Ценности, их природа

Лекция 6. Ценностные формы освоения мира человеком

  1. Ценности, их природа.
  2. Эволюция ценностей.
  3. Учение о морали. Мораль и нравственность.
  4. Категория эстетического. Искусство.
  5. Религия. Социальные и психологические корни религии.

  1. Ценности, их природа.

В современной литературе существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. Ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей.

Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей» и оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности. Другим видом ценностей являются установки, оценки, требования, запреты и т. д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности».

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей.

6 стр., 2524 слов

Психологические особенности человека. Характер и темперамент 3-4

... личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое состояние в процессе деятельности и снизить риск воздействия опасных ... ослабляется самоконтроль, что может привести к травмированию. Изменение психического состояния человека возможно от длительного употребления алкоголя, лекарств, содержащих наркотические вещества, стимуляторов, ...

В нормах, ценностях и идеалах и отношении человека к ним находит свое выражение общественное и индивидуальное сознание. Ценности связаны с определением объекта реальности как имеющего положительное или отрицательное значение для человека или человечества. В основании ценностей полагается тот факт, что вещь кроме физического имеет и общественное бытие, выполняя исторически определенную функцию, имеет общественную значимость. Оценка вещи происходит с точки зрения интересов и потребностей человека. Его отношение к миру в целом носит ценностный характер. Оценки могут быть объективными, или субъективными, нравственными, или безнравственными, прогрессивными, или регрессивными, истинными или ложными, абстрактными, или конкретными и т.п..

Ценностные отношения формируются на высоком уровне сознания человека; общество стремится целенаправленно развивать их; такому развитию служит идеология государства и социальные институты. Ценности общества и культура взаимосвязаны. В мировоззрении взаимосвязаны познание и ценностные отношения, фиксируемые в обществе как социальная норма, обычай, идеал, традиция или правило. Новые поколения вносят в них изменения, что связано с изменением или пересмотром понятия «должного».

  1. Эволюция ценностей.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios – ценность и logos – учение).

Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась. При этом следует иметь в виду, что за отрицанием старых ценностей скрывается отрицание старых форм жизни общества и личности.

В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Начиная уже с Сократа и Платона, основными вопросами теории ценностей были: что есть благо, что есть справедливость? Они же являлись и главными критериями истинного бытия. Не случайно Платон в учении об идеальном государстве положил в основу последнего принцип справедливости.

Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению того же Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «Человек есть мера всех вещей». Аристотель утверждает относительный характер большинства ценностей, ибо разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям. Мудрость состоит как раз в «постижении умом вещей по природе наиболее ценных.

В средние века ценности связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

7 стр., 3448 слов

Характер 10

... обстоятельства играют важную роль в формировании характера. Под типологией характеров понимают классификацию типов характеров, которые чаще всего встречаются у людей. Черт характера довольно много, как минимум около 150, ... русский врач-психиатр А. Личко в середине XX в. предложили свой типологии характеров людей. Леонгард распространил созданную им типологию на взрослых, а Личко адресовал ее ...

Кант впервые употребляет понятие ценности в специальном узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности – это: требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности». По существу, здесь имеется в виду абстрактная, меновая стоимость товара. Эти ценности всегда относительны, зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». Во втором смысле ценности связываются со свободой духа, и все, «что имеет ценность и значимость, – духовно по своей природе».

После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей. Отметим лишь некоторые из них.

Натуралистический психологизм Дж. Дьюи (1859–1952).

В этой концепции ценности рассматриваются как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывают с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

Здесь ценности – не объективная реальность, а идеальное бытие. Они рассматриваются как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие ценности, как добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, это не реальность, а идеал, нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу культуры.

Персоналистический онтологизм. Наиболее видным представителем этого направления является М. Шелер, утверждавший объективный характер ценностей. Они, по его мнению, образуют онтологическую основу личности. Познание ценностей и их созерцание основано, в конечном счете, на чувстве любви или ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокие ценности – это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности. Высшей ценностью является ценность «святого», идея Бога, а любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви.

Социологическая концепция ценностей. Основателем ее является М. Вебер, который ввел проблему ценностей в социологию. С его точки зрения, ценность – это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.

  1. Учение о морали. Мораль и нравственность.

Этика – учение о нравственном или о морали. Термин ввел Аристотель как обозначение области практической философии; позже это отношение подтвердил Кант, назвав свой труд об этике «Критика практического разума».

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Этика исследует, что в жизни и мире обладает ценностью; она способствует пробуждению оценивающего сознания. У каждого человека существует «пирамида» ценностей – основу которой составляет принадлежность к определѐнному народу; ценности ментальны, как и этика. Различают этику ценностей, социальную этику и религиозную этику, этику науки и т.п. Нравственность предполагает определѐнную свободу выбора, волю и справедливость.

Отношение общества к нравственности существует в форме морали. С древних времѐн – мораль – это способность управлять собой, показатель ответственности, господства разума над аффектами. Мораль – это добровольное согласование своих чувств и действий с чувствами и действиями сограждан. Она выражается в правдивости, доброте, совестливости, честности; здесь проступает единство воли и всеобщности. Мораль в немецкой философской традиции – это всеобщий дух.

Слова «мораль» и «нравственность» часто употребляются как синонимы; латинское moralis переводится «нравственность как выполнение», это специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию. Нравственность – это исторически сложившаяся система неписанных законов, в отличие от права. Нравственные регулятивные принципы изучает этика – наука об отношениях, существующих между людьми и обязанностях, связанных с этими отношениями. По А.Н.Кохичко, наиболее распространѐнная попытка разведения понятий «морали» и «нравственности» восходит к Гегелю, который под «моралью» понимал субъективный аспект соответствующих поступков, а под «нравственностью» – сами поступки в их объективно развернутой полноте. Нравственная субстанция, по Гегелю, возможна только в обществе, в отношениях людей, их отношении к природе, или Богу, и предполагает добродетель как всеобщий принцип человеческого бытия. Если прислушиваться к культурно-языковой традиции, то под нравственностью понимаются высокие основополагающие принципы, а под моралью – приземлѐнные, исторически изменчивые нормы поведения. Существует и иной взгляд: «мораль» — форма сознания, «нравственность» – область практических поступков, обычаев, нравов; морали отводится роль регулятора поведения посредством строго фиксируемых норм, внешнего психологического принуждения и контроля групповых критериев, общественного мнения, а нравственности – сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, его внутреннего самопринуждения, благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро.

Заповедь нравственного совершенствования дана в религии. Нравственность предполагает чуткую совесть, способность самоконтроля. Считается, что совесть устраняет раздвоенность личности.

Нравственность – определенная сторона отношений людей и форма сознания, выступающая как сложная система, включающая нравственные категории; нравственные чувства; нравственный идеал, выступающий как представления человека о высшем проявлении нравственного. Исходными категориями нравственного являются: добро – нравственное выражение того, что способствует счастью; зло – отрицательное явление общественной и личной жизни, сила разрушения; совесть – сознание долга и ответственности; достоинство личности – осознание личностью своего общественного значения и права на общественное уважение.

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... делом своей жизни Вундт считал создание «психологии народов» (Volkerpsychologie). Он считает главным объектом этнопсихологии не только культурное состояние, язык, мифологию, религию и нравы, но также искусство и ... для психологического исследования тех процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки индивидуальной психологии. Таковыми Вундт считает язык, ...

Смысл жизни заключается в совпадении основной направленности субъективных установок с тенденциями развития общества. Счастье – многогранно и может пониматься как творчество, в котором человек осознает свою индивидуальность; как нравственное удовлетворение в связи с осознанием своего человеческого величия, благородства жизненной линии или поведения и т.д. Здесь, может быть уместно вспомнить известные слова Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них: это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» .

Нравственное сознание – это сложная система, включающая нравственные категории, нравственные чувства, нравственный идеал, как представление о высшем проявлении нравственного. Основное проявление нравственной жизни – ответственность перед обществом, собой и сознание вины и покаяния.

  1. Категория эстетического. Искусство.

Человек не может считаться духовно развитым существом без развитого чувства эстетического. Эстетическое сознание – феномен духовной культуры. Слово «aisthetikos» означает «чувственный, чувствующий»; рождение эстетики как науки о красоте начинается с 1750 года, когда вышла в свет одноименная книга А.-Г.Баумгартена (1714-1762); посредством этой категории анализируется отношение к предметам и явлениям общественной жизни с точки зрения категории прекрасного. В понятие «эстетическое» входит и художественная культура.

Эстетика – часть философской науки, изучающая эстетическое как проявление ценностного отношения между человеком и миром. Основная проблема эстетики – проблема прекрасного.

Эстетическое распространяется на мир и всю деятельность человека, включая его внутреннюю жизнь.

Искусство обозначает профессиональную сферу деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель, а также сами результаты данного вида деятельности. Искусство есть средство самовыражения человека и предмет искусства – жизнь человека и мира, сам человек в различных своих измерениях (психологических, социальных, бытовых, нравственных).

Искусство имеет свой язык и начинается там, где цель деятельности – сама художественная деятельность. Искусство воспроизводит не жизнь, а реальность как художественную картину мира, или изображение жизни, и включает в себя элемент бессознательного.

Искусство выражает сущность человека; оно обращено к интеллекту, интуиции, чувствам; это источник наслаждения и знаний.

Функция искусства – синтетическая, она заключена в воспроизведении и воссоздании мира в познавательном, эстетическом, духовном и этическом моментах.

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...

Искусство обладает самым сильным социальным воздействием на человека. Поэтому не случайно возникновение цензуры в данной сфере деятельности человека. Идеологические системы стремятся к подавлению свободы искусства и ее политизации. Массовое искусство направляется идеологией.

Эстетическое сознание как часть общественного сознания обеспечивает его целостность и мобильность, поисковую направленность в будущее и нравственно-психологическую устойчивость в настоящем. Искусство обеспечивает устойчивость и преемственность культуры. Оно используется в диагностике болезней, в оздоровительных методиках и образовании (лечение пением, рисунок как тест на выявление состояния здоровья и психических отклонений, или выявление способностей к будущей деятельности).

В основе подобного использования эстетического находится проявление в нем бессознательного.

Художественно-образная система воздействия на сознание человека более эффективна, чем словесное (или рациональное) воздействие; это обстоятельство обусловливает возможную большую роль искусства в «экологизации» мировоззрения. Задачу воспитания гармонической личности невозможно решить без того, чтобы прививать людям эстетическое отношение к природе.

  1. Религия. Социальные и психологические корни религии.

Философия изучает не столько особенности разных религиозных учений, сколько религиозность как таковую в составе форм общественного и индивидуального сознания. Религия – один из феноменов духовной жизни человека и общества. В теориях религии рассматриваются происхождение религии, ее элементы и структура, религиозная деятельность, религиозные отношения, организации, функции, роль религии в обществе и другие вопросы. Философия изучает религию как мировоззрение, выявляет ее социальные и психологические основания, онтологические и гносеологические смыслы. Философию интересует соотношение веры и знания, проблема отношения человека к Богу, нравственные смыслы религии, их роль в жизни общества, в духовности человека и человечества.

Богословие изучает адекватность фактов религиозного сознания, данных как Откровение. Предмет его изучения это: Бог, Абсолют и его отношение к человеку, природе, обществу, человечеству.

Основная функция религии – это нравственно социальное служение: сеять мир, любовь и согласие.

Религия соединяет два мира: природно-социальный и трансцендентный. От отношения индивидуальной души к трансцендентному зависит личное спасение души. Другой смысл – воздаяние. С.Франк считал, что религия означает веру в реальность абсолютно-ценностного, признание начала, в котором слиты сила бытия и идеальная правда духа. Нет народа, чуждого религиозному сознанию и опыту. Латинское слово «religio» означает «благочестие, святость». В религии есть теоретическая часть, выражающая понятие Абсолюта, от которого зависит все конечное, и практическая часть, устанавливающая реальное отношение Абсолюта к жизни человека. Абсолют может мыслиться по-разному.

14 стр., 6779 слов

:: Чарльз Бреннер Роль психического конфликта в душевной жизни ...

... каждое из этих бедствий продолжает иметь важное значение на протяжении всей последующей жизни человека. Потеря объекта и потеря любви являются такой же бедой для пятилетних, как ... Фрейда. Так каким же образом желание удовлетворять инстинктивные импульсы может породить конфликт? Часть 2 (Тревога и депрессия) Так каким же образом желание удовлетворять инстинктивные импульсы ...

Различают психологические мотивы и социальные корни религии, анализ которых обнаруживает связь с разумом человека, его нравственностью, и потребностью в Откровении. Если бы религиозность человека было порождена его страхом перед неведомыми силами природы, по мере раскрытия человеком тайн природы, религиозность должна была бы пойти на убыль, чего не происходит. Безусловно, религиозные чувства людей использовались в истории для консолидации народа и его разъединения в политических целях, для разжигания вражды, решения социальных вопросов. Такие исторические факты не объясняют возникновения и существования феномена религиозности. Поэтому современные объяснения религиозного чувства основаны на психологии религии; современные исследователи указывают на укорененность религиозного чувства в сознании человека, в котором данному чувству отводят фиксированное место.

Проблема определения религии. Почти безупречно определение, данное С.Н.Трубецким в «Энциклопедии Христианство» в 1899 году: «Религия может быть предварительно определена как организованное поклонение высшим силам. Такое поклонение, будь то поклонение чувственное, ли служение в духе и истине, предполагает несомненную для верующего сознания реальность тех высших сил, которым оказывается почитание. Вместе с тем оно предполагает веру, т.е. религиозное настроение, выражающееся в определенной системе культа и системе представлений о священном». Такому определению недостает только дополнительного объяснения что есть «высшая сила», ведь в качестве таковой можно принять разное: государство, разум, науку и т.д.

Следует обратить внимание на тот факт, что, несмотря на преобладание чувственного аспекта, религиозная вера невозможна без разума. Значительная часть философских учений двадцатого века, не считающих себя религиозными, укоренены в религии; современная религиозная философия также имеет свои серьезные наработки во многих сферах. Религия обусловливает деятельное добро, определенное нравственное поведение и отношение к жизни, людям и миру.

К сожалению, данная выше оценка не относится ко всем формам или ситуациям религиозности. В переломные периоды жизни человека и при быстро изменяющихся состояниях общества возникает большое количество псевдодуховных практик, в которых человеку сложно ориентироваться.