Оглавление
Введение……………………………………………………………………….…………3
Глава I. Проблема развития воображения детей с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе……………………………………………….6
1.1. Воображение как психическая характеристика……………………………6
1.2. Этапы развития воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………..…………………….8
1.3. Особенности формирования воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи………..…………………………………………………10
Глава II. Экспериментальное исследование воссоздающего воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………….……….……..15
2.1. Задачи, организация и методика проведения эксперимента..………….…15
2.2. Результаты экспериментального исследования воображения….…………17
Заключение………………….…………………………………………………..………24
Список библиографических источников……………………………….……………26
Приложения
Введение
Одной из задач специального образования на современном этапе является развитие познавательной сферы ребенка с особенностями психофизического развития под направляющим воздействием воспитания и обучения. Изучение закономерностей развития психики, особенностей формирования того или иного психического процесса у разных категорий детей является актуальной научной задачей.
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Под общим недоразвитием речи мы понимаем речевую патологию, при которой отмечается стойкое отставание всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.
Всесторонний анализ речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи представлен в трудах Р. Е. Левиной [12], И.А. Никашиной [12], Т.Б. Филичевой [22], [23], [24], Г.В. Чиркиной [23], [24], и других. На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией были разработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержание коррекционного обучения и воспитания, заложены методы фронтального обучения и воспитания детей.
Однако, вместе с тем, проблема развития и формирования познавательной сферы детей с общим недоразвитием речи в доступной нам литературе представлена в небольшом объёме и в настоящий момент подвергается всестороннему изучению (В.П.Глухов [3], [4]; Ю.Г. Демьянов [5]; В.А.Калягин [10]; Т.А.Фотекова [25] и др.).
Изучение влияния развития речи на формирование познавательной деятельности ребенка и наоборот остаётся актуальной научной проблемой.
Периоды развития теории управления
... изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и ... дисциплина, единоначалие и коллегиальность, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждения, централизация, скалярная цепь (иерархия власти), порядок, справедливость, ...
Развитию детского воображения весьма способствует усвоение речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. Дети с речевым недоразвитием оказываются беспомощными в создании новых образов.
В подтверждение этого факта мы предприняли попытку изучить особенности воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи и провести сравнительно-сопоставительный анализ выявленных особенностей с результатами детей дошкольного возраста без речевых нарушений.
Цель курсового исследования — изучить особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования воображения у детей с общим недоразвитием речи;
2) Экспериментально изучить особенности воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей дошкольного возраста без речевых нарушений;
3) Провести сравнительно-сопоставительный анализ полученных экспериментальных данных.
Объектом исследования выступило воображение как психический процесс и его развитие. Предметом исследования являются особенности воображения и его формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
– теоретический (сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы);
– эмпирический (констатирующий психолого-педагогический эксперимент).
Данные нашего исследования расширяют представления об особенностях воображения дошкольников с общим недоразвитием речи. Результаты экспериментального исследования в дальнейшем могут стать основой для разработки методических рекомендаций к работе по коррекции творческих процессов у этой категории детей.
Курсовая работа общим объёмом 27 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка библиографических источников. Первая глава отражают теоретические основы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения и особенностей его формирования у детей с общим недоразвитием речи. Вторая глава содержит данные экспериментального исследования. Список библиографических источников составляет 25 наименований.
Глава I
Проблема развития воображения детей с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе
1.1. Воображение как психическая характеристика
Воображение — это психический процесс отражения реальной действительности в непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. С помощью воображения создаются образы таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше [20].
Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Предполагают, что физиологические механизмы воображения находятся не только в коре больших полушарий головного мозга, но и в более глубинных его отделах (в гипоталамо-лимбической системе).
Общее недоразвитие речи у детей
... имеет место поражение или недоразвитие речевых зон коры головного мозга. У таких детей отмечается позднее (после 2,5-3 лет) начало речи, медленное пополнение словарного ... психического дизонтогенеза и определить роль нарушения речи в общей структуре коммункативнопознавательных расстройств. Второй уровень диагностического изучения ребенка с нарушением речевой коммуникации предусматривает определение ...
Благодаря пластичности мозговых тканей прежний опыт человека не только сохраняется, воспроизводится, но и творчески перерабатывается. Эту творческую деятельность, основанную на комбинировании элементов прежнего опыта и создании нового, в психологии и называют воображением [10].
Это универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в какой она требует творчества, включая и речь. Об этом свидетельствует уже определение речи, в противоположность языку, как процесса, ориентированного на постоянно меняющуюся ситуацию, а значит, требующую постоянных изменений. Воображение относится к высшим психическим процессам и проявляется в тесной связи с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями. Оно вплетается практически во все познавательные процессы и во многом зависит от потребности и желаний личности, ее мотивов. Исходя из этого и определяются функции воображения, а именно: представление действительности в образах и обеспечение возможности пользоваться ими, решая задачи; регулирование эмоциональных отношений; произвольная регуляция познавательных процессов и состояний; формирование внутреннего плана человека; планирование и программирование деятельности [7].
Существуют следующие формы выражения воображения: построение образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; создание программы поведения, когда проблемная ситуация является неопределенной; продуцирование образов, которые не программируются, а заменяют деятельность; создание образов, соответствующих описанию объекта [7].
Воображение может быть нескольких видов, которые объединяются по нескольким признакам.
Так, например, по предмету, материалу деятельности воображения, оно бывает эмоциональным, образным и осязательным.
По форме существования материи воображение может выступать как техническое, музыкальное, художественное.
По способам активности воображение может быть активным, пассивным, продуктивным и репродуктивным. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли выз……..
Список библиографических источников
1. Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. — М., 1991.
3. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. — М ., 1985.
4. Глухов В.П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с общим речевым недоразвитием в процессе предметно-практической деятельности // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / под ред. Л.И.Беляковой, О.Н.Усановой. — М., 1987.
5. Демьянов Ю. Г. Расстройства речи и патология психической деятельности // Принципы и методы логопедической работы. — Л., 1984.
Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...
... речи, ребенок, обучаясь, овладевает формой связной контекстной речи. Появление связной контекстной формы речи объясняется новыми задачами и характером общения ребенка с окружающим. Складывающаяся функция сообщения, усложнение познавательной деятельности ... мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей дошкольного ...
6. Детская психология / под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. — Мн.: Университетское, 1988.
7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. — М., 1996.
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопедов. — М.: Просвещение, 1990.
9. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. — М., 2004.
10. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006.
11. Кондрашов С.П., Дьякова С.В. Проблемы психологической реабилитации детей с врожденными расщелинами верхней губы и нёба // Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения. — М., 2002.
12. Левина Р.Е., Никашина И.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е.Левиной. — М., 1968.
13. Логопедия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
14. Люблинская А.А. Детская психология. — М.: Просвещение,1971.
15. Мухина В.С. Психология дошкольника. — М.: Просвещение, 1975.
16. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. — М., 1999.
17. Овчинникова Т. С. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии. — СПб., 1994.
18. Овчинникова Т. С. Анализ умственной работоспособности детей с речевыми нарушениями // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. — СПб., 1996.
19. Специальная психология: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Л.М.Щипициной. — М.: Речь, 2003.
20. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Сфера, 2005.
21. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 1999.
22. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение. — М.: Гном-пресс, 1999.
23. Филичева Т.Е., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1993.
24. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. — 1985. — № 4. — сс. 72-84.
25. Фотекова Т. А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников: автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1993.