ЛИКБЕЗ. Психология делового общения

ЛИКБЕЗ. Психология делового общения

Средства общения

Общение — сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми. Основным средством общения является речь. Но слова составляют лишь 7% сообщения, 38% приходится на паравербальные характеристике речи, а 55% составляют средства, не связанные с речью.

Средства общения

  • вербальные — связанные с речью.
  • невербальные — не связанные с речью.

Вербальные средства общения

  • слова и фразы — их точность, выразительность, грамотность, доступность, содержательность, доходчивость
  • качество речи:
    • темп: быстрый, средний, замедленный
    • тон: высокий, низкий
    • ритм: плавный, резкий, прерывистый
    • тембр голоса: раскатистый, хриплый, скрипучий
    • интонация: гибкая, однообразная
    • дикция: чистая, искаженная
  • качество невербальных звуков:
    • смех
    • хмыканье
    • плач
    • шепот
    • вздохи
    • кашель
    • паузы
    • назальные звуки
    • и пр.

Освоению вербальных средств общения способствует изучение риторики, культуры речи и других речевых дисциплин.

Формы вербального общения

  • монолог,
  • диалог,
  • полилог.

Ошибки вербального общения

  • Не организуем свои мысли перед тем, как их высказывать, а говорим спонтанно, надеясь, что другие «поспеют» за нами (или даже требуя этого).
  • Из-за небрежности или неуверенности не выражаем свои мысли точно, поэтому они приобретают двусмысленность.
  • Говорим слишком длинно, так что слушатель к концу нашего высказывания уже не помнить, что было вначале.
  • Продолжаем говорить, даже не замечая, реагирует слушатель или нет.

Невербальные средства общения

  • кинесические, связанные с внешним проявлением чувств и эмоций:
    • мимика: движение мышц лица
    • жестика: жестовые движения
    • пантомимика: моторика тела: поза, осанка, поклоны, походка.
  • такесические, связанные с прикосновениями:
    • рукопожатия
    • поцелуи
    • дотрагивания: поглаживания, отталкивания и т. д.
  • проксемические, связанные с расположением в пространстве

Кинесика

Кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. Это мимика, осанка, позы, походка, взгляд и т. д.

10 стр., 4883 слов

Деловое общение: беседы, публичные речи

... больше, чем обычному, вербальному, каналу общения. Не все или не ... положительного имиджа делового человека, связанные с речевым поведением: 1. ... прием «имя собственное» - замечательное средство диагностики межличностных отношений. 4. Приемы ... общения, речь, адресованная определенной аудитории, ораторская речь. Публичное выступление подчиняется общим правилам устной публичной речи. Публичная речь ...

Мимика— движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние человека, способно дать истинную информацию о том, что переживает человек.

При неподвижном лице теряется до 10−15% информации. Мимика несет более 70% информации: лицо, взгляд, глаза человека могут сказать больше, чем слова.

Главная характеристика мимики — ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления, отвращения) все движения мышц лица скоординированы.

Поза— это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная пространственная единица поведения человека.

Походка— эти стиль передвижения человека, по которому довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние.

Жест— движение рук, имеющие типичное для данной культуры значение.

По назначению выделяют жесты

  • коммуникативные: приветствия, прощания, привлечения внимания, запрета, удовлетворения, отрицания, вопрошания и др.
  • модальные (выражающие оценку, отношение): одобрения, неудовлетворения, доверия, недоверия, растерянности и др.
  • описательные: имеющие значение в конкретной ситуации.

Группы жестов

  • Жесты-иллюстраторы — жесты сообщения: указатели (указующий перст); пиктографы, т. е. образные картины изображения (вот такого размера и конфигураций); кинетографы — движения телом; жесты-биты (жесты-отмашки); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
  • Жесты-регуляторы — жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо.
  • Жесты-эмблемы — своеобразные заменители слов или фраз в общении.
  • Жесты-адапторы — специфические привычки человека, связанные с движением рук: почесывания, подергивания, перебирание отдельных предметов и т. д.
  • Жесты-аффекторы — выражающие определенные эмоции.

Виды жестов и поз

18 стр., 8621 слов

Значение общения в жизни человека. Подходы к пониманию общения в отечественной психологии

... трёх эго-состояний. 8.Классификация средств невербального общения Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка). Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу ... личностная переоценка. Фактор привлекательности – существует закономерность, что внешне привлекательного человека люди и по другим параметрам оценивают гораздо выше. Фактор отношения к ...

  • оценки информации
  • уверенности
  • нервозности и неуверенности
  • самоконтроля
  • ожидания
  • отрицания
  • расположения
  • доминирования
  • неискренности
  • и др.

Жесты и позы должны быть конгруэнтны друг другу и сообщению. Нарушение конгруэнтности означает ложь.

Такесика

Такесические средства общения — различные виды прикосновений: рукопожатия, поцелуи, прикосновения, объятия, поглаживания, отталкивания и т. д.

Проксемика

Проксемические средства общения — приемы расположения в пространстве относительно собеседника.

База — зоны дистанции в человеческом контакте:

1. Интимная зона (15—45 см); в нее допускаются только близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерна доверительность, негромкий голос в общении тактильный контакт, прикосновения. Нарушение интимной зоны влечет физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону всегда воспринимается как покушение на его неприкосновенность.

2. Личная, или персональная зона (45—120 см); для обычной беседы с друзьями и коллегами; предполагает визуально-зрительный контакт для поддержания разговора.

3. Социальная зона (120—400 см); соблюдается во время официальных встреч, в кабинетах, между теми, кто не очень хорошо знаком.

4 стр., 1818 слов

11. Понятие общение. Средства общения. Перцептивная, интерактивная и коммуникативная сторона общения

... творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки ... систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. К структуре общения можно подойти по- ... называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом. Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от ...

4. Публичная зона (от 400 см); подразумевает общение с большой группой людей — в лекционной аудитории, на митинге и т. д.

Невербальные средства общения

  • создают образ партнера по общению,
  • выражают взаимоотношения партнеров, формируют эти отношения,
  • являются индикатором актуальных психических состояний личности,
  • выступают в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливают эмоциональную насыщенность сказанного,
  • поддерживают оптимальный уровень психологической близости между общающимися,
  • выступают в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector