Людвиг Фейербах 2

Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804 года в городеЛандсгуте в Баварии. Его семья была достаточно передовой для того времени ипридерживалась прогрессивных антифеодальных взглядов. Отец Людвига был оченьобразованным человеком, криминалистом и пользовался широкой популярностью.

Первоначальное образование Людвиг получил в местнойгимназии, что позволило ему в 1823 году поступить в ГейдельбергскийУниверситет. Свое обучение Людвиг начал на факультете теологии, однако, ужечерез год, в 1824 году, он разочаровался в теологии и захотел посвятить своюжизнь изучению философии. Фейербах переехал в Берлин, где два года слушал вуниверситете лекции Гегеля. Но через некоторое время Фейербах понимает, что егоне удовлетворяет абстрактный характер гегелевской философии. И Людвиг начинаетзаниматься изучением естественных наук. Об этом этапе своего духовного развитияон впоследствии писал: «Уже в Берлине я, собственно, простился со спекулятивнойфилософией. Мои слова, с которыми я расстался с Гегелем, гласили приблизительно так: 2 года я вас слушал, 2 годапосвятил себя всецело изучению вашей философии; и вот теперь я испытываюпотребность обратиться к другим наукам, составляющим прямую противоположностьспекулятивной философии: к естествознанию».[1]

Тем не менее при окончании университета Фейербах стоитеще на позициях идеализма. Что подтверждает его посвященная Гегелю диссертация«Об едином, универсальном и бесконечном разуме», которая была написана в 1828году.

В этом же году, после окончания университета, Фейербах вкачестве приват-доцента Эрлангенского университета начинает читать курс лекцийпо истории философии, логике и метафизике.

В своем обращении к студентам, которое было включено в«Фрагменты к характеристике моей философской биографии», Фейербах говорит: «Явам читаю логику, но не так как она обычно преподается, хотя для полноты, систорической точки зрения, я познакомлю вас и с этой логикой; искусство мыслитья толкую, как теорию познания, как метафизику; таким образом, я преподаюлогику, как ее понимал и излагал Гегель, но я преподаю ее не в его выражениях ине его собственными словами, но только в его духе, не как филолог, а какфилософ; но вместе с тем, я ее преподаю не как Гегель, не  в смысле абсолютной, высочайшей, последнейфилософии, но в смысле органа философии; ведь именно орган философии сам долженбыть знанием или доставлять его. Логика в смысле метафизики есть неизбежныйрезультат прежней истории философии. Поэтому наиболее подходящим введением в логику является изложение историифилософии».  [2]

13 стр., 6008 слов

Философия 98

... устройства государства гражданского общества, национально единства объединения Европы Посклассическая философия 20 век Материализм (Фейербах, К.Маркс, Энгельс) Иррационализм (Шопенгауэр, Ницше) Фрейдизм (З.Фрейд, К.Юнг) ... окружающей реальности. х/ч: принципиально новый способ его формирования; Генезис философии. Историческая динамика предмета философии. Философия зародилась примерно в 6-5 в. до н. ...

Из этого обращения ясно видно, что хотя и в этих лекцияхФейербах продолжает оставаться последователем Гегеля, но в то же время онпытается изложить логику в своем понимании. Для Гегеля логические категорииимели самостоятельное бытие, стоящее над природой и историей. Фейербах жерассматривал логику лишь как теорию познания, основанную на истории познания.

В 1830 году анонимно выходит сочинение Фейербаха «Мыслио смерти и бессмертии». Но вскоре стало известно, кто является автором этогодовольно смелого для того времени произведения. Оно сейчас же было конфискованои началось гонение его автора. Основное содержание этой работы Фейербаха шловразрез с догматикой ортодоксального христианства и было направлено напримирение прежнего разногласия «между потусторонним и посюсторонним, чтобычеловечество единодушно, всем сердцем сосредоточилось на самом себе, на своеммире и на своем настоящей; ведь только эта безраздельная сосредоточенность надействительном мире дает новую жизнь, даст великих людей, вызовет великие идеии дела».[3]

Философ отрицал личное бессмертие, доказывая, что жизньотдельного человека временна, преходяща, человек смертен. Вера в загробнуюжизнь таит в себе большой вред, так как она снижает в глазах человека ценностьего реальной жизни. Религиозные догматы о бессмертии и жизни на небесахразоружает человека в его борьбе за настоящую жизнь. Здоровье имеет большиеценности, чем проповедуемое церковью бессмертие. Здоровое сердце может найти наземле все, что требуется человеку, и поэтому не надо отсылать людей к другойжизни, обрекая их на Земле на страдания и лишения. По мнению философа, миржалок лишь для жалких людей и пуст лишь для пустого человека. Фейербах неотрицает понятия «бессмертие человека», понимая под ним лишь продолжение жизничеловека в памяти людей. В противовес христианской догме личного бессмертия онпризнавал бессмертие человеческого рода, коллектива. Вечен, бессмертен,абсолютен лишь родовой, всеобщий, универсальный разум, родовое мышление,родовое сознание. Эта мысль проходит центральным моментом этой работы философа.

Свою борьбу против христианства Фейербах в это времяведет еще в основном с позиции объективного идеализма. Хотя в своей работе«Мысли о смерти и бессмертии» (1830) имеются некоторые попытки объяснитьрелигию, исходя из реальных человеческих качеств, все же они мало изменяютобщий идеалистический характер исходных позиций философа.

Это нашумевшее произведение «Мысли о смерти ибессмертии» завершили карьеру автора на поприще официальной академическойфилософии. Фейербах был уволен из университета. Все его попытки получитькафедру в каком-либо из университетов Германии встретили отпор со стороныказенных, административных деятелей науки того времени.

Однако сложившая ситуация не заставила Фейербахапрекратить своих философских занятий и написания новых работ.

Так в 1833 году он опубликовал книгу «историю новойфилософии от Бэкона до Спинозы»,  1837год – работа «О Лейбнице», 1838 год – «О Пьере Бейле». В этих сочиненияхФейербах хотел проследить путь постепенного освобождения философии от влияниятеологии, так как  примирение науки ирелигии он считал позорным пятном истории Новой философии, лицемерием, котороенеобходимо преодолеть.

12 стр., 5724 слов

Философия 87

... относятся не все и не любые знания, а лишь те которые практически и теоретически раскрывают сущность отношений между человеком и миров в каждую историческую эпоху. Убеждения. ... в мифологии, ее богатое содержание, унаследовалось будущей культурой. Художественное творчество, поэзия, ранняя философия многое включают в себя из мифов, а символическо-мифологическое содержание художественных произведений ...

Философские труды доставляли Фейербаху некоторуюизвестность. И, как следствие этого, по предложению журнала правогегельянцев,он пишет рецензии на «Историю философии» Гегеля и «Философию права» Шталя. Всвоем отзыве на последнее сочинение Фейербах резко критикует точку зренияШталя, выводившего все правовые учреждения из принципов христианской религии.

Критическое же отношение к Гегелю сформировалось уФейербаха около 1839 года. Философ пишет: «Гегель начал с бытия, с понятиябытия, или с абстрактного бытия, так почему же не начать с самого бытия, тоесть реального бытия?», — писал он в работе «К критике гегелевской философии».«Гегель отложил в сторону основы и естественные причины… Но… спекуляция,выходящая за переделы человека, тщетна, как тщетно искусство, которое тужитсяизобразить нечто большее, чем просто человеческое тело, но ничего другого,кроме гротескных фигур у него не получается». [4]

Именно в этом произведении, «К критике гегелевскойфилософии», которое было написано в 1839 году, Фейербах впервые становится напозиции материализма.

В серии юмористических философских афоризмов «Писатель ичеловек», которые вышли в 1834 году, Фейербах снова возвращается к проблемесмерти и бессмертия. Отрицая индивидуальное бессмертие, философ отстаивает идеюморального бессмертия. Человек достигает его тем, что творит непреходящее дело;писатель приобретает свое бессмертие благодаря влиянию своих сочинений начитателей.

Убедившись в полной невозможности проявить наофициальном академическом поприще, так как в силу взглядов Фейербаха его недопускали к студенческой среде, философ в 1837 году переселяется в небольшуюдеревню Брукберг, в Тюрингии. Здесь, вдали от культурных центров Германии, онпочти безвыездно 25 лет.

Но это уединение философа не было, однако, результатом примирения с условиями тогдашнейнемецкой действительности, которая представляла собой феодальную системупроизводственных отношений и раздробленность страны, что и препятствовалоразвитию промышленности и торговли.

Не будучи политическим борцом, Фейербах прибег ксвоеобразной форме пассивного протеста против царившего в Германии социального гнета.О мотивировках своего уединения  Фейербахв последствии писал в первой лекции работы «Лекции о сущности религии»,написанной в 1845году: «Время, когда я навсегда сказал «прости» официальнойакадемической карьере и поселился в деревне, было такое страшно печальное имрачное время».  [5]Общественная жизнь до такой степени была отравлена, что «свободу и здоровьедуха можно было сохранить лишь отказавшись… от всякой публичной роли…, дажеразрешение читать лекции достигалось лишь ценой политического и религиозногообскурантизма».

Лишь обособившись в деревне, продолжает Фейербах, он могсохранить независимость не только в глубине своей души, но и внешнеосвободиться от духоты, мелких интриг и сплетен городской жизни: «Кто верит вто, что верят другие, кто учит и мыслит тому, чему учат и мыслят другие… у тогонет потребности в уединении; но она есть у того, кто идет своей дорогой или ктопорвал со всем миром».

 Такоправдывал Фейербах свое длительное уединение, которое не могло не отразиться иявилось одной из причин его отставания от науки того времени.

8 стр., 3934 слов

Философия 97

... Ч. Моррис, Нагель) и др. Однако уже в 50-е годы обнаружилось, что та революция в философии, на которую претендовали неопозитивисты и основным стержнем которой была ... типа анализа. Влияние Н. сказывается и на современных исследованиях по философии науки. В 60-70-е годы во многом под влиянием идей Поппера сложился постпозитивизм (Лакатос, ...

 Все же первоевремя пребывания Фейербаха в деревне в непосредственном соприкосновении сприродой благотворно сказалось на его творчестве. Природа становится объектомего размышления: он учится читать и понимать ее «великую книгу», котораянаполняет его душу новыми идеями, противоречащими всему фантастическому,надуманному, сверхъестественному.

 Из деревенскойглуши Фейербах стремится принять деятельное участие в духовной жизни Германии иочень скоро становится активным деятелем органа младогегельянцев. В  журнале этого органа философ печатает рядсвоих произведений и через это издание приобретает большое влияние нарадикальные круги немецкого общества.

 Цензура всемисредствами препятствовала появлению работ Фейербаха. Запрещены были его работы«О философии и христианстве», которая была написана в 1839 году и«Предварительные тезисы к реформе философии», написанная в 1842 году, нокоторое позже было опубликовано заграницей.

  В БукбергеФейербах пишет рецензию на книгу Доргута «Критика идеализма», в которой авторвыступил сторонником физиологического материализма. Фейербах критикует Доргутаза то, что тот отождествлял мышление с физиологическими процессами,происходящими в мозгу человека. В завязавшейся после рецензии переписке междуэтими двумя философами, Доргут выдвигал ряд материалистических положений,которые впоследствии нашли свое отражение в философии Фейербаха. К ним следуетотнести утверждения Доргута о том, что истину нужно искать в чувствах, что предметомфилософского исследования должен стать человек, что субъект есть в то же времяи объект, и ряд других идей.

Началом нового, материалистического периода в творчествеФейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно порываетс гегелевской философией и становится материалистом.

«Темой всех моих позднейших сочинений, написанных после1839 года, – пишет Фейербах в «Приложениях и примечаниях к лекции 27 «Лекций осущности религии», — является человек как субъект мышления, тогда как преждемышление само было для меня субъектом и рассматривалось мною как нечтосамодовлеющее».[6]

Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства»,написанная в 1841году, была уже настоящим триумфом материалистическойфилософии. Цель этой книги философ определил как «сведение религии кантропологии». Религия как проблема проходит красной нитью через творчествоФейербаха. Он пишет, что его первой мыслью был бог, второй – разум, а третьей ипоследней – человек.

  Гегель устранилтрансцендентного бога, заменив его Духом. Фейербаха же интересует не идеячеловечества, а реальный человек, который, прежде всего – природа, тело,чувственность и потребности.

«Истина есть жизнь, а не мысль, остающаяся на бумаге, нето, что дается в дополнение к бумаге». [7]Тоесть идеализм надлежит отвергнуть, так как упразднил конкретного человека.Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога. Фейербахв этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природасуществует независимо от сознания, что она есть основа, на которой выросчеловек, что вне природы и человека нет ничего и что созданное религиейбожественной существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности.Такова основная идея этого произведения.

8 стр., 3793 слов

Философия 85

... подход к человеку характерен для Варианты ответов: фрейдизма средневековой философии философии И. Канта религиозной философии Необязательность предварительной системы доказательств, опора на здравый смысл отличает ... человек» «Человек-общество» Личное спасение является смыслом жизни в Варианты ответов: религии экзегетике гедонизме антропологии Личность – это.. Варианты ответов: Человек с развитыми ...

Переведенная на многие европейские языки, эта работасыграла большую роль в развитии передового общественного сознания того времени.

  Имя Фейербахастало для того периода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.

  После «Сущностихристианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд произведений: «Основныеположения философии будущего» (1843г.), «Сущность религии» (1845г.) и другие. Вэтих произведениях он дает стройное изложение и обоснование своихматериалистических взглядов.

  Бурные событияреволюции 1848 года в Германии вырвали Фейербаха из деревенской жизни.Избранный от города Ансбах в депутаты общегерманского Национального собрания,заседавшего во Франкфурте-на-Майне, Фейербах участвует в его работе, и с самогоон занял критическую позицию по отношению к франкфуртскому парламенту, осуждаяего «губительную половинчатость» и возлагая надежды на демократическоедвижение, развернувшее в стране. «Дух демократии, то есть дух, которыйстремится превратить государственные дела в дело не какой-либо особойпривилегированной касты или класса людей, а всего народа, — этот дух может идолжен победить…» — делится своими мыслями Фейербах в письме к жене от 14 июля1848 года. Однако долгие и бесплодные словопрения в Национальном собраниивызвали у Фейербаха сомнения в способности парламента осуществить назревшиепреобразования. Потерпели неудачу и планы демократизации университетской жизни,в разработке которой принимал участие Фейербах. Национальное собрание отклонилопредложенный прогрессивной научной общественностью проект создания свободногоНемецкого университета.

Но Фейербах все же находит возможность внести свой вкладв дело просвещения народа. Откликнувшись на обращение гейдельбургскихстудентов, он направляется в Гейдельбург и приступает там к чтению публичныхлекций. «Лекции о сущности религии» читались им в городской ратуше с 1 декабря1848 года по 2 марта 1849 года и пользовались большим успехом. На нихприсутствовали не только студенты, но и члены местного рабочегопросветительского союза, представители интеллигенции. В 1951 году «Лекции осущности религии» были опубликованы.

  Поражение революции 1848-1849 годов привело кактивизации тех сил, которые не могли простить философу его нескрываемуювраждебность к «господствующей правительственной системе», его неустаннуюборьбу против обскурантизма. Попытки друзей и почитателей Фейербаха добитьсяего приглашения в Гейдельбергский университет не дали результата, и философдолжен был вновь укрыться в тишине своего кабинета. В 1851 году Фейербахпокидает Гейдельберг и возвращается в Брукберг.

Литературная деятельность Фейербаха после возвращения вБрукберг протекала в двух направлениях. Он подготовил к изданию и опубликовалписьма, речи и дневники своего отца Ансельма Фейербаха и наряду с этим, втечение 6 лет работал над произведением «Теогония», своим третьим, помимо«Сущности христианства» и «Лекций о сущности религии», крупным произведением,посвященным религии. В 1857 году «Теогония» вышла в свет.

Но труды Фейербаха, вышедшие после революции 1848-49годов, уже не оказывали такого влияния и глубокого воздействия на читателей,как его первые материалистические сочинения. И его работа «Теогония» неоставила почти никакого значимого следа в этот период времени.

Осенью 1860 года была продана за долги с молоткафарфоровая фабрика, служившая долгие годы основным источником существованиясемьи Фейербаха. Философ вынужден был покинуть Брукберг. На этот раз навсегда.Фейербах переселяется в Рехенберг, неподалеку от Нюренберга. Последние годы онжил в нищете. С большим трудом его друзьям удалось выхлопотать для негостипендию Шиллеровского фонда, которая давала возможность Фейербаху и его семьехоть как-то существовать. Но несмотря на все невзгоды, философ продолжалинтенсивную научную деятельность.

8 стр., 3734 слов

Лекция — 22 — Философия человека. Ч

... устои его бытия – вера, надежда, любовь, совесть. Человек, теряющий такие устои, лишается всего, ради чего стоит жить. Философия ценностей. Важнейшими элементами внутренней структуры личности являются е ... 120. Толстой Н. Исповедь//Толстой Л. Не могу молчать. – М.,1985. С. 64-66. Фейербах Л. Избр. филос. произв. В 2-х т. Т.1. – М.,1955. С.343. Справочная ...

В 1863-66 годы Фейербах создает произведение «Оспиритуализме и материализме, в особенности их отношении к свободе воли», вкотором критикует идеалистическую концепцию свободы воли, отстаиваяматериалистический подход к этой проблеме.

В 1867-69 годах Фейербах пишет свое главное этическоепроизведение – «Эвдемонизм», в котором утверждает, что стремление к счастьюявляется двигательной силой поведения людей, основой моральных отношений.«Эвдемонизм» не был, однако, опубликован при жизни Фейербаха и увидел свет лишьв 1874 году.

В последние годы Фейербах живо интересовался социальнымии экономическими проблемами. К этому времени относится его знакомство с первымтомом «Капитала» Маркса, вышедший в 1867 году. В эти же годы происходитсближение Фейербаха с рабочим движением. В 1870 голу он вступает в рядысоциал-демократической партии Германии.

Скончался Людвиг Фейербах 13 сентября 1872 года отинсульта в Рехенберге и похоронен в Нюренберге.

Наряду с логикой и метафизикой большое место в  эрлангенских лекциях Фейербаха занималаистория философии, освещение которой он считал необходимым для понимания сутигегелевской логики с ее солидным историко-философским основанием и компонентом.По материалам своих лекций Фейербах опубликовал в 1833 году «Историю новойфилософии от Бэкона до Спинозы», которая была высоко оценена гегельянцами,после этого пригласившими автора сотрудничать в своем органе «Берлинскийежегодник». Одной из публикаций Фейербаха в этом периодическом издании быларецензия на гегелевские «Лекции по истории философии», впервые обнародованные втом же 1833 году. Высоко оценивая их, Фейербах, однако, дал самостоятельнуютрактовку истории философии, что способствовало становлению его материализма,хотя формально это освещение, продолженное монографиями о Лейбнице и Бейле,происходило вплоть до 1839 года еще в русле идеализма.

Рассматривая антисхоластический характер философииНового времени как выражение ее направленности прежде всего против теологии,Фейербах поставил в центр своего внимания процесс борьбы философскогосвободомыслия с религиозным догматизмом. Фейербах отверг гегелевский взгляд неДекарта с его односторонним рационализмом как на родоначальника новойфилософии, считая таковым Ф. Бэкона с его эмпиризмом. Называя Бэкона «первымэмпириком, основателем экспериментальной физики», Фейербах заявлял, что новаяфилософия существенно отличается от схоластики атрибутом эмпиризма. Важнахарактеристика Бэкона как «логика эмпиризма», поднимающегося от опыта дообобщенных принципов; именно внимание Бэкона к исследованию природы в ееобъективных определениях и его натуралистическую ориентацию Фейербах считал еговеликой философской заслугой и связывал истоки подобной направленностифилософии Бэкона с натурфилософией Телезио, возникшей еще в эпоху Возрождения.Поскольку философские воззрения Бэкона и Телезио относились, по сути, кматериалистическому направлению, постольку их высокая оценка Фейербахомраспространялась и на присущее им материалистическое содержание. То, что самФейербах зачислял данные воззрения в разряд идеалистических, свидетельствовалолишь о том, что его понимание идеализма утрачивало антиматериалистическуюзаостренность и даже наполнялось материалистическим смыслом. Вместе с темразмывался философский смысл понятия «идеализм», и оно становилось обозначениемвсякой, в том числе материалистически обосновываемой, ориентации человека нагосподство над вещами окружающего мира.

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

... В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. В современной философии появляется еще одно понятие – «дивид»( ... отрицающий какую-либо активность человека подход явилась идеалистическая концепция, предложенная Людвигом Фейербахом. Исходя из принципиально правильной ... В эпоху Средневековья возникает образ Бога, Творца всего существующего внешней человеку силы, помогающей всем. Позиция личности ...

В условиях господства идеализма и религии путь Фейербахак материализму и атеизму был сложным и долгим. Впоследствии сам Фейербах своипоиски новой материалистской и атеисткой философии характеризовал в следующихсловах: «Моей первой мыслью был бог, второй – разум, третьей и последней — человек» [8]. Тоесть Фейербах шел от идеологии через гегелевский идеализм к материализму.

Материалистическое мировоззрение Фейербаха получило своюпервую обстоятельную и притом наиболее оригинальную разработку в его сочинениях1841-1843 годов, провозглашавших необходимость коренной «реформы философии» и втезисной форме излагавших основные черты «новой философии», соответствующейдуховным запросам современности и призванной утвердиться  навечно в качестве единственно верной«философии будущего».

Своеобразие философии Фейербаха, метод построениякоторой определяется им как аналогичный методу построения своего атеизма,состояло прежде всего в намерении обосновать ее основные положения при помощивыявления скрытой истины предшествующей новоевропейской «спекулятивнойфилософии», основателем которой, считал он, является Спиноза и котораядостигает своей кульминации в трудах Гегеля. «Метод преобразующей критикиспекулятивной философии, — указывал Фейербах, — в целом ничем не отличается отметода, который уже был применен в философии религии».  Суть этого метода Фейербах определялследующим образом: «Достаточно повсюду подставить предикат на место субъекта исубъект на место объекта и принципа, то есть перевернуть спекулятивнуюфилософию, и мы получим истину в ее неприкрытом,  чистом явном виде». Речь идет здесь о решенииосновного вопроса философии, который понимается как определение отношениямышления к бытию. По Фейербаху,  уяснениеистины спекулятивной философии приводит – в противоположность гегелевскому ивсякому иному идеализму – к выводу, что «действительное отношение мышления кбытию таково: бытие – субъект, мышление – предикат. Мышление исходит из бытия,а не бытие из мышления». Этот материалистический тезис Фейербах представил какистину прежде всего гегелевской философии, осуществляя ее материалистическое«перевертывание». Фейербах не осознавал, что он оказался способен произвестиэту операцию только потому, что фактически опирался на результаты обоснованияфранцузскими и английскими философами 18 века материалистического основноговопроса философии в целом и психофизической проблемы в особенности.

Прежде, чем перейти к рассмотрению критики«спекулятивной философии» Фейербахом, необходимо осветить взгляды философа нарелигию.

Материализм Фейербаха, как и всякий материализм вообще,тесно связан с атеизмом, ибо материалистические основоположения уже содержат всебе атеистический смысл. Но эволюцию атеистических взглядов Фейербаха, как илюбого материалиста, нельзя сводить только к развитию его материализма,затушевав антирелигиозный аспект его философии. Кроме того, необходимо иметь ввиду, что антирелигиозные взгляды Фейербаха начала складываться еще до егоприхода к материализму.

12 стр., 5951 слов

Философия 47

... личность, свобода, человек, мир) предельно общим понятием о котором будет рассуждать философия является Философия. Ф ... способа И. Кант Фихте Гегель Шеллинг Фейербах 8.классово-дигматический тип Ф. середина 19 ... рассуждения об искусствпе. Религиозная Ф о религии Этика о морали. соц Ф об ... что существовала прежде. начинает с позиции «Бог умер») 10.Позитивистскосциентистский тип Фил-ия. проблема: ...

Слушая курс теологии в Гейдельбергском университете,Фейербах не смог найти в этом курсе удовлетворения своему пытливому,критическому уму. Он решает порвать с теологией и заняться изучением философии.Однако, пребывание Фейербаха в среде теологов имело определенное положительноезначение для его позднейшей критики религии. Он смог изучить и теологию ирелигию, узнать сильные и слабые стороны своих будущих противников не какпосторонний наблюдатель, а пребывая непосредственно в теологическом окружении,что и дало возможность для более глубокого критического подхода к религии иразвития атеизма Фейербаха.

У Фейербаха атеизм и материализм неразрывно связанные,взаимодополняющие и переходящие друг в друга вещи. Так как к материализму философпришел через критику религии, а в свою очередь, эта критика становилась болееглубокой и убедительной по мере формирования его материалистических взглядов.

Каковы же идейные и теоретические источники атеизма иматериализма Фейербаха?

Èсторико–философские взгляды Фейербаха возникли  и сформировались в определенных историческихусловиях на основе определенного èсторико–философского багажа.

Важнейшим идейным источником материализма и атеизмаФейербаха были ростки атеистической и материалистической мысли предшествующихэпох. В новых исторических условиях Фейербах развил и продолжил материализм иатеизм. Традиции прошлого – взгляды Бэкона, Гоббса, Гассенди и Бейля и особенноСпинозы, где под теологической оболочкой спинозизма Фейербах разглядел его материалистическийи атеистический характер. Фейербах глубоко и обстоятельно изучил идейноенаследие своих предшественников. Его труды по истории философии, по критикерелигии и идеализма показывают, насколько плодотворным был результат этогоизучения.

  Фейербахопирался также на атеизм французских материалистов – Дидро, Гольбаха,Гельвеция, Ламетри. Хотя Фейербах не охотно ссылался на них, считая их атеизмповерхностным и неглубоким, однако, его идейное родство с французскимипросветителями очевидна исходя из анализа его работ.

 Огромную роль вформировании материализма и атеизма Фейербаха сыграли взгляды немецкихпросветителей 18 века – Лессинга, Гердера, Гетте. Сам Фейербах неоднократноподчеркивал их плодотворное влияние на формирование его атеистических взглядов.«Я во всяком случае, — писал он в одном из писем, — отношусь к тем, для которыхне напрасно жили и творили Кант, Фихте, Гердер и Лессинг, Гетте и Гегель».

 Теперь хотелосьбы подробней остановиться на критике Фейербахом религии.

  Историческую заслугуФейербаха составляет его стремление раскрыть земные источники религии. Впротивоположность теологии и умозрительной философии Фейербах обнажаетподлинную земную сущность религии. Он показывает, что хотя вера в бога иявляется верой в нечто сверхъестественное, сама по себе она ничегосверхъестественного и непостижимого не содержит. Как и все на свете, религиявозникла естественным и вполне объяснимым путем, имеет свои корни в условияхжизни людей и ее «глубочайшие тайны скрываются во всем обычном и повседневном,игнорируемом супранатуралистической религией и умозрением»[9].Фейербах стремится доказать, что в глубине сверхъестественных тайн религиикроются совершенно простые, естественные истины. Фейербах сводит сущностьрелигии к сущности природы и человека.

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, ...

... принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.     2. Формы общения между людьми: Общения между людьми происходит в различных формах, которые ... nbsp;                       &людьми: 3. Эмоции и эмоциональная система: 4. Выражение чувств и эмоций: 5. Вывод: 6. ...

Чтобы понять происхождение религии, ее содержание и форму, нужноразобраться в земной действительности, постичь человека с его судьбами ипотребностями. По Фейербаху, только уяснив себе свою собственную сущность ипоняв окружающую природу, человек сможет понять причины и условия, порождающиерелигию.

«Для меня, как прежде, так и теперь важнее всего осветить темнуюсущность религии факелом разума, — пишет Фейербах, обосновывая цель своеготруда и причины, заставившие его взяться за рассмотрение данной темы, — дабычеловек мог перестать, наконец, быть добычей, игрушкой всех техчеловеконенавистнических сил, которые испокон века, еще и до сих пор пользуютсятьмой религии для угнетения людей ».

[10]

Фейербах сводит религиозный мир к его земной основе,сущность религии к сущности человека. Делает это он более осмотрительно итонко, чем французские материалисты 18 века. Религия для Фейербаха – незлокозненный обман, а необходимая и весьма важная форма духовности человека.Основу религии, по мнению Фейербаха составляет чувство зависимости человека.Внешне эта формула напоминает формулу Шлейермахера, над которой иронизировалГегель; однако разница состоит в трактовке. Фейербах вкладывает в неематериальный смысл: религию порождает чувство зависимости от природы, а затемвозникает взаимозависимость между людьми, которая и является единственно вернымобъяснением религии.

Согласно Фейербаху, вера в бога несовместима сестествознанием. «Если я верю в бога, в «свободную причину», то я должен такжеверить в то, что воля бога одна представляет собой природную необходимость, — что вода не в силу своей природу, а по воле божьей, увлажняет, что поэтому, онав любой момент может начать сжигать, приняв природу огня. Я верю в богаозначает: я верю, что нет природы, нет необходимости. Или надо отказаться отверы в бога, или же от физики, астрономии, физиологии»[11].Этим Фейербах хотел подчеркнуть, что природа – это не бог, в природегосподствует необходимость.

Отправными точками фейербаховской критики религииявляются человек и природа, отношение человека к природе и к другим людям. Критикарелигии Фейербаха основана прежде всего на раскрытии психологических игносеологических корней религии, на выяснении условий, которые способствоваливозникновению религиозного сознания, раздвоению земной действительности на мирреальный и вымышленный.

Фейербах не соглашался с теми, кто считал, что религияне имеет серьезных причин и истоков и, что ее появление носит случайныйхарактер. Анализ логических и психологических корней религии показывает у Фейербаха,как и почему возникла религия, каким путем сознание человечества дошло доиллюзорного представления о боге, и раскрывает логический механизмвозникновения религиозных образов и понятий.

Фейербах понимал, что одними логическими, рассудочнымипроцессами нельзя объяснить возникновение такого сложного идеологическогоявления, как религия. В целях всестороннего раскрытия происхождения и сущностирелигии он выдвигает проблему эмоциональных корней, или, согласно еготерминологии, «психологических основ» религии. Философ считает необходимымвыяснить те мотивы и побуждения, влечения и переживания, на основе которыхвозникло религиозное сознание.

Фейербахопределяет религию как извращенное сознание, как фантастическое отражение вголове человека окружающей его природы и его собственной сущности, котораяимеет объективные основы, так как причины религиозных представлений инастроений нельзя понять упуская из виду то, что человек живет в объективномматериальном мире, который, существуя независимо от человека, воздействует наего чувства, вызывает те или иные переживания, создает определенные настроения.В этом проявляются материалистические исходные позиции Фейербаха.

Философ был глубоко убежден в том, что религия имеетобъективные основы, которые нужно искать не в мире «чистых» душевныхпереживаний, а в связи человека с окружающей материальной действительностью, вусловиях жизни людей. Поэтому анализ эмоциональных корней религии ведется  Фейербахом не в субъектной сфере внутреннихпереживаний человека, а под углом зрения взаимодействия человека с окружающейсредой, притом, взаимодействия, устанавливающегося в процессе практическойжизни. Фейербах говорит, что он выдвигает эмоциональные переживания,возникающие у человека при воздействии на него окружающего мира, в качествепрактического человеческого основания религии.

В отличии от Спинозы и французских материалистов,Фейербах, опровергая теории о врожденности религиозного чувства, использует ужене только логические приемы, но и данные естественных наук, в частности,анатомии и психологии, говоря о том, что религиозные чувства, идеи ипредставления изменялись вместе с развитием самих людей. Убедительной критикойтеории врожденности религиозного чувства Фейербах нанес серьезный удар поисходным теоретическим позициям теологов и идеалистов. Критикуя теорию оврожденности религиозного чувства, философ не считает, что религия – этокакое-то самодовлеющее явление в психологической жизни человека и уже, конечно,не врождена человеку, как утверждают теологи. «Утверждение, что религияврождена человеку, что она есть нечто естественное – ложно…».[12]Теории врожденности, проповедующие вечность религии, от начала до концанесостоятельны, говорит Фейербах. Он убедительно доказывает, что в человеке нетникакого врожденного религиозного чувства и соответствующего этому чувствуоргана. Признав, что человеку присуще особое религиозное чувство веры в бога,мы должны были бы признать и существование у человека особого врожденногочувства или органа веры в дьявола, черта и т.п. на самом же деле, доказываетФейербах, в религии действуют не особые, а обычные человеческие чувства инастроения, которые изменяются вместе с развитием самих людей.

Выдвигая в качестве первооснов религии объективныематериалистические факторы – природу и человека, — Фейербах тем самымопровергал богословские и идеалистические теории происхождения религии.

Принципиальное значение для понимания исходных позицийфилософа имеет его возражение спекулятивным философам, что в основе религиилежат не идеальные и абстрактные мотивы, а факторы материального порядка, тесносвязанные с человеческим существованием. В поисках истоков религии Фейербахобращается к материалистической действительности. Возникновение религии философсвязывает с периодом «детства человечества». Она порождена условиями жизнипервобытных людей и является результатом воздействия на психику человекаокружающей природы. И так как для Фейербаха исходным пунктом является нерассудочный, а чувствующий человек, то и первобытный человек для философа небыл абстрактным созерцателем природы, теоретиком, а был, по словам Фейербаха,существом, полным «жизненных сил, голодной и печальной действительности».[13]Первобытный человек был вынужден вести упорную постоянную борьбу с природой засвою жизнь, за свое существование.

Свою критику спекулятивной философии Фейербах связывалсо своей «философией религии» не только в методологическом плане: обе их онрассматривал как необходимые пути к построению «новой философии», или«философии будущего». В содержательном плане их общим знаменателем была скрытаяв них «антропологическая истина». Считая, что мировоззренческая задача новоговремени, понимаемого как эпоха с начала Возрождения, «заключалась враскрытии  и очеловечивании бога»,Фейербах рассматривал два способа решения этой задачи: религиозный, который былпредставлен протестантизмом, и спекулятивно-философский. Поскольку«спекулятивная философия» Фейербах характеризовал как «рациональную теологию»,поскольку он получал основания утверждать, что воплощенный в его «философию будущего»немецкий материализм имеет религиозное происхождение. Стремление Фейербахаотмежеваться от французского материализма во многом объяснялось тем, что он,подобно другим представителям немецкой классической философии, представлял себеэто учение в крайне упрощенном виде и самостоятельно не исследовал его, адовольствовался сведениями о нем из вторых и третьих рук.

Когда декларации о нематериалистических истоках«немецкого материализма» сопровождались действительным отрывом отматериалистической традиции, то это приводило к недостаточно последовательномупроведению принципов материализма в «антропологии» Фейербаха.

Фейербах считал протестантизм религиозным способом«очеловечения» бога потому, что эта религия в отличие от католицизма делаетобъектом поклонения фактически одного только Иисуса Христа, понимаемого какбогочеловек, и перестает интересоваться тем, «что такое бог сам по себе», внеего отношения к человеку, и это приводит к тому, что «протестантизм не естьтеология, — он по существу только христология, то есть религиознаяантропология». Возможно, что размышления Фейербаха над протестантским«христоцентризмом» бы