Место психологии в системе наук. Отрасли психологии

1.Теоретические истокипсихологии(от греч. psyche — душа, logos — слово, понятие, учение) как отдельной области знания мы находим в древнегреческой философии более чем двухтысячелетней давности. В трактате «О душе» Аристотель впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Он выделяет разумную и неразумную часть души. Неразумная часть делится на растительную (вегетативную) и животную. В разумной части души есть свои уровни: ощущения, память, воля, понятия, разум. В 1590 г. Рудольф Гоклениус впервые употребил термин «психология» для обозначения науки о душе в названии своего труда «Психология, т.е. о совершенстве человека, о душе и прежде всего о возникновении ее». Но общепризнанным термин «психология» становится лишь в XVIII в. после появления работ Христиана Вольфа «Эмпирическая психология» и «Рациональная психология», которые стали первыми учебниками по психологии. Экспериментальные, строго научные исследования человеческой психики начались 150 лет назад, когда немецкий ученый Вильгельм Byндт создал первую экспериментальную психологическую лабораторию. С этого времени принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной экспериментальной науки.Выделимосновные этапы развития психологии, имея в виду, что понимание объекта, предмета и целей психологии изменялось в ходе ее исторического развития.

I этап: психология как наука о душе.В течение многих веков, начиная с Древней Греции и включая Средневековье и эпоху Возрождения, душа выступает предметом рассуждения философов и богословов, поэтому на данном этапе развития понимание души являлось предметом психологического знания.

II этап (с XVII в.): психология как наука о сознании.Понятие «душа» стало превращаться в понятие «сознание». Пути формирования сознания человека, процессы познания мира и себя — основная научная проблема психологии на данном этапе.

III этап (XX в.): психология как наука о поведении.Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за поведением, реакциями человека, используя объективные методы регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека.

IV этап (современный): психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.На современном этапе объектом психологии является психика как явление природы, частным случаем которого выступает психика человека и животного.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей ... рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Метод беседы ... фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные ...

Основной объект психологии — человек как субъект, включенный во множество отношений с физическим, биологическим и социальным миром, выступающий как субъект деятельности, познания, общения. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом,психологию сегодня можно определить какнаучное исследование поведения и внутренних психических процессов,а также какпрактическое применение получаемых знаний.

Академик Б. М. Кедров помещал психологию в центре «треугольника наук». Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол — общественные науки, нижний правый — философские науки (логика и гносеология).

Между науками о природе (естественными) и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными науками находятся технические науки. Психология же занимает центральное место, объединяющее все три группы наук. Она выступает и как продукт всех других наук, и как возможный источник объяснения их формирования и развития (рис. I).

Психология тесно связана с социальными (общественными) науками, изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография. К ним примыкает группа других родственных

Естественные науки (физика, биология, химия, математика и т.д.)

Рис. 1. Классификация наук по Б. М. Кедрову

дисциплин: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика. Их относят к гуманитарным наукам. Среди гуманитарных наук наиболее глубокие связи с психологией имеет педагогика. Психология также тесно связана сестественными науками, прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. На их стыке возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п.

Таким образом, психология является наукой, в которой соотносятся социально-гуманитарное и естественнонаучное знание, что определяет ее роль фундамента в системе наук.Психология интегрирует данные этих отраслей научного знания и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Историческая миссия психологии в современное время заключается в том, чтобы быть интегратором всех сфер человекознания и основным средством построения его общей теории. Психология выполняет миссию объединения естественных и общественных наук в изучении человека в единую концепцию.

В последнее время усиливаются связи психологии с техническими науками, возникают смежные дисциплины: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология и т.п.

Сфера психологической науки представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах с науками о природе, обществе и человеке. Причины такого развития могут быть разными. С одной стороны, запросы практической деятельности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин, таких как инженерная психология, космическая психология, педагогическая психология и т.п. Это практические (эмпирические)причины развития науки. С другой стороны, в психологию входят новые методы исследования и познания. В частности, использование физических методов в психологии породило возникновение экспериментальной психологии, психофизики. В свою очередь, применение методов физиологии в психологии сформировало психофизиологию; внедрение математических методов обусловило формирование математической психологии, инженерной психологии, бионики. Этопознавательные ( гносеологические)причины разветвления психологических наук. Сегодня, по разным данным, насчитывается не менее ста отраслей психологии.

12 стр., 5617 слов

Специальная психология как отрасль психологической науки

... детям, имеющим различные недостатки в психофизическом и личностно-социальном развитии Психология специальная - отрасль психологии, изучающая людей, для коих характерно отклонение от нормального психического развития, связанное ... ослабленными, оказываются в образо­вательном учреждении еще и в полной психологической изоля­ции по причине предубеждений этнического порядка, имеющих место как ...

Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики, включает теоретические концепции и экспериментальные исследования. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека выступает предметом следующих отраслей психологии:

генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа; дифференциальная психология исследует индивидуальные различия в психике людей, предпосылки их возникновения и процесс формирования;

o возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека; психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология);

o детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития;

o педагогическая психология исследует закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания;

o социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой; психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

o психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков;

o инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники;

6 стр., 2978 слов

Тема 7. Психопрофилактика, психологическое просвещение

... - первая задача - формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума) [45];      - вторая задача - ... и рекомендаций, регламентирующих условия обеспечения различных видов социального функционирования человека; 2) обучение определенных контингентов населения, передача психогигиенических знаний, привитие ...

o авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта;

o медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;

o клиническая психология исследует проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения. В рамки клинической психологии как обособленный раздел входитпатопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии;

o юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника;

o военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий.

Дискуссионной областью является парапсихология, которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных «паранормальных» способностей человека, таких как телепатия, ясновидение, телекинез и т.п.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации,порождающий значительную ее разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняютобщий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессоминтеграции,в результате чего происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими науками, через педагогическую психологию — с педагогикой, через социальную психологию — с общественными и социальными науками и т.д.).

В практической психологии различают такую важную область, как психологическое консультирование по самым разным проблемам (неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, проблемы взаимоотношений супругов, родителей и детей, отклонения в развитии детей, трудности в учебе в школе или в вузе, трудности на работе, выбор профессии, конфликты с коллегами и руководством и т.п.).

Еще одна область практической психологии — психологическая коррекция и психотерапия, направленная на оказание психологической помощи клиенту по нейтрализации и устранению причин его отклонений, нарушений в поведении, общении, интерпретации событий и информации.

2.Фактом современной психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Именно поэтому психология подразделяется на множество научных направлений: Направление психологии Предмет исследования Научная парадигма Метод Практика Психология сознания Сознание Естественнонаучная Интроспекция — Бихевиоризм Поведение Естественнонаучная Наблюдение Эксперимент Тренинг умений Фрейдизм Бессознательное Естественнонаучная Психоанализ Психоанализ Гештальтпсихология Целостные структуры психики Естественнонаучная Феноменальный эксперимент Гештальт-терапия Гуманистическая психология Личность индивидуальность Гуманитарная Методы практической психологии Клиент-центрированная терапия Когнитивная психология Познавательные структуры Естественнонаучная Эксперимент Рациональная терапия Советская психология Психика Естественнонаучная Наблюдение Эксперимент (формирующий) — Психология сознания (У.Джемс) — одна из самых значительных. С точки зрения Джемса, сознание личности заключается в осознании потока мысли, в котором каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на некоторых из них свои заботы как на своей личностной, и присваивает последней все остальные элементы познания. Выполняя функцию приспособления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций (рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида. Будучи лично обособленным, индивидуальное, сознание составляет основу личности как эмпирически данного агрегата объективно познаваемых вещей. Анализируя сознание и соотнося его с личностью, Джеме выделяет три структурные части личности: 1) ее составные элементы; 2) чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка); 3) поступки, вызываемые ими (заботы о самом себе и самосохранение).

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... методы для проверки гипотез. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам ... и проф. деятельности человека 2)Историческая память делает человека частью народа. Пмять- ... методы - наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; 2.История становления современной психологии. ...

Бихевиоризм — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека. Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм — бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S — R).

Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон. Фрейдизм — название теории и метода психоанализа. Названа по имени 3. Фрейда (1856 — 1939), австр. врача — невропатолога и психиатра. Психика рассматривается им как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам (Психофизический параллелизм) и управляемое особыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания (Бессознательное).

Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Извечные конфликты в глубинах психики индивидов становятся у Фрейда причиной и содержанием (скрытым от непосредственного осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. (Сублимация).

Современные сторонники Ф. — неофрейдйсты (Неофрейдизм), представители школ «культурного психоанализа» (К. Хорни, Г. Кардинер; Ф. Александер, Г. Салливэн сохраняют нетронутой основную логику рассуждений Фрейда, отказываясь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от некоторых др. методологических особенностей классического Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области буржуазной культуры, и особенно заметное — на теорию и произведения искусства. Меньшее влияние Ф. имеет сейчас в неврологии и психиатрии. Гештальтпсихология возникла в начале нашего века в Германии. Ее основателями являлись Макс Вертгеймер (1880-1943), Курт Коффка (1886-1967), Вольфганг Келер (1887-1967).

2 стр., 968 слов

Кейс №31 Методы психологии. Классификация методов психологии ...

... психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Поднаблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения ...

Название этого направления происходит от слова «гештальт» (нем. Gestalt — форма, образ, структура).

Психика, считали представители этого направления, должна изучаться с точки зрения целостных структур (гештальтов).

Центральным для них явилось представление о том, что основные свойства гештальта нельзя понять путем суммирования свойств отдельных его частей. Целое принципиально не сводимо к сумме отдельных его частей, более того, целое — это совсем другое, чем сумма его частей. Именно свойства целого определяют свойства отдельных его частей. Так, музыкальная мелодия не может быть сведена к последовательности различных музыкальных звуков. Курт Левин (1890-1947) немецкий, а затем американский психолог разрабатывал идеи гештальтпсихологии применительно к психологии личности. Гуманистическая психология возникла в 60-е годы нашего столетия в американской психологии. Это направление провозгласило в качестве основной идеи новый взгляд на развитие человека. Оно основано на оптимистическом подходе к пониманию природы человека: вере в творческие возможности, творческие силы каждого человека, в то, что он способен сознательно выбирать свою судьбу и строить свою жизнь. Именно с этим связано название этого направления, происходящее от латинского слова humanus — человечный. В то же время, гуманистические психологи считают, что исследование научных понятий и применение объективных методов ведёт к дегуманизации личности и ее дезинтеграции, препятствует ее стремлению к саморазвитию, таким образом, это направление приходит к откровенному иррационализму. Наиболее известными представителями этого направления являются Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) и Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970).

Когнитивная психология (Дж. Келли, Д. Миллер, У. Найссер) возникает в 60-е годы 20-го века в противостояние бихевиоризму. Она возвратила в предмет психологии субъективный аспект. Когнитивная психология – психология познания, где познание – основа сознания. Название этого направления восходит к латинскому слову cognitio — знание, познание. Его возникновение и развитие связаны с бурным становлением компьютерной техники и развитием кибернетики как науки об общих закономерностях процесса управления и передачи информации. Когнитивная психология рассматривает зависимость поведения человека от имеющихся у него познавательных схем (когнитивных карт), которые позволяют ему воспринимать окружающий мир и выбирать способы правильного поведения в нем. Это направление в настоящее время бурно развивается, и у него нет какого-либо признанного лидера. Критика когнитивной психологии связана, прежде всего, с тем, что проводимые в ней исследования отождествляют мозг человека с машиной, существенно упрощая тем самым сложный, многообразный внутренний мир человека, рассматривая его как относительно упрощенные схемы и модели. Советская психология — период 1920-30х гг.- становление советской психологии на основе философии марксизма. В этот период закладываются две основные взаимосвязанные темы в истории советской психологии, которые будут определять её развитие на протяжении последующих десятилетий. Это, во-первых, поиск конкретно-эмпирического наполнения марксистской психологии. Во-вторых, это тема поиска самостоятельного, отличного от физиологического, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования самостоятельного объекта и оснований психологического исследования, отличного от физиологического, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования. И в то же время, психология в этот период развивается в тесном взаимодействии и диалоге с разнообразными смежными областями «человековедения» и представлена разнообразными пограничными школами и исследовательскими традициями. Годом признания советской психологии следует считать 1929, когда первая представительная группа советских ученых была заявлена для участия в IX международном психологическом конгрессе. И в то же время, параллельно с процессами интеграции советской науки в международную науку и становления оригинальных научных школ, проходят и противоположные процессы ограничения академической свободы и введения ценуры и государственного контроля над научными исследованиями. Так, 1930-е гг. ознаменованы рядом инспирированных органами государственного контроля дискуссий в психоневрологических науках, таких как «реактологическая» и «рефлексологическая» дискуссии, в ходе которых обсуждаемые научные направления были неизменно осуждены и преданы анафеме, а их представители и последователи должны были опубликовать публичные покаяния в признании ошибочности своих взглядов.

20 стр., 9621 слов

2. Методы исследования в психологии. Классификация методов исследования. ...

... исследование. Перечисление этих ме­тодов не может быть исчерпывающим, поэтому опишем некоторые основные. Наблюдение — один из основных, часто употребляемых мето­дов психологии, но, как и всякий другой метод, ... правила проведения и поведения исследователя. Здесь идет индивидуальная психологическая работа. Набор праксиметрических методов разработан преимуществен­но в рамках психологии труда при ...

3. Классификация методов психологии

Метод это способ познания чего-либо: психического процесса, деятельности, качеств личности и прочих, необходимых для психолога аспектов изучения человека. В психологии существует весьма большое количество методов и отдельных разновидностей.

Основные методы:

Наблюдение.Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее.

Эксперимент.В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно для него самого.

Тесткратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.

Классификации методов психологии.

Классификаций методов психологии существует великое множество. Здесь приведены самые распространенные.

Классификация С.Я.Рубинштейнапредполагает 4 звена: первое наблюдение и эксперимент, второе изучение продуктов деятельности, третье беседа и четвертое анкета.

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... ее более рациональное планирование и организации. Метод – способ познания. 2 группы методов психологии: основные и вспомогательные. Основные: наблюдение (изучение по средствам регистрации поведения человека) и эксперимент (вмешательство в организацию экспериментатора ...

Г. Пирьоврасположил методы так: собственно методы (наблюдение, эксперимент, анкеты, опросники), вспомогательные методы (математические, биохимические) и методические подходы (генетический и психофизиологический)

Одна из популярных классификаций предложена Б.Г.Ананьевым.

По его классификации, все методы делятся на 4 группы:

  1. Организационные
  2. Эмпирические
  3. Методы по сбору обработки данных
  4. Интрепретационные методы.

Организационные методы включают в себя:

  • Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)
  • Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)
  • Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)

Эмпирические методы:

  • Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)
  • Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)
  • Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)
  • Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)
  • Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)

По способу обработки данных:

  • Методы качественного описания
  • Методы математико-статистического анализа данных

Интерпретационные методы:

  • Фило- и онтогенетический
  • Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды)

4.Характеристика эмпирических методов исследования.

Наблюдение. Наблюдение — это описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдениешироко применяли и в тех областях научного знания, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях. Также когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Наблюдение может осуществляться как непосредственно исследователем, так и посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, в том числе карты наблюдения. Наблюдение имеет несколько вариантов.Внешнее наблюдение- это способ сбора данных о психологии и Введении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.Стандартизированноенаблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ...

При включенномнаблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями.Стороннее наблюдениев отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления.

Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известен исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Наблюдение по систематичности делится на: — Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщенную картину поведения индивида или группы индивидов в определенных условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений. — (Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности появления и классифицирует условия внешней среды.

Систематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования. Результат: создание обобщенной картины поведения Индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

По фиксируемым объектам наблюдение бывает: — Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения. — Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определенные типы поведенческих актов или параметры поведения.

Наблюдение имеет ряд преимуществ: — Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать, акты поведения. — Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т.д. — Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. — Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения. — Оперативность получения информации. — Относительная дешевизна метода.

Однако вместе с тем выделяются и недостатки. К недостаткам наблюдения относят: — Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов, результаты наблюдения могут повлиять: — настроение наблюдателя; — социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому; — предубеждение наблюдателя; — комплексность наблюдаемых ситуаций; — эффект первого впечатления; — усталость наблюдателя и наблюдаемого; — ошибки в оценках («гало-эффект», «эффект снисходительности»» ошибка усреднения, ошибки моделирования, ошибка контрастности).

— Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов. — Необходимость классифицировать результаты наблюдения. — Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей. — Сложность соблюдения операциональной валидности.

Анкетирование. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии: — анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. — анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего ответа. — анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала.

Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым) не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетировании, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Беседа. Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.

Метод беседы — это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе — в форме постэкспериментального Интервью.

Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы включает сбор предварительных сведений об испытуемых, делет этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

Опрос. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Стандартизированный опрос — вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, что делает его более экономичным во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона.

Недостаток тестов состоит в том, что при их использовании и. ш.пуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства н характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть, полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет принимать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения. В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные.

Проективные тесты. В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требова ния к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальном подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Эксперимент. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и его развитие.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный.

Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

Моделирование. Моделирование как метод применяется в том когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.

Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.

Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера — Вебера, Вебера — Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычеслительной машиной.

Кроме вышеперечисленных методов, предназначенных для сборе первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

  1. Сознание как форма отражения действительности. Соотношение сознательного и бессознательного в психике.

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание, как это подчеркивали классики марксизма, есть “ общественный продукт ” , сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании : сознание . Человеческое сознание включает в себясовокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал : “ Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это —знание ”. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесеныощущения ивосприятия, память, воображение имышление . С помощьюощущений ивосприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого,воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время.Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и его ” не — я ”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлятьсамопознание , т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “ я ” от ” не — я ” — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формированиясамосознания человека.

Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека . В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “ человек не только изменяет форму того, что дано природой ; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю ”. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного отношения. “ Мое отношение к моей среде есть мое сознание ” , — писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мирчувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений : больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.

Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие “сознание”, “социальное”) , бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличии от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения) ; ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции) ; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые ; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека : бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно на том основании, что бессознательное — это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное — это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

6.Понятие о деятельности. Ее характеристики и структура

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности. Главная отличительная черта деятельности – цель — как регулятором активности. Поэтому надо различать цель как объективное (объективный результат) и как субъективное психическое (предполагаемое) явление. Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными и близкими. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия, и, в том числе, навыки (способы достижения общей цели), и психические акты в них включенные, и результаты деятельности. Цель — это мысленный результат деятельности (т.е. то, ради чего действует человек), а мотив — это побудительная сила действия (т.е. то, почему действует человек).

Действие — это относительно законченный элемент деятельности, в процессе которой достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие имеет подобную деятельности психологическую структуру: цель — мотив — способ — результат. В зависимости от психических актов, доминирующих в способах действий, различают действия: сенсорные, моторные, волевые, мыслительные, мнестические (т.е. действия памяти).

Последние два объединяют термином «умственные действия». Сенсорные действия — это действия по восприятию объекта, например, определение размера предмета, его расположения и перемещения в пространстве, его состояния. К числу сенсорных действий относится и оценка настроения человека по его мимике. Моторные действия — это действия, направленные на изменение положения объекта в пространстве путем его непосредственного перемещения (руками, ногами) или непосредственно с использованием орудий труда (переключение скорости при управлении автомобилем).

Важно отметить, что выполнение предметного действия заключается в осуществлении определенной системы движений, которая зависит от цели действия, свойств предмета, на который это действие направлено, и условий действия. Цель действий, казалось бы, одинаковая в этих примерах, но объекты действий различны. Различие объектов обусловливает разную структуру и мышечной деятельности. В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Важную роль выполняют два вида процессов: интериоризации и экстериоризации. Интериоризация — процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Благодаря интериоризации, психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Важным орудием этого перехода служит слово, а средством перехода — речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Экстериоризация — процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие. Процессы интериоризации и экстериоризации неразрывно связаны в деятельности, поскольку взаимосвязаны внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны ее. Анализ этих процессов имеет исключительное значение в ходе профессионального обучения, а также, при развитии конструктивно-технической творческой деятельности. Поскольку деятельность является процессом, то в ней, как и во всяком процессе, можно выделить определенные этапы: • постановка цели (ясное осознавание конкретной задачи); • планирование работы (включает определение последовательности действий, выбор для каждого действия соответствующих средств, способов, определение критериев выполнения действий и форм контроля); • выполнение, осуществление деятельности, сопровождаемое текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости; • проверка результатов деятельности, исправление ошибок, если они были; сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка.

7.Основные виды деятельности (игра, учение, труд).

Их сравнительные характеристики

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятель­ности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возмож­ным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуаль­ными особенностями людей.

Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам со­циальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый че­ловек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.

Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится про­изводство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ро­левые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятель­ности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индиви­дов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сце­нарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведе­ния их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются осно­ванием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых. Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры име­ют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является веду­щим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.

Еще один вид деятельности — это учение. Учение выступает как вид деятель­ности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навы­ков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных обра­зовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить по­путно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особен­ности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит сред­ством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современ­ное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразо­вал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы даль­нейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фак­тором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Деятельность человека — это весьма сложное и многообразное явление В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерар­хической структуры человека: физиологический, психический и социальный.

8.Индивид, личность, индивидуальность. Взаимосвязь социального и биологического в личности

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

Взаимосвязь социального и биологического в личности

Понятия «личность» и «индивидуальность», с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. Более того, в отечественной психологической науке существует достаточно много разногласий по поводу сооотношения данных понятий. Периодически возникают научные споры по вопросу, какое из данных понятий шире. С одной точки зрения (которая чаще всего представлена в работах представителей санкт-петербургской психологической школы), индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т. е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким, чем понятие «личность». С другой точки зрения (которую можно чаще всего встретить у представителей московской психологической школы), понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств. Общим в данных подходах является то, что понятие «лич ность» включает в себя прежде всего качества человека, проявляющиеся на социальном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.

Вместе с тем существует целый ряд психологических концепций, в которых личность не рассматривается как субъект системы общественных отношений, а представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека, в том числе биологические, психические и социальные. Поэтому считается, что с помощью специальных личностных опросников можно описать человека в целом. Такое расхождение во мнениях вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в структуре личности человека.

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека — одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида и т. п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.

В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности. Чаще всего мы сталкиваемся с данной позицией у авторов, которые доказывают божественное происхождение психических явлений.

В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон — закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Следует отметить, что данная точка зрения очень широко распространена среди физиологов. Например, такой точки зрения придерживался И. П. Павлов.

Существует целый ряд социологизаторских концепций, которые тоже исходят из идеи рекапитуляции, но только здесь она представляется несколько иначе. В рамках данных концепций утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.

Наиболее ярко суть подобных концепций выразил В. Штерн. В предложенной им трактовке принцип рекапитуляции охватывает и эволюцию психики животных, и историю духовного развития общества. Он пишет: «Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находится в стадии млекопитающего; во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего — обезьяны, и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью, — элементарного человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями, — онтогенетическая параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античйого и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты

фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры Нового времени»*.

Конечно, мы не будем обсуждать вопрос об истинности того или иного подхода. Однако, по нашему мнению, приводя подобные аналогии, нельзя не учитывать систему обучения и воспитания, которая исторически развивается в каждом обществе и имеет свою специфику в каждой общественно-исторической формации. При этом каждое поколение людей застает общество на определенной ступени его развития и включается в ту систему общественных отношений, которая на этой ступени уже сложилась. Поэтому человеку в своем развитии нет нужды повторять в свернутом виде всю предшествующую историю.

Никто не будет оспаривать тот факт, что человек рождается как представитель определенного биологического вида. В то же время человек после рождения оказывается в определенном социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества.

Рассматривая проблему взаимодействия и взаимовлияния биологического и социального в психическом развитии человека, мы выделяем три уровня организации человека: уровень биологической организации, социальный уровень и уровень психической организации. Таким образом, необходимо иметь в виду, что речь идет о взаимодействии в триаде «биологическое—психическое—социальное». Причем подход к исследованию взаимоотношения компонентов данной триады формируется из понимания психологической сути понятия «личность». Однако ответить на вопрос, что такое личность в психологическом плане, само по себе является весьма непростой задачей. Более того, решение этого вопроса имеет свою историю.

Необходимо отметить, что в различных отечественных психологических школах понятие «личность», и тем более соотношение биологического и социального в личности, их роль в психическом развитии, трактуются по-разному. Несмотря на то что всеми отечественными психологами безоговорочно принимается точка зрения, утверждающая, что понятие «личность» относится к социальному уровню организации человека, существуют определенные разногласия по вопросу о степени проявления в личности социальных и биологических детерминант. Так, различие во взглядах на данную проблему мы обнаружим в работах представителей Московского и Санкт-Петербургского университетов, являющихся ведущими центрами отечественной психологии. Например, в работах московских ученых чаще всего можно встретить мнение о том, что социальные детерминанты играют более значимую роль в развитии и формировании личности. В то же время в работах представителей Санкт-Петербургского университета доказывается идея о равной значимости для развития личности социальных и биологических детерминант.

С нашей точки зрения, несмотря на несовпадение взглядов на отдельные аспекты исследования личности, в целом эти позиции скорее дополняют друг друга.

9.Структура личности

Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:

всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);

индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. Которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом (табл.1).

Таблица 1

Динамическая структура личности по к. Платонову

Название подструктуры

Подструктуры подструктур

Соотношение социального и биологического

Уровень анализа

Виды формирования

Направление личности

Опыт

Особенности психических процессов

Биопсихические свойства

Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания

Привычки, умения, навыки, знания

Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память

Темперамент, половые, возрастные свойства

Биологического почти нет

Значительно больше социального

Чаще больше социального

Социального почти нет

Социально-психологический

Психолого- педагогический

Индивидуально — психологический

Психо-физиологический

Нейро-психологический

Воспитание

Обучение

Упражнения

Тренировка

Структура личности Леонтьева. Внутренняя позиция личности или ее направленность. Ведущая сфера – аффективно-потребностно-мотивационная.

Структура личности Рубинштейна. Зависимость психических процессов от личности.

  1. психические свойства личности в ее поведении, в действиях, в поступках проявляются и формируются;
  2. психический облик личности определяется образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
  3. психический облик личности решает 3 вопроса:
  • Чего хочет личность (направленность, установки, потребности, интересы)?
  • Что может личность (способности)?
  • Что есть личность (характер)?

Структура личности Петровского А.В.:

  1. личность — как социальное свойство рассматривается как индивидуальность.
  2. личность является субъектом деятельности и отношений с другими людьми.
  3. личность оказывает воздействие на других людей.

Структура личности Ядова В.А. — Сознательное поведение Личности. Установки формируются при наличии потребностей (психофизиологических; семейных; включенных в коллективы; в социальную систему).

Важны условия деятельности или ситуации при реализации потребностей (по возрастающей значимости: предметные ситуации; условия группового общения; условия деятельности в социальной сфере; общие социальные условия жизнедеятельности).

Важна регуляция социального поведения Личности:

  1. поведенческие акты, контакт индивида со средой;
  2. привычное действие или поступок, соответствие между социальной ситуацией и социальной потребностью;
  3. профессиональное поведение;
  4. целостность поведения в жизнедеятельности человека.

В зарубежной психологии существует много различных теорий Личности в рамках разных школ. Обобщая концепции выделяют:

  1. Личность имеет свою структуру
  2. Важное значение имеет индивидуальное различие между людьми
  3. Личность формируется под воздействием внешних и внутренних факторов, включающих в себя генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и внешнюю среду.
  4. Личность влияет на поведение, благодаря ее содержанию человек обладает постоянством долгое время и при разных условиях.

10.Мотивация. Потребности и мотивы. Виды потребностей и классификация мотивов

Мотивациякак система процессов, отвечающих за побуждение деятельности, требует понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такого понятия выделяют отдельный мотив, потребность или влечение как “единицу” мотивации. Слово мотив по своему происхождению – приводящий в движение. Мотивация = направленность к действию + энергетический компонент. Введение такого понятия оформило структурную единицу мотивационной сферы в виде комплекса: потребность+мотив. Элементы этого образования функционируют как внутри субъекта (потребность), так и вне субъекта (мотив).

Потребность– это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный объем (постоянный и актуальный) и представленная (прямо или косвенно) психически – в форме эмоций, желаний и т.д. Эти блага – любое предметное содержание – предмет, например пищевой объект, идеальный предмет, представление. Потребность в общении – м.б. другой человек, эмоциональное состояние, ожидаемое событие.

А.Н.Леонтьев.Потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Потребность здесь связана с понятием нужды. Из самой сущности жизни следует, что живой организм является системой нуждающейся (не обеспечено равномерное поступление извне необходимой энергии и вещества).

Нужда – это реальное состояние организма, которое выражает необходимость определенных изменений для своего носителя, т.е. всегда нужда для себя. Потребность (с общебиологической точки зрения) представляет собой такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения. В принципе эти мех-мы и составляют основу потребности, определяют ее тип и содержание

Потребности делят на:

1.     Индивидные – видовые;

2.     Гомеостатические – экзогенные (не зависят от состояний организма и актуализируются внешними воздействиями, например познавательная потребность);

3.     Позитивные – негативные (мотивация избегания);

4.     Функциональные (побуждают к совершению некоторой активности, не преследующей явного конечного результата, условия организма – нужен отдых или у человека сдвиг на содержание деятельности – потребность в игре, труде и т.д.) – предметные (имеют выраженную финальную направленность, побуждают к достижению определенного результата без предопределения активности, которая к этому результату приведет);

5.     Первичные (унаследованные) – вторичные (приобретенные детерминанты поведения).

6.     По механизмам обнаружения и устранения потребностей их делят на две группы: физиологических и психических механизмов.

Классификация потребностей (Мюррей):

Основными понятиями являются организм и общество (среда), взаимодействующие друг с другом. Со стороны личности выступают потребности, со стороны ситуации – давление. Потребности и давление непосредственно не наблюдаются, они должны быть выведены.

Потребность – это конструкт, обозначающий силу, которая организует восприятие, апперцепцию, интеллект, волю и действие таким образом, чтобы изменить в определенном направлении имеющуюся неудовлетворительную ситуацию.

Мотивационные диспозиции (потребности) можно делить на первичные (висцерогенные — еда, сон) и вторичные (психогенные), на позитивные и негативные, явные и латентные.

Психогенные потребности включают в себя потребности в:унижении, достижении, аффилиации, агрессии, независимости, уважении, защите, понимании, игре, порядке, покровительстве, неприятии, осмыслении, сексуальных отношениях и т.д.

Иерархия потребностей(А.Маслоу)Структура из 7 уровней:

Потребность в самоактуализации

Потребность в гармонии, эстетическая (потребность в упорядоченности мира)

Потребность в познании себя (познавательная, чистое познание себя, ради процесса)

Потребность в самоуважении

Потребность в принадлежности к социальному целому

Потребность в безопасности

Физиологические нужды

Важная закономерность: если потребность полностью удовлетворена, то она остается непредставленной психически в сознании. Психическая представленность обнаруживается, когда есть какие-либо затруднения. Физиологическими нуждами человек овладевает: может есть, может не есть – на этом уровне потребность удовлетворяется путем снижения напряжения..

Самоактуализация – потребность в максимальном выявлении и развитии собственных возможностей и способностей человека – на этом уровне потребность – метапотребность, стремится к нарушению равновесия, поддержанию напряжения, к противоречию, которое есть исходная точка развития.

Фромм.В отличие от животных, человек лишен изначальной связи с природой — в нас нет мощных инстинктов, позволяющих адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, однако мы можем мыслить, оказавшись в состоянии человеческой дилеммы. С одной стороны она позволяет нам выжить, а с другой — толкает на размышления над вопросами, на которые нет ответов — экзистенциальными дихотомиями. Ех.: жизнь и смерть (мы знаем, что умрем, однако отрицаем это); мы абсолютно одиноки, но не можем обходиться друг без друга, и т.д. Наше поведение мотивируется физиологическими потребностями, но их удовлетворение не приводит к решению человеческой дилеммы. Только экзистенциальные потребности м. объединить человека с природой. Это: 1) потребность в установлении связей (выход за пределы себя); 2) потребность в самоопределении — желание подняться над пассивным и случайным существованием в целеустремленность и свободу. Созидание и разрушение жизни — два пути. 3) потребность в укорененности — поиск своих корней и желание в буквальном смысле укорениться в мире и снова почувствовать его своим домом. Непродуктивное — фиксация (нежелание двигаться далеко за пределы своего безопасного мира, изначально определенного матерью. 4) самоидентичность — осознание себя отдельной сущностью (я — это я и я отвечаю за свои поступки).

Непродуктивно — принадлежность к группе. 5) система ценностей (непродуктивно – когда иррациональные цели).

Специфика потребностей человека:

У животных: естественные потребности, они рядоположены, способ удовлетвор-я -непосредственный, в соответствии с механизмами инстинкта и навыка;

У людей: предметы потребности- природные +искусственно созданные, сами потребности иерархичны, удовлетворяются с помощью культурных средств (голод удовлетворяется с помощью ножа и вилки).

11.Направленность личности. Убеждения, ценности, мировоззрение, идеалы, установки

Ведущий компонент структуры личности, основное системообразующее качество личности — направленность личности — система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структкры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека.

Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действительностью.

Особенности направленности личности.

Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной ценности — нравственность её повседневного поведения.

v  Разнообразие потребностей личности, широта её интересов и определённость центральных стержневых интересов — целеустремлённостьличности.

v  Степень устойчивости отношений — последовательность и принципиальность личности, или цельностьличности.

Среди ценностей имеются ценности базовые, фундаментальные для данной группы людей, есть и сверхценности. Свобода личности, свобода народа, жизнь близких людей, честь и достоинство — сверхценностей , которые для очень многих людей значат больше, чем собственная жизнь.

Но люди иногда недооценивают объективно значимые ценности или ,наоборот, придают повышенную значимость ценностям конъюнктурным, престижным, модным. Существуют и мнимые сверхценности. При крушении сверхценности, например, любви или престижа, легко возникает то, что в психиатрии зовётся «депрессивной заслонкой», теряется ощущение смысла жизни.

Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и идти своим курсом. Но этот курс всегда лежит в пределах определённых социальных отношений, социальных ценностей.

Итак, поведение личности определяется её направленностью. Направленность личности определяет всю систему её побуждений, систему её стратегических и тактических целей.

Деятельность личности направляется этими целями. Но есть цель — основание деятельности, то основание самой уели лежит вне деятельности — в системе человеческих потребностей.

ü  МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Мотивация — это обусловленное актуализированной потребностью возбуждения определённых нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний. К мотивационным состояниям человека относятся: интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

Интересы— эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные с о стабильными потребностями человека. Интерес проявляется в повышенном интересе к объекту, имеющему устойчивую значимость. Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются посодержанию(материальные и духовные),широте(ограниченные и разносторонние) иустойчивости(кратковременные и устойчивые).

Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти, влечения.

Желания— мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определённый этап вызревания потребности, соотнесение её с целью и планом действий. Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы: 1) естественные и необходимые (желание еды, питья, сна, отдыха); 2) естественные, но не необходимые (особая еда, сексуальные желания); 3) желания ни естественные, ни необходимые (желания, связанные честолюбием, жаждой славы, власти).Первые две группы желаний могут быть гипертрофированными, не знающими границ своего удовлетворения.

Страсть— очень стойкое аффективное стремление к определённому объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придаёт соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.

Страсть может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к азартным играм) ведут к деградации личности. Положительные страсти мобилизируют силы человека на достижение социально значимых целей (страсть к искусству, науке).

Страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа — благородством.

Состояние навязчивого тяготения к определённой группе объектов называется влечением. Влечения могут быть естественными и сформированными в социальных условиях. Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь немного могут регулироваться сознанием. Инстинктивные органические влечения : 1) ориентировочные реакции; 2) сексуальное влечение; 3) голод (пищевое влечение); 4) жажда; 5) влечение материнства.

Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной. Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение— это сознательно принимаемое решение достичь определённой цели с отчётливым представлением средств и способов действия.

Намерения обладают динамическими свойствами — силой, напряжённостью. Сознательным обоснованием намерения является мотив. Мотив— это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки. Установка— состояние готовности к определённому способу поведения в определённых ситуациях.

12.Самосознание личности

Одним из последних штрихов в изучении личности является самосознание личности. Долгое время самосознание считали одним из низших качеств в изучении личности. Но при внедрении в психологию гуманистических идей, психологи стали определять самосознание личности, как один из важнейших аспектов.

Самосознание личности – это определение собственного «Я», способность выделения себя из окружающего мира. Без самосознания личность не существует. Самосознание возникает с момента рождения человека, с начала развития личности и видоизменяется на протяжении формирования характера и личности человека. С рождения, маленький ребенок отделяет себя от других посредством своего «Я». Это такое психическое явление, которое способно разграничивать согласно воспринимаемым зрительным образам и выделять свое «Я» от других (Я вижу), осознание своих эмоциональных переживаний (Я чувствую, Я понимаю).

Благодаря такому явлению человек способен выделить или отделить себя от других. Но при взаимодействии с окружающим миром, человек примеряет на себя точку зрения другого объекта общения — при прямом или косвенном действии на человека, внушенных с детских лет норм поведения, данных оценок его деятельности. Ребенок учится воспринимать себя, идентифицирую свои действия оценками взрослых.

Формируется самосознание с первых шагов и до подросткового возраста, в то время, когда формируется психическое развитие человека. Первый этап в формировании самосознания является определение своего отношения к своему телу, движению в пространстве и отношения физических прикосновений к телу, чувствую комфорт или дискомфорт. Далее самосознание определяет движение относительно других людей, выражая самостоятельность (т.е. «Я» передвигается самостоятельно, без помощи других).

Потом формируется отношение по определению пола человека и переживания относительно другого пола. Овладев речью, человек может направлять действия других людей по своему усмотрению.

Одна из главных функций самосознания – это регуляция своего поведения. Поведение личности определяется накопленными знаниями и представлениями о себе. Человек реализует себя настолько, насколько он усвоил знаний о себе. Оценка данная самому себе определяет независимость поведения, степень уверенности в своем поведении. Согласно определению самосознания результатами этого выражения является Я — концепция. Под этим термином принято принимать совокупность представлений о себе. Это обобщенный образ черт индивидуума, который возникает в результате наблюдений, анализа и восприятия себя в разных ролях. Я – концепция определяет главную линию поведения человека в обществе. Но эта концепция изменяется в применением разных образов на личности. Бывает «Я» — реальное, «Я» — идеальное, «Я» — мифическое, «Я» — зеркальное. Зависит от оценки, которую дает человек сам себе, окружающее общество. Благодаря критическим оценкам личность продолжает формироваться и развиваться.