – 10
  Контрольная работа                
  Всего:           0 – 30
Модуль 3. Технология педагогического общения
3.1. Ориентирование в условиях общения и личности партнера. Понятие о самоподаче (межличностное восприятие)           0 – 5
3.2. Межличностная коммуникация, установление контакта и развитие отношений           0 – 5
3.3. Стратегии воздействия / взаимодействия в педагогическом общении             0 – 10
3.4. Формы общения ребенка и взрослого, формы общения детей             0 – 20
Всего:           0 – 40
  Итого (часов, баллов):       0 – 100
  Из них в интерактивной форме:              
                       

 

Таблица 2

Планирование самостоятельной работы студентов

Модули и темы Виды практической и СРС Неделя семестра Объем часов (внеауд. СРС) Кол-во баллов (ауд. / внеауд.)
Аудиторная Внеаудиторная
Модуль 1
1.1 Теоретические основы изучения педагогического общения   2.Анализ и аннотирование научных статей   0 – 10  
1.2 Понятие о педагогическом общении. 1.Рисунок «Сущность педагогического общения».     1.Интерпретация индивидуальных рисунков.     0 – 5 / 0 – 5  
Анализ невербальных проявлений партнера по общению. 0 – 10    
  Всего по модулю 1:   0 – 30
Модуль 2
2.1 Структура и содержание социально-психологической компетентности 1.Анализ ситуации педагогического общения (отрывка из художественного фильма «Опасные мысли»).

 

1. Оформление результатов работы «Анализ отрывка из художественного фильма».   2.Разработка индивидуальной программы развития (повышения) социально-психол. компетентности.     0 – 5, 0 – 5 / 0 – 20
2.2 Влияние педагогического общения на субъект труда Самодиагностика уровня сформированности синдрома «эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) Разработка рекомендации для педагогов по профилактике и коррекции синдрома «эмоционального выгорания»   0 ­– 5 / 0 –5
  Всего по модулю 2:   0 – 30
Модуль 3
3.1. Ориентирование в условиях общения и личности партнера. Понятие о самоподаче (межличностное восприятие) 1.Формирование профессиональной «Я-концепции».   Оформление результатов работы «Формирование профессиональной «Я-концепции», формулировка выводов   0 – 5
3.2. Межличностная коммуникация, установление контакта и развитие отношений 1.Моделирование ситуаций общения с использованием разных средств межличностной коммуникации.   2.Организация процедуры парафразирования 1. Анализ ситуации педагогического взаимодействия (отрывка из художественного произведения).

Оформление результатов работы.

  0 — 5
3.3. Стратегии воздействия / взаимодействия в педагогическом общении 1.Презентация и защита разработанных целевых программ. 2. Апробирование элементов целевой программы в группе (проведение занятий по повышению социально-психологической компетентности будущего педагога).

 

1. Разработка программы развития (повышения) социально-психол. компетентности для целевой группы.   0 – 10
3.4. Формы общения ребенка и взрослого, формы общения детей 2. Моделирование ситуаций педагогического воздействия / взаимодействия Создание банка видеофрагментов (эпизодов из художественных фильмов) и литературных произведений с демонстрацией/описанием ситуаций педагогического общения   0 — 20
Всего по модулю 2:   0 – 40
  ИТОГО:   0 – 100 б.
                     

 

 

Методические рекомендации для

Анализ форм общения ребенка и взрослого

Возрастной период Формы общения Содержание потребности в общении Основные средства общения Ведущий мотив в общении Значение формы общения в развитии психики
До 1 года Ситуативно-личностное            
1 – 3 года Ситуативно-деловое        
3 – 5 лет Внеситуативно-познавательное        
5, 6 – 7 лет Внеситуативно-личностное        

 

2. На основе анализа отрывка из художественного произведения (рекомендуются произведения Л. Пантелеева «Республика ШКИД», В.П. Крапивина «Колесо Перепелкина», «Оранжевый портрет в крапинку», «Дети синего фламинго» и др., В.К. Железников «Чучело» и др.) определить ведущую стратегию и форму межличностного взаимодействия взрослого и ребенка. Обосновать свой ответ.

Форма отчетности:письменная (печатная).

Задание 2:Анализ форм общения ребенка и взрослого, анализ форм общения детей (отрывка из художественного произведения).

Методические рекомендации: 1.На основе анализа лекционного материала заполнить таблицу 10.

Таблица 10

Анализ форм общения детей

Возрастной период Формы общения Содержание потребности в общении Основные средства общения Ведущий мотив в общении Значение формы общения в развитии психики
2 – 4 года Эмоционально-практическое            
4 – 6 года Ситуативно-деловое        
6 – 7 лет Внеситуативно-деловое        

 

2. На основе анализа отрывка из художественного произведения (рекомендуются произведения В.П. Крапивина «Колесо Перепелкина», «Стража Лопухастых островов», «Оранжевый портрет в крапинку», «Брат, которому семь» и др., В.К. Железников «Чучело» и др.) определить ведущую стратегию и форму межличностного взаимодействия детей. Обосновать свой ответ.

 

ВСЕ ВЫПОЛНЕННЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ СДАЮТСЯ В ПАПКЕ С ПРОЗРАЧНОЙ ОБЛОЖКОЙ, РАБОТЫ ПОДШИВАЮТСЯ В ПАПКУ В ПОРЯДКЕ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ОБЯЗАТЕЛЕН!

 

ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное автономное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский государственный университет»

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной педагогики

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности»

 

Выполнил:

ФИО

1 курс, гр. 29ПО114

Проверил:

канд.психол.наук., доцент

Е.В. Неумоева-Колчеданцева

Тюмень 2016

 

Дополнительные материалы

Таблица 11

Манипулятор Актуализатор
1. Неискренность(использует приемы, методы, маневры, исполняет роли, скрывает свои истинные чувства, испытывает потребность управлять и в руководстве свыше). 1. Искренность, честность(способен проявлять свои чувства, независимо от их модальности).
2. Неосознанное отношение к ценностям жизни(видит и слышит то, что удобно и выгодно) 2. Осознанное отношение к ценностям жизни(интерес к жизни, сензитивность, восприимчивость к различным проявлениям жизни)
3. Контроль(закрытость, нарочитость, просчитывает все ходы, «вся жизнь – борьба») 3. Свобода(спонтанность, открытость).

Принимает на себя ответственность за свою жизнь, стремиться к самоактуализации.

4. Цинизм(отсутствие веры, высмеивание общечеловеческих ценностей. Не доверяет себе и другим, испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Полагает, что в межличностных отношениях есть только две возможности: управлять или быть управлемым) 4. Доверие(вера, убежденность. Верит в себя и других, позитивно оценивает природу человека, способен справляться с жизненными трудностями, умеет «жить настоящим»).
5. Оценочное условное отношение к людям 5. «Помогающее» отношение к людям:конгруэнтность: — доверие организму; — открытость новому опыту; — освобождение от «фасадов» (или «масок» в терминологии К.Г. Юнга); — желание существовать как процесс.

 

Таблица 12

Краткая характеристика общих стратегий взаимодействия

и соответствующих видов отношений

№ п/п Виды отношений Характеристика
1. Доминирование Отношение к другому как к объекту или средству достижения своих целей. Игнорирование потребностей и интересов другого. Стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Упрощенное, односторонне видение другого, стереотипные представления о нем. открытое императивное воздействие (насилие, подавление, господство, навязывание, внушение, приказ, принуждение)
2. Манипуляция Отношение к другому как к «вещи особого рода». Тенденция к игнорированию интересов и намерений другого. Стремление добиться своего с оглядкой на производимое впечатление. Скрытое воздействие с опорой на автоматизмы и стереотипы. Способы воздействия – провокация, обман, интрига, намек.
3. Соперничество Партнер по общению воспринимается как опасный и непредсказуемый. Стремление «переиграть» его, добиться преимущества. Факт воздействия признается, а цели (мотивы) скрываются.
4. Партнерство Отношение к другому как к равному. Стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. Осторожные отношения, согласование своих интересов и намерений, совместная рефлексия, достижение договоренности.
5. Содружество Отношение к другому как к самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких или совпадающих целей. Средство взаимодействия – согласие.

 

Таблица 13

В системе процессов (аспектов) профессионального общения

№ п/п Компонент профессионального общения Деформации профессионального общения
1. Межличностное восприятие — «огрубление» и упрощение межличностного восприятия, что проявляется, как: оценка субъектов общения на основе внешних, атрибутивных (несущественных) характеристик, категоризация их по группам, социальная дискриминация, обобщение определенных характеристик отдельных субъектов общения на основе их национальной, половой принадлежности, интеллектуальных способностей (стереотипизация), необоснованное и поверхностное объяснение их поступков (каузальная атрибуция); — отношение педагога-психолога к субъектм профессионального общения становится неадекватно функциональным: они – либо объекты изучения, либо – средства достижения собственных целей педагога. Как следствие – педагог-психолог выбирает способы и средства деятельности и общения, неадекватные как объективному содержанию профессии, так и особенностям конкретной ситуации взаимодействия; — неадекватная самоподача (что, как правило, связано с неадекватным пониманием содержания и назначения профессиональной деятельности, нерешенными личностными проблемами, индивидуальными особенностями).
2. Межличностный контакт и развитие отношений — «психологическая герметизация» (закрытость) (что может быть связано с негативными экспектациями, базовым недоверием, внутренней конфликтностью личности); — низкий уровень владения приемами и техниками установления контакта и развития отношений; — фильтры «Я-слушания» (психологические барьеры понимания, например, «Я тебе не верю», «Все вы такие»), высокий уровень эгоцентрации.
3. Межличностное взаимодействие — монологическая ориентация в профессиональном общении; — неадекватная организация пространства межличностного взаимодействия (пристройка, зона дистанции); — низкий уровень владения полемическими формами взаимодействия (спор, дискуссия, диспут); — низкий уровень владения интерактивными методами (организация работы в малых группах, организация КТД, брейнсторминга); — низкий уровень организации совместной деятельности с коллегами (работа в команде, в коллективе); — неконструктивные способы разрешения межличностного конфликта (возможные способы – соперничество, сотрудничество, копромисс, избегание, приспособление), конструктивный – сотрудничество.
4. Межличностная коммуникация — низкая выразительность (экспрессивность) сообщений; — выбор неадекватных средств общения; — инконгруэнтность в общении (несоответствие информации, поступающей по вербальному и неверабльному каналам); — «языковые» трудности (выбор непонятных адресату речевых средств или средств, наличие в сообщении «двойного» смысла; — неадекватный выбор канала коммуникации; — неадекватный выбор вида и средств коммуникации.

Вопросы для промежуточной аттестации

(ориентировочные формулировки вопросов к экзамену)

1. Общение как витальная необходимость и социально-культурная ценность.

2. Аспекты межличностного общения: коммуникация, перцепция, интеракция, контакт, отношения. Их взаимосвязь.

3. Виды общения: социально-ориентированное, предметно-ориентированное, личностно-ориентированное; монологическое, диалогическое.

4. Понятие о педагогическом общении. Структура педагогического общения как вида деятельности.

5. Функции и характеристика педагогического общения. Педагогическое общение как вид «помогающей» деятельности.

6. Актуализирующая функция педагогического общения. Позиции манипулятора и актуализатора.

7. Понятие о социально-психологической компетентности и социально-психологических компетенциях.

8. Структура и содержание компетентности в педагогическом общении.

9. Влияние профобщения на личность педагога. Барьеры и деформации профессионального общения.

10. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессионально-личностной деформации. Профилактика и коррекция синдрома.

11. Ориентирование в условиях общения и личности партнера: факторы межличностного восприятия.

12. Ориентирование в условиях общения и личности партнера: механизмы межличностного восприятия.

13. Ориентирование в условиях общения и личности партнера: самоподача и профессиональная самопрезентация.

14. Межличностный контакт и развитие отношений. Пассивное и активное эмпатийное понимание.

15. Неконструктивные приемы стабилизации психоэмоционального состояния партнера.

16. Конструктивные приемы стабилизации психоэмоционального состояния партнера.

17. Средства общения: вербальные; взгляд; невербальные (мимика, пантомимика, жестикуляция, прикосновения, пространство межличностного взаимодействия, вегетативные реакции).

18. Организационный аспект взаимодействия: норма, роль, сценарий, стиль общения.

19. Стили общения: авторитарный, попустительский, демократический.

20. Содержательный аспект взаимодействия как взаимообмен социогенными ресурсами.

21. Понятие о стратегиях межличностного взаимодействия. Характеристика основных стратегий и соответствующих видов отношений.

22. Понятие о межличностном конфликте. Приемы и способы конструктивного разрешения конфликта.

23. Мотивация общения ребенка со взрослым, ее динамика в возрастном аспекте.

24. Формы межличностного взаимодействия взрослого и ребенка: ситуативно-личностная; ситуативно-деловая; внеситуативно-познавательная; внеситуативно–личностная.

25. Формы межличностного взаимодействия детей: эмоционально-практическая; ситуативно-деловая; внеситуативно-деловая (внеситуативно-личностная).

26. Значение внеситуативно-личностной формы общения ребенка со взрослым для дальнейшего развития ребенка.

27. Значение внеситуативно-деловой формы общения ребенка со сверстниками для дальнейшего развития ребенка.

28. Характер эмоционального отношения педагога к воспитанникам и динамика отношений ребенка к учителю.

29. Гуманистические принципы межличностных отношений педагога и ученика.

30. Понятие о деструктивном и конструктивном межличностном взаимодействии.

31. Условия продуктивного и конструктивного педагогического взаимодействия.

Учебно-методическое

И информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература к теме 1.1 «Теоретические основы изучения педагогического общения»

Основная:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328с. – С. 9 – 97.

2. Горянина В.А. Психология общения: Учеб пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с. – С. 6 – 56.

3. Доценко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. – Тюмень, ТОГИРРО, 1998. – 202 с. – С. 6 – 28.

4. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений – М.: Политиздат, 1988. – 319 с. – (Над чем работают, о чем спорят философы).

– С. 121 – 163, 199 – 251.

5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с. – (Серия «Учебник нового века»).

– С. 11 – 342.

6. Леонтьев А.А. Психология общения. — 2-ое изд. испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. – 365 с. – С. 10 – 134, 234 – 257.

7. Леонтьев А.А. Общение и деятельность общения // Межличностное общение / Сост. И общая редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

– С. 39 – 58.

8. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 156 с.

Дополнительная:

1. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. – Дубна: Издательский центр «Феникс», Издательство «Когито – Центр», 1998. – 224 с. – С. 31 – 114.

2. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 — 192 с. – С. 6 – 32.

3. Ночевник М.Н. Человеческое общение. – М.: Политиздат, 1988. – 127 с. – (Филос. Б-чка для юношества).

– С. 10 – 48, 94 – 117.

4. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М.: Флинта: Наука, 1999 — 232 с. – С. 10 – 29, 30 – 44.

5. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 296 с. – С. 8 – 174.

6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М..: ВЛАДОС, 1995. – 544 с. – С. 93 – 120, 165 – 184.

 

Рекомендуемая литература к теме 1.2 «Понятие о педагогическом общении»

Основная:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2001. – 480 с. – С. 28 – 48.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2000. – 384 с. – С. 305 – 365.

3. Казанская В.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие / В.Г. Казанская. – СПб: Питер, 2003. – 366 с. – (Серия «Краткий курс»).

– С. 229 – 235.

4. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. – 182 с. – С. 82 – 118.

5. Кан – Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. – 1985. — № 4. – с. 9 – 16.

6. Кан – Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 140 с. – (Библиотека учителя и воспитателя).

– С. 82 – 105.

7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. — 2-ое издание, перераб. и дополн. – М.: Нальчик, 1996. – 96 с. – (Серия «Библиотечка психолого-педагогической литературы»).

– С. 16 – 61.

8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с. – 81 – 102.

9. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 156 с.

Дополнительная:

1. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с. – (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).

– С. 5 – 55.

2. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 — 192 с. – С. 33 – 50, 99 – 120..

3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Учеб.-метод. Литер-ра. – М.: Моск. Псих.-социал. Ин-т.; Флинта, 1998. – 200 с. – С. 16 – 20, 26 – 31.

4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с. – 81 – 102.

5. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М.: Флинта: Наука, 1999 — 232 с. – С. 45 — 60.

6. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 160 с. – С. 135 – 154.

 

Рекомендуемая литература к теме 2.1. «Структура и содержание социально-психологической компетентности»

Основная:

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2006. – 72 с.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. – 240 с. – 25 – 36.

3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987. – 160 с. – (Б-ка учителя и воспитателя).

– С. 12 – 18, 82 – 89.

4. Загвязинский В.И., Гильманов С.А. Творчество в управлении школой. – М.: Знание, 1991. – 64 с. – (В помощь лектору. Библиотечка «Современная школа: проблемы руководства»).

– С. 7 – 31.

5. Зеер Э.Ф., Теоретико-методологические основы профессионального развития личности // Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в системе современного образования: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 1 марта 2005 года. Часть 1. – Тюмень: ТОГИРРО, 2005. – 104 с. – С. 15 – 18.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С. 34 – 42.

7. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. – 2006. – №2. – С. 18 – 21.

8. Казанская В.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие / В.Г. Казанская. – СПб: Питер, 2003. – 366 с. – (Серия «Краткий курс»).

– С. 280 – 286, 294 – 306.

9. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. – 182 с. – С. 133 — 175 .

10. Левитан К. М., Компетентностный подход в контексте модернизации высшего профессионального образования // Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в системе современного образования: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 1 марта 2005 года. Часть 1. – Тюмень: ТОГИРРО, 2005. – 104 с. – С. 31 – 33.

11. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. — 2-ое издание, перераб. и дополн. – М.: Нальчик, 1996. – 96 с. – (Серия «Библиотечка психолого-педагогической литературы»), С. 23 – 31.

12. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с. – С. 6 – 10, 41 – 57.

13. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с. – С. 31 – 38.

14. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с. – С. 27 – 120, 140 – 192.

15. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе: методология и опыт проектирования. Учебное пособие. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2009. – 262 с.

16. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 156 с.

Дополнительная:

1. Великолуг А.А. О профессиональной компетентности преподавателей высшей школы // Экология и человек. – 2003. — №3. – С. 55 – 58.

2. Гильманов С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога: Учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 1998. – 88 с. – С. 3 – 28.

3. Гильманов С.А. Диагностика личностных качеств педагога. – Тюмень: Издательство «ШиК», 1995. – 28 с. – С. 3 – 27.

4. Доценко Е.Л. Характеристики профессионального общения психолога // Журнал практического психолога. – 1998. — №7. – с. 67 – 74.

5. Кривцова С.В., Мухаматулина В.А. Тренинг: Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М.: Генезис, 1997. – 192 с. – С. 20 – 29, 30 – 103.

6. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 — 192 с. – С. 58 – 81, 121 – 184.

7. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя – М.: Просвещение, 1992. – 224 с. – С 94 – 154.

8. Мельник Е.В. Содержание коммуникативной компетентности педагога // Психология и школа. – 2004. — № 4. – С. 36 – 42.

9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с. – С. 5 – 71.

10. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник – 7-ое изд. – М.: Педагогика, 1992. – 168 с. – С. 477 – 485.

11. Синякова Н.Е. Системный подход к формированию толерантности педагогов-психологов // Психология и школа. – 2004. — № 4. – С. 61 – 65.

12. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М.: Флинта: Наука, 1999 — 232 с. – С. 61 — 68, 69 – 85.

13. Фельдман И.Л., Шайденкова Т.Н. Профессионально-важные качества педагога в представлении учителей начальных классов // Акмеология. – 2004. — №3. – С. 56 – 61.

 

 

Рекомендуемая литература к теме 2.2 «Влияние педагогического общения на субъект труда»

Основная:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информационно – издательский дом «Филинъ», 1996. – 472 с. – С. 132 – 153.

2. Голиков Н.А. Стагнация профессионального развития педагога: проблемы, опыт решения // Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в системе современного образования: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 1 марта 2005 года. Часть 1. – Тюмень: ТОГИРРО, 2005. – 104 с. – С. 63 – 65.

3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. И общая редакция Л.В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

– С. 423 – 438.

4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Стратегии преодоления кризисов профессионального становления личности педагога // Мир психологии. – 2002. – №4. – С. 194 – 203.

5. Кузина В.М. К вопросу о профессиональной деформации личности учителя // Журнал прикладной психологии. – 1999. — № 2. – С. 67 – 81.

6. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. – 182 с. – С. 63 – 81.

7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. – 240 с.– С. 36 – 44.

8. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с. – С. 75 – 90, 100 – 105.

9. Сыманюк Э.Э. Профессионально обусловленные кризисы педагогов: Практико-ориентированная монография / Урал. гос. пед. ун-т; Урал. отд.-ние Российской академии образования. – Екатеринбург, 2002. – 254 с. – С. 23 – 170.

10. Сыманюк Э.Э. Содействие как психологическая технология профессионального развития личности // Воспитательные приоритеты образования на современном этапе его реформирования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 1– 2 марта 2006 года. ЧАСТЬ 1. Воспитание как приоритет современного образования: теоретико-методологические основы осмысления проблемы. – Тюмень: ТОГИРРО, 2006. – 150 с. – С. 114 – 120.

11. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 156 с.

Дополнительная:

1. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. – 1999. — № 1. – С. 6 – 19.

2. Малярчук Н.Н. , Марьинских Н.В. Пути профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания // Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в системе современного образования: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 1 марта 2005 года. Часть 1. – Тюмень: ТОГИРРО, 2005. – 104 с. – С. 76 – 81.

3. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал. – 2001. – том 22. — № 4. – С. 51 – 59.

4. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с. – С. 7 – 66.

5. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 1994. — № 6. – С. 57 – 64.

6. Шевцова Т.С. Психотехнологии преодоления деформаций педагогического общения. Практ. руководство для педагогов и психологов / Научн. Ред. Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. – 78 с. – С. 25 – 52.

7. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал практического психолога. – 1998. – №7. – С. 35 – 42.

Рекомендуемая литература к теме 3.1. «Ориентирование в условиях общения и личности партнера. Понятие о самоподаче (межличностное восприятие)»

Основная:

1. Кан – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с. – С. 110 – 119.

2. Кан – Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 140 с. – (Библиотека учителя и воспитателя).

– С. 110 – 137.

3. Кан – Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. – 1985. — № 4. – с. 9 – 16.

4. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. – 208 с. – С. 64 – 76.

5. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. — 2-ое издание, перераб. и дополн. – М.: Нальчик, 1996. – 96 с. – (Серия «Библиотечка психолого-педагогической литературы»).

– С. 62 – 92.

6. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с. – С. 45.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с. – С. 88.

8. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. – 1990. — № 3. – С. 58 – 64.

9. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 156 с.

Дополнительная:

1. Гоффман Э. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А.Петровской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

2. Кривцова С.В., Мухаматулина В.А. Тренинг: Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М.: Генезис, 1997. – 192 с. – С. 104 – 180.

3. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины.— М.: Генезис, 1997. – 287 с. – С. 196 – 275.

4. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А.Петровской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

5. Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А.Петровской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

6. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? (12 уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника).

– М.: Дело, 1996. – 272 с.

7. Пиз А. Язык телодвижений. – Нижний Новгород: «Ай Кью», 1992.

8. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Учебное пособие для спецкурса. – Тюмень.: Изд-во ТюмГУ, 1980. – 86 с. – С. 70 – 74.

9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М..: ВЛАДОС, 1995. – 544 с. – 114 – 120.

 

Рекомендуемая литература к темам 3.2. «Межличностная коммуникация, установление контакта и развитие отношений» и 3.3. «Стратегии воздействия / взаимодействия в педагогическом общении»

Основная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во Московского университета, 1980.

2. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г. Щур – М.: Смысл, 1997. – С. 201 – 222.

3. Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского – М.: Прогресс, 1989. – С. 88 – 97.

4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: 1989. – 190 с.

5. Берн Э. Игры, вкоторые играют люди. Психология человесеских взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992. – 400 с.

6. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Аксиомы теории коммуникации // Межличностное общение / Сост. И общая редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

– С. 11 – 25.

7. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с. – (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).

– С. 96 – 128.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: «МАСС МЕДИА», 1995. – 240 с. – С. 11– 200.

9. Доценко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. – Тюмень, ТОГИРРО, 1998. – 202 с. – С. 6 – 28.

10. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. – 344 с. – С. 42 – 62, 108 – 145, 146 – 184, 185 – 230.

11. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Межличностное общение / Сост. И общая редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

– С. 26 – 38.

12. Кан – Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 140 с. – (Библиотека учителя и воспитателя).

– С. 110 – 137.

13. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. – 240 с. – С. 103 – 127.

14. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. – 208 с. – С. 77 – 164.

15. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. — 2-ое издание, перераб. и дополн. – М.: Нальчик, 1996. – 96 с. – (Серия «Библиотечка психолого-педагогической литературы»).

– С. 62 – 92.

16. Федоров Ю.М. Социальная психология: Курс лекций: В 2 кн. – Кн. 2. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1997. – 184 с. – С. 85 – 103.

17. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с. — (Психология для всех).

– С. 3 – 39.

18. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 156 с.

Дополнительная:

1. Кривцова С.В., Мухаматулина В.А. Тренинг: Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М.: Генезис, 1997. – 192 с. – С. 104 – 180.

2. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины.— М.: Генезис, 1997. – 287 с. – С. 196 – 275.

3. Кривцова С.В. Как научиться слушать друг друга без предубеждений и пристрастий // Педология / Новый век. – 2000. – № 4. – С. 61 – 64.

4. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. – М.: ТОО «Независимая фирма Класс», 1993. – 160 с. – С. 9 –99.

5. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с. – С. 7 – 66.

6. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. – 1993. – №4. – с.68 – 73.

7. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М..: ВЛАДОС, 1995. – 544 с. – С. 120 – 134.

 

Рекомендуемая литература к теме 3.4. «Формы общения ребенка и взрослого. Формы общения детей»

Основная:

1. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер,

2. 2009. – 476с.

3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. – СПб.: Издательство «Речь»; ТЦ «Сфера», 2001. – 176с., ил.

4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190с., ил.

5. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (Дошкольник, младший школьник).

– М.: Просвещение, 1990. – 220с.

6. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители).

– СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 224с.

7. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с.

8. Педагогический словарь. www.pedpub.ru

9. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. – Ростов н/Д, 1993. – 127с.

10. Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и со сверстниками и его влияние на развитие личности ребенка /Методы диагностики и коррекции общения детей 2-6 лет со взрослыми и со сверстниками. – Абакан, 1996. – 100с.

11. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384с.

12. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. – М.:Владос, 2003. – 160с.

13. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 156 с.

Дополнительная:

1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 136с.

2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.

3. Воспитатель и дети: источники роста. Под ред. В.А.Петровского. – М., 1994. – 375с.

4. Воспитателю о личностном общении (Психология общения) /В.А.Петровский, М.А.Виноградова, Л.М.Кларина, Л.П.Стрелкова: науч.-метод. объединение «Творческая педагогика». М.: МП «Новая школа»,1997. – 77с.

5. Детская психология: Учебное пособие /Под ред.Я.Л.Коломинского, А.И.Белоус и др./ М.: Издательство «Университетское», 1988. — 394с.

6. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Воронеж,1998. – 176с.