Здоровый образ жизни как приоритетное направление в социальной сфере

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни

1.1. Понятие здорового образа жизни и его значение 6

1.2. Здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста 16

Глава 2. Популяризация здорового образа жизни в учреждениях культуры

2.1. Средства, методы и формы социально-культурной деятельности

по формированию здорового образа жизни 25

2.2. Методика организации традиционных и инновационных

форм спортивно-оздоровительных мероприятий 35

Заключение 45

Список используемой литературы 47

Введение

Актуальность темы. Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни.

Сохранение и укрепление физического здоровья населения страны — общенациональная проблема, решение которой возможно лишь на научной основе, что, в свою очередь, предполагает консолидацию усилий исследователей, работающих в смежных областях: медицине, физиологии, психологии, педагогике и т. д.

В научно-исследовательской, информационно-просветительной и практико-ориентированной деятельности, направленной на решение проблем формирования здорового образа жизни населения России значительную роль могут и должны сыграть культурно-досуговые учреждения: клубы, дома и дворцы культуры, культурно-развлекательные и культурно-оздоровительные центры, парки культуры и отдыха и др.

Значительные возможности культурно-досуговых учреждений в формировании и пропаганде здорового образа жизни обусловлены реальными предпосылками, в которых могут функционировать или функционируют учреждения этого типа.

Имеется ввиду их высокая социальная миссия, широта функций, разнообразие содержания, вариативность организационно-методических форм, альтернативность средств и методов воспитательного влияния на различные слои и группы населения. А главное — возможность развития самодеятельных начал, проявления инициативы и культурной активности самого населения, возможность привлечения к работе культурно-досуговых учреждений волонтеров, активистов-общественников, способных существенно укрепить позиции учреждений культурно-досугового типа в области физкультурно-оздоровительной деятельности.

5 стр., 2096 слов

формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности.

... ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности. Гипотеза: процесс формирования ситуативно-деловой формы общения у ... социальных связей. Психическое развитие ребенка проис-ходит на основе освоения культурно-исторического опыта, носителем которого является взрослый. Процесс социализации, формирования у ...

Объект исследования: формирование здорового образа жизни.

Предмет исследования: разнообразие содержания, форм, средств и методов культурно-досуговых учреждений в формировании и пропаганде здорового образа жизни.

Цель исследования: изучить позиции учреждений культурно-досугового типа в области физкультурно-оздоровительной деятельности.

Задачи исследования:

Изучить понятие здорового образа жизни и его значение;

Рассмотреть здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста;

Охарактеризовать физкультурно-оздоровительную деятельность учреждений культурно-досугового типа;

Определить средства, методы формы социально-культурной деятельности по формированию здорового образа жизни.

Гипотеза исследования: эффективность деятельности культурно-досуговых учреждений по формированию и пропаганде здорового образа жизни может достигаться при реализации следующих условий:

выявления и систематизации досуговых интересов детей и подростков в оздоровительных технологиях;

создания продукта/услуг соответствующих интересам детей и подростков;

взаимодействия учреждений культуры с различными общественными структурами и учреждениями социально-культурной сферы, специализирующимися на организации оздоровительного досуга.

Степень изученности проблемы.

Теоретическое осмысление основных положений и понятий настоящей курсовой работы осуществлялось на основе изучения необходимого массива специализированной литературы. Так, понятия «потребность» и «здоровый образ жизни», определение оздоровительной роли досуга достаточно подробно представлены в литературе, в частности в работах

9 стр., 4224 слов

Методические рекомендации для педагогов, психологов, организаторов профилактических мероприятий конкурсы рисунков и плакатов о здоровом образе жизни

... следующие моменты: ЗАДАЧИ конкурса агитация за здоровый образ жизни, пропаганда здорового образа жизни увеличение знаний участников конкурса и зрителей на ... больших дозах никотин тормозит, а затем и парализует деятельность клеток ЦНС. 9. Кто из звезд искусства ... три работы, а остальные - лауреаты конкурса. Ответственное учреждение за проведение такого конкурса - городское управление образования должно ...

Выявлению особенностей оздоровительного досуга в социально-культурной деятельности способствовали труды

Кроме того, характеристика физкультурно-оздоровительной деятельности учреждений культурно-досугового типа осуществлялась на основе публикаций в специализированном журнале: «Дошкольная воспитание».

Отдавая должное тому, что уже сделано другими исследователями, надо признать недостаточную разработанность некоторых важных методических проблем, связанных с реализацией потребности человека в здоровом образе жизни именно средствами социально-культурной деятельности.

Методы исследования

— метод теоретического анализа;

— контент-анализ публикаций по проблемам исследования;

— метод анкетирования.

Теоретическая значимость исследования проявилась в обосновании направлений и механизмов реализации здорового образа жизни как направления организации досуга; в выявлении взаимозависимости между детьми и подростками и, содержанием программ оздоровительного досуга.

Практическая значимость исследования: изученные материалы по здоровому образу жизни в социально-культурной деятельности могут быть использованы специалистами культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни

1.1. Понятие здорового образа жизни и его значение

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.

4 стр., 1552 слов

Перечислите критические периоды в жизни человека.

... ; ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА  Эндокринная система претерпевает изменения и разные периоды жизни человека. Например, вилочковая железа  прекращает выработку ГОРМОНА РОСТА к 25 ... , с этого времени начинаются процессы старения, т.е. 1/3 жизни человек взрослеет, а 2/3 стареет). К 60 годам снижается функция ...

Здоровый образ жизни — создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

Здоровый образ жизни — помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придётся, то и с колоссальными перегрузками.

Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.

Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. В нашей стране от ОРВИ и сезонного вируса страдает более 30 миллионов человек ежегодно. Причиной этому является то, что более чем у 80% населения слабый иммунитет. Чтобы иммунная система работала, как часы, её надо поддерживать ежедневно, а не только в период эпидемий гриппа! Как же зарядить свой иммунитет? Ответ прост — вести здоровый образ жизни.

Наиболее эффективным в деле восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, еженедельно в выходные дни, ежегодно во время очередного отпуска, используя свободное время для укрепления физического и духовного здоровья.

К важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон, прежде всего, способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна — основа здорового образа жизни. Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро, засыпать и крепко спать.

3 стр., 1241 слов

«Стрессы в жизни человека»

... Введение В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими ... на стресс 4. Влияние стресса на человека 5. Опасность стрессов для здоровья 6. Способы борьбы со стрессом 6 ... мы действительно позволяем стрессу становиться угрозой нашему здоровью и, следовательно, нашей жизни. 1.1 Виды стресса В целом, ...

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Существует несколько определений понятия ЗОЖ. Наиболее часто перечисляются различные составляющие характеристики ЗОЖ, которые тот или автор считают необходимым учесть.

Следующие составляющие здорового образа жизни:

— отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

— оптимальный двигательный режим;

— рациональное питание;

— закаливание;

— личная гигиена;

— положительные эмоции.

При анализе понятия «здоровый образ жизни» авторы включают самые разные вопросы, прямо или косвенно связанные со здоровьем человека:

— проблемы антиалкогольной, антинаркотической и антиникотиновой пропаганды

-ритмичность чередования труда и отдыха (режим)

-двигательная активность

-закаливание

-рациональное питание

-борьба со стрессом

-профилактика самоотравлений

-проблематика сексуальных отношений и профилактика венерических заболеваний

-влияние экологических факторов

-вопросы рационального питания

-борьба с вредными привычками и многое другое.

Различные подходы к пониманию феномена «здорового образа жизни» позволяют сделать вывод о том, что он объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Аспекты, характеризующие ЗОЖ. Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психа — интеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.

3 стр., 1039 слов

Значение сна в жизни человека

... РЕФЕРАТ Значение сна в жизни человека План Введение 1. Концепции сна 2. Гигиена сна 3. ... старше – 8 часов и сутки. Таким образом, взрослый человек проводитв состоянии сна около трети своей жизни. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет важное ... бы вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого и здоровогосна человек испытывает ощущение свежести и бодрости. Концепции сна В современной ...

Академик Лисовский В.А. в понятие «образ жизни» включает важный фактор — медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:

1. характер активности людей — интеллектуальное, физическое.

2. сферы активности — трудовая, нетрудовая.

3. виды (формы) активности производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская, и др. виды. (формы активности).

Как видно из рассмотренной структуры образа жизни, можно говорить, что это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.

Образ жизни — это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни — это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини — и макросреде, быт и обустройство своего жилища.

Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Можно дать несколько понятий для здоровья, образа жизни, болезни и профилактики. Термин здоровье невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия.

Но, ни одно их них не может, раскрыт его в полном объеме. Это и понятно, потому что сам человек неоднозначен, не только внешне, но и внутренне. Неоднозначно его поведение, восприятие, взгляды, мысли, поступки, реакции на то или иное воздействие. Разные люди отражают действительность совершенно по-разному. Но самое, пожалуй, интересное состоит в том, о один и тот, же человек на одно и, то, же воздействие в разное время реагирует совершенно по-разному.

7 стр., 3237 слов

Роль центра социального обслуживания в повышении качества жизни пожилых людей

... тех особенностях пожилых людей, которые связаны с возрастом. Пожилыми считаются люди совершенно разного возраста и, соответственно, с разным самочувствием в жизни. Поэтому одинаково справедливы ... Гипотеза: качество жизни одиноких пожилых людей имеет ряд особенностей, отражающихся на эмоционально-психологическом состоя-нии, на удовлетворенности пожилых людей состоянием здоровья, вследствие чего ...

Верное по смыслу определение, тем не менее, не отражает всех возможных состояний человека. Оно по нашему мнению, наделено вполне очевидной абстракцией. Самым серьезным недостатком этого определения является отсутствие в нем, каких-либо упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков и умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь формирует культуру человека. Конечно, в данном случае речь идет о медицинской, а более точно — о гигиенической культуре как элемент общечеловеческой культуры.

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально — психологических ситуаций.

Образ жизни — это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья не как на некую абстракцию, а как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной цели.

Что же такое болезнь? Дать исчерпывающее определение болезни — дело прямо скажем, совершенно безнадежное. Мы пытались дать свое определение этому понятию. Для этого нам надо, прежде всего, уяснить, от чего врач отталкивается, делая свое заключение: «Вы совершенно здоровы» или напротив: «Вы совершенно больны». Суждения врача базируются на понятии «норма».

Норма — это совершенно определенная систе…

Список использованной литературы

1.Абрамовская, В. Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении [Текст] / В.Ф.Абрамовская. — Сыктывкар: Коми РИПКО, 2011. — С.19−24.

2.Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ [Текст] / И.Е.Аверина. — М.: Айрис, 2012. — 144 с.

3.Адашкявичене, Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст] / Э.Й. Адашкявичене. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с.

4.Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье [Текст] / Н.М. Амосов. — М.: Физкультура и спорт, 2011. — 64 с.

5.Аршавская, Э. И. Очерки по возрастной физиологии [Текст] / Э.И.Аршавская. — М.:Алатейя, 2013. — 218 с.

6.Багнетова, Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст] / Е.А.Багнетова. — Ростов нД.: Феникс, 2014. — 251 с.

7.Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности [Текст]: учебное пособие / Т.И.Бакланова. — М., 2011.

8.Баранов, А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / А.Баранов. // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 9. — С. 6−11.

9.Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Т.Л.Богина. — М.: Мозаика — Синтез, 2012. — 112 с.

10.Вайнер, Э.Н. Валеология [Текст] / Э.Н.Вайнер. — М.: Флинта, 2012. — 416 с.

11.Воротилкина, И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / И.М.Воротилкина. — М.: НЦ ЭНАС, 2012. — С. 29.

12.Гершунский, Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика [Текст] / Б.С.Гершунский. — Киев, 2015. — 340 с.

13.Голубева, Л.Г. Проблемы физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе [Текст] / Л.Г.Голубева. — М.: ГНОМ, 2015. — С. 18−31.

14.Гончаренко, М.С. Основы валеологического питания [Текст] / М.С.Гончаренко. — Харьков: Бурун Книга, 2011. — 368 с.

15.Даценко, И.И. Воздушная среда и здоровье [Текст] / И.И.Даценко. — Львов: Вища школа, 2011. — 102 с.

16.Денисов, Н.Г. Региональные субъекты социокультурного развития и функции [Текст] / Н.Г.Денисов. — М.: МГУКИ, 2012. — 276 с.

17.Дзятковская, Е.Н. Растем здоровыми [Текст] / Е.Н. Дзятковская, В.А.Доскин — М.: Просвещение, 2012. — 110 с.

18.Дридзе, Т.М. Основы социокультурного проектирования [Текст] / Т.М. Дридзе, Э.А.Орлова. — М.: Просвещение, 2012. — 342 с.

19.Жарков, А.Д. Организация культурно-просветительной работы [Текст]: учеб. пособие / А.Д.Жарков. — М.: Просвещение, 2013. — 190 с.

20.Жарков, А.Д. Технология социокультурной деятельности [Текст]: учебное пособие /Жарков А.Д. — М.: ОАО «Сфера», 2013. — 158 с.

21.Жбанова, Л. С. Организация спортивных досугов, дней здоровья, туристических походов / Активный отдых в детском саду [Текст] / Л.С.Жбанова. — М.: Просвещение, 2012. — 96 с.

22.Киселева, Т.Г. Социально — культурная деятельность [Текст] / Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников. — М.: МГУКИ, 2012. — 539 с.

23.Кольцова, М.М. Морфофункциональные константы детского организма [Текст] / М.М.Кольцова, Л.К.Семенова. — М.: Синтез, 2012. — 109 с.

24.Кудрина, Е.Л. Система планирования в организации социально — культурной сферы [Текст] / Е.Л.Кудрина, Л.И.Рудич. — М.: МГУКИ, 2015. — 456 с.

25.Куинджи, Н. Н. Валеология. Пути формирования здоровья дошкольников [Текст] / Н.Н.Куинджи. — М.: Просвещение, 2013. — 314 с.

26.Ладодо, К. С. Современные подходы к организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / К.С.Ладодо. — М.: Современная школа, 2016. — 132 с.

27.Лисовский, В.А. Человек, экология, питание и здоровье [Текст] / В.А.Лисовский — Спб.: Наука, 2012. — 203 с.

28.Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования [Текст] / А.П.Марков, Г. М.Бирженюк. — СПб.: ИГУП, 2013. — 364 с.

29.Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст] / В.В.Марков. — М.: Академия, 2013. — 320 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector