Межличностные отношения 6

Министерство образования и науки РФ

Институт государственного администрирования

Факультет психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Психодиагностика

на тему: Психодиагностика межличностных отношений

Выполнила:

                            Проверил:

2004

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                    Введение……………………………………………………………….……3

Глава 1. Особенности межличностного отношения………..…….…….5

1.1. Исследования психологами  межличностных отношений.…..……5

1.2. Роль общения в психическом развитии человека………………..…7

Глава 2. Формирование межличностных отношений у детей дошкольного возраста……………………………………………….….13

2.1. Взаимоотношение детей в игре…………………………….….…..13

2.2. Основные методы и задачи психодиагностики………………..….18

ГЛАВА 3. Психодиагностика межличностных отношений

в группе детского сада…………………………………………………..23

Заключение……………………………………..………….………….…29

Список литературы………………………….…….….….……..………30

Введение

Среди многообразия проблем современной психологии, общения является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения – формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

9 стр., 4430 слов

Дополнительные возможности метода диагностики межличностных отношений Т. Лири

... двух глав, заключения, списка литературы. Глава 1. Метод диагностики межличностных отношений как инструмент психодиагностики .1 Методы диагностики межличностных отношений. История создания метода диагностики межличностных отношений (ДМО), использование методики в отечественной психодиагностике Методы диагностики межличностных отношений представляют ...

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

Общение с детьми —  необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

Один из возможных подходов к изучению психологических оснований активности личности заключается в том, чтобы рассмотреть отношения человека с другими людьми в качестве «ядра», основания такой активности. При этом отношения рассмотреть как совокупность, как целостность, как систему, в их отраженном, субъективированном, ставшем достоянием личности бытия.

Особенности межличностных отношений между людьми, находящимися в отношениях субординации, оказывают существенное влияние на характер мотивации, уровень самоуважения, способность к саморегуляции личностей, находящихся в подчиненном или зависимом положении.

Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, — одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является по существу, ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей — так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.

Психодиагностика межличностных отношений выявляет факторы развития ребенка как личности и отношение к нему окружающих.

Цель курсовой работы – изучить особенности психодиагностики межличностных отношений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) Рассмотреть психологические подходы в изучении межличностных взаимоотношений,

2) Изучить роль общения в становлении личности,

3) Рассмотреть основные задачи психодиагностики,

4) Выявить роль игры в становлении межличностных отношений у детей дошкольного возраста.

Объект исследования – дети дошкольного возраста, предмет – особенности психологической диагностики межличностных отношений.

База исследования: детский сад № 59 г. ………..

Глава 1. Особенности межличностного отношения

1.1. Исследования психологами  межличностных отношений

3 стр., 1068 слов

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА

... таких коллективов является семья. Пребывание в такой семье оказывает деформирующие влияние на личность ребенка, усугубляя крайнее низкое материальное положение, особенно заметное при нынешнем расслоении общества. А ... жизни»- Психологическая газета: Мы и мир- 2002г.- №2 37. Степанов С. «Становление человека»- Школьный психолог»- 2002г. №42 38. Столяренко Л.Д. «Основы психологии» - Ростов на Дону ...

Отношения людей представляют реальность особого рода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к взаимодействию. Субъективная и фундаментальная значимость этой реальности для жизни человека и развития его личности не вызывает сомнений.

Чрезвычайная субъективная значимость отношений с другими людьми привлекала к этой действительности внимание многих психологов и психотерапевтов самых различных направлений. Эти отношения описывались и исследовались в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной и гуманистической психологии, транзактном анализе и т.д. пожалуй, исключение составляет только культурно-историческое направление, где межличностные (или человеческие) отношения практически не были предметом специального рассмотрения или исследования, несмотря на то, что упоминание о них встречается постоянно. Достаточно напомнить, что отношение к миру всегда опосредованно отношением человека к другим людям, что социальная ситуация развития составляет систему отношений ребенка с другими людьми, что отношения с другими людьми являются органически необходимым условием чеовеческого развития. Но вопрос о том, что такое сами эти отношения, какова их структура, как они функционируют и развиваются, не ставился и полагался самоочевидным. В текстах Л.С.Выготского и его последователей отношения ребенка с другими людьми выступают как всеобщий объяснительный принцип, как средство освоения мира (где сам взрослый выполняет роль посредника), но не как смысловая ткань жизни. При этом они, естественно, теряют свое субъективно-эмоциональное  и энергетическое наполнение.

Исключение составляют работы М.И.Лисиной, в которых предметом исследования было общение ребенка с другими людьми, понимаемое как деятельность, а в качестве продукта этой деятельности выступают отношения с другими и образ себя и другого.

Следует подчеркнуть, что в центре внимания М.И.Лисиной и ее сотрудников была не только и не столько внешняя, поведенческая картина общения, сколько его внутренний, психологический пласт, т.е. потребности и мотивы общения, которые по сути дела и есть отношения и другие. Прежде всего следует соотнести понятия «общение» и «отношение». Общение достаточно широко использовалось в контексте деятельностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности. Межличностные отношения при этом оказались включенными в проблематику общения. В то же время межличностные отношения интенсивно изучались в русле психологии отношений, основанном А.Л.Лазурским и В.Н.Мясищевым. В центре этого направления лежит представление о личности, ядром которой является индивидуально-целостная система субъективно-оценочных отношений к действительности. Характерно, что деятельностный подход развивался преимущественно в рамках теоретической и экспериментальной психологии, а психология отношений складывалась в основном в сфере психологической практики.[1]

В отличие от действия отношение : 1) не имеет цели и не может быть произвольным; 2) не является процессом и, следовательно, не имеет пространственно-временной развертки; оно скорее есть состояние, чем процесс; 3) не имеет культурно-нормированных внешних средств осуществления и, следовательно, не может быть представлено и усвоено в обощенной форме; оно всегда предельно индивидуально и конкретно.

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

... между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и ... шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. ... на эффекте обманутого ожидания: человек, которого обманывают, учитывая полученную правдивую информацию, прогнозирует развитие событий в наиболее ...

Вместе с тем отношение неразрывно связано с действием. Оно порождает действие, меняется и преобразуется в действии и само формируется и возникает в действии. Личностный смысл является и образующей сознания (которое, как известно, предшествует действию) и главной характеристикой  действия, и его результатом. Получаемое отношение может быть и источником действия, и его продуктом, но может и не быть, поскольку далеко не всегда отношение выражает себя во внешней активности.

В психологии отношения одного человека к другому как особый предмет исследовалось довольно широко. В этих исследованиях можно выделить три основных контекста:

1. Познавательные отношения ¾ другой как предмет познания. Наиболее ярко это направление представлено в работах А.А.Бодалева и его последователей и др. в этом контексте другой человек выступает как предмет восприятия, понимания или познания. На основе интерпретации внешних характеристик составляется образ другого, включающий совокупность свойств и качеств. Познание этих свойств и качеств составляет основу межличностного познания и понимания.

2. Эмоциональные отношения (или аттракции) ¾ другой как предмет симпатии. Главной задачей работ этого направления является изучение детерминации эмоциональных отношений между двумя людьми на разных этапах развития этих отношений. Расположение одного человека к другому рассматривается в зависимости от свойств объекта симпатии, в зависимости от свойств субъекта симпатии, в зависимости от соотношения этих свойств, в зависимости от этапа развития отношений и прочих детерминант. При этом под свойствами объекта или субъекта симпатии имеются в виду либо чисто внешние характеристики (привлекательность, общительность и т.д.), либо социально-ролевые (статус, профессия, образование, компетентность).

3. Практические отношения ¾ другой как предмет воздействия. Это направление наиболее приближено к практике человеческих отношений и развивается в основном в русле психотерапии. Г.А.Ковалев выделяет три модели воздействия одного человека на другого: 1) объектная (или императивная); 2) субъектная (манипулятивная); 3) субъект-субъектная (диалогическая или развивающая).

1.2. Роль общения в психическом развитии человека

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее остается биологическим существом в своем психическим развитии. В качестве примера можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... К. Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе ... функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов представляет собой ...

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.[2]

Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразим его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

 Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение  позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального развития.

Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.

Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной для его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэненгетический потенциал, развивающий его самого.

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория ...

 Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит само сохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.

Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп, коллективов и т.д.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обращаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального.

Опосредствованное общение помогает усовершенствованию средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет).

Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

         Что же касается вербального общения и его роли в психологическом развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.  

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на обучение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми. В первых классах школы дети больше общаются с учителями, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как говорят, учителя является для них очень высоким. Но уже к III-IV классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастет к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешним изменением характера общение происходит его содержательная внутренняя перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнеров по общению определяется для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к III-IV классами появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению. На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно определяющийся словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношения ребёнка к себе, к окружающим людям, событиям и делам — такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребёнка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребёнка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.

27 стр., 13144 слов

Влияние групповых психолого-педагогических методов на развитие ...

... и основные направления организации групповых игр, способствующих развитию навыков общения у детей дошкольного возраста. – разработаны методические рекомендации по организации групповых игр, способствующих развитию навыков общения у детей дошкольного возраста. Теоретическая значимость работы ...

Благодаря исследованиям, проведённым Ж. Пиаже, мы имеем представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных суждений они придерживаются. Установлено, например, что в период жизни от 5 до12 лет представления ребёнка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму.[3]

Нравственный релятивизм, появляющийся у детей примерно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое. Реалист мыслит категориями авторитета и полагает, что законы нравственности установлены властью и незыблемы, что они абсолютны и не имеют исключений, что их нельзя менять. Ребёнок – нравственный реалист – моральную дилемму обычно решает в пользу бездумного послушания и беспрекословного подчинения взрослому, даже если его распоряжения расходятся нравственными нормами. Более старшие по возрасту дети, поднявшиеся в своем развитии до уровня нравственного релятивизма, полагают, что иногда можно пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Младшие, например, считают, что говорить неправду никогда нельзя; старшие полагают, что в некоторых случаях она допустима. Находясь в стадии нравственного реализма и играя друг с другом, дети верят в то, что существует лишь одно истинное правило игры; дети релятивисты признают, что правила игры можно изменять и с общего согласия готовы принять новые правила. Произвольное поведение из области познавательных процессов и волевой регуляции поведения, что характерно для дошкольников в младшем школьном возрасте распространяется, но область чувств.

Глава 2. Формирование межличностных отношений у детей дошкольного возраста

Огромная роль  в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Через игру формируются взаимоотношения детей.

Выбор той или другой игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то более поздний она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Эти изменения определяются возрастающей ролью сознания в жизни ребенка. Исключительная роль принадлежит играм в становлении и укреплении детского коллектива, ведь играм всегда присущи элементы здорового соперничества, интересного соревнования.

Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием  определенных отношений. Она оказывает содействие активному общению детей, установлению контактов. Не у всех детей, в особенности на первых порах, одинаковый наклон к сближению. Одни дети товарищеские, другие запертые, стыдливые. Во время игры удается включить всех детей в коллективную деятельность, помочь занять надлежащее место среди своих ровесников. В подвижных играх есть всегда и побежденные и победители. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... белорусских учёных относительно одарённости и её развития. Особенности развития одарённых детей Факторы развития и проявления одарённости. Одарённость как проблема генотипической ... танцы, музыкальные игры, игра на музыкальных инструментах и др.). Тесная взаимосвязь экспрессивной и музыкальной реакции как характерная особенность детей на ранних этапах психофизического развития. Основные этапы ...

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес.[4]

Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровож­даются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстника­ми дети более раскованны, говорят неожиданные слова, пере­дразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию.

Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,  инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них — серьезная форма воспитания. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. 

Очень важно научить детей не хвалиться, если они выиграют и, наоборот, если поражение – не впадать в отчаяние. В особенности следует добиваться, чтобы дети сохраняли дружеское отношение к победителям и к тем, кто проиграл, причем все отношения должны грунтоваться на доброжела-тельности.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем парамет­рам: меняются содержание потребности, мотивы и средст­ва общения. Эти изменения могут протекать плавно, по­степенно, однако в них наблюдаются качественные сдви­ги, как бы переломы. От двух до семи лет отмечается два таких перелома: первый происходит приблизительно в четыре года, второй — около шести лет.

3 стр., 1052 слов

Ролевая игра Стипком

Этапы игры: 1 Этап "стипендиальное положение" Отработка навыков: -формирование локального стипендиального положения, в соответствии ...

Первый перелом внешне проявляется в резком возрас­тании значимости других детей в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение одного — двух лет после этого потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребенку двух-трех лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с иг­рушками), то у четырехлетних детей эта потребность вы­двигается на первое место. Теперь они начинают явно предпочитать общество других детей взрослому или оди­ночной игре.

Второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен. Он связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устой­чивых и глубоких отношений между детьми.[5]

Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения де­тей. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрос­лым, были названы формами общения дошкольников со сверстниками.

Развитие взаимоотношений определяют положение человека в группе, коллективе. От того как, они складываются, зависит эмоциональное благополу-чие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи. Значит, отсюда вывод:

Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает и к самой себе.

Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.

По отношению к детям отношения и взаимоотношения тоже проявляются. Они рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений.

В старшем дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития – осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Он осуществляется не только через семью, но и через сверстников.

Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но  именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.[6]

Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликт­ные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это связано с развитием представле­ний детей о нормах морали. Группа детского сада для ребенка – источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и др.

В старшем дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх,— игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Обязанности по отношению к окружающим — это то, что ребенок чувствует необходимым исполнять исходя из роли, которую он взял на себя. Другие дети ожидают и требуют, чтобы он правильно выполнял взятую на себя роль. При исполнении роли покупателя, например,  ребенок постигает, что он не может уйти, не уплатив за то, что он выбрал. Роль доктора обязывает быть терпеливым, но и требовательным по отношению к больному и т. д. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых исполняют другие участники игры.

 Особенно важное зна­чение для развития внутригрупповых взаимоотно-шений имеют сюжетные взаимоотношения, в которых вопло­щаются представ-ления детей о социальных взаимозави­симостях взрослых. Исследования показали, что в иг­рах дети вступают в такие отношения, которые в дру­гих условиях им недоступны. Это отношения взаимного контроля, соподчинения, взаимной помощи. «В реаль­ной жизни, — отмечает Д. Б. Эльконин, — подобные взаимоотношения недоступны детям даже старшего до­школьного возраста. Таким образом, в своих играх дети вступают в более сложные взаимоотношения в их реальной коллективной жизни. Под влиянием коллек­тивных игр у детей воспитываются нормы коллективно­го поведения, которые затем переносятся детьми и за пределы игры, становясь общими нормами их поведе­ния». В этих условиях уже на уровне дошкольного возраста у детей появляются ростки осознания себя как членов определенного коллектива, чувство «Мы». Сле­довательно, игра создает зону ближайшего развития не только для развития личности дошкольника, но и для развития группы на пути ее становления как коллек­тива.

2.2. Основные методы и задачи психодиагностики

          Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, напр. физике. Это требования операционализации и верификации.

       Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

       Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:[7]

Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;

Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

Современная психология несколькими различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Один из таких путей — это непосредственная психологическая помощь различным категориям населения. Психолог, получивший специальную подготовку, способен оказать консультативную психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности, юношам и девушкам в выборе профессии, руководителям  в формировании стиля и приёмов общения и многим другим.

Психологическое консультирование основано не только на знании психологом предмета анализа и обсуждения (семейные и производственные, внутри и межличностные конфликты), но и на знании закономерностей самого процесса консультирования, его стратегии и тактики.

         Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психодиагностических знаний. Все более широкое применение в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также средства электронной психодиагностики.

Современная психология несколькими различными путями оказывает

Психологическая помощь чаще и эффективнее всего оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких  случаях требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи. Если страдания человека складываются в клиническую картину заболевания и человек обращается  к врачу, то психотерапевтическая помощь носит  медицинский характер и оказывается врачом-психотерапевтом или психологом под руководством врача. Во многих случаях, однако, требуется психотерапевтическая помощь несколько иного характера. По своей форме и цели это психотерапевтическое вмешательство совпадает с тем, которое используется при лечении больных. Оно совершается в форме беседы, дискуссии, игры (т.е. в форме общения) и направлено на избавление человека от страданий и ликвидацию причин, его вызвавших. Это вмешательство, однако, отличается от медицинского в двух существенных аспектах;

1) природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;

2) обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.

В какой бы форме не осуществлялась психологическая помощь: в форме психологического консультирования или в форме немедицинской психотерапии, она обладает общей характеристикой — индивидуализированностью своей направленности. Эта индивидуализация базируется на глубоком проникновении в личность обратившегося за помощью, в его чувства, переживания, установки, картину мира, структуру взаимоотношений с окружающими. Для такого проникновения часто недостаточно одного лишь психологического чутья и интуиции, требуются специальные — психодиагностические — методы.

В самом общем виде психодиагностика — это наука и практика постановки психологического диагноза. Термин «психодиагностика», распространившийся в психиатрии вслед за появлением работы  Г. Горшаха «Психодиагностика», довольно  быстро вышел за пределы медицины. Термин «диагноз» начал пониматься как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (индивида, семьи, малой группы, той или иной психической функции или процесса у конкретного лица).

Понятие психодиагностики распространилось и на профилактическое обследование индивидов и групп.[8]

Диагностическое исследование (точнее – обследование) обладает, тем не менее, важной характеристикой, отличающей его от научного исследования.

Психодиагностические задачи могут решаться различными способами. Один из таких способов — это длительное наблюдение за обследуемым, совершаемое в ходе оказания ему помощи. Другой способ — это наблюдение за обследуемым в реальных условиях его жизни, например наблюдение за поведением ребёнка в детском саду. Эти способы дают очень ценные сведения об обследуемым, однако они крайне трудоёмки, не всегда доступны и дают информацию не до начала работы психолога, но уже в ходе такой работы. Поэтому в психодиагностике получили распространение специальные психодиагностические методики, используемые не только в сфере консультирования и психотерапии, но и во всех тех случаях, когда необходимо получить оценку той или иной психической особенности конкретного  индивида или группы. Эти методики обладают следующими особенностями:

1) они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;

2) они представляют информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных особенностях (интеллекте, тревожности, самоотношении, чувстве юмора, наиболее выпуклых личностных чертах);

3) информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми;

 4) информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

Принципы разработки психодиагностических средств и их конкретное воплощение в диагностических методиках, включая их методологическое и теоретическое обоснование, поверку валидности и надёжности, входят в предмет общей психодиагностики.

Развитие этой области знания в нашей стране шло неравномерно. Интенсивное развитие психодиагностики в 20-х и начале 30-х годов  оказалось затем приостановленным благодаря неконтролируемому, непрофессиональному и расширительному использованию тестов. В результате в развитии отечественной психодиагностики наметилось отставание, которое стало интенсивно преодолеваться в 70-е и 80-е годы. Большую работу в этом направлении проводит научный коллектив Ленинградского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.

Превращение психодиагностических методик в надёжный инструмент науки и практики зависит от интенсивности усилий многих исследователей, проверки и перепроверки получаемых данных.

ГЛАВА 3. Психодиагностика межличностных отношений в группе детского сада

Мы провели в средней группе детского сада «Золотой ключик» г. ………. несколько развивающих игр и выявили их роль на развитие взаимоотношений детей дошкольного возраста. По окончании игры с детьми был проведен небольшой опрос, состоящий из 5-6 вопросов на предмет отношения его к сверстникам.

ИГРА «Мой друг – дерево» (с 6 лет)

 Цели: Эта игра особенно важна для ребенка, который чувствует се­бя не включенным в группу — это может быть для него значительным опытом. В игре вся маленькая группа работает на то, чтобы один ребенок получил, как подарок, удивительно прекрасное переживание. Пожалуй­ста, не принуждайте никого участвовать в этой игре!

Инструкция: Каким должен быть человек, чтобы вы ему повери­ли? К каким людям вы вообще питаете доверие? А к каким вы испыты­ваете недоверие? Знакомо пи вам такое: сначала вы не доверяли ко­му-то, были недоверчивы, а позже появилось доверие? Только ли к лю­дям мы испытываем чувство доверия? Можем ли мы доверять и жи­вотным тоже? А растениям? Камням? Земле?

Перед началом следующей нашей игры я хотела бы рассказать вам короткую историю… Жила-была в одной маленькой деревне дево­чка. Звали ее Катя. Каждый день она играла со своими подругами в за­нимательные игры. Под конец одного длинного дня она так устала от множества игр, что легла спать под величественным и прекрасным старым деревом. Через несколько секунд она уже уснула. Старое дере­во очень любило Катю, так как она часто с ним разговаривала. И оно захотело сделать уснувшей Кате чудесный подарок. Нежно опустило оно свои могучие ветви, приподняло ими девочку и стало покачивать ее потихоньку так, что Кате начали сниться удивительные сны… Все страхи от нее отступили, она чувствовала вокруг себя надежную за­щиту и доверяла ей… благодаря этим волшебным мягким покачивани­ям она во сне попала в свою любимую страну, где всегда светит солн­це, и где дети никогда не ссорятся… Когда пришло время ужина, ста­рое дерево бережно опустило девочку на мох и пощекотало ее тонень­кой веточкой по носу так, что она проснулась. И потом Катя всегда по­мнила об этом прекрасном переживании.

Кто из вас хотел бы быть Катей? Хорошо, Саша, ты первый ре­бенок, которому будет так же хорошо. Ложись, пожалуйста, на спину и закрывай глаза. Разведи руки в стороны, ноги вместе. Теперь нужно вo­семь детей, которые будут Ветвями дерева. Встаньте по четверо с каждой стороны уставшей девочки»… Ветви, вам надо подсунуть свои руки ладонями вверх под Сашины ноги и спину. Я буду держать Сашину голову. Я досчитаю до трех, и Ветви медленно встают с пола и, когда они встанут, мы будем очень тихо вместе напевать песню слабого ве­терка. Мы представим себе, что ветерок тихо покачивает ветки ту­да-сюда так, что Саша чувствует себя, словно на качелях. (Ветви дол­жны покачивать ребенка в медленном темпе 60 секунд.)

А теперь мы хотим аккуратно положить Сашу снова на пол. Дер­жите руками голову и плечи Саши. Ветви медленно опускают руки вниз. Один из нас может быть теперь тоненькой Веточкой, которая разбудит ребенка, и он радостно и бодро побежит домой.

Предоставьте возможность другому ребенку вслед за этим «пока­чаться на дереве». При этом будет хорошо, если ребенок сам выберет для себя тех, кто будет Ветвями.

После проведения игры мы провели опрос детей:

— Что ты чувствовал, когда был в роли Уставшего ребенка? — Были ли Ветви бережны с тобой?

— Чувствовал ли ты себя уверенно?

— Что ты чувствовал, когда был Веткой?

— Охотно ли ты укачивал Уставшего ребенка?

— Чувствовал ли ты как к тебе относятся окружающие?

— Почему плавное покачивание дает нам такое чудесное пережи­вание?

Дети играли вовлечено,  заинтересованно. Мы выявили, что данная игра развивает чувство любви к ближнему, сострадание, понимание и взаимоуважение. Проведение подобных игр будет способствовать развитию чувств сопереживания, любви и ласки.

ИГРА «Путь доверия» (с 6 лет)

Цели: Это классическая игра для всех возрастных групп. Она укре­пляет доверие внутри группы, а также развивает любознательность и та­ктильное восприятие. Ребенок-«поводырь» может экспериментировать со своей ролью, при которой он частично берет ответственность на себя, а частично — отдает своему партнеру. Между двумя детьми, играющими в паре, могут измениться прежние впечатления друг от друга и улучшиться отношения. В помещении должно быть достаточно места и множество ин­тересных объектов, чтобы их можно было потрогать, чтобы они при этом пахли или издавали звуки. Очень хорошо проводить эту игру в темное время года на улице.

Инструкция: Разойдитесь по двое. Я хочу вам предложить игру, которая называется «Путь доверия». Заключается она в следующем: один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не ви­деть. Второй будет ведущим. Когда ты ведущий — ты должен прове­сти «слепого» ребенка по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Время от времени делай паузу, чтобы твой това­рищ смог потрогать различные вещи: большие и маленькие, гладкие и шероховатые. Ты можешь провести его к месту, где предмет издает звук или запах. Только ничего не говори при этом. Через пять минут я позвоню колокольчиком — тогда вы поменяетесь ролями. А еще через пять минут я позвоню еще раз — и тогда вы возвращаетесь обратно в круг, и мы поговорим о том, что мы пережили во время прогулки. Пе­ред началом договоритесь с партнером, как он вас будет вести: за ру­ку или как-то по-другому. Для старших детей Вы можете удлинять интервалы до десяти ми­нут.

Анализ результатов: работая с данной игрой заметили как дети доверяют друг другу. У них также развивается любознательность и та­ктильное восприятие. Данная игра содействует детской дружбе и пониманию, уважению.

ИГРА «Ночной поезд» (с 6 лет)

Цели: В этой игре дети смогут овладеть различными навыками межличностного общения. Локомотив будет везти Вагоны через Лес, а Де­ревья — предупреждать Поезд об опасности, чтобы он нигде не ударял­ся. Локомотив и Вагоны должны работать слаженно, с полным доверием друг к другу. Только в этом случае Поезд пройдет свой путь, избежав столкновений. Дети могут представить себе, что этот поезд везет в город игрушки детям на Рождество.

Материалы: 6 или 12 повязок для глаз, 3 шляпы (колпака).

Инструкция: Представьте себе, что совсем скоро Рождество и дети одного маленького города с нетер­пением ждут подарков. Они слышали, что поезд с игрушками к праздничному ве­черу должен будет пробираться ночью через ужасный, заметенный снегом лес. И только у локомотива есть фары, что­бы освещать дорогу. Кто-нибудь мог бы сказать, какие подарки хотелось бы полу­чить детям этого маленького города? Кто из вас хотел бы стать Локомо­тивом и везти Поезд с игрушками де­тям? Шестеро ребят будут Вагонами с подарками. Кто хочет быть ими? Все ос­тальные будут Деревьями в ночном лесу.

Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Предупредите, что Деревья не должны двигаться, но они могут издавать тихое «Шшш…» в момент, когда какой-нибудь Ва­гон поезда рискует удариться о них. Три Дерева особенные — на них надеты шля­пы. Поезд обязательно должен объехать эти Деревья, прежде чем он покинет Лес. Обозначьте место, где Поезд въезжает в Лес, и сами встаньте с другой стороны Леса — Вы будете Ма­леньким городом, где дети дожидаются Поезда.

Теперь давайте составим наш Поезд. Становитесь за Локомоти­вом и положите руки на плечи предыдущего человека. Я завяжу каждо­му Вагону глаза, потому что только у Локомотива есть свет и он мо­жет видеть. Локомотив будет двигаться очень медленно, чтобы не растерять Вагоны, и чтобы все Вагоны чувствовали себя уверенно: Локомотив сам выбирает путь, которым поедет через Лес, но он обя­зательно должен пройти мимо трех особенных Деревьев (в шляпах).

После этого идите на другyю сторону Леса и дайте Локомотиву сиг­нал старта. В следующий раз другие дети могут быть Локомотивом. Можно ус­ложнить задание, например, увеличив число Вагонов или пустив однo­временно два Поезда.

         Анализ результатов: с данной игре развивается способность к межличностному общению у детей, отношению к друг другу в коллективе, чуткости и взаимопониманию.

         Таким образом, в результате проведенных игр мы выявили следующие особенности:

84 % детей активно вовлекаются в игровую деятельность,

97% относятся к своим сверстникам дружелюбно,

79% считают что помощь друга в тот или иной момент игры была им очень нужна.

И лишь 15 % проявляли не высокую активность, что препятствует установлению в группе межличностных отношений.

 

Рекомендации:

— проведение игр с направленной тематикой будет способствовать развитию межличностных отношений,

— игры должны вовлекать детей, заинтересовывать и в то же время развивать и обучать,

— исходя из анализа игр и игровой деятельности выявили, что в данном возрасте огромное влияние на процесс социализации личности оказывает сплочение детей в один коллектив, развитие межличностных отношений.

— чтобы дети учились общению необходимо проводить с ними как можно больше групповых игр, где обязательным моментом присутствует помощь ближнего соседа.

 

Заключение

Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

Взаимоотношение – это отношение идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется «обратная связь». Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же ток).

У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.

Общение с детьми — необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Дети все имеют разный характер.

Таким образом, в работе по психодиагностике общения дошкольников друг с другом в группе детского сада я пришла к выводам:

1. У детей шестилетнего возраста идет активно сплочение коллектива.

2. Взаимоотношения довольно устойчивые.

3. Основными мотивами выбора являются игровой, трудовой и нравственный.

4. Удачным методом воспитания взаимоотношений является совместная деятельность.

5. У детей шести лет можно сформировать нравственные представления.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998.

2. Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 2001, №10

3. Ануфриев А.Ф. “Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина” / “Вопросы психологии”, 1994, №2.

4. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений //Вопросы психологии.¾ 1994.¾ № 1.

5. Бодалев А.А.Личность и общение. М., 1983.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1999.

7. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 1983

8. Выготский Л,С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. — М., 1999.

9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: — 1998. — № 6.

10. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры//Дошкольное воспитание, 2001, № 10.

11. Калишенко К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. //Дошкольное воспитание.- 1984, №7

12. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание.- 1986, №1

13. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах, Киев, 1982.

14. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.-С.163-400.

15. Лэндрет Г. Игровая терапия; Искусство отношений. М. Международная пед: академия. 2001

16. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1999.

17. Общая психодиагностика. /Под. ред. Бодалева А.А., Столина В.В., М: МГУ  1984.

18. Отношения между сверстниками в группах детского сада. /Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика.- 1978

19. Столетов В.Н. Диалоги о воспитании.- М.: Педагогика.- 1978

20. Таджиабаева Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях. //Дошкольное воспитание.- 1983, №2.

21. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.


[1] Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.-С.163.

[2] Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах, Киев, 1982.

[3] Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998.

[4] Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 1983

[5] Таджиабаева Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях. //Дошкольное воспитание.- 1983, №2.

[6] Бодалев А.А. Психология межличностных отношений //Вопросы психологии. 1994.¾ № 1.

[7] Ануфриев А.Ф. “Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина” / “Вопросы психологии”, 1994, №2.

[8] Общая психодиагностика. /Под. ред. Бодалева А.А., Столина В.В., М: МГУ  1984.