ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1 ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ…………………………..………………. 5
1.1 Определение здорового образа жизни……………………………. 5
1.2 Здоровый образ жизни и физическая культура………..………… 6
1.3 Питание как составляющий элемент здорового образа жизни……………………..……………..……….………………………….
8
2 ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК (КУРЕНИЕ, АЛКОГОЛЬ, НАРКОТИКИ)……………………………………………………
13
2.1 Профилактика пьянства……….…………………………………… 13
2.2 Профилактика курения…………………………………………….. 15
2.3 Профилактика наркомании………………………………………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………… 22
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета. …………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Таблица с контрольными нормативами……….………
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Индивидуальная карта студента……………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Индивидуальные особенности………………………… 24
28
29
30
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
Образ вожатого
... ваши мысли классифицировать по разделам: чем интересным я занимался в жизни? какие у меня есть способности и таланты? за что меня ... симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний ... (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей: Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а ...
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Ведение здорового образа жизни как никогда актуально в современном мире, так как достаточно велико влияние отрицательных внешних факторов. Именно поэтому каждый человек должен позаботиться о себе и своем здоровье.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Поэтому в настоящее время тема здорового образа жизни как никогда актуальна и современна.
Если человек крепок, закален, то его организм может активно сопротивляться различным болезням. У ослабленных же людей сопротивляемость снижена, и они часто болеют.
Итак, самое верное средство борьбы с любыми болезнями – укрепление здоровья. Как же его укрепить? Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание.
1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1.1 Определение здорового образа жизни
Прежде всего, необходимо дать определение понятию «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал.
Существует и другое определение ЗОЖ. Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, – это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психо-эмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и устранение гипокинезии.
Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой – важнейшая задача любого цивилизованного общества.
Исходя из этого, можно сформулировать основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни: соблюдение режима дня – труда, отдыха, сна – в соответствии с суточным биоритмом; двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе; умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (аутогенная тренировка); разумное использование методов закаливания, гипертермических и гидровоздействий;
Методы развития физических качеств и способностей у детей перенесенным ДЦП
... отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей с двигательными нарушениями требуют ... Назаровой Н.М. М., 2001 2. Аксенова Л.И. Маленькие ступеньки, ведущие в большую жизнь // Дефектология. 2006 3. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты ...
1.2 Здоровый образ жизни и физическая культура
Здоровый образ жизни просто немыслим без физической активности и занятиями спортом. Существует необходимый и достаточный уровень физической активности человека, характеризуемый общими показателями рационального содержания, структуры и использования активного двига-тельного режима. Этот уровень определяется анаболическим восста-новлением после активной трудовой деятельности, при котором происходит увеличение и накопление пластических и энергетических ресурсов организма, повышающих его потенциал и работоспособность.
Регулярная физическая тренировка, повышенный двигательный режим у людей разного возраста способствуют повышению функцио-нальных возможностей организма, улучшению здоровья. Особенно это проявляется у лиц, профессиональная деятельность которых имеет мало-подвижный характер, не требует физических напряжений, а также у немолодых людей.
Рациональная форма двигательной активности – такая двигательная активность, которая обеспечивает необходимые и достаточные показатели физического развития и физической подготовленности, физической готовности к выполнению основных социальных функций, высокую профессионально-трудовую работоспособность, относительно низкую утомляемость в процессе и циклах труда, устойчивость внутренней среды организма, прочное здоровье и низкую заболеваемость в стандартных и меняющихся условиях труда и быта. Важным компонентом рациональной двигательной деятельности является физкультурно-спортивная двигательная деятельность человека, которая характеризуется ее объемом – количеством времени, затраченного на занятия физической культурой и спортом за определенный календарный цикл – сутки, неделю, месяц, год; интенсивностью занятий, измеряемой показателями физической нагрузки на организм, потреблением кислорода на килограмм веса человека; рас-пределением физкультурно-оздоровительных занятий в календарном цикле; содержанием средств, используемых в занятиях, и способом их применения. Рациональный, удовлетворяющий биологические потребности организма двигательный режим повышает устойчивость организма к воздействиям внешней среды, в том числе различных неблагоприятных и критических факторов, способствует повышению общей и специфической работоспособности.
По мнению философа И.М.Быховской, физическая культура может стать элементом образа жизни людей, стать неотъемлемой частью культуры лишь тогда, когда человеческое тело осознается обществом, группой, индивидом как некоторая ценность или самоценность, как объект социально и индивидуально значимого характера. А известный теоретик физической культуры Г.С.Туманян полагает, что формирование ФК и прочных навыков здорового образа жизни человека предопределяется решением комплекса пяти групп задач: 1) Формирование духовной сферы личности. 2) Укрепление здоровья, усвоение правил и норм ЗОЖ, повыше-ние сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды за счет полной сохранности механизмов гомеостаза. 3) Физическое (точнее физкультурное) образование учащихся, включающее формирование специальных знаний в области ФК; совершенствование координационных способностей и расширение двигательного опыта в трех плоскостях пространства и в различных условиях опоры. 4) Совершенствование тех функциональных свойств или кондиционных возможностей, которые определяют успех двигательной деятельности. 5) Физическое развитие, формирование основных тотальных размеров, массы, пропорций, конституции тела, правильной осанки, предупреждение плоскостопия и т.п. (1993).
Двигательная активность человека в различные периоды жизни
... возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической культурой и спортом. Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, ... тонуса малыша. Существующие в педиатрии нормативы становления моторики ребенка первого года жизни отражают не действительные его возможности, к реализации которых следует стремиться, ...
Таким образом, физическая культура способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высокой и устойчивой общей и специальной работоспособности, надежной резистентности и лабильной адаптации к меняющимся и сложным условиям внешней среды обитания. Физическая культура помогает формированию и соблюдению полезного для здоровья рационально организованного режима трудовой и бытовом деятельности, обеспечивают необходимую и достаточную двигательную активность, а также активный отдых, то есть рациональным двигательный режим (РДР).
Занятия физической культурой обеспечивают формирование, развитие и закрепление жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены, социальной коммуникативности, организованности и содействуют соблюдению социальных норм поведения в обществе и дисциплины, активному противоборству с нежелательными привычками и видами поведения.
1.3 Питание как составляющий элемент здорового образа жизни
В организме человека постоянно распадаются и восстанавливаются органические вещества. Продукты распада выделяются через кишечник, почки, кожу и легкие. Изменения в тканях и органах зависят от характера питания человека и степени его двигательной активности. Стало быть, количество и качество потребляемой пищи необходимо приводить в соответствие с характером выполняемой профессиональной работы и общим объемом физических и умственных нагрузок человека, т. е. рациональное питание – это питание здорового человека, построенная на научных основах, способное количественно и качественно обеспечить потребность организма в энергии. Энергетическая ценность пищи измеряется в калориях Большая калория – это количество тепла, необходимого для нагревания 1 литра воды на 1 градус. В тех же единицах выражаются и энергетические затраты человека. Чтобы вес взрослого человека оставался неизменным при сохранении нормального функционального состояния, приток энергии в организм с пищей должен быть равен расходу энергии на определенную работу. В этом состоит основной принцип рационального питания, учитывающего климатические и сезонные условия, возраст и пол работающих. Но главным показателем энергообмена является величина физической активности. При этом колебания в обмене веществ могут быть весьма значительными. Например, обменные процессы в энергично работающей скелетной мышце могут возрасти в 1000 раз по сравнению с мышцей, находящейся в покое.
Даже при полном покое энергия расходуется на функционирование организма – это так называемый основной обмен. Расход энергии в покое за 1 час равен примерно 1 килокалории на килограмм массы тела. В таком случае при массе тела 70 кг основной обмен за час составит 70 ккал, за сутки – 1680 ккал.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... выделении астрального тела, какие – ментального, какие – огненного. Что умирает при первой физической смерти человека, что умирает при сбрасывании астральной оболочки и как и что – при сбрасывании ... сознательным существом. Умирая, уносит с собой он то, что одушевляло его физическое тело. Когда человек может сознательно выявляться в своем тонком теле, значимость сна и пребывание ...
При работе малой интенсивности, например на механизированных и автоматизированных производствах, человек дополнительно расходует за день 1000—1200 ккал. Следовательно, за сутки расход энергии составит 2700—3000 ккал. Так, около 3000 ккал составляет суточный рацион питания советских космонавтов. При работе преимущественно умственного характера калорийность пищи может быть снижена до 2500 ккал, а при больших физических нагрузках увеличиваться до 4000—4500 ккал. Для ориентировки напомним, что за 15—20 мин утренней гимнастики расходуется всего 50—70 ккал. На физкультпаузы, производственную гимнастику в течение рабочего дня затрачивается 40—60 ккал. Энерготраты на гимнастический комплекс в течение дня составляют 100—120 ккал. В настоящее время за счет чрезмерного потребления жиров и углеводов, главным образом кондитерских изделий и сладостей, калорийность суточного рациона человека увеличилась до 4000 и даже 11 000 ккал. В то же время имеются наблюдения, что снижение калорийности рациона до 2000 ккал и даже ниже приводит к улучшению многих функций организма при условии сбалансированности питания и достаточном содержании витаминов и микроэлементов. Подтверждается это и при изучении питания долгожителей. Так, средняя калорийность рациона абхазцев, живущих 90 лет и больше, на протяжении многих лет равняется 2013 ккал.
Растущий организм требует несколько больших количеств пищи, особенно белков и витаминов. Зимой и в холодных краях калорийность пищи может быть несколько повышена по сравнению с летним периодом или пребыванием в теплом климате. Превышение калорийности пищи по сравнению с физиологической нормой приводит к избыточному весу, а затем и к ожирению, когда на этой основе могут развиться некоторые патологические процессы – атеросклероз, некоторые эндокринные заболевания и др. Если человек съедает в день всего один лишний бутерброд с маслом (200 ккал), то через год это даст прибавку в 7 кг жира. В питании надо учитывать не только количество съеденной пищи, но и ее качественную характеристику. Это особенно важно для лиц среднего и пожилого возраста как с целью профилактики ряда заболеваний, так и повышения работоспособности и психофизиологической активности.
Вот почему основными элементами рационального питания являются сбалансированность и правильный режим. Сбалансированным считается рацион, в котором обеспечивается оптимальное соотношение основных пищевых и биологически активных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов.
Большое значение придается также сбалансированности незаменимых веществ, не синтезируемых в организме или синтезируемых в ограниченном количестве. К основным незаменимым компонентам в питании человека относятся восемь незаменимых кислот (лизин, метионин, лейцин, триптофан и др. , являющиеся составной частью белков), несколько полиненасыщенных жирных кислот (линолевая, линоленовая, арахидоновая), входящих в структуру жиров, а также витамины и почти все минеральные вещества. Кроме того, к незаменимым относятся некоторые природные физиологические комплексы (фосфатиты, пипопротеиды, фосфо-протеиды и др)…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа рано или поздно сделает свое дело. Человек сам должен совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив – осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой- либо потребности человека. Совокупность мотивов – мотивация, в большей степени определяющая образ жизни. Следовательно, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни. Нельзя сказать, что люди не понимают значения здоровья, не дорожат им. Но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда (да и то не всегда в должной степени) и возникает мотивация – вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек‚ стать здоровым. Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Вопрос этот очень сложный и требует специального исследования психологами, социологами, медиками и представителями других наук. Оказывается, что положительной мотивации явно недостаточно. И причины тут двух родов: человек не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, его качества и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Здоровый человек может и должен основывать свой образ жизни на положительном опыте старшего поколения и на отрицании опыта больных людей. В какой-то степени это действует, но далеко не на всех и не с должной силой. Важнейшим фактором эффективной деятельности любой системы являются обратные связи. Организм человека – весьма сложная система с множеством безусловных и условных реакций, обеспечивающих высокую адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Многие люди, однако, неразумно долго и упорно испытывают стойкость своего организма неправильным образом жизни, алкоголем, никотином, и нередко только через десятилетия становятся очевидными неизбежные пагубные последствия. Рано или поздно обратная связь сработает, но чаще всего поздно или очень поздно. Должны пройти годы и десятилетия, прежде чем человек ударится лбом о свою болезнь, о свое несчастье. Также далеко не мгновенно проявляется и положительная обратная связь между занятиями физической культурой и улучшением состояния организма. Именно этот фактор тяжелее всего преодолеть человеку: занимаюсь физкультурой‚ уже две недели‚ а результатов по прежнему нет! В этой связи большой интерес представляет система физических упражнений – аэробика‚ шейпинг‚ в особенности метод контроля состояния, при помощи которого осуществляется обратная связь в ответных реакциях организма на положительные и отрицательные воздействия. К сожалению, одного этого мало. Должны быть разработаны простые и доступные инструментальные и не инструментальные способы быстрой оценки и самооценки состояния организма. Пользуясь ими, человек будет воочию убеждаться, к чему приводит неправильный и что дает правильный образ жизни. Здесь большие задачи возникают перед медициной, педагогикой и главным образом перед психологией.
Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание
... для психологического исследования тех процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки индивидуальной психологии. Таковыми Вундт считает язык, мифы, ... русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Характер каждого человека слагается всегда двух элементов: природного и духовного, вырабатывающегося в жизни под влиянием воспитания и обстоятельств. Оба эти элемента ...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и здоровья студентов / Н.А. Агад-жанян, К.Т. Ветчинкина / Научные основы охраны здоровья студентов. — М.: Ун-т Дружбы народов им. Патриса Лумумбы – 1987. – С. 3-13.
2 Аланасенко Г.Л. Оценка физического развития: методология и практика поисков критерия оценки / Г.Л. Аланасенко / Гигиена и санитария. -1983 .-№12. – С. 51-53.
Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
... 1. Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом (первичные, дополнительные, повторные). 2. Диспансеризация занимающихся физической культурой, спортом и туризмом. 3. Врачебно-педагогическое наблюдение ... специальных учебных заведений - на базе лечебно-профилактических учреждений; студенты высших учебных заведений - на базе студенческих по-ликлиник, лечебно- ...
3 Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность /В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева / Теория и практика физической культуры. 1995, – № 4. С. 2 – 7.
4 Братусь Б.С. Психология, клиника и профилактика алкоголизма / Б.С Братусь – М.: Дрофа, 2000. – 247 с.
5 Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И.Мартьянов: учеб. Пособие. – М.: Akademia, 2002. – 288 с.
6 Гуськов С.И., Панков В.А. Женщина. Физическая активность. Здоровье / С.И. Гуськов, В. А. Панков. – Москва: Полиграф сервиз. – 2000. – 260 с.
7 Евсеев Ю.И. Физическая культура: учеб пособие / Ю.И.Евсеев. – Ростов-п/Д: Феникс, 2003.– 384с.
8 Иванова В.В. Секреты женской красоты / авт. сост. В.В. Иванова. – М.: Лабиринт. – 2000. – 448 с.
9 Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: учебное пособие для студ. вузов / В.И. Ильинич – М.: АО «Аспект Пресс», 1995. – 144 с.
10 Крефф А.Ф. Женщина и спорт/А.Ф. Крефф, М.Ф. Каню / пер. с франц./ предисл. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 143 с.
11 Курпан Ю.И. Конкурс красоты / Ю.И. Курпан.–М.: Физкультура и спорт, 1989, № 12. – С. 18-19.
12 Лукьянова Е.А. Медицинское обоснование комплексного использования физкультурно-оздоровительных занятий и диетотерапии для профилактики ожирения / Е.А.Лукьянова, А.Л.Волосников / Физическая культура и здоровый образ: тез. всесоюз. науч.-практ. конф. /Госкомспорт СССР. – М.. – 1990. – С.119
13 Морозова Л.П. Формирование физической культуры личности студен-ток в процессе занятий ритмической гимнастикой / Л.П. Морозова ; МИ МВД России. – М., 2003. — 21 с.
14 Муравов И.В. Здоровье, трудоспособность и физическая культура / И.В. Муравов. – Киев : Знание, 1979. – 48с.
15 Песина О.Н. Современные оздоровительные технологии в подготовке кадров физкультурного вуза: учеб. пособие для самостоятельной работы студентов / О.Н. Песина. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: УралГАФК. – 2004. – 104 с.
16 Петренко Л.Ф. Коварный враг / Л.Ф. Петренко 2-е изд., стер. – М.: Знание, 1981. – 485 с.
17 Плотникова Л.Л. Педагогическое содействие социализации студентов учреждения среднего профессионального педагогического образования: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.Л. Плотникова ; УралГАФК. — Челябинск, 2003. – 23 с.
18 Прокопенко Т.И. Технология формирования культуры ЗОЖ личности студента в условиях научно-образовательных и консультативно-оздоровительного центра вуза: автореф. дис…канд. пед наук / Т.И.Прокопенко. – Тула, 1999.– 23 с.
19 Рыбников В.В. Формирование духовно-нравственных ценностей сту-
дентов (на занятиях по физической культуре) : автореф. дис. канд. пед. наук /
В.В. Рыбников / СГУ им. Н.Г.Чернышевского. — Саратов, 2003. — 22 с.
20 Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана / В.Н. Ягодинский – М: АО «Ассиана», 1989. – 204 с.
Профессиональная подготовка, психологическая природа и закономерности ...
... в ВУЗе. Объект исследования - личность учителя-профессионала физической культуры и личность студента факультета физической культуры. Предмет исследования - психологические особенности личности учителя- ... отличающихся высоким профессионализмом, и недостаточной изученностью модели идеального учителя физической культуры. Актуальность изучения проблемы становления личности будущего педагога позволит ...