Материалы для самостоятельного изучения по теме: «Возрастные особенности детей, особенности личностного и эмоционального развития детей. Особенности полово

Материалы для самостоятельного изучения по теме: «Возрастные особенности детей, особенности личностного и эмоционального развития детей. Особенности полового воспитания приемного ребенка.»

План:

  1. Характеристика возрастных периодов.
  2. Возрастные кризисы.
  3. Приложение:
  1. Нормативы развития реакций ребенка от 0 до 1 года;
  2. Сравнительная таблица развития домашних детей и детей из детского дома;
  3. Словарь по теме: «Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  4. Список литературы для слушателей.
  1. Характеристика возрастных периодов

Каждый период взросления ребёнка сопровождается изменениями. Это проявляется и в его внешности, и в поведении. Но за этими проявлениями лежит глубинная перестройка всего организма в целом: как физиологическая, так и психологическая. Поэтому для любого родителя важно осознавать значимость происходящего и иметь представления о том, какие именно процессы происходят в маленьком человеке. Ведь только обладая такими знаниями можно помочь ребёнку гармонично развиваться.

Психика ребёнка формируется постепенно, последовательно, шаг за шагом. И процесс формирования каждого свойства рождает в ребёнке новую потребность. Если родитель не знает о том, что поведение ребёнка спровоцировано особенностями его возраста, то и реакция на это поведение будет не адекватной. Соответственно и потребность ребёнка будет удовлетворена либо не полностью, либо не будет удовлетворена вообще. В то же время, в этот период близкие должны помогать ребёнку и поддерживать его, т.к. от этой помощи и поддержки зависит его развитие.

Периоды, когда ребёнок «открывается» для восприятия нового аспекта окружающего мира и человеческих отношений принято называть «сензитивным периодом развития» (от англ.: sensitive — «чувствительный»).

Л.С. Выготский (известный советский психолог, основатель культурно-исторического подхода в отечественной психологии) писал: «В этот период определённые влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нём те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития»

4 стр., 1956 слов

Психолого-педагогические аспекты развития ребенка в период внутриутробного развития

... особенности. Желанные дети чаще рождаются с более высокой массой тела, реже болеют, имеют лучшие характеристики в психомоторном развитии ... и некоторые психологические потребности рожденного младенца. Новое понимание "связи" матери и ее ребенка возвысило наше ... поддерживали идеи о существовании "психики" во внутриутробном периоде развития человека. Серьезными препятствиями в формировании концепции были ...

Начало жизненного цикла, согласно отечественной концепции, условно можно разделить на три периода: внутриутробный период, детство и подростничество. Каждый период включает в себя несколько стадий. На данный момент нам важно изучить именно те стадии, которые ребёнок проходит, придя в приёмную семью. Всего их пять: четыре относится к периоду детства (период от 0 до 11 лет), одна — относятся к периоду подростничества (от 11 до 15−17 лет).1 В таблице № 1 интересующий нас возрастной период выделен утолщённой рамкой.

Таблица № 1

Название стадии

Возраст

Внутриутробный период

Предзародышевя стадия

первые две недели

Зародышевая стадия

от двух недель до 2 месяцев (формирование и развитие внутренних органов у плода)

Стадия плода

от 2 месяцев до появления ребёнка на свет

Детство

Младенчество

от 0 до 12−14 месяцев

Ранний возраст

от 1 до 3 лет

Дошкольный возраст

от 3 до 6−7 лет

Младший школьный возраст

от 7 до 11 лет

Подростничество

Ранняя юность

от 11 до 15−17 лет

Поздняя юность

от 15−17 до 22−23 лет

О периодах развития и возрастных рамках мы заговорили не случайно. Ведь в каждом из этих периодов для ребёнка характерен свой, особенный вид деятельности, который способствует наилучшему развитию его познавательной сферы. Такая «особая деятельность» носит название «ведущей». Потому что именно она определяет и «ведёт» ребёнка в его развитии. Поэтому родитель должен всячески стимулировать и поддерживать этот процесс.

Также важную роль играет социальная ситуация развития ребёнка. Среди многообразных отношений ребенка, образующих социальную ситуацию развития, Выготский разделял «ближайшие и далекие» отношения с обществом. Позднее первые получили свое содержатель-ное раскрытие в исследованиях генезиса форм общения ребенка (М.И.Лисина и др.), а вторые — в исследованиях ролевых отношений, обусловленных объективным положением (местом) ребенка данного возраста в системе общественных отношений (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

Социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. Выступая как отношения между ребенком и его социальным окружением, социальная ситуация развития предполагает активность самого ребенка в построении этих отношений. Субъективным аспектом социальной ситуации развития является понятие «переживания» — как субъективного отражения ребенком своего объективного места в системе социальных отношений.

Ожидания и требования, предъявляемые к ребенку обществом, задают «идеальную форму» развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

Институт посредничества, определяющий содержание и форму сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками как носителями компетентности, выступает основой для присвоения ребенком заданной «идеальной формы».

Социальная ситуация развития ставит перед ребенком на каждом возрастном этапе основную задачу развития, решение которой и определяет динамику психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, и, следовательно, к новой социальной ситуации развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.

Теперь стоит уделить отдельное внимание ведущей деятельности на каждой конкретной стадии (см. табл. № 2).

Таблица № 2

Стадия развития

Ведущая деятельность

Младенчество (от 0 до 12−14 месяцев)

Ситуативно-личностное общение

Ранний возраст (от 1 до 3 лет)

Предметная деятельность

Дошкольный возраст (от 3 до 6−7 лет)

Сюжетно-ролевая игра

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)

Учебная деятельность

Ранняя юность (младший подростковый; от 11 до 15 лет)

Интимно-личностное общение

  • Младенчество

На стадии младенчества ведущей деятельностью является ситуативно-личностное общение. Говоря простым языком, в этот период на первый план для ребёнка выходит эмоциональное контактирование и общение с близкими взрослыми. Не смотря на то, что он пока не умеет говорить, он своими телодвижениями и мимикой пытается контактировать с родителем. Этот период очень важен, т.к. именно в это время ребёнок учится контактировать с окружающими. У него формируется потребность в общении. В данном случае она будет определяться как новообразование.

То есть, новообразование — это:

— во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период ;

— во-вторых, новообразование — это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста(Выготский Л.С., 1984).

Развитие ребёнка не ограничивается только развитием психических функций. Параллельно с этим, он растёт и меняется физически. Достаточно посмотреть на ниже следующую таблицу, чтобы понять, насколько стремительно развивается ребёнок; и сколько параллельных процессов, как психических, так и физиологических, происходит в первые месяцы развития ребёнка (более подробно возрастные нормативы представлены в прил. № 1).

Стоит отметить, что данные, приведённые ниже являются среднестатистическими, то есть возможно небольшие допущения в ту или иную сторону, которые могут быть обусловлены как личными особянностями ребёнка, так условиями его развития.

Таблица № 3

Возраст

Новые умения ребёнка

до 2-х месяцев

начинает самостоятельно двигаться

2 месяца

самостоятельно поднимает головку

3 месяца

совершает движения головой, может схватить и удерживать какой-либо предмет

6 месяцев

самостоятельно садится

7 месяцев

начинает ползать

9 месяцев

самостоятельно встаёт

12 месяцев

первые шаги

Активное движение — необходимое условие знакомства с окружающим, формирования восприятия. Движение помогает развитию первых эмоций — удовлетворение-неудовлетворение состоянием, возникает речевая и мыслительная деятельность. Здесь очень важное значение имеет общение, игра матери с ребенком. Она пеленает, поворачивает ребенка, улыбается ему, разговаривает с ним, гладит его, вызывая положительные эмоции и звуки. Ребенок учится видеть игрушку в руках матери, слышать ее, трясти, то есть идет процесс приобретения первого жизненного опыта, навыков и знаний. Именно мать, служит первым источником знаний, любви, положительных эмоций. Ребенок начинает искать мать, звать ее, повторять за ней звуки.

  • Уже в два месяца ребенок произносит отдельные гласные;
  • в 4 месяца возникает гуление;
  • в полгода у ребенка богатый запас звуков — он гулит, гукает, мычит, визжит, смеется;
  • в 8 месяцев появляется лепетная речь;
  • в 12 месяцев мы слышим первые слова.

Таким образом создается предпосылка для дальнейшего развития.

  • Раннее детство

Ведущий вид деятельности — предметно-манипулятивная деятельность; практическое сотрудничество со взрослым.

Новообразование — Ребенок занят предметом и действием с ним; возникает потребность в речи (чтобы наладить контакт).

(1−3 года).

Ребенок переходит к предметным действиям — овладению действиям с предметами (предметно — орудийные).

Лучше идет развитие познавательной сферы. Важнейшее новообразование — речь, прямохождение, появление мышления, появление чувства «Я».

До двух лет происходит бурное развитие навыков движения, речи, знаний окружающего, дифференциация эмоций. В два года ребенок уверенно бегает, прыгает, сам поднимается по лестнице, одевается с помощью взрослого, самостоятельно пользуется ложкой.

Особенно стоит сказать о значимости развития речи. В полтора года ребенок произносит около 15 слов и 5−6 звукоподражаний. Здесь же начинается произнесение первых фраз, состоящих из двух слов. К двум годам количество слов возрастает в два-три раза, пассивный же словарь (понимание) возрастает до 300 слов. Появляется предложение не из двух слов, а уже целой фразой. С двух лет (до пяти) наиболее выражена речевая, познавательная, психическая активность ребенка. Дети получают массу информации, задают много вопросов, усваивают основные знания об окружающем мире и основные навыки самообслуживания: одеваться, кушать, ходить на горшок. Возникающие конфликты в этот период — родители ограничивают самостоятельность ребенка и не дают ему самому умыться, достать игрушку из коробки, помыть посуду, потому что он недостаточно хорошо это делает. Когда мы не даем ребенку проявлять самостоятельность, то он высказывает недовольство. Он уже не желает быть куклой, ребенком, которому ничего не дают делать.

После двух лет он становится более самостоятельным, слышит запреты, у него появляются свои желания, нежелания.

Завершение периода: осознание «Я», требование самостоятельности и удовлетворения своих желаний (первая фаза упрямства), приобретение навыков опрятности, значительное увеличение движений и речи, появление мышления.

  • Дошкольный возраст (от 3 до 6−7 лет).

    Ведущая деятельность — Общение (ролевая игра); игра (как универсальная форма развития); сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации; потребность принять участие в жизни и деятельности взрослых.

Новообразование — Формируется потребность воздействовать на мир; действует как взрослый, но с предметами-заместителями.

Влияние игры — ребенок познает суть человеческих взаимоотношений. Центральное новообразование — стремление занять место, стремление к общественно-значимой деятельности.

До пяти лет появляются основы характера, развитие или сдерживание самостоятельности и познавательной активности, развитие основных предпосылок интеллекта (активности, моторики, речи, внимания, памяти) и основы его мышления.

Происходит развитие эмоционально-волевой сферы от сферы бессознательного упрямства к целенаправленному упрямству и осознанным волевым усилиям, от простых эмоций к более сложным и содержательным, которые связаны с социализацией, расширением общения со сверстниками и взрослыми. Большое значение для психического развития также играет активность ребенка, но здесь большое внимание обращается на развитие предпосылок интеллекта. Происходит развитие тонкой моторики. Ребенок учится копировать рисунки, детали, рисует человека с руками, ногами, может построить башню из 8−9 кубиков. Ребенок умеет сам одеваться, знает хорошо свое имя, фамилию и даже адрес. Если до трех лет он себя не помнит, с трех лет развивается долговременная память, он запоминает яркие, эмоциональные эпизоды детства. После 4 лет воспоминания становятся еще более содержательными. Играя самостоятельно, общаясь со взрослыми, ребенок уже учится обобщать, сравнивать, устанавливать причинные связи — выполняет первые операции мышления. В своей игре он моделирует уже знакомые ситуации, делает, то, чему его научили. Однако в игре проявляется и самостоятельное творчество, фантазия ребенка. Он имеет возможность создавать новое, принимать решения, нарабатывает индивидуальный опыт. Совместная же игра со сверстниками помогает расширять навыки общения, поведения и правильного реагирования. С пяти лет идет процесс подготовки к школьному обучению. Кроме сюжетов в «дочки-матери», «доктора», «детский сад» добавляется игра в «школу». Дети знакомятся с книжками, буквами, цифрами в игровой форме. Социализация ребенка будет заключаться в том, что он может рассказать о себе, выполнять задания старших, у него формируется усидчивость, навыки общения, самообслуживания, самостоятельности и послушания. Очень важно, чтобы ребенок захотел идти в школу, считал учебу полезной для себя.

Завершение периода: готовность к школьному обучению.

  • Младший школьный возраст

Ведущий вид деятельности — Учебная деятельность; игра исчерпала свои познавательные возможности; игровая мотивация сменяется на познавательную.

Новообразование — Постепенно осознает (узнает) себя и свой внутренний мир; учится строить отношения с другими людьми; умеет осмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека и принимать решения в соответствии с этим.

(7 — 10−11 лет).

Развитие преимущественно познавательной сферы. Новообразования — произвольность психических реакций, появление внутреннего плана действий, появление контроля за своими действиями.

Меняется социальное положение ребенка. Он становится членом класса. Дети выглядят серьезнее, появляется ответственность и значимость новой деятельности. Ребенок радуется своим успехам в школе, но у него есть и тревожность по поводу неудач в учебе. Привыкание к режиму дня школы происходит постепенно. Дети еще не забыли игру, могут шалить, устают, могут встать во время урока. К учителю относятся как к воспитателю детского сада. Дома нужен постоянный контроль подготовки уроков, приготовления одежды к школе. Помощь родителей обязательно должна быть, но она ненавязчива, без вытеснения состоятельности ребенка. Очень важно поощрение самостоятельности, похвала успехам, внушение веры в последующий успех. Нельзя жалеть ребенка, порицать школу.

  • Подростковый возраст

Ведущий вид деятельности — общение интимно-личностное; общение со сверстниками (в общественно-полезной деятельности).

(11−12 до 14−16 девочки, 15−17 мальчики).

Подросток ищет сверстника — друга, которому он пытается личностно раскрыться и самому понять других.

Новообразования- чувство взрослости, критичности, начало формирования самосознания, большое развитие получает личностная сфера. Здесь заканчивается концепция ведущей деятельности. В дальнейшем уже нет яркой выраженности.

Можно охарактеризовать этот период, как период полового созревания. Все психическое развитие (эмоциональное и познавательное) проходит под знаком развития личности — самостоятельности, как необходимого условия дальнейшей жизни. Период начинается со значительного возрастания тревоги в 12 лет — это объясняется гормональными выбросами, формированием телосложения, вегетативными и сердечнососудистыми реакциями.

Повышается тревожность, потому что ребенок переходит на обучение у разных преподавателей, увеличивается школьная нагрузка, усложняется учебный материал. Подросток боится быть не очень ответственным и не очень самостоятельным. Для этого возраста характерна социальная активность. Дети стремятся проявить себя в каком-нибудь деле. Они объединяются в группы по интересам и неформальные молодежные группы. Самоутверждение в группе требует повышения знаний — возможны увлечения, хобби, коллекционирование. Увеличивается критическое отношение к окружающим, уровень конфликтности, нетерпеливости.

Подростковый возраст — период, лежащий между детством и взрослостью. Успех перехода во взрослый мир во многом зависит от «взрослого общества», то есть наличия подготовленных путей вхождения подростка во взрослый мир и возложении на него определенных прав и обязанностей.

  • Юность. Ведущая деятельность — направление на будущую профессиональную деятельность, учебная деятельность.

Новообразования — завершение формирования самосознания, формирование мировоззрения. Дальнейшая возрастная периодизация отсутствует. Считается, что наступает зрелость и ведущей деятельностью является труд.

Возрастные кризисы

    Кризис — это поворотный пункт в развитии, который сопровождается психической неустойчивостью, противоречивостью, конфликтностью. Л. С. Выготский пишет: «Критические периоды перемежают стабильные, и они являются переломными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем.»

    Также о возрастных кризисах писал Д.Б.Эльконин: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

    Выделяют несколько кризисов в развитии:

    • новорожденность;
    • кризис одного года;
    • кризис трех лет;
    • кризис 6−7 лет;
    • подростковый кризис.

    Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, особенностей воспитания в семье и школе.

    Новорожденность. Сам момент рождения — это время больших перемен. Психоанализ показывает, что даже процесс рождения сохраняется в подсознании ребенка, и, с точки зрения младенца, рождение может быть нормальным или ненормальным.

    Возможно, каждая деталь процесса рождения запечатлевается у него в мозгу. Это подтверждается тем, с каким удовольствием люди играют в игры, символизирующие различные моменты рождения: падения, перевороты, какие ощущения возникают в связи с пребыванием сначала в жидкости, потом на «суше», при различных перепадах температуры и т. д. Возможно, утрата на время контакта с человеческим телом (утроба матери), вызывает такое чувство тревоги, которое нам трудно вообразить. Словами можно выразить хотя бы так: распад на куски, бесконечное падение, умирание, умирание, умирание, утрата всякой надежды на восстановление контакта.

    Когда ребенок появляется на свет, ему предстоит великий труд — приспосабливаться к окружающему миру. Именно на первом году жизни ребенок переживает стремительное развитие. За год втрое увеличивается его вес, а тело вырастает наполовину. Ребенку приходится очень быстро привыкать к новой среде, а это значит, что он постоянно находится в стрессовой ситуации.

    Кризис 1 года. Ребенок растет, приносит вам много радостей, никаких проблем нет. И вдруг годовалый малыш, неожиданно для родителей, превращается из спокойного, ласкового и покорного существа в капризного, своевольного, неуправляемого деспота. Он лезет во все углы, бросает все, что попадает под руку. Он залезает в кастрюлю с супом, выдавливает всю мамину помаду, раскидывает и ест бабушкины лекарства, рвет папины книги. Ребенка трудно остановить. Он кричит, если у него что-то отбирают, устраивает истерики, требуя свое. А происходит на самом деле вот что: встав на ножки, ребенок начинает ощущать себя самостоятельным, пытается показать свою независимость, протестует против ограничений. Он сам хочет решать, что и как ему делать. То есть, мы видим кризис первого года — самое главное событие этого возраста.

    Кризис трех лет. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, раздражения, растерянности.

    Третий год жизни вашего малыша можно назвать возрастом строптивости. Этот кризис часто выражен ярче, чем кризис одного года и доставляет больше хлопот. Для него характерны определенные симптомы, мы их коротко перечислим:

    1. У ребенка проявляется ярко выраженный негативизм, т. е. это не просто нежелание выполнять просьбу взрослого, а стремление сделать все наоборот. Например, если мама предлагает погулять, ребенок тут же отказывается. Мама не настаивает, соглашается с ребенком, и малыш тут же меняет свое желание, т. е. опять хочет гулять.

    2. Упрямство. Это уже не настойчивость. Ребенок делает это лишь потому, что он так хочет.

    3. Строптивость, т. е. постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Не хочет, не желает делать так, как делал раньше.

    4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, т. е. борется за свою самостоятельность.

    5. Бунт против окружающих. Ребенок постоянно ссорится со всеми, ведет себя агрессивно.

    6. Обесценивание ребенком личностей близких. Ребенок вдруг начинает называть родителей бранными словами. По отношению к игрушкам проявляется агрессия.

    7. Деспотизм ко всем членам семьи.

    Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5−4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте — тоже вполне нормальное явление.

    Пик упрямства приходится на 2,5−3 года жизни, причем мальчики упрямятся сильнее, чем девочки, но девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности, случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых до 14 раз).

    Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямится и капризничать, то вероятнее всего, речь идет о фиксированном упрямстве, истеричности, таким способом ребенок просто манипулирует своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка. Все, что угодно, лишь бы было спокойствие. К кризису трех лет надо подходить как к трудному возрастному этапу, в котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка.

    Кризис выхода в школу. Если вчера ребенок мог сказать про себя: «Я еще маленький», то сегодня он стал уже большим. В жизни ребенка очень много меняется. Кризисные явления зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Ребенок начинает осознавать свое место во взрослом мире общественных отношений. Он уже не следует примеру кого-то, а учится сам выбирать решение. Меняется его самосознание, соответственно меняется отношение к ценностям (то, что было раньше значимым, отходит на второй план).

    У ребенка формируется мотив к достижению успеха, самооценка, исходя из положительных или отрицательных переживаний. Меняется образ жизни, он встает на ступеньку взрослости.

    Подростковый кризис. Как по сути, так и по характеру происходящих в этом возрасте перемен, подростковый возраст в целом является кризисным. Для этого существуют, как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

    Внешние:

    • Изменение характера учебной деятельности (многопредметность), содержание учебного материал представляет собой теоретические основы наук, появляется качественно новое познавательное отношение к знаниям;
    • Отсутствие единства требований: сколько учителей, столько и различных оценок окружающей действительности, а также поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослого.
    • Введение общественно-полезного труда в школьное обучение приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности.
    • Появление новых требований в семье — реальной помощи по хозяйству, ответственности.
    • Изменение положения ребенка в семье — с ним начинают советоваться. Расширение социальных связей подростка -предоставляется возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива.

    Внутренние:

    В этот период весь организм выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки. Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная, костно-мышечная.

    Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Начинается «гормональная буря»: половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей, постоянна усиленная секреция желез коры надпочечников, что вызывает мобилизацию всех защитных ресурсов организма при стрессе. Таким образом, подросток как бы постоянно находится в стрессовом состоянии.

    Выражена неравномерность созревания различных органических систем.

    В кровеносной системе — мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. У детей происходят колебания артериального давления.

    В костно-мышечной системе — костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство.

    Все это вызывает эмоциональную лабильность — происходит частая смена настроения, аффективная «взрывчатость». На этом фоне повышается утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8 -11 раз.

    Подросток начинает анализировать себя, занимается самокопанием, самовоспитанием и в целом сам себе не нравится. По многим критериям — «ум», «общение», «здоровье», «характер» и другие, по 10-балльной шкале подросток оценивает себя примерно на 5 баллов., по показателю «счастье» ставит еще меньше — 3−4 балла.

    На практике все родители сталкиваются с переменами в поведении сына или дочери. Ребенка начинают раздражать даже самые обычные обращения или просьбы, он злится на любое, раньше нравившееся ему прикосновение вашей руки, неадекватно реагирует на обычную шутку, фразу. Подросток, если посмотреть со стороны, ведет себя как невротик. Реакция спонтанна и неадекватна, девочки часто беспричинно плачут, впадают в истерику.

    Приложение № 1

    Нормативы развития реакций ребенка от 0 до 1 года

    (по книге «Практикум по патопсихологии» под ред. Б.В.Зейгарник, В.В.Николаевой, В.В.Лебединского. Изд-во Московского ун-та, 1987 г.)

    1. Двигательная сфера

    Развитие движений в раннем онтогенезе идет от приобретения умения контролировать положение головы (12 недель), руки (20 недель), туловища (40—44 недели) к ходьбе (13 мес.);

    Основными сроками формирования двигательных навыков являются:

    — 3 мес. — хороший контроль головы

    — 4 мес.— опора на руки в положении лежа на животе

    — 6 мес. — сформирована зрительно-моторная координация (может точно дотронуться до предмета под контролем зрения, может длительно удерживать игрушку в руке)

    - 8 мес. — может сам сидеть, хорошо переворачивается в любую сторону из любого положения

    — 9 мес. — может стоять, придерживаясь за что-либо

    — 10 мес. — ползает на животе, уверенно сидит, сам садится;

    — 11 мес. — переступает ногами

    — 13 мес. — ходит самостоятельно

    2. Сенсорная сфера

    — 1 мес. — смотрит на маму, когда она с ним разговаривает, при этом открывает и закрывает рот; прослеживает горизонтальное движение объекта от середины поля зрения

    — 1,5 мес. — следит за двигающимся человеком, прослеживает движение объекта от периферии к центру поля зрения

    — 2 мес. — развиты реакции глаз: фиксация, конвергенция, фокусировка

    — 3 мес. — поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха, рассматривает руку, следит за разно­образным движением игрушки

    — 4 мес. — прослеживает невидимую траекторию. движения объекта предвосхищает попеременное появление объекта в определенных частях пространства, ре­агирует на исчезающий объект, локализует звук

    — 5 мес. — улыбается отражению в зеркале

    — 6 мес. — перестает рассматривать руку, рассматривает иг­рушки, проявляет интерес к новым ярким игруш­кам, может иметь любимые игрушки, поворачива­ет голову на звук, который раздается ниже уха, имитирует слышимые звуки

    — 7 мес. — поворачивает голову на звук, который слышен над ухом, приспосабливает позу, занимает удобную для наблюдения позицию

    — 8 мес. — Дифференцирует незнакомых, находит наполовину спрятанный предмет, снимает наброшенный пла­ток, рассматривает одновременно две игрушки, пе­реводя взгляд с одной на другую; удивляется, ес­ли предмет исчезает за барьером.

    — 10 мес. — смотрит в угол за объектом, находит спрятанный перед ним на его глазах предмет, вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, как их туда опустили

    — 12 мес. — поворачивается на собственное имя, дифференцирует тон, проявляет интерес к картинкам в книге

    3. Манипулирование с предметами

    Развитие действий ребенка с предметами является важным показателем его психического развития. Изу­чение этой сферы дает возможность не только вы­явить совершенствование умений ребенка по органи­зации собственной деятельности с предметами, но и оценить его познавательные интересы. Особое значе­ние предметных манипуляций состоит также в том, что именно эта деятельность является одним из важнейших каналов приобретения социально-истори­ческого опыта, закрепленного в предметах. Развитие и расширение познавательных интересов, с одной сто­роны, увлеченность, сконцентрированность внимания ребенка при занятиях с предметами, с другой сторо­ны, усвоение значений действий с предметами и соб­ственно значений предметов и, наконец, возможность к обучению — вот важнейшие аспекты, на которые следует обращать внимание при оценке развития манипулятивных способностей ребенка.

    Основными показателями развития действий с предметами являются:

    — 3 мес. — исчезновение хватательного рефлекса, игра с вложенной игрушкой или с подвешенными игрушка­ми, пристальное внимание к объектам, появление движений в руках при виде погремушек, поме­щенных в зону непосредственной досягаемости

    — 4 мес. — произвольный захват, неспецифические манипуля­ции, оральные контакты с объектами

    — 6 мес. — берет вторую игрушку, но бросает первую, зри­тельно контролирует манипуляции, все тянет в рот, любит играть с бумагой и другими шуршащими предметами, удерживает бутылочку, пьет из чаш­ки, если ее подносят к губам

    — 7 мес. — перекладывает предмет из руки в руку, удерживает две игрушки, берет вторую игрушку, предъявленную со стороны свободной руки; сам удер­живает игрушку при зрительном контроле за перемещением других объектов

    — 8 мес. — берет вторую игрушку, предъявленную со сторо­ны занятой руки, пытается достать предмет из-за барьера, помещенного в одной из половин поля зрения, но использует ближайшую к барьеру руку

    — 10 мес. — может взять маленький предмет (таблетку горошину), появляются первые специфические манипуляции (катает мяч, звонит звонком, подтягивает предмет, снимает кольца, с пирамиды)

    — 11 мес. — складывает игрушки или объекты в корзинку

    — 12 мес. — достает предмет из-за барьера, помещенного в одной из половин поля зрения, движением руки находящейся дальше от барьера; выражен интерес книгам, пытается листать, царапает картинки; почти не тянет предметы в рот, зато часто бросает их на пол

    4. Развитие способов взаимодействия со взрослым

    Развитие способов взаимодействия со взрослым является важным фактором общего процесса психи­ческого развития ребенка. Именно в контексте раз­вития этого аспекта общения впервые возникает, а, затем бесконечно совершенствуется способность к употреблению знаков для организации сначала ведения другого, а потом и для организации собственного поведения; способность, играющая важнейшую роль в формировании высших психических функций человека. Согласно данным последних исследований (Дж.Брунер и др.) есть все основания предполагать; существование тесной связи между развитием способов взаимодействия ребенка и взрослого и развити­ем синтаксической функции речи.

    Основными показателями развития способов вза­имодействия со взрослым являются:

    — 3 мес. — интерес к окружающим, узнает мать, возбуждается и предвосхищает процесс изготовления пищи для него; возможны зрительные и эмоциональные контакты

    — 4,5 мес. — инициирует общение, дифференцирует ситуацию «формального общения», прислушивается к речи, поворачивает голову на звуки человеческого голоса

    — 6 мес. — прослеживает взгляд взрослого, тянет руки, когда хочет, чтобы его взяли на руки, возбуждается, ес­ли слышит шаги, отмечаются первые попытки под­ражания, понимает жест «ручки-ручки»

    — 7 мес. — имитирует действия и шумы, старается привлечь внимание покашливанием и кряхтением, отклика­ется на имя, может играть в игры с идентичны­ми ролями, сжимает губы, когда не хочет есть

    — 8 мес. — хватает руку мамы и отталкивает ее, если видит, что она собирается вытереть ему нос, понимает запрет, имитирует звуки

    — 9 мес. — прячет руки, если не хочет мыть, любит играть в прятки

    — 10 мес. — тянет маму за одежду, требуя внимания, машет «до свидания», отвечает взглядом или движением на вопрос: «Где папа?», играет в игры с неиден­тичными ролями, очень ненадолго отдает игрушку, понимает 1—2 звуковых обозначения предметов;

    — 11 мес. — бросает игрушки, чтобы их подняли и дали ему снова, помогает одеваться

    — 12 мес. — владеет указательным жестом, мотает головой, выражая протест, вокализирует в конце и в на­чале совместных действий

    5. Эмоциональное развитие

    Исследователи психического развития детей раннero возраста единодушно отмечают преобладание у них радостного, окрашенного положительными эмоциями настроения в периоды активного бодрствования. Дети получают удовольствие как от общения с близкими, так и от игры с любимыми игрушками. Окружающие ребенка люди, как правило, часто стимулируют появление улыбок и смеха ребенка, изыскивая для этого все новые способы, и стремятся ограничить причины, вызывающие плохое настроение. Однако следует иметь в виду, что громадные индивидуальные различия в репертуаре и частоте положи­тельных эмоций (Т. Bower, 1977) делают невозможной оценку развития этой сферы в терминах «нормальной», «недостаточной» или «избыточной» эмо­циональности.

    Среди существующих путей исследования эмоци­онального развития целесообразно отметить следующие:

    — изучение особенностей эмоционального отношения к среде (по типу улыбается/плачет — много/мало); улыбается всем (некоторым взрослым или игрушкам); проявляются реакции страха; избегает контакта глаз; не любит телесных контактов и т. д.

    — оценка совершенствования способов выражения положительных и отрицательных эмоциональных пе­реживаний (улыбка — в 2−3 месяца; крик, плач, хныканье, недовольное кряхтение, повизгивание — 2−4-6 мес.);

    — оценка совершенствования способов контроля над отрицательными эмоциями (модуляция крика, сдерживание плача, паузы в плаче для восприятия реакции взрослого — с 4−6 мес.);

    • оценка развития избирательности эмоциональных реакций (к 8 мес.);
    • еще одним критерием нормального эмоционального разлития является отсутствие патологических симптомов типа: постоянное сосание пальца, стереотипные раскачивания, закрывание лица руками при виде взрослого, истерического плача.

    6. Развитие собственной голосовой активности

    Усложнение собственной голосовой активности младенцев обеспечивает условия для возникновения речевого общения со взрослыми. Следует подчеркнуть два аспекта развития этой функции, С одной стороны происходит обогащение собственно звукового состава произносимого словаря и его интонационной стороны. В самом грубом виде его этапы обычно обозначаются как этапы гукания, гуления, лепета, первых слов. С другой стороны, признаком прогрессивного развития речевого общения является приобретение ребенком способности инициировать действия взрослого и управлять ими с помощью голосовой активности.

    Основными показателями развития собственной голосовой активности ребенка являются:

    — 2−3 мес. — возникновение первых спонтанных вокализации

    — 2−4 мес. — использование их в разговоре со взрослым

    — 3−4 мес. — гуление, расширение репертуара случайно произносимых звуков: «а», «э», «ю», «я», «м», «п», «б», «т», «д», появление звукосочетания: «а-о-у», «ю-а-а»

    — 4,5 мес. — вокализации при манипуляциях, требует внимания

    — 8 мес. — лепет, звукосочетания типа: «дай-дай-дай», «та-та-та»

    — 8 мес. — псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему

    — 10 мес. — появление вокализаций и конце и в начале действий; пытается выразить свои желания с помощью звуков

    — 12 мес. — существование особых «слов-меток», понятных только матери и ребенку; например: «бах» — падение, «кахн» — бутылочка, «фа» — шапка; появление способности произвольно повторять отдельные слоги; может произнести 2−3 слова, понимает их предметную отнесенность.

    Патопсихологическое исследование психического развития ребенка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии. В заключении наряду с общей оценкой тяжести и характера нарушения должны быть указаны психи­ческие функции, развитие которых нарушено, и степень этого нарушения, а также функции, развива­ющиеся нормально. Кроме того, должна быть приведена развернутая характеристика обнаруженных при обследовании результатов, сгруппированных аналогично исследуемым реакциям по сферам: двигательной, сенсорной, эмоциональной, собственных голосовых реакций, действий с предметами и способов взаимодействия со взрослыми. В этой части заключения необходимо описать не только успешно выполненные ребенком пробы и особенности их выполнения, но и пробы, которые ребенку выполнить не удалось. Содержащийся в заключении материал должен служить обоснованием мнения исследователя о характере и механизме наблюдаемого нарушения, что, в свою очередь, необходимо для правильного определения путей коррекции и компенсации выявляемых дефек­тов.

    Приложение № 2

    Сравнительная таблица развития домашних детей и детей из детского дома

    Ребенок, до трех лет воспитанный в доме ребенка

    Домашние дети до трех лет

    Ребенок редко улыбается, почти не смеется, говорит тихо, даже плача, старается не повышать голоса. Может отличаться робостью и замкнутостью.

    Богатая эмоциональная палитра, ребенок активен, открыт. Если плачет, то плачет, если радуется, то бурно и по-настоящему весело.

    Ребенок часами может ходить из угла в угол, не зная, чем ему заняться. Не умеет играть сам.

    С увлечением исследует все новое, его руки постоянно чем-то заняты. Ему все интересно.

    Как правило, таким ребенком можно легко управлять, это исполнитель, за которого все решают другие, часто боится незнакомых взрослых людей.

    Имеет свое «я», может настоять на принятом решении.

    Ребенок, до шести лет, воспитанный в Доме — ребенка

    Домашний ребенок до шести лет

    Тянется к взрослым, буквально с первого знакомства может назвать незнакомую тетю мамой, но редко эта привязанность достаточно глубока. Не способен на длительные разговоры, быстро отвлекается.

    Сердечная привязанность к родителям давно уже сформирована, посторонние люди вызывают интерес и любопытство, но в первые моменты может сохраняться легкая отстраненность. Может подолгу и с увлечением разговаривать на интересующие его темы.

    Присутствует постоянное и обостренное желание получить свою долю внимания, для чего пойдут на любую хитрость. Но может наблюдаться безразличие как к поощрениям, так и к наказаниям.

    Разумеется, домашние дети тоже хотят получить от окружающих дополнительное внимание, но это желание не болезненное, так что в любом случае они его получат.

    В интеллектуальном плане ограничен кругозор, недостает практических знаний об окружающем мире, нет желания что-либо узнать.

    Кругозор достаточно широк, ребенок многим интересуется, каждый день узнает что-то новое.

    Отличается дисциплиной, но сам по себе малоинициативен. Наблюдается легкая отвлекаемость. Если что-то не получается, либо отказывается от дальнейших попыток, либо ищут оправдания. При этом может стать агрессивным, сломать «неподдавшуюся» вещь.

    Обычно дисциплина не является основной чертой домашнего ребенка. Реакция на неудачи может быть любой, но только не полная беспомощность.

    Недоразвитость речи: бедный о запас.

    Речь нормальная, много слов заимствовано из лексикона взрослых.

    Даже при затрачивании максимума усилий в подготовке домашних заданий испытывает затруднения в учебе.

    Ребенок лучше занимается, когда ему помогают родители.

    Не ориентируются в быту: не понимает, что пищу нужно сначала готовить, продукты приносить из магазина, не знает цену деньгам.

    Быт его окружал всю жизнь -это привычный мир, в котором он хорошо ориентируется.

    Нет творческой фантазии, ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится.

    Отличается богатым внутренним миром, с детства начинает задумываться о выборе профессии, о будущей семье.

    Приложение № 3

    Словарь по теме: «Возрастные особенности детей, особенности личностного и эмоционального развития детей. Особенности полового воспитания приемного ребенка.»

    Ведущая деятельность (англ. leading activity) — деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

    Суть концепции можно сформулировать в виде закона (принципа) В. д., утверждающего существование соответствия между стадией психического развития и определенным видом В. д. Значение В. д. для психического развития зависит, прежде всего, от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения. (//mirslovarei.com/content_psy/vedushhaja-dejatelnost-1177.html).

    Ведущей называется такая деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. В-третьих, это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данном возрасте основные изменения личности ребенка. (//azps.ru/handbook/v/vedu211.html).

    Возрастные кризисы [греч. Krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека. (//www.syntone.ru/library/psychology_dict/vozrastnyje_krizisy.php)

    Возрастные кризисы — теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По мнению Л.С. Выготского, возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11−12 лет) и кризис юношеский. (//psi.webzone.ru/st/50 500.htm).

    Депривация — утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.)

    Депривация [от лат. deprivatio — потеря, лишение] — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.).

    Новообразования — достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.)

    Паттерн (от английского pattern) — модель, шаблон, эталон, узор. (//x.lenta.ru/abc/189.htm).

    Психологическое новообразование — это -психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; -новообразование — обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Л.С. Выготский, 1984).

    Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания Периоды сенситивного развития ограничены во времени. (//zaplatka.net/publ/5−1-0−113)

    Сензитивные периоды развития (от лат. sensus — чувство, ощущение) — возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. (//psi.webzone.ru/st/103 800.htm)

    Сензитивный период [лат. sēnsus — чувство, ощущение] — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. С. п. определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения. Развивающее обучение должно учитывать последовательность С. п. Наиболее хорошо известны такие С. п., как период сензитивности ребенка к усвоению речи (от одного до трех—пяти лет), период сензитивности к формированию социальной привязанности (первый год жизни).

    Особым видом С. п. являются критичные сензитивные периоды — кратковременные периоды оптимальной готовности организма к усвоению специфических реакций в ответ на «ключевые раздражители», примером которых может служить импринтинг (К. Лоренц).

    В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных С. п., наблюдаются задержка и отставание в развитии соответствующей функции. В отечественной психологии проблема С. п. рассматривается в контексте концепции периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, в основу которой положен принцип периодичности развития мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности в онтогенезе. Периодическая смена ведущих линий развития обуславливает особую чувствительность и избирательность личности к различного рода содержаниям деятельности на разных возрастных стадиях развития: к содержанию, определяющему опережающее, преимущественное развитие структур личности, либо к содержанию, выступающему источником развития интеллектуальных способностей. Применительно к понятию «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский), С. п. определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе «ребенок—взрослый» на данной возрастной стадии. (О.А. Карабанова, ).

    Сензитивные периоды — это периоды особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом. По сути, каждый период представляет собой наиболее благоприятное время для развития того или иного навыка или чувства, для овладения каким-то конкретным видом знаний. (//montessory.ru/senzitivnye-periody-razvitiya-detejj-ot-0-do-6-let).

    Социальная ситуация развития— сущностная характеристика возрастного периода развития, введеннаяЛ. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития (см.Развитие психики) ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой Социальной ситуацией развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития. (//psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=926).

    Социальная ситуация развития- структурный компонент психологическоговозраста, сущностная характеристика каждого возрастного периода, детерминанта развития, определяющая все динамические изменения, происходящие в психическом развитии ребенка в процессе взросления. Социальная ситуация развития — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и взрослым. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит. Социальная ситуация развития — это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой.).

    Социальная ситуация развития ребенка — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совмествной деятельности с другими людьми.

    Это понятие было введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупность законов, которыми определяются возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

    Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития новой, что сопровождается кризисами возрастного развития.

    Другими словами, социальная ситуация развития ребенка — это то, что ребенок может сделать сам без помощи взрослых. ()

    1 Периоды и стадии приведены на основе периодизации психического развития ребёнка Д.Б. Эльконина

    Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

    Отправить запрос

    Adblock
    detector