Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников (мусульман) с нарушениями зрения как средство их социализации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания старших дошкольников.

1.1 Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

  1. Основные понятия социализации в психолого-педагогической литературе.
  2. Воспитание детей в мусульманской семье. Религиозный аспект.
  3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.

Глава 2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у старших дошкольников

2.1. Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

2.2. Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности старших дошкольников

2.3. Работа по духовно – нравственному воспитанию в дошкольном учреждении

2.4. Анализ и обсуждение результатов

Введение

Всякий раз, когда то или иное общество переживает кризис в духовной сфере и пытается найти опору в возвращении к традиционным системам ценностей, к ценностям национальной культуры, возникает повышенный интерес к религии. Нестабильность в обществе, кризис в экономической системе, фрустрация жизненных планов многих людей стимулировала этот процесс на территории нашей страны.

Обращение к традиционным ценностям национальной культуры (к Исламу у одних, к буддизму и христианству у других народов) повсеместно выступает как защитная реакция здоровой части общества на происходящие катаклизмы в нашей стране.

Отчаяние перед захлестнувшей страну без духовностью побуждает людей обратить свой взор к религии и к необходимости знакомить учащихся с религиозными учениями, так как, по мнению широкого круга населения нашей страны, религия может способствовать духовному совершенствованию человека.

Очень многие не довольствуются границами своего повседневного существования и стремятся выйти на более широкие горизонты, соотнести свои дела и помыслы с высшими ценностями, с вечностью. В глубинах человеческой души имеется неистребимое влечение к полноте бытия, к постоянному совершенствованию. И если это влечение не находит какого-либо отклика, воплощения, то появляется ощущение тревожности, неудовлетворённости жизнью. Именно дыхание вечности, которое исходит со страниц книг, философских трактатов, произведений искусства и привлекает людей во все времена.

15 стр., 7385 слов

Взаимосвязь самооценки и социометрического статуса в группе сверстников ...

... социометрического статуса в группе сверстников у старших дошкольников 1.1 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического ... многом определяет последующее развитие личности и самооценки человека. Объектом исследования является самооценка старших дошкольников и социометрический статус в группе сверстников. Предмет ...

Но, как и во всём, в духовных исканиях человека существует своя культура, свои традиции. На протяжении столетий накоплен огромный опыт, который в значительной мере предостерегает от ошибок, от трагических разочарований, помогает реалистически оценить возможности, как отдельной личности, так и человека в целом. Отсюда сам собой напрашивается вывод о необходимости знакомить подрастающее поколение с началами духовности и нравственности, с достижениями наших предшественников.

Обобщённое рассмотрение роли религии в духовной жизни общества выглядит, по нашему мнению, как соотнесение системы и подсистемы, где религия — это подсистема, является органической частью системы — духовной жизни общества. Подобными подсистемами выступают и другие элементы духовной жизни общества — наука, мораль, искусство.

Большое внимание проблеме воспитания, совершенствования личности уделяют все мировые религии. В нашем исследовании мы обратились к богатому источнику прогрессивной педагогической мысли, содержащейся в умении Ислама. В ходе аналитической работы, проведенной с источниками Ислама, мы выявили, что в системе исламского вероучения проблема нравственного воспитания и духовного совершенствования личности занимает одно из видных мест. Она неразрывно связана с основными идеями, определяющими социально-этическое учение Ислама, и является основой Исламской этики.

Изучение исторических предпосылок Ислама как регулятора нравственности общества и народов, воспитывавшихся под его сенью на протяжении многих эпох, показало, что развитие исламской этической мысли восходит к самому началу времени появления самого Ислама как религии. По нашему мнению исламское учение о нравственности и морали хоть и возникло в условиях раннего феодального общества, однако выражает интересы почти всех слоев населения.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания старших дошкольников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

18 стр., 8611 слов

Народные традиции как средство воспитания младших дошкольников

... детей младшего дошкольного возраста; исследовать литературу по проблеме воспитания дошкольников посредством народных традиций; охарактеризовать формы, методы и средства освоения народных традиций младшими дошкольниками; изучить опыт использования народных традиций в воспитании младших дошкольников. Курсовая работа ...

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, ислама в нём.

Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенность духовно-нравственного воспитания старших дошкольников(мусульман) с нарушениями зрения в процессе социализации.

Цель исследования – теоретически изучить и практически доказать возможности духовно-нравственного воспитания старших дошкольников (мусульман) с нарушениями зрения как средство их социализации.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания старших дошкольников в научной литературе.

2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания старших дошкольников в учебной деятельности.

3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.

Методы исследования:

-изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

-наблюдение за деятельностью старших дошкольников:

-опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание старших дошкольников.

Опытно-экспериментальной базой исследования являются.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... цель. Цель воспитания — формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Социально, духовно и морально зрелая творческая личность — личность с ... производительному труду (А.В. Петровский); • воспитание в широком социальном смысле — воздействие на личность общества в целом. Воспитание — целенаправленная деятельность, призванная формировать у ...

Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания старших дошкольников

1.1 Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей

1.2 Основные понятия «социализации» в психолого-педагогической литературе

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон).

В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Понятие адаптации, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микрои макрогруппам.

С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода не противоречат один другому, определяя двусторонний характер социализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

... воспитании: 1. социализация личности в процессе жизнедеятельности 2. сотрудничество субъектов педагогического процесса 3. общение как основа межличностных отношений руководство развитием личности в процессе деятельности 5. авторитарность руководителей педагогического процесса 405. Для ...

дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи прекращением трудовой деятельности.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А. В. Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека. Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство — адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество — индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности «быть личностью»; юность — интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

Социализация — один из процессов, который необходим для нормального функционирования и развития общества. Она принадлежит к числу старейших объектов социологического, этнографического и педагогического исследования. Особый интерес к проблемам социализации возникал в обществе на переломных этапах истории: он всегда отражал качественный сдвиг в развитии идеи образования и воспитания, переход к поиску принципиально новых решений актуальных педагогических задач. Сегодня, когда усложняется социальная структура и имеют место конкурирующие и конфликтующие социализирующие воздействия на личность, требования к человеку со стороны общества возрастают. Поэтому для решения современных проблем социализации чрезвычайно важно проанализировать исторический опыт осмысления проблем социализации в отечественной и зарубежной науке.

Учение о социализации оформилось как самостоятельное научное направление в XIX веке. В конце XIX века социализация изучалась в основном двумя научными дисциплинами — социологией и антропологией. Представители этих областей знаний предприняли попытку научно описать, объяснить и применить это понятие в исследовательских целях.

12 стр., 5914 слов

Социализация личности 17

... Глава 1. Общая характеристика феномена социализации 1.1 Определение и сущность социализации Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что ...

В 1896 году Д. Росс в статье под названием «Социальный контроль» употребил понятие социализации. В 1897 году американский социолог Ф.Г. Гуддинс опубликовал книгу «Теория социализации».

В 1916 году Э. Буржесс опубликовал книгу «Значение социализации в социальной революции».

Одновременно изучение социализации ребенка в разных примитивных культурах развернулось в антропологии (Р. Бенедикт, Ф. Боас, М. Мид).

Особенность этих исследований заключалась в том, что социализация ребенка рассматривалась в них на фоне классовой, религиозной, кастовой структуры общества, системы ценностей и половой морали примитивных обществ. В начале XX века процессы социализации уже изучались во многих странах мира. В 1956 году термин «социализация» был внесен в реестр американской социологической ассоциации.

В отечественной литературе термин «социализация» появился в 60-е годы XX века. Одним из первых его употребил Б. Д. Парыгин.

Важное место в разработке отечественной философско-психологической концепции социализации занимают теоретические работы И.С. Кона.

Для педагогики идеи И.С. Кона о ценности индивидуально-личностного в процессе социализации означают обращение к воспитанию способности личности к жизненному самоопределению, выработку навыков самовоспитания, социальной активности.

В нашем исследовании мы будем исходить из определения понятия социализации, предложенной Г.М. Андреевой. «Социализация — это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей» » (Андреева Г.М., 1980, с.335).

Автор указывает, что существует проблема «разведения» понятий социализация, развития и воспитания. Воспитание по мнению Г.М. Андреевой, можно понимать в узком смысле слова — как «процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы понятий, норм и т.д.

Ударение здесь ставится на «целенаправленность, планомерность процесса воздействия» (там же, с. 337).

В этом случае социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание».

Ряд авторов придерживается именно такого понимания, при котором социализация личности шире понятия «воспитание». Так А.А. Реан и Я.Л. Коломинский указывают, что воспитание, по существу, представляет собой управляемый и целенаправленный процесс социализации (Реан А.А., Коломинский Я.Л., 1999).

Авторы подчеркивают, что не всегда в официальных институтах социализация имеет целенаправленный характер. Возможно одновременное существование социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса.

Социализация — это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание) (Психология человека от рождения до смерти, 2001).

13 стр., 6152 слов

Социализация личности 18

... свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация - это процесс становления социального «Я». Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, ...

Б.Г. Ананьев рассматривал социализацию расширительно как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечная цель подобной социализации заключается в формировании индивидуальности. Выделяют пять сторон социализации:

1) формирование знаний о людях, обществе и о себе;

2) выработка навыков практической деятельности;

3) выработка норм, ролей, позиций;

4) выработка аттитюдов, ценностных ориентаций;

5) включение в практическую деятельность.

Данные, приводимые в исследованиях этнографов, социологов, педагогов, психологов свидетельствуют о том, что социализация подрастающего поколения в отдельных странах и различные исторические эпохи происходит по-разному. Специфика социализации проявляется, главным образом, в характере воздействий на личность ребенка со стороны институтов и агентов социализации, причем приоритетная роль на протяжении многих веков отводится семье, которую с социально-педагогической точки зрения можно рассматривать как основной институт социализации детей.

Социализация в психологии

Социально-психологическая социализация (от лат. Socialis — общественный) — это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности , активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

Благодаря активности человека его жизненный путь, отражение его социально-психологической реальности, превращается в сложную двустороннюю систему взаимодействия личности и социальной жизни. Сложный процесс взаимовлияния друг на друга и являются источником развития и становления индивида.

С точки зрения социальной психологии активность индивида обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму, воспринимать, оценивать и осмысливать его, идентифицировать себя со своим народом, конкретной социальной группой. На стадии перехода взаимоотношений и связей стереотипные требования группы к поведению индивида побуждают его к выработке соответствующей линии поведения личности и выбора конкретного ее варианта.

Итак, основа социально-психологического понимания социализации личности основывается на характеристике социально-психологического типа личности как специфического образования, обеспечения социально-психологического отражения социальной жизни, социальных отношений.

Социализация в широком понимании — это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет о историческом процессе развития человечества, филогенез.

10 стр., 4947 слов

Социализация и социальные установки личности

... основных понятий социально-психологического подхода к личности является социализация. Социализация – это активное взаимодействие личности с социальной средой активное вхождение человека в систему социальных связей. Социализация определяется как двусторонний процесс, включающий в себя, с ...

Социализация в узком смысле — это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы.

Первый определяется социальными условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием типичных для определенного сообщества стереотипов поведения.

Социализация как единичный процесс связана с индивидуализацией личности, выработкой ею собственной линии поведения, приобретением личного жизненного опыта и как результат — становлением индивидуальности.